Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

57 страниц

Купить ГОСТ Р 55.0.03-2021 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Предоставляет руководство по применению системы управления активами в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55.0.02. Настоящий стандарт может быть применен к любым типам активов и может использоваться организациями любого типа и размера

 Скачать PDF

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТР

55.0.03—

2021

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ И

УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ. СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Руководство по применению ИСО 55001

(ISO 55002:2018, NEQ)

Издание официальное


Москва

Стандартинформ

2021


Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «СпецТек» (НПП «СпецТек»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 086 «Управление активами»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июня 2021 г. Ne 576-ст

4    Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 55002:2018 «Управление активами. Системы менеджмента. Руководство по применению ИСО 55001» (ISO 55002:2018 «Asset management — Management systems — Guidelines for the application of ISO 55001». NEQ)

5    ВЗАМЕН ГОСТ P 55.0.03—2014/ИСО 55002:2014

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация. уведомление и тексты размещаются также в информационно системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ. оформление. 2021

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии И

определит области, которые следует развивать для обеспечения соответствия действующей системы управления активами, и выявит необходимость в улучшениях средств и возможностей для управления активами.

Система управления активами не должна быть изолированной от других систем менеджмента. Частью успешного управления активами является способность интегрировать процессы управления активами, мероприятия и данные с процессами, мероприятиями и данными других областей деятельности или систем менеджмента организации, например: обеспечение качества, финансы, бухгалтерский учет, безопасность, управление рисками и человеческими ресурсами. Там. где это возможно, следует использовать существующие бизнес-процессы, чтобы избежать ненужной новой работы и дублирования существующей работы и данных. Эти взаимодействия с существующими процессами следует четко довести до сведения всех участников.

Менеджерам, управляющим активами, следует обеспечить, чтобы в организации были продуманные методологии управления затратами и выгодами таким образом, чтобы они (или организация) могли принимать наиболее подходящие решения о том. как максимизировать ценность, получаемую от активов, как для организации, так и для ее различных заинтересованных сторон.

Следует определить приоритетность развития элементов системы управления активами, поскольку обычно существуют ограничения в доступных ресурсах. Такой анализ может помочь организации в разработке плана(ов) внедрения и приоритизации улучшений в ее системе управления активами.

Подходящей отправной точкой может быть установление политики управления активами, которая часто помогает сосредоточиться на определении намерений всей организации. После этого организации следует разработать свой стратегический план управления активами в соответствии с политикой. В некоторых случаях организация может отдавать приоритет элементам, обеспечивающим средствами и возможностями для управления активами в соответствии с ГОСТ Р 55.0.01-2014 (раздел 7). и внедрению средств оперативного управления в соответствии с ГОСТ Р 55.0.02-2014 (раздел 8). Организации следует описать систему управления активами в документированной информации. Процессы развития системы управления активами, стратегический план управления активами и планы управления активами в соответствии с ГОСТ Р 55.0.02-2014 (пункты 7.5 и 7.6) также следует описать в документированной информации в той степени, которая необходима для обеспечения результативности системы управления активами.

Важно знать и прояснить любые различия в терминологии ГОСТ Р 55.0.01 и терминологии, используемой в обычной практике организации.

Соответствие требованиям ГОСТ Р 55.0.02 следует рассматривать как достижение только минимальной отправной точки для результативности системы управления активами и не следует рассматривать как конечную цель. Продвижение выше рамок соответствия также требует принятия основ управления активами, описанных в ГОСТ Р 55.0.01 (то есть согласованность, гарантирование, лидерство и ценность).

Системе управления активами и мероприятиям по управлению активами следует масштабироваться с учетом размера и сложности организации, ее активов и их критичности. Например, для небольших организаций план организации может представлять собой единый документ, который включает отдельные разделы, описывающие:

а)    цели организации.

б)    стратегический план управления активами;

в)    план(ы) управления активами.

Несмотря на то, что необходимо различать стратегический план управления активами и план(ы) управления активами, в соответствии с ГОСТ Р 55.0.02 не требуется создавать отдельные документы для каждого из них.

Приложение Ж содержит дополнительную информацию о масштабируемости управления активами.

4.4.2 Стратегический план управления активами

Принципы, с помощью которых организация намерена применять управление активами для достижения своих целей, следует изложить в политике управления активами. Подход к реализации этих принципов следует описать в стратегическом плане управления активами, оформленном как документированная информация.

Примечание — Стратегический план управления активами может называться по-другому, например «Стратегия управления активами».

Стратегический план управления активами детализирует цели управления активами, объясняет их связь с целями организации и концептуальной моделью, необходимой для достижения целей управления активами.

Мощность и производительность активов, а также результаты деятельности по управлению активами (например, план(ы) управления активами) могут быть ключевыми исходными данными для установления реалистичных и достижимых целей организации. Следует создать «двустороннюю» связь между планом организации и стратегическим планом управления активами, и их следует разрабатывать посредством итеративного процесса. Например, цели организации не следует разрабатывать в отрыве от деятельности организации по управлению активами.

При разработке своего стратегического плана управления активами организации следует учитывать. помимо прочего.

а)    контекст организации (см. 4.1).

б)    ожидания и требования заинтересованных сторон, в том числе ценность для заинтересованных сторон (см. 4.2 и приложение А);

в)    мероприятия, которые могут выходить за рамки обычных плановых сроков организации и которые следует регулярно пересматривать;

г)    область применения системы управления активами (см. 4.3 и приложение Б);

д)    доступные финансовые, людские и другие ресурсы.

Организации следует регулярно проверять эту информацию и при необходимости адаптировать стратегический план управления активами.

Одной из функций стратегического плана управления активами должна быть роль плана на верхнем уровне управления, который:

-    преобразует цели организации в цели управления активами;

-    идентифицирует и определяет процессы, которые организация использует для установления своих критериев принятия решений, связанных с активами (см. приложение Г);

-    предоставляет руководящие указания для разработки гшана(ов) управления активами, в которых указываются действия на уровне активов. План(ы) управления активами можно каскадировать на несколько уровней в крупных организациях или в организациях с портфелем, состоящим из большого числа активов.

Следует обеспечить согласованность и непротиворечивость между:

-    целями организации;

-    политикой управления активами;

-    стратегическим планом управления активами;

-    целями управления активами;

-    планами управления активами.

В масштабе всей организации это укрепит уверенность в том. что действия, предпринимаемые непосредственно в отношении активов, содействуют достижению целей организации (вертикальная согласованность деятельности по управлению активами).

Важно, чтобы об этой согласованности проводилось информирование внешних и внутренних заинтересованных сторон на всех уровнях организации, чтобы они понимали, почему выполняются те или иные мероприятия как непосредственно с активами на их жизненном цикле, так и мероприятия в системе менеджмента.

Приложение В содержит дополнительную информацию о содержании и разработке стратегического плана управления активами.

