Описывает общую структуру, принцип разделения и связи между различными частями стандарта ИСО 15765. Также определяет архитектуру диагностической сети. Определения, данные в этой части стандарта ИСО 15765, являются общими для всех диагностических сетей и используются во всех частях ИСО 15765. Протокол диагностической связи по локальной сети контроллеров (DoCAN) поддерживает стандартизованный базовый интерфейс, описанный в ИСО 14229-2.
Идентичен ISO 15765-1:2011
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины, определения и сокращения
4 Международные соглашения
5 Описание стандартов ИСО 15765
6 Архитектура диагностической сети
7 Принципы диагностической связи по локальной сети контроллеров (DoCAN) и обзор вариантов использования
8 Определение вариантов использования диагностической связи по локальной сети контроллеров (DoCAN)
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации
Библиография
11 страниц
Дата введения | 01.06.2015 |
---|---|
Добавлен в базу | 21.05.2015 |
Актуализация | 01.01.2021 |
30.09.2014 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 1238-ст |
---|---|---|---|
Разработан | МАДИ | ||
Издан | Стандартинформ | 2015 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОСТР
исо
15765-1—
2014
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУРЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Транспорт дорожный
Часть 1
Общая информация и описание случаев использования
ISO 15765-1:2011 Road vehicles -
Diagnostic communication over Controller Area Network (DoCAN) - Part 1: General information and use case definition
(IDT)
Издание официальное
Москва Стандартинформ 2015 |
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (МАДИ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 «Интеллектуальные транспортные системы»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2014 г. № 1238-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 15765-1:2011 «Транспорт дорожный. Передача диагностических сообщений по локальной сети контроллера (DoCAN). Часть 1. Общая информация и описание случаев использования» (ISO 15765-1:2011 «Road vehicles -Diagnostic communication over Controller Area Network (DoCAN) - Part 1: General information and use case definition»)
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочного международного стандарта соответствующий ему национальный стандарт, сведения о котором приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
© Стандартинформ, 2015
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
УДК 629.054:006.354 ОКС 43.040.15 ЮТ
Ключевые слова: внешнее диагностическое оборудование, шина передачи данных CAN, бортовая диагностика, протокол диагностической связи_
Подписано в печать 12.01.2015. Формат 60x84V&
Уел. печ. л. 1,40. Тираж 32 экз. Зак. 145.
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru info@gostinfo.ru
Стандарт ИСО 15765-1:2011 был подготовлен техническим комитетом ИСО/ТК 22 «Дорожный транспорт», подкомитет ПКЗ «Электрическое и электронное оборудование» (ISO/TC 22, Road vehicles, Subcommittee SC 3, Electrical and electronic equipment).
Настоящий стандарт содержит описание связи, соответствующее стандартам OBD [on-board diagnostics (OBD)], между системой бортовой диагностики (OBD) транспортного средства и подключенным внешним диагностическим оборудованием.
Стандарт разработан для реализации диагностических сервисов систем, связанных с выбросами, описанных в ИСО 15031-5.
Чтобы добиться этого, стандарт основан на базовой эталонной модели взаимосвязи открытых систем [Open Systems Interconnection (OSI)* model] (ИСО/МЭК 7498-1, ИСО/МЭК 10731), состоящей из 7 уровней, структурная схема которой представлена в таблице 1.
Сервисы прикладного уровня, описываемые в стандарте ИСО 14229-3, были определены на основании диагностических сервисов, принятых в стандартах ИСО 14229-1 и ИСО 15031-5, но не ограничиваются использованием только с ними. Стандарт ИСО 14229-3 также совместим с большинством диагностических сервисов, определяемых национальными стандартами или спецификациями автопроизводителей.
Сервисы транспортного и сетевого уровней, описываемые данной частью стандарта, не зависят от реализации физического уровня, в свою очередь физический уровень определяется только стандартами OBD.
Для других областей применения настоящий стандарт может быть использован с любой реализацией физического уровня шины CAN.
