Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

65 страниц

Содержит руководящие указания для организации по разработке, внедрению, поддержанию и улучшению устойчивой, вызывающей доверие и надежной системы экологического менеджмента. Руководящие указания предназначены для организаций, стремящихся управлять своей экологической ответственностью на системной основе, что вносит вклад в экологическую составляющую устойчивого развития. Стандарт поможет организациям получать такие результаты, намеченные ее системой экологического менеджмента, которые будут значимыми для окружающей среды, самой организации и заинтересованных сторон. В соответствии с экологической политикой организации результаты, намеченные системой экологического менеджмента, включают в себя: - улучшение экологических показателей деятельности; - выполнение принятых обязательств; - достижение экологических целей. Руководящие указания, содержащиеся в стандарте, могут помочь организации улучшить ее экологические показатели деятельности и обеспечить, чтобы элементы системы экологического менеджмента были интегрированы в ее ключевые бизнес-процессы.

 Скачать PDF

Идентичен (IDT) ISO 14004:2016

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

     3.1 Термины, относящиеся к организации и лидерству

     3.2 Термины, относящиеся к планированию

     3.3 Термины, относящиеся к средствам обеспечения и деятельности

     3.4 Термины, относящиеся к оценке результатов деятельности и улучшению

4 Среда организации

     4.1 Понимание организации и ее среды

     4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

     4.3 Определение области применения системы экологического менеджмента

     4.4 Система экологического менеджмента

5 Лидерство

     5.1 Лидерство и приверженность

     5.2 Экологическая политика

     5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации

6 Планирование

     6.1 Действия в отношении рисков и возможностей

     6.2 Экологические цели и планирование их достижения

7 Средства обеспечения

     7.1 Ресурсы

     7.2 Компетентность

     7.3 Осведомленность

     7.4 Обмен информацией

     7.5 Документированная информация

8 Деятельность

     8.1 Планирование и управление деятельностью

     8.2 Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них

9 Оценка результатов деятельности

     9.1 Мониторинг, измерения, анализ и оценка

     9.2 Внутренний аудит

     9.3 Анализ со стороны руководства

10 Улучшение

     10.1 Общие положения

     10.2 Несоответствия и корректирующие действия

     10.3 Постоянное улучшение

Приложение А (справочное) Примеры видов деятельности, продукции и услуг и связанных с ними экологических аспектов и экологических воздействий, рисков и возможностей, а также действий

Приложение В (справочное) Поэтапный подход к внедрению системы экологического менеджмента (на основе ИСО 14005)

Библиография

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ



СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Общие руководящие указания по внедрению

(ISO 14004:2016, ЮТ)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2017

ГОСТ Р ИСО 14004-2017

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (АО «ВНИИС») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 «Системы менеджмента»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 июля 2017 г. № 700-ст

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14004:2016 «Системы экологического менеджмента. Общие руководящие указания по внедрению» (ISO 14004:2016 «Environmental management systems — General guidelines on implementation», IDT)

5    ВЗАМЕН ГОСТ P ИСО 14004—2007

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

О Стандартинформ. 2017

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ РИСО 14004—2017

4 «Свидетельство аудита» состоит из записей, изложений фактов или другой информации, имеющих отношение к критериям аудита и являющихся проверяемыми, а «критерий аудита* представляет собой совокупность политик, процедур или требований (3 2 8), используемых для сравнения со свидетельствами аудита, как определено в стандарте ИСО 19011:2011, 3 3 и 3.2 соответственно

3.4    2 соответствие (conformity): Выполнение требования (3.2.8).

3.4    3 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования (3.2 8).

Примечание — Несоответствие относится к требованиям настоящего стандарта и дополнительным требованиям системы экологического менеджмента (3.1.2). которые устанавливает для себя организация (314)

3 4 4 корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины несоответствия (3.4 3) и предупреждения его повторного возникновения.

Примечание — Несоответствие может иметь несколько причин.

3.4    5 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющаяся деятельность по улучшению результатов деятельности (3.4.10).

Примечания

1    Улучшение результатов деятельности относится к применению системы экологического менеджмента (3 12) с целью улучшения экологических результатов деятельности (3 4 11), соотносящихся с экологической политикой (3 13) организации (3.1 4)

2    Деятельность по улучшению не обязательно проходит одновременно или без перерыва во всех сферах

3.4    6 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

3.4.7 _

показатель (indicator): Отображение в измеримом виде состояния или статуса операций, менеджмента или условий.

(Источник: ИСО 14031:2013. 3.15)

3.4.8    мониторинг (monitoring): Определение статуса системы, процесса (3.3.5) или деятельности.

Примечание — Для определения статуса может возникнуть необходимость проверить, проконтролировать или отследить

3.4.9    измерение (measurement): Процесс (3.3.5) определения величины.

3.4.10    результаты деятельности (performance): Измеримый итог.

Примечания

1    Результаты деятельности могут относиться к количественным и качественным полученным данным

2    Результаты деятельности могут относиться к менеджменту видов деятельности, процессам (3 3 5). продукции (включая услуги), системам или организациям (3 1 4)

3.4.11    экологические результаты деятельности (environmental performance): Результаты деятельности (3.4.10). относящиеся к менеджменту экологических аспектов (3.2.2).

