ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р ИСО
7825-2005
|
СУДОСТРОЕНИЕ
ПАЛУБНЫЕ
МЕХАНИЗМЫ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ISO 7825:1985
Shipbuilding - Deck machinery - General requirements
(IDT)
Москва
Стандартинформ
2006
Предисловие
Цели и
принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №
184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных
стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1
ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом по стандартизации и
сертификации «Лот» ФГУП ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова» на основе аутентичного
перевода международного стандарта, указанного в пункте 4
2
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 005 Судостроение»
3
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 28 декабря 2005 г. № 391-ст
4 Настоящий стандарт
идентичен международному стандарту ИСО 7825:1985 «Судостроение. Палубные механизмы.
Общие требования» (ISO 7825:1985 «Shipbuilding -
Deck machinery - General requirements»)
5
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация
об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок
- в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В
случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее
уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты
размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном
сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет
ГОСТ Р ИСО 7825-2005
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судостроение
ПАЛУБНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Общие требования
Shipbuilding. Deck
machinery. General requirements
Дата введения - 2007-01-01
1
Область применения
Настоящий
стандарт устанавливает общие технические характеристики палубных механизмов
любого типа, не рассмотренные подробно в соответствующих стандартах на конкретные
виды палубных механизмов. Если некоторые пункты настоящего стандарта
противоречат отдельным требованиям стандартов на конкретные виды палубных
механизмов, то следует руководствоваться последними.
2
Конструкция
Материал,
применяемый в конструкциях различных узлов, должен соответствовать стандартам
на материалы. Изготовитель несет ответственность за прочность всех узлов,
подверженных нагрузкам, при условии эксплуатации палубных механизмов в
соответствии с условиями договора.
Сварка и
технология ее производства должны соответствовать требованиям национальных
стандартов.
3
Барабан
При
отсутствии соответствующего стандарта размеры барабанов и их канатоемкость
должны определяться в зависимости от диаметра, материала (стальной или
синтетический) и других характеристик каната, намотанного на барабан.
Высота реборд
барабана должна быть такой, чтобы реборда возвышалась над верхним слоем навивки
на 2 диаметра стального каната или на 1,5 диаметра синтетического каната.
Данное требование распространяется на барабаны без канатоукладчика.
4
Рычаги, педали, маховики, рукоятки и кнопки управления
4.1 Рычаги
Рычаги следует
устанавливать в доступных, хорошо видных местах для обеспечения полной
безопасности при работе. Они должны быть сконструированы и размещены таким образом,
чтобы обеспечивалась информативность и безошибочность оперирования ими. Кроме
того, они должны быть защищены от случайного воздействия.
Максимальный
ход рычагов не должен превышать 600 мм при движении только в одном направлении
или 300 мм в каждую сторону от центрального положения при движении в обоих
направлениях. Они должны перемещаться вправо при выбирании и влево при
травлении или назад при выбирании и вперед при травлении.
Иными словами,
рычаг должен перемещаться в заданном направлении.
Тормоз с
рычажным управлением должен включаться при движении рычага «на себя» и
выключаться при движении рычага «от себя».
Ручное усилие
оператора на тормоз не должно превышать 160 Н.
4.2 Педали
Педаль
предназначена для управления тормозом в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к самому тормозу.* Максимальное перемещение педали не должно
превышать 250 мм. Усилие оператора не должно превышать 320 Н.
*
Нормально замкнутому или нормально разомкнутому.
4.3 Маховики и рукоятки
Маховик или
рукоятка должны приводить в действие тормоз при повороте по часовой стрелке и
освобождать его при повороте против часовой стрелки. Ручное усилие оператора не
должно превышать 250 Н при регулировании скорости и 500 Н в любой другой
момент.
4.4 Кнопки управления
При отсутствии
постоянного автоматического управления должны быть предусмотрены отдельные
кнопки для каждого направления движения.
В любом случае
при нажатии кнопок механизм должен включаться и при их отпускании
останавливаться и надежно удерживаться на тормозе.
При необходимости
данные кнопки могут быть заменены двумя кнопками «Пуск» и «Стоп».
4.5 Эксплуатационная маркировка
Все элементы
управления должны иметь постоянную отличительную маркировку, кроме случаев,
когда их назначение очевидно. При необходимости на хорошо видном месте должна
быть нанесена инструкция.
5
Доступ для осмотра
Должен
быть предусмотрен достаточный и свободный доступ для осмотра редуктора,
подшипников, тормозов и т.д.
6
Смазка
Должны
быть предусмотрены в достаточном количестве легко доступные места для смазки
всех деталей вручную как маслом, так и пластичной смазкой.
Ниппели должны
быть стандартного типа и соответствовать национальным стандартам.
Ниппели должны
быть установлены так, чтобы исключалось их повреждение от механических ударов и
трения и обеспечивалась защита от грязи и нарушения покрытия. К ниппелям должен
быть обеспечен свободный доступ.
Редукторы
должны быть снабжены легко доступными средствами для контроля за уровнем смазки
и сливными пробками.
Смазка должна
сохраняться при наклоне механизмов под любым углом до 15° в любом направлении.
7
Требования безопасности
Все
открытые передачи и движущиеся поверхности должны иметь защиту.
Электрические
кабели и электрооборудование, которые могут подвергаться ударам и трению
канатами или грузом, должны быть защищены трубами или другими средствами.
Должна быть
предусмотрена достаточная защита, предотвращающая возможность контакта людей с
поверхностями, имеющими температуру более 50 °С.
Эта
температура не пригодна для гидросистем.
8
Защита поверхности
Перед
нанесением защитного покрытия металлические поверхности должны быть очищены от
следов влаги, масла, смазки, грязи, брызг от сварки, заусенцев и других
загрязнений.
Все стальные
поверхности, не защищенные смазкой или покрытием любого другого типа, должны
быть очищены до белого металла пескоструйным аппаратом и покрыты одним слоем
эпоксидной цинкосодержащей краски, тип и толщина покрытия которой выбираются по
согласованию между изготовителем и заказчиком.
9
Условия окружающей среды
Палубные
механизмы должны быть рассчитаны на нормальную эксплуатацию всех их узлов при
температуре от минус 20 °С до плюс 60 °С.
Примечание - Более широкий
диапазон температур для постоянной работы может быть указан потребителем во
время заключения контракта.
10
Маркировка
Все
механизмы должны иметь постоянную маркировку, содержащую:
а)
наименование фирмы-изготовителя и страны;
б) обозначение
согласно соответствующему национальному стандарту.
Ключевые
слова: судостроение, палубные механизмы, детали машин, технические
характеристики, требования к надежности
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения. 2
2
Конструкция. 2
3
Барабан. 2
4
Рычаги, педали, маховики, рукоятки и кнопки управления. 2
5
Доступ для осмотра. 3
6
Смазка. 3
7
Требования безопасности. 3
8
Защита поверхности. 3
9
Условия окружающей среды.. 4
10 Маркировка. 4
|