Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

49 страниц

861.00 ₽

Купить ГОСТ Р 57934-2017 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Содержит практическое руководство и примеры для разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и улучшения системы энергетического менеджмента в соответствии с системным подходом ГОСТ Р ИСО 50001. Данное руководство предназначено для применения любыми организациями независимо от их размера, типа, географического местоположения или уровня развития. Стандарт не содержит руководства о том, каким образом следует разрабатывать интегрированную систему менеджмента. Руководство, представленное в стандарте, соответствует модели системы энергетического менеджмента на основе ГОСТ Р ИСО 50001, но в его цели не входит интерпретация требований ГОСТ Р ИСО 50001.

 Скачать PDF

Содержит требования ISO 50004:2014

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Требования к системе энергетического менеджмента

     4.1 Общие требования

     4.2 Ответственность руководства

     4.3 Энергетическая политика

     4.4 Энергетическое планирование

     4.5 Внедрение и функционирование

     4.6 Проверка

     4.7 Анализ со стороны руководства

Приложение А (справочное) Примеры энергетической политики

Приложение В (справочное) Связь между ключевыми понятиями

Приложение С (справочное) Пример энергетического анализа

Приложение D (справочное) Пример плана мероприятий

Приложение Е (справочное) Разработка планов измерений

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов и межгосударственного стандарта международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте

 
Дата введения01.07.2018
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

08.11.2017УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1714-ст
РазработанФГУП ВНИИНМАШ
ИзданСтандартинформ2017 г.

Energy management systems. Guidance for the implementation, maintenance and improvement of an energy management system

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

57934—

2017

(ИСО 50004: 2014)

Й

<Е>


НАЦИОНАЛЬНЫ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


Системы энергетического менеджмента

РУКОВОДСТВО ПО ВНЕДРЕНИЮ, ПОДДЕРЖКЕ И УЛУЧШЕНИЮ СИСТЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

(ISO 50004:2014, MOD)

Издание официальное

Стандартинформ

2017

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ) на основе собственного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 039 «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2017 г. № 1714-ст

4    Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 50004:2014 «Системы энергетического менеджмента. Руководство по внедрению, поддержанию и улучшению системы энергетического менеджмента» (ISO 50004:2014 «Energy management systems — Guidance for the implementation, maintenance and improvement of an energy management system», MOD).

При этом дополнительные слова и фразы, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации и/или особенностей российской национальной стандартизации, выделены полужирным курсивом, а объяснения причин их включения приведены в сносках.

Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Как правило, энергетическая политика не подлежит частому пересмотру. Решения о внесении изменений в данную политику принимают в рамках процесса по анализу со стороны руководства. Возможные причины актуализации политики включают изменения, связанные с владением собственностью, в структуре, правовых или энергетических требованиях, а также значительные изменения в использовании энергии, источниках, операционных процессах или условиях осуществления производственной деятельности, или же изменения производят как часть процесса по постоянному улучшению.

Примечание — Примеры энергетических политик приведены в приложении А.

4.4 Энергетическое планирование

4.4.1    Общие положения

Энергетическое планирование является частью этапа «Планирование — Осуществление — Проверка — Действие» цикла (PDCA) для системы энергетического менеджмента.

Энергетическое планирование является первым этапом при разработке системы энергетического менеджмента, в основе которого лежит понимание энергетических результатов организации. На этом этапе организация анализирует энергетические данные вместе с другой энергетической информацией и принимает обоснованные решения о мерах, направленных на постоянное улучшение энергетических результатов.

Примеры связей между целями организации, связанными с ними энергетическими задачами, планами действий, показателями энергетических результатов, средствами управления операциями, мониторингом и измерениями, приведены в таблице В.1 (приложения В). Примеры связей между областями значительного использования энергии, средствами управления операциями, компетентностью и подготовкой, закупочной деятельностью, соответствующими показателями энергетических результатов, мониторингом и измерениями и калибровкой приведены в таблице В.2 (приложение В).

4.4.2    Законодательные и другие требования

Законодательные требования означают обязательные требования, применимые к деятельности организации в отношении использования и потребления энергии, энергетической эффективности организации.

Другие требования могут быть связаны с добровольными соглашениями, контрактными обязательствами или требованиями самой организации, которые она обязалась выполнять при использовании и потреблении энергии или в отношении энергетической эффективности.

Информация о законодательных и других требованиях может быть получена из самых разных источников, таких как юридические отделы самой организации, информационные сайты правительственных или других учреждений, консультанты, профессиональные объединения и различные регулирующие органы. Если в организации уже внедрен процесс определения законодательных требований, то его можно использовать для идентификации и обеспечения доступа к законодательным требованиям в области энергетики. Процесс, используемый для определения и оценки соблюдения законодательных требований, должен быть ясным и должен включать описание того, каким образом оценивается соблюдение правовых норм. Кроме того, необходимо установить обязанности по проведению мониторинга, анализа и обеспечению соблюдения правовых норм.

В дополнение к анализу законодательных и других требований, проводимому через определенные интервалы времени, может потребоваться проведение дополнительного анализа в случаях:

-    изменения в применимых к деятельности организации законодательных и других требованиях;

-    изменения в деятельности организации, которые могут влиять на применимые требования.

Заблаговременное рассмотрение законодательных и других обязательных требований может помочь организации идентифицировать требования к данным, рассматриваемым в процессе энергетического анализа. Может оказаться полезным составление перечня законодательных и других требований таким образом, чтобы связанные с ними выводы могли рассматриваться и учитываться для других частей системы энергетического менеджмента, включая области значительного использования энергии, средства управления операциями, записи и обмен информацией.

Практические рекомендации 4 — Примеры законодательных и других требований Законодательные требования:

-    местные, региональные, национальные и международные законодательные требования;

-    стандарты по минимальной энергетической эффективности для оборудования, обязательное применение которых установлено законодательно;


ГОСТ P 57934—2017

-    требования, предъявляемые к энергетической оценке или аудиту;

-    своды правил в области энергетики для сооружений;

-    своды правил при подключении источников энергии.

Другие требования, которые организация обязана выполнять в случае, если это применимо:

-    руководящие указания или требования организации;

-    соглашения с потребителями или поставщиками;

-    руководящие указания, не содержащие положений обязательного характера;

-    добровольные принципы или кодексы практик;

-    добровольные соглашения в области энергетики;

-    требования торговых объединений;

-    соглашения с общественными объединениями или неправительственными организациями;

-    публичное обязательство организации или ее головной организации;

-    добровольные спецификации, содержащие минимальные технические требования к энергетическим результатам, изданные государственными или частными учреждениями;

-    сетевые ограничения на получение электрической энергии или газа или ограничения на передаваемую в энергетическую сеть электрическую мощность.


4.4.3 Энергетический анализ

4.4.3.1    Общие положения

Энергетический анализ является аналитической частью процесса энергетического планирования. Качество энергетического анализа зависит от наличия, качества и изучения собранных данных.

Первичный энергетический анализ начинают с оценки имеющихся в наличии данных. Энергетический анализ может быть улучшен по мере того, как организация получает опыт по управлению энергетическими данными и принятию решений на основе изучения энергетических данных.

Использование данных по результатам любых энергетических аудитов или инженерно-технических исследований в качестве элемента энергетического анализа является эффективной практикой.

