Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

118 страниц

Купить ГОСТ Р 59483-2021 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает термины и определения (буквенные обозначения) основных понятий, применяемых в отношении колесных транспортных средств, предназначенных для движения по безрельсовым путям, и их компонентов. Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы по секторам автомобилестроения и автомобильного транспорта, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ

 Скачать PDF

 
Дата введения01.09.2021
Актуализация01.01.2022

Этот ГОСТ находится в:

Wheeled vehicles. Terms and definitions

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ f СТАНДАРТ V Цг xj? / РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р 59483— 2021

КОЛЕСНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Термины и определения

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2021

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 «Дорожный транспорт»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 мая 2021 г. № 344-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. Л/р 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официалыюм сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ. оформление. 2021

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии И

91    автомобиль с комбинированной энергоустановкой; автомобиль с комбинированной силовой установкой; гибридный автомобиль: Автомобиль, имеющий на борту не менее двух различных систем хранения энергии и двух различных преобразователей энергии (двигателей).

Примечание — Примерами систем хранения энергии являются топливный бак для жидкого топлива и электрический аккумулятор.

92    автомобиль-фургон: Автомобиль с закрытым кузовом типа фургон.

93    автопогрузчик: Самоходное транспортное средство со сменным рабочим оборудованием: ковшом, вилочными захватами и др.. предназначенное для погрузки, разгрузки, укладки и перемещения грузов, не предназначенное для движения по дорогам общего пользования.

94    автопоезд: Состав транспортных средств, образованный автомобилем и буксируемым(и) им прицепом(ами).

95    активный прицоп: Прицеп, все или некоторые колеса которого являются ведущими.

96    балластный тягач: Тягач, предназначенный для буксировки других транспортных средств и не имеющий собственного загрузочного пространства для перевозки полезного груза.

97    бронированное транспортное средство: Транспортное средство, оснащенное броневой защитой для обеспечения безопасности перевозимых пассажиров и'или грузов.

98    вагонная схема компоновки: Схема компоновки транспортного средства с вагонным кузовом.

99    вагонный кузов: Тип однообъемного кузова, передняя и задняя стороны которого расположены в плоскостях, близких к вертикальной плоскости.

Примечание — Вагонный кузов обычно используется на автобусах.

100    внедорожный автомобиль: Автомобиль, предназначенный для движения по бездорожью, либо только по специальным карьерным, лесовозным или другим дорогам, конструкция которого не удовлетворяет принятым для дорог общего пользования весовым и габаритным ограничениям, либо по иным причинам может привести к повреждению дорожного полотна.

101    водородный автомобиль: Автомобиль, использующий в качестве топлива компримированный (сжатый) газообразный водород.

Примечание — Термин включает автомобили, как на топливных элементах, так и с двигателем внутреннего сгорания.

102    газобаллонный автомобиль: Автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, использующим в качестве топлива сжатый или сжиженный газ. заправляемый в специальные баллоны.

103    газогенераторный автомобиль: Автомобиль, оснащенный газогенератором.

104    гоночный автомобиль: Автомобиль, сконструированный и построенный специально для участия в автомобильных соревнованиях на специальных трассах, в котором отсутствуют многие компоненты. обеспечивающие комфорт и второстепенные системы, как правило, не предназначенный для движения по дорогам общего пользования.

105    грузовая платформа: Загрузочное пространство грузового автомобиля или прицепа.

106    грузовое отделение: Внутренняя часть транспортного средства, используемая для размещения груза.

107    грузовой автомобиль:    Автомобиль,    предназначенный    для перевозки грузов и выполне

ния транспортной работы.

Примечание — Грузовые автомобили подразделяют по назначению: транспортному (общему и специализированному) и специальному: по проходимости: дорожный, повышенной и высокой проходимости, внедорожный: по грузоподъемности: особо малой, малой, средней, большой, особо большой.

108    двухзвенный автопоезд: Автопоезд, состоящий из автомобиля-тягача и одного прицепа или полуприцепа.

109    двухобъемный кузов: Кузов, во внешних формах которого, наряду с пассажирским отсеком, явно выражено наличие отсека для двигателя или багажного отсека.

110    двухосный автомобиль: Автомобиль, имеющий две оси.

Примечание — Двухосный автомобиль имеет четыре колеса; при наличии сдвоенных колес каждая пара колес считается за одно колесо, запасные колеса не учитываются.

111    двухтопливный автомобиль: Автомобиль, двигатель которого может работать как на бензине. так и на газообразном топливе.

112    двухэтажный автобус: Автобус, в котором отведенное для пассажиров пространство, по крайней мере, в одной части, расположено на двух уровнях.

Примечание — Пространство для стоящих пассажиров на верхнем этаже двухэтажного автобуса не предусмотрено.

113    двухъярусная платформа: Исполнение загрузочного пространства специализированных прицепов, в котором перевозимый груз размещается на двух уровнях.

Примечание — Двухъярусную платформу обычно применяют для перевозки автомобилей.

114    загрузочное пространство: Часть кузова грузового автомобиля, предназначенная для размещения груза или специализированного оборудования.

115    заднемоторная схема компоновки: Компоновочная схема автомобиля, двигатель которого расположен в задней части кузова.

116    заднемоторный автомобиль: Автомобиль, двигатель которого установлен в задней части несущей системы.

117    заднеприводный автомобиль: Автомобиль, у которого только задние колеса являются ведущими.

118    закрытый кузов: Кузов с несъемной и нескладной крышей.

119    звено автопоезда: Транспортное средство, являющееся легко отсоединяемой частью автопоезда.

120    изотермический кузов [фургон]: Закрытый кузов специализированного транспортного средства, снабженный слоем изоляционных материалов, ограничивающих теплообмен между внутренней и наружной поверхностями кузова.

121    исполнение загрузочного пространства: Конструкция части кузова грузового автомобиля, предназначенной для размещения груза или специализированного оборудования.

122    исполнение УХЛ: Комплектация транспортного средства, предназначенного для эксплуатации на территории макроклиматических районов с умеренным и холодным климатом.

Примечания

1    Климатические исполнения — по ГОСТ 15150.

2    Если основным назначением транспортного средства является эксплуатация в макроклиматических районах с холодным климатом, и экономически нецелесообразно его использование вне пределов этих районов, то такое транспортное средство имеет исполнение ХЛ.

123    исполнение ХЛ: Комплектация транспортного средства, предназначенного для эксплуатации на территории макроклиматических районов с холодным климатом.

Примечание — Климатические исполнения — по ГОСТ 15150.

124    кабриолет: Кузов легкового автомобиля со стойками, поддерживающими каркас крыши, с полностью открывающейся складывающейся или съемной крышей.

125    калотная схема компоновки: Схема компоновки транспортного средства, при которой в передней его части имеется отсек для двигателя или багажный отсек, и нижняя часть стойки ветрового стекла находится за передней осью далее радиуса колеса.

126    карьерный самосвал: Внедорожный грузовой автомобиль специализированного назначения с кузовом самосвального типа большой грузоподъемности, предназначенный для перевозки сыпучих грузов в карьерах по специальным дорогам, не предназначенный для эксплуатации на дорогах общего пользования.

127    классическая схема компоновки: Схема компоновки, при которой двигатель расположен в передней части кузова, а ведущие колеса — задние.

