Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

54 страницы

Устанавливает требования и связанные с ними методы испытаний к системам электропитания и системам управления кресел-колясок с электроприводом и скутеров (далее - кресла-коляски). Стандарт устанавливает допустимый уровень требований по обеспечению безопасности пользователя при нормальной эксплуатации кресел-колясок, а также в некоторых случаях неправильного обращения с креслом-коляской или его повреждения. Стандарт также устанавливает методы измерения усилий, необходимых для управления креслом-коляской, и определяет ограничения усилий, необходимых для отдельных операций. Стандарт распространяется на кресла-коляски и скутеры с электрическими источниками питания, предназначенные для перемещения с максимальной скоростью не более чем 15 км/ч внутри и/или вне помещения одного лица с ограничениями жизнедеятельности, чья масса находится в диапазоне, определенном в ИСО 7176-11.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Оборудование для испытаний и средства измерений

5 Подготовка кресла-коляски к испытаниям

     5.1 Оснащение кресла-коляски

     5.2 Нагружение кресла-коляски

     5.3 Характеристики кресла-коляски

     5.4 Документация на кресло-коляску

     5.5 Регистрация данных

6 Процедура испытаний

     6.1 Порядок проведения испытаний

     6.2 Аккумуляторные батареи

     6.3 Условия проведения испытаний

7 Устойчивость к единичному отказу

     7.1 Условия единичного отказа

     7.2 Отказы в работе контроллера при подаче командного сигнала

     7.3 Отказ выходного устройства контроллера

     7.4 Способность остановиться при прекращении подачи питания

8 Конструктивные особенности

     8.1 Выключатель

     8.2 Потребление тока в выключенном состоянии

     8.3 Сигнал управления во включенном состоянии

     8.4 Безопасность функционирования при разрядке комплекта аккумуляторных батарей

     8.5 Защита от чрезмерной разрядки

     8.6 Защита контроллера от повышенного напряжения

     8.7 Отключение во время движения

     8.8 Средства измерений

     8.9 Запрет на движение во время зарядки

     8.10 Падение напряжения на соединительных проводах при зарядке

     8.11 Подвижность без источника питания

     8.12 Тормоза

     8.13 Защитные экраны аккумуляторной батареи

     8.14 Обозначения

     8.15 Защита движущихся частей

     8.16 Использование в сочетании с другими устройствами

9 Защита от удара электрическим током, ожогов, возгорания и взрыва

     9.1 Электроизоляция

     9.2 Защита от электрически неизолированных частей

     9.3 Защита электрических цепей

     9.4 Защита в застопоренном состоянии

     9.5 Температура поверхности

     9.6 Отсоединение аккумуляторной батареи

     9.7 Огнестойкость

10 Эргономика

     10.1 Интерфейс пользователя

     10.2 Прикладываемые усилия

     10.3 Положение дисплея

     10.4 Индикатор включено/выключено

     10.5 Разъемы

     10.6 Акустические шумы

     10.7 Устройство звуковой сигнализации (клаксон)

11 Надежность

     11.1 Устройства управления

     11.2 Выключатели

     11.3 Разъемы

12 Электрические разъемы

     12.1 Взаимозаменяемость

     12.2 Монтаж проводов

     12.3 Цвета проводов

     12.4 Потери энергии в межаккумуляторных разъемах

13 Требования к экологии

     13.1 Попадание внутрь твердых/жидких веществ

     13.2 Утечка вещества наружу

     13.3 Электромагнитная совместимость

14 Неправильное и неаккуратное использование

     14.1 Обратная полярность комплекта аккумуляторных батарей

     14.2 Целостность защитных экранов

15 Информация, поставляемая с креслом-коляской, относящаяся к системам управления

     15.1 Общие положения

     15.2 Подсоединение аккумуляторной батареи и схема защитной цепи

     15.3 Эксплуатация кресла-коляски

     15.4 Информация о безопасности, предназначенная для пользователя

     15.5 Съемные части

     15.6 дополнительные риски

16 Отчет об испытании

17 Информация, предоставляемая изготовителем

Приложение А (справочное) данные по защите и параметрам проводки кресла-коляски

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации

Библиография

 

54 страницы

Дата введения01.04.2014
Добавлен в базу01.11.2014
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

16.11.2012УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии934-ст
РазработанФГУП СТАНДАРТИНФОРМ
ИзданСтандартинформ2014 г.

Wheelchairs. Part 14. Power and control systems for electric wheelchairs and scooters. Requirements and test methods

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТ Р исо

7176-14—

2012

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Часть 14

Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом и скутеров. Требования и методы испытаний

ISO 7176-14:2008

Wheelchairs — Part 14: Power and control systems for electric wheelchairs and scooters — Requirements and test methods (IDT)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2014

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Технические средства для инвалидов»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2012 г. № 934-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7176-14:2008 «Кресла-коляски. Часть 14. Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом и скутеров. Требования и методы испытаний» (ISO 7176-14:2008 «Wheelchairs — Part 14: Power and control systems for electric wheelchairs and scooters — Requirements and test methods»).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 7176-14-2005

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

© Стандартинформ, 2014

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

И

ГОСТ Р ИСО 7176-14-2012

a)    ключ прерывания на основе фотоэлемента, способного реагировать на отражательную направляющую ленту или на источник света на испытательной плоскости;

b)    «пятое колесо», способное фиксировать пройденное расстояние, причем записывающее устройство запускается переключателем.

4.6    Источник питания с напряжением, регулируемым в диапазоне от 0,25 до 1,5 Вр, где Вр — номинальное напряжение комплекта аккумуляторных батарей, выраженное в вольтах.

Источник питания должен быть способен выдавать пиковое значение тока, которое может создать комплект аккумуляторных батарей во время работы кресла-коляски, и выдерживать пиковое значение тока обратной полярности при возвращении энергии в аккумулятор, возникающее при работе кресла-коляски. При этом во всем диапазоне изменения тока изменение напряжения не должно превышать 5 %В,

4.7    Пробник В, как определено в МЭК 61032.

4.8    Пробник 18, как определено в МЭК 61032.

1 — динамометр; 2 — стопорная пластина

Рисунок 1 - Пробник 11


4.9    Пробник 11, как определено в МЭК 61032, может быть оборудован динамометром (см. 4.11). См. рисунок 1.

5

4.10    Малый нешарнирный (прямой) пробник, устроенный так же как пробник 18 (см. 4.8), но без шарнира, приспособленный для подсоединения к динамометру (см. 4.11) как с удлинением для ручки, так и без него.

4.11    Динамометр, который способен проводить измерения сил в диапазоне от 0 до 150 Н с шагом 1 Н и с точностью ± 1 Н.

4.12    Динамометр для устройств управления, способный измерять усилия в диапазоне от 0 до 10 Н с шагом 0,1 Н и точностью ± 0,1 Н и который может быть оснащен сферическим наконечником радиусом (5 ± 0,2) мм.

4.13    Средство для измерения избыточного относительно атмосферного давления, способное измерять избыточное относительно атмосферы давление в диапазоне от 0 до 20 кПа с шагом 200 кПа и точностью ± 200 Па.