Примечание — ГОСТ Р 57576 устанавливает требования к энергетическим аудитам.

4.4.3.2    Анализ использования и потребления энергии

Достижение понимания в отношении использования и потребления энергии организацией является первым шагом в ходе энергетического анализа. Это достигается посредством:

-    идентификации имеющихся источников энергии;

-    идентификации имеющихся областей использования энергии;

-    оценки использования и потребления энергии, включая прошлые и действующие тенденции.

Полученную в итоге информацию используют для идентификации областей значительного использования энергии и возможностей для улучшения энергетических результатов.

Исследуемые энергетические ресурсы могут включать, но не ограничиваться при этом, только такими как электричество, природный газ, мазут, пропан, солнечная энергия, энергия ветра, биовещества, когенерация и энергия из переработанных отходов. В некоторых организациях исследуемые энергетические ресурсы могут включать энергетические ресурсы, поставляемые со стороны, такие как сжатый воздух, охлажденная или горячая вода и пар. Как правило, энергетические ресурсы не включают связанную энергию сырья, за исключением тех случаев, когда его переработка вносит энергетический вклад в рамках области и границ системы энергетического менеджмента.

Идентификация энергетических ресурсов может осуществляться посредством анализа имеющихся записей (например, коммунальные платежи, квитанции по поставкам топлива, записи по закупкам и т. д.). Исследование потоков энергии и конечных областей ее использования для того, чтобы убедиться в идентификации всех источников энергии, является эффективной практикой. Эти результаты формируют основу для остальной части энергетического анализа.

Следующий шаг в процессе энергетического анализа — это установление связей между установленными энергетическими ресурсами и областями использования энергии. Один источник энергии может быть связан со многими областями использования энергии. Интервьюирование персонала организации, ответственного за функционирование оборудования, систем и процессов, может помочь идентификации областей использования энергии. Другие возможные источники информации по использованию энергии и данных по энергопотреблению приведены в практических рекомендациях 5.

7

После идентификации областей использования энергии оценивают использование и потребление энергии за прошедший и текущий периоды времени. Чтобы оценить сложившийся ранее объем потребления энергии и выявить тенденции, устанавливают подходящий период (например, один, три, шесть или двенадцать месяцев). Выбранный интервал(ы) времени должен(ы) отражать все характерные перемены в рабочих процессах (например, сезонные объемы производства, уровни занятости). Рекомендуется проанализировать данные не меньше чем за один год, чтобы оценить действие сезонных факторов и других переменных величин.

Кроме того, данные должны быть представлены с подходящей периодичностью для того, чтобы понимать колебания в энергетических результатах и любые аномалии (пиковые ситуации), связанные с потреблением энергии. Необходимо собирать данные не меньше чем за месяц, чтобы было возможно выявить тенденции, связанные с использованием и потреблением энергии. Для некоторых операционных процессов может быть необходима еще большая частота сбора данных.

Практические рекомендации 5 — Возможные источники данных по использованию и потреблению энергии

Возможные источники данных по использованию и потреблению энергии включают в себя:

-    подобранные коммунальные платежи за рассматриваемый период для каждого источника энергии, включая отдельные устройства, расходующие энергию;

-    везде, где это возможно, следует проверять правильность платежей по показаниям счетчиков, а не только рассматривать расчеты коммунальных служб;

-    необходимо следить за тем, чтобы период потребления энергии и период, за который выставлен счет, совпадали;

-    показания приборов учета суммарного потребления и применяемых индивидуальных приборов учета (снятых вручную или с использованием электронных способов регистрации) для расхода энергии сооружениями, оборудованием, системами и процессами;

-    оценочные расчеты расходуемой энергии;

-    модельные расчеты использования и потребления энергии;

-    данные по оборудованию (например, номинальная мощность согласно заводским характеристикам, значения производительности, указанные в руководствах по эксплуатации оборудования, инвентарных перечнях и листах технических данных);

-    месячные или суточные журналы учета ремонтных работ (например, журналы учета ремонтных работ в котельной, часы работы компрессора);

-    журналы учета сервисного обслуживания (например, записи посещений представителями сервисных служб продавца или поставщика);

-    данные систем контроля;

-    счета или другие записи по закупкам, связанным с другими источниками энергии, такими как мазут, уголь, биотопливо, которые могут периодически доставляться и храниться на предприятии;

-    счета или другие записи по закупкам сжатого воздуха, пара, горячей и холодной воды;

-    отчеты по результатам аудитов или инженерно-технических исследований в области энергетики;

-    записи по предыдущим энергетическим анализам.


Информацию по использованию и потреблению энергии следует представлять в виде графиков, таблиц, карт процессов и расчетных моделей.

Выходные данные анализа использования и потребления энергии включают в себя:

-    идентифицированные имеющиеся источники энергии;

-    идентифицированные области использования энергии;

-    измеренные или рассчитанные объемы расходуемой энергии, связанные с каждым идентифицированным использованием энергии для выбранного подходящего периода времени.

Эта информация служит основой для идентификации и анализа областей значительного использования энергии.

4.4.3.3 Идентификация областей значительного использования энергии на основе анализа использования и потребления энергии

Области значительного использования энергии определяют с целью установления приоритетов для энергетического менеджмента, улучшения энергетических результатов и выделения ресурсов. При идентификации областей значительного использования энергии организации полезно применять це-

ГОСТ P 57934—2017

лостный подход при рассмотрении использования и потребления энергии в рамках области и границ системы менеджмента.

При выборе числа областей значительного использования энергии должны быть учтены имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, поскольку применительно к областям значительного использования энергии предъявляются требования, связанные с компетентностью и подготовкой, закупками, средствами управления операциями, мониторингом и измерением. Организациям, начинающим внедрять систему энергетического менеджмента, целесообразно ограничить число областей значительного использования энергии и установить в планах расширение перечня областей значительного использования энергии, исходя из степени доступности необходимых ресурсов.

Исходя из определения областей значительного использования энергии, организация не ограничена жесткими требованиями при определении областей значительного использования энергии, в основе которых лежат сведения о потреблении энергии, возможности улучшения энергетических результатов или комбинация двух этих факторов. Разработка процесса для определения областей значительного использования энергии предполагает определение критериев для:

-    «значительного потребления энергии», что может включать использование энергетического баланса для определения областей использования энергии, которые составляют по меньшей мере определенную процентную долю от общего потребления энергии организацией (для этой цели может также использоваться анализ Парето);

-    «значительной возможности улучшения энергетических результатов», что может включать выходные данные энергетических аудитов, инженерных исследований, интервьюирование персонала, обязанности которого связаны с использованием энергии, сопоставление данных с внутренними и внешними контрольными точками (бенчмаркинг), а также другую информацию для того, чтобы оценивать и определять приоритеты по возможностям улучшения энергетических результатов.

Практические рекомендации 6 — Методы, которые могут использоваться при идентификации областей значительного использования энергии организации

Методы, которые могут использоваться при идентификации областей значительного использования энергии организации, включают в себя:

-    энергетические аудиты (например, по ГОСТ Р 57576 и другим стандартам по оценке в области энергетики);

-    технологические карты процессов;

-    графики и схемы;

-    крупноформатные электронные или типовые таблицы;

-    диаграммы Санкей;

-    баланс материалов и энергии;

-    картирование использования энергии;

-    расчетные модели для использования и потребления энергии;

-    обследования оборудования, систем или процессов;

-    инвентаризационный учет расходующего энергию оборудования, включая номинальную мощность и типичное время работы;

-    регрессионный анализ потребления энергии оборудованием, системами или процессами относительно переменных величин, влияющих на количество расходуемой ими энергии.


