Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

44 страницы

517.00 ₽

Купить ГОСТ Р 55565-2013 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает требования к конструкции и эксплуатационным характеристикам морских магнитных компасов, предназначенных для навигации и управления судном, нактоузов и пеленгаторов.

 Скачать PDF

Содержит требования ISO 25862:2009

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Магнитные компасы

5 Нактоузы

6 Пеленгаторы (компасы класса А и, если установлены, класса В)

7 Маркировка

8 Обозначение

Приложение А (обязательное) Общая информация об испытаниях и сертификации морских магнитных компасов, нактоузов и пеленгаторов

Приложение В (обязательное) Испытания и сертификация морских магнитных компасов

Приложение С (обязательное) Испытания и сертификация пеленгаторов

Приложение D (обязательное) Типовые испытания и сертификация нактоузов

Приложение Е (обязательное) Расположение магнитных компасов на судне

Приложение F (обязательное) Определение безопасных расстояний

Приложение G (обязательное) Компенсация девиации магнитного компаса

Приложение Н (обязательное) Требования к магнитным компасам для спасательных/дежурных шлюпок

Библиография

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

55565-

2013

(ИСО 25862:2009)


®>

Й

НАЦИОНАЛЬНЫ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


Суда и морские технологии

СУДОВЫЕ МАГНИТНЫЕ КОМПАСЫ, НАКТОУЗЫ И ПЕЛЕНГАТОРЫ

ISO 25862:2009

Ships and marine technology — Marine magnetic compasses, binnacles and azimuth reading devices (MOD)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2014

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Закрытым акционерным обществом «Катав-Ивановский приборостроительный завод» (ЗАО «КИПЗ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 005 «Судостроение»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. № 659-ст

4    Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 25862:2009 «Суда и морские технологии — Морские магнитные компасы, нактоузы и устройства считывания азимута» (ISO 25862:2009 «Ships and marine technology — Marine magnetic compasses, binnacles and azimuth reading devices») путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

© Стандартинформ, 2014

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 55565-2013

Таблица 8—Ошибка из-за трения

Магнитный компас

Начальное отклонение

Наибольший угол при возврате в первоначальное положение

Класс А

Менее (31Н)°

Класс В

»(91Н)°

4.5.4 Погрешность от увлекайия жидкости

Для компаса, находящегося при температуре (20 ± 3) °С и получившего вращение с равномерной частотой вращения 6°/с в горизонтальной плоскости, отклонение картушки компаса от магнитного меридиана при повороте котелка на 180° не должно превышать значений, приведенных в таблице 9.

В качестве альтернативы при вращении с равномерной частотой вращения 1,5°/с отклонение картушки компаса, измеренное после поворота котелка на 360°, ни при каких обстоятельствах не должно превышать значений, приведенных в таблице 9, где Н определяют согласно 4.3.4.

Таблица 9 — Погрешность от застоя картушки

Отклонение картушки

Магнитный компас

Частота вращения 6°/с, измеренная после поворота на 180°

Частота вращения 1,57с, измеренная после поворота на 360°

Класс А

Диаметр картушки £ 200 мм

(541Н)°

Диаметр картушки < 200 мм

(108/Н)°

(361Н)°

Класс В

(401Н)°

4.5.5    Индукционная ошибка (только для компаса класса А)

Для исключения погрешности от индукции, которая вызвана неправильным расположением магнитных элементов в чувствительной системе и вызвана магнитной индукцией в корректорах (железные сферы или подобные обычные корректоры) коэффициента D вследствие наличия магнитных элементов в чувствительной системе, требуется выполнение одного из следующих требований:

a)    значение отношения коэффициентов НЮ не должна превышать 0,08;

b)    коэффициент F шестерной девиации, вызванной малым магнитом (длиной менее 50 мм), помещенным в той же горизонтальной плоскости, что и магнитные элементы, на расстоянии около 40 см от центра чувствительной системы, должен быть менее 0,01 коэффициента В полукруговой девиации.

4.5.6    Погрешность при монтаже пеленгатора

Если пеленгатор поворачивается на котелке компаса, то вертикальная ось пеленгатора должна располагаться в пределах 0,5 мм от оси шарнирной опоры.

4.5.7    Погрешность от эксцентриситета кольцевой оправы верхнего стекла компаса (только для компаса класса А)

Если кольцевая оправа верхнего стекла компаса имеет градуировку, то перпендикуляр к плоскости этой оправы через центр градуировки должен располагаться в пределах 0,5 мм от оси шарнирной опоры.

4.6 Испытания магнитных компасов классов А и В в условиях окружающей среды

Испытания в условиях влажного тепла и дождя проводят согласно ГОСТ Р МЭК 60945 для категории незащищенного оборудования, и все требования подлежат выполнению.

Вибрационные испытания проводят согласно ГОСТ Р МЭК 60945, и все требования подлежат выполнению.

Испытания по устойчивости к солнечной радиации проводят согласно ГОСТ Р МЭК 60945.

Примечание 1 — Требования по испытаниям в условиях влажного тепла и дождя, устойчивости к солнечной радиации, вибрационные испытания согласно ГОСТ Р МЭК 60945 для компасов класса В, по испытаниям устойчивости к солнечной радиации для компасов класса А, могут не исполняться, если в потребительской документации на компас об этом сделана соответствующая запись.

Примечание 2 — Испытания магнитного компаса в условиях окружающей среды для спасательных/ дежурных шлюпок приведены в 3.2.3.

7

5 Нактоузы

В зависимости от типа судна, на котором устанавливается нактоуз, может использоваться один из двух типов: А1 или А2. Характеристики обоих типов приведены в 5.1 и 5.2.

Комбинации магнитных компасов и нактоузов приведены в таблице 10.

Таблица 10 — Типы нактоузов

Магнитный компас

Нактоуз

Класс А

Тип А1

Тип А2

Класс В

Тип А1

Тип А2

5.1    Нактоузы типа А1

Нактоуз типа А1 должен иметь такую высоту, чтобы магниты чувствительной системы компаса находились не менее 1 м над нижней поверхностью подушки нактоуза на палубе, и должен отвечать требованиям 5.1.1—5.1.5.

5.1.1    Конструкция и материалы

5.1.1.1    Для изготовления нактоузов, колпака компаса и компасного ящика, бракет и фундаментных болтов используют только высококачественные немагнитные материалы достаточной прочности.

5.1.1.2    В нактоузе должна быть предусмотрена возможность исправления любого его отклонения относительно продольной оси судна на угол не менее 4° и не более 6°.

5.1.2    Обеспечение компенсации девиации (в том числе в компасах класса В, если предусмотрено)

5.1.2.1    Материал

Если используются магниты-уничтожители, то они должны быть из соответствующего магнитного материала, обладающего высокой остаточной индукцией и коэрцитивной силой не менее 11,2 кА/м.

Материал, используемый для уничтожения индуцированного поля, должен иметь высокую магнитную проницаемость, низкую коэрцитивную силу и незначительную остаточную индукцию.