Примечание — Для системы экологического менеджмента (3 12) результаты могут быть измерены в отношении реализации экологической политики (3 1 3) организации (3 1 4), достижения экологических целей (3 2 6) или степени соответствия другим критериям, с использованием показателей (3 4 7).

4 Среда организации

4.1 Понимание организации и ее среды

Для того чтобы разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему экологического менеджмента, организация должна определить среду, в которой она функционирует. Среда включает в себя внешние и внутренние факторы, в том числе экологические условия, относящиеся к намерению организации и влияющие на ее способность достигать намеченные результаты ее системы экологического менеджмента. Намерение организации находит отражение в ее видении и миссии.

Термин «намеченный результат» подразумевает то. чего организация намеревается достичь посредством внедрения ее системы экологического менеджмента. Намеченные результаты включают в себя повышение экологических результатов деятельности, выполнение принятых обязательств и до-

5

стижение экологических целей. Это минимально возможные, ключевые результаты. Однако организация может устанавливать дополнительные намеченные результаты, такие, которые выходят за рамки требований системы экологического менеджмента. Например, организация может получить преимущество от применения социальных и экологических принципов в поддержку более обширных инициатив в отношении устойчивости.

Понимание среды организации очень важно, так как организация функционирует не изолированно и подвергается влиянию внешних и внутренних факторов, таких как доступность ресурсов и вовлеченность ее работников Среда организации может охватывать сложность организации, ее структуру, виды деятельности и географическое местоположение ее функциональных подразделений как на уровне организации в целом, так и на локальном уровне.

Среда организации включает в себя окружающую природную среду, в которой она функционирует. Окружающая природная среда может создавать условия и события, которые оказывают влияние на виды деятельности организации, продукцию и услуги. Условия могут быть существующие или подлежать постепенному изменению, в то время как событие может вызвать внезапную перемену, которая обычно объясняется экстремальной ситуацией. Подготовка к последствиям таких условий и событий, а также их менеджмент обеспечивают непрерывность бизнеса.

Факторы являются важной темой для организации, проблемами для дискуссии, обсуждения или изменения обстоятельств, которые влияют на способность организации достигать намеченных результатов, установленных для ее системы экологического менеджмента.

Чтобы понять, какие факторы являются важными, организация может рассмотреть те. которые:

-    являются движущими факторами и тенденциями, например, имеющими отношение к экологическим условиям или заинтересованным сторонам;

-    представляют проблемы для окружающей среды и организации;

-    могут быть использованы для получения положительного эффекта, в том числе инноваций, ведущих к улучшению экологических результатов деятельности;

-    предлагают конкурентные преимущества, включая сокращение затрат, ценность для потребителей. или повышение репутации и имиджа организации.

Организация, внедряющая или улучшающая систему экологического менеджмента, или интегрирующая систему экологического менеджмента в существующие бизнес-процессы, должна анализировать свою среду для того, чтобы получить знания о соответствующих факторах, которые могут повлиять на систему экологического менеджмента. Такой анализ может быть полезным, если он будет учитывать концепцию жизненного цикла и межфункциональные службы, включающие закупки, финансы, человеческие ресурсы, инжиниринг, проектирование, продажи и маркетинг. Анализ может включать в себя следующие ключевые области:

a)    идентификацию соответствующих внешних и внутренних факторов, включая экологические условия. события, которые имеют отношение к деятельности организации, ее продукции и услугам;

b)    рассмотрение того, как эти факторы могут влиять на намерение организации и способность достигать намеченных результатов ее системы экологического менеджмента;

c)    понимание того, как а) и Ь) могут быть учтены при планировании (см. 6.1.1);

d)    идентификацию возможностей для улучшения ее экологических результатов деятельности (см.

10.3).

Концепция жизненного цикла предполагает рассмотрение того, как организация управляет и влияет на стадии жизненного цикла ее продукции и услуг. Такой подход позволяет организации идентифицировать те области, где, с учетом сферы ее деятельности, она может минимизировать влияние на окружающую среду и одновременно добавлять ценность для организации.

В блоках практической помощи Ne 1—3 приведены примеры того, что может быть рассмотрено для определения внешних факторов, экологических условий, включая события, а также внутренних факторов.

Блок практической помощи № 1 — Внешние факторы

Факторы могут включать в себя:

-    политические: тип существующей политической системы, например, демократия, диктатура; уровень политического влияния на развитие бизнеса; готовность политиков результативно использовать свои полномочия;

-    экономические: доступность ресурсов, таких, как топливо, газ и вода, инфраструктура и транспорт. в том числе жилищный фонд, автомобильные и железные дороги, морские порты и аэропорты;

ГОСТ Р ИСО 14004-2017

•    финансовые: финансовая система, также наличие и доступность финансовых ресурсов;

-    конкурентные: другие местные организации с аналогичными намерениями, а также представления. которые, при необходимости, могут быть приняты для поддержания конкурентоспособной позиции. такие как устойчивость, эко-дизайн и эко-маркировка;

-    менеджмент цепи поставок: доступность, способности и возможности поставщика, уровень технологий и требования потребителей;