Определение областей значительного использования энергии является скорее итерационным, чем строго последовательным процессом. Возможности для улучшения могут быть входными данными для определения областей значительного использования энергии на этой стадии энергетического анализа. При этом необходимо рассмотреть, каким образом поведение персонала, работающего в организации или по ее поручению, а также производственные практики организации могут влиять на энергетические результаты.

В результате анализа использования энергии составляют перечень потребителей, который подлежит рассмотрению в качестве областей значительного использования энергии. При отсутствии измеренных данных необходимо использовать оценочные расчеты потребления энергии. На стадии окончательного определения областей значительного использования энергии рассматривают, является ли потребление энергии этих потребителей существенным, или содержат ли данные потребители значительную возможность для улучшения, или же оба эти фактора. Любое использование с существенным

потреблением энергии следует рассматривать на предмет отнесения к области значительного использования энергии.

Потребление энергии зависит от многих переменных величин. Необходимо собирать и анализировать данные с тем, чтобы определять влияния, оказываемые соответствующими переменными величинами на области значительного использования энергии. Если организация будет оценивать энергопотребление областей значительного использования энергии, то необходимо провести дополнительный анализ, чтобы определить влияния, оказываемые соответствующими переменными величинами.

Учет энергопотребления на уровне области значительного использования энергии является эффективной практикой для установления текущих энергетических результатов функционирования области значительного использования энергии и выявления будущих улучшений, связанных с их энергетическими результатами. Следует тщательно изучить вопросы, касающиеся учета энергопотребления на нижестоящих ступенях (с помощью индивидуальных приборов учета) и возможностей для его использования в системе энергетического менеджмента. Группа по энергетическому менеджменту в процессе идентификации и определения соответствующих переменных величин должна работать в тесном контакте с персоналом, задействованным в операционных процессах.

Необходимо проведение мониторинга энергетических данных для выполнения отдельных требований ГОСТ Р ИСО 50001, включая энергетические базовые линии, показатели энергетических результатов, мониторинг, измерение и анализ. Когда применимо, следует нормализовать энергетические данные по отношению к объемам производства, погодным параметрам или другим переменным величинам, оказывающим влияние на потребление энергии.

Примечание — ГОСТ Р 57912-2017 (ИСО 50006) содержит дополнительную информацию о нормализации энергетических данных.

Практические рекомендации 7 — Примеры переменных величин, способных влиять на области значительного использования энергии

Примеры переменных величин, которые могут оказывать влияние на области значительного использования энергии (предпочтительно за тот же период времени, что и данные по энергопотреблению), включают следующее:

-    погодные условия, включая градусо-дни отопительного и неотопительного сезонов;

-    параметры, связанные с производством, такие как производительность, ассортимент продукции, ее качество, доработка или выпуск;

-    параметры процессов, такие как температура окружающей среды, заданная температура охлаждающей воды, температура пара;

-    потоки материалов, их свойства и характеристики (в том числе сырье);

-    уровни занятости помещений в здании;

-    наличие дневного освещения и уровни освещенности на местах;

-    время работы;

-    уровни активности (например, рабочая нагрузка, занятость);

-    расстояния для осуществления переноса энергии;

-    использование транспортных средств и связанная с ними нагрузка;

-    изменения в наличии или содержании энергии в энергетических ресурсах (например, содержание влажности, теплотворная способность).

Текущие энергетические результаты функционирования областей значительного использования энергии следует определять, используя имеющиеся данные по потреблению энергии и информацию по идентифицированным релевантным переменным величинам.

Практические рекомендации 8 — Пример методов для определения текущих энергетических результатов функционирования областей значительного использования энергии

Примеры для определения текущих энергетических результатов функционирования областей значительного использования энергии включают сравнения, такие как:

- нормирование: электроэнергии, расходуемой воздушным компрессором по отношению к производимым объемам и температуре окружающего воздуха, электроэнергии, расходуемой холодильной установкой по отношению к холодильной нагрузке, температуре подачи и температуре окружающего воздуха, электроэнергии, расходуемой в здании по отношению к занятости и градусо-суткам


ГОСТ P 57934—2017

охлаждения, природного газа, расходуемого в здании по отношению к занятости и градусо-дням отопительного сезона, топлива, расходуемого воздушным судном по отношению к летным часам и количеству вылетов, расхода энергии на единицу продукции и другие простые пропорции, такие как энергетическая эффективность и коэффициент преобразования энергии;

-    коэффициент полезного действия холодильных систем при их рабочих нагрузках и условиях окружающей среды по сравнению с энергетически эффективными системами;

-    сравнение текущего расхода энергии с расходом энергии за прошедшие периоды времени, если на энергопотребление не влияют переменные величины.


После проведения сбора и анализа данных по использованию и потреблению энергии, а также переменных величин за подходящий период времени оценивают будущее использование и потребление энергии за эквивалентный период времени. Данная оценка должна учитывать каждую область значительного использования энергии, соответствующую переменную величину и прогнозируемые изменения в производственных помещениях, оборудовании, системах и процессах на протяжении этого будущего периода времени. Некоторые организации решают закончить выполнение долгосрочных оценок после решений по окончании выполнения планов мероприятий для близлежащего периода времени.

Выходные данные этой части энергетического анализа включают список потенциальных областей значительного использования энергии на основе значительного потребления энергии; соответствующие переменные величины, влияющие на идентифицированные области значительного использования энергии, анализ текущих энергетических результатов функционирования областей значительного использования энергии и оценку будущего использования и потребления энергии.

4.4.3.4 Идентификация, определение и оценка приоритетных возможностей для улучшения энергетических результатов

4.4.3.4.1    Результатом энергетического анализа является идентификация возможностей для улучшения энергетических результатов и разработка приоритетного перечня этих возможностей. Сбор и анализ данных формируют основу для определения приоритетов в отношении возможностей для улучшения.

4.4.3.4.2    Идентификация возможностей для улучшения энергетических результатов

Идентификация возможностей для улучшения энергетических результатов начинается с идей, которые могут происходить из анализа использования и потребления энергии, определения областей значительного использования энергии или из многих других источников. Вовлечение множества людей, например производственного или обслуживающего персонала, в процесс идентификации возможностей способствует выявлению полного спектра идей. Идеи становятся возможностями после их изучения и конкретизации на основе анализа данных с тем, чтобы определить потенциал для улучшения энергетических результатов и возможности его реализации.