128    колесно-гусеничное транспортное средство: Наземное транспортное средство, имеющее, с целью повышения проходимости, вместо задних колес гусеничный движитель.

129    коляска мотоцикла: Боковой прицеп мотоцикла, предназначенный для перевозки одного пассажира или груза.

130    коммерческий автомобиль: Автомобиль, предназначенный для коммерческих перевозок.

131    коммунальный автомобиль: Автомобиль специального назначения, предназначенный для обеспечения работы коммунальных служб: уборки улиц, вывоза мусора и др.

132    короткобазная модификация: Модификация, имеющая уменьшенную колесную базу по сравнению с базовым транспортным средством.

133    кузов: Часть конструкции транспортного средства, представляющая собой отдельный технический компонент, вмещающий все оборудование транспортного средства.

134    кузов с несущим основанием; несущий кузов (комплектного колесного транспортного сродства); безрамный кузов: Кузов, воспринимающий нагрузки, преимущественно, нижней своей частью. не требующий установки на раму.

Примечание — Примером кузова с несущим основанием служит кабриолет.

135    купе: Трехобъемный закрытый кузов легкового автомобиля, имеющий две боковые двери и один или два ряда сидений.

136    ландо: Частично открывающийся кузов легкового автомобиля с открывающейся над задними рядами сидений частью крыши.

137    легковой автомобиль: Механическое транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров и имеющее не более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя.

138    легковой автомобиль класса MPV: Легковой автомобиль с кузовом универсал повышенной вместимости.

139    легковой автомобиль класса SUV: Легковой автомобиль повышенной или высокой проходимости.

140    лимузин: Закрытый кузов легкового автомобиля с более чем двумя рядами сидений и с перегородкой между водителем и пассажирским салоном.

141    маршрутное транспортное средство: Транспортное средство общего пользования, осуществляющее коммерческую перевозку пассажиров и их багажа по регулярному маршруту.

142    минивэн: Легковой автомобиль с полукапотной компоновкой или однообъемным кузовом с тремя рядами сидений.

143    многозвенный автопоезд: Автопоезд, включающий более одного прицепа.

144    многоосный автомобиль: Автомобиль, имеющий более трех осей.

Примечание — Многоосный автомобиль имеет более шести колес; при наличии сдвоенных колес каждая пара колес считается за одно колесо, запасные колеса не учитываются.

145    мопед: Транспортное средство с двумя или тремя колесами, снабженное двигателем внутреннего сгорания, запуск которого осуществляется педалями, с объемом цилиндров, не превышающим 50 см3.

146    мотороллер: Двух- или трехколесное механическое транспортное средство, у которого при посадке водителя ступни его ног опираются на площадку, а колени могут быть сведены до соприкосновения.

147    мотоцикл: Двухколесное транспортное средство с прицепной боковой коляской или без нее. имеющее двигатель внутреннего сгорания с объемом цилиндров, превышающим 50 см3, или имеющее при любом двигателе максимальную конструктивную скорость, превышающую 50 км/ч. конструкция которого предусматривает верховую посадку водителя, подобную посадке всадника.

148    низкопольный автобус: Автобус классов I, II или А. в котором не менее 35 % площади, предназначенной для стоящих пассажиров, представляет собой площадку без ступенек и предусматривает доступ, по крайней мере, к одной служебной двери.

Примечание — Площадь, предназначенная для стоящих пассажиров, располагается в случае двухэтажного автобуса на его нижнем этаже.

149    однообъемный кузов (Нрк. бескапотный кузов): Кузов, в котором двигатель, пассажиры и груз расположены в одной пространственной конструкции, во внешних формах которого отсутствуют явно выраженные отсек для двигателя и багажный отсек.

150    открытый кузов: Кузов, не имеющий крыши, или имеющий съемную или складывающуюся жесткую крышу, или снабженный мягким складывающимся тентом.

151    пассажирский автомобиль: Автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и их багажа.

152    пассажирское транспортное средство: Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и их багажа.

Примечание — Пассажирские транспортные средства подразделяются на легковые автомобили, автобусы. троллейбусы, электробусы и специальные пассажирские транспортные средства.

153    переднеприводная схема компоновки: Компоновочная схема переднеприводного автомобиля.

154    переднеприводный автомобиль: Автомобиль, у которого только передние колеса являются ведущими.

155    пикап: Кузов легкого грузового автомобиля с закрытой кабиной и открытой бортовой грузовой платформой, которая может закрываться тентом.

156    плавающий автомобиль (Нрк. автомобиль-амфибия): Автомобиль высокой проходимости с водоизмещающим корпусом, конструкцией которого предусмотрена возможность преодолевать водные преграды на плаву.

Примечание — Движение по воде может происходить за счет вращения колес или с помощью специального движителя. например, водометного.

157    платформа ковшового типа: Самосвальная платформа кузова грузового автомобиля или прицепа ковшеобраэной формы, обычно без заднего борта.

158    подкатная тележка: Прицеп для грузового автомобиля, оснащенный седельно-сцепным устройством и предназначенный для буксировки полуприцепа прицепным тягачом.

159    пожарный автомобиль: Автомобиль специального назначения, предназначенный для работы по тушению пожаров и имеющий для этого специальное оборудование: пожарную лестницу, насосное оборудование и др.

160    полноприводная схема компоновки: Компоновочная схема полноприводного автомобиля, имеющего колесную формулу 2*2, 4x4. 6*6 и т. д.

161    полноприводный автомобиль: Автомобиль, все колеса которого во всех или некоторых режимах работы являются ведущими.

162    пол неуправляемый автомобиль: Автомобиль, все колеса которого во всех или некоторых режимах работы являются управляемыми.

163    полный прицеп: Прицеп, имеющий не менее двух осей и оборудованный буксирным устройством. которое может перемещаться вертикально по отношению к прицепу и служит для поворота передней(их) оси(ой). но не передает какой-либо значительной статической нагрузки на буксирующее транспортное средство.

164    полукапотная схема компоновки: Схема компоновки автомобиля с передним расположением силового агрегата, при которой капот располагается только над передней частью отсека для двигателя.

Примечание — При полукапотной схеме компоновки легкового автомобиля нижняя часть стойки ветрового стекла находится примерно над передней осью.

165    полуприцеп: Прицеп, оборудованный опорно-сцепным устройством, спроектированный и изготовленный таким образом, что на буксирующее транспортное средство передается статическая вертикальная нагрузка, превышающая 10 % величины, соответствующей максимальной массе прицепа.

166    полярное исполнение: Комплектация транспортного средства, обеспечивающая совокупность характеристик, позволяющих осуществлять его эксплуатацию в умеренно-холодном и холодном климатических районах полярных регионов.

167    прицеп-роспуск: Прицеп, предназначенный исключительно для перевозки длинномерных грузов.

168    прицеп с центральной осью: Прицеп, оборудованный буксирным устройством, которое не может перемещаться вертикально по отношению к прицепу, и ось(и) которого раслоложена(ы) вблизи центра масс транспортного сродства при равномерной загрузке таким образом, что на буксирующее транспортное средство передается статическая вертикальная нагрузка, не превышающая 10 % величины. соответствующей максимальной массе прицепа, либо 1000 даН в зависимости от того, какая из этих величин меньше.

169    прицепной тягач: Тягач, предназначенный для буксировки полного прицепа или прицепа с центральной осью.

