Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

74 страницы

Устанавливает руководящие указания для всех организаций, но особенно для малых и средних предприятий (SMEs), по поэтапной разработке, внедрению, сопровождению и улучшению системы экологического менеджмента (СЭМ). Кроме того, стандарт содержит рекомендации по интеграции и применению методов оценки экологической результативности. Стандарт распространяется на деятельность любой организации, независимо от уровня ее развития, характера осуществляемой деятельности и местоположения, где эта деятельность совершается.

 Скачать PDF

Заменен на ГОСТ Р ИСО 14005-2019

Идентичен ISO 14005:2010

Оглавление

1 Область применения

2 Термины и определения

3 Процесс поэтапного внедрения СЭМ

     3.1 Основные положения

     3.2 Важность поддержки, заинтересованности и участия со стороны руководства и персонала (сотрудников организации)

     3.3 Структура настоящего стандарта

     3.4 Область применения СЭМ

     3.5 Поэтапное внедрение СЭМ

4 Осуществление проекта, связанного с сохранением и защитой окружающей среды, при поддержке и обеспечении заинтересованности руководства организации в поэтапном внедрении СЭМ

     4.1 Цель

     4.2 Методология

5 Элементы, которые поддерживают внедрение и сопровождение СЭМ

     5.1 Обмен информацией по экологическим аспектам организации

     5.2 Ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия специалистов и сотрудников организации

     5.3 Компетентность специалистов, подготовка и осведомленность сотрудников организации

     5.4 Записи

     5.5 Документация

     5.6 Управление документацией

6 Разработка и внедрение СЭМ

     6.1 Идентификация значимых экологических аспектов организации

     6.2 Установление законодательных и других требований к СЭМ организации

     6.3 Оценка соответствия организации законодательным и другим требованиям

     6.4 Выработка и реализация экологической политики организации

     6.5 Постановка экологических целей, определение задач и разработка программ(ы)

     6.6 Управление операциями

     6.7 Планирование действий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций и меры реагирования на них

     6.8 Оценка экологической результативности СЭМ организации, включая мониторинг и измерения

     6.9 Внутренние аудиты

     6.10 Управление при отклонении от плана действий организации

     6.11 Анализ достигнутого организацией прогресса экологической результативности СЭМ

Приложение А (справочное) Обзор деятельности

Приложение В (справочное) Пример внедрения СЭМ в пять этапов

Приложение С (справочное) Пример поэтапного внедрения СЭМ в три этапа

Приложение D (справочное) Пример рабочего проекта осуществления СЭМ

Приложение Е (справочное) Таблица перекрестных ссылок

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов и документов соответствующим национальным стандартам Российской Федерации и действующим в этом качестве межгосударственным стандартам

Библиография

 

74 страницы

Дата введения01.09.2014
Добавлен в базу21.05.2015
Завершение срока действия01.01.2020
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

17.12.2013УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии2273-ст
РазработанМеждународная академия менеджмента и качества бизнеса
ИзданСтандартинформ2014 г.

Environmental management systems. Guidelines for the phased implementation of an environmental management system, including the use of environmental performance evaluation

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

<Ш>

ГОСТ Р исо 14005—

2013


НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Руководящие указания по поэтапному внедрению системы экологического менеджмента с использованием оценки экологической результативности

ISO 14005:2010

Environmental management systems — Guidelines for the phased implementation of an environmental management system, including the use of environmental performance evaluation (IDT)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2014

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН АНО «Международная академия менеджмента и качества бизнеса» на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 «Экологический менеджмент и экономика»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2013 г. № 2273-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14005:2010 «Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по поэтапному внедрению системы экологического менеджмента с использованием оценки экологической результативности» (ISO 14005:2010 «Environmental management systems — Guidelines for the phased implementation of an environmental management system, including the use of environmental performance evaluation»).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов и документов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТР 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) ипи отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования—на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

©Стандартинформ, 2014

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р ИС0 14005—2013

Содержание

1    Область применения........................................ 1

2    Термины и определения...................................... 1

3    Процесс поэтапного внедрения    СЭМ................................ 4

3.1    Основные положения...................................... 4

3.2    Важность поддержки, заинтересованности и участия со стороны руководства и персонала (сотрудников организации)..................................... 4