Практические рекомендации 9 — Примеры инструментов и методов идентификации возможностей для улучшения энергетических результатов

Инструменты и методы для идентификации возможностей для улучшения энергетических результатов могут включать следующее:

-    предложения работников;

-другие методологии по улучшению деятельности (например, бережливое производство, шесть сигм, Кайдзен);

-    энергетические аудиты, различные по затратам и сложности, от осмотров до подробных аудитов;

-    анализ потребностей во избежание неадекватных проектных решений;

-    внутренний или внешний бенчмаркинг;

-    спецификации и паспорта на оборудование;

-    анализы измерений, сделанных приборами учета;

-    методы, связанные с техническим обслуживанием (например, оценки работы по техническому обслуживанию, планово-предупредительное техническое обслуживание и ремонт);

-    изучение сроков службы, состояния, функционирования и уровня технического обслуживания средств со значительным использованием энергии;


Идентификация возможностей для улучшения энергетических результатов должна быть частью непрерывного процесса, но она может также включать в себя и периодический анализ, проводимый с использованием доказавших свою пригодность технических приемов.

11

ГОСТ P 57934—2017

-    анализ новых и развивающихся технологий;

-    исследования конкретных проблем;

-    собрания и работа в группах, семинары по выявлению возможностей;

-    перечни возможностей и рекомендации по энергосбережению, размещенные на сайтах различных правительственных и других организаций, занимающихся вопросами эффективности;

-    непрерывно действующие системы мониторинга, сообщающие о любых отклонениях от заранее установленных энергетических параметров работы (полностью или частично автоматизированные);

-    сетевые объединения по энергетической эффективности, семинары, форумы, конференции по обмену идеями и опытом в области энергетической эффективности;

-    методы инженерного анализа и модельные расчеты (например, анализ характеристик систем и характеристики насоса «давление — расход», линч-анализ)


4.4.3.4.3 Определение приоритетных возможностей для улучшения энергетических результатов Определение приоритетных возможностей для улучшения энергетических результатов начинают с оценки. Оценка заключается в анализе данных, проводимом с целью представления ожидаемого улучшения энергетических результатов, выгод и затрат, связанных с рассматриваемыми возможностями, в цифровом выражении. Оценка возможностей может включать в себя рассмотрение вопросов, связанных с технической реализуемостью, и экономических аспектов, таких как подходы к менеджменту активов и эксплуатационные расходы. Необходимо, чтобы оценка учитывала дополнительные выгоды, связанные с энергетическими результатами, и чтобы она везде, где это возможно, включала изучение взаимосвязей между системами.

Выполнив оценку идентифицированных возможностей для улучшения энергетических результатов, организация определяет их приоритетность, исходя из своих собственных критериев, а также сохраняет и актуализирует данную информацию в выбранном ею формате.

Практические рекомендации 10— Примеры критериев определения приоритетных возможностей для улучшения энергетических результатов

Критерии определения приоритетных возможностей для улучшения энергетических результатов могут включать в себя:

-    предполагаемую экономию энергии;

-    возврат инвестиций или другие критерии организации, связанные с инвестициями (основными или оборотными);

-    другие экономические последствия или приоритеты;

-    предполагаемые затраты на внедрение;

-    простоту реализации;

-    улучшение экологических последствий;

-    действующие или потенциальные законодательные требования;

-    предполагаемый уровень риска, включая технологический риск;

-    наличие финансирования (внутреннего или внешнего);

-    последствия и ценность дополнительных выгод (например, снижение эксплуатационных расходов, повышение комфорта, безопасности, производительности).


Методы определения приоритетных возможностей для улучшения энергетических результатов приведены в практических рекомендациях 10.

Организациям необходимо изучить составленный перечень возможностей с установленными приоритетами с целью определения тех возможностей, для которых целесообразно провести более подробное исследование.

Примечание — В приложении С приведен общий пример энергетического анализа.

4.4.3.4.4 Рекомендации для руководства

После того как были определены приоритетные возможности для улучшения энергетических результатов в соответствии с критериями организации, представитель руководства, как правило, собирает материал с рекомендациями для улучшения и информацию о том, какие из представленных возмож-

ГОСТ P 57934—2017

ностей стоит или не стоит внедрять, а какие из них требуют проведения дальнейшего исследования. Представитель руководства должен представить высшему руководству информацию о результатах энергетического анализа вместе с рекомендациями для улучшения.

Оценка возможностей может привести к определению новых или пересмотренных областей значительного использования энергии. По мере развития и совершенствования системы энергетического менеджмента перечень областей значительного использования энергии может быть расширен путем включения дополнительных областей использования энергии, при этом данный перечень может быть различным для различных частей организации.

Временные интервалы, установленные для актуализации энергетического анализа, могут различаться для каждого элемента энергетического анализа. Эффективные процессы по управлению изменениями и обмену информацией способствуют своевременной актуализации энергетического анализа в ответ на существенные изменения в сооружениях, оборудовании, системах и процессах.

Результатом данного этапа энергетического анализа являются определенные приоритетные возможности для улучшения, а также рекомендации для руководства.

Руководство, наделенное полномочиями распределять требуемые ресурсы, принимает решение о том, будут ли представленные возможности считаться приоритетными для внедрения, будут ли они предметом дальнейших исследований, или же о том, что они не будут внедряться. Причины невнедре-ния определенных возможностей необходимо оформить документально. При подтверждении приоритетных возможностей руководство должно обеспечить гарантии того, что будут предоставлены необходимые ресурсы для их реализации.

4.4.4 Энергетическая базовая линия

Энергетический анализ позволяет получить информацию и данные, необходимые для определения энергетической базовой линии.

Энергетическая базовая линия представляет собой основу для сравнения энергетических результатов за определенный период времени. Тип энергетической базовой линии зависит от цели показателя энергетических результатов и может быть установлен для производственного объекта, системы, процесса или оборудования. Энергетическая базовая линия может быть:

-    выражена в виде математической зависимости расхода энергии как функции от соответствующих переменных величин;

-    сложной моделью;

-    простой пропорцией или

-    простыми данными по потреблению (при отсутствии подходящих переменных величин).

Примечание 1 — Простые пропорции используют для вычисления энергетических результатов в отсутствие базовой нагрузки и при наличии единственной переменной величины. В некоторых случаях может быть приемлемо использование пропорции при малой базовой нагрузке и при наличии одной переменной величины.

Ввиду того что энергетическую базовую линию формируют для сравнительного анализа, временной период энергетической базовой линии должен отражать характерные изменения в операционных процессах организации (например, интенсивность производственной деятельности в различное время года, занятость и т. д.). При определении улучшений энергетических результатов необходимо обеспечить, чтобы имеющиеся данные отражали тот же период, что и энергетическая базовая линия.

Почти во всех случаях на потребление энергии влияют переменные величины. Данные энергетической базовой линии должны быть нормированными для переменных величин, оказывающих влияние на потребление энергии. Для нормирования может быть использован регрессионный анализ расхода энергии по отношению к соответствующим переменным величинам или другие применимые методы.

Примеры поправок к энергетической базовой линии согласно заранее определенному методу в соответствии с ГОСТ Р ИСО 50001 могут включать в себя:

-    нормирование энергетической базовой линии к соответствующим переменным величинам;

-    пересмотр энергетической базовой линии по результатам актуализации первичных данных, использованных для ее формирования, или через определенные интервалы времени;

-    приведение базовой линии в соответствие с законодательными требованиями.

Примечание 2 — ГОСТ Р 57912-2017 (ИСО 50006) содержит информацию об энергетических базовых линиях.

В некоторых случаях может понадобиться корректировка энергетической базовой линии, когда текущие показатели энергетических результатов, соответствующие границы и энергетические базовые

13

линии перестают быть подходящими и эффективными при измерении энергетических результатов. ГОСТ Р ИСО 50001 устанавливает критерии для определения необходимости такой корректировки.