-    социальные: этнические ценности, гендерные вопросы, взяточничество и коррупция, доступность рабочей сипы, доступность образования и медицинского обслуживания, уровень образования рабочей силы и уровень преступности;

•    культурные: местные захоронения или священные места, наследие в виде зданий/имущества. доступность определенных ресурсов, таких как травяные/лекарственные растения, ремесленные материалы, продукты питания, используемые в культурном контексте для церемониальных целей, религиозная система и эстетические ценности;

-    рыночные и общественные потребности: текущие и будущие тенденции рынка в отношении продукции и услуг, в том числе тенденции в отношении энергопотребления и эффективного использования ресурсов;

-    технологические: наличие и доступность технологий, актуальных для организации;

•    законодательные: законодательная база, в рамках которой организация функционирует;

Примечание — Законодательная база вклкмает в себя законодательные, нормативные и другие формы правовых требований

-    природные: текущие и будущие климатические и другие условия, физические условия, биоразнообразие, редкие и исчезающие виды, экосистемы, наличие ресурсов, в том числе их количество, качество и доступность; возобновляемые и невозобновляемые источники энергии, конкретные экологический сектор/промышленные особенности.

Внешние источники информации, которые могут добавить ценность знаниям организации о внешних факторах, могут включать в себя:

-    потребителей, поставщиков и партнеров;

-    советы по вопросам бизнеса;

-    организации из той же сферы деятельности;

-    торгово-промышленные палаты;

-    государственные органы;

-    меэдународные учрехщения;

-    консультантов;

-    академические научно-исследовательские работы;

-    местные средства массовой информации;

Блок практической помощи Ns 2 — Экологические условия, включая события

Экологические условия, которые могут влиять на деятельность организации, ее продукцию и услуги, могут включать, например, климатические изменения температуры, которые могут помешать организации в выращивании отдельных видов сельскохозяйственной продукции.

Примером экологического события может быть наводнение вследствие экстремальных погодных условий, которое может повлиять на деятельность организации, например на хранение опасных веществ в целях предотвращения загрязнения окружающей среды.

Принятие во внимание некоторых из следующих источников информации может помочь организации опредепить ее экологические условия, включая экологические события:

a)    метеорологические, геологические, гидрологические и экологические данные;

b)    исторические сведения, связанные со стихийным бедствием по месту нахождения организации;

c)    отчеты предыдущих аудитов, оценок или анализов, таких как первоначальный экологический анализ или оценка жизненного цикла, при возможности;

d)    данные мониторинга окружающей среды;

e)    экологические разрешения или применяемые лицензии;

О отчеты о чрезвычайных ситуациях и инцидентах с экологическими последствиями.


-    местные общественные группы.

7

Блок практической помощи № 3 — Внутренние факторы

Факторы могут включать в себя:

-    организационную структуру и схему управления организацией: государственная и договорная система управления, включая регистрацию и отчетность: вид структуры (иерархическая, матричная, одноуровневая, проектная): совместные предприятия и услуги, предоставляемые по договору: взаимоотношения с материнской компанией, распределение функций, ответственности и полномочий:

-    соблюдение законодательных требований: состояние и тенденции;

-    политики, цели и стратегии: намерение, видение, бизнес-цели, другие цели и стратегии, а также ресурсы, необходимые для их достижения;

-    способности и возможности: способности, возможности и знания организации с точки зрения ресурсов и компетентности (например, капитал, время, люди. язык, процессы, системы и технологии, а также их поддержание);

-    информационные системы: информационные потоки и процессы принятия решений (как официальные. так и неофициальные), а также необходимое для них время:

-    взаимоотношения с внутренними заинтересованными сторонами, восприятие и ценности внутренних заинтересованных сторон;

• системы менеджмента и стандарты: сильные и слабые стороны существующей(их) систем(ы) менеджмента организации, руководящие указания и модели, используемые организацией, например. для бухгалтерского учета и финансов, качества, безопасности труда и охраны здоровья;

-    стиль и культуру организации: семейный бизнес, государственная или частная компания, стиль менеджмента и лидерства, культуру открытости или закрытости, процессы принятия решений;

-    договоры: форму, содержание и объем договорных отношений.

Методы, которые можно использовать для исследования соответствующих внутренних факторов. включают сбор информации, относящейся к имеющейся системе менеджмента, как указано выше, включая интервью с лицами, работавшими ранее или работающими в настоящее время под управлением организации, а также анализ результатов внутреннего и внешнего обмена информацией.


Процесс, применяемый организацией для развития понимания своей среды, должен в результате дать знания, которые могут быть использованы организацией для управления своими усилиями по планированию, внедрению и функционированию системы экологического менеджмента. К процессу необходимо подойти с практической точки зрения, чтобы повысить значимость организации и получить общее концептуальное понимание наиболее важных факторов. Может быть полезным документировать и периодически актуализировать этот процесс и его результаты, по мере необходимости.

Результаты могут быть использованы для помощи организации в:

-    определении области применения ее системы экологического менеджмента;

-    определении ее рисков и возможностей, которые необходимо рассмотреть:

-    разработке или расширении ее экологической политики;

-    установлении ее экологических целей;

-    определении результативности ее подхода к выполнению принятых обязательств.