Встроенные магниты должны обладать способностью приведения их в нейтральное положение или быть съемными. Встроенные магниты для коррекции В и С не должны вызывать креновой девиации.

5.1.2.2    Компенсация горизонтального остаточного магнетизма

Нактоузы должны включать в себя устройство для уничтожения девиации из-за горизонтальных составляющих остаточного магнетизма судна. Это устройство должно обладать способностью корректировать коэффициенты В и С до значения по крайней мере (720/Н)0, где Н определяют согласно 4.3.4.

В нактоузе должно быть предусмотрено такое расположение магнитов системы уничтожения девиации, при котором они не находятся слишком близко к чувствительной системе, чтобы исключить искажение поля и не вызвать девиацию свыше (20/Н)° на любом курсе, вплоть до крена или дифферента 15°.

5.1.2.3    Поправка на креновую девиацию

Нактоуз должен иметь устройство для уничтожения креновой девиации. Это устройство должно быть регулируемым и обладать способностью создания вертикальной составляющей магнитного поля на магнитах чувствительной системы в диапазоне от плюс 75 мкТл до минус 75 мкТл.

В нактоузе должно быть предусмотрено такое расположение магнитов системы уничтожения девиации, при котором они не находятся слишком близко к чувствительной системе, чтобы исключить искажение поля и не вызвать девиации свыше (20/Н)°, предполагающей креновую девиацию на любом курсе, вплоть до крена или дифферента 15°, где /-/определяют согласно 4.3.4.

5.1.2.4    Компенсация горизонтальных индуцированных полей, обусловленных горизонтальной составляющей магнитного поля Земли в мягком железе судна

Нактоузы должны иметь устройство для компенсации горизонтальных магнитных полей, обусловленных индукцией, создаваемой горизонтальной составляющей магнитного поля Земли в мягком железе судна. Это устройство должно обеспечивать корректировку коэффициента D до 10°.

Для вертикальных нактоузов, в которых компенсация осуществляется шарами, центр устройства должен отстоять не более 15 мм от горизонтальной плоскости, проходящей через магнитный элемент чувствительной системы.

ГОСТ P 55565—2013

5.1.2.5    Компенсация горизонтальных индуцированных полей, обусловленных вертикальной составляющей магнитного поля Земли в мягком железе судна

Нактоузы должны иметь устройство для компенсации горизонтальных магнитных полей, обусловленных индукцией, создаваемой вертикальной составляющей магнитного поля Земли в мягком железе судна. Если применяется флиндерсбар, (широтный компенсатор магнитного градуса) то он может иметь полую конструкцию при условии, что диаметр отверстия не превышает 40 % диаметра флиндерсбара.

Для вертикальных нактоузов полюс магнита устройства для компенсации должен находиться в той же горизонтальной плоскости, что и центры магнитов чувствительной системы. Если применяется флиндерсбар, его магнитный полюс должен быть расположен на 1/12 его длины от конца.

5.1.2.6    Положение и крепление устройств уничтожения девиации

В нактоузах должна быть предусмотрена регистрация положений устройств уничтожения девиации, упомянутых в 5.1.2.2—5.1.2.4.

Для всех устройств уничтожения девиации должно быть предусмотрено надежное крепление после регулировки.

5.1.2.7    Корректирующая обмотка

Должна быть предусмотрена установка корректирующих обмоток для обеспечения компенсации, если судно имеет обмотки размагничивания.

При наличии раздельных корректирующих обмоток по осям X, Y (продольная и поперечная) в компасах класса А должно быть исключено заметное влияние тока в любой из обмоток на показания компаса на соответствующих перпендикулярных курсах. Это влияние не должно превышать по амплитуде 2° на любой из обмоток.

5.1.3    Точность носовой и кормовой отметок

Если на нактоузе предусмотрены носовая и кормовая отметки, то они должны находиться в той же самой вертикальной плоскости в пределах 0,5°, что и оси носовой и кормовой цапф карданного подвеса.

5.1.4    Освещение

Нактоуз должен иметь надлежащие устройства для освещения картушки и курсовой черты от электрической сети судна и от аварийного источника света.

В нактоузах рефлекторных и проецирующих компасов с места рулевого должно быть видимым четкое изображение.

Должно быть предусмотрено устройство для регулировки силы света от электрической сети судна.

Электрические лампы, арматура и электропроводка не должны оказывать влияние на чувствительную систему.

5.1.5    Другие требования

Нактоуз должен пройти следующие испытания согласно ГОСТР МЭК 60945:

1)    на влажное тепло;

2)    на коррозию (соляной туман).

5.2 Нактоузы типа А2

Нактоузы типа А2 используют в мореплавании, когда конструкция судна исключает возможность установки полноразмерного нактоуза.

Требования к высоте нактоуза отсутствуют при условии выполнения требований, приведенных

ниже.

5.2.1    Конструкция и материалы

В нактоузе используют только высококачественные немагнитные материалы достаточной прочности.

5.2.2    Обеспечение коррекции девиации

5.2.2.1    Материал

Если используют магниты-уничтожители, то они должны быть из соответствующего магнитного материала, обладающего высокой остаточной индукцией и коэрцитивной силой не менее 11,2 кА/м. Материал, используемый для уничтожения индуцированного поля, должен иметь высокую магнитную проницаемость, низкие коэрцитивную силу и остаточную индукцию.

5.2.2.2    Компенсация горизонтального остаточного магнетизма

Нактоузы должны включать в себя устройство для уничтожения девиации из-за горизонтальных составляющих остаточного магнетизма судна. Это устройство должно обладать способностью корректировать коэффициенты В и С до значения по крайней мере (720/Н)°, где Н определяют согласно 4.3.4.

9

Устройство для уничтожения горизонтальных составляющих остаточного магнетизма должно обеспечивать независимую коррекцию коэффициентов В и С. Их взаимное влияние не должно превышать 2° при создании корректирующего поля, равного горизонтальной составляющей магнитного поля Земли.

В нактоузе должно быть предусмотрено такое расположение магнитов системы уничтожения девиации, при котором они не находятся слишком близко к чувствительной системе, чтобы исключить искажение поля и не вызвать девиацию свыше (40/Н)° на любом курсе, вплоть до крена или дифферента 15°.

5.2.2.3    Поправка на креновую девиацию

Нактоуз должен включать в себя устройство для уничтожения креновой девиации. Это устройство должно быть регулируемым и обладать способностью создания вертикальной составляющей магнитного поля в месте установки чувствительной системы в диапазоне от плюс 75 мкТл до минус 75 мкТл.

В нактоузе должно быть предусмотрено такое расположение магнитов системы уничтожения девиации, при котором они не находятся слишком близко к чувствительной системе, чтобы исключить искажение поля и не вызвать девиацию свыше (80/Н)° на любом курсе, вплоть до крена или дифферента 15°, где Н определяют согласно 4.3.4.

Примечание — Магнитные поля, создаваемые устройствами, упомянутыми в Ь.2.2.2 и 5.2.2.3, должны быть по возможности однородными в пространстве чувствительной системы и не должны приводить к значительной поправке на шестерную девиацию.