170    родстер: Кузов легкового автомобиля с одним рядом сидений с полностью открывающейся складывающейся или сьемной крышей.

171    содан: Закрытый трехобъемный кузов легкового автомобиля, имеющий не менее четырех мест для сидения не менее чем в двух рядах, с четырьмя дверями.

172    седельный тягач: Тягач, предназначенный для буксировки полуприцепа с помощью специального седельно-сцепного устройства.

173    сельскохозяйственный автомобиль: Автомобиль, специально созданный или приспособленный для работы в сельском хозяйстве.

Примечание — Сельскохозяйственный автомобиль обычно является полноприводным и имеет трансмиссию, обеспечивающую устойчивое движение с небольшими скоростями для совместной работы с сельскохозяйственными машинами.

174    сменный кузов: Специализированный кузов, который может быть установлен на шасси грузового автомобиля взамен другого кузова.

175    сочлененное транспортное средство: Транспортное средство, которое состоит из двух или более жестких секций, шарнирно сочлененных друг с другом, разделение которых выполнимо только с помощью специального оборудования.

176    сочлененный автобус: Сочлененное транспортное средство для перевозки пассажиров, в котором пассажирские помещения каждой секции соединены между собой таким образом, что пассажиры могут свободно перемешаться между ними.

177    специализированное пассажирское транспортное средство: Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров, изготовленное на шасси грузового автомобиля повышенной или высокой проходимости.

178    специализированное транспортное средство; специализированный автомобиль (Нрк. автомобиль специализированного назначения): Транспортное средство, предназначенное для перевозки по дорогам определенных видов грузов и имеющее для этого соответствующее исполнение загрузочного пространства: цистерна, кузов самосвального типа, платформа для перевозки контейнеров, рефрижератор и т.п.

179    специальное транспортное средство; специальный автомобиль (Нрк. автомобиль специального назначения): Транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций. для которых требуется наличие специального кузова и/или оборудования: автомобиль оперативных служб, коммунальный автомобиль, автокран, автокатафалк, передвижная ремонтная мастерская и т. п.

180    спортивный автомобиль: Автомобиль, предназначенный для спортивных соревнований, отличающийся болев высокими скоростными качествами, обусловленными более совершенной, с точки зрения аэродинамики, формой, применением двигателя с высокой удельной мощностью и др.

181    тарга: Трехобъемный кузов легкового автомобиля с полностью или частично съемной средней частью крыши.

182    тихоходное транспортное средство: Транспортное средство, имеющее максимальную конструктивную скорость до 50 км/ч.

183    транспортное средство общего (общественного) пользования: Транспортное средство, предназначенное для перевозки неопределенного круга пассажиров.

Примечание — Примеры: автобус, такси.

184    транспортное средство для перевозки опасных грузов: Транспортное средство специализированного назначения, которое попадает под действие маргинального номера 10 282 или 11 282 согласно (2).

185    транспортное сродство с выработанным ресурсом: Транспортное средство, дальнейшая эксплуатация которого не является безопасной, и которое собственник снимает, намеревается или обязан снять с эксплуатации.

186    транспортное средство специального назначения: Транспортное средство, предназначенное для специальной перевозки пассажиров или грузов, а также для выполнения специальных функций, для которых требуется наличие специального кузова и/или оборудования.

187    трехобъемный кузов: Кузов легкового автомобиля, во внешних формах которого присутствуют отдельные друг от друга отсек для двигателя, пассажирское помещение и багажный отсек.

188    трехосный автомобиль: Автомобиль, имеющий три оси.

Примечание — Трехосный автомобиль имеет шесть колес; при наличии сдвоенных колес каждая пара колес считается за одно колесо, запасные колеса не учитываются.

189    троллейбус: Транспортное средство, приводимое в движение электродвигателем, питание которого обеспечивается по внешней подвесной контактной сети.

190    тягач; автомобиль-тягач: Механическое транспортное средство, способное буксировать прицеп и оборудованное для этого сцепным устройством и специальными соединительными элементами для обеспечения связи электрооборудования и тормозных систем прицепа и тягача.

Примечание — Различают прицепные, седельные и балластные тягачи.

191    универсал: Закрытый двухобъемный кузов легкового автомобиля с задней дверью кузова, которая может быть двухстворчатой или открываться вбок, стекло которой имеет угол не менее 45° от горизонтали.

192    универсал повышенной вместимости: Кузов универсал повышенной высоты, при высоте автомобиля более 1550 мм, с двумя или тремя рядами сидений.

193    фаэтон: Открытый кузов легкового автомобиля с двумя или тремя рядами сидений, у которого стойки, поддерживающие каркас крыши, отсутствуют или убираются вместе с полностью открывающейся складывающейся или съемной крышей.

194    фургон: Жесткий закрытый кузов специализированного грузового транспортного средства, предназначенный для перевозки грузов, требующих защиты от внешних воздействий.

Примечание — Фургоны подразделяют на универсальный, узкоспециализированный, например, для перевозки хлебобулочных изделий, изотермический и рефрижератор.

195    хетчбек: Закрытый двухобъемный кузов легкового автомобиля с одним или двумя рядами сидений и открывающейся вверх задней дверью, стекло которой имеет угол менее 45° от горизонтали.

196    цельнометаллический фургон: Кузов-фургон специализированного грузового автомобиля, являющийся интегрированной неделимой конструкцией с его кабиной.

197    электробус: Пассажирское транспортное средство, приводимое в движение электродвигателем. питание которого осуществляется от бортовой перезаряжаемой системы хранения электрической энергии.

198    электромобиль: электрический автомобиль. Транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем.

Термины, относящиеся к конструктивным и эксплуатационным свойствам колесных

транспортных средств

199    активная безопасность транспортного сродства: Совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств транспортного средства, направленная на предотвращение возникновения ДТП.

200    безопасность транспортного средства: Совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств транспортного средства, закладываемая при его проектировании и поддерживаемая при эксплуатации. направленная на обеспечение сохранения жизни и здоровья людей и охрану окружающей среды.

Примечание — Безопасность транспортного средства подразделяется на: активную безопасность, пассивную безопасность, пожарную безопасность, экологическую безопасность.

201    вредные выбросы [вещества]: Эмиссия в процессе эксплуатации транспортного средства веществ, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Примечание — К вредным веществам, в первую очередь, относятся оксид углерода, углеводороды, оксиды азота, твердые дисперсные частицы.

202    загрязняющие вещоства: Вредные вещества.

203    занос: Нарушение курсовой устойчивости транспортного средства, сопровождающееся боковым скольжением его задних колес.

204    избыточная поворачиваомость: Поворачиваемость. при которой кривизна траектории установившегося движения увеличивается при увеличении бокового ускорения.

205    комфортабельность: Эксплуатационное свойство транспортного средства, характеризующее удобство его эксплуатации, оцениваемая показателями плавности хода, удобства посадки, возможностями вентиляции и отопления салона, кондиционирования воздуха и т. п.

206    конструктивная безопасность транспортного сродства: Совокупность свойств, характеризуемых параметрами конструкции транспортного средства, закладываемыми при его проектировании.

и которыо транспортное средство должно иметь по завершении его изготовления на момент ввода в эксплуатацию, в целях обеспечения сохранения жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды.

