Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

49 страниц

861.00 ₽

Купить ГОСТ Р 57564-2017 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает порядок организации и проведения работ по международной стандартизации в Российской Федерации для выполнения следующих задач: - содействие конкурентоспособности отечественной промышленности на мировом рынке; - координация работ по международной стандартизации в Российской Федерации; - мониторинг выполнения обязательств Российской Федерации, связанных с членством в международных организациях по стандартизации, в том числе контроль соблюдения сроков голосования, представления позиции по проектам международных стандартов ИСО и МЭК, активности российских специалистов, включенных в международные ТК/ПК/рабочие группы (РГ) и другие структуры, обеспечивающие разработку международных стандартов; - продвижение интересов российской экономики на уровень международных нормативных требований; - обеспечение участия российских ТК по стандартизации и специалистов в работе по международной стандартизации; - поддержка деятельности секретариатов ТК и ПК ИСО и МЭК, находящихся в ведении Российской Федерации; - подготовка и проведение в Российской Федерации заседаний ТК международных организаций по стандартизации; - участие в международных заседаниях технических органов по стандартизации; - организация проведения работ в целях принятия национальных стандартов Российской Федерации в качестве международных и межгосударственных стандартов.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и сокращения

4 Взаимодействие национального органа с международными организациями по стандартизации

     4.1 Общие положения

     4.2 Определение позиции Российской Федерации при создании нового международного технического комитета/подкомитета ИСО или МЭК

     4.3 Определение статуса в действующем международном техническом комитете/подкомитете ИСО и МЭК

     4.4 Участие в работе технических комитетов и подкомитетов ИСО и МЭК

5 Предложение Российской Федерацией новой области деятельности в ИСО или МЭК

6 Участие российских технических комитетов по стандартизации в разработке проектов стандартов ИСО и МЭК

7 Стадии разработки и порядок представления позиции (голосования) по проектам стандартов ИСО

     7.1 Общие положения

     7.2 Стадии разработки и порядок представления позиции по проектам стандартов ИСО

8 Стадии разработки и порядок представления позиции (голосования) по проектам стандартов МЭК

     8.1 Общие положения

     8.2 Стадии разработки стандартов и порядок представления позиции по проектам стандартов МЭК

9 Ускоренная процедура принятия стандартов ИСО и МЭК

10 Апелляции на решения технических органов ИСО и МЭК

11 Ведение секретариатов технических комитетов и подкомитетов ИСО и МЭК

     11.1 Общие положения

     11.2 Условия принятия обязанностей по ведению международного секретариата

     11.3 Требования к секретарю международного технического комитета или подкомитета

     11.4 Обязанности секретариата технического комитета, подкомитета или проектного комитета ИСО или МЭК

     11.5 Организационно-техническая и информационная поддержка деятельности секретариатов технических комитетов, подкомитетов и проектных комитетов ИСО и МЭК

     11.6 Контроль работы секретариата технического комитета или подкомитета ИСО или МЭК, находящегося в ведении Российской Федерации

     11.7 Передача обязанностей по ведению секретариата технического комитета или подкомитета ИСО или МЭК другому национальному органу

12 Исполнительные органы Российского комитета — члена ИСО и Российского национального комитета по участию в МЭК

     12.1 Общие положения

     12.2 Цели исполнительных органов

13 Секретариат Российского комитета — члена ИСО (секретариат РосИСО

     13.1 Общие положения

     13.2 Цели и задачи Секретариата РосИСО

     13.3 Взаимодействие Секретариата РосИСО с техническими комитетами и подкомитетами, Центральным секретариатом ИСО и национальными органами по стандартизации зарубежных стран

     13.4 Взаимодействие с российскими техническими комитетами по стандартизации

     13.5 Включение российских специалистов в технические комитеты/подкомитеты/рабочие группы и другие структуры технических комитетов и подкомитетов ИСО

     13.6 Исключение российских специалистов из состава ТК/ПК/РГ и других структур технических комитетов и подкомитетов ИСО

14 Секретариат Российского национального комитета по участию в МЭК (Секретариат РосМЭК)

     14.1 Общие положения

     14.2 Цели и задачи Секретариата РосМЭК

     14.3 Взаимодействие Секретариата РосМЭК с техническими комитетами/подкомитетами, Центральным бюро МЭК и национальными органами по стандартизации зарубежных стран

     14.4 Взаимодействие с российскими техническими комитетами по стандартизации

     14.5 Включение российских специалистов в состав технических комитетов/подкомитетов/рабочих групп и другие структуры технических комитетов и подкомитетов МЭК

     14.6 Исключение российских специалистов из состава технических комитетов/подкомитетов/рабочих групп и других структур технических комитетов и подкомитетов МЭК

15 Порядок отчетности Секретариата РосМЭК перед Российским национальным комитетом по участию в МЭК и Секретариата РосИСО перед Российским комитетом — членом ИСО

16 Информационная и научно-методическая деятельность Секретариата Российского комитета —члена ИСО и Секретариата Российского национального комитета по участию в МЭК

17 Организация и проведение заседаний технических комитетов/подкомитетов ИСО и МЭК в Российской Федерации

     17.1 Приглашение и подготовка общей информации

     17.2 Общие организационные вопросы

Приложение А (обязательное) Предложение Российской Федерацией новой области деятельности в ИСО или МЭК

Приложение Б (обязательное) Стадии разработки стандартов ИСО и их коды

Приложение В (обязательное) Стадии разработки стандартов МЭК и их коды

Приложение Г (обязательное) Упрощенная схема разработки документов ИСО и МЭК

Приложение Д (обязательное) Единая форма представления замечаний по проектам публикаций ИСО и МЭК

Библиография

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

57564—

2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2017

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (8НИИНМАШ)

2    ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 июля 2017 г. № 767-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правипа применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ. 2017

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Секретарь российского ТК по стандартизации направляет в Секретариат РосИСО или в Секретариат РосМЭК письмо с информацией о выбранной форме участия в соответствующем международном ТК/ПК (полноправный член или наблюдатель).

На основании данного сообщения Секретариат РосИСО или Секретариат РосМЭК по согласованию с Российским комитетом — членом ИСО или Российским национальным комитетом по участию в МЭК и от его имени посылает уведомление в секретариат соответствующего ТК/ПК ИСО или МЭК и одновременно в офис соответствующей международной организации (Центральный секретариат ИСО или Центральное бюро МЭК) о статусе Российской Федерации в данном международном комитете.

