Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ

Купить ГОСТ Р 58948-2020 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Классификация автозимников и ледовых переправ

6 Основные технические нормы на автозимниках и ледовых переправах

7 Правила изыскания автозимников и ледовых переправ

7.1 Общие положения

7.2 Правила изыскания сухопутных и ледовых автозимников

7.3 Правила изыскания ледовых переправ

7.4 Закрепление трассы и создание планово-высотной геодезической основы

8 Правила проектирования автозимников и ледовых переправ

8.1 Правила проектирования автозимников

8.2 Правила проектирования ледовых автозимников и переправ

9 Правила устройства автозимников и ледовых переправ

9.1 Правила устройства сухопутных автозимников

9.2 Правила устройства автозимников с продленными сроками эксплуатации

9.3 Правила устройства ледовых автозимников и переправ

9.4 Оборудование автозимников и ледовых переправ элементами обустройства

10 Содержание автозимников и ледовых переправ

10.1 Содержание сухопутных автозимников

10.2 Содержание ледовых автозимников и переправ

Приложение А (рекомендуемое). Определение пропускной способности ледовой переправы

Приложение Б (рекомендуемое). Схема долговременного закрепления пунктов геодезической плановой и высотной сети в районах распространения многолетне-мерзлых грунтов

Приложение В (рекомендуемое). Методика определения требуемой толщины льда ледовой переправы

Приложение Г (справочное). Работы по устройству автозимника на заболоченных участках или болотах

Приложение Д (обязательное). Периодичность проведения работ по содержанию автозимников и ледовых переправ

Приложение Е (рекомендуемое). Требования к оформлению паспорта ледовой переправы

Библиография

 
Дата введения01.11.2020
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

05.08.2020УтвержденРосстандарт468-ст
РазработанФАУ РОСДОРНИИ

Automobile roads of general use. Winter automobile roads and ice crossing. Technical rules for construction and maintenance

Нормативные ссылки:

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЗИМНИЕ И ЛЕДОВЫЕ ПЕРЕПРАВЫ

Технические правила устройства и содержания

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФАУ «РОСДОРНИИ») Министерства транспорта Российской Федерации

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 августа 2020 г. № 468-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N9 162-ФЗ кО стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стацдартинформ. оформление. 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии II

Таблица 8 — Значения уширения двухголосной проезжей части автозимников при радиусах кривых в плане менее 350 м

Радиус кривой в плане, м

Значения уширения. м. для автомобилей и автопоездов с расстоянием от переднего бампера до задней оси автомобиля (автопоезда), м

7 и менее (11 и менее)

13

15

18

20

25

350—300

0.6

0.8

0.9

1.1

1.5

2.1

250—200

0.8

1.0

1.1

1.5

2.0

2.8

150—125

0.9

1.4

1.5

2.2

2.7

3.0

100—90

1.1

1.8

2.0

3.0

3.5

80

1.2

2.0

2.3

3.5

70

1.3

2.2

2.5

60

1.4

2.8

3.0

50

1.5

3.0

3.5

40

1.8

3.5

30

2.2

6.12    На ледовых автозимниках при интенсивности движения свыше 500 авт./сут между полосами движения следует предусматривать не расчищаемую от снега разделительную полосу, ширину которой требуется устанавливать с учетом допустимых нагрузок на дорогу по 8.2.3.

Примечания

1    При ширине обочин, не достаточной для уширения проезжей части с соблюдением указанных требований. следует предусматривать соответствующее уширение полотна автозимника.

2    Применение кривых в плане с уширением проезжей части более чем на 2 м следует обосновывать в проекте с вариантами увеличения радиусов кривых в плане, при которых не требуется устройство таких уши рений.


6.13    Ледовые переправы следует устраивать в виде двух полос с односторонним движением (на больших и средних ледовых переправах) или в виде одной полосы с поочередным пропуском I рамилортных срвдств.

Расстояние между краями полос движения должно быть не менее 100 м. При стесненных условиях расстояние между полосами движения может быть изменено с учетом состава транспортного потока по согласованию с заказчиком.

6.14    Ширину полосы движения ледовых переправ следует устанавливать на 5 м более ширины наиболее габаритного груза. При отсутствии информации о ширине наиболее габаритного груза следует устанавливать ширину полосы движения 10 м. При перевозке взрывоопасных грузов ширина полосы движения ледовых переправ должна быть не менее 20 м.

6.15    С обеих сторон ледовой переправы целесообразно предусматривать место для устройства иных полос на расстоянии 100 м от основных.

6.16    Назначение состава ледовой переправы (определение количества ниток ледовой пероправы и порядка пропуска транспортных средств по ним) проводят на основе расчета ее пропускной способности. которая должна отвечать расчетной интенсивности движения по дороге и составу транспортного потока.

Перспективную расчетную суточную интенсивность движения и состав транспортного потока для ледовых переправ определяют на год ввода ледовой переправы в эксплуатацию.

6.17    Расчет пропускной способности одной полосы движения на ледовой переправе выполняют по методике, приведенной в приложении А.

Если одна полоса движения на ледовой переправе не обеспечивает требуемую пропускную способность. то устраивают две и более полосы движения на переправе.

7 Правила изыскания автозимников и ледовых переправ

7.1    Общие положения

7.1.1    Состав и объем изысканий и проектирования автозимников и ледовых переправ следует устанавливать в задании на проектирование и в программе изыскательских работ с учетом специфики объекта и требований заказчика. При подготовке задания на выполнение проектно-изыскательских работ заказчик может использовать требования, приведенные в ГОСТ 32836. ГОСТ 32869. ГОСТ 32868ГОСТ 32847. ГОСТ 33100 и СП 47.13330.

7.1.2    Изыскания и трассирование автозимников и ледовых переправ необходимо начинать с анализа изученности территории устройства автозимника и ледовой переправы, в том числе имеющейся исходной информации (топографические карты, материалы космических съемок и т. д.). По результатам указанного анализа следует принимать решение о необходимости выполнения аэрофотосъемки (в том числе лазерного сканирования и других видов съемки с воздуха). По результатам аэрофотосъемки местности в направлении прокладки трассы необходимо оценить участки со сложными мерзлотно-грунтовыми условиями и опасные в отношении развития неблагоприятных процессов (селей, лавин. наледей, обвалов, солифлюкции. термокарстов и др.). наметить на карте трассу в обход опасных участков. На неблагоприятных участках целесообразно выполнить визуальное обследование. После предварительного камерального трассирования следует выполнить детальные обследования на местности на выявленных участках Возможниги протекания опасных Природных и Техногенных процессов с выносом красной линии на карту.