4.14    Устройство для измерения степени разряжения относительно атмосферы, способное измерять пониженное относительно атмосферного давление в диапазоне от 0 до 20 кПа с шагом 200 кПа и точностью ± 200 Па.

4.15 Испытательная электрическая цепь, собранная в соответствии со схемой, показанной на рисунках 2 и 3, состоящая из следующих элементов:

a)    амперметр постоянного тока для измерения постоянного тока в диапазоне от 0 до 10 мА с шагом 1 мА и точностью ± 1 мА, способный выдерживать ток 100 мА;

b)    резистор сопротивлением R ± 5 %, где R (в омах) вычисляется из следующего выражения:



0,1


где UB — номинальное напряжение комплекта аккумуляторных батарей. Пример — При 12 В R = 120 Ом; при 24 В R = 240 Ом.

Минимальная мощность Р (в ваттах) резистора вычисляется по формуле

P=0,UJB,


с) пробник 11 (см. 4.9).


1


<



П±

12

Т-


1 — пробник; 2 — комплект аккумуляторных батарей Рисунок 2 — Испытательная цепь при подключении к положительному полюсу


1


<



12

_Т-


1 — пробник; 2 — комплект аккумуляторных батарей


Рисунок 3 — Испытательная цепь при подключении к отрицательному полюсу


6


ГОСТ Р ИСО 7176-14-2012

4.16    Автоматический выключатель, который управляется вручную, способный прерывать максимально возможный ток комплекта аккумуляторных батарей таким образом, чтобы напряжение на выключателе и подводящих проводах в момент разрыва цепи не превышало 10 % номинального напряжения комплекта аккумуляторных батарей.

Примечание — Типичные аккумуляторные батареи кресла-коляски имеют максимальный ток короткого замыкания в несколько сотен ампер.

4.17    Средства, удерживающие кресло-коляску в неподвижном состоянии, когда все колеса приподняты над землей и могут свободно вращаться.

4.18    Средства для измерения уровня звукового давления с точностью ± 3 дБ (по шкале А).

4.19    Проволочная термопара с соответствующим устройством для индикации температуры с точностью ± 2 °С.

4.20    Средства для измерения тока двигателя с точностью ± 5 % максимального тока застопоренного двигателя кресла-коляски.

4.21    Испытательный трек, как определено в ИСО 7176-4.

4.22    Вольтметр, способный измерять напряжение комплекта аккумуляторных батарей с точностью ±1 %.

4.23    Переменный резистор, значение сопротивления которого регулируется в диапазоне от 20 кОм до 1 МОм.

5 Подготовка кресла-коляски к испытаниям
5.1    Оснащение кресла-коляски

Полностью оснащают кресло-коляску в соответствии с ИСО 7176-22.

Примечание — Для некоторых испытаний установка аккумуляторной батареи может быть изменена.

5.2    Нагружение кресла-коляски

Если это необходимо для конкретного испытания, нагружают кресло-коляску, используя один из следующих способов:

a)    испытательный манекен, как определено в ИСО 7176-22, который выбирается и подгоняется, как определено в настоящем стандарте;

b)    человек-испытатель в сочетании сдополнительным грузом, равномерно распределенным вдоль

сиденья кресла-коляски так, чтобы их суммарная масса соответствовала массе манекена в пределах +2 _ . о кг, определенной в перечислении а).

Если манекен устанавливают на кресло-коляску с приспособлением для поддержки таза спереди, необходимо использовать это приспособление для фиксации манекена.

Если в качестве нагрузки используется человек-испытатель, необходимо принять меры предосторожности, гарантирующие его безопасность.

Примечание — Использование передней поддержки таза человеком-испытателем может оказаться опасным, например, в случае, если необходимо быстро покинуть кресло.

5.3    Характеристики кресла-коляски

Измеряют и записывают максимальную скорость кресла-коляски на горизонтальной поверхности, как определено в ИСО 7176-6.

Измеряют и записывают максимальный тормозной путь L, при скорости (0,5 ± 0,05) v кресла-коляски, движущегося вниз по наклонной плоскости (см. 4.1), как описано в ИСО 7176-3, при нормальных условиях работы.

5.4    Документация на кресло-коляску

Получают схему электрооборудования для кресла-коляски от изготовителя.

7

5.5 Регистрация данных

Для каждого испытания регистрируют следующую информацию:

a)    оборудование кресла-коляски, установленного для испытаний;

b)    положение любой регулируемой составной части системы поддержи тела;

c)    батареи изготовителя и батареи контрольного (эталонного) типа;

d)    массу и конфигурацию манекена или массу человека-испытателя, если таковые используются.

6    Процедура испытаний
6.1    Порядок проведения испытаний

Испытания, которые проводят с учетом требований разделов 7—14, могут быть выполнены в любом порядке, если не оговорено иное. Нужно полностью восстановить кресло-коляску от проведенных модификаций, прежде чем начать другое испытание. Ремонтируют или заменяют любую поврежденную в процессе испытания деталь кресла-коляски, прежде чем начать другое испытание. Регистрируют каждый ремонт в испытательном отчете. Повторяют применяемые процедуры, определенные в разделе 5, после каждого ремонта.

6.2    Аккумуляторные батареи

Изготовитель обязан указать номинальное напряжение и напряжение отсечки комплекта аккумуляторных батарей.

6.3    Условия проведения испытаний

Испытания проводят при температуре окружающей среды (20 ± 5) °С.

7    Устойчивость к единичному отказу
7.1    Условия единичного отказа
7.1.1    Общие положения

В случае возникновения в кресле-коляске условия единичного отказа должны быть предприняты соответствующие меры для устранения или, насколько это возможно, для уменьшения возникших рисков. Однако системы управления креслом-коляской сложны и разнообразны, что делает затруднительным вынесение конкретных требований. Кроме того, из-за увеличивающейся интеграции электронных устройств, которые обычно используются в системах управления, вполне возможно, что персонал, принимающий участие в испытаниях, не имеет прямого доступа ко многим функциональным элементам.

Примечание — В настоящем стандарте испытание программного обеспечения не рассматривается из-за невозможности его выполнения.

7.1.2    Требования

Изготовитель должен предпринять соответствующие меры для устранения или уменьшения, насколько это возможно, опасной ситуации, возникающей при единичном отказе.

Примечание — Условия единичного отказа, наблюдаемые для кресла-коляски, заключаются в следующем:

-    обрыв и закорачивание проводников и подводящих проводов;

-    воздействие на электронные компоненты жидкостей, таких как капли дождя и мочи;

-    отказ элемента, такой как утечка, внутреннее короткое замыкание, состояние блокировки схемы.

Изготовитель обязан указать для персонала, принимающего участие в испытаниях, меры, которые обеспечивают безопасность кресла-коляски при возникновении единичного отказа.

7.2    Отказы в работе контроллера при подаче командного сигнала
7.2.1 Общие требования

Важно, чтобы ошибочный командный сигнал, связанный с обрывом цепи, коротким замыканием или наличием тока утечки, не приводил к возникновению опасной ситуации.