Российский ТК по стандартизации, принявший решение о статусе России в качестве полноправного члена или наблюдателя в международном ТК/ПК. должен выполнять все обязательства, связанные с выбранным статусом участия в работе по международной стандартизации.

В уведомлении в адрес секретариата ТК/ПК ИСО указывают администратора ГОСТ Р (сотрудника Секретариата РосИСО) в качестве контактного лица и адрес его электронной почты.

Уведомление в адрес секретариата ТК/ПК МЭК направляет Секретариат РосМЭК, а в качестве контактного лица выступает Секретарь РосМЭК.

Примечание — Процедуры технической работы МЭК (в отличие от ИСО) требуют, чтобы взаимодействие российских ТК со всеми ТК/ПК МЭК осуществлялось через секретариат национального комитета

Для ПК JTC 1 процедура аналогичная.

4.4 Участие в работе технических комитетов и подкомитетов ИСО и МЭК

Федеральный орган исполнительной власти имеет право участвовать в работе всех ТК и ПК ИСО и МЭК. При этом федеральный орган исполнительной власти должен проинформировать Центральный секретариат ИСО или Центральное бюро МЭК по каждому международному ТК или ПК о своей заинтересованности в соответствующем направлении технической работы и статусе в каждом международном ТК/ПК.

Федеральный орган исполнительной власти может не участвовать в работе определенного международного ТК или ПК, в этом случае он не будет иметь ни прав, ни обязанностей, указанных выше в связи с работой этого ТК или ПК.

Федеральный орган исполнительной власти несет ответственность за эффективную и своевременную организацию участия Российской Федерации в работе международных ТК или ПК с учетом национальных интересов.

Федеральный орган исполнительной власти может быть членом ПК. являясь полноправным членом или наблюдателем соответствующего комитета. Имея статус наблюдателя в международном ТК, федеральный орган исполнительной власти может получить статус полноправного члена в международном ПК, не изменяя своего статуса в соответствующем международном ТК.

Примечание — Членство в международном ТК автоматически не предполагает членства в его ПК, требуется уведомление о предполагаемом статусе со стороны любого заинтересованного члена международного ТК

4.4.1    Статус полноправного члена в техническом комитете/подкомитете ИСО или МЭК

Если федеральный орган исполнительной власти планирует активно участвовать в работе, обязуясь голосовать по всем вопросам, официально представленным на голосование в рамках международного ТК или ПК, по проектам, рассылаемым на голосование, и по окончательным проектам международных стандартов и участвовать в заседаниях с правом голоса, то он сообщает в Центральный секретариат ИСО или Центральное бюро МЭК о своем намерении участвовать в работе ТК/ПК ИСО или МЭК в статусе полноправного члена. При этом федеральный орган исполнительной власти поручает выполнение обязательств полноправного члена соответствующему российскому ТК согласно закрепленной тематике.

Статус полноправного члена в ТК автоматически не переносится на участие в работе подкомитета(ов) данного ТК. Представители Российской Федерации должны уведомлять о предполагаемом статусе в каждом ПК.

4.4.2    Статус наблюдателя в техническом комитете/подкомитете ИСО или МЭК

Если федеральный орган исполнительной власти планирует следить за разработкой документов в рамках соответствующего международного ТК/ПК в качестве наблюдателя, то он может получать документы этого международного ТК или ПК. иметь право представлять свою позицию по проектам до-

6

ГОСТ P 57564—2017

кументов и участвовать в его заседаниях в статусе наблюдателя без права включения своих экспертов в технические органы данного международного ТК/ПК. При этом федеральный орган исполнительной власти поручает выполнение обязательств наблюдателя соответствующему российскому ТК согласно закрепленной тематике.

4.4.3 Изменение статуса в техническом комитете/подкомитете ИСО или МЭК

Федеральный орган исполнительной власти может в любое время стать полноправным членом либо наблюдателем, или прекратить свое членство, или изменить свой членский статус в любом международном ТК или ПК, сообщив об этом в Центральный секретариат ИСО или в Центральное бюро МЭК и в секретариат соответствующего ТК/ПК.

В случае невыполнения обязательств, соответствующих статусу полноправного члена в конкретном ТК или ПК ИСО или МЭК. секретариат международного ТК или ПК сообщает в Центральный секретариат ИСО или Центральное бюро МЭК следующие сведения:

-    отсутствие экспертов, участвующих в текущей работе ТК/ПК ИСО или МЭК;

-    постоянное отсутствие активности в работе со стороны полноправного члена и отсутствие вклада при личном или дистанционном участии на двух заседаниях подряд или путем переписки;

-    в МЭК — непринятие участия в голосовании по вопросам, разосланным на голосование в рамках международного ТК или ПК (например, предложения по новой работе);

-    в ИСО — непринятие участия в голосовании в течение одного календарного года более чем по 20 % вопросов (и минимум по двум), официально разосланных для голосования в системе внутреннего голосования комитета (CIB) в рамках ТК или ПК.

При получении такого уведомления Центральный секретариат ИСО или Центральное бюро МЭК напоминает национальному органу по стандартизации о его обязанности в качестве полноправного члена принимать активное участие в работе международного ТК или ПК. При отсутствии удовлетворительного ответа на это напоминание национальному органу по стандартизации автоматически снижается статус до статуса наблюдателя. Национальный орган по стандартизации при указанном изменении его статуса может заявить о восстановлении своего статуса полноправного члена только по истечении 12 мес, и в данном случае эта просьба должна быть удовлетворена.

Если полноправный член международного ТК или ПК не проголосовал по проекту, разосланному на рассмотрение или по окончательному проекту международного стандарта, подготовленного соответствующим комитетом. Центральный секретариат ИСО или Центральное бюро МЭК напоминает национальному органу по стандартизации о его обязанности проголосовать. При отсутствии удовлетворительного ответа на это напоминание в установленный срок федеральный орган исполнительной власти должен будет автоматически изменить свой статус на статус члена-наблюдателя. Федеральный орган исполнительной власти при указанном изменении его статуса может заявить о восстановлении своего статуса полноправного члена только по истечении 12 мес, и в данном случае эта просьба должна быть удовлетворена.