7.1.3    При камеральном трассировании допускается использовать электронные картографические сервисы, позволяющие анализировать рельеф местности. С целью повышения эффективности работ целесообразно применять технологии воздушного лазерного сканирования и дистанционного зондирования земли.

7.1.4    Изыскания автозимников и ледовых переправ должны включать:

-    топографо-геодезические изыскания;

-    инженерно-геологические изыскания (в том числе геофизические исследования);

-    инжинерни-гидрометеорилогические изыскания;

-    инженерно-экологические изыскания.

Состав и объем изыскательских работ устанавливается в зависимости от сложности топографических. мерзлотно-грунтовых и геологических условий с учетом освоенности района изысканий и по согласованию с заказчиком.

7.2 Правила изыскания сухопутных и ледовых автозимников

7.2.1    Вариант трассы следует выбирать с учетом продолжительности использования автозимника. его категории, характера метелевой деятельности, геокриологических условий, наличия или потенциальной возможности возникновения наледей, оползней и т. д.

При трассировании автозимника следует по возможности обходить скально-обвальные, селевые и лавиноопасные участки, а также участки с развитием карста, с оврагами, неустойчивыми косогорами с оползневыми склонами.

7.2.2    При трассировании автозимников по суше необходимо выполнять изыскания нескольких вариантов.

При выборе трассы необходимо оценивать;

-    объем земляных работ по пересеченной местности:

-    объем рубки просеки и корчевки пней, экономический эффект при зимнем содержании и борьбе со снежными заносами в залесенной местности:

-    экономический эффект, обусловленный длинными прямыми участками с незначительными продольными уклонами, при малом объеме земляных работ и прогнозируемые затраты на борьбу со снежными заносами на открытой равнинной местности, болотах и марях;

-    объем земляных работ, количество углов поворота трассы и пересечений тальвегов, опасность возникновения оползней и снежных заносов на косогорных участках.

7.2.3    В качестве наиболее приоритетных вариантов проложения трассы необходимо принимать участки местности.

-    снегонезаносимые;

-    с подветренных сторон снегосборных бассейнов (ровные поля или безлесные склоны возвышенности);

-    на нижних и верхних частях подветренных и нижних частях наветренных склонов возвышенностей.

7.2.4    Автозимники на снегозаносимых участках следует трассировать с учетом рельефа местности. направления господствующих ветров и их скорости (преимущественно), мощности снежного покрова и объемов переносимого при метелях снега. Трасса автоэимника должна быть совмещена с направлением господствующих ветров или располагаться к ним под углом не более 30°. Если трасса автозимника проходит через пониженные места (ложбины, глубокие балки и овраги, котловины и т. д.). то следует предусматривать обход их в соответствии с 7.2.3 или пересечение по кратчайшему расстоянию.

7.2.5    Трассу автозимника следует располагать на водораздельных ходах и наветренных склонах косогоров, а по инженерно-геологическим условиям прокладывать;

-    через равнинные участки высоких речных террас и водоразделов;

-    склоны антиклинальных долин и дренированные склоны речных долин с падением пластов вглубь склона;

-    водотоки с глубокими узкими руслами, заросшими растительностью.

Необходимо избегать проложения трассы через северные экспозиции с неглубоким залеганием вечномерзлых грунтов и наличием надмерзлотных вод. мест с выходом подземных вод. сильнозаболоченных склонов, водотоков с распластанными руслами и малыми глубинами.

7.2.6    Трассу во избежание появления наледей в результате устройства автозимников не рекомендуется прокладывать;

-    через водотоки в горной местности;

-    на участках водотоков с перекатами, порогами, островами, конусами выносов, распластанными гылечниковыми руслами;

-    устьевых участках рек и их притоков;

-    склонах северной экспозиции и участках местности при наличии грунтового потока, движущегося в замкнутом контуре по водоупорному слою.

Пересечение трассой наледных водотоков необходимо предусматривать в местах наибольшей их концентрации, назначая дополнительные меры по их утеплению. При обходе наледного участка трассу автозимника необходимо размещать выше места выхода наледных источников или ниже наледного поля на расстоянии не менее 20 м от его границы.

7.2.7    При прокладке трассы автоэимника в гольцовых, резко расчлененных горных зонах с повышенными снегозапасами и интенсивной метелевой деятельностью необходимо учитывать возможность образования лавин. Наиболее лавиноопасными являются глубоко врезанные долины рек и подветренные склоны крутизной свыше 25°.

При выборе строительных площадок и трассировании автоэимников следует учитывать возможность горных обвалов и схода селей, очаги развития которых обычно совпадают с границами лавиноопасных зон.

Устройство автозимника в пределах лавинных и селевых конусов выноса запрещено.

7.2.8    Границы лавиноопасных зон следует устанавливать по геоморфологическим и геоботаниче-ским признакам:

-    наличию лавинных каналов стока — узких крутостинных врезов, служащих путями транспортирования обвального снега;

-    наличию склонов врезов, имеющих на выходах коренных пород следы лавинной шлифовки, а на вогнутых поворотах лавинных логов следы боковой лавинной эрозии; расширение поперечного сечения лотка, уничтожение древесной и кустарниковой растительности и дернины на значительную высоту над тальвегом;

-    наличию бугров и гряд обломочного материала в долинах конусов выноса лавин;

-    резкому изменению видового состава леса, наличию следов прохождения лавин на стволах деревьев. изменению видового состава растительности.

Наличие бугров и гряд обломочного материала в долинах конусов выноса лавин необходимо определять в соответствии с нижеуказанными признаками;

-    отсутствие сортировки материалов на конусах выноса лавин:

-    присутствие глыб горной породы на поверхности лавинного конуса;

• лавинные бугры из мелкого обломочного материала и гряды высотой до 2 м, параллельные телу лавины, за пределами конусов выноса лавин;

-    сложный микрорельеф конусов выноса, состоящий из системы радиально расходящихся гряд.