8

ГОСТ Р ИСО 7176-14-2012

7.2.2    Требования

7.2.2.1    Оснащение кресла-коляски должно гарантировать, что нарушение подачи командного сигнала из-за размыкания цепи или короткого замыкания:

a)    не приводит к потере управляемости креслом-коляской, кроме как к его остановке;

b)    не препятствует остановке кресла-коляски, если устройство управления приведено в положение остановки;

c)    не приводит к опасной ситуации.

Во время проведения испытаний в соответствии с 7.2.3.2 и 7.2.3.3 кресло-коляска не должно опрокидываться и должно останавливаться, пройдя расстояние, не превышающее 5Lr

72.2.2    Во время проведения испытаний в соответствии с 7.2.3.4 кресло-коляску не должно:

a)    приводить к повороту ведущего колеса со скоростью более чем 0,1 м/с;

b)    приводить к перемещению больше чем на 10 мм любой части кресла-коляски, которая обычно соприкасается с пользователем;

c)    приводить к опасной ситуации (например, пожару).

7.2.3 Процедура испытания

Предупреждение: Это испытание может быть опасным. Весьма важно, чтобы были приняты соответствующие меры предосторожности для обеспечения безопасности персонала, принимающего участие в испытаниях. Место испытания должно быть достаточно просторным, чтобы обеспечить начальное движение кресла-коляски с максимальной скоростью в произвольном направлении.

7.2.3.1    Подготовка

7.2.3.1.1    Проверяют кресло-коляску и схему подсоединения относительно положения:

-    проводников устройства управления, которые обеспечивают подведение сигналов, отвечающих за управление скоростью и направлением движения кресла-коляски;

-    проводников, которые обеспечивают подведение питания и/или контрольных сигналов к устройству управления;

-    проводников, которые обеспечивают подведение сигналов, участвующих в управлении тех частей кресла-коляски, которые обычно соприкасаются с пользователем;

-    проводников, которые могут внести сбой в сигналы, могущие повлиять на управляемость кресла-коляски.

Примечание — Соответствующие проводники могут включать в себя отдельные провода, элементы подводки, клеммы, участки печатных плат.

7.2.3.1.2    Определяют по одной точке в каждом из проводников, указанных в 7.2.3.1.1, которая может быть использована для разрыва цепи в нем.

7.2.3.1.3    Для каждого из проводников, указанных в 7.2.3.1.1, определяют все другие проводники, где можно ожидать возникновение короткого замыкания.

7.2.3.1.4    Среди проводников, указанных в 7.2.3.1.1, определяют те, которые используются для передачи аналогового сигнала.

7.2.3.1.5    Для каждого из проводников, указанных в 7.2.3.1.4, определяют все другие проводники, между которыми можно ожидать возникновение утечки из-за попадания жидкости.

Примечание 1 — Примеры, которые включают рассмотренные случаи: проводники кабеля, соединяющего защитный экран управляющего устройства с другим элементом или защитным экраном; расположенные рядом клеммы открытых проводников на защитном экране управляющего устройства; расположенные рядом проводники внутри защитного экрана управляющего устройства, которые могут намокнуть в случае повреждения защитного экрана и попадания влаги вовнутрь.

Примечание 2 — Примеры проводников, которые не включают рассмотренные случаи: проводники в герметизированных блоках внутри защитного экрана управляющего устройства; дорожки или участки печатных плат.

Примечание 3 — Можно предположить, что защитные экраны, которые не допускают попадания воды при проведении испытания, определенного в 13.1, после проведения испытания на удар, определенного в 14.2, вряд ли пропустят жидкость, за исключением тех, которые содержат хрупкие гибкие элементы как часть защиты от воздействия окружающей среды, наподобие обычного пыльника джойстика.

7.2.3.2 Испытание на разрыв цепи

Обеспечивают условия для проведения испытания кресла-коляски на наклонной испытательной плоскости (см. 4.1).

9

Выключают контроллер и отсоединяют его от комплекта аккумуляторных батарей. Для одной из точек, указанных в 7.2.3.1.2, отсоединяют проводник, который подлежит проверке, и подсоединяют его обратно в исходное состояние через выключатель. Замыкают выключатель и снова подсоединяют комплект аккумуляторных батарей.

Включают контроллер. Отмечают положение метки на наклонной испытательной плоскости и приводят в движение кресло-коляску вперед прямо вниз по наклонной испытательной плоскости до тех пор, пока скорость не достигнет (0,5 ± 0,05) v. Когда кресло-коляска достигнет метки, размыкают выключатель.

Измеряют вдоль центральной линии колеи ведущих колес расстояние, пройденное до остановки, с точностью ±100 мм.

Выключают контроллер и замыкают выключатель.

Возвращают в исходное состояние и/или заменяют устройства защиты цепи.

Включают контроллер. Отменяют положение метки на наклонной испытательной плоскости и приводят в движение кресло-коляску вперед прямо вниз по наклонной испытательной плоскости до тех пор, пока скорость не достигнет (0,5 ± 0,05) v. Когда кресло-коляска достигнет метки, размыкают выключатель и устанавливают управляющее устройство в положение остановки.

Измеряют вдоль центральной линии колеи ведущих колес расстояние, пройденное до остановки, с точностью ±100 мм.

Возвращают в исходное состояние и/или заменяют устройства защиты цепи.

Повторяют испытание для каждого проводника, указанного в 7.2.3.1.2.

7.2.3.3    Испытание на короткое замыкание

Обеспечивают условия для проведения испытания кресла-коляски на наклонной испытательной плоскости (см. 4.1).

Выключают контроллер и отсоединяют комплект аккумуляторных батарей.

Добиваются, чтобы пара проводников, указанных в 7.2.3.1.3, оказалась соединенной друг с другом через выключатель, без изменения изначальных подсоединений (для того чтобы моделировать короткое замыкание).

Размыкают выключатель и снова подсоединяют комплект аккумуляторных батарей.

Включают контроллер. Отмечают положение метки на наклонной испытательной плоскости и приводят в движение кресло-коляску вперед прямо вниз по наклонной испытательной плоскости до тех пор, пока скорость не достигнет (0,5 ± 0,05) v. Когда кресло-коляска достигнет метки, замыкают выключатель.

Измеряют вдоль центральной линии колеи ведущих колес расстояние, пройденное до остановки, с точностью ± 100 мм.

Выключают контроллер и размыкают выключатель

Возвращают в исходное состояние и/или заменяют устройства защиты цепи.

Включают контроллер. Отмечают положение метки на наклонной испытательной плоскости и приводят в движение кресло-коляску вперед прямо вниз по наклонной испытательной плоскости до тех пор, пока скорость не достигнет (0,5 ± 0,05) v. Когда кресло-коляска достигнет метки, замыкают выключатель и устанавливают управляющее устройство в положение остановки.

Измеряют вдоль центральной линии колеи ведущих колес расстояние, пройденное до остановки, с точностью ± 100 мм.

Возвращают в исходное состояние и/или заменяют устройства защиты цепи.

Повторяют испытание для каждой комбинации двух проводников из тех, которые указаны в 7.2.3.1.3.