5 Предложение Российской Федерацией новой области деятельности в ИСО или МЭК

Окончательное решение о создании ТК. ПК или проектного комитета ИСО или МЭК принимает Техническое руководящее бюро ИСО или Бюро по управлению стандартизацией МЭК.

Предложение о создании нового ТК, ПК или проектного комитета ИСО или МЭК от имени Российской Федерации предлагает федеральный орган исполнительной власти и направляет его Генеральному секретарю ИСО или МЭК.

Предложение может быть направлено в федеральный орган исполнительной власти — российским ТК по стандартизации:

-    российской организацией, учреждением или предприятием, готовыми взять на себя обязательства по дальнейшей работе в рамках нового ТК. ПК или проектного комитета, в случае положительного решения Технического руководящего бюро ИСО или Бюро по управлению стандартизацией МЭК.

Предложение новой области деятельности представляется в федеральный орган исполнительной власти на русском и английском языках.

Решение предложить в ИСО или МЭК создать новый ТК, ПК или проектный комитет может принять сам федеральный орган исполнительной власти, делегировав право выполнять обязательства, связанные с работой нового ТК. ПК или проектного комитета ИСО или МЭК. существующему российско-

7

му ТК или организации/учреждению/лредлриятию. давшими на это согласие.

Предложение новой области деятельности (ТК. ПК или проектного комитета) направляется на имя Генерального секретаря в Центральный секретариат ИСО или Центральное бюро МЭК по соответствующей форме (см. приложение А).

Новый ТК, ПК или проектный комитет может быть создан в области деятельности ИСО или МЭК, еще не охваченной стандартизацией.

Предложение новой области деятельности должно содержать:

-    точное определение пределов области деятельности нового ТК. ПК или проектного комитета. Предлагаемая новая область не должна повторять общие цели и принципы, лежащие в основе работы организации, но должна ясно определять не затронутую стандартизацией определенную область:

-    проект программы работы, который должен ясно отражать цели стандартизации и. следовательно. связи между предложенными предметами работы. Каждый пункт проекта программы работы должен представлять собой предмет или аспект деятельности, подлежащий стандартизации (например, для продукции: пункты программы являются видами продукции, характеристиками или требованиями, методами экспертизы и т. л.);

-    дополнительное обоснование, которое может сочетаться с отдельными пунктами программы работы;

-    предложения, приведенные в проекте программы работы, относительно приоритетов и намеченных сроков новых тем работы (в случае серии стандартов должны быть определены их приоритеты):

-    предпочтительные типы предлагаемых для разработки документов;

• перечень релевантных существующих документов на международном, региональном и национальном уровнях независимо от их источника, который должен сопровождаться определением их значимости;

-    существующие работы, прежде всего документы ИСО или МЭК. связанные с предложенными пунктами проекта программы работы. В предложении новой области деятельности должно быть дано пояснение, чем новая работа будет отличаться от существующей или как будет минимизироваться возможная конфликтная ситуация и дублирование;

-    информацию о разграничении полномочий между новой областью деятельности и уже существующими. если предлагаемые новые темы работы затрагивают области деятельности уже существующих технических органов ИСО или МЭК;

-    предложение новой области деятельности, которое должно сопровождаться перечнем соответствующих стран, для которых важен предлагаемый предмет работы с точки зрения их коммерческих интересов:

-    перечень стран, которые еще не являются полноправными членами данного ТК. но для которых представленное предложение является важным ввиду их национальных коммерческих интересов при предложении новой области деятельности (ПК) в рамках существующих комитетов;

-    список соответствующих внешних организаций или международных структур (но не ИСО или МЭК). рабочие связи с которыми следует использовать при разработке документов;

-    определение всех точек возможных конфликтов или пересечения интересов для того, чтобы избежать конфликтные ситуации, напряженность или дублирование в отношениях с другими органами;

-    результат таких переговоров с другими заинтересованными структурами, который должен быть зафиксирован в предложении новой области деятельности;

-    краткое заявление, идентифицирующее и описывающее соответствующие заинтересованные стороны, включая малые и средние предприятия и преимущества, которые они получат от предложенных документов;

-    готовность Российской Федерации выполнять обязательства, связанные с ведением международного секретариата в случае положительного решения по созданию предложенного ТК. ПК или проектного комитета при предложении новой области деятельности;

-    предложение о выдвижении российского специалиста в качестве его председателя при назначении секретаря в уже созданном ТК. ПК или проектном комитете.

Получив предложение Российской Федерации (или любой другой страны, имеющей статус полноправного члена в ИСО или МЭК). Техническое руководящее бюро ИСО или Бюро по управлению стандартизацией МЭК рассматривает представленные по форме документы в соответствии с требованиями ИСО и МЭК. Если Техническое руководящее бюро ИСО или Бюро по управлению стандартизацией МЭК сочтут, что предоставленная информация недостаточна или не соответствует упомянутым выше

ГОСТ P 57564—2017

критериям, то до рассылки документов на голосование другими членами ИСО или МЭК их документы возвращают в федеральный орган исполнительной власти для доработки. Такое решение не содержит оценки соответствия предложенной новой области деятельности потребностям рынка, а касается только качества подготовки документов.

Примечание — Если предложение новой области деятельности возвращается предлагающей стороне для доработки, страна, выдвинувшая это предложение, имеет право попросить направить документы на голосование в первоначально предложенном варианте без дальнейшей доработки

Генеральный секретарь оценивает связь поступившего предложения с существующей работой и может привлечь для консультаций заинтересованные стороны, включая Председателя Технического руководящего бюро ИСО или Бюро по управлению стандартизацией МЭК. а также председателей комитетов, имеющих отношение к предлагаемой новой области деятельности сразу после получения предложения. Если необходимо Генеральный секретарь целевую группу создает для проверки поступившего предложения.

Возможные замечания и рекомендации Генерального секретаря, полученные в результате консультаций. вносят в форму предложения. Эти замечания не должны включать в себя оценку релевантности предложения потребностям рынка или потребности в предложенных стандартах.

Центральный секретариат ИСО или Центральное бюро МЭК рассылают поступившее предложение в страны — члены ИСО или МЭК для голосования и ответа на следующие вопросы:

-    поддерживают ли они создание нового ТК. ПК или проектного комитета (см. 4 2 и 4.3);

-    намереваются ли они принимать активное участие в его работе.

