Купить ГОСТ Р 56083-2014 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Устанавливает термины и определения основных понятий в области использования системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС».
1 Область применения
2 Термины и определения
Алфавитный указатель терминов
Библиография
Дата введения | 01.03.2015 |
---|---|
Добавлен в базу | 21.05.2015 |
Актуализация | 01.01.2021 |
01.08.2014 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 840-ст |
---|---|---|---|
Разработан | НП ГЛОНАСС | ||
Издан | Стандартинформ | 2014 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОСТР
56083-
2014
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Глобальная навигационная спутниковая система
Термины и определения
Издание официальное
Москва
Стандартимформ
2014
1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством «Содействие развитию и использованию навигационных технологий)» (НП «ГЛОНАСС»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 «Радионавигация»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 августа 2014 г. № 840-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 10-2012 (раздел в) Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе к Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном формационном указателе ^Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost ги)
©Стандартинформ. 2014
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Термины, установленные в настоящем стандарте, расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области использования системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС».
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Краткие формы, представленные аббревиатурой, приведены после стандартизованного термина и отделены от него точкой с запятой.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой. - светлым.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глобальная навигационная спутниковая система СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ Термины и определения
Global navigation satellite system Accident emergency response system Terms and definitions
Дата введения - 2015—03—01
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области использования системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС».
1__
глобальная навигационная спутниковая система: ГНСС: Навигационная спутниковая система, предназначенная для определения пространственных координат, составляющих вектора скорости движения, поправки показаний часов и скорости изменения поправки показаний часов потребителя ГНСС в любой точке на поверхности Земли, акватории Мирового океана, воздушного и околоземного космического пространства.
[ГОСТ Р 52928-2010. статья 1)_
2 автомобильная система/устройство вызова экстренных оперативных служб; АС: Система/устройство, устанавливаемые на колесном транспортном средстве соответствующей категории и предназначенные для определения координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации совместно с другой действующей ГНСС. передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортных и иных происшествиях в автоматическом (система) или ручном (устройство) режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.
Примечания:
1 Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб предназначена для оснащения транспортных средств категории М1. входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [1], [2]. и категории N1, входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [2]
2 Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб предназначено для оснащения транспортных средств категории М1. не входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [1), (2), категории N1, не входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [2], а также транспортных средств категорий М2. М3. N2 и N3.
3 Сроки оснащения транспортных средств системами/устройствами вызова экстренных оперативных служб установлены в (3)
4 Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб позволяет осуществление передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортных и иных происшествиях также и в ручном режиме.
5 Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб может осуществлять передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортных и иных происшествиях также и в автоматическом режиме Типы аварий транспортного средства, определяемых автоматически, и сроки реализации устройством функции автоматической передачи сообщения о транспортном средстве установлены в (3)
Издание официальное
3 аппаратура спутниковой навигации: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на транспортное средство для определения его координат, направления и скорости движения по сигналам ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС. обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, а также для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи.
4 базовая услуга системы «ЭРА-ГЛОНАСС»: Результат функционирования системы «ЭРА-ГЛОНАСС». состоящий в формировании и передаче экстренных сообщений о дорожно-транспортных происшествиях, приеме, обработке и доведении указанных сообщений до единой дежурнодиспетчерской службы системы-112, и обеспечении установления (коммутации) двухсторонней голосовой связи с лицами, находящимися в транспортном средстве.
5 минимальный набор данных; МНД: Набор данных, передаваемый автомобильной системой или устройством вызова экстренных оперативных служб при дорожно-транспортном происшествии и включающий в себя информацию о координатах и параметрах движения аварийного транспортного средства и времени аварии, VIN-коде транспортного средства и другую информацию, необходимую для экстренного реагирования.
6 время передачи МНД: Интервал времени от момента, когда передатчик принимает первый отличный от нуля фрагмент на входящем канале, до момента выхода МНД из приемного устройства на стороне оператора системы.
7 единый номер «112»: Единый номер вызова экстренных оперативных служб, установленный в Российской системе и плане нумерации.
8 дорожно-транспортное происшествие; ДТП: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
9 датчик автоматической идентификации события ДТП: Техническое устройство, предназначенное для установления факта ДТП на основе обработки данных, поступающих от входящего в его состав трехосевого датчика ускорения, и предоставляющее информацию во внешние устройства для записи профиля ускорения при ДТП и (или) оценки тяжести ДТП.