7.2.3.4    Испытание на влияние тока утечки

Удерживают кресло-коляску с помощью соответствующего устройства (см. 4.17) в безопасном положении с поднятыми над землей и свободно вращающимися ведущими колесами.

Выключают контроллер и отсоединяют комплект аккумуляторных батарей.

Добиваются, чтобы пара проводников, указанных в 7.2.3.1.5, оказалась соединенной друг с другом через переменный резистор (см. 4.23) без изменения изначальных подсоединений (для того чтобы моделировать наличие тока утечки). Устанавливают переменный резистор на его максимальное значение.

Снова подсоединяют комплект аккумуляторных батарей и включают контроллер.

Регулируют сопротивление переменного резистора со скоростью изменения, не превышающей 10 % всего запаса регулирования в секунду, ю

ГОСТ Р ИСО 7176-14-2012

Изменяют сопротивление, наблюдают, происходит ли вращение любого из ведущих колес с линейной скоростью более чем 0,1 м/с, и не смещается ли любая из частей кресла-коляски, которые обычно соприкасаются с пользователем, более чем на 10 мм.

Возвращают в исходное состояние и/или заменяют устройства защиты цепи.

Повторяют испытание для каждой комбинации двух проводников из тех, которые указаны в 7.2.3.1.5.

7.3 Отказ выходного устройства контроллера

7.3.1    Общие положения

Важно, чтобы отказ любого выходного устройства не приводил к потере управляемости кресла-

коляски, кроме как к его остановке.

Примечание — Силовой транзистор является общим выходным устройством.

7.3.2    Основные требования

Должны быть созданы условия, которые гарантируют, что в случае отказа любого выходного устройства не будет потеряна управляемость кресла-коляски, кроме как его остановка.

Во время проведения испытаний в соответствии с 7.3.3.2 и 7.3.3.3 кресло-коляска должно:

a)    не создавать опасной ситуации;

b)    останавливаться внутри отрезка, равного 5L, (см. 5.3), либо:

1)    когда срабатывает выключатель (не важно на разрыв или замыкание, в зависимости от того, проводится испытание на короткое замыкание или обрыв цепи) при достижении метки, либо

2)    когда условие перечисления 1) не реализовано, но устройство управления переводится в положение остановки при достижении метки.

7.3.3    Метод испытания

7.3.3.1    Подготовка к испытанию

Предупреждение: Это испытание может быть опасным. Весьма важно, чтобы были приняты соответствующие меры предосторожности для обеспечения безопасности персонала, принимающего участие в испытаниях. Место испытания должно быть достаточно просторным, чтобы обеспечить начальное движение кресла-коляски с максимальной скоростью в неуправляемом режиме.

Создают условия для движения кресла-коляски вниз по наклонной плоскости (см. 4.1) со скоростью (0,5 ± 0,05) V.

Устанавливают выключатель (см. 4.16) между комплектом аккумуляторных батарей и контроллером кресла-коляски.

Проверяют электрическую схему подсоединения кресла-коляски и определяют:

a)    какие устройства обеспечивают подачу и регулирование тока силовых двигателей и рулевого управления;

b)    какие устройства защиты, если таковые имеются, обеспечивают защиту соответствующих устройств и каков рекомендуемый номинальный ток для этих устройств защиты;

c)    если кресло-коляска имеет два силовых двигателя, один слева и один справа, являются ли схемы, регулирующие мощность правого и левого двигателей, идентичными.

Если имеет место ситуация, указанная в перечислении с), испытывают устройства, обеспечивающие подачу и регулирование тока, для каждого двигателя отдельно либо для обоих двигателей сразу.

Примечание 1 — В процедурах, приведенных в 7.3.3.2 и 7.3.3.3, подразумевается, что выключатель может быть подсоединен к устройству, которое обеспечивает подводку тока к силовому двигателю или рулевому управлению. Часто это не практично. В таких случаях выключатель может быть подключен к одному из проводников в цепи управления, что позволяет включать или выключать данное устройство. В этих случаях выключатель может подключать ток управления данного устройства. В случае необходимости следует обратиться за советом к изготовителю.

Примечание 2 — В случае необходимости обращаются за советом к изготовителю по поводу максимального тока, который может протекать при коротком замыкании или обрыве цепи в любом выходном устройстве.

7.3.3.2    Испытание на обрыв цепи

Повторяют следующую процедуру для каждого выходного устройства, указанного в 7.3.3.1, перечисление а).

11

Выключают контроллер и отсоединяют его от комплекта аккумуляторных батарей. Подсоединяют соответствующий выключатель для имитации обрыва цепи в устройстве. Замыкают выключатель и снова подсоединяют комплект аккумуляторных батарей (см. рисунок 4 для типичных подключений).

+





Рисунок 4 — Установка выключателей для испытания на обрыв цепи

Включают контроллер. Отмечают положение метки на наклонной испытательной плоскости, запускают кресло-коляску вперед по прямой, пока не будет достигнута скорость (0,5 ± 0,05) v. Когда будет достигнута метка, размыкают выключатель.

Измеряют тормозной путь по прямой вдоль центральной линии колеи ведущих колес с точностью ± 100 мм.

Выключают контроллер и замыкают выключатель.

Если кресло-коляска не остановилось в диапазоне 5L,, ликвидируют неисправность, возвращают в исходное состояние и/или заменяют устройства защиты, которые сработали, затем повторяют испытание, не размыкая выключатель при достижении метки. При достижении метки переводят устройство управления в положение, соответствующее остановке.

Измеряют тормозной путь вдоль центральной линии колеи ведущих колес с точностью ± 100 мм.

Выключают контроллер. Восстанавливают и/или заменяют все защитные устройства.

7.3.3.3 Испытание на короткое замыкание

Повторяют следующую процедуру для каждого выходного устройства, указанного в 7.3.3.1, перечисление а).

Выключают контроллер и отсоединяют его от комплекта аккумуляторных батарей. Подсоединяют соответствующий выключатель для имитации короткого замыкания в устройстве (см. рисунок 5 для типичных подключений).

ГОСТ Р ИСО 7176-14-2012



Примечание — Во время проведения испытания в соответствии с правым изображением только один из двух выключателей должен быть замкнут одновременно.


Рисунок 5 — Установка выключателей для испытания на короткое замыкание

Включают контроллер. Отмечают положение метки на наклонной испытательной плоскости, запускают кресло-коляску вперед по прямой, пока не будет достигнута скорость (0,5 ± 0,05) v. Когда будет достигнута метка, замыкают выключатель.

Измеряют тормозной путь по прямой вдоль центральной линии колеи ведущих колес с точностью ± 100 мм.

Выключают контроллер и размыкают выключатель.

Если кресло-коляска не остановилось в диапазоне 5Lr ликвидируют неисправность, возвращают в исходное положение и/или заменяют предохранители, которые сработали, затем повторяют испытание, не замыкая выключатель при достижении метки. При достижении метки переводят устройство управления в положение, соответствующее остановке.

Измеряют тормозной путь вдоль центральной линии колеи ведущих колес с точностью ± 100 мм.

Восстанавливают и/или заменяют все защитные устройства.