Срок голосования по предложению новой области деятельности — 3 мес после даты рассылки документа.

Если какая-либо страна — член ИСО или МЭК. являясь полноправным членом, не участвует в голосовании или воздерживается от оценки предложения, то такие страны не принимают в расчет при подсчете голосов.

Техническое руководящее бюро ИСО или Бюро по управлению стандартизацией МЭК рассматривает результаты голосования и принимает решение о создании нового ТК. ПК или проектного комитета, если:

• 2/3 национальных органов, принявших участие в голосовании, поддержали предложение:

-    не менее пяти национальных органов выразили желание принять участие в его работе в качестве полноправных членов, и одна страна выразила желание взять на себя обязательства по функционированию секретариата нового технического органа.

Ответы на предложение должны быть представлены по соответствующей форме в течение 12 нед с момента рассылки.

Те же критерии касаются создания проектного комитета. Проектный комитет создается для разработки одного стандарта, но может быть преобразован в ТК после завершения работы, для которой он был создан.

Новый ТК должен как можно скорее после своего создания согласовать свое наименование и область деятельности с учетом поступивших в процессе голосования замечаний и предложений.

Новый ПК создается решением не менее 2/3 полноправных членов соответствующего ТК и утверждается Техническим руководящим бюро ИСО или Бюро по управлению стандартизацией МЭК. Наименование и область деятельности нового ПК должны быть определены его ТК и не выходить за пределы утвержденной области деятельности. Секретариат ТК информирует о решении Центральный секретариат ИСО или Центральное бюро МЭК, используя соответствующую форму, которые передают полученную информацию в Техническое руководящее бюро ИСО или Бюро по управлению стандартизацией МЭК для ратификации принятого ТК решения.

Не позднее чем через 6 мес в Российской Федерации должно быть проведено первое заседание технического органа, созданного по ее предложению. Первое заседание проводят, как правило, на территории Российской Федерации, но может быть проведено в другой стране по приглашению ее национального органа по стандартизации. Дата и место заседания согласовываются между секретарем, председателем. Генеральным секретарем и национальным органом по стандартизации принимающей страны.

6    Участие российских технических комитетов по стандартизации в разработке проектов стандартов ИСО и МЭК

Российские специалисты, включенные в международные РГ, участвуют в процессе непосредственного формирования всех стадий разработки международных стандартов вплоть до их издания [4].

Российские ТК рассматривают проекты международных стандартов, руководствуясь следующими основными принципами:

-    максимальное соблюдение национальных интересов;

-    продвижение национальных стандартов в качестве международных;

-    возможность применения международного стандарта на территории Российской Федерации, а также в качестве основы разработки национальных стандартов;

-    недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в Российской Федерации в большей степени, чем это предусмотрено национальным законодательством;

-    недопустимость принятия таких международных стандартов, требования которых противоречили бы требованиям национальных стандартов, регулирующих вопросы, касающиеся продукции (работ, услуг), поставляемой в интересах обороны и безопасности Российской Федерации:

-    обеспечение условий для единообразного применения в Российской Федерации международных и национальных стандартов.

Российский ТК по стандартизации не вправе поддерживать проект международного стандарта в том случае, если его применение может быть признано невыполнимым вследствие несоответствия выдвигаемых требований климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и/или технологическим особенностям либо по иным основаниям, а также в том случае, когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами уже выступала против принятия международного стандарта или его отдельного положения.

В том случае, если рассматриваемый проект международного стандарта может затрагивать вопросы. касающиеся продукции (работ, услуг), поставляемой в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, российский комитет по стандартизации имеет основание направить проект международного стандарта в федеральные органы исполнительной власти, к компетенции которых может быть отнесена деятельность, регулируемая разрабатываемым международным стандартом, с просьбой дать заключение о целесообразности его применения в Российской Федерации с ограничением или без ограничений.

Примечание — Под применением международного стандарта в Российской Федерации с ограничением означает исключение возможности применения данного международного стандарта на территории Российской Федерации для регулирования вопросов, касающихся продукции (работ, услуг), поставляемой в интересах обороны и безопасности нашей страны.

Российские ТК формируют позицию по проектам международных стандартов с учетом национальных интересов совместно с привлекаемыми ими специалистами на всех стадиях их разработки, за исключением предварительной стадии и стадии рабочего проекта (WD).

Если российский ТК по стандартизации не может выработать согласованную позицию по проекту международного стандарта, то он направляет в Секретариат РосИСО или РосМЭК соответствующее письмо с прилагаемым протоколом заседания российского ТК по стандартизации. В этом случае Секретариат РосИСО или РосМЭК обращается в федеральный орган исполнительной власти с просьбой провести согласительное совещание по спорному проекту международного документа и выработать по нему позицию Российской Федерации для представления в ИСО или МЭК.

7    Стадии разработки и порядок представления позиции (голосования) по проектам стандартов ИСО

7.1 Общие положения

Примечание — Несмотря на расширение использования в ИСО электронных форм обмена информацией, а также голосования в оперативном режиме, могут встречаться отдельные случаи голосования посредство*.» бюллетеней Информация о поступлении бюллетений появляется либо на сайте соответствующего международного ТК или ПК. либо направляется в Секретариат РосИСО по электронной почте

10

ГОСТ P 57564—2017

Секретариат РосИСО участвует в разработке международных стандартов через российских экспертов. включенных в международные РГ посредством Глобальной директории ИСО. а также через российские ТК по стандартизации.

Участие в разработке проектов международных стандартов подразделено на два уровня:

-    1-й уровень — самостоятельное получение проектов экспертами, зарегистрированными в Глобальной директории, и голосование внутри международного ТК/ПК (CIB). которое находится в рамках полномочий российского ТК по стандартизации до стадии проекта международного стандарта (DIS) и окончательного проекта международного стандарта (FDIS).

В порядке исключения российский ТК по стандартизации может поручить голосование по первым трем стадиям разработки международных стандартов Секретариату РосИСО или уполномоченной организации. При этом голосование должно быть проведено на основании позиции, выработанной российским ТК по стандартизации.