Т а б л и ц а 1 - Спецификации расширенных и стандартизованных диагностических сервисов бортовой диагностики (ОВР), применимых к уровням модели ВОС_
Примени
мость
7 уровней модели ВОС
Расширенные диагностические сервисы автопроизводителя
Стандартизованные диагностические сервисы бортовой диагностики
Стандартизованные диагностические сервисы всемирно гармонизированной бортовой диагностики
Прикладной (уровень 7)
Уровень представления (уровень 6)
ИСО 14229-1, ИСО 14229-3
ИСО 15031-5
ИСО 27145-3, ИСО 14229-1
Определяется
автопроизводителем
7 уровней модели ВОС (ИСО/МЭК 7498-1 и ИСО /МЭК 10731)
Сеансовый (уровень 5)
Транспортный (уровень 4)
Сетевой (уровень 3)
Канальный (уровень 2)
Физический (уровень 1)
ИСО 15031-2, ИСО 15031-5, ИСО 15031-6, SAE J1930-DA, SAE J1979-DA, SAE J2012-DA
ИСО 27145-2, SAE 1930-DA, SAE J1979-DA, SAE J2012-DA; SAE Л 939:2011, приложение С (SPN); SAE Л 939-73:2010, приложение А (FMI)
ИСО 14229-2
ИСО 15765-2
ИСО
15765-2
ИСО
15765-4,
ИСО
15765-2
ИСО 11898-1, ИСО 11898-2, ИСО 11898-3, ИСО 11898-5, или определяемый пользователем
ИСО
11898-1,
ИСО
11898-2
ИСО
15765-4
ИСО
15765-4,
ИСО
11898-1,
ИСО
11898-2
ИСО
27145-
4
На территории Российской Федерации используется сокращение ВОС.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспорт дорожный ПЕРЕДАЧА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ СООБЩЕНИЙ ПО ЛОКАЛЬНОЙ СЕТИ КОНТРОЛЛЕРА (DoCAN)
Ч а с т ь 1
Общая информация и описание случаев использования
Road vehicles. Diagnostic communication over Controller Area Network (DoCAN). Part 1. General information and use
case definition
Дата введения — 2015—06—01
Настоящий стандарт описывает общую структуру, принцип разделения и связи между различными частями стандарта ИСО 15765. Также определяет архитектуру диагностической сети. Определения, данные в этой части стандарта ИСО 15765, являются общими для всех диагностических сетей и используются во всех частях ИСО 15765.
Протокол диагностической связи по локальной сети контроллеров (DoCAN) поддерживает стандартизованный базовый интерфейс, описанный в ИСО 14229-2.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ИСО/МЭК 7498-1 Информационные технологии. Взаимодействие открытых систем. Базовая эталонная модель. Часть 1. Базовая модель (ISO/IEC 7498-1 Information technology - Open Systems Interconnection - Basic reference model - Part 1: The basic model)
3.1 В настоящем стандарте используются термины и определения, соответствующие ИСО/МЭК 7498-1.
3.2 В стандарте применены следующие сокращения:
CAN - локальная сеть контроллеров (шина передачи данных CAN);
DoCAN - диагностическая связь по локальной сети контроллеров;
ECU - электронный блок управления;
FMI - идентификатор вида отказа;
OBD - бортовая диагностика;
SPN - номер сомнительного параметра;
WWH-OBD - всемирно гармонизированная бортовая диагностика.
Настоящий стандарт, применительно к вопросам диагностических сервисов модели БОС, основывается на Международном Соглашении ИСО/МЭК 10731.
5.1 Общие вопросы
Стандарты ИСО 15765 применяют к системам диагностики автомобиля, построенным на сети передачи данных CAN в соответствии с ИСО 11898, и определяет общие требования.
Несмотря на то, что ИСО 15765 изначально предназначался для диагностических систем, он был разработан таким образом, чтобы соответствовать требованием других систем, построенных на технологии CAN и нуждающихся в протоколе сетевого уровня.
5.2 Модель взаимосвязи открытых систем (ВОС)
ИСО 15765 основан на базовой эталонной модели взаимосвязи открытых систем (ВОС),
_На территории Российской Федерации используется сокращение ЭБУ.
Издание официальное
описанной в ИСО/МЭК 7498-1 и состоящей из 7 уровней представления.
Все части ИСО 15765 руководствуются ИСО/МЭК 10731 в части применимости к диагностическим сервисам.
Целью данного подраздела является описание модели ВОС и демонстрация того, как она была использована в этой и остальных частях ИСО 15765.
Модель ВОС структурно разделяет процесс передачи данных на семь следующих уровней (сверху вниз): прикладной уровень (уровень 7), уровень представления (уровень 6), сеансовый уровень (уровень 5), транспортный уровень (уровень 4), сетевой уровень (уровень 3), канальный уровень (уровень 2) и физический уровень (уровень 1).