7.4 Способность остановиться при прекращении подачи питания
7.4.1 Общие положения

Возможна ситуация неумышленного прекращения подачи питания кресла-коляски во время движения. Если это произойдет на склоне, существует риск, что кресло-коляска может начать неконтролируемо скатываться.

Контроллеры с функцией восстановления способности к торможению могут вырабатывать достаточную мощность на склоне, чтобы поддержать функционирование контроллера, даже если комплект аккумуляторных батарей отсоединен, и в этом случае кресло-коляска способно реагировать предсказуемо.

13

Если питание кресла-коляски отсутствует, оно должно автоматически остановиться или реагировать как-либо иначе, но безопасным способом.

7.4.2    Требования к креслу-коляске

При испытании кресла-коляски согласно 7.4.3 оно должно:

a)    нормально слушаться управления или

b)    остановиться на расстоянии, не превышающем 5L( (см. 5.3) отточки, в которой потеряна нормальная управляемость.

Дополнительно к перечислениям а) или Ь) кресло-коляска должно останавливаться на расстоянии, не превышающем 5L,, если управляющее устройство установлено в положение остановки.

7.4.3    Метод испытания

Предупреждение: Это испытание может быть опасным. Важно, чтобы были приняты соответствующие меры предосторожности для обеспечения безопасности персонала, принимающего участие в испытаниях. Место испытания должно быть достаточно просторным, чтобы обеспечить аварийную остановку на максимальной скорости.

a)    Создают условия для движения кресла-коляски вниз по наклонной плоскости (см. 4.1).

b)    Подсоединяют выключатель (см. 4.16) между комплектом аккумуляторных батарей и контроллером кресла-коляски.

c)    Включают контроллер. Отмечают положение метки на наклонной испытательной плоскости, запускают кресло-коляску вперед по прямой, пока не будет достигнута скорость (0,5 ± 0,05) v. Когда будет достигнута метка, размыкают выключатель.

d)    Если кресло-коляска остановилось, измеряют вдоль центральной линии колеи ведущих колес тормозной путь кресла-коляски с точностью ±100 мм.

Предупреждение: Некоторые контроллеры позволяют использовать регенерируемую энергию двигателей для поддержания тормозов при выключенном состоянии источника питания.

e)    Если кресло-коляска не остановилось или не остановилось на расстоянии 5Lr повторяют процедуры, указанные в перечислениях с) и d), не размыкая выключатель при достижении метки, но когда метка достигнута, направляют кресло-коляску в сторону. Отмечают реакцию на управляющий сигнал.

f)    Если кресло-коляска остановилось, измеряют вдоль центральной линии колеи ведущих колес тормозной путь кресла-коляски с точностью ±100 мм.

д) Если кресло-коляска не остановилось или не остановилось на расстоянии 5L,, но реакция на сигнал управления нормальная, повторяют процедуры, указанные в перечислениях с) — f), но направляют кресло-коляску в другую сторону. Если кресло-коляска не остановилось, отмечают, является ли реакция на сигнал управления нормальной.

h)    Повторяют процедуру, которая дает результативный эффект торможение, дважды.

i)    Вычисляют и записывают среднеарифметическое значение тормозного пути в трех измерениях.

j)    Повторяют процедуры, указанные в перечислениях с) — d), не размыкая выключатель при достижении метки, но когда метка достигнута, переводят устройство управления в положение остановки.

k)    Если кресло-коляска остановилось, измеряют и записывают расстояние с точностью ±100 мм.

l)    Повторяют процедуры, указанные в перечислениях)) и к), дважды.

т) Вычисляют и записывают среднеарифметическое значение тормозного пути в трех измерениях.

8 Конструктивные особенности
8.1    Выключатель
8.1.1    Основные требования

Необходимо иметь, по крайней мере, одно из устройств:

-    устройство для включения кресла-коляски;

-    устройство для выключения кресла-коляски.

Каждое устройство должно быть четко промаркировано, маркер должен быть нанесен либо на само устройство, либо рядом с ним.

Примечание 1 — Эти устройства могут быть объединены в одном устройстве.

Примечание 2 — Если кресло-коляска предназначено для управления оператором, для него должно быть обеспечено, по крайней мере, одно средство для включения и одно средство для выключения.

14

ГОСТ Р ИСО 7176-14-2012

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения................................................................2

4    Оборудование для испытаний и средства измерений........................................4

5    Подготовка кресла-коляски к испытаниям.................................................7

5.1    Оснащение кресла-коляски.........................................................7

5.2    Нагружение кресла-коляски.........................................................7

5.3    Характеристики кресла-коляски......................................................7

5.4    Документация на кресло-коляску.....................................................7

5.5    Регистрация данных...............................................................7

6    Процедура испытаний.................................................................8

6.1    Порядок проведения испытаний......................................................8

6.2    Аккумуляторные батареи...........................................................8

6.3    Условия проведения испытаний......................................................8

7    Устойчивость к единичному отказу.......................................................8

7.1    Условия единичного отказа..........................................................8

7.2    Отказы в работе контроллера при подаче командного сигнала............................8

7.3    Отказ выходного устройства контроллера............................................11

7.4    Способность остановиться при прекращении подачи питания............................13

8    Конструктивные особенности..........................................................14

8.1    Выключатель....................................................................14

8.2    Потребление тока в выключенном состоянии..........................................15

8.3    Сигнал управления во включенном состоянии.........................................15

8.4    Безопасность функционирования при разрядке комплекта аккумуляторных батарей.........16

8.5    Защита от чрезмерной разрядки....................................................17

8.6    Защита контроллера от повышенного напряжения.....................................18

8.7    Отключение во время движения....................................................18

8.8    Средства измерений..............................................................19

8.9    Запрет на движение во время зарядки...............................................19

8.10    Падение напряжения на соединительных проводах при зарядке.........................19

8.11    Подвижность без источника питания................................................20

8.12    Тормоза.......................................................................22

8.13    Защитные экраны аккумуляторной батареи..........................................23

8.14    Обозначения...................................................................23

8.15    Защита движущихся частей.......................................................23

8.16    Использование в сочетании с другими устройствами..................................24

9    Защита от удара электрическим током, ожогов, возгорания и взрыва..........................24

9.1    Электроизоляция.................................................................24

9.2    Защита от электрически неизолированных частей......................................24

9.3    Защита электрических цепей.......................................................25

9.4    Защита в застопоренном состоянии.................................................29

9.5    Температура поверхности..........................................................30

9.6    Отсоединение аккумуляторной батареи..............................................30

9.7    Огнестойкость...................................................................30

III

ГОСТ Р ИСО 7176-14-2012

Когда кресло-коляска выключено, контроллер не должен позволять проворачиваться ведущим колесам.

8.1.2    Метод испытания

Размещают кресло-коляску на наклонной испытательной плоскости лицом в сторону наклона. Выключают кресло-коляску и пытаются сдвинуть кресло-коляску, не включая его. Фиксируют любые перемещения кресла-коляски.

8.2    Потребление тока в выключенном состоянии

8.2.1    Общие положения

Когда кресло-коляска отключено, цепи потребления или утечки не должны разряжать комплект аккумуляторных батарей.