4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

4.2.1 Общие положения

Заинтересованные стороны также являются частью среды, в которой функционирует организация. и должны быть рассмотрены при анализе организацией ее среды. Определение заинтересованных сторон и развитие отношений с ними способствует обмену информацией, что может привести к возникновению взаимопонимания, доверия и уважения. Такие отношения не должны быть формальными.

Организация должна определить ее заинтересованные стороны, а также их потребности и ожидания. имеющие отношение к системе экологического менеджмента. Организация может получить пользу от процесса, идентифицирующего соответствующие потребности и ожидания соответствующих заинтересованных сторон, чтобы определить те из них. которым она должна соответствовать, а также те. которые она выбрала для соответствия (т. е. принятые ею обязательства). Применяемые методы и используемые ресурсы могут варьироваться в зависимости от. например, размеров и характера организации. достаточности финансов, от рисков и возможностей, которые необходимо рассмотреть, а также от опыта организации в области экологического менеджмента.

8

ГОСТ РИСО 14004—2017

Организация должна получить общее (т. е верхнего уровня, не детального) понимание выраженных потребностей и ожиданий внутренних и внешних заинтересованных сторон, которые были определены как соответствующие, так что собранные знания могут быть учтены при определении ее принятых обязательств.

4.2.2    Определение соответствующих заинтересованных сторон

Заинтересованные стороны могут быть внутренними или внешними по отношению к организации. Организация должна определить, какие заинтересованные стороны имеют отношение к ее системе экологического менеджмента. Заинтересованные стороны могут меняться с течением времени и могут зависеть от сферы или отрасли, от географического местонахождения, в которых организация функционирует Изменения во внутренних или внешних факторах, являющихся частью среды организации, могут также приводить к изменению заинтересованных сторон.

4.2.3    Определение соответствующих потребностей и ожиданий соответствующих заинтересованных сторон

Организация должна определить соответствующие потребности и ожидания соответствующих заинтересованных сторон, так как они являются входными данными для проектирования системы экологического менеджмента. Примеры заинтересованных сторон, их потребностей и ожиданий представлены в блоке практической помощи № 4 Важно идентифицировать не только те. которые являются обязательными или заявленными, но также и те. которые обычно предполагаются (т. е. ожидаемые в качестве общепризнанных). Соответствующие заинтересованные стороны, которые были определены как имеющие значение для среды организации, могут иметь какие-либо потребности, которые не имеют отношения к системе экологического менеджмента организации, и. следовательно, не все их нужно обязательно учитывать.

Блок практической помощи № 4 — Примеры заинтересованных сторон и примеры их потребностей и ожиданий

Взаимоотношения

Примеры заинтересованных сторон

Примеры потребностей и ожиданий

На основе ответственности

Инвесторы

Ожидание того, что организация управляет ее рисками и возможностями, которые могут повлиять на инвестиции

На основе влияния

Неправительственные организации (НПО)

Потребность в сотрудничестве организации для достижения экологических целей НПО

На основе близкого расположения

Соседние организации, местное сообщество

Ожидание социально приемлемых результатов деятельности, честности и целостности

На основе зависимости

Работники

Ожидание работы в безопасной и здоровой окружающей среде

На основе представительства

Членство в отраслевых организациях

Потребность в сотрудничестве по вопросам окружающей среды

На основе полномочий

Нормативные и законодательные органы

Ожидание демонстрации соблюдения законодательных требований

4.2.4 Определение принятых обязательств

Организация должна определить, каким потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон она должна соответствовать, и какие из оставшихся потребностей и ожиданий она выбирает для соответствия, которые становятся для нее принятыми обязательствами. Такого уровня знания могут способствовать в понимании ее принятых обязательств, о чем подробнее описано в 6.1.3.

Нет единого подхода к определению потребностей и ожиданий. Организация должна использовать подход, соответствующий ее области применения, характеру и масштабам, подходящий с точки зрения детализации, сложности, времени, затрат и доступности достоверных данных.

Организация может определить потребности и ожидания ее соответствующих заинтересованных сторон в рамках других процессов или для других целей.

В тех случаях, когда требования установлены регулирующим органом, организация должна собрать знания о тех широких областях законодательства, которые применимы к ее деятельности, например. стандарты качества воздуха, предельно допустимые сбросы, правила утилизации отходов, лицензионные требования к эксплуатации объекта и т. д.

В случае добровольно принятых обязательств организация должна собрать знания о соответствующих потребностях и ожиданиях, таких как требования потребителей, добровольные кодексы и соглашения с общественными группами или государственными органами. Эти знания позволят организации понять, какое значение они могут иметь для достижения намеченных результатов ее системы экологического менеджмента.

4.2.5 Использование и применение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

Выходные данные, полученные в результате выполнения требований 4.2.1—4.2.4. могут помочь в определении области применения системы экологического менеджмента организации, установлении ее экологической политики, определении экологических аспектов, принятых обязательств, а также рисков и возможностей, которые организации необходимо рассмотреть. Они являются факторами при установлении целей в отношении экологических результатов деятельности. Для организации может оказаться полезным документировать эту информацию, чтобы использовать ее при применении других элементов настоящего стандарта.