3.3    Структура настоящего стандарта................................ 5

3.4    Область применения СЭМ................................... 5

3.5    Поэтапное внедрение СЭМ................................... 5

4    Осуществление проекта, связанного с сохранением и защитой окружающей среды, при поддержке

и обеспечении заинтересованности руководства организации в поэтапном внедрении СЭМ.....    6

4.1    Цель.............................................. 6

4.2    Методология.......................................... 6

5    Элементы, которые поддерживают внедрение и сопровождение СЭМ............... 9

5.1    Обмен информацией по экологическим аспектам организации................. 9

5.2    Ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия специалистов и сотрудников организации....................................... 12

5.3    Компетентность специалистов, подготовка и осведомленность сотрудников организации ....    13

5.4    Записи............................................. 14

5.5    Документация......................................... 15

5.6    Управление документацией................................... 15

6    Разработка и внедрение СЭМ................................... 16

6.1    Идентификация значимых экологических аспектов организации................. 16

6.2    Установление законодательных и других требований к СЭМ организации............ 18

6.3    Оценка соответствия организации законодательным и другим требованиям........... 20

6.4    Выработка и реализация экологической политики организации................. 20

6.5    Постановка экологических целей, определение задач и разработка программ(ы)........ 22

6.6    Управление операциями.................................... 23

6.7    Планирование действий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций и меры реагирования

на них............................................. 24

6.8    Оценка экологической результативности СЭМ организации, включая мониторинг и измерения .    25

6.9    Внутренние аудиты....................................... 28

6.10    Управление при отклонении от плана действий организации.................. 29

6.11    Анализ достигнутого организацией прогресса экологической результативности СЭМ...... зо

Приложение А    (справочное) Обзор деятельности.......................... 32

Приложение В    (справочное)    Пример    внедрения СЭМ в пять этапов................. 51

Приложение С    (справочное)    Пример    поэтапного внедрения СЭМ в три этапа............ 53

Приложение D    (справочное)    Пример    рабочего проекта осуществления СЭМ............ 55

Приложение Е    (справочное) Таблица перекрестных    ссылок..................... S3

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов и документов соответствующим национальным стандартам Российской Федерации и действующим в этом    качестве межгосударственным стандартам............ 65

Библиография............................................. 67

Введение

Цель настоящего стандарта заключается в предоставлении нормативно-методической помощи организациям. особенно малым и средним предприятиям (SMEs). при разработке и внедрении системы экологического менеджмента (СЭМ), удовлетворяющей требованиям ИСО 14001. Требования настоящего стандарта не выходят за рамки области применения ИСО 14001, за исключением метода оценки экологической результативности, и не предназначены для применения с целью сертификации или интерпретации содержания ИСО 14001.

Многие организации выиграли благодаря внедрению СЭМ. Но гораздо большее число организаций, особенно малых и средних предприятий, не имеют такой системы, несмотря на то, что она могла бы принести им значительную пользу. Настоящий стандарт устанавливает поэтапный подход к внедрению СЭМ, которая может расширяться для обеспечения полного соответствия требованиям ИСО 14001 и системы EMAS (Eco-management and Audit Scheme, т. e. Система экологического менеджмента и аудита).

Поэтапный подход предоставляет несколько преимуществ. Пользователи могут самостоятельно оценить. насколько успешно время и деньги, вложенные в создание СЭМ. обеспечивают прибыль организации. Они могут также удостовериться в том, что улучшения в области экологии способствуют уменьшению затрат и облегчению связей с населением, поддерживают организации при демонстрации их соответствия законодательным и другим требованиям, а также помогают удовлетворять ожидания потребителей. Организации могут отследить увеличение прибыли от своих СЭМ. по мере того как шаг за шагом внедряют свою систему, добавляя различные элементы. Если сфера применения СЭМ распространяется на всю деятельность, включая продукцию и услуги организации, и система внедрена в полном объеме с использованием всех элементов настоящего стандарта, то можно считать, что организацией разработана и внедрена СЭМ. которая удовлетворяет требованиям ИСО 14001.

