ГОСТ Р ИСО 6315-93
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ.
НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ СХВАТЫВАНИЯ
ТОРМОЗНОЙ НАКЛАДКИ С ПОВЕРХНОСТЬЮ
МЕТАЛЛИЧЕСКОГО КОНТРТЕЛА В РЕЗУЛЬТАТЕ
КОРРОЗИИ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 73 «Асбестовые и
безасбестовые фрикционные, уплотнительные, теплоизоляционные материалы и
изделия»
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта
России от 22.02.93 № 51
Настоящий стандарт подготовлен на основе применения
аутентичного текста международного стандарта ПСО 6315-80
«Дорожный транспорт. Тормозные накладки. Схватывание тормозной накладки с
поверхностью металлического контртела в результате коррозии»
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область применения. 1
2. Нормативные ссылки. 2
3. Испытательное оборудование и материалы.. 2
4. Подготовка образцов. 2
5. Метод испытания. 3
6. Протокол испытания. 3
|
ГОСТ Р ИСО 6315-93
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ. НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ
Метод определения прочности схватывания тормозной накладки
с поверхностью металлического контртела в результате коррозии
Road vehicles. Brake linings. Seizure to ferrous
mating surface due to corrosion. Test procedure
|
Дата введения 1994-01-01
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий
стандарт распространяется на тормозные накладки барабанных и дисковых тормозов автотранспортных
средств и устанавливает метод определения прочности схватывания накладки с
тормозным барабаном или диском в результате
коррозии при моделировании условий, вызывающих коррозию.
Сущность метода
заключается в определении силы, необходимой для разрушения соединения,
возникшего вследствие схватывания накладки (образца) с тормозным
барабаном или диском в результате коррозии во влажной среде.
Для сравнения
поведения накладок существенно, чтобы накладки и состояние металлической
поверхности контртела оставались постоянными и их можно было бы использовать
повторно.
Накладки могут
быть новые или бывшие в употреблении.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем
стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ
3647-80 Материалы шлифовальные. Классификация. Зернистость и зерновой
состав. Методы контроля.
ГОСТ 9805-84 Спирт изопропиловый.
Технические условия.
ГОСТ 12026-76 Бумага фильтровальная лабораторная. Технические условия.
3. ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ
3.1. Для накладок барабанных тормозов применяют приспособление, с
помощью которого накладки с колодками прижимаются к барабану и удерживаются в контакте с барабаном под
действием заданного давления.
Стенд, позволяющий
создавать вращательное движение тормозного барабана (диска) и фиксировать усилие, при
котором начинается проскальзывание тормозных накладок относительно контртела.
3.2. Для накладок дисковых тормозов применяют приспособление, с
помощью которого обеспечивается контакт между накладкой и диском под действием
заданного давления.
Стенд в
соответствии с 3.1.
3.3. Камера
влажности для размещения тормозного барабана или диска с накладками в сборе и
приспособления по 3.1 или 3.2.
4. ПОДГОТОВКА ОБРАЗЦОВ
4.1. Новые
тормозные накладки
4.1.1. Барабанные тормоза
Для проведения
испытаний отбирают шесть накладок или образцов, вырезанных из накладок, две
колодки и один барабан.
Ширина образцов
должна быть равна ширине накладки, но не более 80 мм, длина равна ширине
накладки.
Накладки с
колодками в сборе шлифуют шлифовальным материалом (ГОСТ
3647) так, чтобы радиус кривизны обеспечивал плотное прикасание с
барабаном.
Контактные
поверхности накладок и барабана должны быть чистыми, свободными от пыли.
4.1.2. Дисковые
тормоза
Для проведения
испытаний отбирают
шесть накладок и один диск.
Поверхности накладок и диска
должны быть плоскими. Контактные поверхности тормозных накладок и диска должны
быть чистыми, свободными от пыли и других
загрязнений.
4.2.
Тормозные накладки, бывшие в употреблении
Детали с
автомобиля снимают, не допуская их повреждения или загрязнения.
Перед снятием
детали маркируют, чтобы во время испытания при повторной сборке их можно было
установить в том же порядке.
Поверхности
фрикционного материала при необходимости обрабатывают шлифовальным материалом,
металлические поверхности обрабатывают шлифовальным материалом и спиртом (ГОСТ 9805).
5. МЕТОД ИСПЫТАНИЯ
5.1 Испытания проводят
в камере с относительной влажностью (95 ± 2) % при температуре (50
± 3) °С.
5.2. Накладки дисковых или барабанных тормозов помещают в камеру так, чтобы
рабочие поверхности подвергались воздействию влаги в течение 4 ч.
5.3. Барабан или
диск помещают в ту же камеру на 30 мин. Время выдержки барабана или диска в
камере должно заканчиваться одновременно с временем выдержки
фрикционного материала.
5.4. При
испытании барабанных тормозов накладки и барабаны вынимают из камеры, удаляют
с поверхности капельки воды абсорбирующей бумагой (ГОСТ 12026). Устанавливают две накладки с колодками в сборе в барабан
с помощью зажима под действием давления 500 кПа.
При удалении
излишней влаги поверхности протирать не допускается.
5.5. При
испытании дисковых тормозов удаляют с поверхности влагу абсорбирующей бумагой.
Устанавливают накладки с колодками в сборе на диске под действием давления 2500
кПа.
5.6. Узлы
помещают в камеру влажности на 16 ч.
5.7. После
испытания узлы вынимают из камеры и не разбирая оставляют на 48 ч при
температуре 20
°С, относительной влажности 65 %.
5.8. Узлы устанавливают на
соответствующем испытательном стенде, снимают зажимные
приспособления, не допуская вибрации или смещения образцов.
5.9.
Прикладывают постепенно возрастающее усилие в том же направлении, в каком
контртело тормоза действует на тормозную накладку в реальных условиях, пока
накладки не начнут проскальзывать. Записывают усилие, при котором началось
проскальзывание.
6. ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЯ
Протокол
испытания должен содержать:
обозначение
изделия;
количество
испытаний;
шифр композиции;
наименование
предприятия-изготовителя;
состояние
тормозной накладки, тормозного барабана или диска (новые или бывшие в
употреблении, например снятые с автотранспортного средства);
вид испытания - тормозные
накладки или образцы;
среднее значение и диапазон крутящего момента или усилия,
необходимые для проскальзывания всех образцов относительно поверхности
контртела.
Ключевые слова: стандарт государственный, транспорт
дорожный, накладки тормозные, контртело металлическое, тормоза дисковые и
барабанные, метод испытания