4.3 Определение области применения системы экологического менеджмента

Организация должна определить границы и применимость системы экологического менеджмента. чтобы установить область ее применения. Область специфична для каждой организации. Каждая организация несет ответственность за идентификацию входных данных, полученных в результате понимания внешних и внутренних факторов, опредепенных в соответствии с 4.1 и 4.2. Определение области применения также затрагивает физические границы дпя одного или более месторасположений, сферы управления и влияния организации, с учетом концепции жизненного цикла. Область применения предназначена для прояснения физических, функционапьных и организационных границ, к которым система экологического менеджмента применяется.

Высшее руководство организации обладает свободой и гибкостью при определении области применения системы экологического менеджмента. Она может охватывать всю организацию или конкретные функциональные подразделения организации. Организация должна понимать степень управления или влияния, которое она может оказывать на деятельность, продукцию и услуги. Это имеет решающее значение для успеха системы экологического менеджмента и доверия к репутации организации, гарантируя, что область применения не определена таким образом, что исключает деятельность, продукцию, услуги или здания и сооружения, которые имеют или могут иметь значимые экологические аспекты, или исключает ее принятые обязательства, или вводит в заблуждение заинтересованные стороны. Неадекватно ограниченная или исключающая область применения может подорвать доверие к системе экологического менеджмента со стороны заинтересованных сторон и снизить способность организации достигать намеченных результатов ее системы экологического менеджмента. Область применения является фактическим и репрезентативным заявлением организации, в котором отражены виды деятельности или бизнес-процессы, включенные в границы ее системы экологического менеджмента.

Когда область применения является частью области более крупной организации, к высшему руководству, как правило, относят тех, кто является высшим руководством этой части организации. Однако высшее руководство на более высоком уровне организации может нести ответственность за управление и поддержку системы экологического менеджмента. Если организация меняет сферу управления или влияния, расширяет свою деятельность, приобретает собственность или выводит бизнес-направление или собственность, область применения должна быть пересмотрена наряду с другими изменениями. которые могут повлиять на систему экологического менеджмента.

При определении области применения системы экологического менеджмента организация должна учитывать деятельность, продукцию и услуги, поставляемые внешними поставщиками. Организации могут управлять внешне поставляемыми деятельностью, продукцией и услугами, которые имеют или могут иметь значимое экологическое воздействие, с руководящей позиции, или организации могут влиять на них посредством контрактных обязательств или другого соглашения.

Организация должна поддерживать область применения как документированную информацию и сделать ее доступной для заинтересованных сторон. Существует несколько методов для выполнения этого требования, например письменное описание, включение в раздел карты сайта или в организаци-

Ю

ГОСТ Р ИСО 14004-2017

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины и определения..............................................................2

3.1    Термины, относящиеся к организации и лидерству.....................................2

3.2    Термины, относящиеся к планированию .............................................2

3.3    Термины, относящиеся к средствам обеспечения и деятельности........................4

3.4    Термины, относящиеся к оценке результатов деятельности и улучшению..................4

4    Среда организации .................................................................-5

4.1    Понимание организации и ее среды.................................................5

4.2    Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.........................8

4.3    Определение области применения системы экологического менеджмента................10

4.4    Система экологического менеджмента..............................................11

5    Лидерство.........................................................................12

5.1    Лидерство и приверженность .....................................................12

5.2    Экологическая политика .........................................................14

5.3    Функции, ответственность и полномочия в организации................................15

6    Планирование .....................................................................17

6.1    Действия в отношении рисков и возможностей.......................................17

6.2    Экологические цели и планирование их достижения ..................................26

7    Средства обеспечения ..............................................................28

7.1    Ресурсы.......................................................................28

7.2    Компетентность ................................................................29

7.3    Осведомленность...............................................................31

7.4    Обмен информацией ............................................................31

7.5    Документированная информация..................................................33

8    Деятельность......................................................................35

8.1    Планирование и управление деятельностью.........................................35

8.2    Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них..........................37

9    Оценка результатов деятельности.....................................................38

9.1    Мониторинг, измерения, анализ и оценка ...........................................38

9.2    Внутренний аудит...............................................................41

9.3    Анализ со стороны руководства ...................................................41

10    Улучшение .......................................................................42

10.1    Общие положения .............................................................42

10.2    Несоответствия и корректирующие действия .......................................42

10.3    Постоянное улучшение .........................................................43

Приложение А (справочное) Примеры видов деятельности, продукции и услуг и связанных

с ними экологических аспектов и экологических воздействий, рисков

и возможностей, а также действий..........................................45

Приложение В (справочное) Поэтапный подход к внедрению системы экологического

менеджмента (на основе ИСО 14005).......................................55

Библиография.......................................................................57

Введение

Достижение баланса между окружающей средой, обществом и экономикой считается необходимым для удовлетворения потребностей настоящего времени без ущерба для способности будущих поколений также удовлетворять их потребности. Устойчивое развитие — это цель, достигаемая посредством балансирования трех составляющих устойчивого развития: окружающая среда, общество и экономика.