Резкое изменение видового состава леса следует устанавливать по признаку, когда в лесной зоне

на лавинных каналах стока полностью уничтожаются хвойные породы и появляется угнетенная лавиновыносливая растительность.

Лавиноопасные участки преимущественно необходимо обследовать весной и летом. До начала работ следует собрать все сведения о случаях схода лавин в обследуемом районе. Если имеются материалы аэрофотосъемки района, то необходимо изучить фотоснимки и по ним составить предварительную картосхему лавин.

7.2.9    Ледовый автозимник следует трассировать по протокам реки, если они совпадают с направлением трассы, а его устройство не вызывает образования речных наледей.

7.2.10    При трассировании ледовых автозимников следует проверять состояние и толщину ледяного покрова. Ледовые автозимники для обеспечения минимальных объемов работ рекомендуется прокладывать прямыми участками с обеспечением минимальных объемов работ. При извилистости русла, наличии наледей, многослойного льда, крупных камней и порогов в русле, пропарин и торосов следует рассматривать варианты прокладки трассы в пойме реки.

7.2.11    На плесах реки ледовый автозимник рекомендуется трассировать вблизи фарватера, где ледяной покров более ровный и устойчивый.

Если фарватер подходит вплотную к обрывистым берегам, где возможны снежные заносы и обвалы, трассу рекомендуется прокладывать в стороне от фарватера. Следует избегать прокладки трассы по линии резкого изменения глубины реки.

7.2.12    В зимний период на участках протяженностью более 50 км при наземной съемке следует исключать методы топографической съемки, требующие большего времени и трудозатрат при выполнении полевых работ.

7.2.13    Состав работ при инженерно-геологических изысканиях необходимо определять по результатам анализа исходных данных в соответствии с 7.1.4, рекогносцировочными обследованиями, инженерно-геологической съемкой крупного масштаба по ГОСТ 32868-2014 (таблица В.1), а также геофизическими исследованиями в объеме, достаточном для подготовки проектных решений.

7.2.14    Состав работ при инженерно-гидрометеорологических и инженерно-экологических изысканиях необходимо устанавливать программой инженерных изысканий в зависимости от продолжительности эксплуатации автозимника или ледовой переправы, стадии проектирования, гидрологических и климатических условий района строительства, характеристики водотоков, изученности и освоенности |«рритории, животного и растительного мира.

7.3 Правила изыскания ледовых переправ

7.3.1    При определении места ледовой переправы необходимо выбирать наиболее пологие и удобные для подхода к реке берега, промерять глубины русла и толщины льда, а также оценивать качество льда и состояние снежного покрова.

В месте расположения переправ не должно быть полыней, площадок для заготовки льда, выходов грунтовых вод, мест сброса теплых вод. нагромождений торосов.

Для определения морфологических характеристик русла реки следует проводить инженерно-гидрографические изыскания участка реки.

7.3.2    После предварительного выбора створа ледовой переправы через водоем необходимо приступать к детальному изысканию ледовой переправы. Следует осуществить сбор сведений о режиме водоема и характерных особенностях района предварительно выбранного створа переправы.

7.3.3    В начале зимы месторасположение створа необходимо уточнять сначала визуальным осмотром с берега или с воздуха, а затем обследовать изыскательской группой. При этом необходимо проверять, чтобы вблизи места переправы не было выхода грунтовых вод, теплых сточных вод. наледей, перекатов, близлежащих мысов основного берега водоема или островов на его акватории, больших перепадов уровней воды, значительных скоростей течения.

7.3.4    При уточнении и обследовании створа ледовой переправы необходимо устанавливать:

-    возможность использования кратчайшего расстояния по поверхности ледяного покрова, в том числе торосистых участков реки (снежный покров меньше, а толщина льда вследствие этого больше и имеет естественную прочность);

-    отсутствие резкого изменения глубины водоема и воздушной прослойки подо льдом при плохом сопряжении льда с берегом;

-    возможности сокращения затрат труда и материалов на устройство подъездных путей к переправе (к основным и дублирующим полосам переправы);

-    данные о сроках ледохода и ледостава, толщине льда, глубинах водоема в створе переправы, изменениях температуры воздуха, скоростях течения и др.

7.3.5    При устройстве регулярных переправ в процессе изысканий необходимо проверить возможность использования ранее эксплуатировавшихся участков переправ (участков без зависания льда у берега, отсутствие трещин и пр.).

7.3.6    На судоходных реках створ ледовой переправы необходимо согласовывать с местным управлением водных путей.

7.3.7    Глубину водоема со льда необходимо замерять через лунки лотом или эхолотом, толщину льда — георадаром в соответствии с (6). контрольно-индикаторными приборами либо градуированной рейкой (см. рисунок 1).

1 — урооснь воды в лунке; 2 — сиег; 3 — снегоаый лад; 4 — намороженный лад. S — естественный лед; 6 — вода.

— толщина естественного льда; йм — толщина намороженного льда

Рисунок 1 — Измерение толщины ледяного покрова градуированной рейкой

7.3.8    Обследования ледовых автозимников и ледовых переправ георадиолокационными методами (георадарами) в соответствии с [6] следует проводить как контактными, так и бесконтактными антенными блоками (в том числе с воздуха) с разрешающей способностью, достаточной для точной фиксации толщины слоев льда различной структуры (с учетом собранных исходных данных и калибровочного бурения).

7.3.9    При определении толщины льда с помощью градуированной рейки лунки необходимо бурить на расстоянии 20 м от оси каждой полосы переправы или ледового автозимника в шахматном порядке, включая резервные полосы. Места для лунок (см. рисунок 2) должны быть очищены от снега и пробурены с помощью мотобуров или ледобуров. Устраивать лунки взрывным способом запрещается. Расстояние между лунками L, м. для водных преград шириной более 100 м вычисляют по формуле

L-0.1-8.    (1)

где В — ширина водной преграды, м.

При этом указанное расстояние необходимо принимать кратным 10 в пределах от 10 до 100 м. Крайние лунки должны располагаться от берегов на расстоянии не более 3 м.