ИСО 14001, содержит структурированный подход к управлению экологическими аспектами организации, согласуется со многими другими региональными подходами к системам менеджмента и составляет методологическую основу внедрения и сертификации СЭМ.

Настоящий стандарт содержит, кроме того, перечисленные в приложении ДА и в библиографии (1) — [24] ссылки на стандарты и другие документы, перечисленные в ИСО 14005:2010.

EMAS включает все аспекты международной системы стандартов ИС014001, но также устанавливает более жесткие требования: участие сотрудников компаний в EMS, публикация экологического отчета, открытые (для общественности) регулярные сообщения о проводимых природоохранных мероприятиях, каждое из которых оценивается независимым экологическим аудитором, сертифицированном в государственном органе.

В настоящее время EMAS.3TO самая современная и эффективная экологическая система менеджмента на рынке.

EMAS базируется на действующем в Европейском союзе Регламенте ЕС № 1221/2009. в соответствии с которым организация должна систематически повышать свою экологическую эффективность и отчитываться в проделанной работе. Требования, предъявляемые к системе экологического менеджмента в соответствии с ИСО 14001, являются неотъемлемой частью EMAS. Основными отличиями этих систем являются следующие:

•    ИСО 14001 не требует обязательного проведения первоначальной оценки воздействия на окружающую среду, в EMAS это — обязательное требование.

ИСО 14001 требует периодических аудитов систем экологического менеджмента. EMAS требует проведения экологического аудита не реже, чем один раз в три года;

•    ИСО не требует публичного экологического отчета или отчета об экологической эффективности, в EMAS это — обязательный элемент.

Кроме того, EMAS содержит более жесткие требования, в том числе:

•    постоянное улучшение экологических показателей с учетом последних научно-технических достижений и экономической целесообразности:

•    соблюдение требований экологического законодательства под государственным контролем:

•    ежегодные проверки экологических показателей с обнародованием результатов:

•    вовлечение каждого служащего в работу, направленную на повышение экологической эффективности деятельности предприятия.

При наличии на предприятии систем ИСО 14001 и EMAS, как правило, аудит проводится одновременно.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Руководящие указания по поэтапному внедрению системы экологического менеджмента с использованием оценки экологической результативности

Environmental management systems. Guidelines for the phased implementation of an environmental management system, including the use of environmental performance evaluation

Дата введения — 2014 — 09 — 01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает руководящие указания для всех организаций, но особенно для малых и средних предприятий (SMEs). по поэтапной разработке, внедрению, сопровождению и улучшению системы экологического менеджмента (СЭМ). Кроме того, настоящий стандарт содержит рекомендации по интеграции и применению методов оценки экологической результативности.

Настоящий стандарт распространяется на деятельность любой организации, независимо от уровня ее развития, характера осуществляемой деятельности и местоположения, где эта деятельность совершается.

2    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 14050:2009. включая следующие термины с соответствующими определениями:

2.1    аудитор (auditor): Лицо, обладающее компетентностью, необходимой для проведения аудита.

[ИСО 14050:2009. статья 5.31.1)

2.2    выводы аудита (audit findings): Результаты оценки собранных свидетельств аудита на соответствие критериям аудита.

Примечание — Выводы аудита могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита или на возможности улучшения.

[ИС014050:2009. статья 5.23]

2.3    программа аудита (audit programme): Один или совокупность нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение определенной цели.

Примечание — Программа аудита включает в себя все виды деятельности, необходимые для планирования. организации и проведения аудитов.

[ИСО 1450:2009. статья 5.32)

2.4    последовательное улучшение (continual improvement): Повторяющийся процесс совершенствования системы экологического менеджмента для достижения улучшения общей экологической результативности. согласующийся с экологической политикой организации.

Примечание — Процесс не обязательно вводят во всех областях деятельности одновременно.

[ИСО 14050:2009. статья 4.7]

2.5    корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринимаемое для устранения причины выявленного несоответствия.

[ИСО 14050:2009. статья 4.4.2]

Издание официальное

2.6    документ (document): Информация и ее носители.

Примечание 1— Носитель может быть бумажным, магнитным, электронным или оптическим компьютерным диском, фотографией или контрольным образцом, или их комбинацией.