Организации, государственные или частные, большие или малые, в развитой или в развивающейся экономике, оказывают влияние на окружающую среду и могут быть также подвержены влиянию со стороны окружающей среды. Растет понимание того, что развитие и благополучие людей зависят от сохранения и защиты наших природных ресурсов, от которых зависит деятельность и производительность человека Достижение устойчивых экологических результатов деятельности требует от организации приверженности системному подходу и постоянному улучшению системы экологического менеджмента.

Социальные ожидания приводят к необходимости улучшения менеджмента ресурсов, необходимых для поддержки развития человечества, за счет повышения эффективности, прозрачности и подотчетности всех организаций. Растет давление на окружающую среду — от климатических изменений, чрезмерного потребления ресурсов и проблем, порождаемых деградацией экосистем и утратой биоразнообразия.

Цель настоящего стандарта заключается в предоставлении организациям руководящих указаний для разработки, внедрения, поддержания и постоянного улучшения системы экологического менеджмента. Такая структура должна способствовать долгосрочному успеху организации и достижению общей цели устойчивого развития. Структура устойчивой, заслуживающей доверия и надежной системы экологического менеджмента показана на рисунке 1. Она включает в себя.

-    понимание среды, в которой действует организация;

-    определение и понимание соответствующих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, если они имеют отношение к системе экологического менеджмента организации;

-    разработку и внедрение экологической политики и экологических целей;

-    принятие высшим руководством лидирующей роли в улучшении экологических результатов деятельности;

-    идентификацию аспектов деятельности, продукции и услуг организации, которые могут приводить к значимым экологическим воздействиям;

-    определение экологических условий, включая события, которые могут повлиять на организацию;

-    рассмотрение рисков и возможностей организации, которые должны быть учтены в отношении:

-    экологических аспектов.

-    принятых обязательств.

-    других факторов (см. 4.1) и требований (см. 4.2);

-    повышение осведомленности о взаимодействии организации с окружающей средой;

-    разработку средств обеспечения деятельности, при необходимости, для осуществления менеджмента значимых экологических аспектов организации и принятых обязательств, а также рисков и возможностей. которые необходимо учесть;

-    оценку экологических результатов деятельности и. при необходимости, предпринятых действий по их улучшению.

IV

ГОСТ Р ИСО 14004-2017

Рисунок 1 — Модель системы экологического менеджмента для настоящего стандарта

Системный подход к экологическому менеджменту может предоставить высшему руководству количественные и качественные данные, что дает возможность принимать обоснованные бизнес-решения, выстраивать долгосрочный успех и создавать возможности для устойчивого развития. Успех системы экологического менеджмента зависит от приверженности всех уровней и подразделений организации, управляемых высшим руководством.

Возможности включают в себя:

-    защиту окружающей среды, включая предупреждение или снижение неблагоприятных экологических воздействий:

-    управление или влияние на способ проектирования, распределение, использование и утилизацию продукции и услуги:

-    применение концепции жизненного цикла для предотвращения экологических воздействий от непреднамеренного перемещения в рамках цикла;

-    получение финансовых и производственных выгод в результате реализации экологически устойчивых альтернатив, которые укрепят положение организации на рынке:

-    доведение экологической информации до соответствующих заинтересованных сторон.

В дополнение к улучшенным экологическим результатам деятельности потенциальные выгоды, связанные с результативной системой экологического менеджмента, включают в себя:

-    обеспечение уверенности у потребителей в приверженности организации доказательному экологическому менеджменту:

-    поддержание хороших взаимоотношений с общественностью и обществом;

V

ГОСТ Р ИСО 14004-2017

-    соответствие критериям инвесторов и расширенный доступ к капиталу;

-    повышение имиджа и доли рынка:

-    улучшение управления затратами:

-    предупреждение инцидентов, влекущих за собой ответственность;

-    сохранение потребляемых материалов и энергии;

-    разработку более экологически чистой продукции;

-    облегченное получение разрешений и одобрений и соответствие установленным в них требованиям;

-    способствование экологической осведомленности среди внешних поставщиков и всех лиц. работающих под управлением организации;

-    улучшение взаимоотношений между промышленностью и правительством.

В организации возможно наличие и функционирование интегрированной системы менеджмента. которая объединяет, например, требования системы менеджмента качества, безопасности труда и охраны здоровья, и системы экологического менеджмента. Такой подход предоставляет организации возможности для снижения дублирования и повышения эффективности.

Примеры и подходы представлены в настоящем стандарте в целях иллюстрации. Они не являются единственно возможными и не обязательно подходят каждой организации. При разработке, внедрении или улучшении системы экологического менеджмента организации нужно выбрать подходы, которые подходят к ее условиям. Блоки практической помощи предназначены для предоставления дополнительной информации в поддержку руководящим указаниям, содержащимся в настоящем стандарте.

VI

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА Общие руководящие указания по внедрению

Environmental management systems General guidelines on implementation

Дата введения — 2018—05—01

1    Область применения

Настоящий стандарт содержит руководящие указания для организации по разработке, внедрению, поддержанию и улучшению устойчивой, вызывающей доверие и надежной системы экологического менеджмента. Руководящие указания предназначены для организаций, стремящихся управлять своей экологической ответственностью на системной основе, что вносит вклад в экологическую составляющую устойчивого развития.