5 Лидерство

5.1    Лидерство и приверженность

5.1.1    Общие положения

Лидерство следует развивать на всех уровнях внутри организации; тем не менее высшему руководству в особенности следует обеспечить демонстрацию своего лидерства и приверженности, принимая активное участие в продвижении, руководстве и поддержке, обмене информацией и мониторинге достигнутых результатов и результативности, постоянном улучшении активов, управления активами и системы управления активами. Способы этого демонстрирования зависят от различных факторов, таких как размер и сложность организации, стиль и культура управления.

Высшее руководство организации — это руководители и старшие менеджеры, занимающие руководящие должности в организации. Высшее руководство может включать генерального директора, управляющего директора, старшего вице-президента, главного управляющего, членов совета директоров, исполнительных директоров, включая исполнительного вице-президента, управляющих партнеров, единоличного владельца, партнеров, выборных должностных лиц. старших менеджеров и руководителей департаментов. В состав высшего руководства также может быть включен (отдельный) наблюдательный совет.

Высшее руководство имеет право делегировать полномочия и предоставлять ресурсы внутри организации. Если область применения системы управления охватывает только часть организации, то высшее руководство относится к тем, кто руководит и управляет этой частью организации.

У каждой организации существуют различные потребности и свои специфические решения, которые принимает высшее руководство.

Высшее руководство может назначить отдельное лицо, которое будет отвечать за разработку, внедрение, функционирование и постоянное улучшение системы управления активами; тем не менее важно, чтобы высшее руководство оставалось полновластным хозяином системы управления активами и обеспечивало ясность в отношении обязанностей и подотчетности.

5.1.2    Ответственность

Ответственность высшего руководства включает в себя:

а)    обеспечение надлежащего участия внутренних заинтересованных сторон на всех уровнях организации в планировании, разработке, внедрении и функционировании системы управления активами;

б)    создание видения, культуры и ценностей, которые определяют политику и практику управления активами, и активное продвижение этих ценностей внутри и вне организации;

в)    обеспечение соответствия политики управления активами целям организации и ее согласованности с планом организации и другими политиками организации;

г)    обеспечение того, чтобы все лица, занимающие руководящие должности на всех уровнях:

-    способствовали пониманию ожиданий заинтересованных сторон и преобразованию целей организации в цели управления активами;

-    использовали свой авторитет для поддержки системы управления активами и выступали активными лидерами и инициаторами в управлении активами.

-    добивались согласованности с другими системами управления в организации посредством подходящих интеграционных подходов и разработки соответствующих организационных структур;

-    поддерживали интеграцию систем управления активами в бизнес-процессы, создавая вертикальную и горизонтальную согласованность системы управления активами;

-    обеспечивали учет потребностей и требований заинтересованных сторон в процессе(ах) постоянного улучшения организации:

-    выделяли соответствующие ресурсы для поддержки системы управления активами (эти ресурсы включают в себя надлежащие уровни финансирования, достаточные и компетентные человеческие ресурсы, поддержку информационных технологий и адекватные ресурсы для развития и постоянного улучшения сотрудничества в рамках межфункциональных команд):

-    выявляли и разрешали любые конфликты между внутренней культурой организации и осуществлением деятельности по управлению активами и функционированием системы управления активами:

-    информировали о целях управления активами организации и важности ее системы управления активами соответствующих сотрудников, клиентов, поставщиков, подрядчиков и другие заинтересованные стороны;

-    использовали двусторонний обмен информацией и были открыты для получения информации, направленной на улучшение активов, управления активами и системы управления активами со всех уровней внутри организации, а также от клиентов, поставщиков, подрядчиков и других ключевых заинтересованных сторон.

5.1.3    Приверженность

Приверженность высшего руководства управлению активами может быть продемонстрирована;

а)    ссылками на политику управления активами при обмене информацией;

б)    участием в определении целей и показателей достижений для людей, ответственных за систему управления активами;

1) путем установления приоритетов для этих целей.

2) путем выделения соответствующих ресурсов для достижения этих целей;

в)    формированием и поддержкой высокой культуры совместной работы, ориентированной на достижение целей управления активами;

г)    использованием согласованных критериев принятия решений для управления активами;

д)    поддержкой мероприятий по улучшению управления активами;

е)    поддержкой возможностей для личного и карьерного роста, путем поощрения и вознаграждения за время, потраченное на исполнение ролей, связанных с управлением активами и функционированием системы управления активами;

ж)    мониторингом эффективности системы управления активами и обеспечением выполнения корректирующих или предупреждающих действий, включая перспективные возможности для постоянного улучшения;

и)    рассмотрением рисков, связанных с активами, и включением этих рисков в процессы управления рисками организации;

к)    согласованием управления активами и системы управления активами с другими областями деятельности и системами менеджмента в организации; например, с ее подходом к управлению рисками;

л)    обеспечением сотрудничества во всей организации для достижения целей организации.

5.2 Политика

Политика управления активами содержит видение, ценности, намерения и курс организации, связанные с управлением активами, и ориентирована на достижение целей организации.

Политика управления активами — это краткое заявление с изложением принципов, с помощью которых организация намерена применять управление активами для достижения своих целей. Политика управления активами относится к общим намерениям высшего руководства в отношении активов, системы управления активами и всей деятельности по управлению активами и не относится к конкретным экземплярам активов.

Политика управления активами устанавливается и утверждается высшим руководством для демонстрирования его заинтересованности и ответственного отношения к управлению активами. Политика управления активами действует на высшем уровне и соответствует другим политикам организации, таким как политика в области качества или политика в области менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, корпоративная политика, политика управления рисками или политика, связанная с финансовым управлением и отчетностью.

Политика содержит обязательства организации и ее ожидания в отношении постоянного улучшения активов, управления активами и системы управления активами. Она согласована с целями организации и демонстрирует поддержку достижения целей организации.

Политика управления активами соответствует предназначению организации и согласована с планом организации и другими политиками организации.

Политика управления активами провозглашает руководящие принципы для управления активами и достижения целей управления активами и включает, например, обязательства по;

а)    соответствию применимым правовым и регулирующим требованиям;

б)    предоставлению ресурсов для реализации целей управления активами;

в)    отчетности и оценке результатов управления активами:

г)    поддержке долгосрочных целей, устойчивых результатов и требований заинтересованных сторон;

д)    соблюдению любых относящихся к управлению активами договорных обязательств;

е)    постоянному улучшению управления активами и системы управления активами.

Политика управляется как документированная информация и доступна как внутренним, так и. при необходимости, внешним заинтересованным сторонам организации согласно ГОСТ Р 55.0.02-2014 (пункт 7.3). Политику управления активами можно не оформлять отдельным документом, но ее следует идентифицировать и присвоить ей высший приоритет в документированной информации стратегического уровня.

Политику управления активами следует распространить внутри организации в соответствии с ГОСТ Р 55.0.02-2014 (пункт 7.3).

Организации следует разработать и применять процессы для пересмотра и обновления политики управления активами, особенно в случае изменения внешнего или внутреннего контекста.