Примечание 2 — Термин установлен в ИСО 9000:2006. статья 3.7.2.

(ИСО 14050:2009. статья 4.5)

2.7    окружающая среда (environment): Окружение, в котором организация функционирует, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимодействие.

Примечание — В данном контексте понятие кокружение* распространяется на среду в пределах организации и до глобальной системы.

(ИСО 14050:2009. статья 3.1)

2.8    экологический аспект (environmental aspect): Элемент деятельности организации, продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.

Примечание — Значимый экологический аспект оказывает или может оказывать значительное воздействие на окружающую среду.

(ИСО 14050:2009. статья 3.2)

2.9    воздействие на окружающую среду (environmental impact): Любое изменение окружающей среды, отрицательное или положительное, полностью или частично являющиеся результатом экологических аспектов организации.

[ИСО 14050:2009. статья 3.3)

2.10    система экологического менеджмента (environmental management system. EMS): Часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения собственной экологической политики и управления экологическими аспектами.

Примечание 1 — Система менеджмента представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов. применяемую для выработки политики и установления целей, а также для достижения этих целей.

Примечание 2 — Система менеджмента включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, практические решения, процедуры, процессы и ресурсы.

[ИСО 14050:2009, статья 4.1)

2.11    экологическая цель (environmental objective): Общий показатель окружающей среды, который согласуется с экологической политикой и который организация решила достичь.

(ИСО 14050:2009, статья 4.1.2)

2.12    экологическая результативность (environmental performance): Измеряемые результаты управления организацией своими экологическими аспектами.

Примечание — В контексте систем экологического менеджмента результаты можно оценивать относительно экологической политики организации, экологических целей, экологических задач и других требований к экологической результативности.

[ИСО 14050:2009, статья 3.16)

2.13    оценка экологической результативности (environmental performance evaluation. ЕРЕ): Процесс обеспечения управленческих решений, относящихся к экологической результативности организации, путем выбора показателей, сбора и анализа данных, оценки информации по критериям экологической результативности, предоставлению отчетности, обмену информацией и периодической актуализации процесса и его совершенствованию.

[ИСО 14050:2009. статья 3.16.1)

2.14    индикатор экологической результативности (environmental performance indicator. EPI): Конкретный показатель (выражение), обеспечивающий представление информации об экологической результативности организации.

[ИСО 14050:2009, статья 3.16.4)

2.15    экологическая политика (environmental policy): Общие намерения и направление деятельности организации, распространяющиеся на экологическую результативность, которые были официально определены высшим руководством.

ГОСТ Р ИСО 14005-2013

Примечание — Экологическая политика определяет структуру для принятия необходимых мер и установления экологических целей и экологических задач.

(ИСО 14050:2009, статья 4.1.1]

2.16    экологическая задача (environmental target): Детализированное требование к результативности, применимое к организации или ее части, и являющееся следствием установленных экологических целей которое должно определяться и выполняться для достижения этих целей.

(ИСО 14050:2009. статья 4.1.3]

2.17    заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа лиц, заинтересованных 8 характеристиках или результатах деятельности организации или системы.

Примечание 1 — Понятие «результат» распространяется на продукцию и соглашения, понятие «система» — систему жизненного цикла продукции, системы экологической маркировки и декларирования

Примечание 2 — Понятие определено специально с точки зрения экологической результативности в ИСО 14001 (с идентичным определением в ИСО 14004 и ИСО 14031), программы экологической маркировки типа I в ИСО 14024, экологической декларации типа III о ИСО 14025 и оценки жизненного цикла в ИСО 14040.

[ИСО 14050:2009, статья 3.6]

2.18    внутренний аудит (internal audit): Систематический, независимый и документированный процесс, целью которого является получение свидетельств аудита в результате проведения объективной оценки по определению степени выполнения критериев аудита системы экологического менеджмента, установленных организацией.

Примечание — Во многих случаях, особенно в небольших организациях, независимость может быть продемонстрирована свободой от несения ответственности за деятельность, которая подвергается аудиту.

[ИСО 14050:2009, статья 5.18.1]

2.19    индикатор результативности менеджмента (management performance indicator, MPI): Индикатор экологической результативности, обеспечивающий предоставление информации о действиях руководства, влияющих на экологическую результативность организации.