Настоящий стандарт поможет организациям получать такие результаты, намеченные ее системой экологического менеджмента, которые будут значимыми для окружающей среды, самой организации и заинтересованных сторон. В соответствии с экологической политикой организации результаты, намеченные системой экологического менеджмента, включают в себя:

-    улучшение экологических показателей деятельности;

-    выполнение принятых обязательств;

-    достижение экологических целей.

Руководящие указания, содержащиеся в настоящем стандарте, могут помочь организации улучшить ее экологические показатели деятельности и обеспечить, чтобы элементы системы экологического менеджмента были интегрированы в ее ключевые бизнес-процессы.

Примечание — Несмотря на то. что система экологического менеджмента не предназначена осуществлять менеджмент в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, эти вопросы могут быть включены. если организация намерена внедрить интегрированную систему экологического менеджмента и менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда

Настоящий стандарт применим к любой организации, вне зависимости от ее размеров, типа и характера, а также к тем экологическим аспектам деятельности организации, ее продукции и услуг, которые организация определила как те, которыми она может либо управлять, либо на которые она может влиять с учетом всех стадий жизненного цикла.

Руководящие указания, содержащиеся в настоящем стандарте, могут быть применены в полном объеме или частично в целях систематического улучшения экологического менеджмента. Он служит в качестве дополнительного объяснения понятий и требований.

Несмотря на то. что руководящие указания, содержащиеся в настоящем стандарте, согласованы с моделью системы экологического менеджмента, содержащейся в ИСО 14001, они не предназначены служить интерпретацией требований ИСО 14001.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.

Издание официальное

3 Термины и определения

Для целей настоящего стандарта используются следующие термины и определения.

3.1    Термины, относящиеся к организации и лидерству

3.1.1    система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (3.1.4) для разработки политик, целей (3.2.5) и процессов (3.3.5) для достижения этих целей.

Примечания

1    Система менеджмента может относиться к одному или нескольким аспектам деятельности (например, менеджмент качества, экологический менеджмент, менеджмент безопасности труда и охраны здоровья, энергоменеджмент, финансовый менеджмент).

2    Элементы системы включают в себя структуру организации, роли и ответственность, планирование и функционирование. оценку результатов деятельности и улучшение

3    Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, определенные функции организации, определенные части организации, одну или более функций в группе организаций

3.1.2    система экологического менеджмента (environmental management system): Часть системы менеджмента (3.1.1). используемая для управления экологическими аспектами (3.2.2), выполнения принятых обязательств (3 2 9) и учитывающая риски и возможности (3.2.11).

3.1.3    экологическая политика (environmental policy): Намерения и направление организации

(3.1.4)    в отношении экологических результатов деятельности (3 4 11). официально сформулированные ее высшим руководством (3.1.5).

3.1.4    организация (organization): Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями. имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей

(3.2.5) .

Примечание — Понятие «организация» вклкмает в себя, но не ограничивается следующими примерами индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, благотворительное учреждение, а также их часть или их объединение, вне зависимости от того, являются они юридическим лицом или нет. государственными или частными

3.1.5    высшее руководство (top management): Лицо или группа людей, осуществляющих руководство и управление организацией (3.1.4) на высшем уровне.

Примечания

1    Высшее руководство имеет право делегировать полномочия и предоставлять ресурсы в рамках организации

2    Если область применения системы менеджмента (31 1) охватывает только часть организации, под высшим руководством подразумевают тех, кто осуществляет руководство и управляет этой частью организации

3.1.6    заинтересованная сторона (interested party): Лицо или организация (3.1.4). которые могут влиять на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их влиянию или воспринимать себя в качестве последних.

Примечания

1 «Воспринимать себя в качестве подверженных воздействию» означает, что это восприятие стало известно организации.

Пример — Потребители, сообщества, поставщики, регулирующие органы, негосударственные организации, инвесторы и наемные работники.

3.2 Термины, относящиеся к планированию

3.2.1 окружающая среда (environment): Окружение, в котором функционирует организация (3.1 4). включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимоотношения.

Примечания

1    Понятие «окружение» может распространяться на среду в пределах от организации до местной, региональной или глобальной системы

2    Окружение может быть описано с точки зрения биологического разнообразия, экосистем, климата и других характеристик

2

ГОСТ РИСО 14004—2017

3.2.2    экологический аспект (environmental aspect): Элемент деятельности организации (3.1 4). ее продукции или услуг, который взаимодействует или может взаимодействовать с окружающей средой (3.2.1).

Примечания

1    Экологический аспект может являться причиной экологического(их) воздействия^) (3 2 4) Значимый экологический аспект оказывает или может оказать одно или более значимое экологическое(ие) воздействие^) на окружающую среду

2    Значимые экологические аспекты определяются организацией с применением одного или более критериев

3.2.3    экологическое условие (environmental condition): Состояние или характеристика окружающей среды (3.2.1) в определенный момент времени.

3.2 4 экологическое воздействие (environmental impact): Изменение в окружающей среде (3.2.1) отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющееся результатом экологических аспектов (3.2.2) организации (3.1.4).