5.2.2.4    Компенсация горизонтальных индуцированных полей, обусловленных горизонтальной составляющей магнитного поля Земли в мягком железе судна

Нактоузы могут иметь устройство для компенсации горизонтальных магнитных полей, обусловленных индукцией, создаваемой горизонтальной составляющей магнитного поля Земли в мягком железе судна. Это устройство должно обеспечивать корректировку коэффициента D до 7°.

Для вертикальных нактоузов, в которых компенсация осуществляется шарами, центр устройства должен отстоять не более 15 мм от горизонтальной плоскости, проходящей через магнитный элемент чувствительной системы.

5.2.2.5    Компенсация горизонтальных индуцированных полей, обусловленных вертикальной составляющей магнитного поля Земли в мягком железе судна

Нактоузы могут иметь устройство для компенсации горизонтальных магнитных полей, обусловленных индукцией, создаваемой вертикальной составляющей магнитного поля Земли в мягком железе судна. Если применяется флиндерсбар, то он может иметь полую конструкцию при условии, что диаметр отверстия не превышает 40 % диаметра флиндерсбара.

Для вертикальных нактоузов полюс магнита устройства должен находиться в той же горизонтальной плоскости, что и центры магнитов чувствительной системы. Если применяется флиндерсбар, его магнитный полюс должен приниматься на 1/12 его длины от конца.

Расстояние между вертикальной осью флиндерсбара и центром картушки должно быть по крайней мере 3,5 длины стрелки магнитного компаса.

5.2.2.6    Крепление устройств уничтожения девиации

Для всех устройств уничтожения девиации должно быть предусмотрено надежное крепление после регулировки.

5.2.3    Точность носовой и кормовой отметок

Для обеспечения точности при монтаже должны быть предусмотрены носовая и кормовая отметки, которые должны находиться в пределах 0,5° (1,0° для компасов класса В) от оси носовой и кормовой цапф карданного подвеса.

5.2.4    Освещение

Нактоуз должен иметь надлежащие устройства для освещения картушки от электрической сети судна и от аварийного источника света. В нактоузах проецирующих и рефлекторных компасов с места рулевого должно быть видимым четкое изображение. Должно быть предусмотрено устройство для регулировки яркости света от электрической сети судна.

Электрические лампы, арматура и электропроводка не должны оказывать влияние на чувствительную систему.

5.2.5    Другие требования (для компасов А и В).

Нактоуз должен пройти следующие испытания согласно ГОСТ Р МЭК 60945:

a)    на влажное тепло;

b)    на коррозию (соляной туман).

ГОСТ Р 55565-2013

Нактоуз должен пройти испытания на сухое тепло, низкую температуру, вибрацию согласно ГОСТ Р МЭК 60945 для категории незащищенного оборудования.

Примечание — Требования по испытаниям в условиях влажного тепла, на коррозию, в условиях сухого тепла, на низкую температуру, вибрацию согласно ГОСТ Р МЭК 60945 для компасов класса В, по испытаниям на сухое тепло, низкую температуру, вибрацию для компасов класса А могут не исполняться, если в потребительской документации на компас об этом сделана соответствующая запись.

6 Пеленгаторы (компасы класса А и, если установлены, класса В)

Для пеленгаторного компаса должно быть предусмотрено соответствующее устройство пеленгования. Нактоузы типа А1 и А2 могут быть дополнены соответствующим пелорусом, который может быть установлен вдали от нактоуза.

6.1    Пеленгаторы

Поле зрения должно быть не менее 5° с каждой стороны линии зрения и должна быть обеспечена возможность брать азимуты небесных тел и пеленги удаленных объектов, чья высота над уровнем моря находится в пределах 5° ниже и 60° (10° для компасов класса В) выше горизонта.

Требуемая точность взятия азимута должна быть выполнена для группы пеленгаторов, описанных в приложении С, в диапазоне высот от 5° ниже до 50° выше горизонта.

6.2    Пеленгаторы с визиром

Должна быть обеспечена возможность взятия пеленга удаленных объектов, чья высота над уровнем моря находится в пределах 5° ниже и 30° выше горизонта.

6.3    Уровень

Для азимутального зеркала или призматических инструментов должен быть предусмотрен уровень. Точность уровня должна быть в пределах 1°.

7 Маркировка

Перечисленные ниже устройства должны иметь маркировку с информацией, нанесенную в месте, указанном в таблице 11.

Таблица 11 — Требования к маркировке

Устройство

Место названия изготовителя или другого способа идентификации типа

Место заводского номера на устройстве

Магнитный

компас

Картушка

Кольцевая оправа верхнего стекла компаса

Кольцевая оправа верхнего стекла компаса Кольцо или кольца карданного подвеса

Нактоуз

Любое традиционное положение с типовой маркировкой

Не требуется

Пеленгатор

На верхней поверхности пеленгатора

На верхней поверхности пеленгатора

Тип применяемой жидкости, если это не алкоголь, должен быть указан на котелке компаса вблизи наливного отверстия.

Маркировка должна быть указана в свидетельстве о типовом испытании (см. приложение D).

ГОСТ Р 55565-2013

8 Обозначение

Магнитные компасы, заявленные как соответствующие настоящему стандарту, должны иметь обозначение со следующими данными в указанном порядке:

-тип компаса (рефлекторный, проецирующий, дистанционный, визуальный);

-    обозначение настоящего стандарта;

-    тип нактоуза;

-    диаметр картушки, мм;

-    «0» визуальный диаметр картушки (для сферических компасов), мм.

Пример 1 — Рефлекторный магнитный компас класса А с нактоузом типа А2 и картушкой диаметром 180 мм обозначается следующим образом: рефлекторный магнитный компас ГОСТ Р 55565-2013 (ИСО 25862:2009)-А2-180.

Пример 2 — Визуальный магнитный компас класса В с нактоузом типа А2, физическим диаметром картушки 85 мм и визуальным размером 120 мм обозначается следующим образом: визуальный магнитный компас ГОСТ Р55565—2013 (ИСО 25862:2009)-А2-120/85.

12

ГОСТ P 55565—2013

Приложение А (обязательное)

Общая информация об испытаниях и сертификации морских магнитных компасов,

нактоузов и пеленгаторов

А.1 Введение

Настоящее приложение дает общую информацию об испытаниях и сертификации морских магнитных компасов, пеленгаторов и нактоузов.

Осуществляют испытания и сертификация:

-    магнитных компасов — согласно приложению В;

-    пеленгаторов — согласно приложению С;

-    нактоузов — согласно приложению D.

А.2 Объем испытаний

Приложения В, С и D указывают методы типовых и индивидуальных испытаний, и дают допустимые пределы характеристик, необходимых для установления соответствия магнитного компаса, пеленгатора и нактоуза общим техническим требованиям, приведенным в настоящем стандарте.