8.2.2    Основные требования

При отключенном кресле-коляске утечка тока за четыре месяца комплекта аккумуляторных батарей не должна быть больше, чем утечка при 20-часовой разрядке номинальным током разрядки для аккумуляторной батареи самой маленькой емкости, предназначенной для использования в кресле-коляске.

8.2.3    Метод испытания

Отсоединяют комплект аккумуляторных батарей кресла-коляски.

Подсоединяют через выключатель (см. 4.16) источник напряжения (см. 4.6), отрегулированный на номинальное напряжение комплекта аккумуляторных батарей + о %, и амперметр точностью не менее чем 5 % /2900, вычисленного по следующей формуле:

где / 2900 — числовое значение тока, выраженное в амперах (А), снятое с комплекта аккумуляторных батарей за четырехмесячный период разрядки (2900 часов);

С2о — номинальная емкость при 20-часовой разрядке номинальным током разрядки, выраженная в ампер-часах (А ч), аккумуляторной батареи с самой маленькой емкостью, предназначенной изготовителем для использования в кресле-коляске.

Записывают средний ток утечки при выключенном кресле-коляске и сравнивают его с верхним пределом / 2900.

Примечание — В момент подсоединения источника напряжения возможен кратковременный выброс тока гораздо большего, чем средний ток утечки. В этом испытании такие кратковременные выбросы могут перегружать амперметр. Поэтому амперметр можно зашунтировать, пока ток не достигнет своего установившегося значения.

8.3 Сигнал управления во включенном состоянии

8.3.1    Основное требование

При включении кресла-коляски, когда любое из устройств управления не находится в нейтральном положении, кресло-коляска не должно двигаться и при этом не должно происходить разблокировки автоматического торможения. В такой ситуации должна отсутствовать возможность перемещения кресла-коляски до тех пор, пока управляющее устройство не будет возвращено в нейтральное положение и затем не начнет работать заново.

8.3.2    Метод испытания

a)    Удерживают кресло-коляску с помощью соответствующих средств (см. 4.17) в безопасном положении с приподнятыми относительно земли колесами, которые могут свободно прокручиваться.

b)    Выбирают управляющее устройство.

c)    Определяют, какие установки управляющего устройства, соответствуют скорости движения впе-_ .. +0.1 ,

ред 0,1 о м/с.

d)    Выключают кресло-коляску.

e)    Устанавливают управляющее устройство в положение, определенное в перечислении с).

f)    Включают кресло-коляску.

д) Записывают, пришло ли какое-нибудь из ведущих колес в движение или произошло ли разблокирование автоматического тормоза.

15

ГОСТ Р ИСО 7176-14-2012

10    Эргономика........................................................................31

10.1    Интерфейс пользователя.........................................................31

10.2    Прикладываемые усилия.........................................................31

10.3    Положение дисплея..............................................................33

10.4    Индикатор включено/выключено...................................................33

10.5    Разъемы.......................................................................33

10.6    Акустические шумы..............................................................33

10.7    Устройство звуковой сигнализации (клаксон).........................................35

11    Надежность........................................................................36

11.1    Устройства управления...........................................................36

11.2    Выключатели...................................................................36

11.3    Разъемы.......................................................................37

12    Электрические разъемы..............................................................37

12.1    Взаимозаменяемость............................................................37

12.2    Монтаж проводов................................................................37

12.3    Цвета проводов.................................................................38

12.4    Потери энергии в межаккумуляторных разъемах......................................38

13    Требования к экологии...............................................................38

13.1    Попадание внутрь твердых/жидких веществ..........................................38

13.2    Утечка вещества наружу..........................................................38

13.3    Электромагнитная совместимость..................................................38

14    Неправильное и неаккуратное использование...........................................39

14.1    Обратная полярность комплекта аккумуляторных батарей..............................39

14.2    Целостность защитных экранов....................................................39

15    Информация, поставляемая с креслом-коляской, относящаяся к системам управления.........40

15.1    Общие положения...............................................................40

15.2    Подсоединение аккумуляторной батареи и схема защитной цепи........................40

15.3    Эксплуатация кресла-коляски.....................................................40

15.4    Информация о безопасности, предназначенная для пользователя.......................41

15.5    Съемные части.................................................................41

15.6    Дополнительные риски...........................................................41

16    Отчет об испытании.................................................................41

17    Информация, предоставляемая изготовителем..........................................41

Приложение А (справочное) Данные по защите и параметрам проводки кресла-коляски...........42

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

национальным стандартам Российской Федерации............................44

Библиография........................................................................46

IV

ГОСТ Р ИСО 7176-14-2012
Предисловие

Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов — членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется Техническими комитетами ИСО. Каждый комитет-член, заинтересованный в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. ИСО тесно взаимодействует с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.

Проекты международных стандартов разрабатываются в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.

Основная задача Технических комитетов заключается в подготовке международных стандартов. Проекты международных стандартов, одобренные Техническими комитетами, направляются членам этого комитета на голосование. Для их публикации в качестве международного стандарта требуется одобрение не менее 75 % членов комитета, принимавших участие в голосовании.

Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов, которые могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких патентных прав.

Международный стандарт ИСО 7176-14 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 173 «Технические устройства и приспособления для лиц с ограничениями жизнедеятельности», Подкомитет ПК 1 «Кресла-коляски».

Настоящее второе издание аннулирует и заменяет первое издание (ИСО 7176-14:1997), все разделы и приложения которого были технически пересмотрены.

ИСО 7176 состоит из следующих частей под общим наименованием «Кресла-коляски»:

-    часть 1. Определение статической устойчивости;

-    часть 2. Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом;

-    часть 3. Определение эффективности тормозов;

-    часть 4. Расход энергии кресел-колясок с электроприводом и скутеров для определения теоретической длины пробега;

-    часть 5. Определение размеров, массы и площади маневрирования;

-    часть 6. Определение максимальной скорости, ускорения и торможения кресел-колясок с электроприводом;

-    часть 7. Измерение размеров сиденья и колес;

-    часть 8. Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность;

-    часть 9. Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом;

-    часть 10. Определение способности преодоления препятствий при подъеме креслами-колясками с электроприводом;

-    часть 11. Испытательные манекены;

-    часть 13. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности;

-    часть 14. Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом и скутеров. Требования и методы испытаний;

-    часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации;

-    часть 16. Огнестойкость обитых материей частей. Требования и методы испытаний;

-    часть 19. Колесные передвижные устройства, используемые в качестве сидения в автомобилях;

-    часть 21. Требования и методы испытаний кресел-колясок с электроприводом и моторизованных скутеров на электромагнитную совместимость и зарядку аккумуляторной батареи;

-    часть 22. Правила установки;

-    часть 23. Требования и способы испытаний устройств для преодоления лестничных ступеней с сопровождающим;

-    часть 24. Требования и методы испытаний устройств для преодоления лестничных ступеней, управляемых пользователем;

-    часть 26. Словарь.