207    курсовая устойчивость: Способность транспортного средства сохранять направление своей продольной оси во время движения, несмотря на действие внешних и инерционных сил.

208    легкость управления: Эксплуатационное свойство транспортного средства, определяющее степень физической нагрузки водителя при воздействии на органы рулевого управления.

209    маневренность: Эксплуатационное свойство транспортного средства, представляющее способность быстрого изменения направления движения, определяемое минимальным радиусом поворота и передаточным числом рулевого управления.

210    недостаточная поворачиваемость: Поворачиваомость, при которой кривизна траектории установившегося движения уменьшается при увеличении бокового ускорения.

211    нейтральная поворачиваемость: Поворачиваемость. при которой кривизна траектории установившегося движения не меняется при увеличении бокового ускорения.

212    обзорность: Эксплуатационное свойство транспортного средства, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления транспортным средством.

213    опрокидывание транспортного средства: Потеря устойчивости транспортного средства, выразившаяся в его падении на бок или переворачивании.

214    пассивная безопасность транспортного сродства: Совокупность конструктивных свойств транспортного средства, направленная на снижение тяжести последствий ДТП.

215    передняя обзорность: Обзорность через переднее и боковые стекла кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180° в горизонтальной плоскости, при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости транспортного средства.

216    плавность хода: Эксплуатационное свойство транспортного средства, характеризующее его способность двигаться в заданном интервале скоростей по дорогам с неровной поверхностью без значительных вибрационных и ударных воздействий на водителя, пассажиров и груз.

217    поворачиваемость: Свойство транспортного средства увеличивать, сохранять или уменьшать кривизну траектории установившегося движения при увеличении бокового ускорения.

218    пожарная безопасность транспортного средства: Совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств, направленных на предотвращение возникновения пожара, а в случае его возникновения — на снижение тяжести его последствий.

219    проходимость: Эксплуатационное свойство транспортного средства, заключающееся в способности двигаться в различных дорожных условиях.

220    работоспособность транспортного средства: Эксплуатационное свойство транспортного средства, которое заключается в способности выполнения всех заданных функций, при сохранении значений заданных параметров в пределах нормативных требований, предъявляемых к конструкции и техническому состоянию транспортного средства.

221    снос: Процесс нарушения траекторной устойчивости транспортного средства, сопровождающийся боковым скольжением его передних колес.

222    стабилизация управляемых колес: Самостоятельное возвращение управляемых колес из другого положения в положение, соответствующее прямолинейному движению транспортного средства. при снятии усилия водителя с органа рулевого управления.

Примечание — Стабилизация управляемых колес конструктивно обусловлена наклонами осей их поворота в продольной и поперечной плоскостях и упругими свойствами пневматических шин.

223    траекторная устойчивость: Способность транспортного средства сохранять заданное направление движения, несмотря на действие внешних и инерционных сил.

224    управляемость: Конструктивное свойство транспортного средства, заключающееся в его способности двигаться в заданном водителем направлении.

225    устойчивость: Конструктивное свойство транспортного средства, заключающееся в его способности сохранять заданное направление движения и ориентацию продольной и вертикальной осей, несмотря на внешние воздействия.

226    устойчивость к воздействию электромагнитных помех: Способность транспортного средства и его составных частей функционировать без ухудшения показателей эффективности при наличии конкретных электромагнитных помех.

227    экологическая безопасность транспортного средства: Совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств транспортного средства, направленная на снижение вредного воздействия на жизнедеятельность человека и окружающую среду.

228    эксплуатационная безопасность транспортного сродства: Совокупность параметров конструкции транспортного средства, изменение которых в процессе эксплуатации может привести к недопустимому риску причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц. государственному и муниципальному имуществу.

229    эксплуатационное свойство транспортного средства: Функциональное свойство транспортного средства, определяющее возможность и целесообразность его использования по прямому назначению.

230    электромагнитная совместимость: Способность транспортного средства и его составных частей функционировать в электромагнитной среде, не создавая недопустимых электромагнитных помех для любого объекта, находящегося в этой среде.

231    электромагнитная среда: Совокупность электромагнитных явлений, присутствующих в данном месте.

232    электромагнитные помехи: Любое электромагнитное явление, которое может оказать негативное влияние на функционирование транспортного средства и его составных частей.

Термины, относящиеся к конструкции колесных транспортных средств

Термины, относящиеся к энергетическим установкам

233    альтернативные виды топлива: Виды топлива, иные, чем получаемые из нефти.

Примечание — К альтернативным видам топлива относятся: продукты переработки органических отходов {биотопливо) и твердое топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ. сжиженный природный газ, спирты, водород.

234    антифриз: Низкозамерзающая жидкость, используемая для заправки системы охлаждения двигателя.

Примечание — В качестве базовых жидкостей антифризов используют смеси на основе этиленгликоля или пролиленгпиколя.

235    базовый двигатель: Двигатель, отобранный из семейства двигателей таким образом, что его характеристики в отношении выбросов являются репрезентативными для данного семейства двигателей.

236    бедная смесь: Горючая смесь, в которой количество воздуха превышает теоретически необходимое для полного сгорания топлива.

Примечание — В бедной смеси коэффициент избытка воздуха больше 1.0.

237    бензин: Вид жидкого топлива для двигателей с искровым зажиганием, представляющего собой смесь легких углеводородов, получаемого посредством перегонки нефти.

238    бензиновый двигатель: Двигатель внутреннего сгорания с искровым зажиганием, использующий в качестве топлива бензин.

Примечание — Различают карбюраторные бензиновые двигатели и бензиновые двигатели с впрыскиванием топлива.

239    блок управления двигателем: Электронный блок управления, предназначенный для управления системами двигателя внутреннего сгорания: системой топливоподачи, системой зажигания и др.

240    блок цилиндров двигателя: Базовая деталь поршневого двигателя, внутри которой располагаются его рабочие цилиндры.

241    богатая смесь: Горючая смесь, в которой количество воздуха меньше теоретически необходимого для полного сгорания топлива.

Примечание — В богатой смеси коэффициент избытка воздуха меньше 1.0.

242    вакуумный регулятор: Устройство, предназначенное для изменения момента подачи искры в зависимости от нагрузки на выходном валу двигателя с искровым зажиганием.

243    вентилятор двигателя: Элемент системы воздушного или жидкостного охлаждения теплового двигателя, обеспечивающий циркуляцию воздуха.

244    верхнеклапанный двигатель: Поршневой двигатель внутреннего сгорания, в котором впускные и выпускные клапаны размещены в головке цилиндров.

245    вихрекамерный двигатель: Двигатель с воспламенением от сжатия, в котором для смесеобразования и сгорания горючей смеси используются вихревые потоки воздуха, создаваемые во время процесса сжатия в дополнительной вихревой камере.

Примечание — В обьеме вихревой камеры распыляется топливо, и происходит смесеобразование и сгорание горючей смеси.

246    вкладыш подшипника: Съемная деталь подшипника скольжения, на которую опирается шейка вала.

247    внегородской цикл; загородный цикл: Реализуемый в лабораторных условиях испытательный цикл, имитирующий движение транспортного средства по загородным дорогам.

248    воздуховод: Трубопровод, предназначенный для подачи воздуха.