[ИСО 14050:2009, статья 3.16.5]

2.20    несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования.

[ИСО 14050:2009, статья 4.3]

2.21    индикатор результативности деятельности (operational performance indicator. OPI): Индикатор экологической результативности, обеспечивающий предоставление информации об экологической результативности функционирования организации.

[ИСО 14050:2009. статья 3.16.6]

2.22    организация (organization): Компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти или учреждение, либо их часть или их объединение, официально зарегистрированные или официально незарегистрированные. государственные или частные, которые имеют свой собственный круг функций и административный аппарат.

Примечание — Для организаций, имеющих более одного действующего подразделения, одно подразделение может быть определв!Ю как организация.

[ИСО 14050:2009, статья 3.4]

2.23    поэтапное внедрение (phased implementation): Любая комбинация реализуемой организацией последовательности шагов с целью выполнения требований СЭМ. для удовлетворения потребностей в соответствии ресурсам и организации.

2.24    предупредительное действие (preventive action): Действие по устранению причины потенциального несоответствия.

[ИСО 14050:2009. статья 4.4.3]

2.25    предотвращение загрязнения (prevention of pollution): Использование процессов, методик, методов, практических решений, материалов, продукции, услуг или энергии для того, чтобы предотвратить, сократить или контролировать (отдельно или в сочетании) выбросы или сбросы любых видов загрязняющих веществ, образование отходов с целью сокращения негативных воздействий на окружающую среду.

Примечание — Предо! вращение загрязнения может включать в себя сокращение источников загрязнения, удаление таких источников, изменение процесса, продукта или услуги, эффективное использование ресурсов. замену материалов и энергоносителей, повторное использование, утилизацию, использование отходов в качестве вторичных материальных ресурсов, а также переработку и обработку отходов.

[ИСО 14050:2009, статья 3.11)

2.26    процедура (procedure): Способ осуществления деятельности или процесса.

Примечание 1 — Процедуры могут документироваться или не документироваться.

Примечание 2 — Термин установлен в ИСО 9000:2006, статья 3.4.5.

[ИСО 14050:2009, статья 4.2)

2.27    запись (record): Документ, содержащий информацию о достигнутых результатах или подтверждающий выполнение действий.

(ИСО 14050:2009, статья 4.6)

3 Процесс поэтапного внедрения СЭМ

3.1    Основные положения

Организация может выбрать системный подход к управлению своими экологическими аспектами с целью решения отдельной проблемы или извлечения выгоды из конкретных возможностей экологического менеджмента. Кроме того, организация может внедрить СЭМ, позволяющую ей управлять всем спектром экологических аспектов, чтобы полностью соответствовать требованиям ИСО 14001.

Имеется множество потенциальных выгод, которые получит организация в результате управления своими экологическими аспектами. Однако если организация необоснованно применит жесткий, ограничивающий, бюрократический или дорогостоящий процесс, то это может отвратить от системного подхода к экологическому менеджменту из-за сложности этой задачи.

Модель, представленная в настоящем стандарте, разработана в помощь организации при внедрении СЭМ по мере роста масштаба и области постепенного применения системы в соответствии с целями организации и имеющимися ресурсами.

Перед реализацией процесса поэтапного внедрения СЭМ организации важно учесть следующее:

-    величину организации;

-    расположение организации;

-    существующие структуры управления;

-    значимость экологических проблем в повседневной оперативной работе:

-    культурные потребности и устремления персонала;

-    практический опыт персонала:

-ограничение ресурсов.

3.2    Важность поддержки, заинтересованности и участия со стороны руководства и персонала (сотрудников организации)

Для успешного внедрения результативной СЭМ, увеличивающей расходы организации, необходимо обеспечить и сохранять поддержку, заинтересованность и участие со стороны руководства и персонала. Если в конкретной организации эти факторы первоначально отсутствуют, то в пункте 4 изложен подход, который может быть применен с целью получения достаточной поддержки и повышения заинтересованности сотрудников в начале внедрения СЭМ.