5.3 Роли, ответственность и полномочия в организации

Следует определить ответственность и полномочия для ключевых видов деятельности в организации. В них следует включить ответственность и полномочия как для работников организации, так и для деятельности, переданной на аутсорсинг. Следует четко установить взаимосвязи различных видов деятельности. Ясность разграничения ответственности становится более важной в ситуациях, когда деятельность по управлению активами передается на аутсорсинг.

Следует четко прояснить, кто отвечает за определенную деятельность. Такая согласованность должностных обязанностей и осуществляемой в организации деятельности может быть достигнута путем разработки подробных и ясных должностных инструкций, путем включения ответственности за деятельность по управлению активами в существующие должностные инструкции или путем создания документированной информации, описывающей организационную структуру.

Высшему руководству следует распределить внутренние должностные обязанности с указанием полномочий для того, чтобы:

а)    обеспечить соответствие целей управления активами, как указано в стратегическом плане управления активами, политике управления активами и целям организации;

б)    поддерживать и обеспечивать пригодность, адекватность и действенность системы управления активами;

в)    отчитываться перед высшим руководством о достигнутых результатах управления активами и системы управления активами.

Высшему руководству следует распределить ответственность за управление наличием компетентных и дееспособных ресурсов; это потребует рассмотрения:

а)    личного опыта и компетентности (см. 7.2);

б)    поддержки специалистов посредством формального и неформального обучения и наставничества;

в)    других требований к объему и содержанию работ, которые могут повлиять на способность человека выполнять задачи, связанные с управлением активами;

г)    индивидуальных способностей человека понимать, что означает его ответственность в контексте выполнения своей роли (см. 7.3).

В небольших или средних организациях выполнение всех видов деятельности по управлению активами может быть поручено одному человеку. Меньший размер организации не отменяет требования информировать заинтересованные стороны о принимаемых мерах или разъяснять ответственность для отдельных лиц.

Ответственность и требуемую компетентность подрядчиков и внешних поставщиков услуг следует указать в договорах или соглашениях, оформленных как документированная информация (см. 8.3).

6 Планирование

6.1    Действия в отношении рисков и перспективных возможностей системы управления

активами

6.1.1    Назначение и содержание планирования

Планирование осуществляют для определения целей управления активами, вытекающих из целей организации, и определения мероприятий и ресурсов, необходимых для их достижения. Отправной точкой для планирования является понимание контекста организации согласно ГОСТ Р 55.0.02— 2014 (пункт 4.1) и требований заинтересованных сторон, касающихся управления активами согласно ГОСТ Р 55.0.02-2014 (пункт 4.2).

Планирование — это итеративный процесс, объединяющий направленную сверху вниз деятельность по стратегическому руководству и направленную снизу вверх деятельность по выявлению потребностей на основе текущей производительности активов, результатов деятельности по управлению активами и результатов использования системы управления активами. Цели и планы могут быть разработаны на разных уровнях. Стратегический план управления активами (см. 4.4.2 и приложение В) содержит стратегические цели, применяемые стратегии, критерии принятия решений и планы верхнего уровня для всего портфеля активов и системы управления активами. Планы управления активами могут быть разработаны для портфеля активов и/или отдельных активов; например, на

уровне бизнес-единицы, на уровне производственной площадки/объекта или на уровне сложной системы активов. Взаимосвязь различных уровней планирования показана на рисунке В.1.

При осуществлении планирования организации следует:

а)    придерживаться политики управления активами и применять принципы управления активами согласно ГОСТ Р 55.0.01-2014 (пункт 2.4.2);

б)    рассматривать риски и перспективные возможности, связанные с системой управления активами согласно ГОСТ Р 55.0.02-2014 (пункт 6.1) и целями управления активами согласно ГОСТ Р 55.0.02-2014 (пункт 6.2). принимая во внимание, как эти риски и перспективные возможности могут изменяться со временем;

в)    учитывать затраты, получаемые результаты и риски, связанные с портфелем активов, применяя установленные в организации критерии принятия решений и подход к управлению рисками;

г)    устанавливать временные рамки при планировании управления активами в соответствии с планированием организации и другими системами менеджмента, одновременно учитывая более долгосрочные последствия;

д)    учитывать результаты оценки достигнутых результатов, включая внутренний и внешний аудит, а также анализ со стороны руководства.

6.1.2    Риски и перспективные возможности

При планировании системы управления активами руководителям всех уровней организации следует обеспечить, чтобы риски и перспективные возможности были определены, а также были запланированы действия в их отношении. Цель состоит в том, чтобы предотвратить или уменьшить негативные последствия, снизить вероятность нежелательных последствий и использовать перспективные возможности, которые могут способствовать достижению целей управления активами организации. Риски и перспективные возможности учитывают в процессе планирования, как это описано в 6.2 и приложении Д.

Примерами рисков для системы управления активами могут быть: отсутствие или недостаточность процессов в организации; функционирование информационной системы недолжным образом, а также неясные или неполные описания ответственности, полномочий и компетенций персонала. Примерами перспективных возможностей могут быть улучшение процессов и потенциал использования новых технологий.

Подход к управлению рисками, связанными с системой управления активами, следует согласовать с общим подходом организации к управлению рисками. Дополнительные указания по этому вопросу можно найти в приложении Д.

При рассмотрении рисков организации следует установить и внедрить процесс идентификации, анализа и выработки действий по управлению рисками на регулярной основе. При определении этих действий следует применять критерии оценки риска, которые установлены как неотъемлемая часть критериев принятия решений. Действия могут включать изменения в системе управления активами.

Организации следует внедрить процесс для оценки результативности действий, предпринятых для управления рисками и перспективными возможностями согласно ГОСТ Р 55.0.02-2014 (пункты 8.1 и 9.1).

6.2    Цели управления активами и планирование их достижения

6.2.1 Цели управления активами

Цели управления активами определяют направления деятельности организации для обеспечения того, чтобы ее активы могли выполнить предъявляемые к ним требования согласно принципу «гарантирование» в ГОСТ Р 55.0.01-2014 (пункт 2.4.2). При установлении целей управления активами организации следует принимать во внимание ценность, которую должны формировать ее активы для заинтересованных сторон (информацию о концепции ценности в управлении активами см. в приложении А). Цели могут быть определены на нескольких уровнях (например, стратегическом, тактическом и оперативном) и могут различаться по подробности описания и срокам. Стратегические цели управления активами (например, на уровне портфеля активов) следует использовать для установления целей управления активами более низкого уровня (например, в бизнес-единицах, системах активов, группах активов) и для разработки планов управления активами (см. приложение В). Как правило, организации ограничивают число стратегических целей, чтобы обеспечить целенаправленность и концентрацию усилий.