Дополнительное устройство лунок при определении толщины льда следует осуществлять в местах резкого изменения глубины реки и скорости течения воды. Диаметр лунок d вычисляют по формуле

d о 6 + 0,1-й.    (2)

где h — предполагаемая толщина ледяного покрова, см.

В каждой лунке следует проводить измерение общей толщины ледяного покрова и толщины слоев естественного (чистого), намороженного (мутного) и снегового льда.

Rbmbjm •метре

1 — ограничительные пешки со светоотражающей пленкой. 2 — лунки для замера толщины естественною льда:

3 — лунки для забора воды: Л — расстояние между лунками L. равное 0.1 L длины переправы по гребню борщовой линии; 5 — отвал снега; б — намороженный слой льда; 7 — естественный лед; в — полоса движения: 9 — расчищаемая полоса

Рисунок 2 — Схема расположения лунок

7.3.10    При наличии в ледяном покрове полыней трассу преимущественно необходимо поднимать выше по течению на расстояние не менее 100 м.

Если в лунках для промера толщины льда вода заполняет лунку менее чем на 0,9 толщины льда, устройство в этом месте переправы не разрешается, так как возможно зависание льда.

7.3.11    На ледовых переправах следует выполнять расчет ущерба водно-биологическим ресурсам в соответствии с [7].

7.3.12 Результаты изысканий следует заносить в соответствующую карточку инженерной разведки ледовой переправы по ГОСТ 21.701.

7.4 Закрепление трассы и создание планово-высотной геодезической основы

7.4.1    Создание планово-высотной геодезической основы и закрепление трассы следует выполнять только при трассировании регулярных автозимников. При использовании систем автоматизированного управления дорожно-строительной техникой или спутникового оборудования закрепление трассы по согласованию с заказчиком допускается не выполнять.

7.4.2    После камерального трассирования необходимо выполнить полевое трассирование с уточнением положения трассы, дополнительной топографической съемкой и закреплением оси трассы на местности.

7.4.3    На этапе проведения полевого трассирования необходимо выполнить создание геодезической основы, позволяющей закрепить ось трассы на местности.

7.4.4    Плановое и высотное съемочное обоснование при изысканиях автозимников должно быть выполнено как развитие опорной геодезической сети или в качестве самостоятельной сети, привязанной к государственной геодезической сети и государственной нивелирной сети.

7.4.5    В районах распространения многолетне-мерзлых грунтов для долговременного закрепления пунктов геодезической плановой и высотной сети необходимо использовать типы геодезических знаков в соответствии с [8]. Схема геодезических знаков долговременного закрепления в районах распространения многолетне-мерзлых грунтов приведена в приложении Б.

После проложения трассы должно быть выполнено закрепление ее оси.

7.4.6    Для регулярных автозимников необходимо закреплять точки вершин угла трассы, а также устанавливать угловые столбы с внешней стороны каждого угла поворота по направлению продолжения биссектрисы или тангенсов. Вершину угла необходимо привязывать к двум-трем предметам на местности линейными промерами (см. рисунок 3). Прямые большого протяжения необходимо закреплять створными столбами на расстоянии от 0.5 до 2 км в зависимости от типа местности и стадии выбора трассы (предпроектная или проектная).

7.4.7    В случае возведения автозимников разового пользования или для использования в течение одного или двух сезонов требования к закреплению трассы необязательны.

Роторы в натре*

ВУ — вершина угла. НК — начало кривой; КК — конец кривой

Рисунок 3 — Закрепление угла поворота трассы на местности

8 Правила проектирования автозимников и ледовых переправ

8.1    Правила проектирования автозимников

8.1.1    Правила проектирования обычных сухопутных автозимников

8.1.1.1    Сухопутные автозимники проектируют с учетом рельефа местности, климатических, грунтово-гидрогеологических и гидрологических условий, заболоченности, наличия многолетне-мерзлых грунтов, а также характера метелевой деятельности в районе устройства.

8.1.1.2 Высоту снежной насыпи Н. м. обеспечивающую снегонезаносимость автозимника (см. рисунок 4). вычисляют по формуле

H = hcp + Ah,    (3)

где hcp — средняя из наибольших декадных высот снежного покрова за зиму, определяемая по метеорологическим данным; д/1 — возвышение насыпи над снежным покровом, принимаемое не менее 0,3 м.

Плотность снега в нижних слоях насыпи следует обеспечивать не менее 0.5 г/см3, в верхних — не менее 0,55 г/см3.

В тех случаях, когда по климатическим условиям требования к высоте насыпи выполнить не представляется возможным или это вызывает существенное увеличение стоимости устройства автозимника, следует руководствоваться требованиями 8.1.1.3 и 8.1.1.4.

1 — снежный покров. 2 — насыпь из уплотненного снега. 3 — сиежно-педяиое покрытие проезжей части:

В — ширина полотна: Ь0 — ширина проезжей части: М — высота насыпи: h^ — высота снежного покрова: fcJan — запас для обеспечения снегонезаносиыости насыпи, но менее 0.3 к

Рисунок 4 — Поперечный профиль автозимника в насыпи из уплотненного снега

8.1.1.3    На прочных грунтовых основаниях автозимники следует устраивать наращиванием снежного полотна по мере выпадения снега в течение зимы.

Для участков дорог, проходящих по местности с объемом снегопереноса до 150 м3/м, следует принимать корытообразный поперечный профиль. Покрытие проезжей части следует выполнять снежно-ледяным. устроенным из уплотненного или оледенелого снега, обочины — из уплотненного снега (см. рисунок 5, типы конструкций а. в. д).

Выравнивание естественного основания и/или придание ему проектных уклонов при необходимости следует выполнять с помощью выравнивающего слоя на ширину проезжей части из щебня, песка или гравия (см. рисунок 5. типы конструкций б, г. в).

При наличии в основании конструкций автозимников потока грунтовых вод. движущегося в замкнутом контуре по водоупорному слою, следует обеспечить мероприятия по предотвращению наледе-образовамия.

8.1.1.4    На снегозаносимых участках при объемах снегопереноса до 200 м3/м следует предусматривать защиту от снежных заносов в придорожной полосе; откосы корыта необходимо выполнять по-ложе 1:6 (см. рисунок 5. типы конструкций в. г), необходимо предусматривать переносные щиты или нарезку снегозадерживающих траншей из снега (см. рисунок 5. типы конструкций б. е) или устройство снежных валов и т. п.