Секретариат РосИСО или уполномоченная организация имеет право и возможность контроля исполнения обязательств Российской Федерации, связанных со статусом полноправного члена или наблюдателя. В случае невыполнения российским ТК по стандартизации заявленных обязательств 1-го уровня. Секретариат РосИСО имеет право поставить перед национальным органом вопрос о передаче работ по соответствующему направлению другой организации.

-    2-й уровень — голосование по проектам международных стандартов (DIS) и по окончательным проектам международных стандартов (FDIS). а также голосование по пересмотру международных стандартов. Этот уровень находится в компетенции Секретариата РосИСО или уполномоченных организаций. которым это право делегирует федеральный орган исполнительной власти. При этом Секретариат РосИСО выполняет функции контроля.

В 7.2 рассмотрены стадии разработки и порядок представления позиции (голосования) по проектам стандартов ИСО (см. приложение Б). Вопрос о пересмотре стандартов ИСО решается через каждые пять лет или по мере необходимости, срок их действия не ограничен.

7.2 Стадии разработки и порядок представления позиции по проектам стандартов ИСО

Предварительная стадия: ТК и ПК ИСО на основании простого большинства голосов постоянных членов могут включать в свои программы работ пункты, связанные с предварительной работой (например, по вопросам, относящимся к вновь созданным технологиям), которая недостаточно проработана для того, чтобы перейти к дальнейшим стадиям. Предварительную стадию используют применительно к тем пунктам работы, в отношении которых невозможно установить конечные сроки. Все пункты, относящиеся к предварительной работе, следует регулярно пересматривать в ТК. Данная стадия может быть использована для подготовки предложения по новой работе и разработки первоначального проекта.

Предложение новой темы (NP) — 1-й уровень — может касаться разработки:

-    нового стандарта;

-    новой части действующего стандарта;

-    пересмотра действующего стандарта или его части;

-    поправки к действующему стандарту или его части;

-    технических требований или общедоступных технических требований.

Следует иметь в виду, что предложение новой темы может быть внесено от имени национального органа по стандартизации любой страны — члена ИСО. непосредственно международным ТК. другим международным ТК или ПК. организацией, с которой подписано соответствующее соглашение о сотрудничестве. Техническим руководящим бюро ИСО. Если предлагаемая новая тема работы не относится ни к одному из действующих ТК или ПК ИСО. то такое предложение вначале направляется в секретариат Технического руководящего бюро, а затем для голосования комитетам — членам ИСО. Кроме того, при этом предлагается создать проектный комитет и указать дату его первого заседания.

Российский ТК по стандартизации может выступить с предложением новой темы только от имени РосИСО и представить ее через Секретариат РосИСО или через уполномоченную организацию.

Эксперты, включенные в Глобальную директорию ИСО с правом доступа к документам соответствующего международного ТК или ПК и с правом голосования по его проектам, используя полученный пароль, копируют проект предложения новой темы с сервера ISO Balloting Portal.

Затем проект предложения рассматривают на заседании российского ТК по стандартизации, при этом, если необходимо, российский ТК может обращаться за поддержкой в федеральный орган испол-

11

ГОСТ P 57564—2017

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины, определения и сокращения...................................................2

4    Взаимодействие национального органа с международными организациями по стандартизации .. .3

4.1    Общие положения................................................................3

4 2 Определение позиции Российской Федерации при создании нового международного технического комитета/лодкомитета ИСО    или МЭК........................................4

4.3    Определение статуса в действующем международном техническом комитете/подкомитете

ИСО и МЭК.........................................................................5

4.4 Участие в работе технических комитетов и подкомитетов ИСО и МЭК.....................6

5 Предложение Российской Федерацией новой области деятельности в ИСО или МЭК............7

6    Участие российских технических комитетов по стандартизации в разработке проектов

стандартов ИСО и МЭК................................................................10

7    Стадии разработки и порядок представления позиции (голосования) по проектам

стандартов ИСО......................................................................10

7.1    Общие положения...............................................................10

7.2    Стадии разработки и порядок представления позиции по проектам стандартов ИСО........11

8    Стадии разработки и порядок представления позиции (голосования) по проектам

стандартов МЭК .....................................................................14

8.1    Общие положения...............................................................14

8.2    Стадии разработки стандартов и порядок представления позиции по проектам

стандартов МЭК....................................................................15

9    Ускоренная процедура принятия стандартов ИСО и МЭК..................................17

10    Апелляции на решения технических органов ИСО и МЭК.................................18

11    Ведение секретариатов технических комитетов и подкомитетов ИСО и МЭК..................19

11.1    Общие положения..............................................................19

11.2    Условия принятия обязанностей по ведению международного секретариата..............19

11.3    Требования к секретарю международного технического комитета или подкомитета........20

11.4    Обязанности секретариата технического комитета, подкомитета или проектного

комитета ИСО или МЭК..............................................................21

11.5    Организационно-техническая и информационная поддержка деятельности секретариатов

технических комитетов, подкомитетов и проектных комитетов ИСО и МЭК...................22

11.6    Контроль работы секретариата технического комитета или подкомитета ИСО или МЭК.

находящегося в ведении Российской Федерации ........................................22

11.7    Передача обязанностей по ведению секретариата технического комитета или

подкомитета ИСО или МЭК другому национальному органу................................23

12    Исполнительные органы Российского комитета — члена ИСО и Российского национального

комитета по участию в МЭК............................................................23

12.1    Общие положения..............................................................23

12.2    Цели исполнительных органов....................................................24

13    Секретариат Российского комитета — члена ИСО (секретариат РосИСО................... 24

13.1    Общие положения..............................................................24

13.2    Цели и задачи Секретариата РосИСО..............................................24

13.3    Взаимодействие Секретариата РосИСО с техническими комитетами и подкомитетами.