V

Введение

Настоящий стандарт определяет некоторые испытания кресел-колясок, которые проводят на наклонной испытательной плоскости. Целью таких испытаний не является определение работоспособности кресла-коляски при максимальных перепадах, при которых оно способно функционировать. Вместо этого целью испытаний является выявление любых изменений в поведении кресла-коляски, которые могут произойти в критической ситуации, а эти изменения проще всего обнаружить при его функционировании на уклоне. Для удобства испытательная наклонная плоскость имеет фиксированный перепад, соответствующий такому перепаду, при котором кресло-коляска может быть использовано.

Диапазон температур окружающей среды, при котором проводят испытания, ограничен, для того чтобы иметь возможность сравнить характеристики кресла-коляски в условиях нормальной эксплуатации с характеристиками при возникновении критических ситуаций.

VI

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ Часть 14

Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом и скутеров.

Требования и методы испытаний

Wheelchairs. Part 14. Power and control systems for electric wheelchairs and scooters. Requirements and test methods

Дата введения — 2014—04—01

Предупреждение: Настоящий стандарт предусматривает использование процедур, которые могут нанести вред (ущерб) здоровью, если не будут приняты адекватные меры предосторожности. Настоящий стандарт относится только к технической стороне вопроса и не освобождает персонал, участвующий в подготовке и проведении испытаний, от юридических обязательств, касающихся здоровья и безопасности на любой стадии испытаний.

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования и связанные с ними методы испытаний к системам электропитания и системам управления кресел-колясок с электроприводом и скутеров (далее — кресла-коляски). Настоящий стандарт устанавливает допустимый уровень требований по обеспечению безопасности пользователя при нормальной эксплуатации кресел-колясок, а также в некоторых случаях неправильного обращения с креслом-коляской или его повреждения. Настоящий стандарт также устанавливает методы измерения усилий, необходимых для управления креслом-коляской, и определяет ограничения усилий, необходимых для отдельных операций.

Настоящий стандарт распространяется на кресла-коляски и скутеры с электрическими источниками питания, предназначенные для перемещения с максимальной скоростью не более чем 15 км/ч внутри и/или вне помещения одного лица с ограничениями жизнедеятельности, чья масса находится в диапазоне, определенном в ИСО 7176-11.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссылок применяют самые последние издания (включая любые изменения и поправки).

ИСО 3287 Тележки грузовые самоходные. Условные обозначения органов управления оператора и других индикаторов (ISO 3287, Powered industrial trucks — Symbols for operator controls and other displays)

ИСО 7176-3 Кресла-коляски. Часть 3. Определение эффективности тормозов (ISO 7176-3, Wheelchairs — Part 3: Determination of efficiency of brakes)

ИСО 7176-4 Кресла-коляски. Часть 4. Расход энергии кресел-колясок с электроприводом и скутеров для определения теоретической длины пробега (ISO 7176-4, Wheelchairs — Part 4: Energy consumption of electric wheelchairs and scooters for determination of theoretical distance range)

ИСО 7176-6 Кресла-коляски. Часть 6. Определение максимальной скорости, ускорения и торможения кресел-колясок с электроприводом (ISO 7176-6, Wheelchairs — Part 6: Determination of maximum speed, acceleration and deceleration of electric wheelchairs)

Издание официальное

ИСО 7176-9 Кресла-коляски. Часть 9. Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом (ISO 7176-9, Wheelchairs — Part 9: Climatic tests for electric wheelchairs)

ИСО 7176-11 Кресла-коляски. Часть 11. Испытательные манекены (ISO 7176-11, Wheelchairs — Part 11: Test dummies)

ИСО 7176-13 Кресла-коляски. Часть 13. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательной поверхности (ISO 7176-13, Wheelchairs — Part 13: Determination of coefficient of friction of test surfaces)

ИСО 7176-15 Кресла-коляски. Часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации (ISO 7176-15, Wheelchairs — Part 15: Requirements for information disclosure, documentation and labelling)

ИСО 7176-21 Кресла-коляски. Часть 21. Требования и методы испытаний кресел-колясок с электроприводом и моторизованных скутеров на электромагнитную совместимость и зарядку аккумуляторной батареи (ISO 7176-21, Wheelchairs — Part 21: Requirements and test methods for electromagnetic compatibility of electrically powered wheelchairs and scooters, and battery chargers)

ИСО 7176-22 Кресла-коляски. Часть 22. Правила установки (ISO 7176-22, Wheelchairs — Part 22: Set-up procedures)

ИСО 7176-26 Кресла-коляски. Часть 26. Словарь (ISO 7176-26, Wheelchairs — Part 26: Vocabulary) МЭК 60529 Степени защиты, обеспечиваемые защитными экранами (IP код) [IEC 60529, Degrees of protection provided by enclosures (IP Code)]

МЭК 60601-1 Медицинское электрооборудование. Часть 1. Общие требования к основам безопасности и основным рабочим характеристикам (IEC 60601-1, Medical electrical equipment — Part 1: General requirements for basic safety and essential performance)

МЭК 60601-1-2 Медицинское электрооборудование. Часть 1-2. Общие требования к основам безопасности и основным рабочим характеристикам. Вспомогательный стандарт. Электромагнитная совместимость. Требования и испытания (IEC 60601-1-2, Medical electrical equipment — Part 1-2: General requirements for basic safety and essential performance — Collateral standard: Electromagnetic compatibility — Requirements and tests)

МЭК61032 Защита персонала и оборудования при помощи защитных экранов. Щупы для проверки (IEC 61032, Protection of persons and equipment by enclosures — Probes for verification)

МЭК 62262 Степени защиты электрооборудования от внешних механических ударов, обеспечиваемые защитными экранами (IK код) [IEC 62262, Degrees of protection provided by enclosures for electrical equipment against external mechanical impacts (IK code)]

EH 563 Безопасность механизмов. Температуры поверхностей доступных соприкосновениям. Эргономические факторы для установления предельных значений температуры горячих поверхностей (EN 563, Safety of machinery — Temperatures of touchable surfaces — Ergonomics data to establish temperature limit values for hot surfaces)

EH 12182 Вспомогательные средства для лиц с ограничениями жизнедеятельности — Общие требования и методы испытаний (EN 12182, Technical aids for disabled persons — General requirements and test methods)

EH 30993-1 Биологическая совместимость медицинского оборудования. Часть 1. Руководство по выбору испытаний (EN 30993-1, Biological evaluation of medical devices — Part 1: Guidance on selection of tests) UL 94 Испытания на огнестойкость пластических материалов для частей устройств и приборов (UL 94, Tests for flammability of plastic materials for parts in devices and appliances)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 7176-26, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    номинальное напряжение (nominal voltage): Значение напряжения, приблизительно соответствующее условиям применения, которое используется для обозначения или определения аккумуляторной батареи.

[Заимствованно из IEV 482-03-31]

3.2    командный сигнал (command signal): Электрический сигнал от управляющего устройства.

3.3    управляющее устройство (control device): Устройство, с помощью которого пользователь задает желаемую скорость и/или направление движения кресла-коляски.

Примечание — Управляющее устройство может быть составной частью.

ГОСТ Р ИСО 7176-14-2012

3.4    контроллер (controller): Электрические устройства, электрические цепи и кожух (кожухи), в котором(ых) они размещены, используемые для трансформации указаний пользователя о желаемой скорости и/или направлении движения кресла-коляски в соответствующую энергию, питающую двигатель (двигатели).