Цели управления активами должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и привязанными к срокам, если это практически осуществимо. Кроме того, они могут быть определены как количественно (например, готовность производственных мощностей или количественные критерии приемлемости риска), так и качественно (например, ощущение социальной ответственности, репутация или нравственные ценности). Цели должны быть доступны в виде документированной информации в стратегическом плане управления активами и должны сообщаться заинтересованным сторонам для повышения осведомленности и чувства ответственности внутри организации. Конкретные цели следует довести до тех, кто несет ответственность за их достижение. Достижение целей управления активами следует контролировать и анализировать согласно ГОСТ Р 55.0.02-2014 (раздел 9). Отклонения могут использоваться для выработки действий по улучшению или как руководство для пересмотра целей управления активами.

При разработке целей управления активами организации следует:

-    анализировать риски и перспективные возможности, связанные с потенциальным влиянием как отказов активов, так и мероприятий по управлению активами;

-    анализировать важность активов для получения требуемых результатов (т. е. критичность активов).

Примеры показателей, которые могут быть связаны с целями, включают в себя:

а)    для управления активами:

-    общую (совокупную) стоимость владения;

-    доход на вложенный капитал;

-    соблюдение договорных условий;

-    удовлетворенность клиентов;

-    результаты опроса общества или репутации;

-    воздействие на окружающую среду (например, затраты на выбросы углерода):

-    уровень предоставляемых услуг;

-    будущий спрос;

-    возврат инвестиций с точки зрения ценности для заинтересованных сторон (социальная, экологическая и т. д.);

-    уровень зрелости управления активами (путем сравнительного анализа (бенчмаркинг));

-    согласованность и эффективность процессов;

-    уровни компетентности;

б)    для активов/портфелей активов:

-    производительность активов (например, работоспособность, эффективность);

-    удельную стоимость товара или услуги:

-    надежность, в том числе готовность, безотказность, ремонтопригодность и обеспеченность технической поддержкой (например, время простоя, среднее время/пробег между отказами, среднее время ремонта);

-    техническое состояние актива;

-    показатели охраны здоровья, безопасности и экологии;

-    общая стоимость владения:

-    стоимость жизненного цикла,

-    прогнозируемый срок жизни;

-    энергоэффективиость актива.

Цели управления активами следует регулярно пересматривать при проведении анализа руководством (см. 9.3). а результаты такого анализа следует использовать как исходные данные для процесса постоянного улучшения (см. 10.4).

6.2.2 Планирование достижения целей управления активами

6.2.2.1 Общие положения

Организации следует планировать и расставлять приоритеты проведения мероприятий и выделения ресурсов для достижения своих целей. План(ы) управления активами следует разработать как документированную информацию с уровнем детализации, который адекватно соответствует размеру и сложности организации, а также портфелю активов, указанному в области применения системы управления активами (см. приложение Б). Для небольших организаций стратегический план управления активами и планы управления активами могут быть представлены в виде единой документированной информации (см. приложение В). Стратегический план управления активами часто используется для долгосрочного планирования, и его следует сделать доступным для различных заинтересованных

сторон, таких как регулирующие органы и исполнительные органы. План управления активами включает более подробную информацию о мероприятиях и ресурсах, необходимых для поддержки пользователей этого плана, таких как руководители проектов или работ. Кроме того, организации следует рассмотреть потребности в описании процессов и методик, используемых для планирования управления активами.

Временные рамки, выбранные для плана(ое) управления активами, должны отражать период ответственности организации или срок жизни активов/портфеля активов. Например, поставщик услуг, обслуживающий активы в течение контрактного периода, может планироваться для управления активами в течение этого периода: однако может потребоваться учесть его более долгосрочные обязательства или ответственность, налагаемые клиентом в договоре.

Стоимость жизненного цикла (капитальные и операционные расходы) должна учитываться в процессе принятия решений (см. приложение Г).

В некоторых ситуациях целесообразно рассмотреть планирование жизненного цикла отдельных активов. В случае взаимосвязанной цепочки активов отдельные активы могут находиться на разных этапах жизненного цикла; следовательно, в любой момент времени разные активы одного и того же типа могут нуждаться в разных видах деятельности, например из-за их возраста, состояния или производительности. При планировании организация может оценить варианты инвестирования в свой портфель активов или альтернативы, которые могут включать решения, не требующие владения активом (например, лизинг).

Это планирование следует согласовать и интегрировать с другими мероприятиями организации по планированию (например, финансовому, кадровому и другим обеспечивающим видам деятельности). Для организации важно выделить ресурсы, которые определены в планах управления активами как необходимые. Реализация планов управления активами — это итеративный процесс, который включает в себя разрешение конфликтов между тем. что планируется, и тем. что может быть реализовано в рамках финансовых ограничений. Если ресурсы становятся ограниченными, может возникнуть необходимость в переоценке целей управления активами (как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу) и соответствующим образом расставить приоритеты.

Организации следует применять последовательный подход при определении финансового содержания планов управления активами. После того как финансовое содержание .будет рассмотрено, организации следует обеспечить, чтобы планы управления активами и финансовые планы были согласованы и приведены в соответствие. При принятии решений следует учитывать различия между финансовыми и техническими аспектами учета портфеля активов. Следует также уделить внимание потенциальным потерям, связанным с рассогласованием учета, и последствиям для ценообразования продукции и услуг организации.

Планы управления активами следует периодически пересматривать для обеспечения постоянного соответствия целям управления активами и его пригодности для их достижения.

6.2.2.2 План управления активами

Не существует жестких требований о том. что следует включить в план управления активами или как следует его структурировать. Тем не менее обычно такой план содержит:

-    обоснование предполагаемых мероприятий по управлению активами и описание целей, для достижения которых они предназначены;

-    планы эксплуатации и технического обслуживания:

-    планы капитальных инвестиций (капитальный ремонт, реконструкция, замена, модернизация и списание), а также финансовый и ресурсный планы.

Кроме того, планы управления активами часто основаны на анализе предыдущих достижений.

При разработке или пересмотре плана(ов) управления активами организации следует учитывать:

а)    область распространения плана управления активами, в том числе какие цели и связанные с ними риски и перспективные возможности рассматриваются и в какие сроки.

б)    производительность портфеля активов и ожидаемые результаты в терминах уровня сервиса, поставляемой продукции, будущего спроса и т. д.:

в)    кому следует нести ответственность за разработку и реализацию плана, его постоянное улучшение и информирование заинтересованных сторон:

г)    условия, в которых портфель активов эксплуатируется или будет эксплуатироваться;

д)    разработанные мероприятия по достижению целей и в отношении рисков, связанных с портфелем активов и управлением активами;

е)    требования к содержанию мероприятий, включая процессы и методики (см. 8.1);

ж) компромиссные решения между капитальными и операционными расходами, включая решения, не связанные с активами;

и)    виды деятельности, которые следует передать на аутсорсинг, и потребность в средствах управления и оперативном контроле (см. 8.3);

к)    риски, которыми нужно управлять в течение периода ответственности организации, включая все остаточные обязательства после окончания срока эксплуатации или использования актива;

л)    планирование обеспечения целостности и готовности к чрезвычайным ситуациям на основе выявленных рисков;

м)    выработанные предупредительные и корректирующие действия, а также действия по постоянным улучшениям (см. раздел 10);

н)    процесс определения приоритности внеплановых действий, включая управление изменениями,

п)    имеются ли необходимые ресурсы и финансирование в надлежащие сроки;

р)    стандарты и технические спецификации, применимые для планирования.