А.З Типы компасов, подлежащих испытаниям

Испытаниям подлежат все морские магнитные компасы классов А и В, имеющие или не имеющие устройства передачи курса. Все компасы, кроме компасов без карданного подвеса, используемых только в качестве путевого компаса, подлежат испытаниям вместе с их кольцами и наружными цапфами карданного подвеса.

А.4 Условия испытаний

Типовые испытания проводят до того, как рассматриваемый инструмент поступит в регулярную эксплуатацию. Типовые испытания распространяются только на новые приборы.

Индивидуальные испытания проводят до установки на борту судна, а также периодически и после ремонта. При индивидуальных испытаниях все приборы должны быть очищены и находиться в рабочем состоянии при предъявлении к испытаниям.

Если не указано иное, то испытания проводят при температуре (20 ± 3) °С.

А.5 Сертификация

Приборы, которые прошли типовые или индивидуальные испытания и соответствуют требованиям, должны получить свидетельство на языке органа испытаний и на английском языке.

Каждое свидетельство о типовом испытании действительно исключительно для испытанной модели. В случае изменений или технических усовершенствований, которые влияют на соответствие модели настоящему стандарту, модели следует присвоить новый идентификационный номер или марку и повторить типовые испытания. Все изменения должны быть представлены первоначальному органу приемочного контроля, который примет решение о необходимости нового типового испытания (см. форму свидетельства в приложениях В, С и D).

Копии свидетельства должны выдаваться по требованию и на них должно быть ясно отмечено, что это копия.

Признание свидетельства о типовом испытании и свидетельства об индивидуальном испытании между странами будет предметом взаимной договоренности.

13

Приложение В (обязательное)

Испытания и сертификация морских магнитных компасов

В.1 Декларация изготовителя

Изготовитель должен предъявить письменное заявление относительно тех требований, которые не выполняются или не могут быть проверены при типовом испытании (см. В.4). Заявление должно включать в себя следующие пункты:

a)    коэрцитивная сила и магнитный момент магнитов чувствительного элемента;

b)    краска внутри компаса имеет хорошее качество, и в течение двух лет маловероятно, чтобы ее состояние ухудшилось до такой степени, при которой компас станет непригодным в результате изменения температуры сверх диапазона от минус 30 °С до плюс 60 °С, или по любой другой причине (например, разборчивость градуировки не должна ухудшаться от выцветания или пузырения);

c)    маловероятно, что жидкость в компасе в условиях Ь) проявит заметное изменение цвета, которое сделает компас непригодным;

d)    использованное закаленное или незакаленное стекло для верхнего и нижнего стекла компаса или в качестве альтернативы, иной, чем стекло, материал, по прочности должны быть равноценны прочности незакаленного стекла толщиной 4,5 мм;

e)    материал картушки компаса не подвержен деформации;

f)    момент инерции чувствительной системы приблизительно одинаков относительно всех горизонтальных осей, проходящих через опорную поверхность на топке компасной картушки;

д) вертикальное расстояние между срединной плоскостью магнитов чувствительной системы и осью внутреннего карданного подвеса компаса;

h)    поддерживающее усилие на шпильке при температуре 20 °С;

i)    внутренние и наружные цапфы колец карданного подвеса должны быть одного типа;

j)    длина удлиненных магнитов или диаметр кольцевого магнита, образующих чувствительную систему;

k)    перечень требований стандарта, которые не выполняются.

Для проверки выполнения декларации изготовителя могут быть проведены выборочные проверки.

В.2 Маркировка

Проверяют, что маркировки соответствуют таблице 11.

В.З Проверки и испытания компаса и карданного подвеса

В.3.1 Конструкция и материал

В.3.1.1 Состояние котелка компаса

Компас должен быть осмотрен, чтобы удостовериться, что он не поврежден и механически исправен. Жидкость в котелке должна быть бесцветной, без помутнения и образования хлопьев; никакие протечки не допускаются. Краска, включая краску на картушке компаса, не должна иметь трещин и пузырей.

В.3.1.2 Немагнитные свойства (только для типовых испытаний)

Поскольку изготовители предоставили декларацию о гарантиях, обязательно проведение только выборочных проверок.

Котелок компаса и карданный подвес подлежат испытаниям, чтобы удостовериться в их немагнитных свойствах.

В.3.1.3 Состояние при высокой температуре

Компас должен быть медленно нагрет от комнатной температуры до (60 ±2 ) °С и выдержан при этой температуре не менее 8 ч. После этого периода на нем не должно быть видно никаких механических повреждений, протечки или пузырьков. Жидкость и краска в котелке компаса не должны как-либо ухудшиться, а чувствительная система не должна иметь деформаций. Компас должен нормально работать и отвечать требованиям 4.1.6.

Чувствительная система всегда должна сохранять контакт со своей шпилькой.

В.3.1.4 Состояние при низкой температуре

Компас класса А должен быть медленно охлажден до температуры (минус 30 ± 2) °С, а компас класса В — до температуры (минус 20 ± 2) °С. В любом случае компас выдерживают при указанной температуре не менее 8 ч, после чего он не должен иметь никаких механических повреждений или деформаций, протечки или пузырьков. Жидкость в котелке компаса не должна замерзнуть или обесцветиться, и не должны выделяться ее ингредиенты; исключается образование в жидкости хлопьев или льда, а чувствительная система не должна иметь деформаций. Не допускаются какие-либо ухудшения в работе компаса, и он должен отвечать требованиям 4.1.6.

14

ГОСТ Р 55565-2013

Чувствительная система всегда должна сохранять контакт со своей шпилькой.

В.3.1.5 Толщина верхней и нижней стеклянных крышек компаса (только для типовых испытаний)

Толщина верхней и нижней стеклянных крышек компаса, измеренная с помощью микрометра, должна отвечать требованиям 4.1.5. Поскольку для этой цели потребуется вскрытие компаса, измерение следует выполнять после завершения всех других проверок.

В.3.1.6 Система передачи курса

Система передачи курса не должна мешать считыванию с картушки или взятию пеленгов с помощью пеленгатора.

В.3.2 Карданный подвес компаса

В.3.2.1 Плоскость осей карданного подвеса (только для типовых испытаний)

Осматривают оси карданного подвеса. Они должны находиться в одной плоскости с допуском 1 мм согласно

4.1.4.

Эту проверку допускается проводить от фиксированной горизонтальной плоскости отсчета с помощью соответствующей масштабной линейки.

В.3.2.2 Угол между осями карданного подвеса и пересечение вертикальных плоскостей, проходящих через них (только для типовых испытаний)

Измерение углов между осями карданного подвеса может быть выполнено на испытательном стенде. Сначала одну ось карданного подвеса, а затем другую совмещают с вертикальной плоскостью зрения, проходящей через центр стенда, поворачивая опорное основание компаса.

Определение линии пересечения может быть выполнено на испытательном стенде путем измерения смещения опорного основания компаса в направлении перпендикуляра к любой из осей карданного подвеса.

Результаты проверки должны отвечать требованиям 4.1.4.