249    воздухоочиститель: Устройство, предназначенное для очищения воздуха от различных примесей.

250    воздушная заслонка: Устройство в карбюраторе, предназначенное для обогащения горючей смеси путем уменьшения расхода воздуха и увеличения разрежения в диффузоре, которое закрывается в момент запуска холодного двигателя.

251    воздушный жиклер: Жиклер, предназначенный для дозирования воздуха.

252    воздушный фильтр: Фильтр, используемый для очистки воздуха от твердых частиц.

253    волокнистый поглотитель: Материал, используемый в качестве наполнителя некоторых глушителей шума выпуска.

254    воспламенение горючей смеси: Процесс возникновения самостоятельного пламенного горения под воздействием источника зажигания.

Примечание — Различают принудительное воспламенение и самовоспламенение горючей смеси.

255    воспламенение от искры: Способ принудительного воспламенения горючей смеси, основанный на создании в нужный момент искрового разряда между электродами свечи зажигания, используемый в двигателях с искровым зажиганием.

256    воспламенение от сжатия: Способ воспламенения горючей смеси, основанный на повышении температуры выше точки воспламенения, используемый в дизелях.

257    воспламеняемость дизельного топлива: Способность топлива самовоспламеняться после впрыскивания его в камеру сгорания дизеля, оцениваемая цетановым числом.

258    впрыск топлива: Одна из фаз работы некоторых типов двигателей внутреннего сгорания, заключающаяся во впрыскивании топлива под давлением в камеру сгорания или во впускной трубопровод.

259    впуск: Такт рабочего цикла, соответствующий заполнению горючей смесью или воздухом цилиндра поршневого двигателя или рабочей камеры роторно-поршневого двигателя.

260    впускной коллектор: Разветвляющийся трубопровод, по которому воздух или горючая смесь подводится к цилиндрам поршневого двигателя или рабочим камерам роторно-поршневого двигателя.

261    выпуск: Такт рабочего цикла двигателя, соответствующий выпуску отработавших газов.

262    выпускной коллектор: Трубопровод, через который происходит выпуск отработавших газов из двигателя.

263    газовая аппаратура: Совокупность приборов и устройств, обеспечивающих питание двигателя внутреннего сгорания газообразным топливом.

264    газовый двигатель: Двигатель с искровым зажиганием, предназначенный для работы на газообразном топливе.

265    газогенератор: Аппарат для термической переработки твердого топлива (дров, угля) в горючие газы.

266    газодинамический наддув: Наддув, обеспечиваемый за счет специально настраиваемых колебательных процессов во впускном трубопроводе двигателя внутреннего сгорания.

267    газообразное топливо: Все виды топлива, которые являются газообразными при нормальных значениях температуры (288.2 К) и давления (101,33 кПа).

268    газораспределение: Периодическое действие компонентов: клапанов, золотников и др., двигателя внутреннего сгорания, при котором происходит наполнение цилиндра поршневого двигателя или

рабочей камеры роторно-поршневого двигателя горючей смесью или воздухом и выпуск отработавших газов.

269    газораспределительный механизм; ГРМ (Нрк. механизм газораспределения): Механизм, обеспечивающий подачу в цилиндры поршневого двигателя или рабочие камеры роторно-поршневого двигателя горючей смеси или воздуха и выпуск отработавших газов.

270    газотурбинный двигатель: Двигатель внутреннего сгорания с непрерывным рабочим процессом. в камере сгорания которого находится газовая турбина, преобразующая энергию сгорающей топливной смеси в механическую.

271    глушитель: Устройство для снижения звука, излучаемого любым двигателем и его системами впуска и выпуска.

272    глушитель шума впуска: Глушитель, устанавливаемый на впуске воздуха в двигатель внутреннего сгорания.

273    глушитель шума выпуска: Глушитель, устанавливаемый в систему выпуска отработавших газов двигателя внутреннего сгорания с целью снижения уровней внутреннего и внешнего шума транспортного средства.

274    головка блока: Элемент конструкции поршневой машины, общий для всего блока цилиндров, являющийся совокупностью головок цилиндров.

275    головка поршня: Часть поршня двигателя внутреннего сгорания или компрессора, где устанавливаются компрессионные и маслосъемные кольца.

276    головка цилиндра: Часть цилиндра поршневой машины: двигателя или компрессора, закрывающая цилиндр и образующая в совокупности с прилегающей частью цилиндра и поверхностью днища поршня камеру сгорания.

277    головка шатуна: Часть шатуна, имеющая отверстие для соединения с сопрягаемой деталью.

278    горизонтальный двигатель: Поршневой двигатель, цилиндры которого расположены в горизонтальной или близкой к ней плоскости.

279    городской цикл: Реализуемый в лабораторных условиях испытательный цикл, имитирующий движение транспортного средства в городских условиях.

280    двигатель Ванколя: Один из вариантов конструкции роторно-поршневого двигателя, разработанный Ф. Ванкелем.

281    двигатель внутреннего сгорания; ДВС: Тепловой двигатель, в котором химическая энергия сгорающего в камере сгорания топлива преобразуется в механическую энергию.

Примечание — Различают поршневые, роторно-поршневые, газотурбинные и реактивные двигатели внутреннего сгорания.

282    двигатель воздушного охлаждения: Тепловой двигатель, охлаждение которого производится потоком воздуха, принудительно прокачиваемого или набегающего при движении транспортного средства.

283    двигатель жидкостного охлаждения: Тепловой двигатель, охлаждение которого производится за счет циркуляции охлаждающей жидкости.

284    двигатель с воспламенением от сжатия; дизель: Поршневой двигатель внутреннего сгорания. в котором воспламенение горючей смеси, образующейся внутри цилиндра после впрыскивания в него под высоким давлением топлива, происходит за счет высокой температуры, достигнутой путем сильного предварительного сжатия воздуха.

285    двигатель с внешним смесеобразованием: Двигатель внутреннего сгорания, в котором приготовление горючей смеси осуществляется перед ее подачей в камеру сгорания.

Примечание — Примером двигателя с внешним смесеобразованием является карбюраторный двигатель.

286    двигатель с внутренним смесеобразованием: Двигатель внутреннего сгорания, в котором приготовление горючей смеси осуществляется непосредственно в камере сгорания.

Примечание — Примером двигателя с внутренним смесеобразованием является двигатель с воспламенением от сжатия.

287    двигатель с впрыском топлива: Двигатель с искровым зажиганием, в котором приготовление горючей смеси осуществляется путем впрыскивания топлива во впускной коллектор или в камеру сгорания.

Содержание

1    Область применения.......................................................... 1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения................................................................2

Алфавитный указатель терминов........................................................75

Приложение А (справочное) Термины и определения общетехнических понятий, необходимых

для понимания текста стандарта...........................................108

Библиография.......................................................................113

Примечание — Различают двигатели с центральным и распределенным впрыскиванием топлива в том случае, когда оно впрыскивается во впускной коллектор, и двигатели с непосредственным впрыскиванием топлива, в том случае, когда оно впрыскивается в камеру сгорания.

288    двигатель с искровым зажиганием: Двигатель внутреннего сгорания, в котором воспламенение горючей смеси происходит за счет ее принудительного зажигания с помощью свечи зажигания.