Ключевым аспектом планирования является выявление событий, при которых нарушается функциональность активов, включая потенциально катастрофические события, при которых происходит полная потеря функции. Для выявленных рисков, которые невозможно устранить (или управлять) иным образом, следует разработать планы действий в чрезвычайных ситуациях и меры по обеспечению устойчивости к внешним воздействиям, чтобы снизить или сдерживать последствия в случае возникновения неблагоприятного события.

План действий в чрезвычайных ситуациях и мероприятия по обеспечению устойчивости к внешним воздействиям должны обеспечивать максимально возможное достижение бизнес-целей и восстановление работоспособности. Организация может создать системы мониторинга для выявления резких изменений обстоятельств, чтобы инициировать действия на случай непредвиденных обстоятельств.

Примечание — ГОСТ Р 55.0.01-2014 (пункт 2.5.1) поясняет; «План управления активами позволит организации обеспечить связь, если это необходимо, между своей системой управления активами и множеством специфичных технических требований управления активами. Эти специфические технические требования изложены в стандартах как внутри, так и вне рамок ГОСТ Р, а также на международном, региональном и национальном уровнях стандартизации; такие стандарты содержат информацию о стратегиях и тактиках, а тахже конкретные требования к проектированию, конструкции, материалам или процессам».

7 Средства поддержки

7.1    Ресурсы

7.1.1    Общие положения

При разработке и внедрении системы управления активами организации следует определить необходимые ресурсы, рассмотрев:

а)    портфель активов;

б)    систему управления активами;

в)    мероприятия по управлению активами, вытекающие из стратегического плана управления активами и планов управления активами;

г)    цели организации и цели управления активами;

д)    мероприятия по мониторингу достигнутых результатов;

е)    мероприятия по улучшениям для устранения любых несоответствий.

Организации следует сопоставить свои имеющиеся ресурсы с требующимися ресурсами для запланированных мероприятий для выявления каких-либо пробелов. Такой анализ просчетов может быть использован в качестве исходных данных для процесса улучшений. Этот анализ применяется ко всем мероприятиям по управлению активами, он может быть достаточно объемным и может потребовать расстановки приоритетов и планирования программ большого числа проектов для устранения этих пробелов.

Потребности в ресурсах следует включить в процесс планирования на всех временных интервалах. чтобы обеспечить наличие адекватных и надлежащих ресурсов для реализации планов. Этот подход должен включать рассмотрение стратегии организации в области ресурсного обеспечения (например. в отношении людских ресурсов, следует ли их навыкам и способностям быть «штатными» или можно использовать аутсорсинг). Рассуждения относительно ресурсов также могут привести к измене-

ниям в способе реализации запланированных потребностей (например, использование арендованных активов).

7.1.2    Портфель активов

При определении ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий с портфелем своих активов. организации следует учитывать следующее.

а)    мероприятия по сохранению активов, как это определено в планах управления активами;

б)    расходные материалы для сохранения активов, как это определено в планах управления активами;

в)    сырье, необходимое для создания ценности портфелем активов;

г)    любые изменения самого портфеля активов, которые потребуют пересмотра потребностей в ресурсах с течением времени;

д)    любые изменения в использовании активов.

7.1.3    Система управления активами

При определении ресурсов, необходимых для системы управления активами, организации следует рассматривать связанные с управлением активами политики, цели, стратегии, планы и критерии принятия решений. Для обеспечения управления политиками, целями, процессами и элементами системы управления такие ресурсы могут включать в себя.

а)    системы обмена информацией;

б)    системы управления документами;

в)    системы управления персоналом;

г)    информационные системы.

7.1.4    Управление активами

При определении ресурсов, необходимых для деятельности по управлению активами, организации следует учитывать следующее;

а)    выполнение мероприятий по управлению активами;

б)    управление мероприятиями по управлению активами;

в)    компетенцию персонала;

г)    мероприятия, переданные на аутсорсинг:

д)    своевременное наличие инвестиций и оперативного финансирования;

е)    безопасный доступ к активам для проведения мероприятий по управлению активами.

7.2 Компетентность

7.2.1    Общие положения

7.2.1.1    Организации следует определить уровни компетентности, необходимые для выполнения всеми своих обязанностей и обеспечения подотчетности при управлении активами, а также необходимые осведомленность, знания, понимание, навыки и опыт для соответствия этой компетентности. При этом следует учитывать;

а)    культуру организации;

б)    человеческие ошибки:

в)    портфель активов организации;

г)    систему управления активами организации;

д)    стратегический план управления активами организации, планы управления активами и мероприятия по управлению активами.

7.2.1.2    Организации следует проводить оценку компетентности на соответствие установленным требованиям. Оценка может быть использована для:

а)    повышения компетентности и составления учебных планов, которые определяют специальное обучение, образование, развитие и другие меры, необходимые для достижения требуемой компетентности;

б)    проведения обучения таким образом, как это определено или предписано/указано в контракте компетентным специалистом;

в)    создания планов развития персонала;

г)    оценки компетентности лица после прохождения обучения в соответствии с установленными требованиями, чтобы убедиться в достигнутом улучшении.

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины, определения и сокращения....................................................2

4    Контекст организации.................................................................2

4.1    Понимание организации и ее контекста...............................................2

4.2    Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон..........................3

4.3    Определение области применения системы управления    активами.........................4

4.4    Система управления активами......................................................4

5    Лидерство...........................................................................6

5.1    Лидерство и приверженность.......................................................6

5.2    Политика................... 8

5.3    Роли, ответственность и полномочия в организации.....................................9

6    Планирование.......................................................................9

6.1    Действия в отношении рисков и перспективных возможностей системы управления активами. .9

6.2    Цели управления активами и планирование их достижения.............................10

7    Средства поддержки .................................................................13

7.1    Ресурсы........ 13

7.2    Компетентность..................................................................14

7.3    Осведомленность................................................................15

7.4    Обмен информацией.................................................... 16

7.5    Требования к информации.........................................................17

7.6    Документированная информация...................................................19

8    Функционирование...................................................................19

8.1    Оперативное планирование и управление............................................19

8.2    Управление изменениями.........................................................20

8.3    Аутсорсинг......................................................................20

9    Оценка достигнутых результатов.......................................................21

9.1    Мониторинг, измерение, анализ и оценка.............................................21

9.2    Внутренний аудит................. 25

9.3    Анализ со стороны руководства....................................................25

10    Улучшение........................................................................26

10.1    Общие положения............... 26

10.2    Несоответствия и корректирующие действия........................................27

10.3    Предупреждающие действия.....................................................28

10.4    Постоянное улучшение..........................................................28

Приложение А (справочное) Взгляд на ценность в управлении активами........................30

Приложение Б (справочное) Область применения системы управления активами................34

Приложение В (справочное) Стратегический план управления активами (СПУА).................38

Приложение Г (справочное) Принятие решений по управлению активами.......................42

Приложение Д (справочное) Управление рисками в контексте ГОСТ Р 55.0.02...................44

Приложение Е (справочное) Связь между финансовой и нефинансовой деятельностью

при управлении активами.................................................46

Приложение Ж (справочное) Масштабируемость — ИСО 55001 для малых предприятий..........49

Приложение И (справочное) Информация о видах деятельности по управлению активами........50

7.2.1.3    Организации следует хранить соответствующую документированную информацию в качестве свидетельств наличия компетентности. Методы управления такой документированной информацией могут включать.