Эти уровни используются в ИСО 15765, который описывает прикладной, сеансовый, транспортный, сетевой, канальный и физический уровни для диагностической связи по локальной сети контроллеров.
Цель каждого уровня заключается в предоставлении сервисов более высокому уровню. Прикладной уровень предоставляет сервисы диагностическому приложению. Активные части каждого уровня, реализованные в программном обеспечении, аппаратном средстве или любой комбинации программного и аппаратного обеспечения, называются логическими объектами уровня. В модели ВОС коммуникации осуществляются между логическими объектами одинаковых уровней разных узлов сети. Такие взаимодействующие логические объекты одинаковых уровней называются равноправными.
Сервисы, предоставляемые уровнем, доступны на пункте доступа к сервисам [Service Access Point (SAP)] данного уровня и могут быть использованы более высоким уровнем.
ИСО 15765 описывает сервисы, предоставляемые одним уровнем следующему, более высокому, и протокол, используемый уровнем для отправки сообщений между равноправными логическими объектами одного уровня. Причина этого разделения заключается в том, чтобы сделать сервисы, особенно сервисы прикладного и транспортного уровней, доступными для многократного использования в CAN и других типах сетей. Таким образом, протокол является скрытым для пользователя сервиса, но его можно изменить, если к этому имеются специальные требования.
На рисунке 1 показаны наиболее применимые реализации приложений с использованием протокола диагностической связи по локальной сети контроллеров.
6.1 Диагностическая сеть
Принципиально диагностическая сеть состоит из «клиентов» и «серверов», которые могут взаимодействовать друг с другом.
Диагностическая сеть может изменяться от простого прямого соединения между «клиентом» и «сервером» до сложной распределенной сетевой архитектуры с несколькими физическими подсетями, соединенными диагностическими шлюзами.
6.2 Диагностическая подсеть
Все «клиенты» и «серверы» подсети подключены к одной физической линии связи.
В стандарте ИСО 15765 все «клиенты» и «серверы» подсети подключены к одной физической сети передачи данных CAN и имеют возможность обмениваться информацией друг с другом напрямую.
6.3 Диагностический шлюз
Диагностический шлюз является узлом сети, который физически подключен к двум (или более) подсетям и имеет возможность передавать диагностические сообщения между подсетями.
Подключение отдельных подсетей через диагностические шлюзы увеличивает архитектуру диагностической сети.
2
Протокол диагностической связи по локальной сети контроллеров (DoCAN) |
Транспортный (уровень 4)
ИСО 15765-2 DoCAN Транспортный протокол и сервисы сетевого уровня
Сетевой (уровень 3)
/ Л |
ИС011898-1 CAN | |
Канальный | ||
Канальный |
уровень и | |
(уровень 2) V J |
передача сигналов |
ИСО 11898 CAN Часть 1: Канальный уровень и передача сигналов; Часть 2: Устройство доступа к высокоскоростной среде |
Физический (уровень 1)
ИСО 11898 CAN Часть 1: Канальный уровень и передача сигналов; Часть 2: Устройство доступа к высокоскоростной среде;
Часть 3: Низкоскоростной интерфейс; Часть 5: Скоростной блок доступа к среде
Рисунок 1 - Представление диагностической связи по локальной сети контроллеров на основании
модели ВОС
3
Варианты использования протокола диагностической связи по локальной сети контроллеров следуют исходя из применения диагностической связи в следующих случаях:
- проектирование ECU транспортных средств (разработка);
- изготовление ECU транспортных средств (завод по производству, сборочная линия);
- обслуживание транспортных средств (дилерство, послепродажная ремонтная мастерская);
- законодательно установленные проверки (контроль выбросов, проверка безопасности).
Примечание — В стандарте ИСО 15765 внимание акцентируется только на положениях протокола связи, необходимых для поддержки отмеченных выше случаев использования. В настоящем стандарте не конкретизируется содержание передаваемых данных, скорость обновления сигнала, доступность сигнала и т.д.
В таблице 2 приводится обзор основных вариантов использования диагностической связи по локальной сети контроллеров DoCAN, которые применимы к системам, поддерживающим одноименный протокол. Каждый вариант использования DoCAN может иметь одну или несколько формулировок.