Примечание - Для транспортных средств категорий М1 и N1 датчик автоматической идентификации события ДТП может входить в состав штатной автомобильной системы, требования к алгоритму автоматического срабатывания которой устанавливает изготовитель транспортного средства в соответствии с (3J.
10 дуплексная голосовая связь: Двусторонняя голосовая связь, обеспечиваемая АС между абонентом, находящимся в салоне транспортного средства, и внешним абонентом, при которой прием и передача голосовых сообщений осуществляются одновременно в обоих направлениях.
11 индекс возможного ущерба при ДТП; ASI15: Показатель, характеризующий возможную степень воздействия инерционных перегрузок на лиц. находящихся в транспортном средстве, в результате ДТП.
12 дежурно-диспетчерская служба; ДДС: Орган управления экстренной оперативной службы, функционирующий в круглосуточном режиме и предназначенный для оперативного управления подчиненными силами и средствами.
13 конфигурируемый параметр: Параметр, влияющий на алгоритм функционирования АС, значение которого может быть изменено в соответствии с командой, приходящей от оператора системы, или посредством использования диагностического интерфейса, определяемого автопроизводителем или изготовителем АС.
14 краткий ссылочный идентификатор; КСИ: Сокращенная форма идентификатора вызова системы «ЭРА-ГЛОНАСС». ограниченная текущим и недавними инцидентами, предназначенная для устной передачи информации оператору центра обработки вызовов системы-112 и позволяющая получить доступ к сообщению системы «ЭРА-ГЛОНАСС» через сеть Интернет.
15 навигационно-информационный центр; НИЦ: Элемент инфраструктуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС». предназначенный для приема, учета, обработки и фильтрации (при наличии в его составе фильтрующего контакт-центра) сообщений, поступающих от автомобильных систем/устройств вызова экстренных оперативных служб с территории, обслуживаемой НИЦ. а также для формирования и передачи экстренных сообщений системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в соответствующий центр обработки вызовов системы-112 или иной смежной системы на территории субъекта Российской Федерации.
Примечания:
1 По составу решаемых функциональных задач НИЦ подразделяются на НИЦ 1-го уровня и НИЦ 2-го уровня
2 Под территорией, обслуживаемой НИЦ, или регионом обслуживания НИЦ, как правило, понимается федеральный округ Российской Федерации
2
ГОСТ P 56083-2014
16 навигационный модуль (навигационный приемник) ГНСС: Составная часть или компонент автомобильной системы/устройства вызова экстренных оперативных служб, предназначенные для определения текущих координат, параметров движения (направления и скорости) транспортного средства, а также времени по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС. GPS и других ГНСС.
Примечание - Навигационный модуль, входящий в состав АС. может быть как встроенным в АС. так и внешним по отношению к ней (встроен в электронный блок другой автомобильной системы или устройства, установленных на транспортном средстве)
17 оператор связи: Юридическое лицо, оказывающее услуги электросвязи на основании лицензии.
18 оператор системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС»; оператор системы: Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации системы «ЭРА-ГЛОНАСС», в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базе данных.
19 оценка тяжести ДТП: Бинарный показатель, используемый для условной оценки последствий ДТП по причинению возможного ущерба жизни и здоровью людей, находящихся в транспортном средстве, в зависимости от принятого уровня вероятности указанного события.
Примечание - Данный показатель может принимать следующие значения
«0» - при низкой вероятности причинения ущерба жизни и здоровью людей, находящихся в транспортном средстве, в результате ДТП.
«1» - при высокой вероятности причинения ущерба жизни и здоровью людей, находящихся в транспортном средстве, в результате ДТП
20 полный набор данных; ПНД: Расширение минимального набора данных дополнительными элементами данных, подлежащее включению в состав экстренного сообщения системы «ЭРА-ГЛОНАСС» для повышения эффективности экстренного реагирования по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия.
21 потребитель базовой услуги: Водитель и/или пассажир (пассажиры) транспортного средства, на котором установлена АС.
22 протокол передачи данных: Набор правил и соглашений, определяющих содержимое, формат, параметры времени, последовательность и проверку ошибок в сообщениях, которыми обмениваются сетевые устройства.