Центральным секретариатом ИСО и национальными органами по стандартизации зарубежных стран..................................................................26

ГОСТ P 57564—2017

13.4    Взаимодействие с российскими техническими комитетами по стандартизации............26

13.5    Включение российских специалистов в технические комитеты/подкомитеты/рабочие

группы и другие структуры технических комитетов и подкомитетов ИСО.....................26

13.6    Исключение российских специалистов из состава ТК/ПК/РГ и других структур

технических комитетов и подкомитетов ИСО............................................27

14    Секретариат Российского национального комитета по участию в МЭК (Секретариат РосМЭК).. .27

14.1 Общие положения..............................................................27

14.2 Цели и задачи Секретариата РосМЭК..............................................28

14.3    Взаимодействие Секретариата РосМЭК с техническими комитетами/подкомитетами, Центральным бюро МЭК и национальными органами по стандартизации зарубежных стран ... .28

14.4    Взаимодействие с российскими техническими комитетами по стандартизации............29

14.5    Включение российских специалистов в состав технических комитетов/подкомитетов/

рабочих групп и другие структуры технических комитетов и подкомитетов МЭК...............30

14.6    Исключение российских специалистов из состава технических комитетов/подкомитетов/

рабочих групп и других структур технических комитетов и подкомитетов МЭК.................30

15    Порядок отчетности Секретариата РосМЭК перед Российским национальным комитетом

по участию в МЭК и Секретариата РосИСО перед Российским комитетом — членом ИСО.........31

16    Информационная и научно-методическая деятельность Секретариата Российского комитета —

члена ИСО и Секретариата Российского национального комитета по участию в МЭК.............31

17    Организация и проведение заседаний технических комитетов/подкомитетов ИСО и МЭК

в Российской Федерации..............................................................32

17.1    Приглашение и подготовка общей информации......................................32

17.2    Общие организационные вопросы.................................................33

Приложение А (обязательное) Предложение Российской Федерацией новой области

деятельности в ИСО или МЭК.............................................35

Приложение Б (обязательное) Стадии разработки стандартов ИСО и их коды...................37

Приложение В (обязательное) Стадии разработки стандартов МЭК и их коды...................39

Приложение Г (обязательное) Упрощенная схема разработки документов ИСО и    МЭК..........42

Приложение Д (обязательное) Единая форма представления замечаний по проектам

публикаций ИСО и МЭК...................................................43

Библиография.......................................................................44

IV

ГОСТ P 57564—2017

Введение

Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) — крупнейшие и наиболее представительные международные неправительственные организации по стандартизации. «Глобальная значимость» или «универсальная применимость» (global relevance) международных стандартов — это одна из стратегических задач международных организаций по стандартизации, которая на протяжении последних лет стала объектом для проведения исследований в рамках ИСО и МЭК. Всемирная торговая организация (ВТО) считает решение данной задачи одной из важнейших целей международной стандартизации, давая определение международному стандарту как одному из наиболее эффективных инструментов устранения технических барьеров в формировании глобального рынка и обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на рынке. При этом важнейшее значение приобретают сроки разработки международных стандартов и поиск путей их максимального сокращения при сохранении качества документов. Принимая во внимание актуальность подобного рода проблем для обеспечения конкурентоспособности российской промышленности. настоящий стандарт устанавливает порядок организации и проведения работ по международной стандартизации с учетом международных требований и национальных нормативных документов с целью повышения эффективности этого направления деятельности в Российской Федерации.

Представительство в ИСО и МЭК имеет разные формы. В ИСО страну представляет комитет-член (member body), в качестве которого выступает уполномоченный правительством федеральный орган исполнительной власти. В МЭК эти функции выполняет национальный комитет (national committee), который может быть сформирован из представителей одной или разных организаций. На практике в ряде стран функции комитета-члена ИСО и национального комитета выполняет один и тот же уполномоченный орган по стандартизации. В Российской Федерации в качестве единого представителя в обеих международных организациях также выступает федеральный орган исполнительной власти.

Федеральный орган исполнительной власти отвечает за выработку и проведение стратегической политики Российской Федерации в области международной, межгосударственной (региональной) и национальной стандартизации, в первую очередь через участие в деятельности высших органов ИСО и МЭК. В настоящем стандарте рассмотрены организационно-технические функции представительства Российской Федерации в упомянутых международных организациях, порядок деятельности исполнительных органов Российского комитета — члена ИСО и Российского национального комитета по участию в МЭК. а также функции российских технических комитетов (ТК) в части участия в работе по международной стандартизации с учетом специфики этой деятельности в ИСО и МЭК.

Помимо ряда изменений, касающихся процедур разработки публикаций в рамках ТК и подкомитета (ПК) ИСО и МЭК. в настоящем стандарте внесены процедуры разработки документов совместными и проектными техническими комитетами в соответствии с положениями Директив ИСО/МЭК «Процедуры технической работы», часть 1 (2016), Дополнения к Директивам ИСО/МЭК «Специальные процедуры ИСО» (2016), Дополнения к Директивам ИСО/МЭК «Специальные процедуры МЭК» (2016).

V

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Organization and Implementation of Activity on International Standardization in Russian Federation

Дата введения — 2017—12—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок организации и проведения работ по международной стандартизации в Российской Федерации для выполнения следующих задач:

-    содействие конкурентоспособности отечественной промышленности на мировом рынке;

-    координация работ по международной стандартизации в Российской Федерации;

-    мониторинг выполнения обязательств Российской Федерации, связанных с членством в международных организациях по стандартизации, в том числе контроль соблюдения сроков голосования, представления позиции по проектам международных стандартов ИСО и МЭК. активности российских специалистов, включенных в международные ТК/ПК/рабочие группы (РГ) и другие структуры, обеспечивающие разработку международных стандартов;

-    продвижение интересов российской экономики на уровень международных нормативных требований;

-    обеспечение участия российских ТК по стандартизации и специалистов в работе по международной стандартизации;

-    поддержка деятельности секретариатов ТК и ПК ИСО и МЭК. находящихся в ведении Российской Федерации;

-    подготовка и проведение в Российской Федерации заседаний ТК международных организаций по стандартизации;

-    участие в международных заседаниях технических органов по стандартизации;

-    организация проведения работ в целях принятия национальных стандартов Российской Федерации в качестве международных и межгосударственных стандартов.

Примечание — Международные организации по стандартизации в соответствии с настоящим стандартом — это ИСО и МЭК

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и документы;

ГОСТ Р 1.5 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения. изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.8 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения

ГОСТ Р 1.12 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по

Издание официальное

техническому регулированию и метрологии, в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины, определения и сокращения

3.1    В настоящем стандарте применены термины согласно ГОСТ Р 1.12, (1), (2), (3), а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1    Бюро по управлению стандартизацией: Руководящий орган МЭК, подотчетный Совету МЭК. занимающийся разработкой стратегии стандартизации и решением текущих организационных и технических вопросов деятельности технических органов МЭК.