Если толщина снегового покрова и мохорастительного слоя не позволяют создать достаточно глубокие траншеи, то следует сочетать их прокладку с установкой простейших снегозадерживающих устройств по ГОСТ Р 52766-2007 (пункт 4.4.4).

Размеры в метрах

1 — снежный покров: 2 — уплотненный снег на обочинах: 3 — уплотненный снег на проезжей части или снежно-ледяное покрытие. 4 — выравнивающий спой из гравия, щебня или песка: 5 — спланированное основание, в — мохорастительный покров: 7 — снегозадерживающие траншеи: В — ширина полотна: £>„ — ширина проезжей части (типы а. а, а — без выравнивающего слоя: б. г. е — с выравнивающим слоем)

Рисунок 5 — Поперечные профили автозимников на прочных грунтовых основаниях

8.1.1.5 На косогорах автозимники следует устраивать в виде полунасыпи-полувыемки. Для выравнивания косогора конструкцию полотна насыпной части необходимо устраивать из грунта, или жердей, или бревен с последующей засыпкой снегом и поливом водой.

8.1.2 Правила проектирования автозимников на заболоченных участках и болотах

8.1.2.1 При отсутствии подземных льдов в основании близко к поверхности на заболоченных участках автозимники следует устраивать в корыте, обеспечивать ровное и прочное основание изо льда, образующегося при замерзании воды, которой принудительно наполняют корыто. Поверх основания следует устраивать снежно-ледяное покрытие проезжей части из уплотненного или оледенелого снега (см. рисунок 6. тип конструкции а).

а — поперечные профили в долинах рек

б — поперечные профили на заболоченных поймах

1 — смежный покрое; 2 — уплотненный снег на обочинах: 3 — снежно-ледяное покрытие проезжей части, 4 — лед:

5 — ыохораститепьный покров или болотная толща: в — спланированный и уплотненный мохорастительмый покров или болотная толща и грунт; В — ширина полотна. бп — ширина проезжей части

Рисунок 6 — Поперечные профили автозимников на заболоченных поймах и в долинах рек

8.1.2.2    При залегании подземных льдов в основании близко от поверхности мохорастительный покров и комки под полосой проезжей части не удаляют. При замерзании их следует спланировать и уплотнить. Снежно-ледяное покрытие проезжей части следует устраивать из уплотненного или оледенелого снега (см. рисунок 6, тип конструкции б).

8.1.2.3    Несущая способность автозимника зависит от толщины промерзшего слоя болота. Требуемую минимальную толщину промерзшего болота допускается назначать по таблице 9.

Таблица 9 — Минимальная толщина промерзшего слоя болота для обеспечения проезда одиночного транспортного средства заданной грузоподъемности для средней {за последние трое суток) температуры воздуха минус 5 °С

Грузоподъемность автомобиля, т

4

6

8

10

15

20

30

40

50

Толщина промерзшего слоя для болота типа, см

1

15

19

22

25

32

36

45

51

55

II

17

23

26

30

38

43

53

60

64

III

20

27

30

35

44

50

62

71

75

Примечание — Для температуры минус 10 °С значения толщины слоя следует уменьшить на 10 %. для пропуска гусеничной техники — уменьшить на 20 %.

8.1.2.4    На заболоченных участках в залесенной местности или на снегонезаносимых участках снежно-ледяное покрытие и обочины из уплотненного снега следует устраивать на промерзшем слое болота (см. рисунок 7. тип конструкции а).

На поверхностях со сложными мерзлотно-грунтовыми условиями для получения ровного основания следует устраивать выравнивающие слои.

8.1.2.5    На заболоченных участках в условиях снегозаносимой открытой местности при объемах снегопереноса до 150 м3/м необходимо назначать дополнительные меры по защите дороги от снежных заносов по 9.4.3—9.4.4 (см. рисунок 7, тип конструкции б).

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Общие положения....................................................................4

5    Классификация автозимников и ледовых переправ.........................................4

6    Основные технические нормы на автозимниках и ледовых переправах........................ь

7    Правила изыскания автозимников и ледовых переправ.....................................9

7.1    Общие положения................................................................9

7.2    Правила изыскания сухопутных и ледовых автозимников................................9

7.3    Правила изыскания ледовых переправ..............................................11

7.4    Закрепление трассы и создание планово-высотной геодезической основы.................14

8    Правила проектирования автозимников и ледовых переправ................................14

8.1    Правила проектирования автозимников..............................................14

8.2    Правила проектирования ледовых автозимников и переправ............................22

9    Правила устройства автозимников и ледовых переправ....................................25

9.1    Правила устройства сухопутных автоэимников........................................25

9.2    Правила устройства автоэимников с продленными сроками эксплуатации.................27

9.3    Правила устройства ледовых автозимников и переправ................................28

9.4    Оборудование автоэимников и ледовых переправ элементами обустройства...............31

10    Содержание автоэимников и ледовых переправ .........................................32

10.1    Содержание сухопутных автоэимников.............................................32

10.2    Содержание ледовых автоэимников и переправ......................................36

Приложение А (рекомендуемое) Определение пропускной способности ледовой переправы.......40

Приложение Б (рекомендуемое) Схема долговременного закрепления пунктов геодезической

плановой и высотной сети в районах распространения многолетне-мерзлых

грунтов.................................................................42

Приложение В (рекомендуемое) Методика определения требуемой толщины льда ледовой

переправы..............................................................43

Приложение Г (справочное) Работы по устройству автозимника на заболоченных участках

или болотах.............................................................44

Приложение Д (обязательное) Периодичность проведения работ по содержанию автоэимников

и ледовых переправ......................................................45

Приложение Е (рекомендуемое) Требования к оформлению паспорта ледовой переправы........47

Библиография........................................................................48



1 — снеговой покров: 2 — уплотненный спой снега на обочинах: 3 — уплотненный снег на проезжен части или снежно-ледяное покрытие: 4 — промерзший спой болота: 5 — торфяная залежь непромерзшая или талая, б — минеральное дно болота.