В.3.2.3 Свобода движения в кольце карданного подвеса

Когда кольцо карданного подвеса находится в горизонтальной плоскости, котелок компаса должен свободно поворачиваться относительно внутренней оси. Измерения допускается выполнять с помощью кренометра, помещенного поверх верхней стеклянной крышки или кольцевой оправы верхнего стекла компаса. Результаты проверки должны отвечать требованиям 4.2.1.

В.3.2.4 Горизонтальное положение

Котелок компаса должен быть уравновешен таким образом, чтобы его кольцевая оправа верхнего стекла или верхняя стеклянная крышка устанавливались в горизонтальной плоскости, когда кольцо карданного подвеса зафиксировано в горизонтальном положении. Такое положение должно обеспечиваться независимо от наличия или отсутствия пеленгатора или другого приспособления, или лупы.

Измерения выполняют с помощью спиртового уровня соответствующей чувствительности, помещенного поверх верхнего стекла или его кольцевой оправы, а результаты должны отвечать требованиям 4.1.7.

В.3.2.5 Трение во внутренней оси карданного подвеса

Когда кольцо карданного подвеса находится в горизонтальном положении и котелок компаса наклонен на ±5°, то последний должен вернуться в горизонтальное положение с точностью 2°.

Измерения выполняют с помощью кренометра или спиртового уровня.

В.3.2.6 Внутренние и наружные цапфы карданного подвеса (только для типовых испытаний)

Цапфы внутренних и наружных осей карданного подвеса должны быть одного типа, проверку проводят визуально.

В.3.3 Котелок компаса

В.3.3.1 Градуировка кольца курсового угла

Если главный компас имеет шкалу для измерения пеленга относительно носа судна, то эта шкала должна иметь градуировку на 360° по ходу часовой стрелки с нулевой отметкой в положении, когда пеленгатор указывает направление на нос судна.

Указанная градуировка подлежит проверке.

В.3.3.2 Эксцентрическая погрешность градуировки азимутального кольца (при наличии кольца)

При наличии азимутального кольца перпендикуляр к плоскости этого кольца, проходящий через центр градуировки, должен быть в пределах 0,5 мм от оси вращения.

Это может быть проверено с демонтированным котелком компасом путем центрирования оси вращения на испытательном стенде, поворачивая котелок компаса и наблюдая эксцентриситет кольца курсового угла через телескопическое устройство испытательного стенда.

В качестве альтернативы проверка может быть выполнена на собранном компасе путем измерения диаметра градуировки и считывания ошибки по направлению на испытательном стенде. Наибольшая допускаемая ошибка по направлению приведена в таблице В.1 в зависимости от диаметра градуировки.

15

Таблица В.1 — Наибольшая допускаемая ошибка по направлению

Диаметр градуировки, мм

Наибольшая допускаемая ошибка по направлению

Менее 115

115

0,5°

142

0,4°

190

О

со

о

280

о

СМ

о"

В.3.3.3 Точность центрирования пеленгатора (только для типовых испытаний)

Расстояние между осью вращения пеленгатора (имеющего вид мостика или кольца) и вертикальной осью вращения картушки компаса, проходящей через острие шпильки, не должно превышать 0,5 мм.

В зависимости от конструкции пеленгатора ось вращения может быть обозначена углублением или выпуклостью по центру верхнего стекла компаса, или центром внутреннего или наружного края кольцевой оправы верхнего стекла компаса, или центром наружного края котелка компаса.

Проверка может быть выполнена на испытательном стенде измерениями смещения, необходимого для приведения оси шпильки компаса (при его горизонтальном положении) и оси вращения пеленгатора к совпадению с осью вращения испытательного стенда.

В.3.4 Опора картушки компаса

В.3.4.1 Высота шпильки (только для типовых испытаний)

Точка вращения не должна отстоять более чем на 1 мм от горизонтальной плоскости, проходящей через внутреннюю ось карданного подвеса. В случаях, когда топка картушки имеет вертикальную пружинную подвеску, это условие должно выполняться, когда чувствительная система полностью погружена.

Когда котелок компаса вскрыт, эта проверка может быть выполнена с помощью глубиномера, относительно оправы компаса.

В.3.4.2 Защита чувствительной системы от смещения

Чувствительная система в котелке компаса должна быть устроена таким образом, чтобы она возвращалась в исходное положение на своей шпильке после переворота котелка и последующего возвращения в его нормальное

положение.

Это может быть подтверждено при проверке.

В.3.4.3 Свобода наклона чувствительной системы

Чувствительная система и котелок компаса должны быть устроены таким образом, чтобы чувствительная система могла как угодно поворачиваться и затем возвращаться в нормальное положение, когда котелок компаса наклонен в любом направлении на следующие углы:

a)    10°, когда котелок компаса имеет наружную систему карданного подвеса и отвечает требованиям 4.3.2;

b)    30° в остальных случаях, и когда котелок компаса отвечает требованиям 4.2.2.

Проверка может быть выполнена с помощью поворотной платформы с регулируемым наклоном.

В.3.5 Курсовая черта

В.3.5.1 Количество курсовых черт

Каждый компас должен иметь курсовую черту, указывающую направление на нос судна (главная курсовая черта, индекс). Курсовая черта должна быть четко идентифицируемой и находиться не дальше чем в 0,5° от продольной оси карданного подвеса.

Допускаются другие курсовые черты, показывающие направление в корму судна и на траверз. Эти курсовые черты должны отвечать требованиям 4.1.2.

В.3.5.2 Видимость курсовых черт

Курсовая черта должна быть такого вида, чтобы можно было считывать показания с картушки компаса относительно курсовой черты, находясь на посту управления рулем, при наклоне котелка компаса согласно 4.1.2. В случае компаса на карданном подвесе допускается применение пластинчатой курсовой черты (см. также 4.4.3).

Проверку допускается выполнять визуальным осмотром совместно с проверкой согласно 4.1.2.

В.3.5.3 Ширина курсовой черты

Ширина курсовой черты не должна образовывать угол свыше 0,5° градуировки картушки.

Проверку выполняют визуальным осмотром.

Примечание — Ширина курсовой черты магнитного компаса для спасательных/дежурных шлюпок указана в Н.2.2.

В.3.5.4 Расстояние между курсовой чертой и наружным краем картушки

Расстояние между курсовой чертой и наружным краем картушки должно быть в пределах 1,5—3,0 мм, исключая проекцирующие компасы, для которых допуск находится в пределах 0,5—1,5 мм.

16

ГОСТ P 55565—2013

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Магнитные компасы...................................................................2

5    Нактоузы............................................................................8

6    Пеленгаторы (компасы класса А и, если установлены, класса В).............................11

7    Маркировка.........................................................................11

8    Обозначение.......................................................................12

Приложение А (обязательное) Общая информация об испытаниях и сертификации

морских магнитных компасов, нактоузов и пеленгаторов.........................13

Приложение В (обязательное) Испытания и сертификация морских магнитных компасов..........14

Приложение С (обязательное) Испытания и сертификация пеленгаторов.......................22

Приложение D (обязательное) Типовые испытания и сертификация нактоузов...................26

Приложение Е (обязательное) Расположение магнитных компасов на судне.....................32

Приложение F (обязательное) Определение безопасных расстояний...........................36

Приложение G (обязательное) Компенсация девиации магнитного компаса.....................37

Приложение Н (обязательное) Требования к магнитным компасам для спасательных/

дежурных шлюпок........................................................38

Библиография........................................................................39

ГОСТ Р 55565-2013

Проверка может быть выполнена с использованием зеркального индикатора, который помещают поверх края котелка, или подвижного микроскопа, или непосредственным измерением при разобранном компасе.