3.2.5    цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.

Примечания

1    Цель может быть стратегической, тактической или оперативной

2    Цели могут относиться к разным аспектам (такие, как финансовые цели, цели в области здоровья и безопасности, экологии), а также применяться на разных уровнях (например, стратегическом, организации в целом, проекта, продукции и процесса (3 3 5)).

3    Цель может быть выражена разными способами, например, в виде намеченного результата, намерения, критерия работы, экологической цели (3 2 6) или другими словами со схожими значениями (например, целевая установка, заданная величина, задача)

3.2.6    экологическая цель (environmental objective): Цель (3.2.5), установленная организацией (3.1.4) в соответствии с ее экологической политикой (3.1.3).

3.2.7    предотвращение загрязнения (prevention of pollution): Использование процессов (3.3.5). практических методов, технических решений, материалов, продукции, услуг или энергии для того, чтобы избежать, уменьшить или управлять (по отдельности или в комбинации) образованием, выбросом или сбросом любого типа загрязняющего вещества или отходов с целью уменьшения негативных экологических воздействий (3.2.4).

Примечание — Предотвращение загрязнения может включать устранение или сокращение источника (загрязнения); изменения процесса, продукции или услуг; эффективное использование ресурсов; замену используемых материалов и видов энергии, повторное использование, восстановление, вторичную переработку, утилизацию. или очистку

3.2.8    требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Примечания

1    Слова «обычно предполагается» означают, что это общепринятая практика организации (3 1 4) и заинтересованных сторон (3.1.6), что рассматриваемые потребность или ожидание предполагаются

2    Установленным является такое требование, которое определено, например, в документированной информации (3.3.2).

3    Требования, не являющиеся правовыми, становятся обязательными, когда организация решает соответствовать им.

3.2.9    принятое обязательство (compliance obligation) (предпочтительный термин), правовые и другие требования (допустимый термин): Правовые требования (3.2.8), которым организация (3.1.4) должна соответствовать, и другие требования, которым организация должна соответствовать или выбирает для соответствия.

Примечания

1    Принятые обязательства относятся к системе экологического менеджмента (3 12).

2    Принятые обязательства могут возникать из обязательных требований, таких как применимые законы и правила. или как добровольные обязательства, такие как стандарты организации и отраслевые стандарты, договорные отношения, своды практик и соглашения с общественными группами или неправительственными организациями

3

3.2.10    риск (risk): Влияние неопределенности.

Примечания

1    Влияние выражается в отклонении от ожидаемого результата — позитивным или негативным

2    Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях и вероятности

3    Риск часто определяют по отношению к потенциальным «событиям* (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3 5.1 3) и их «последствиям» (как определено в Руководстве ИСО 73 2009, 3 6 1.3). или к их комбинации

4    Риск часто выражается в терминах комбинации последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и связанных с ними «вероятностей» (как определено в Руководстве ИСО 73.2009. 3 6 1 1) возникновения

3.2.11    риски и возможности (risks and opportunities): Потенциальные неблагоприятные влияния (угрозы) и потенциальные благоприятные влияния (возможности).

3.3 Термины, относящиеся к средствам обеспечения и деятельности

3.3.1    компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.

3.3.2    документированная информация (documented information): Информация, которая должна управляться и поддерживаться организацией (3.1.4). и носитель, который ее содержит.

Примечания

1    Документированная информация может быть любого формата и на любом носителе и может быть получена из любого источника

2    Документированная информация может относиться

-    к системе экологического менеджмента (3.1.2), включая в себя соответствующие процессы (3 3 5),

-    к информации, созданной для функционирования организации (может также рассматриваться как документация);

-    к свидетельствам достигнутых результатов (может также рассматриваться как записи).

3.3.3 _

жизненный цикл (life cycle): Последовательные и взаимосвязанные стадии, проходимые продукцией (или услугой), от закупки сырья или переработки природных ресурсов до конечной утилизации.

Примечание —Стадии жизненного цикла включаютвсебя закупку сырья, проектирование, производство, транспортировку/поставку, использование, конечную обработку и/или переработку и окончательную утилизацию

(ИС014044:2006,3.1, модифицированный—Слова «(или услуга)» были включены в определение, и было добавлено примечание].

3.3.4    передача процесса (outsource): Заключение соглашения, в соответствии с которым внешняя организация (3.1.4) выполняет часть функции или процесса (3.3.5) организации.

Примечание — Внешняя организация не входит в область применения системы менеджмента (3 1 1), хотя переданная функция или процесс подпадают под область применения системы менеджмента

3.3.5    процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.

Примечание — Процессы могут быть задокументированы или нет

3.4 Термины, относящиеся к оценке результатов деятельности и улучшению

3.4.1 аудит (audit): Систематический, независимый и документируемый процесс (3.3.5) получения свидетельств аудита и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита.

Примечания

1    Внутренний аудит проводит сама организация (3 1 4) или внешняя сторона от ее имени

2    Аудит может быть комплексным (совмещать два или более аспектов деятельности)

3    Независимость может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за деятельность, подвергаемую аудиту, или отсутствием предвзятости и конфликта интересов

4