289    двигатель с наддувом: Двигатель внутреннего сгорания, конструкцией которого, в целях повышения мощности, предусмотрено повышение давления воздуха до подачи его в цилиндр в случае поршневого двигателя или рабочую камеру в случае роторно-поршневого двигателя.

290    двигатель с турбонаддувом: Двигатель с наддувом, снабженный турбокомпрессором.

291    двухдисковый маховик: Маховик, состоящий из двух расположенных рядом дисков, соединенных упругими и демпфирующими элементами.

Примечание — Двухдисковый маховик обеспечивает снижение пульсации крутящего момента в трансмиссии.

292    двухтактный двигатель: Поршневой двигатель, рабочий цикл которого осуществляется за один оборот коленчатого вала.

293    двухтопливный двигатель: Двигатель, который может работать как на жидком, так и газообразном топливе.

294    докомпрессор: Клапан с системой управления им. обеспечивающий сообщение рабочей полости цилиндра двигателя с атмосферой.

295    дефорсированный двигатель: Модификация теплового двигателя с пониженной относительно базового двигателя мощностью.

Примечание — Дефорсирование двигателя с искровым зажиганием позволяет использовать топливо с меньшим октановым числом.

296    детонационное сгорание: Взрывообразное сгорание топливовоздушной смеси в камерах сгорания двигателя с искровым зажиганием.

Примечание — При детонационном сгорании возникают аномальные повышенные механические и термические нагрузки, способные привести к значимому повреждению деталей двигателя. Внешнее проявление детонационного сгорания - металлический стук и потеря мощности двигателя.

297    дизельное топливо: Вид жидкого топлива для двигателей с воспламенением от сжатия, представляющего собой смесь углеводородов, получаемую из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти.

298    диффузор: Канал переменного сечения.

Примечание — Диффузор является обязательным элементом смесительной камеры карбюратора.

299    длинноходный двигатель: Поршневой двигатель, ход поршня которого больше диаметра цилиндра.

300    дроссельная заслонка: Устройство в двигателях с искровым зажиганием, предназначенное для управления количеством воздуха или горючей смеси, поступающим в цилиндры двигателя.

Примечание — При наличии карбюратора дроссельные заслонки устанавливают в его смесительных камерах; управление двигателем при этом заключается в воздействии на дроссельную заслонку, что приводит к изменению их положения, и соответственно к изменению подачи горючей смеси и режима работы двигателя.

301    дроссельный золотник: Устройство в карбюраторах некоторых двигателей с искровым зажиганием. выполняющее функцию дроссельной заслонки.

Примечание — Дроссельный золотник обычно применяют на мотоциклетных двигателях.

302    ездовой цикл: Испытательный цикл, имитирующий движение транспортного средства в реальных условиях эксплуатации с переключением передач, торможением, работой двигателя на холостом ходу, остановками, используемый при испытаниях транспортных средств в лабораторных условиях для оценки потребления топлива и вредных выбросов.

303    жидкое топливо: Все виды топлива, которые являются жидкими при нормальных значениях температуры (288.2 К) и давления (101,33 кПа).

304    жиклер: Калиброванное отверстие в детали для дозирования жидкости или газа.

Введение

Разработка настоящего стандарта направлена на упорядочивание терминологии, применяемой в отношении колесных транспортных средств и их компонентов.

В основу стандарта были положены материалы словаря-справочника [1], при подготовке которого использовалось 17 терминологических стандартов, в том числе 13 отраслевых стандартов автомобильной промышленности. При разработке стандарта учитывалась терминология, применяемая в соответствующих Правилах ООН. касающихся колесных транспортных средств. Большая часть взятых оттуда терминов и определений подверглась редакторской переработке.

Определения терминов не противоречат определениям, приведенным в соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации, в том числе в стандартах, хотя могут не соответствовать таким определениям дословно.

Стандарт включает основные и наиболее часто применяемые термины и их определения. Термины сгруппированы по тематическим разделам и внутри этих разделов приведены в алфавитном порядке. Термины, тематически относящиеся к нескольким разделам, даны только в одном из них. Определения некоторых терминов снабжены поясняющими примечаниями.

Термины, имеющие широкий смысл, определены только в части, имеющей отношение к теме стандарта. Термины и определения общетехнических понятий, применяемых в том числе к колесным транспортным средствам и их компонентам, необходимые для понимания текста стандарта, приведены в приложении А. В стандарте не приводится определение к термину, если в нем содержатся необходимые и достаточные признаки понятия.

Широко употребляемые аббревиатуры приведены рядом с определяемыми терминами.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой. — светлым.

В терминах-словосочетаниях использована наиболее употребляемая на практике последовательность слов.

Термины-синонимы приведены после стандартизуемого термина через точку с запятой и выделены полужирным шрифтом. Нерекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Нрк.».

Если термин имеет несколько значений, приводимые определения нумеруются арабскими цифрами со скобкой.

ГОСТ Р 59483-2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОЛЕСНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА Термины и определения

Wheeled vehicles. Terms and definitions

Дата введения — 2021—09—01 с правом досрочного применения

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения (буквенные обозначения) основных понятий, применяемых в отношении колесных транспортных средств, предназначенных для движения по безрельсовым путям, и их компонентов.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы по секторам автомобилестроения и автомобильного транспорта, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ Р 50574 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования

ГОСТ Р 52051 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования ГОСТ Р 58823 Автомобильные транспортные средства. Системы автоматизации управления движением. Классификация и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайге Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Издание официальное

3 Термины и определения

Термины общего применения

1    автокатастрофа: Дорожно-транспортное происшествие, повлекшее за собой гибель людей.

2    автомобиль: Механическое транспортное средство, обычно используемое для перевозки по дорогам людей, и/или грузов, или оборудования, установленного на нем. или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов.

Примечание — Этот термин охватывает троллейбусы и не охватывает такую технику, как сельскохозяйственные тракторы, у которых перевозка людей или грузов по дорогам или буксировка по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов, является вспомогательной функцией.

3    автомобильный подвижной состав: Совокупность автомобилей и прицепов.

4    автомобильный транспорт: Вид наземного транспорта, осуществляющий перевозку пассажиров и грузов по безрельсовым путям.

5    багаж: Личное имущество, принадлежащее пассажиру, перевозимое одновременно с ним.

6    базовая комплектация транспортного средства: Комплектация, соответствующая минимальному для данного типа транспортного средства оснащению оборудованием.

7    базовое транспортное средство: Транспортное средство, которое в целом или основные компоненты которого (шасси, пассажирский кузов) были использованы для создания другого транспортного средства.

8    базовое шасси: Шасси, используемое в качестве основы для изготовления комплектного транспортного средства.

9    балласт: Груз, назначением которого является увеличение нормальных реакций на колесах и получение необходимого положения центра масс транспортного средства.

Примечание — Использование балласта позволяет увеличить сцепление колес с дорогой.

10    безопасность дорожного движения: Состояние дорожного движения, показывающее защищенность его участников от причинения вреда вследствие дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

11    буксировка: Перемещение какого-либо объекта с участием транспортного средства, используемого в качестве тягача.

12    вид транспортного средства: Описательный термин, обозначающий легковой автомобиль, седельный тягач, грузовой автомобиль, автобус, полуприцеп, полный прицеп, прицеп с центрально расположенной осью и т. п.

13    водитель: Лицо, находящееся в транспортном средстве и осуществляющее физические управляющие воздействия на органы управления транспортного средства при его движении.