Для полусферического компаса это должно быть только типовым испытанием и может быть измерено на разобранном компасе.

В.3.6 Чувствительная система.

В.3.6.1 Картушка компаса

В.3.6.1.1 Градуировка

Картушка компаса должна иметь градуировку на 360° (цена деления 1°), начиная с Севера по ходу часовой стрелки, если смотреть сверху. Главные румбы должны быть обозначены прописными буквами N, S, Е и W; промежуточные точки могут быть также маркированы. В качестве альтернативы точка Севера может быть указана подходящим символом. Градуировка картушки должна быть выполнена согласно таблице 3.

Если картушка градуирована с обеих сторон, то несовпадение делений не должно превышать 0,2°.

Проверку выполняют визуально.

В.3.6.1.2 Диаметр картушки

Осмотреть визуально диаметр картушки компаса на соответствие нактоузу; результаты должны отвечать требованиям 4.4.2.

В.3.6.1.3 Читабельность

Для путевого компаса толщина линий и высота символов должны позволять человеку с нормальным зрением снимать отсчеты с картушки компаса, как при дневном, так и при искусственном освещении.

Для зеркальных компасов и проекционных компасов должна быть проверена главная курсовая черта.

Допускается использование увеличивающего устройства.

Проверку проводят визуально.

Результаты должны отвечать требованиям 4.4.3.

В.3.6.1.4 Взаимосвязь края картушки компаса и топки картушки (только для типовых испытаний)

При горизонтальном положении оправы верхнего стекла котелка и посадочного места пеленгатора точка вращения картушки, курсовая черта и внешняя ось кардана не должны располагаться далее чем на 1 мм от горизонтальной плоскости, проходящей через ось кардана на котелке компаса.

Такой замер можно сделать только при вскрытом котелке компаса. Это может быть выполнено с помощью глубиномера относительно фиксированной плоскости отсчета.

В.3.6.2 Магниты чувствительной системы

В.3.6.2.1 Магнитный момент

Магнитный момент чувствительной системы в зависимости от диаметра картушки должен быть не менее значений, указанных на рисунке!

Проверка может быть выполнена с помощью магнитометра (метод отклонения) или любым другим соответствующим средством измерений.

В.3.6.2.2 Погрешность от индукции (только для типовых испытаний нактоузов с компенсаторами четвертной девиации в виде шаров)

a)    Полюса магнитов чувствительной системы должны быть расположены таким образом, чтобы не вызывать чрезмерных шестерной или восьмерной девиации от влияния девиационных приборов. Критерием для этого является соотношение коэффициентов восьмерной и четвертной девиаций H/D, которое не должно превышать 0,08.

Проверку выполняют по методу Мелдау с четырьмя магнитами-уничтожителями девиации или любым другим равноценным методом.

При проверке с использованием метода Meldau компас должен быть установлен на стенде и два магнита-уничтожителя из мягкого железа должны быть расположены диаметрально противоположно и симметрично относительно центра вращения. Затем устройство с двумя магнитами-уничтожителями из мягкого железа должно вращаться вокруг неподвижного компаса и должен быть вычислен коэффициент D.

Для компенсации четвертной девиации должны быть установлены дополнительно два точно таких же магни-та-уничтожителя на таком же расстоянии от центра вращения, как и первоначальная пара, причем линия, соединяющая их, должна быть перпендикулярной к линии, соединяющей магниты первоначальной пары.

Затем устройство с четырьмя магнитами-уничтожителями из мягкого железа должно вращаться вокруг компаса и должен быть вычислен коэффициент Н.

По полученным значениям вычисляется соотношение H/D.

Результаты испытания должны отвечать требованиям перечисления а) 4.5.5.

b)    Коэффициент F шестерной девиации, вызванной малым магнитом (длиной менее 50 мм), помещенным в той же горизонтальной плоскости, что и магнитные элементы, на расстоянии по касательной окружности 400 мм от центра чувствительной системы, должен быть меньше 0,01 коэффициента В полукруговой девиации.

Результаты испытания должны отвечать требованиям перечисления Ь) 4.5.5.

В.3.6.2.3 Коэрцитивная сила (только для типовых испытаний)

Магниты, применяемые в чувствительной системе магнитного компаса, должны быть изготовлены из подходящего магнитного материала, имеющего высокую остаточную индукцию и высокую коэрцитивную силу.

17

Введение

В настоящем стандарте следующие нормативные ссылки на международные стандарты, присутствующие в применяемом стандарте ИСО 25862:2009:

-    ИСО 1069:1973 «Магнитные компасы и нактоузы для морской навигации — Словарь»;

-    МЭК 60945:2002 «Мореплавание, оборудование и системы радиосвязи — Общие требования — Методы испытаний и необходимые результаты», заменены ссылками на национальные стандарты Российской Федерации, гармонизированные с вышеуказанными стандартами.

Ссылки на Резолюцию ИМО А.382(Х) «Рекомендации по эксплуатационным требованиям к магнитным компасам» исключены по тексту, а также из раздела «Нормативные ссылки» и помещены в раздел «Библиография».

В настоящий стандарт включены дополнительные по отношению к международному стандарту ИСО 25862:2009 требования, отражающие потребности национальной экономики Российской Федерации и особенности изложения национальных стандартов (в соответствии с ГОСТ Р 1.5), а именно:

-    внесение и изменение рисунка выделено вертикальной линией, расположенной на полях измененного текста;

-    слова, фразы, отдельные показатели, дополнительные положения выделены курсивом.

IV

ГОСТ Р 55565-2013 (ИСО 25862:2009)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Суда и морские технологии СУДОВЫЕ МАГНИТНЫЕ КОМПАСЫ, НАКТОУЗЫ И ПЕЛЕНГАТОРЫ

Ships and marine technologies. Marine magnetic compasses, binnacles and azimuth reading devices

Дата введения — 2014—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к конструкции и эксплуатационным характеристикам морских магнитных компасов, предназначенных для навигации и управления судном, нактоузов и пеленгаторов.

В зависимости от конструкции судна устанавливаются два типа нактоузов.

Настоящий стандарт распространяется на жидкостные магнитные компасы:

-    предназначенные для судовождения и управления судном в море согласно действующим правилам;

-    имеющие систему непосредственного съема показаний;

-    которые могут быть визуального, рефлекторного, проецирующего или дистанционного типов.