4.4.5    Показатели энергетических результатов

Энергетический анализ должен давать информацию и данные, необходимые для определения показателей энергетических результатов.

Показатели энергетических результатов и их соответствующие энергетические базовые линии являются системой показателей, определенных организацией для того, чтобы измерять энергетические результаты. Показатель энергетических результатов может относиться к сооружению, системе, процессу или оборудованию и должен иметь соответствующую базовую линию для проведения сравнения. Типы и примеры показателей энергетических результатов включают в себя следующее:

-    энергопотребление (общее или распределенное по областям использования энергии) (например, кВт ч, ГДж);

-    простую пропорцию, например расход энергии на единицу продукции (например, кВт ч на тонну, кВт ч на человеко-час);

-    статистическую модель (например, линейную или нелинейную регрессию);

-    модель, основанную на инжиниринговых построениях (например, симуляционную).

Примечание 1 — Энергопотребление может также быть рассмотрено как энергетическая ценность, которая может быть определена с пересчетным коэффициентом или без. Более подробная информация приведена в ГОСТ Р 57912-2017 (ИСО 50006).

Примечание 2 — Необходимо осторожно применять простые показатели или пропорции. Простые показатели или пропорции могут свидетельствовать об областях, требующих более внимательного анализа.

Показатели энергетических результатов должны содействовать пониманию энергетических результатов у различных групп внутри организации, за которые они отвечают, а также обеспечивать информирование о предпринимаемых усилиях по постоянному улучшению и принятию необходимых мер.

Как правило, показатели энергетических результатов устанавливают для уровней управления и для соответствующих функций. В первом случае показатель энергетических результатов, как правило, относится к уровню предприятия (производственного объекта), как, например, всеобъемлющее управление областями значительного использования энергии и деятельностью организации в области энергетики. Показатели энергетических результатов для соответствующих функций могут быть отнесены к уровню конкретных процессов, систем или оборудования.

Примечание 3 — ГОСТ Р 57912-2017 (ИСО 50006) содержит информацию о показателях энергетических результатов.

4.4.6    Энергетические цели и задачи и планы мероприятий по энергетическому менеджменту

4.4.6.1 Энергетические цели и задачи

Постановка целей и задач дает возможность реализовать на практике положения энергетической политики. Это обеспечивает гарантии того, что организацией установлены критерии для улучшения энергетических результатов. Цели и задачи обеспечивают создание необходимых условий для улучшения энергетических результатов, включая выделение необходимых ресурсов. Энергетические цели и задачи могут быть использованы таким образом, чтобы улучшить любой аспект энергетической деятельности, обеспечивая согласованность с обязательствами энергетической политики.

При постановке энергетических целей и задач используют анализ данных и другую информацию по результатам энергетического анализа. Энергетические цели и задачи обычно используют для повышения результативности областей значительного использования энергии и реализации возможностей, которые были выработаны и выбраны приоритетными в процессе проведения энергетического анализа.

После учета областей значительного использования энергии и возможностей по улучшению при постановке и анализе целей и задач рассматривают другие вопросы. Они касаются тех аспектов, условий и среды, в которых организация осуществляет свою деятельность (например, планы по управлению, планы по эксплуатации и техническому обслуживанию, графики работ, выполняемых при остановках и реконструкции). Цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и обусловленными временными рамками. Поскольку их выражают в измеримых результатах, нужно иметь достаточное количество конкретных планов мероприятий по достижению запланированных результатов, связанных с этими целями. Цели часто обозначают в виде:

-    процентного улучшения энергетических результатов;

ГОСТ P 57934—2017

-    улучшения, связанного с расходом потребляемой энергии, или

-    других показателях энергетических результатов.

Энергетические цели часто связаны с конкретным оборудованием, системами или процессами.

4.4.6.2 Планы мероприятий по энергетическому менеджменту

4.4.6.2.1 Энергетические цели и задачи могут быть реализованы только тогда, когда имеются люди и ресурсы, позволяющие обеспечить эффективное выполнение планов мероприятий. Цели, задачи и планы мероприятий должны быть представлены представителем руководства на утверждение высшему руководству, при необходимости согласовав их с группой по энергетическому менеджменту или другими лицами.

Эффективный план мероприятий по энергетическому менеджменту включает в себя (но не ограничивается) следующие положения:

a)    распределение ответственности за задачи, связанные с планом мероприятий по энергетическому менеджменту;

b)    изложение целей и задач, затрагиваемых данным планом;

c)    перечень действий для достижения поставленных целей и задач:

1)    меры, которые будут предприняты для мониторинга энергетических результатов,

2)    необходимые изменения, касающиеся компетентности, подготовки и осведомленности,

3)    необходимые изменения в средства управления операциями и процессы обмена информацией;

d)    распределение ресурсов (людских, технических и финансовых) для выполнения плана мероприятий;

e)    методы верификации улучшения энергетических результатов, достигаемого при выполнении плана мероприятий по реализации возможностей для улучшения энергетических результатов;

f)    методы верификации результативности плана мероприятий для всех действий, включенных в данный план (т. е. все ли действия в рамках данного плана были выполнены и привели ли они к намеченным результатам);

д) сроки выполнения запланированных мероприятий;

Практические рекомендации 11 —Действия и альтернативные способы реализации планов мероприятий

Примеры действий, посредством которых можно достичь поставленных целей:

-    внедрение простых эффективных практик, таких как отключение оборудования, когда оно не используется;

-    разработка программы по снижению утечек сжатого воздуха;

-    применение практик в области энергетически эффективных закупок;

-    капитальный проект, включающий установку нового, более эффективного оборудования. Примеры альтернативных способов реализации планов мероприятий:

-    альтернативные механизмы, связанные с финансированием;

-    альтернативные механизмы, связанные с контрактами;

-    альтернативные провайдеры энергетических услуг;

-    контракты, включающие положения, связанные с энергетическими результатами;

-    системы обязательств поставщиков в области энергетики.


h) сроки для проведения анализа и актуализации данного плана.

4.4.6.2.2 При установлении целей и задач в плане мероприятий должен быть описан способ верификации полученных результатов и улучшения энергетических результатов.

Метод верификации улучшения энергетических результатов следует определить до начала выполнения мероприятий, при этом может быть использована комбинация сведений по показателям энергетических результатов и других данных по измерениям, проведенным как до, так и после выполнения мероприятий.

Верификация результатов должна подтвердить, что мероприятия плана были выполнены надлежащим образом и что были достигнуты предусмотренные результаты. Такая двухэтапная верификация обеспечивает выполнение требований ГОСТ Р 50001 (см. 4.6.1) в отношении мониторинга и измерения энергетических результатов, результативности планов мероприятий и оценки фактического потребления по сравнению с ожидаемыми объемами энергопотребления.

ГОСТ P 57934—2017

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок— в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2017

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Анализ целей и задач, а также прогресс, связанный с их достижением, не ограничены анализом со стороны руководства и внутренними аудитами.

Примечание 1 — Примеры связей между энергетическими целями, задачами, планами мероприятий в области энергетического менеджмента и другими процессами системы энергетического менеджмента приведены в таблице В.1 (приложение В).