3.5    точка сжатия (pinch point): Положение, при котором одна движущаяся часть контактирует или сближается с другой частью так, что какая-либо третья часть, расположенная в этом месте, может быть срезана или раздавлена.

3.6    аккумуляторная батарея (батарея) (battery): Комплект электрически соединенных между собой гальванических элементов вместе с устройствами, необходимыми для использования, например, корпус, выходные клеммы, которые должны быть промаркированы и снабжены защитными приспособлениями.

[IEV 482-01-04]

3.7    сторожевая схема (сторож) (watchdog): Электрическая цепь, предназначенная осуществлять текущий контроль работы микропроцессора.

3.8    отсек батарей (battery compartment): Съемная или стационарная оболочка для размещения одной или нескольких аккумуляторных батарей.

3.9    блок батарей (battery pack): Съемный аккумуляторный отсек, который содержит одну или больше аккумуляторных батарей.

Примечание — Если съемный аккумуляторный отсек отсутствует, аккумуляторный блок состоит из одиночной аккумуляторной батареи.

3.10    комплект батарей (battery set): Комплект объединенных аккумуляторных батарей, используемых в качестве источника энергии кресла-коляски.

3.11    зарядное устройство (battery charger): Устройство, которое подсоединено к внешнему источнику энергии и к комплекту батарей для зарядки аккумуляторных батарей.

3.12    напряжение отсечки (cut-off voltage): Заданное напряжение, при котором аккумуляторная батарея считается полностью разряженной.

3.13    опасная ситуация (hazardous situation): Обстоятельство, при котором люди, имущество или окружающая среда подвергаются одной или более угрозе(ам).

[МЭК 60601-1]

3.14    опасность (hazard): Потенциальный источник нанесения ущерба.

[МЭК 60601-1]

3.15    ущерб (harm): Физическое повреждение или нанесение вреда здоровью людей, или нанесение вреда имуществу или окружающей среде.

[МЭК 60601-1]

3.16    защитный экран (enclosure): Часть конструкции, обеспечивающая защиту оборудования от определенного внешнего воздействия со всех сторон и препятствующая соприкосновению с ним.

Примечание 1 — Защитные экраны обеспечивают защиту оборудования от возможного нанесения ущерба при механическом воздействии.

Примечание 2 — Ограждения, формы отверстий или другие средства, которые либо прикреплены к защитному экрану, либо образованы скрытым оборудованием, подходят для того, чтобы предотвращать или ограничивать проникновение определенных пробников, считаются частью защитного экрана, за исключением тех, которые могут быть сняты без использования ключа или инструмента.

3.17    емкость (capacity): Электрический заряд, который можно снять с гальванического элемента или аккумуляторной батареи при определенных условиях разрядки. (Для гальванических элементов или аккумуляторных батарей).

Примечание — В системе СИ единицей электрического заряда (количества электричества) является кулон, Кл [1 Кл = 1 а-сек (ампер на секунду], но на практике, емкость обычно выражают в ампер-часах (а-час).

[IEV 482-03-14]

3.18    номинальная емкость (rated capacity): Значение емкости аккумуляторной батареи, определенное при заданных условиях и заявленное изготовителем.

[IEV 482-03-15]

3.19    ток разрядки (discharge rate): Значение электрического тока, при котором происходит разрядка аккумуляторной батареи.

Примечание — Ток разрядки вычисляется как частное деления номинальной емкости на соответствующее время разрядки в результате прохождения электрического тока.

3

[IEV 482-03-25]

3.20    ток зарядки (charge rate): По отношению к подзаряжаемым гальваническим элементам и аккумуляторным батареям значение электрического тока, при котором заряжают подзаряжаемый гальванический элемент или аккумуляторную батарею.

Примечание — Ток зарядки выражается как эталонный ток /, = С/л, где Сг — номинальная емкость, заявленная изготовителем, и п — время в часах, для которого определена номинальная емкость.

[IEV 482-05-45]

3.21    теоретическое состояние зарядки (theoretical state of charge): Электрический заряд, который нужно сообщить полностью разряженной аккумуляторной батарее, для ее зарядки при заданном токе зарядки за заданное время, или тот заряд, который по оценке заключен в полностью заряженной аккумуляторной батарее при условии, что она затем разряжается при заданном токе разрядки за заданное время, и выраженное в процентах номинальной емкости.

3.22    клемма (terminal): Электропроводящая часть устройства, электрической цепи или электрической сети, служащая для подсоединения к этому устройству, цепи или сети одного или более внешних проводников.

[IEV 151-12-12]

Примечание — Болты, винты и зажимы не считаются частями клеммы.

3.23    аналоговый сигнал (analogue signal): Сигнал, у которого количественные характеристики представляемой информации могут принимать в любой момент времени значения в непрерывном диапазоне.

Примечание — Например, аналоговый сигнал может быть непрерывным набором физических параметров, несущих информацию.

[IEV 702-04-02]

3.24    ток утечки (leakage current): Нежелательный ток в электрических цепях, кроме тока короткого замыкания.

[IEV 151-15-49]

4 Оборудование для испытаний и средства измерений

4.1    Наклонная испытательная плоскость с достаточно шероховатой поверхностью (как определено в ИСО 7176-13) для обеспечения минимального проскальзывания колес, размеры которой достаточны для проведения испытаний, определенных в настоящем стандарте, с нанесенными метками, с помощью которых можно измерить положение остановившегося кресла-коляски.

Испытательная плоскость должна иметь наклон 3° или 6° относительно горизонта. Больший наклон должен использоваться до тех пор, пока нагруженное кресло-коляска (см. 5.2) не сможет его преодолеть на скорости более чем 0,5 км/ч.

Примечание — Наклонная испытательная плоскость размерами 6,0 х 1,5 м обычно подходит для испытаний кресла-коляски с максимальной скоростью 6 км/ч.

4.2    Горизонтальная испытательная плоскость с таким же высоким коэффициентом трения поверхности, как у наклонной испытательной плоскости (см. 4.1), и размеры которой позволяют проводить испытания в соответствии с настоящим стандартом.

Примечание — Горизонтальная испытательная плоскость размерами 6,0 х 1,5 м обычно подходит для испытаний кресла-коляски с максимальной скоростью 6 км/ч.

4.3    Акустическая испытательная зона, размещенная на горизонтальной плоскости в помещении с уровнем внешнего шума, не превышающим 55 дБ (по шкале А) и достаточной длины, для того чтобы кресло-коляска достигло максимальной скорости до того, как оно достигнет испытательной зоны, определенной в 10.6, и благополучно остановится вне испытательной зоны.

4.4    Спидометр или другое средство измерений скорости движения кресла-коляски от 0 до 20 км/ч, точность не менее ± 0,5 км/ч.

4.5    Средство измерений тормозного пути кресла-коляски точностью не менее ±100 мм.

Примечание — Важно, чтобы средства измерения тормозного пути (см. 4.4) давали требуемую точность. Для этого подходят следующие устройства:

4