Таблица2 - Основные группы вариантов использования DoCAN | ||||||||
|
Из соображений безопасности, некоторые варианты использования и сценарии взаимодействия могут быть отклонены ECU транспортного средства в зависимости от внешних условий (например, во время вождения) или же могут требовать обеспечения дополнительных мер безопасности.
В таблице 3 рассматривается вариант использования DoCAN с внешним запуском проверки системы, распознаванием готовности транспортного средства к обмену данными и выполнением диагностического поиска неисправностей в рамках выполняемого ремонта.
ТаблицаЗ - Вариант 1. Проверка транспортного средства и ремонт | ||||||||||
|
В таблице 4 рассматривается вариант использования DoCAN для осуществления перепрограммирования ECU транспортного средства с внешнего устройства в условиях сборочного завода автопроизводителя или ремонтной мастерской.
Таблица4 - Вариант 2. Перепрограммирование ECU транспортного средства | ||||||||||
|
В таблице 5 рассматривается вариант использования DoCAN с внешним диагностическим оборудованием для подготовки ECU транспортного средства к обмену данными в условиях сборочного завода автопроизводителя и выполнения, в случае необходимости, ремонта.
5
Таблица5- Вариант 3. Проверка ECU транспортного средства и ремонт на линии сборки | ||||||||||
|
Приложение ДА (справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации
Таблица ДА.1 | |||||||||
|
6
Библиография
[1] |
ISO/IEC 10731 |
Information technology - Open Systems Interconnection - Basic Reference Model - Conventions for the definition of OSI services |
[2] |
ISO 11898-1 |
Road vehicles - Controller area network (CAN) - Part 1: Data link layer and physical signalling |
[3] |
ISO 11898-2 |
Road vehicles - Controller area network (CAN) - Part 2: High-speed medium access unit |
[4] |
ISO 11898-3 |
Road vehicles - Controller area network (CAN) - Part 3: Low-speed, fault-tolerant, medium-dependent interface |
[5] |
ISO 11898-5 |
Road vehicles - Controller area network (CAN) - Part 5: High-speed medium access unit with low-power mode |
[6] |
ISO 14229-1 |
Road vehicles - Unified diagnostic services (UDS) - Specification and requirements |
[7] |
ISO 14229-2 |
Road vehicles - Unified diagnostic services (UDS) - Part 2: Session layer services |
[8] |
ISO 14229-3 |
Road vehicles - Unified diagnostic services (UDS) - Part 3: Unified diagnostic services on CAN implementation (UDSonCAN) |
[9] |
ISO 14230 (all parts) |
Road vehicles - Diagnostic systems - Keyword Protocol 2000 |
[10] |
ISO 15031-2 |
Road vehicles - Communication between vehicle and external equipment for emissions-related diagnostics - Part 2: Guidance on terms, definitions, abbreviations and acronyms |
[11] |
ISO 15031-5 |
Road vehicles - Communication between vehicle and external equipment for emissions-related diagnostics - Part 5: Emissions-related diagnostic services |
[12] |
ISO 15031-6 |
Road vehicles - Communication between vehicle and external equipment for emissions-related diagnostics - Part 6: Diagnostic trouble code definitions |
[13] |
ISO 15765-2 |
Road vehicles - Diagnostic communication over Controller Area Networks (DoCAN) - Part 2: Transport protocol and network layer services |
[14] |
ISO 15765-4 |
Road vehicles - Diagnostic communication over Controller Area Network (DoCAN) - Part 4: Requirements for emissions-related systems |
[15] |
ISO 27145 (all parts) |
Road vehicles — Implementation of World-Wide Harmonized On-Board Diagnostics (WWH-OBD) communication requirements |
[16] |
SAE J 1930-DA |
Digital Annex of Electical/Electronic Systems Diagnostic Terms, Definitions, Abbreviations, and Acronyms |
[17] |
SAEJ1939:2011 |
Serial Control and Communications Heavy Duty Vehicle Network - Top Level Document |
[18] |
SAE J1939-73:2010 |
Application Layer Diagnostics |
[19] |
SAE J1979-DA |
Digital Annex of E/E Diagnostic Test Modes |
[20] |
SAEJ2012-DA |
Digital Annex of Diagnostic Trouble Code Definitions and Failure Type Byte Definitions |
[21] |
SAE J2178/1 |
Class В data communication network messages detailed header formats and, physical address assignments |
7