14    год выпуска транспортного средства: Календарный год, в котором было изготовлено транспортное средство.

15    груз: Объект, перевозимый транспортным средством с момента его погрузки до момента разгрузки.

16    длинномерный груз: Вид неделимого груза, длина которого существенно превышает его ширину и высоту, для перевозки которого автомобильным транспортом требуется применение специализированных транспортных средств.

Примечание — Примером длинномерного груза являются трубы.

17    дорога: Объект транспортной инфраструктуры, приспособленный и предназначенный для движения колесных транспортных средств.

18    дорога общего пользования: Дорога, не имеющая ограничений и специализации в отношении движущихся по ней транспортных средств.

19    дорожное движенио: Процесс перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

20    дорожное транспортное средство: Транспортное средство, предназначенное для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием.

21    дорожно-транспортное происшествие: ДТП: Событие, возникающее в процессе движения транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транс-

портные средства, сооружения, элементы инфраструктуры дороги, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

22    дополнительное оборудование транспортного средства; опция: Оборудование, отсутствующее в базовой комплектации, но присутствующее в иных комплектациях транспортного средства.

23    идентификационный номер транспортного средства; VIN; Комбинация знаков, присваиваемая транспортному средству в установленном порядке для целей его идентификации.

24    изготовитель транспортного средства: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси) с намерением выпуска его в обращение для реализации либо собственного пользования.

25    исправность транспортного средства: Состояние транспортного средства, находящегося в эксплуатации, при котором выполнены все нормативные требования, предъявляемые к конструкции и техническому состоянию такого транспортного средства.

26    испытание типа: Испытание выпускаемых репрезентативных образцов транспортного средства или его компонентов с целью оценки их соответствия установленным требованиям и последующего заключения о соответствии этим требованиям всей выпускаемой продукции, относящейся к данному типу.

27    испытание транспортного средства: Экспериментальное определение количественных или качественных характеристик транспортного средства или его компонентов.

28    испытательное оборудование: Техническое устройство, предназначенное для создания установленных условий испытаний.

29    испытательный цикл: Серия последовательных испытательных операций, производимых с объектом испытаний в установившемся или переходном режимах.

30    карта спасения: Документ, рекомендованный изготовителем транспортного средства и содержащий необходимый набор сведений и данных о конструкции транспортного средства, необходимых для работы спасателей, при работе с автомобилем, пострадавшим при ДТП.

Примечание — Информация по карте спасения приводится на транспортном средстве в виде маркировки машиночитаемым кодом, содержащим ссыпку на сторонний ресурс. Маркировка размещается в определенных легкодоступных местах транспортного средства для удобства считывания.

31    категория транспортного сродства: Классификационная характеристика транспортного средства в зависимости от его назначения, технически допустимой максимальной массы иУили других установленных показателей.

Примечание — Категория транспортного средства определяется в соответствии с ГОСТ Р 52051.

32    колесная формула: Условное обозначение, характеризующее число ведущих и ведомых колес автомобиля.

Примечание — В колесной формуле указывается общее число колес и через знак умножения — число ведущих колес, например 4*2; при наличии сдвоенных колес каждая пара колес считается за одно колесо.

33    колесное транспортное средство; автомобильная техника: Наземное транспортное средство на колесном ходу, предназначенное для движения по безрельсовым путям.

34    коммерческое наименование: Присвоенное транспортному средству изготовителем название. под которым осуществляется его продвижение на рынке.

35    коммерческая перевозка: Перевозка пассажиров или грузов транспортным средством, связанная с осуществлением предпринимательской деятельности юридическими и физическими лицами, за исключением перевозки на транспортных средствах, принадлежащих этим лицам на праве собственности или на ином законном основании, своих пассажиров и/или грузов за собственный счет для производственных нужд.

36    комплектация: Вариант исполнения транспортного средства, отличающийся от базового транспортного средства оснащением определенными опциями и/или оборудованием.

37    комплектное транспортное средство: Транспортное средство, пригодное для эксплуатации в соответствии с его назначением.

38    комплектующее изделие: Изделие предприятия-поставщика, применяемое как составная часть изделия, выпускаемого предприятием-изготовителем.

39    компоненты транспортного средства (Нрк. предметы оборудования): Составные части конструкции транспортного средства, поставляемые на сборочное производство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

40    компоновка: Одна из фаз процесса проектирования транспортного средства, связанная с выбором его конструктивной схемы и рациональным размещением основных составных частей транспортного средства.

41    контрольное испытание: Испытание транспортного средства (компонента транспортного средства), проводимое его изготовителем в целях подтверждения стабильности характеристик продукции. в отношении которых была проведена оценка соответствия установленным нормативным требованиям.

42    крупногабаритный груз: Вид груза, размеры которого превышают габариты грузового транспортного средства.

43    маркировка транспортного средства: Средство идентификации транспортного средства, представляющее собой совокупность идентификационных данных, содержащихся непосредственно на основных компонентах транспортного средства и.'или на табличке изготовителя.

Примечание — Основным средством идентификации транспортного средства является его идентификационный номер (в случае если он предусмотрен изготовителем транспортного средства).

44    механическое транспортное средство: Колесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем.

45    модельный год: Определяемый изготовителем период времени, в течение которого он не вносит существенных изменений в конструкцию производимых транспортных средств и который может не совпадать с календарным годом по началу, окончанию и продолжительности, но не может превышать 730 дней.

46    модификация: Вариант конструкции транспортного средства, отличающийся от других вариантов. относящихся к тому же типу транспортного средства.

47    оборудование транспортного средства: Устройства, обеспечивающие функционирование транспортного средства в соответствии с его функциональным назначением и запросами потребителя.

48    обеспечение безопасности транспортного средства: Комплекс мероприятий, направленных на приведение транспортного средства в состояние, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизнедеятельности человека и окружающей среде.

49    пассажир: Лицо, находящееся в транспортном средстве, помимо водителя или членов экипажа.

50    пассажир с ограниченной мобильностью: Пассажир, испытывающий трудности при пользовании общественным транспортом.

Примечание — К пассажирам с ограниченной мобильностью относятся: инвалиды, включая лиц с сенсорными и умственными недостатками, пользователей инвалидных колясок, лиц с поврежденными конечностями; лица небольшого роста; пассажиры с тяжелым багажом; пожилые лица: беременные женщины; лица с хозяйственными тележками; пассажиры с детьми, включая детей, помещенных в детские коляски.

51    полоса движения: Одна из продольных полос, на которые разделена проезжая часть дороги, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Примечание — Ширина полосы движения — в соответствии с ГОСТ Р 52398-2005 (см. таблицу 1).

52    пользователи транспортного сродства: Водитель, оператор в транспортном средстве, удаленный оператор, члены экипажа и пассажиры транспортного средства.

53    принадлежности: Дополнительное оборудование, предназначенное для комплектации транспортного средства с целью улучшения его потребительских свойств и не являющееся обязательным для комплектации всех транспортных средств одной модели.

54    прицеп: Несамоходное колесное транспортное средство, предназначенное для его буксировки механическим транспортным средством.

55    проезжая часть дороги: Часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств.

Примечание — Дорога может иметь несколько проезжих частей, которые четко разграничены, в частности. разделительной полосой или находятся на разных уровнях.