а)    систему управления персоналом для регистрации уровней компетенции сотрудников, включая их квалификацию и опыт;

б)    систему управления трудовыми процессами для ведения записей о сотрудниках, завершивших деятельность по управлению активами.

7.2.1.4    Следует проводить также анализ компетентности, когда происходит значительное изменение портфеля активов, системы управления активами и управления активами. Методы проведения такого анализа могут включать в себя;

а)    процесс аудита компетентности для внесения изменений, вытекающих из результатов выполнения планов управления активами;

б)    планирование преемственности.

7.2.1.5    В случае, если организация решит передать какой-либо аспект системы управления активами на аутсорсинг, ей следует убедиться, что поставщики внешних ресурсов могут продемонстрировать их компетентность в отношении проведения требуемых мероприятий. Организации следует в зависимости от связанных с этим рисков проверять претензии к компетентности и иметь процесс, обеспечивающий предоставление компетентных ресурсов любым сторонним поставщиком.

7.2.2    Портфель активов

При определении компетенций, необходимых для проведения мероприятий с активами, входящими в портфель активов организации, ей следует учитывать следующее:

а)    типы активов.

б)    системы активов;

в)    конфигурации активов;

г)    риски и перспективные возможности, связанные с активами и системами активов, включая финансовые и нефинансовые последствия;

д)    оценку производительности и планы улучшений;

е)    управление изменениями.

7.2.3    Система управления активами

При определении своих требований к компетентности для ведения системы управления активами организации следует учитывать требования обеспечивающих систем и инструментов.

7.2.4    Управление активами

При определении своих требований к компетентности для деятельности по управлению активами организации следует учитывать следующее:

а)    требования к лидерству;

б)    культуру в организации;

в)    управление изменениями;

г)    методы и критерии принятия решений;

д)    подходящие и действенные процессы для управления компетенцией и лидерством.

7.3 Осведомленность

7.3.1 Общие положения

Лицам, работающим под управлением организации, следует иметь надлежащую осведомленность о контексте организации, целях управления активами, системе, проводимых мероприятиях и портфеле активов. К таким лицам могут относиться сотрудники, подрядчики, внутренние или внешние поставщики услуг и товаров. Необходимость обеспечить заинтересованные стороны организации специфической информаций определяется их ролью и ее связью с достижением организацией целей управления активами.

Следует обеспечить, чтобы все лица, деятельность и подотчетность которых могут оказать влияние на результаты управления активами, обладали:

а)    своими ролями и обязанностями, сообщенными им посредством установленных средств информирования;

б)    профессиональной подготовкой, образованием, повышением квалификации и другой поддержкой, необходимой для выполнения ими своих ролей;

Введение

0.1 Общие положения

Настоящий стандарт содержит рекомендации по применению системы менеджмента для управления активами, именуемой в дальнейшем как «система управления активами», в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55.0.02.

Настоящий стандарт содержит пояснения к указанным в ГОСТ Р 55.0.02 требованиям и предоставляет примеры, демонстрирующие выполнение этих требований. Настоящий стандарт не содержит указаний по управлению конкретными типами активов.

Настоящий стандарт предоставляет руководство для использования:

а)    участниками разработки, внедрения, использования, поддержания в рабочем состоянии и улучшения системы управления активами:

б)    участниками деятельности по управлению активами, в том числе поставщиками услуг.

Общая информация об управлении активами и информация о терминологии, применимой к

настоящему стандарту, представлена в ГОСТ Р 55.0.01.

0.2 Активы, управление активами и система управления активами

Актив — это то. что имеет потенциальную или реальную ценность для организации. Управление активами позволяет организации реализовывать ценность от активов для достижения своих целей. Система управления активами используется организацией для руководства, координации и контроля всей деятельности по управлению активами.

Примечание —Система управления активами может быть создана любой организацией, которая может быть индивидуальным предпринимателем, компанией, корпорацией, фирмой, предприятием, органом власти, партнерством, благотворительной организацией или учреждением, или их частью, или комбинацией, независимо от того, является ли она юридическим лицом, государственная она или частная. Например, организация может быть собственником активов, их хранителем или оператором, поставщиком услуг, дочерней организацией, ассоциацией или совместным предприятием.

Система управления активами, управление активами и портфель активов должны быть согласованы с целями организации и организационным планом и должны поддерживать их выполнение.

Цели организации обычно разрабатывают в рамках деятельности по планированию на стратегическом уровне организации и приводят в документированной информации организационного плана. Цели организации составляют ключевую часть контекста системы управления активами и являются отправной точкой для установления целей управления активами.

Понимание своего контекста позволяет организации разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии свою систему управления активами, деятельность по управлению активами и активы в соответствии с назначением организации, ее целями, потребностями и требованиями ее заинтересованных сторон.

Система управления активами включает в себя:

а)    политику управления активами (см. 5.2);

б)    цели управления активами (см. 6.2);

в)    стратегический план управления активами (СПУА),

г)    план (ы) управления активами (см. 6.2.2);

д)    деятельность по обеспечению средствами поддержки (см. раздел 7);

е)    оперативное планирование и управление (см. раздел 8), включая процессы и процедуры, применяемые. чтобы воздействовать непосредственно на активы в портфеле активов в течение их жизненного цикла:

ж)    оценку достигнутых результатов (см. раздел 9);

и)    деятельность по улучшению (см. раздел 10):

к)    руководящие указания о том, как системе управления активами следует быть связанной или взаимодействовать с другими политиками, процессами и системами управления.

На рисунке 1 показана взаимосвязь ключевых элементов системы управления активами, а также соответствующими разделами в ГОСТ Р 55.0.02.

Примечания

1    Во избежание чрезмерной сложности показаны только основные связи.

2    Назначением этого рисунка не является воспроизведение различий между управлением активами и системой управления активами: рисунок демонстрирует влияние элементов друг на друга.

3    Утолщенной линией обозначены границы системы управления активами.