Как правило, поддержка и заинтересованность усиливаются, по мере того как сотрудники оказываются вовлеченными в процесс и начинают получать материальные поощрения, которые могут поступать в результате управления экологическими аспектами.

Заинтересованность руководства должна отражаться в заявлениях о поддержке, например, в политике. и развиваться путем предоставления необходимых людских, финансовых и других ресурсов для поддержки поэтапного внедрения СЭМ. Персонал должен быть заинтересован в том, чтобы участвовать в процессе внедрения СЭМ и способствовать ему. Участие и содействие могут, помимо прочего, иметь форму посещения совещаний, внесения предложений и использования инициативы сотрудников в целях обеспечения понимания и реализации процесса поэтапного внедрения СЭМ среди равных по величине и уровню организации предприятий.

4

ГОСТ Р ИС0 14005—2013

3.3    Структура настоящего стандарта

Содержание настоящего стандарта разделено на три ключевых пункта (4.5 и 6).

В пункте 4 приводится общее представление о том. каким образом можно применять СЭМ для проектов. имеющих отношение к окружающей среде. Пример, представленный в приложении D. способствует обеспечению получения выгоды для организации и поможет ей добиться достаточной внутренней заинтересованности и поддержки сотрудников, с тем чтобы служба экологического контроля в организации оказалась в состоянии внедрить СЭМ. Возможно, руководство организации примет решение осуществить одновременно или последовательно несколько проектов, чтобы добиться внутренней заинтересованности и поддержки сотрудников, обеспечив достаточный уровень своих экологических мероприятий.

Возможен вариант, когда руководство организации решит, что хочет немедленно начать процесс внедрения СЭМ. соответствующей требованиям ИСО 14001. В этом случае организация может сразу же приступить к применению разделов 5 и 6. В то же время руководство организации может считать полезным в течение всего этого процесса следовать руководящим указаниям, предоставленным в пункте 4 и в приложении D.

В пункте 5 установлены поддерживающие элементы, которые организация должна принимать во внимание при планировании процесса поэтапного внедрения СЭМ.

В пункте 6 приведено описание идентификации значимых экологических аспектов и управления соответствующими операциями, что необходимо организации для решения проблем сохранения и защиты в целом охраны окружающей среды. Организация, которая реализует пункты 5 и 6 в полном объеме, будет иметь СЭМ. удовлетворяющую требованиям ИСО 14001 (см. приложение А).

В приложении А (таблица А. 10) приводится обзор основных и поддерживающих элементов, необходимых для обеспечения процесса поэтапного внедрения СЭМ. Представлен логически обоснованный ряд шагов, которые следует предпринять для реализации каждого элемента, поддерживающего внедрение и сопровождение СЭМ. Иногда бывает необходимо выполнить один элемент прежде, чем приступить к другому. В некоторых случаях может потребоваться использование результатов шага в одном элементе, чтобы ввести их в шаг в другом элементе.

При рассмотрении приложения А многие организации смогут идентифицировать ряд шагов, которые ими были уже предприняты, часто вне связи с охраной окружающей среды (например, экономия затрат на обращение с отходами, отклик на позитивные требования потребителей). Такая констатация прогресса, которого организация опосредованно добилась на пути к внедрению СЭМ. помогает обеспечить поддержку и заинтересованность сотрудников в расширении своей деятельности, удовлетворяющей всем требованиям ИСО 14001. Этот анализ также демонстрирует степень оставшихся задач организации и предписывает действия, необходимые для реализации процесса поэтапного внедрения СЭМ.

В приложениях В и С приведены примеры того, как может быть поэтапно внедрена СЭМ.

В приложении D представлены примеры того, как небольшая компания может приступить к реализации рабочего проекта, который завершается повышением заинтересованности руководства в том. чтобы выполнить процесс поэтапного внедрения СЭМ в полном объеме. Таблицы, вставленные в текст приложения D, предписывают начальные шаги, демонстрирующие некоторые элементы будущей СЭМ. Эти элементы представлены в той же последовательности, что и в приложении А. так что пример из приложения D целиком может быть применим к любому из трехэтапных подходов, установленных в приложении С. В таблице, приведенной ниже описана проработка компанией. В приложении D дана приблизительная оценка степени продвижения компании в направлении полного выполнения каждого элемента СЭМ.