3.1.2    зеркальный (технический) комитет: Технический комитет по стандартизации страны — члена ИСО или МЭК. область деятельности которого совпадает или близка к области деятельности соответствующего ТК ИСО или МЭК. действующего или создаваемого.

Пример — Российский ТК 333 «Вращающиеся электрические машины» — это комитет, зеркальный МЭК/ТК 2 «Вращающиеся электрические машины».

3.1.3    наблюдатель международного технического комитета/подкомитета: Федеральный орган исполнительной власти, имеющий право получать документы, разработанные международным ТК. и представлять на них отзывы, а также участвовать в заседаниях международного ТК. Федеральный орган исполнительной власти реализует права наблюдателя в международном ТК/ПК через российские ТК по стандартизации и их представителей.

3.1.4    полноправный член международного технического комитета /подкомитета: Федеральный орган исполнительной власти, имеющий право включать своих представителей во все рабочие органы ТК/ПК. получать документы, представлять на них отзывы, в том числе голосовать и давать замечания по проектам документов, разрабатываемым международным ТК/ПК. а также участвовать в заседаниях международного ТК с правом голоса. Федеральный орган исполнительной власти реализует права полноправного члена в международном ТК/ПК через российские ТК по стандартизации и их представителей.

3.1.5    проектный комитет: Комитет, созданный с целью разработки документа(ов), не относяще-гося(ихся) к области деятельности уже существующих ТК и ПК.

Примечание — После завершения работы проектный комитет расформировывается или преобразуется в ТК или ПК

3.1.6    технический (российский) комитет по стандартизации: Установленная национальным органом по стандартизации форма сотрудничества юридических и физических лиц (предприятий, организаций. органов исполнительной власти, экспертов, других специалистов и т. д). осуществляемого на добровольной основе в целях организации и проведения работ в области национальной, региональной и международной стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности.

3.1.7    Российский комитет — член ИСО; РосИСО: Федеральный орган исполнительной власти, представляющий Российскую Федерацию в ИСО.

3.1.8    Российский национальный комитет по участию в МЭК; РосМЭК: Федеральный орган исполнительной власти, представляющий Российскую Федерацию в МЭК.

3.1.9    Секретариат Российского комитета — члена ИСО; Секретариат РосИСО: Исполнительный орган Российского комитета — члена ИСО, в качестве которого выступает федеральный орган исполнительной власти, представляющий Российскую Федерацию в ИСО.

Примечание — Секретариат РосИСО осуществляет свою деятельность в одной из структур системы национального органа по стандартизации

ГОСТ Р 57564-2017

3.1.10    Секретариат Российского национального комитета по участию в МЭК; Секретариат РосМЭК: Исполнительный орган Российского национального комитета по участию в МЭК. в качестве которого выступает федеральный орган исполнительной власти, представляющий Российскую Федерацию в МЭК.

Примечание — Секретариат РосМЭК осуществляет свою деятельность в одной из структур национального органа по стандартизации

3.1.11    секретариат технического (российского) комитета по стандартизации: Подразделение (группа лиц) уполномоченной организации, на которую возложена ответственность за техническое и организационное обеспечение работ ТК по стандартизации.

3.1.12    секретариат технического комитета/подкомитета международной организации по стандартизации: Орган, несущий ответственность за контроль, отчетность и обеспечение активной работы ТК/ПК ИСО и МЭК, выполнение функций которого поручается определенному комитету — члену ИСО или национальному комитету МЭК.

3.1.13    совместный технический или проектный комитет: Технический или проектный комитет, созданный на основе совместного решения Технического руководящего бюро ИСО и Бюро по управлению стандартизацией МЭК для решения задач стандартизации, представляющих интерес для ИСО и МЭК.

3.1.14    Техническое руководящее бюро: Руководящий орган ИСО. подотчетный Совету ИСО, занимающийся разработкой стратегии стандартизации и решением текущих организационных и технических вопросов деятельности технических органов ИСО.

3.1.15    уполномоченная организация: Организация, удовлетворяющая критериям национального органа по стандартизации для выполнения работ в определенной области стандартизации и уполномоченная им (или выигравшая конкурс) на проведение данных работ.

3.1.16    эксперт по стандартизации: Специалист, подтвердивший свою квалификацию для выполнения работ в области стандартизации и получивший сертификат компетентности по результатам прохождения процедуры оценки соответствия, а также специалист, включенный в состав международного ТК.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

CD (Committee Draft) — проект комитета;

CDV (Committee Draft Voting) — проект комитета, рассылаемый на голосование (МЭК);

CIB (Committee Internal Balloting) — внутреннее голосование комитета;

DIS (Draft International Standard) — проект международного стандарта (ИСО);

FDIS (Final Draft International Standard) — окончательный проект международного стандарта;

JPC (Joint Project Committee) — совместный проектный комитет;

JTC (Joint Technical Committee) — совместный технический комитет;

JWG (Joint Working Group) — совместная рабочая группа;

NP (New Work Item Proposal) — предложение новой темы работы;

PC (Project Committee) — проектный комитет;

PWI (Preliminary new work item) — вопрос, являющийся предметом предварительной работы;

WD (Working Draft) — рабочий проект;

WG (Working Group) — рабочая группа.

4 Взаимодействие национального органа с международными организациями по стандартизации

4.1 Общие положения

Федеральный орган исполнительной власти призван представлять национальные интересы в областях, входящих в сферу деятельности ИСО и МЭК, и обязан:

- содействовать достижению целей ИСО и МЭК путем активного участия в деятельности технических и руководящих органов ИСО и МЭК;

3

-    оказывать поддержку их работе;

-    максимально использовать положения международных стандартов при изложении своих национальных и региональных стандартах с целью расширения применения международных стандартов и содействия их распространению среди специалистов соответствующих отраслей

Все страны, являющиеся полноправными членами ИСО или МЭК. имеют право участвовать во всех видах деятельности ИСО и МЭК. Федеральный орган исполнительной власти представляет Российскую Федерацию:

-    в ИСО под условным названием «ГОСТ Р» (РосИСО);

-    МЭК в лице Российского национального комитета по участию в МЭК (РосМЭК).