В контексте настоящего стандарта магнитный компас — инструмент, состоящий из чувствительной системы, опирающейся на шпильку внутри котелка, который полностью заполнен жидкостью и поддерживается карданным подвесом внутри или снаружи котелка. На компасы без карданного подвеса также распространяются требования настоящего международного стандарта; требования, относящиеся к карданным подвесам, к таким компасам не применяются.

Настоящий стандарт применим к:

-    всем судам, на которые распространяется конвенция СОЛАС (суда валовой вместимостью 150 per. т и выше, совершающие международные рейсы, и суда валовой вместимостью 500 per. т и выше, не совершающие международные рейсы), на которых установлены магнитные компасы класса А;

-    всем судам, на которые не распространяется конвенция СОЛАС, на которых установлены магнитные компасы класса А или В; и

-    спасательным/дежурным шлюпкам, на которых установлены магнитные компасы класса В (как указано в приложении Н).

Настоящий стандарт не применим к:

a)    компасам с сухой картушкой;

b)    типам компасов, сконструированных на принципах, отличных от изложенных выше или не соответствующих приведенным описаниям;

c)    ручным пеленгаторным компасам.

Требования к испытаниям и сертификации компасов, их расположению на судне и уничтожению девиации приведены в приложениях.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 1069-2006 Компасы магнитные и нактоузы для морской навигации. Термины и определения (ИСО 1069:1973, ЮТ)

ГОСТ Р МЭК 60945-2007 Морское навигационное оборудование и средства радиосвязи. Общие требования. Методы испытаний и требуемые результаты испытаний (МЭК 60945:2002, ЮТ)

Издание официальное

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3    Термины и определения

Для целей настоящего документа применены термины по ГОСТ Р ИСО 1069, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    магнитный датчик (magnetic sensor control): Датчик, использующий магнитное поле Земли для обеспечения данными автоматической системы контроля курса судна или обеспечения данными блока сигнализации об отклонении от курса, или питания других приборов.

3.2    минимальное расстояние (minimum distance):PaccTOHHne, измеренное между ближайшей точкой магнитного материала, являющегося частью судовой конструкции, и центром компаса.

Примечание — Минимальное расстояние для главного компаса показано на рисунке Е.1, а для путевого компаса — на рисунке Е.2.

3.3    безопасное расстояние (safe distance): Расстояние, измеренное между ближайшей точкой рассматриваемого объекта и центром компаса.

Примечание — Безопасное расстояние определяется, как указано в приложении F.

4    Магнитные компасы

4.1    Конструкция и материалы

4.1.1    Магнитный материал

Магниты, применяемые в чувствительной системе магнитного компаса, должны быть из подходящего магнитного материала, имеющего высокую остаточную магнитную индукцию и коэрцитивную силу не менее 18 кА/м. Все другие материалы, применяемые в магнитных компасах, кроме дистанционных устройств, должны быть немагнитными.

4.1.2    Курсовая черта (индекс).

В компасах класса А расстояние между курсовой чертой и наружным краем картушки должно быть в пределах 1,5—3,0 мм для визуальных компасов и компасов рефлекторного типа, и 0,5—1,5 мм для проецирующих компасов. Ширина курсовой черты должна быть не более 0,5° градуировки картушки.

В компасах класса В компас должен иметь по меньшей мере одну курсовую черту, указывающую направление на нос судна (главная курсовая черта). Допускаются дополнительные курсовые черты.

Курсовая черта должна быть такой, чтобы обеспечивалось снятие отсчетов с компаса в посту управления при наклоне котелка компаса на 10° для компаса с карданным подвесом или 30° в других случаях.

4.1.3    Положение картушки (только для компаса класса А)

При горизонтальном положении оправы верхнего стекла котелка и посадочного места пеленгатора точка вращения картушки, курсовая черта и внешняя ось кардана не должны располагаться далее чем на 1 мм от горизонтальной плоскости, проходящей через ось кардана на котелке

4.1.4    Угол между осями карданного подвеса и пересечение проходящих через них вертикальных плоскостей

Угол, образованный наружной и внутренней осями карданного подвеса, должен иметь значения, приведенные в таблице 1. Вертикальные плоскости, проходящие через оси карданного подвеса, должны пересекаться в пределах 1 мм от точки вращения картушки. Люфт не должен превышать указанных допусков.

2

Таблица 1 —Угол между осями карданного подвеса

Магнитный компас

Угол между осями карданного подвеса

Класс А

(90 ± 1)°

Класс В

CD

О

1+

ГО

"■©

Наружная ось карданного подвеса должна быть направлена вдоль судна. Для компасов, не имеющих карданного подвеса, на которые также распространяется настоящий международный стандарт, требования, относящиеся к карданному подвесу, не применяются.

4.1.5    Толщина верхней стеклянной крышки (только для компаса класса А)

Толщина верхней стеклянной крышки и нижнего стекла компаса должна быть не менее 4,5 мм, если стекло незакаленное, и не менее 3,0 мм, если закаленное. Эти значения применимы также к толщине верхнего стекла полусферических компасов. Если используется материал иной, чем стекло, то он должен иметь эквивалентную прочность.

4.1.6    Требования к конструкции в температурном диапазоне

В пределах температурного диапазона, указанного в таблице 2:

a)    компас должен обеспечивать удовлетворительную работу;

b)    жидкость в котелке компаса должна оставаться чистой и свободной от пузырьков и не превращаться в эмульсию или замерзать;

c)    не должны наблюдаться проникновение воздуха внутрь котелка или протечки жидкости из котелка компаса. В котелке компаса не должно быть пузырьков, если это специально не предусмотрено для компенсации расширения жидкости.

Примечание — Пузырек, предусмотренный в компасе для компенсации расширения, не должен создавать препятствий для функционирования компаса и снятия отсчетов с компаса;

d)    внутренняя окраска не должна пузыриться, трескаться или заметно обесцвечиваться;

e)    для компасов класса А сила, прилагаемая к топке картушки (при температуре жидкости в котелке компаса 20 °С), должна соответствовать требованиям 4.3.6;

f)    для компасов класса В реакция опоры должна быть такой, чтобы чувствительная система всегда сохраняла контакт со своей шпилькой;

д) материал картушки компаса не должен деформироваться.

Таблица 2—Температурный диапазон

Магнитный компас

Температурный диапазон

Класс А

От минус 30 °С до плюс 60 °С

Класс В

От минус 20 °С до плюс 60 °С

4.1.7 Горизонтальное положение

Котелок компаса должен быть уравновешен таким образом, чтобы кольцевая оправа верхнего стекла компаса или верхняя стеклянная крышка располагались в горизонтальной плоскости в пределах 2°, когда кольцо карданного подвеса зафиксировано в горизонтальном положении. Такое положение должно обеспечиваться как при наличии, так и отсутствии пеленгатора или лупы.

4.2 Установка

4.2.1    Наклон опорного устройства

Котелок компаса должен быть установлен таким образом, чтобы кольцевая оправа верхнего стекла компаса оставалась горизонтальной в пределах 2°, когда нактоуз имеет наклон 40° для компасов класса А и 30° для компасов класса В, и чтобы компас не мог сместиться при любых условиях погоды и моря.