3.4    Область применения СЭМ

Организация должна определить область применения своей СЭМ, то есть идентифицировать свою деятельность, продукцию и услуги, влияющие на состав СЭМ. Руководство должно решить, будет ли СЭМ применима к одному или нескольким местам расположения организации. Следует рассмотреть возможные причины для выработки ограничений, обусловленных местом расположения для производства некоторых видов продукции и оказания услуг, например, если часть места расположения находится в собственности другой организации и управляется ею. Только после такого определения полный объем деятельности, продукции и услуг должен охватываться СЭМ.

3.5    Поэтапное внедрение СЭМ

Организации, не выбравшей наилучший подход для внедрения СЭМ, следует принять проект, установленный в пункте 4. в качестве отправной точки для осмысления и применения системного подхода к экологическому менеджменту.

5

Настоящий стандарт предлагает два различных подхода к поэтапному внедрению СЭМ:

a)    использование фиксированных шагов, которые необходимо выполнять, придерживаясь последовательности элементов (см. пункты 5 и 6). Данный подход может быть полезен организациям, которые после осуществления первоначального проекта в области охраны окружающей среды (см. пункт 4) решают применить данный структурный подход к управлению своими экологическими аспектами (см. пример в приложении В);

b)    использование набора шагов, которые можно выполнять последовательно или одновременно, чтобы удовлетворять конкретным требованиям ИСО 14001. Этот набор шагов может выбираться для решения конкретных проблем охраны окружающей среды, таких как демонстрация соблюдения правовых норм, удовлетворение потребностей заинтересованных сторон (например, требований потребителей) или улучшение экологической результативности. Этот подход может быть приемлем для организаций, желающих развиваться в собственном темпе и в пределах имеющихся ресурсов, чтобы сделать свои СЭМ более эффективными (см. пример в приложении С).

Необходимо разработать план, который определяет:

-    подход, принимаемый для реализации;

-    сроки, в которые план должен быть выполнен;

-    требуемые ресурсы;

-    функции и ответственность лиц, выполняющих план;

-    необходимые записи;

-    методы, с помощью которых можно постоянно контролировать и оценивать процесс улучшения экологической ситуации.

Прогресс может быть оценен по результатам внедрения, планируемым на конец каждого этапа, и по соблюдению плана внедрения. Кроме того, процесс поэтапного внедрения СЭМ позволяет организации достоверно оценить прогресс на пути реализации требований ИСО 14001. Оценка прогресса по результатам внедрения СЭМ позволяет обеспечить эффективное использование ресурсов и оценить достижение в реализации основной цели деятельности организации.

4 Осуществление проекта, связанного с сохранением и защитой окружающей среды, при поддержке и обеспечении заинтересованности руководства организации в поэтапном внедрении СЭМ

4.1    Цель

Прежде чем приступить к поэтапному внедрению СЭМ, и в целях получения поддержки со стороны руководства организации, целесообразно выполнить проект с ограниченной областью применения. Такой подход может обеспечить информированность сотрудников об основных элементах СЭМ, приобретения опыта по ряду преимуществ управления экологическими аспектами на системной основе и оказания помощи в улучшении экологической результативности.

Указанные результаты могут быть достигнуты путем рассмотрения небольшого проекта, направленного всего на один экологический аспект организации или на их ограниченное число, включая например:

-    поток образующихся опасных отходов, ликвидация которых является дорогостоящей или сложной;

-    нормативные требования, которым необходимо соответствовать;

-    высокие, требующие сокращения затраты на используемые сырье и энергию;

-    усовершенствования мер контроля загрязнения окружающей среды, которые могут улучшить взаимоотношения с местными жителями и потребителями.

Число рассматриваемых экологических аспектов и глубина их проработки могут постепенно увеличиваться. по мере того как появляются достоверные выгоды и становятся доступными дополнительные ресурсы.

4.2    Методология

4.2.1 Основные положения

Шаги, описанные в данном подпункте, представляют собой основные составляющие СЭМ. Они следуют модели управления «Планируй — Делай — Проверяй — Действуй». ПДПД («Plan-Do-Check-Act», PDCA):