В результате внедрения плана мероприятий могут быть необходимы дополнительная подготовка и пересмотр документации. Также может быть необходим пересмотр эксплуатационных критериев и практик, связанных с эксплуатацией и обслуживанием, что может потребовать внесения изменений в средства управления процессами и процедуры по эксплуатации и обслуживанию, а также и переподготовку операторов. Кроме того, может быть необходимо внесение изменений в конструкторские чертежи и технические условия на продукцию.

Примечание 2 — Пример плана мероприятий по энергетическому менеджменту представлен в приложении D.

4.5 Внедрение и функционирование

4.5.1    Общие положения

Внедрение мероприятий и обеспечение надлежащего функционирования системы является частью «Осуществление» цикла PDCA системы энергетического менеджмента.

Данный этап является той частью системы энергетического менеджмента, где организация управляет областями значительного использования энергии и внедряет планы мероприятий. Внедрение и функционирование предполагает установление взаимосвязи, что позволяет связать управление энергией (т. е. области значительного потребления энергии) и улучшение энергетических результатов (т. е. планы мероприятий) с бизнес-процессами организации (т. е. компетентностью, подготовкой, обменом информацией, средствами управления операциями и т. д.).

4.5.2    Компетентность, подготовка и осведомленность

Обеспечение компетентности начинается с четкого определения требований к образованию, подготовке, навыкам или опыту, которыми должны обладать персонал организации и привлекаемые к выполнению работ в организации другие работники, работа которых связана с областями значительного использования энергии организации. Управление компетентностью должно быть подтверждено соответствующими записями, свидетельствующими о том, что выполняющий данную работу персонал отвечает установленным требованиям к компетентности. Многие организации начинают с требований к квалификации, содержащихся в должностных обязанностях, положениях должностных инструкций и договоров подряда. Квалификационные уровни ориентированы на требования к образованию, опыту, навыкам и подготовке, но они не аналогичны тому списку обязанностей, которые обычно включают в должностные инструкции. В зависимости от затрагиваемых областей значительного использования энергии для многих категорий сотрудников в дополнение к должностным обязанностям, связанным с эксплуатацией и обслуживанием, понадобиться уделить внимание необходимым уровням компетенции в рамках системы энергетического менеджмента. Компетентность внутри организации можно поддерживать или повышать посредством обучения, наставничества и планирования профессионального роста для тех сотрудников, работа которых связана с областями значительного использования энергии.

Организация должна анализировать свои методы обучения и подготовки, чтобы иметь уверенность в том, что они в надлежащей степени отвечают потребностям работающего по ее поручению персонала в связи с идентифицированными областями значительного использования энергии. Адекватность подготовки будет зависеть от размера и сложности организации, от характера и масштаба ее деятельности и областей значительного использования энергии.

Пример — Система подачи охлажденной воды была идентифицирована как область значительного использования энергии. Необходимо, чтобы оператор понимал и имел достаточную подготовку в области эффективного функционирования системы подачи охлажденной воды в связи с энергетическими результатами функционирования данной системы.

Сотрудники должны быть осведомлены о том, каким образом их действия связаны с использованием и потреблением энергии, а также осознавать последствия в случаях, когда их действия осуществляются с отклонением от установленных процессов, средств управления операциями и обслуживанием, целей и задач. Осведомленность персонала помогает организациям развивать и поддерживать на должном уровне культуру энергосбережения. Результативность процессов, обеспечивающих непрерыв-

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины и определения..............................................................2

4    Требования к системе энергетического менеджмента......................................2

4.1    Общие требования...............................................................2

4.2    Ответственность руководства......................................................3

4.3    Энергетическая политика..........................................................5

4.4    Энергетическое планирование.....................................................6

4.5    Внедрение и функционирование...................................................16

4.6    Проверка......................................................................24

4.7    Анализ со стороны руководства...................................................28

Приложение А (справочное) Примеры энергетической политики..............................29

Приложение В (справочное) Связь между ключевыми понятиями.............................30

Приложение С (справочное) Пример энергетического анализа................................35

Приложение D (справочное) Пример плана мероприятий....................................40

Приложение Е (справочное) Разработка планов измерений..................................42

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов

и межгосударственного стандарта международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте...............44

IV

ГОСТ P 57934—2017

Введение

Настоящий стандарт содержит рекомендации по выполнению требований ГОСТ Р ИСО 50001 к системе энергетического менеджмента и является руководством для организаций по применению системного подхода для достижения постоянного улучшения энергетического менеджмента и энергетических результатов. Настоящий стандарт не содержит обязательных требований. Каждая организация определяет для себя наилучший способ, позволяющий ей обеспечить выполнение требований ГОСТ Р ИСО 50001.

Настоящий стандарт содержит руководство для применения пользователями, имеющими разный опыт в области энергетического менеджмента и систем энергетического менеджмента, в том числе для тех, кто:

-    не имеет или имеет небольшой опыт работы со стандартами в области энергетического менеджмента или систем энергетического менеджмента;

-    осуществляет проекты, связанные с энергетической эффективностью, но при этом не имеет большого опыта работы в области систем энергетического менеджмента;

-    имеет систему энергетического менеджмента, но необязательно на основе ГОСТ Р ИСО 50001;

-    имеет достаточный опыт работы с ГОСТ Р ИСО 50001 и находится в поиске новых идей или возможностей для улучшения.

Энергетический менеджмент будет устойчивым и наиболее эффективным тогда, когда он будет интегрирован с различными бизнес-процессами организации (например, операционными и финансовыми процессами, процессами, связанными с обеспечением качества, техническим обслуживанием, персоналом, закупочной деятельностью, охраной труда и экологией).

ГОСТ Р ИСО 50001 может быть интегрирован со стандартами на другие системы менеджмента, такими как ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 14001 и OHSAS 18001. Такая интеграция может положительным образом повлиять на деловую культуру и бизнес-практику организации, внедрение энергетического менеджмента в повседневную рабочую практику, эффективность операционных процессов и затраты, связанные с обеспечением функционирования системы менеджмента.

Примеры и подходы, представленные в настоящем стандарте, носят пояснительный характер. Они не являются единственно возможными и обязательно подходящими для каждой организации вариантами. При внедрении, поддержании или улучшении системы энергетического менеджмента организации должны выбирать подходящие для них методы, исходя из конкретных условий и обстоятельств, связанных с их деятельностью.

Настоящий стандарт содержит практические рекомендации, содержащие идеи, примеры и методы для внедрения системы энергетического менеджмента, которые могут быть полезны пользователям. Такие практические рекомендации заключены в рамки.

Поддержание в актуальном состоянии обязательств со стороны высшего руководства и его вовлеченность крайне важны для эффективного внедрения, поддержания и улучшения системы энергетического менеджмента, для достижения преимуществ, связанных с улучшением энергетических результатов. Высшее руководство демонстрирует свою приверженность обязательствам посредством лидерства и активного участия в деятельности, связанной с системой энергетического менеджмента, обеспечивая непрерывное выделение необходимых ресурсов, включая персонал, обеспечивающий внедрение и поддержание непрерывного функционирования системы энергетического менеджмента.