56    сменные части (Нрк. запасные части): Компоненты транспортного средства; агрегаты, узлы и детали, предназначенные для использования при ремонте и техническом обслуживании для восстановления и/или поддержания на заданном уровне работоспособности и/или потребительских качеств транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

57    снаряженное состояние транспортного средства: Состояние транспортного средства с водителем (массой 75 кг), без груза и/или пассажиров, заправленного топливом не менее 90 % и 100 % другими эксплуатационными жидкостями, с комплектом инструментов и принадлежностей, предусмотренных изготовителем транспортного средства, включая запасное колесо и тягово-сцепное устройство.

58    состав транспортных средств: Сцепленные транспортные средства, которые участвуют в дорожном движении как единое транспортное средство.

59    составные части транспортного средства: Агрегаты, узлы и детали, установленные и/или используемые в конструкции комплектного транспортного средства.

60    специальные жидкости: Жидкости (тормозная и охлаждающая), используемые на транспортном средстве: жидкости, используемые в амортизаторах, гидравлических приводах и стеклоомывате-лях; жидкости-теплоносители в независимых системах отопления.

61    средство индивидуальной мобильности: Устройство, не являющееся велосипедом или инвалидной коляской, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования его мускульной силы или электродвигателя.

62    схема компоновки (Нрк. компоновочная схема): Взаиморасположение основных составных частей конструкции транспортного средства.

63    табличка изготовителя (Нрк. заводская табличка): Табличка, установленная на транспортном средстве изготовителем и содержащая набор идентификационных и справочных данных о транспортном средстве.

Примечание — Табличку изготовителя выполняют в виде отдельной пластины или наклейки, устанавливают в легкодоступном для считывания месте и прочно крепят на одном или нескольких из основных узлов транспортного средства (кузове, кабине, раме).

64    тип компонента: Компоненты с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.

65    тип транспортного средства: Транспортные средства, относящиеся к одной категории, с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.

66    транспортное сродство: Устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования. установленного на нем.

67    уязвимые участники дорожного движения: Подвергаемые повышенному риску травмирования при совершении ДТП пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, а также лица, передвигающиеся на средствах индивидуальной мобильности.

68    член экипажа: Находящееся в транспортном средстве лицо, выполняющее обязанности сменного водителя, помощника водителя или пассажиров, или лица, сопровождающего пассажиров или груз.

69    шасси: Устройство на колесном ходу, представляющее собой некомплектное транспортное средство, имеющее трансмиссию, ходовую часть и системы управления, но не оснащенное и/или кабиной. и/или двигателем, и/или кузовом или иным исполнением загрузочного пространства, которое не предназначено для эксплуатации и выпускается в обращение с целью дальнейшей достройки.

70    экологический класс: Классификационный код. характеризующий конструкцию транспортного средства или двигателя внутреннего сгорания в зависимости от уровня выбросов, а также уровня требований к системам бортовой диагностики.

71    эксплуатационные жидкости: Жидкости, присутствующие в компонентах и системах транспортного средства для обеспечения его нормальной эксплуатации, включая топливо, жидкие смазочные материалы и специальные жидкости.

72    эксплуатационные материалы: Расходные материалы, используемые в процессе эксплуатации транспортного средства, включая сменные элементы фильтров, смазочные материалы и др.

73    эксплуатация транспортного средства: Стадия жизненного цикла транспортного средства, на которой осуществляется его применение по назначению.

Примечание — Эксплуатация транспортного средства длится с момента первой государственной регистрации транспортного средства до момента окончательного снятия с государственного регистрационного учета.

Термины, относящиеся к классификации и особенностям исполнения кузова комплектных

колесных транспортных средств

74    автобус: Механическое транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров стоя и/или сидя, имеющее более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя.

75    автобус большой вместимости: Автобус, имеющий вместимость более 22 пассажиров помимо водителя.

Примечание — Автобусы большой вместимости подразделяются на три класса: I. II и III.

76    автобус для перевозки детей (Нрк. школьный автобус) Автобус, специально предназначенный для перевозки детей только на местах для сидения.

77    автобус класса А: Автобус малой вместимости, предназначенный для перевозки сидящих и стоящих пассажиров: должен иметь площадку для размещения стоящих пассажиров.

78    автобус класса В: Автобус малой вместимости, не предназначенный для перевозки стоящих пассажиров.

79    автобус класса I: Автобус большой вместимости, конструкция которого предусматривает места для стоящих пассажиров, в т. ч. на накопительных площадках, суммарная площадь которых превышает площадь, предусмотренную для двух двойных сидений, и позволяет стоящим пассажирам беспрепятственно перемещаться.

80    автобус класса II: Автобус большой вместимости, конструкция которого предназначена, главным образом, для перевозки сидящих пассажиров и допускает перевозку стоящих пассажиров в проходе между рядами и/или на площадке для стоящих пассажиров, не превышающей площадь, предусмотренную для двух двойных сидений.

81    автобус класса III: Автобус большой вместимости, конструкция которого предназначена исключительно для перевозки сидящих пассажиров.

82    автобус малой вместимости (Нрк. маломестный автобус, микроавтобус). Автобус, имеющий вместимость не более 22 стоящих или сидящих пассажиров, помимо водителя.

Примечание — Автобусы малой вместимости подразделяются на два класса: А и В.

83    автокар: Механическое транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания для перевозки грузов, обычно используемое как технологическое транспортное средство на закрытой территории предприятий, не предназначенное для движения по дорогам общего пользования.

84    автомобильный кран (Нрк. автокран): Автомобиль специального назначения, выполненный на шасси серийного автомобиля или на специальном колесном самоходном шасси, на котором установлено подъемное оборудование в виде крановой установки.

85    автомобиль высокой проходимости: Автомобиль, предназначенный для движения как по дорогам с твердым покрытием, так и по бездорожью.

86    автомобиль-дом: Автомобиль специального назначения, включающий жилой отсек.

Примечание — В жилом отсеке располагают оборудование, которое должно быть жестких» образом закреплено: сиденья и стол, который может быть легкосьемным: спальные места, которые могут быть устроены из сидений; кухонное оборудование: оборудование и приспособления для хранения имущества.

87    автомобиль общего назначения: Автомобиль, конструкцией которого не предусмотрена какая-либо специализация.

88    автомобиль оперативных служб: Автомобиль специального назначения, оснащенный специальным оборудованием и предназначенный для выполнения оперативных мероприятий по оказанию различных видов помощи населению.

Примечание — К автомобилям специального назначения относятся автомобили, оборудованные в соответствии с назначением и принадлежащие оперативным службам: скорой медицинской помощи; пожарной охраны; полиции и др. Перечень автомобилей специального назначения приведен в ГОСТ Р 50574.

89    автомобиль повышенной проходимости: Автомобиль, предназначенный для движения по дорогам, как с усовершенствованным, так и с неусовершенствованным (грунтовым) покрытием.

90    автомобиль-самосвал: Грузовой автомобиль, оснащенный механизмом саморазгрузки на заднюю и/или боковую(ые) сторому(ы) и предназначенный для перевозки сыпучих грузов.

Примечание — По особенностям назначения различают строительные, карьерные, сельскохозяйственные и бункерные (с кузовом в виде бункера) автомобили-самосвалы.