23 профиль ускорения при ДТП: Массив данных, содержащий записи значений ускорения по направлениям трех осей транспортного средства (продольной, поперечной, вертикальной) в задаваемые периоды времени до. в течение и после ДТП
24 региональный коммутационный узел; РКУ: Элемент инфраструктуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС». предназначенный для приема вызовов системы «ЭРА-ГЛОНАСС» из сетей подвижной радиотелефонной связи и передачи соответствующих сообщений в центр обработки вызовов системы-112 или иной смежной системы на территории субъекта Российской Федерации.
25 режим тестирования: Режим функционирования АС. предназначенный для проверки функциональных свойств и параметров АС как при эксплуатации системы/устройства в составе транспортного средства, так и при проведении различных испытаний АС.
26 режим «холодного» старта: Состояние навигационного модуля ГНСС. при котором системное время, координаты местоположения, альманах ГНСС и эфемериды навигационных космических аппаратов не известны.
Примечание - Имеются в виду координаты местоположения фазового центра антенны ГНСС. подключенной к навигационному модулю
27 сервис: Элемент инфраструктуры телематической платформы системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». обеспечивающий функциональное выполнение алгоритма той или иной услуги, оказываемой системой, с использованием протокола уровня поддержки услуг.
28 система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер
«112»; система-112: Территориально-распределенная автоматизированная информационно-
управляющая система, созданная в границах субъекта Российской Федерации, объединяющая на основе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб и обеспечивающая обращение граждан к требуемым экстренным оперативным службам с использованием единого телефонного номера «112».
29 система экстренного реагирования при авариях; система «ЭРА-ГЛОНАСС»: Федеральная государственная территориально-распределенная автоматизированная информационная система.
3
обеспечивающая оперативное получение с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС информации о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Российской Федерации, обработку, хранение и передачу этой информации экстренным оперативным службам, а также доступ к указанной информации заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических и физических лиц.
Примечание - Аналогом системы «ЭРА-ГЛОНАСС» является разрабатываемая общеевропейская система eCall, с которой система «ЭРА-ГЛОНАСС» гармонизирована по основным функциональным свойствам (использование тонального модема как основного механизма передачи данных, унифицированные состав и формат обязательных данных, передаваемых в составе минимального набора данных о дорожно-транспортном происшествии, единообразные правила установления и завершения двустороннего голосового соединения с лицами, находящимися в кабине транспортного средства и др,).
30 смежная система (по отношению к системе «ЭРА-ГЛОНАСС»): Автоматизированная информационная система дежурно-диспетчерской службы, уполномоченной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на осуществление функций по обеспечению взаимодействия экстренных оперативных служб в субъекте Российской Федерации при вызовах (сообщениях о происшествиях), в которую передается экстренное сообщение системы «ЭРА-ГЛОНАСС».
Примечание - К смежным относятся следующие системы
- система-112;
- единые автоматизированные информационные системы федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся дежурно-диспетчерские службы, уполномоченные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на осуществление функций по обеспечению взаимодействия экстренных оперативных служб в субъектах Российской Федерации, в которых система-112 не создана в соответствии с (4).
31 тональный модем: Модем, позволяющий осуществлять передачу данных в рамках установленного голосового соединения.
32 транспортное средство; ТС: Наземное механическое устройство на колесном ходу категорий М, N. предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем. по автомобильным дорогам общего пользования.
33 узкополосная АС: АС. работающая с узкополосным речевым сигналом обычного качества (с рабочей полосой частот 0.3 - 3,4 кГц и с частотой дискретизации не менее 8 кГц).
34 узкополосный речевой сигнал: Речевой сигнал обычного качества, взятый в полосе частот до 3.4 кГц.
35 уникальный ссылочный идентификатор. УСИ: Символьное или цифровое имя. присваиваемое навигационно-информационным центром кахщому вызову системы «ЭРА-ГЛОНАСС».
36 фильтрующий контакт-центр; ФКЦ: Структурный элемент навигационно-информационного центра, предназначенный для обеспечения контроля процессов обработки вызовов системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и выявления ложных вызовов.
37 центр обработки (телефонных) вызовов системы-112; ЦОВ: Функциональный или структурный элемент системы-112 или смежной системы, предназначенный для приема и обработки в реальном масштабе времени поступающих голосовых вызовов и данных (сообщений о происшествиях, включая экстренные сообщения системы «ЭРА-ГЛОНАСС»). поступающих на номер «112».
38 широкополосная АС; АС. работающая с широкополосным речевым сигналом повышенного качества (с рабочей полосой частот 0.15 - 7.0 кГц и с частотой дискретизации не менее 16 кГц).