V

ГОСТ Р 57934-2017 (ИСО 50004:2014)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Системы энергетического менеджмента

РУКОВОДСТВО ПО ВНЕДРЕНИЮ, ПОДДЕРЖКЕ И УЛУЧШЕНИЮ СИСТЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Energy management systems. Guidance for the implementation, maintenance and improvement of an energy

management system

Дата введения — 2018—07—01

1    Область применения

Настоящий стандарт содержит практическое руководство и примеры для разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и улучшения системы энергетического менеджмента в соответствии с системным подходом ГОСТ Р ИСО 50001. Данное руководство предназначено для применения любыми организациями независимо от их размера, типа, географического местоположения или уровня развития.

Настоящий стандарт не содержит руководства о том, каким образом следует разрабатывать интегрированную систему менеджмента.

Руководство, представленное в настоящем стандарте, соответствует модели системы энергетического менеджмента на основе ГОСТ Р ИСО 50001, но в его цели не входит интерпретация требований ГОСТ Р ИСО 50001.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 50001-2012 (ИСО 50001:2011) Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р 57576-2017 (ИСО 50002:2014) Системы энергетического менеджмента. Аудит энергетический. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р 57912-2017 (ИСО 50006:2014) Системы энергетического менеджмента. Измерение энергетических результатов на основе использования энергетических базовых линий и показателей энергетических результатов. Общие принципы и руководство

ГОСТ Р 57913-2017 (ИСО 50015:2014) Системы энергетического менеджмента. Измерение и верификация энергетических результатов организаций. Общие принципы и руководство ГОСТ IEC 60034-1-2014 Машины электрические вращающиеся. Часть 1. Номинальные значения параметров и эксплуатационные характеристики

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Издание официальное

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 50001, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    приемка (ввод в эксплуатацию) (commissioning): Процесс, посредством которого установленное, готовое или почти готовое к запуску оборудование, система, сооружение или предприятие проверяются в тестовом режиме на соответствие своих режимов функционирования проектным требованиям и предусмотренному применению.

3.2    энергетический баланс (energy balance): Учет входной и/или генерируемой энергетической мощности в сравнении с энергетическими выходами по результатам потребления энергии в процессе использования энергии.

Примечание — Там, где имеет место аккумулирование энергии, его рассматривают в рамках энергоснабжения или использования энергии.

4 Требования к системе энергетического менеджмента

4.1 Общие требования

Эффективная практика состоит в том, чтобы, обеспечивая соблюдение требований ГОСТ Р ИСО 50001, по возможности не усложнять систему энергетического менеджмента и поддерживать ее структуру максимально четкой и понятной. Например, цели организации для энергетического менеджмента и энергетические результаты должны быть разумными и достижимыми и в то же время должны быть согласованы с текущими приоритетами организации. Документация должна отвечать организационным нуждам и не требовать больших усилий по поддержанию и обновлению. По мере развития и совершенствования системы на основе постоянного улучшения следует сохранять простоту и четкость построения системы.

Действия по определению области и границ системы энергетического менеджмента позволяют организации сосредоточить свои усилия и ресурсы на улучшении энергетического менеджмента и энергетических результатов. Организации не следует разделять или исключать оборудование или системы, использующие энергию при определении области применения и границ системы, за исключением случаев, когда связанные с ними измерения и расчеты могут быть проведены отдельно. Со временем область и границы системы могут быть изменены по причине улучшения энергетических результатов, организационных изменений или других обстоятельств. В таком случае необходимо провести анализ и актуализацию системы энергетического менеджмента для учета произошедших изменений.

Документирование области и границ системы энергетического менеджмента может быть произведено в любом формате. Например, это может быть простой перечень либо карта или чертеж, показывающий, что именно включено в систему энергетического менеджмента.

Практические рекомендации 1 — Вопросы, подлежащие рассмотрению при определении области и границ системы энергетического менеджмента

Область:

-    какие сооружения и объекты будут включены?

-    какие операционные процессы и действия будут включены?

-    будет ли включена энергия для транспортных средств?

-    будут ли включены другие носители, например потоки воды и газов, таких как азот?

-    кого считать высшим руководством в рамках заданной области и границ?

Границы:

-    какие участки производственной площадки будут включены?

-    все ли здания и процессы будут включены?

-    будут ли включены другие производственные площадки?

-    какие участки производственной площадки или места осуществления производственной деятельности не будут включены?


ГОСТ P 57934—2017

4.2 Ответственность руководства

4.2.1    Высшее руководство

Поддержание в актуальном состоянии обязательств со стороны высшего руководства и его вовлеченность крайне важны для устойчивого успеха системы энергетического менеджмента и улучшения энергетических результатов. Высшее руководство демонстрирует свою приверженность обязательствам через лидерство и активное участие в деятельности, связанной с системой энергетического менеджмента. Высшему руководству необходимо неукоснительно исполнять свои обязанности, связанные с системой энергетического менеджмента, и демонстрировать персоналу организации всех уровней свое участие и вклад в достижение поставленных целей.

Руководство должно понимать, что основополагающее требование для демонстрации своих обязательств состоит в том, чтобы на постоянной основе обеспечивать выделение ресурсов, включая людей, которые будут участвовать во внедрении, поддержании устойчивого функционирования и улучшении системы энергетического менеджмента и энергетических результатов. Одной из ресурсных областей, которой часто не придают должного значения, но которая требует особого внимания, является область, связанная с механизмами сбора и регистрации данных для непрерывного поддержания и улучшения системы энергетического менеджмента.

Высшее руководство должно наладить каналы непрерывного информирования персонала организации всех уровней и сообщать ему о важности и значении энергетических результатов и энергетического менеджмента еще на начальном этапе внедрения системы энергетического менеджмента. Способы передачи и обмена информацией, уже доказавшие свою пригодность и действенность внутри организации в условиях сложившейся организационной культуры, скорее всего, будут наиболее эффективными. На первоначальном этапе процесса обмена информацией высшее руководство может напрямую сообщить своим работникам о назначении представителя руководства, создании группы по энергетическому менеджменту, а также представить энергетическую политику и сообщить о принятом решении, касающемся внедрения системы энергетического менеджмента.

Улучшения, связанные с энергетическим менеджментом и энергетическими результатами, должны быть согласованы с бизнес-стратегией организации и процессами по долгосрочному планированию и выделению ресурсов.

4.2.2    Представитель руководства

Независимо от наличия у представителя руководства технического образования определенные способности имеют решающее значение для успешного исполнения этой роли. При выборе представителя руководства необходимо учитывать следующие способности:

-    лидерские качества и способность мотивировать персонал;

-    способность осуществлять руководство или проводить изменения;

-    способность эффективным образом передавать и получать информацию на всех уровнях организации;

-    умение разрешать проблемы и конфликтные ситуации;

-    понимать принципы и методы, связанные с использованием и потреблением энергии;

-    базовые аналитические навыки для того, чтобы оценивать энергетические результаты.

Часто представителем руководства назначают лицо, ответственное за функционирование какого-либо процесса или сооружения.

Независимо от того, является представитель руководства сотрудником данной организации или же внешним сотрудником, высшее руководство должно обеспечить, чтобы он обладал соответствующими полномочиями для исполнения своих должностных обязанностей. Когда представитель руководства не является сотрудником организации, высшему руководству может понадобиться провести дополнительные консультации с работниками с тем, чтобы четким образом установить его полномочия.