В — ширина полотна автоэимиика: Ьп— ширина проезжей части

Рисунок 7 — Поперечные профили автозимников на промерзающих болотах

8.1.3 Правила проектирования автозимников с продленными сроками эксплуатации

8.1.3.1    Основным принципом проектирования автозимников с продленными сроками эксплуатации является продление сохранения тела насыпи и основания дороги в мерзлом состоянии в Течение установленного срока эксплуатации путем поддержания несущей способности оттаивающих грунтов за счет их усиления или применения в конструкциях естественных или искусственных теплоиэоляторов.

В качестве теплоизолирующих материалов рекомендуется применять снег плотностью не менее 0.65 г/см3, экструзионный пенополистирол XPS. различные виды пенопласта (жесткие, гео- и др.), сти-ролорбетон на щебне из отходов, отходы механической обработки древесины (древесную кору, опилки), брикеты торфа.

8.1.3.2    Высоту полотна автозимников с продленными сроками эксплуатации следует назначать из условия обеспечения снегонезаносимости дорожной конструкции по 8.1.1.4 и 8.1.1.5 и удовлетворения нагрузки от транспортного потока, но не менее 0.5 м.

8.1.3.3    Автозимники продленного срока службы на начало весенне-летнего периода при интенсивности движения до 150 авт_/сут следует устраивать на промороженном грунтовом основании с проезжей частью из уплотненного снега (см. рисунок 8. тип конструкции в). Естественный мохорастительный покров по подошве конструкции необходимо сохранять. При необходимости в конструкции дополнительно следует устраивать теплоизолирующий слой.

8.1.3.4    Для пропуска тяжелой нагрузки (N3) в соответствии с [9] или при интенсивности движения транспортных средств более 400 авт./сут конструкции полотна автозимников требуется устраивать из крупнообломочных, щебенистых или песчаных грунтов. Полотно следует располагать на уплотненном слое снега на мерзлом основании (см. рисунок 8. типы конструкций б, и, а). Ширина полосы уплотненного снега при необходимости должна обеспечивать устройство берм шириной не менее 2.5 м (см. рисунок 8. тип конструкции б).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЗИМНИЕ И ЛЕДОВЫЕ ПЕРЕПРАВЫ

Технические правила устройства и содержания

Automobile roads of general use. Winter automobile roads and ice crossing. Technical rules for construction and maintenance

Дата введения — 2020—11—01

1    Область применения

настоящий стандарт устанавливает технические правила устройства и содержания зимних автомобильных дорог (далее — автозимников) и ледовых переправ, предназначенных для сезонного движения автотранспортных средств неограниченного круга лиц.

Требования настоящего стандарта распространяются к изысканиям и проектированию на вновь устраиваемых автозимниках и ледовых переправах.

Настоящий стандарт не распространяется на автомобильные дороги общего пользования, обеспечивающие круглогодичное автотранспортное сообщение.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.3.033 Система стандартов безопасности труда. Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации

ГОСТ 21.701 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации автомобильных дорог

ГОСТ 32758 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения

ГОСТ 32836 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования

ГОСТ 32847 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению экологических изысканий

ГОСТ 32868-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-геологических изысканий

ГОСТ 32869 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению топографо-геодезических изысканий

ГОСТ 32948 Дороги автомобильные общего пользования. Опоры дорожных знаков. Технические требования

ГОСТ 33100 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог

ГОСТ 33176 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования

Издание официальное

ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

ГОСТ Р 58862-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Содержание. Периодичность

ПроВыДиНИЯ

СП 35.13330 «СНиП 2.05.03—84* Мосты и трубы»

СП 47.13330 «СНиП 11-02—96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»

СП 313.1325800 Дороги автомобильные в районах вечной мерзлоты. Правила проектирования и строительства

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    грузоподъемность ледовой переправы: Максимальная разрешенная нагрузка на ось одиночного автомобиля или автопоезда.

3.2    зимняя автомобильная дорога (автозимник): Сезонная автомобильная дорога, состоящая из конструктивных элементов, предназначенных для движения транспортных средств, с покрытием проезжей части изо льда, уплотненного снега и льда или проложенная по замерзшему льду рек и озер.

3.3 _

инженерные изыскания: Процесс комплексного изучения природных и техногенных условий района проектирования автомобильной дороги, сбор материалов, необходимых для принятия обоснованных проектных решений.

((1], статья 2]

3.4    ледовая переправа: Искусственное дорожное сооружение, устраиваемое на автомобильной дороге общего пользования круглогодичного действия или сухопутном автозимнике, обеспечивающее переправу по ледяному покрову водных препятствий.

3.5    ледовый автозимник: Зимняя автомобильная дорога, устроенная по ледяному покрову рек. озер и морей.

3.6 _

ледостав: Фаза ледового режима, характеризующаяся наличием ледяного покрова.

(ГОСТ 9179-73. статья 128]

3.7    мари: Торфяные болота типа I. распространенные в районах вечной мерзлоты глубиной 0,3—1.0м.

3.8 _

наледь: Нарост льда, возникающий при замерзании подземных вод. изливающихся на поверхность земли, или речных Вод. выходящих на Поверхность Ледяного Покрова.

(ГОСТ 19179-73. статья 147]

3.9 _

наносы: Твердые частицы, образованные в результате эрозии водосборов и русел, а также абразии берегов водоемов, переносимые водотоками, течениями в озерах, морях и водохранилищах и формирующие их ложе.

[ГОСТ 19179-73. статья 149)

3.10 _

перекат: Характерная для равнинных рек форма донного рельефа, сформированная отложениями наносов, обычно в виде широкой груды, пересекающей русло под углом к общему направлению течения, вызывающая отклонение его от одного берега к другому.

[ГОСТ 19179-73. статья 1681

3.11 _

полынья: Пространство открытой воды в ледяном покрове, образующееся под влиянием динамических и термических факторов.

[ГОСТ 19179-73, статья 142]

3.12 _

пойма: Часть дна речной долины, сложенная наносами и периодически заливаемая в половодье и паводки.

[ГОСТ 19179-73, статья 1611

3.13    природная зона: Физико-географическая зона, обладающая однообразными климатическими условиями и общностью рельефа, почвы, типа растительности и других компонентов природной среды.