Внутренние и наружные цапфы карданного подвеса должны быть одного типа.

4.2.2    Свобода перемещения картушки компаса, не опирающегося на карданный подвес

В компасах, не имеющих карданного подвеса, картушки во всех направлениях должны иметь возможность свободного наклона не менее 30°.

з

4.3 Чувствительная система

4.3.1    Момент инерции

Момент инерции чувствительной системы должен быть приблизительно одинаков относительно всех горизонтальных осей, проходящих через точку опоры на топке картушки.

4.3.2    Подвеска (только для компаса класса А)

Чувствительная система должна сохранять свое положение с помощью соответствующих средств и сохранять свободу движения при наклоне котелка компаса на 10° в любом направлении.

4.3.3    Магнитный момент

Магнитный момент магнитов в чувствительной системе компасов класса А должен быть не менее значения, указанного на рисунке 1.

2

Магнитные моменты Y, А-м

Длина картушки X, мм

Рисунок 1 — Магнитные моменты жидкостных компасов класса А (минимальные требования)


Магнитный момент магнитов в чувствительной системе компасов класса В должен быть не менее значения, указанного на рисунке 2.

50    70    90    110    130    150    170    190    210

Длина картушки X, мм

Рисунок 2 — Магнитные моменты жидкостных компасов класса В (минимальные требования)


4


ГОСТ P 55565—2013

4.3.4    Время прихода в меридиан

После начального отклонения картушки компаса на 90° от магнитного меридиана время, требуемое для окончательного возврата в магнитный меридиан с точностью 1°, не должно превышать 240/VH при температуре (20 ± 3) °С, где Н— горизонтальная составляющая магнитной индукции в микротеслах в месте испытаний.

4.3.5    Наклон чувствительной системы под действием вертикальной составляющей магнитной индукции (только для компаса класса А)

Чувствительная система должна быть устроена или уравновешена таким образом, чтобы она не наклонялась более чем на 0,5° относительно горизонтальной плоскости при нулевой вертикальной составляющей магнитной индукции. Наклон не должен меняться более чем на 3° при изменении вертикальной составляющей магнитной индукции до 100 мкТл.

4.3.6    Реакция опоры (только для компаса класса А)

Сила, прилагаемая к опоре чувствительной системой в применяемой в котелке компаса жидкости, должна находиться в пределах от 0,04 до 0,1 Н при диаметре картушки 165 мм или менее, и в пределах от 0,04 до 0,14 Н при диаметре картушки свыше 165 мм.

4.4 Картушка компаса

4.4.1 Градуировка

Картушка компаса должна иметь градуировку на 360° (цена деления 1°) начиная с севера по ходу часовой стрелки, если смотреть сверху. Каждый 10-й градус должен быть отмаркирован тремя соответствующими цифрами. Север должен также иметь маркировку «000». Главные румбы должны быть обозначены прописными буквами N, S, «Е» и W; промежуточные точки также могут быть отмаркированы. В качестве альтернативы точка Севера может быть обозначена подходящим символом.

Градуировка картушки должна быть выполнена согласно таблице 3.

Таблица 3—Градуировка картушки

Магнитный компас

Цена деления картушки

Нумерация картушки

Класс А

Каждые 10°

Класс В

Не более 5°

Не реже чем через 30°

Если картушка градуирована с обеих сторон, то несовпадение делений не должно превышать 0,2°.

4.4.2 Диаметр картушки

Диаметр картушки компаса для нактоузов различных типов приведен в таблице 4.

Таблица 4 — Диаметр картушки компаса

Магнитный компас

Тип нактоуза

Диаметр картушки, мм

Класс А

А1

>165

А2

> 100

Класс В

А1

>50

А2

Примечания

1 Нактоуз типа А1 (см. 5.1) определяется высотой, которая не должна быть менее 1 м; если меньше 1 м, то это нактоуз типа А2 (см. 5.2).

2 Диаметр картушки магнитного компаса для спасательной/дежурной шлюпки приведен в Н.2.1.

4.4.3 Читаемость

Путевой компас любого класса должен быть удобочитаемым для человека с нормальным зрением на расстоянии от компаса согласно таблице 5 как при дневном, так и при искусственном освещении. Градуировка на картушке должна охватывать сектор, ширина которого не менее 15° с каждой стороны от курсовой черты. Допускается использование лупы.

5

Для рефлекторных и проецирующих компасов курсовая черта должна быть видимой, и 30°-ный сектор картушки должен быть читаемым человеком с нормальным зрением с расстояния 1 м от трубы перископа.

Таблица 5 — Удобочитаемое расстояние

Магнитный компас

Удобочитаемое расстояние, м

Класс А

1,4

Класс В

1,0

4.4.4 Пеленгаторный компас

Если пеленгаторный компас имеет шкалу, отградуированную в градусах для взятия пеленгов относительно носа судна, то шкала должна быть градуирована по ходу часовой стрелки на 360°, с нулем в таком положении, чтобы смотреть через пеленгатор, указывающей направление на нос судна.

4.5 Точность

4.5.1 Ошибка чувствительной системы

Ошибка чувствительной системы — конструктивная ошибка чувствительной системы, состоящая из:

a)    ошибки в ориентации магнита относительно градуировки картушки (коллимационная ошибка);

b)    неточностей при градуировке картушки компаса;

c)    эксцентриситета градуировки картушки компаса относительно центра вращения картушки.

Ни при каком курсе судна ошибка чувствительной системы не должна превышать значений, приведенных в таблице 6.

Таблица 6 —Допуск на ошибки по направлению

Магнитный компас

Допускаемая ошибка по направлению

Класс А

0,5°

Класс В

1,5°

В компасах с дистанционным устройством ошибка чувствительной системы относится к компасам без датчика положения чувствительной системы. При наличии последнего он должен располагаться таким образом, чтобы его влияние на курс по картушке компаса не превышало 0,5° для компаса класса А, для компасов класса В не более 1,5° соответственно.

Примечание — Если испытание проводят на котелке компаса, то тогда результирующее значение должно дополнительно включать в себя девиацию из-за наличия любого магнитного материала в компасе и/или датчике положения чувствительной системы.

4.5.2 Ошибка в положении курсовой черты

Ошибка в положении курсовой черты — конструктивная ошибка котелка компаса и карданного подвеса, которая зависит от относительного положения главной курсовой черты (если она фиксирована), топки и направления наружной оси карданного подвеса.

Ошибка в положении курсовой черты не должна превышать значений, приведенных в таблице 7.

Таблица 7 —Ошибка в положении курсовой черты

Магнитный компас

Наибольшая ошибка в положении курсовой черты

Класс А

0,5°

Класс В

1,0°

4.5.3 Ошибка из-за трения

Картушке компаса, находящегося при температуре (20 ± 3) °С, задается начальное отклонение (на значение по таблице 8) сначала в одну сторону от меридиана, а затем в другую. Картушка должна вернуться в первоначальное положение в пределах значений по таблице 8, где Н определяют согласно 4.3.4.