Практические рекомендации 2 — Информирование об обязанностях и полномочиях в области энергетического менеджмента

Обязанности и полномочия в области энергетического менеджмента могут быть определены и сообщены персоналу организации разными способами. Например, обязанности и полномочия в области энергетического менеджмента могут быть:

-    включены в процедуры или инструкции системы энергетического менеджмента;

-    входить в состав должностных инструкций;


ГОСТ P 57934—2017

-    определены в матрице ответственности;

-    изложены в руководстве по энергетике или системы энергетического менеджмента;

-    включены в производственную и техническую подготовку, включая методички;

-    рассмотрены как часть анализа результатов работы сотрудников;

-    озвучены при проведении обучающих мероприятий по повышению осведомленности персонала или доведены до сведения сотрудников на рабочих собраниях.


Способы, позволяющие представителю руководства удостовериться как в эффективном функционировании, так и в управлении системой энергетического менеджмента, могут включать в себя:

-    разработку графика проведения регулярных собраний группы по энергетическому менеджменту;

-    анализ результатов внутренних аудитов и корректирующих действий;

-    использование инструментов менеджмента, таких как оценочные карты и тенденции, связанных с энергетическими данными;

-    анализ показателей энергетических результатов в диапазоне контрольных пределов.

Включение обязательств в области энергетического менеджмента в систему общей оценки результатов работы организации может улучшить результаты функционирования системы энергетического менеджмента.

Практические рекомендации 3 — Рекомендации при определении состава группы по энергетическому менеджменту

При определении состава группы по энергетическому менеджменту (отвечающей размеру и сложности организации) следует учитывать:

-    персонал, обладающий различными навыками или функциями, который может работать как с техническими, так и с организационными компонентами системы энергетического менеджмента;

-    лиц, принимающих решения финансового характера или имеющих доступ к таким лицам;

-    персонал, осуществляющий закупочную деятельность;

-    операционно-технический персонал, особенно работников, выполняющих задачи, связанные с областями значительного использования энергии;

-    представителей арендаторов в коммерческих помещениях, где это применимо;

-    лиц, отвечающих за средства управления операциями или другие элементы системы энергетического менеджмента;

-    персонал, осуществляющий техническое обслуживание;

-    производственный персонал или других лиц, которые уже были вовлечены в другую деятельность по улучшению, например участников группы по постоянному улучшению;

-    отдельных лиц, которые будут интегрировать систему энергетического менеджмента внутри организации;

-    лиц, которым поручена работа по улучшению энергетических результатов и которые способны содействовать развитию системы энергетического менеджмента в организации;

-    представителей от разных рабочих смен, где это применимо;

-    менеджеров цепочки поставок, если это целесообразно;

-    сотрудников, которые могут не работать напрямую с системами, использующими энергию, но при этом играть важную роль, например оценивать ключевые данные (коммунальные платежи за энергию, данные по менеджменту зданий, финансовые данные и т. д.), вносить изменения в рабочие практики, повышать уровень осведомленности.


Наличие группы по энергетическому менеджменту, в состав которой входят представители различных структурных подразделений организации, которые влияют на энергетические результаты, является эффективной практикой. Такой подход является эффективным механизмом по вовлечению различных подразделений организации в процессы, связанные с планированием, внедрением и поддержанием системы энергетического менеджмента. Состав данной группы может изменяться со временем, и такие изменения должны зависеть от определенных задач, а не от персонального состава.

Командный подход (работа в группах) позволяет использовать широкий спектр навыков и знаний отдельных лиц. Организации следует рассматривать вопросы, связанные с энергетическим менеджментом зданий, и потенциальные возможности для улучшения во всей организации. Это может

ГОСТ P 57934—2017

предусматривать дополнительную подготовку и ротацию лиц на позиции представителя руководства и членов группы по энергетическому менеджменту.

Для организаций со значительным потреблением топливно-энергетических ресурсов и/или значительным количеством персонала может быть целесообразным введение должности энергоменеджера и/или подразделения, деятельность которого будет сосредоточена на внедрении, поддержке и улучшении системы энергетического менеджмента1).

4.3 Энергетическая политика

Энергетическая политика задает направление для внедрения и улучшения системы энергетического менеджмента и энергетических результатов организации. Энергетическая политика демонстрирует обязательства высшего руководства в отношении способности организации на постоянной основе предпринимать и активизировать действия, направленные на повышение энергетических результатов.

Энергетическая политика может быть разработана как до, так и после проведения первоначального энергетического анализа. В любом из этих двух вариантов энергетическую политику необходимо проанализировать, чтобы удостовериться в ее соответствии характеру и масштабу использования и потребления энергии организацией. Разработка энергетической политики перед проведением первоначального энергетического анализа может обеспечить прочную основу в отношении обязательств со стороны руководства для построения первоначального энергетического анализа. Разработка энергетической политики после проведения энергетического анализа может обеспечить получение надежных данных и информации, на основе которых можно разработать обоснованную политику. Разработка энергетической политики до проведения энергетического анализа с последующим ее пересмотром с целью определения ее соответствия режимам использования и потребления энергии является эффективной практикой.

Решение вопроса о том, делать ли энергетическую политику общедоступной, принимается самой организацией, исходя из своих приоритетов и потребностей. После полного внедрения системы энергетического менеджмента и начала ее совершенствования политика может быть сделана общедоступной как элемент по улучшению данной системы (например, энергетическую политику можно включить в отчеты по устойчивости развития, социальной ответственности организации и в другие ежегодные отчеты, разместить на интернет-сайте организации и т. д.).

Высшее руководство должно принять на себя обязательство по полному интегрированию энергетической политики в деловую культуру организации в целях обеспечения ее непрерывности. В рамках интегрированной системы менеджмента представляется возможным интегрировать энергетическую политику с существующей организационной политикой (например, в области экологии, устойчивого развития, охраны труда, качества). Необходимо контролировать, чтобы действенность энергетической политики не ослаблялась и чтобы она соответствовала требованиям ГОСТ Р ИСО 50001.

На начальном этапе внедрения системы энергетического менеджмента необходимо обеспечить, чтобы при определении положений энергетической политики основное внимание было сосредоточено на четко выраженных обязательствах. Данные обязательства могут быть сформулированы с использованием терминов, отвечающих культуре организации. Рекомендуется не делать объемные заявления, которые могут быть трудными для восприятия и применения персоналом. Внедрение такого рода политик может потребовать значительного времени и сил на обучение и обеспечение надлежащей осведомленности. Организации следует избегать дублирования в политике других компонентов системы энергетического менеджмента, т. е. области системы и ее границ. В самой политике нет необходимости говорить о том, что она должна быть задокументирована, доведена до сведения, должна регулярно анализироваться и при необходимости актуализироваться, несмотря на то что такие требования установлены в ГОСТ Р ИСО 50001.

Содействие, оказываемое энергетической политикой осуществлению закупок энергетически эффективной продукции и услуг и разработке проектов, не требует от организации того, чтобы она всегда приобретала наиболее энергетически эффективные товары. Содействие в приобретении энергетически эффективных продуктов и услуг и разработке проектов, направленных на улучшение энергетических результатов, должно способствовать рентабельности и многолетней прибыльности экономической деятельности организации.

^ Данная рекомендация приведена с учетом российской эффективной практики внедрения, поддержки и улучшения системы энергетического менеджмента.

5