3.14    продленный срок службы зимней автомобильной дороги: Увеличенный срок службы на часть весенне-летнего периода года за счет поддержания зимней дороги в проезжем состоянии с помощью специальных мероприятий или конструкций.

3.15    проломы: Местные разрушения ледяного покрова.

3.16    промоина: Углубление на проезжей части, вызванное паводковыми водами и осадками.

3.17    просека: Очищенная от деревьев и кустарников полоса в лесном массиве, прорубаемая для устройства автозимника.

3.18 _

расчетная скорость движения: Значение скорости движения одиночного автомобиля при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части, используемое для определения допустимых параметров элементов плана, продольного и поперечного профиля на сложных участках трассы автомобильной дороги, исходя из условий обеспечения удобства и безопасности дорожного движения.

[ГОСТ 33475-2015, статья 2.8]

3.19 _

русло реки: Выработанное речным потоком ложе, по которому осуществляется сток без затопления поймы.

[ГОСТ 19179-73. статья 1601

3.20    снегоперенос: Горизонтальное перемещение снега ветром при скорости его болое 2 м/с.

3.21    снежно-ледяное покрытие: Специально сформированный и уплотненный слой из снега и стекловидного льда на дорожном покрытии, устраиваемый для обеспечения непрерывного и безопасного дорожного движения с установленными скоростями в зимний период.

3.22    сухопутный автозимник: Зимняя автомобильная дорога, проложенная по суше.

3.23    топь: Переувлажненная болотистая местность.

3.24 _

трудные участки горной местности: Участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными, сильно изрезанными или неустойчивыми склонами.

[ГОСТ 33100-2014, статья 3.48]

3.25_

трудные участки пересеченной местности: Рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами, с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не свыше 0.5 км. с боковыми глубокими балками и оврагами, с неустойчивыми склонами.

[ГОСТ 33100-2014. статья 3.47]

4    Общие положения

4.1    Основными задачами устройства и содержания автозимников и ледовых переправ является обеспечение безопасного движения грузового, пассажирского, легкового транспорта с заданными нагрузками и скоростями движения в районах, где отсутствуют автомобильные дороги общего пользования. обеспечивающие круглогодичное автотранспортное сообщение.

4.2    Ледовые переправы на автомобильных дорогах общего пользования устраивают в зимний период в случаях отсутствия мостовых переходов, невозможности устройства паромной переправы или наплавного моста.

4.3    Устройство автозимников и ледовых переправ, как правило, выполняют в два этапа. На первом этапе (в летний период) выполняют подготовительные работы, на втором этапе проводят работы по их устройству.

4.4    При устройстве автозимников следует руководствоваться требованиями по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов: должны обеспечиваться сохранность древесных насаждений мохорастительного покрова и растительности, сохранность водоемов и недопущение их засорения, рациональное использование территории строительства и естественных ресурсов, санитарное состояние территории и строящихся объектов, должна выполняться рекультивация нарушенных техногенным воздействием территорий по [2]. [3].

4.5    Трассирование автозимников и выбор мест под размещение производственных баз. карьеров и резервов грунта, площадок для комплексов зданий и сооружений дорожной и транспортной служб следует осуществлять с учетом сохранения путей миграции и мест жизнеобитания (пастбища, озера, места токования) диких животных и птиц, а для рыбы — мест нереста и жировок (питания).

4.6    При устройстве автозимников и ледовых переправ следует учитывать правила техники безопасности. приведенные в [4], ГОСТ 12.3.033, а также требования настоящего стандарта.

4.7    Если эксплуатационное состояние автозимников и ледовых переправ не соответствует требованиям настоящего стандарта, следует вводить в установленном порядке ограничения движения, вплоть до полного его запрещения в соответствии с [5] с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования и принимать меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

5    Классификация автозимников и ледовых переправ

5.1    Автозимники в зависимости от их значения подразделяют следующим образом:

-    федерального значения;

-    регионального или межмуниципального значения;

-    местного значения;

-    частные автозимники.

5.2    Автозимники классифицируют по типам, представленным в таблице 1.

Таблица 1 — Классификация автозимников по типам

Критерии классификации

Тип

Характеристика типа

По периодичности эксплуатации

Регулярные

Возобновляются каждую зиму в течение ряда лет по одной и той же трассе

Временные

Используемые для одного и двух пет эксплуата-

ции

Разового пользования

Служат для разового пропуска транспортных средств

Окончание таблицы 1

Критерии классификации

Тип

Характеристика типа

По расположению на местности

Сухопутные

Прокладываемые по суше

Ледовые

Прокладываемые по льду рек. озер, водохранилищ или морей

По продолжительности эксплуатации

Обычные

Предназначены для эксплуатации только в период с отрицательными температурами воздуха

С продленными сроками эксплуатации

Обеспечивают проезд в течение зимнего и весеннего периодов года

5.3    Автозимники в зависимости от расчетной годовой грузонапряженности или расчетной интенсивности движения классифицируют по следующим категориям:

-    1з — с грузонапряженностью свыше 100 ООО т нетто в год или с интенсивностью движения свыше 500 автУсут;

-    Из — с грузонапряженностью от 50 000 до 100 000 т нетто в год или с интенсивностью движения от 150 до 500 автУсут;

-    Шз — с грузонапряженностью до 50 000 т нетто в год или с интенсивностью движения до 150 автУсут.

5.4    Ледовые переправы в зависимости от расчетной интенсивности движения классифицируют по следующим категориям:

-    1л — с интенсивностью движения свыше 150 автУсут с двумя и более полосами движения:

-    Ил — с интенсивностью движения до 150 автУсут с одной полосой движения.

5.5    Ледовые переправы по продолжительности эксплуатации подразделяют:

-    на регулярные, возобновляемые по одной и той же трассе каждую зиму в течение ряда лет;

-    разового пользования, возводимые для разового пропуска транспортных средств.

5.6    По протяженности ледовые переправы подразделяют:

-    на малые, протяженностью до 100 м;

-    средние, протяженностью от 100 до 500 м;

-    большие, протяженностью более 500 м.

6 Основные технические нормы на автозимниках и ледовых переправах

6.1 Расчетные скорости движения автомобилей при проектировании элементов плана, продольного и поперечного профилей регулярных и временных автозимников следует принимать по таблице 2.