Рисунок 1 — Связь между ключевыми элементами системы управления активами

0.3 Структура настоящего стандарта

Настоящий стандарт содержит рекомендации по внедрению требований к системе управления активами, указанных в ГОСТ Р 55.0.02. Для этого, настоящий стандарт повторяет структуру и последовательность разделов и подразделов ГОСТ Р 55.0.02. В настоящем стандарте, где это необходимо, даны рекомендации отдельно для активов и портфеля активов, для деятельности по управлению активами и для системы управления активами. В ГОСТ Р 55.0.01-2014 (пункт 2.4.3) поясняется взаимосвязь трех последних понятий. Применяя ГОСТ Р 55.0.02. важно знать об этой взаимосвязи. Например, организации следует проводить различив между мониторингом и оценкой результатов для своего портфеля активов, управления активами и системы управления активами и использовать результаты этих трех видов мониторинга в процессах постоянного улучшения на различных уровнях. Где необходимо. настоящий стандарт описывает, как организации следует обеспечивать выполнение требований отдельно к активам и портфелю активов, к деятельности по управлению активами и к системе управления активами, чтобы применение требований ГОСТ Р 55.0.02 способствовало реализации ценности от ее портфеля активов.

Кроме того, в настоящем стандарте также рассматриваются несколько вопросов, которые по своей сути имеют отношение к эффективному внедрению управления активами в целом и относятся к нескольким разделам ГОСТ Р 55.0.02. Поскольку особое внимание следует уделить точному пониманию этих «сквозных» элементов, они рассматриваются в приложениях к настоящему стандарту.

При разработке и улучшении системы управления активами и осуществлении управления активами следующие четыре направления имеют ключевое значение:

-    линия прямой видимости («путеводная нить») от контекста организации к политике управления активами, к стратегическому плану управления активами, к планам управления активами, к непосредственной деятельности по управлению активами;

-    связь целей: от целей организации производны стратегические цели управления активами, а от них — цели управления активами: это часто реализуется посредством иерархии ключевых показателей эффективности;

-    критерии принятия решений и процессы принятия решений;

-    управление рисками применяется на всех уровнях, от верхнего уровня организации вниз до повседневных операций, на всех уровнях детализации портфеля активов; инструментарий управления рисками согласуется с разработкой и улучшением системы управления активами, а процесс управления рисками — с осуществлением управления активами.

Соединение этих четырех элементов является одним из ключевых аспектов управления активами. В частности, согласованность принятия решений и постановки целей не является простой задачей. Они разрабатываются совместно, и это может потребовать несколько итераций, прежде чем они будут полностью согласованы и достигнут зрелости.

Чтобы поддержать эту общую согласованность, в приложениях А—Ж представлена следующая информация:

а)    концепция ценности как основополагающая в управлении активами (приложение А),

б)    определение области применения системы управления активами (приложение Б);

в)    цели и структура стратегического плана управления активами (СПУА) (приложение В);

г)    принципы принятия решений по управлению активами (приложение Г);

д)    место управления рисками в управлении активами (приложение Д):

е)    связь между финансовыми и нефинансовыми видами деятельности в управлении активами (приложение Е);

ж)    масштабируемость систем управления активами для организаций различных размеров и степени интеграции (приложение Ж).

ГОСТ Р 55.0.03-2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ.

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Руководство по применению ИСО 55001

Asset management. Management systems. Guidelines for the application of ISO 55001

Дата введения — 2021—09—01

1 Область применения

Настоящий стандарт предоставляет руководство по применению системы управления активами в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55.0.02.

Настоящий стандарт может быть применен к любым типам активов и может использоваться организациями любого типа и размера.

Примечания

1    Настоящий стандарт предназначен в большей степени для использования при управлении физическими активами, однако он может применяться к другим типам активов.

2    Настоящий стандарт не содержит финансовые, бухгалтерские или технические рекомендации по управлению активами определенного типа, тем не менее приложение Е предоставляет информацию о связи между финансовыми и нефинансовыми видами деятельности при управлении активами.

3    В ГОСТ Р 55.0.01. ГОСТ Р 55.0.02 и настоящем стандарте термин «система управления активами» используется как понятие «система менеджмента для управления активами».

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55.0.01—2014УИСО 55000:2014 Управление активами. Национальная система стандартов. Общее представление, принципы и терминология

ГОСТ Р 55.0.02-2014/ИСО 55001:2014 Управление активами. Национальная система стандартов. Системы менеджмента. Требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Издание официальное

3    Термины, определения и сокращения

3.1    В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55.0.01.

3.2    В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

СПУА — стратегический план управления активами;

КПЗ — ключевые показатели эффективности.

4    Контекст организации

4.1    Понимание организации и ее контекста

4.1.1    Общие положения

При разработке или пересмотре системы управления активами важно учитывать особенности внешнего и внутреннего контекста организации, которые имеют существенное влияние на структуру системы управления активами, область ее применения и ее внедрение.

4.1.2    Внешний контекст

Понимание внешнего контекста организации может включать, помимо прочего, следующее:

а)    социальные и культурные, политические, правовые, нормативные, финансовые, технологические, экономические, конкурентные, экологические факторы, будь то международные, национальные, региональные или местные;

б)    ключевые движущие силы и тенденции факторов, которые определены как потенциально влияющие на цели организации;

в)    отношения с внешними заинтересованными сторонами, понимание их устремлений и ценностей.

4.1.3    Внутренний контекст

Понимание внутреннего контекста организации может включать, помимо прочего, следующее:

а)    требования к общему руководству организацией;

б)    политики, цели и стратегии, которые существуют для их достижения;

в)    культуру и ценности организации;

г)    организационную структуру, роли, ответственность и полномочия;

д)    размер и степень интегрированности организации;

е)    средства и возможности, понимаемые с точки зрения ресурсов и знаний (например, капитал, время, люди, системы и технологии);

ж)    информационные системы, информационные потоки и процессы принятия решений (как формальные, так и неформальные);

и)    стандарты, руководства и модели, принятые организацией;

к)    отношения с внутренними заинтересованными сторонами, понимание их устремлений и ценностей;

л)    форму и объем договорных отношений,

м)    планы организации по управлению рисками, включая допустимые уровни, отношение к рискам и возможности для управления ими;

н)    практики управления активами и другие системы управления, планы, процессы и процедуры;

п)    целостность и производительность активов и систем активов, а также результаты соответствующих оценок или обзоров;

р)    размер, сложность и критичность активов;

с)    обратную связь от расследования предыдущих отказов активов и систем активов, инцидентов, аварий и аварийных ситуаций, а также любого системного или статистического анализа и оценок;

т)    оценки способности системы управления активами достигать намеченных целей организации;

у)    обратную связь от предыдущих самооценок, внутренних аудитов, сертификационных проверок и проверок третьих сторон.

Процессы и результаты процессов, используемые для оценки контекста организации, могут считаться необходимыми для обеспечения результативности системы управления активами и, следовательно, могут вестись как документированная информация согласно ГОСТ Р 55.0.02-2014 (пункт 7.6.1). Поводы и периодичность для проведения оценок контекста также следует определить в документированной информации.