Федеральный орган исполнительной власти имеет только один голос при проведении голосования

во всех органах международных организаций по стандартизации ИСО и МЭК

4.2 Определение позиции Российской Федерации при создании нового международного

технического комитета/подкомитета ИСО или МЭК

Информация о предложении по работе в новой области технической деятельности, требующей создания нового ТК. поступает в федеральный орган исполнительной власти из офиса международной организации по стандартизации или — в случае создания нового ПК — из секретариата соответствующего международного ТК в соответствии с процедурой технической работы по форме, установленной в ИСО и МЭК.

Предложение по созданию нового ТК/ПК содержит:

-    сведения об авторе предложения;

-    данные о предлагаемой теме;

-    информацию о цели предстоящей работы и предложенной первоначальной программе работы;

-    обоснование целесообразности работы;

-    если это применимо, обзор аналогичных работ, которые ведутся в других организациях;

-    информацию о любом взаимодействии с другими организациями, которое автор предложения считает необходимым.

Федеральный орган исполнительной власти принимает решение по следующим вопросам:

-    возможность поддержки и степень участия при создании нового ТК/ПК;

-    определение статуса участия Российской Федерации в деятельности нового ТК/ПК (полноправный член ТК. наблюдатель или отказ от участия).

Позицию относительно создания нового международного ТК/ПК и своего участия в его работе федеральный орган исполнительной власти представляет посредством системы электронного голосования международной организации по стандартизации и поручает проведение работ по новому направлению международной стандартизации существующему российскому ТК или принимает решение о создании нового российского ТК в установленном порядке.

Секретариат РосИСО или Секретариат РосМЭК может также предложить закрепить работы по новому направлению международной стандартизации за действующим в Российской Федерации российским ТК со сходным профилем деятельности, а при его отсутствии направить предпожения по созданию нового (зеркального) российского ТК.

Примечание — По решению федерального органа исполнительной власти предложение может быть также направлено в другое министерство/ведомство для согласования принимаемого решения

При функционировании соответствующего российского ТК в его полномочия на основании письма национального органа входит подготовка предложения относительно позиции Российской Федерации по вопросу создания нового международного ТК/ПК. При этом учитывается, насколько создание нового ТК/ПК отвечает национальным интересам Российской Федерации и в какой степени приемлема для Российской Федерации сформулированная в предложении область деятельности международного ТК/ПК.

В случае положительного решения:

-    определяют статус участия Российской Федерации в создаваемом международном ТК/ПК согласно 4.3;

-    при необходимости, представляют предложения по уточнению области деятельности нового международного ТК/ПК;

-    вносят предложения по созданию необходимых РГ;

4

ГОСТ P 57564—2017

-    при создании РГ выдвигают кандидатуры экспертов дпя их вкпючения в РГ через Гпобапьную директорию ИСО ипи Систему управления экспертами МЭК.

Федеральный орган исполнительной власти может также принять решение предложить ИСО или МЭК передать Российской Федерации полномочия, касающиеся работы секретариата нового ТК/ПК (см. 12).

По распоряжению национального органа по стандартизации Секретариат РосИСО или Секретариат РосМЭК направляет письмо с позицией Российской Федерации по рассматриваемому вопросу в Центральный секретариат ИСО или Центральное бюро МЭК либо по электронной почте, либо в оперативном режиме через систему электронного голосования.

Если 2/3 национальных организаций ИСО или МЭК проголосовали за это предложение и минимум пять национальных организаций выразили желание активно участвовать в его работе, должно быть принято решение о создании нового ТК/ПК ИСО или МЭК.

После этого Секретариат РосИСО или Секретариат РосМЭК могут включить предложенных экспертов в РГ нового ТК/ПК в Глобальную директорию ИСО или в Систему управления экспертами МЭК.

При отсутствии соответствующего российского ТК федеральный орган исполнительной власти принимает меры для скорейшего оповещения заинтересованных сторон о поступившем предложении, а именно:

-    размещает информацию о поступившем предложении на сайте национального органа по стандартизации;

-    сообщает о поступившем предложении уполномоченным организациям.

Секретариат РосИСО или Секретариат РосМЭК голосует положительно по поступившему предложению только в том случае, если определены заинтересованные организации и будет принято решение о создании российского ТК по стандартизации.

Российская Федерация в лице национального органа по стандартизации также может быть инициатором создания нового международного ТК/ПК. Для этого необходимо наличие российского ТК и принятие им решения о целесообразности проведения работ по стандартизации в данной области на международном уровне.

Российский ТК должен подготовить обоснование предложения о создании нового международного ТК. сформулировать область его деятельности и определить ресурсы для участия в работе создаваемого международного ТК по форме, принятой в ИСО и МЭК.

Примечание — Как правило, страна, выступающая с предложением о создании нового международного ТК. выражает готовность принять на себя полномочия секретариата этого международного ТК/ПК (см 11).

4.2.1 Определение статуса при создании проектного комитета

Если по результатам голосования предложение новой области деятельности считается принятым. то Техническое руководящее бюро ИСО или Бюро по управлению стандартизацией МЭК должно создать проектный комитет (ему присваивают номер в последовательности номеров технических/ проектных комитетов). В связи с тем что создание проектного комитета связано только с разработкой конкретного стандарта, решение относительно участия в его работе следует принимать в сжатые сроки.

Если в период голосования уже функционирует российский ТК. область деятельности которого близка к предложенной новой области деятельности, его специалисты поддерживают разработку поступившего документа и выдвигают эксперта для работы над новой темой, то при создании проектного комитета должен быть заявлен статус полноправного члена, о чем российский ТК направляет соответствующее письмо в Секретариат РосИСО/РосМЭК с поручением уведомить Техническое руководящее бюро или Бюро по управлению стандартизацией о статусе Российской Федерации в качестве полноправного члена в создающемся проектном комитете. Если для участия в работе эксперта не предлагают. но дальнейшая работа над темой поддерживается, то Российская Федерация заявляет о своем статусе наблюдателя, используя ту же процедуру.

4.3 Определение статуса в действующем международном техническом комитете/

подкомитете ИСО или МЭК

Если в Российской Федерации функционирует российский ТК по стандартизации, область деятельности которого полностью или частично отражает область деятельности международного ТК/ПК. то российский ТК по стандартизации может принять решение об участии в его работе. Решение о статусе Российской Федерации в качестве полноправного члена или наблюдателя в международном ТК/ПК должно быть принято на заседании российского ТК по стандартизации и занесено в протокол.

5