39 экстренный вызов системы «ЭРА-ГЛОНАСС»: Экстренный телефонный вызов на
единый номер «112» (с одним из установленных идентификаторов категории обслуживания), инициируемый автомобильной системой/устройством вызова экстренных оперативных служб, обслуживаемый сетью или сетями сотовой подвижной радиотелефонной связи.
Примечание - Экстренный вызов осуществляется с целью передачи экстренного сообщения АС и установления двухсторонней голосовой связи с лицами, находящимися в транспортном средстве
40 экстренная оперативная служба; ЭОС: Органы управления уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, а также подчиненные им силы и средства, находящиеся в постоянной готовности к оперативным действиям и обеспечивающие безопасность людей и имущества при возникновении чрезвычайных происшествий и ситуаций.
4
Примечания:
1 Экстренная оперативная служба включает в себя соответствующую дежурно-диспетчерскую службу, принимающую по сокращенному номеру экстренные вызовы населения, и подчиненные ей силы и средства, непосредственно реагирующие на полученные вызовы
2 Перечень экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, установлен в (5)
41 экстренное сообщение АС: Электронное сообщение, формируемое и передаваемое автомобильной системой/устройством вызова экстренных оперативных служб в рамках экстренного вызова по сети или сетям подвижной радиотелефонной связи, содержащее минимальный набор данных о дорожно-транспортном происшествии, а также другие данные о дорожно-транспортном происшествии, формируемые автомобильной системой в зависимости от конфигурации.
42 экстренное сообщение системы «ЭРА-ГЛОНАСС»: Электронное сообщение,
сформированное системой «ЭРА-ГЛОНАСС» на основе экстренного сообщения АС, содержащее полный набор данных о дорожно-транспортном происшествии, и предназначенное для передачи в центр обработки вызовов системы-112 или иной смежной системы.
5
Алфавитный указатель терминов аппаратура спутниковой навигации 3
АС 2
АС узкополосная 33
АС широкополосная 38
время передачи МНД 6
вызов системы «ЭРА-ГЛОНАСС» экстренный 39
ГНСС 1
датчик автоматической идентификации события ДТП 9
ДДС 12
ДТП 8
идентификатор ссылочный краткий 14
идентификатор ссылочный уникальный 35
индекс возможного ущерба при ДТП 11
контакт-центр фильтрующий 36
КСИ 14
МНД 5
модем тональный 31
модуль навигационный (приемник навигационный) ГНСС 16
набор данных минимальный 5
набор данных полный 20
НИЦ 15
номер «112» единый 7
оператор связи 17
оператор системы 18
оператор системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» 18
оценка тяжести ДТП 19
параметр конфигурируемый 13
ПНД 20
потребитель базовой услуги 21
происшествие дорожно-транспортное 8
протокол передачи данных 22
профиль ускорения при ДТП 23
режим «холодного» старта 26
режим тестирования 25
РКУ 24
связь дуплексная голосовая 10
сервис 27
сигнал речевой узкополосный 34
система-112 28
система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» 28
система смежная (по отношению к системе «ЭРА-ГЛОНАСС») 30
система спутниковая навигационная глобальная 1
система экстренного реагирования при авариях 29
система «ЭРА-ГЛОНАСС» 29
системаУустройство вызова экстренных оперативных служб автомобильная 2
служба дежурно-диспетчерская 12
служба оперативная экстренная 40
сообщение АС экстренное 41
сообщение системы «ЭРА-ГЛОНАСС» экстренное 42
средство транспортное 32
ТС 32
узел коммутационный региональный 24
УСИ 35
услуга системы «ЭРА-ГЛОНАСС» базовая 4
ФКЦ 36
центр навигационно-информационный 15
центр обработки (телефонных) вызовов системы-112 37
ЭОС 40
6
Библиография
(1J Правила ЕЭК ООН № 94 (01) Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения пассажирских транспортных средств в отношении защиты водителя и пассажиров при фронтальном столкновении, (включая дополнения 1 - 3)
[2) Правила ЕЭК ООН № 95(02) Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения пассажирских транспортных средств в отношении защиты водителя и пассажиров в случае бокового столкновения^ включая дополнение 1)
[3] Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств ТР ТС (018/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 (в редакции решения Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 № 6)
(4) Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»
(5] Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб»
7