Таблица 2 — Значения расчетных скоростей движения

Категория аотозиммика

Расчетная скорость, к«.‘ч

Основная

Допустимая на трудных участках местности

пересеченной

торной

70

50

40

Из

60

40

30

Шз

50

30

25

Примечание — Для временных автозимников допускается уменьшать расчетные скорости движения, но не более чем на 20 %.

6.2    Расчетные скорости движения для автозимников разового пользования устанавливают из условий обеспечения безопасности дорожного движения по согласованию с заказчиком.

6.3    Параметры элементов поперечного профиля полотна регулярных автозимников и временных автозимников категорий Из, Шз указаны в таблице 3.

Таблица 3 — Параметры элементов поперечного профиля полотна регулярных автозимников и временных автозимников категорий Из, Шз

Параметры элементов автозимников

Значение параметра в зависимости от категории автозимника

Ь

Из

Шз

Число полос движения

2

2

2

Ширина полосы движения i\,. м

4.0

3.5

3.0

Ширина проезжей части Ь„. м

8.0

7.0

6.0

Ширина обочины, м

2.0

1.5

1.5

Ширина полотна автозимника S. м

12.0

10,0

9.0

Примечания

1    Ширина полосы движения приведена для расчетного автомобиля шириной d = 2,6 м. Если d > 2,6 м. то bu = d+ 1.5.

2    Ширину обочины на участках автозимника, на котором предусматривается движение гусеничного транспорта и санных поездов, следует принимать не менее 4 м.

3    На трудных участках пересеченной и горной местностей автозимники категории Шз и временные автозимники категорий Из, Шз допускается проектировать с одной полосой движения шириной 4.5 м при ширине полотна не менее 6 м с учетом обочин и предусматривать устройство двусторонних разьездов шириной не менее 2 м и длиной отгона не менее 15 м. Разъезды на трудных участках пересеченной и горной местностей устраивают на расстоянии их видимости, но не более 400—500 м.

6.4    План и продольный профиль автозимников следует проектировать из условия наименьшего ограничения скоростей и обеспечения безопасности движения, а также защиты дороги от снежных заносив.

При назначении элементов плана и продольного профиля в качестве основных рекомендуется принимать параметры по таблице 4.

6.5    В тех случаях, когда по условиям местности требования таблицы 4 не представляется возможным выполнить или это вызывает существенное увеличение объемов работ и стоимости устройства автозимника, при проектировании допускается снижать нормы. При этом предельно допустимые нормы принимают по таблице 5, исходя из расчетных скоростей движения по категориям автозимников.

Таблица 4 — Рекомендуемые параметры плана и продольного профиля автозимников

Расчетная скорость. кмГч

Продольный уклон. %о

Расчетное расстояние видимости, м

Радиус кривых, м

поверхности

дороги

встречного

автомобиля

в плане

в продольном профиле

выпуклых

вогнутых

основной

допустимый

70

45

220

430

200

10 000

5000

2000

60

50

160

310

150

5500

3500

1500

50

60

110

210

105

2500

2200

1200

40

70

75

150

70

1000

1200

1000

S30

70

60

120

40

600

600

500

Таблица 5 — Предельно допустимые параметры плана и продольного профиля автозимников

Расчетная скорость, кмЫ

Наибольший продольный уклон. %,

Расчетное расстояние видимости, м

Наименьший радиус кривых, м

поверхности

дороги

встречною

автомобиля

в плане

в продольном профиле

выпуклых

вогнутых

основной

допустимый

70

45

125

250

150

5000

2000

юоо

60

50

100

200

125

2500

1500

600

50

60

85

170

100

1500

1200

400

40

80

75

150

60

1000

1000

300

S30

90

60

120

30

600

600

200

Примечание — Параметры допустимых радиусов вогнутых кривых применимы для временных авто-зимников.

6.6    Переломы проектной линии в продольном профиле при алгебраической разности уклонов 10 %о и более следует сопрягать вертикальными кривыми, обеспечивающими плавность движения, а также видимость дороги и встречных автомобилей. Наименьшие радиусы принимают по таблице 5.

6.7    При проектировании автозимников наибольшие продольные уклоны /тах принимают в зависимости от колесной формулы одиночного транспортного средства по таблице 6.

Таблица 6 — Наибольшие продольные уклоны в зависимости от колесной формулы одиночного транспортного средства

Колесная формула

4*2; 4x4; 6*4; 6*6; 6*8

8*4

6*2

8*2

Наибольший продольный уклон imjB.

80

60

40

20

6.8 При совпадении наибольших продольных уклонов с кривыми радиусом 50 м и менее необходимо Предусматривать уменьшение продольных уклонов на величину Д/ но сравнению с норма гивными значениями, приведенными 8 таблицах 4—6. в соответствии с таблицей 7.

Таблица 7 — Уменьшение продольных уклонов на величину Дг

Радиус кривой в плане, м |

50

40

30

AJ.%.

10

20

30

6.9    Поперечные уклоны проезжей части и виражи на автозимниках не предусматривают.

На участках, где автозимники устраивают с применением минеральных грунтов, предусматривают проезжую часть с двускатным профилем с поперечными уклонами 20—30 %о. а на кривых в плане с радиусом 1000 м и менее — с односкатным поперечным профилем и поперечным уклоном проезжей части до 40 %а.

6.10    На трудных участках пересеченной и горной местностей автозимников при затяжных продольных уклонах 60 %о и более через каждые 2 км предусматривают места для остановки транспортных средств — участки с уменьшенными продольными уклонами {20 %о и менее) или горизонтальные площадки длиной не менее 50 м.

6.11    При радиусах кривых в плане менее 350 м предусматривают уширение проезжей части с внутренней стороны за счет обочин таким образом, чтобы ширина последних на кривых была не менее 1 м для автозимников категорий 1э, Из и не менее 0.75 м — для автозимников категории Шз.

Полное уширение двухполосной проезжей части автозимников при радиусах кривых в плане менее 350 м принимают для обеспечения безопасного проезда одиночного транспортного средства по таблице 8. Для однополосных дорог приведенные в таблице 8 значения уменьшают в два раза.