4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

4.2.1    Общие положения

Организации следует определить и проанализировать заинтересованные стороны, которые имеют отношение к системе управления активами, управлению активами и активам, а также потребности и ожидания этих заинтересованных сторон. Выявление и анализ потребностей и ожиданий заинтересованных сторон позволят определить ценность, которую заинтересованные стороны могут получить от активов организации {см. приложение А для рассмотрения концепции ценности в управлении активами).

4.2.2    Внутренние заинтересованные стороны

Внутренними заинтересованными сторонами могут быть:

а)    работники организации;

б)    группы внутри организации, то есть функциональные группы (например, проектные, финансовые, бухгалтерские, ремонтные, производственные, закупочные, складские, логистические, коммуникационные и информационные) или другие группы (например, уполномоченные по безопасности);

в)    акционеры, консорциумы управления, собственники.

4.2.3    Внешние заинтересованные стороны

Внешними заинтересованными сторонами могут быть:

а)    клиенты, потребители;

б)    поставщики, сервисные организации и подрядчики;

в)    неправительственные организации, включая социальные организации, организации потребителей и средства массовой информации, заинтересованные в вопросах, связанных с управлением активами;

г)    правительственные организации, правительственные учреждения, регулирующие органы и политики на всех уровнях правительства:

д)    налогоплательщики;

е)    местные сообщества;

ж)    граждане и общественные организации, заинтересованные в социальной, финансовой, экологической или других формах устойчивости;

и)    инвесторы, финансовые учреждения, рейтинговые агентства, брокеры и страховщики;

к)    внешние уполномоченные (например, работники отраслевого органа/профсоюза).

4.2.4    Потребности и ожидания заинтересованных сторон

Потребности и ожидания заинтересованных сторон следует определить в документированной информации и распространить внутри организации. Это может быть отражено в высокоуровневом описании потребностей заинтересованных сторон в рамках стратегического плана управления активами, в котором указывается, что в планах управления активами будут содержаться более подробные формулировки, специально разработанные и предназначенные для удовлетворения ожиданий различных групп заинтересованных сторон. В этих формулировках следует отражать любые обязательные требования.

Организации следует рассмотреть способы отслеживания степени актуальности собранной информации и методов, используемых для ее сбора. При взаимодействии с заинтересованными сторонами для определения их потребностей и ожиданий организация может использовать список тем. связанных с контекстом, приведенный в 4.1, для формирования рамок обсуждений.

Одной из целей управления активами является предоставление возможности организации удовлетворять потребности клиентов и пользователей ее активов. Организации следует измерять уровни услуг (см. 6.2.1), которые предоставляют ее активы, и сравнить их с потребностями и ожиданиями своих клиентов и пользователей. Процесс проверки уровня услуг может быть полезным подходом для понимания ожиданий клиентов и пользователей.

Заинтересованные стороны могут выносить суждения о деятельности организации по управлению активами, а также о результатах управления активами на основе своего восприятия. Их оценка может варьироваться в зависимости от различий в их ценностях, потребностях, предположениях, концепциях и проблемах, в зависимости от их отношения к обсуждаемым вопросам. Поскольку мнения заинтересованных сторон могут оказать существенное влияние на решения организации, связанные с активами, важно, чтобы их восприятие выявлялось, регистрировалось и учитывалось в процессе принятия решений организации (см. также приложение Г).

Определение того, как принимаются решения, связанные с активами, и обеспечение понимания этого процесса являются важной частью управления активами. На критерии принятия решений влияют потребности внешних и внутренних заинтересованных сторон, политика управления активами и отношение организации к риску (см. приложение Г)- Вклад внешних и внутренних заинтересованных сторон в определение критериев принятия решений имеет важное значение для установления приоритетов и разрешения противоречивых требований. Критерии принятия решений должны соответствовать важности и сложности принимаемых решений. Эти критерии следует использовать для оценки конкурирующих вариантов решений для достижения целей управления активами и разработки планов управления активами. Критерии могут быть выражены разными способами, чтобы обеспечить применение как количественных. так и качественных методов принятия решения. Процессы выработки критериев принятия решений, которыми руководствуется управление активами, должны быть четкими и определяться в документированной информации.

4.2.5 Обмен информацией с заинтересованными сторонами

Уровень детализации, необходимый при представлении отчетности различным заинтересованным сторонам, варьируется в зависимости от области деятельности организации, сложности управляемых активов и важности заинтересованной стороны для организации. В предоставляемых отчетных данных следует раскрывать только ту информацию, которая касается заинтересованной стороны, получающей эту информацию. Организации следует быть осведомленной о том, что могут существовать законодательные и нормативные требования, связанные с отчетностью для конкретных заинтересованных сторон.

Как правило, следует информировать заинтересованные стороны о тех решениях, которые могут повлиять на них. Также рекомендуется учитывать исходную информацию заинтересованных сторон для выработки решений, которые могут оказать влияние на заинтересованные стороны. Неспособность надлежащим образом информировать и консультироваться о деятельности по управлению активами может представлять собой риск, поскольку впоследствии это может помешать организации выполнить свои цели.

Важно, чтобы терминология, используемая при общении с заинтересованными сторонами, соответствовала и согласовывалась с другими видами деятельности в организации, что особенно необходимо при передаче финансовой информации (см. приложение Е).

Организации могут управлять своими потребностями в обмене информацией с помощью реестров или матриц, определяющих, с кем. о чем, когда, как и почему им следует обмениваться информацией.

4.3    Определение области применения системы управления активами

Основываясь на результатах анализа своего контекста и заинтересованных сторон (см. 4.1 и 4.2), организации следует определить (или пересмотреть) границы системы управпения активами и установить ее область применения. Область применения следует довести до сведения всех заинтересованных сторон, имеющих отношение к управлению активами, как внутренних, так и внешних по отношению к организации.

При определении области применения организации следует:

а)    рассмотреть масштабы, компоновку и функциональные связи активов, участвующих в предоставлении сервиса клиентам или другим заинтересованным сторонам;

б)    рассмотреть основания для исключения некоторых активов из области применения, для того чтобы продолжать соответствовать своему контексту и предназначению и обеспечить включение в область применения всех нужных активов;

в)    определить структурные части организации, местоположение активов и договорные условия.

Приложение Б содержит дальнейшие указания по определению области применения системы

управления активами в различных ситуациях, в том числе в тех случаях, когда различные организации участвуют в управлении конкретным портфелем активов (например, когда владелец актива передает на аутсорсинг большую часть или все виды деятельности по управлению активами).

4.4    Система управления активами

4.4.1 Общие положения

При первоначальной разработке системы управления активами организации следует наметить, как она будет создавать, внедрять, эксплуатировать, поддерживать в рабочем состоянии и улучшать систему управления активами. Первоначальный анализ текущих процессов организации, а также ее средств и возможностей для управления активами на соответствие требованиям ГОСТ Р 55.0.02

ЗаменяетГОСТ Р 55.0.03-2014