Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

50 страниц

532.00 ₽

Купить ГОСТ Р 53192-2014 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на проектирование, выполнение и контроль качества сварных соединений и сварных узлов в стальных конструкциях железнодорожного подвижного состава климатических исполнений по ГОСТ 15150.

 Скачать PDF

Рекомендуется использовать ГОСТ 33976-2016 (ИУС 4-2017)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Требования к проектированию сварных соединений и сварных узлов в конструкциях железнодорожного подвижного состава

     5.1 Общие требования

     5.2 Требования к материалам для сварных конструкций

     5.3 Требования к сварным соединениям и сварным узлам с поперечными нагрузками на сварные швы

     5.4 Требования к сварным соединениям и сварным узлам с продольными нагрузками на сварные швы

     5.5 Требования к сварным соединениям в узлах сопряжения элементов сварных конструкций

     5.6 Требования к сварным соединениям с дополнительными деталями и усиливающими элементами

     5.7 Требования к расчету размеров сварных швов и назначению конструктивных элементов подготовки кромок свариваемых деталей

     5.8 Требования к назначению категорий качества сварных соединений

6 Требования к выполнению сварных соединений

     6.1 Требования к подготовке металла и изготовлению деталей

     6.2 Требования к сборке под сварку

     6.3 Требования к сварке

7 Контроль качества сварных соединений

8 Исправление дефектов сварных соединений

9 Требования безопасности и охраны труда

Приложение А (рекомендуемое) Материалы для дуговой сварки углеродистых и низколегированных сталей

Приложение Б (рекомендуемое) Материалы для дуговой сварки коррозионно-стойких и разнородных сталей

Приложение В (рекомендуемое) Значения эффективного коэффициента концентрации напряжений элементов конструкций и сварных соединений стального проката классов прочности от 295 до 355 включительно

Приложение Г (справочное) Способы повышения сопротивления усталости сварных соединений

Приложение Д (справочное) Пределы допустимости правки и гибки (по радиусу) стального проката в холодном состоянии

Приложение Е (рекомендуемое) Схемы термической правки

Приложение Ж (рекомендуемое) Области применения и формы технологических карт сварки

Приложение И (обязательное) Правила испытания и аттестации технологий сварки

Библиография

 
Дата введения01.05.2015
Добавлен в базу12.02.2016
Завершение срока действия01.07.2017
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

12.12.2014УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1985-ст
РазработанОАО ВНИИЖТ
ИзданСтандартинформ2015 г.

Welded joints in steel structures of railway rolling stock. Requirements for design, production and quality control

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТР

53192-

2014

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫМ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

СОЕДИНЕНИЯ СВАРНЫЕ В СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Требования к проектированию, выполнению и контролю качества

Издание официальное

Стандартинформ

2015

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2014 г. № 1985-ст

4    ВВЕДЕН ВЗАМЕН ГОСТ Р 53192-2008

5    Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава»

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2015

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ P 53192—2014


'

не

(io°.

1100,

iee |

менее

не Meh /

\




Рисунок 3



5.5.2    В местах пересечения сварных швов выпуклость ранее выполненного стыкового шва должна быть удалена.

5.5.3    Для обеспечения плавной передачи нагрузок между частями конструкций, сопрягаемыми под разными углами, рекомендуется соединение поясных элементов выполнять стыковыми швами с полным проплавлением через промежуточные элементы, косынки или увеличивать длину концевого участка одного из соединяемых элементов. При этом места перехода вместе с концами швов рекомендуется обрабатывать по радиусу.

Варианты узлов соединения несущих элементов представлены на рисунке 4.






Рисунок 4

5.5.4 При применении несущих элементов, изготовленных гибкой или штамповкой в холодном состоянии, выполнение сварных швов в местах деформации допускается при условии, что отношение внутреннего радиуса гиба к толщине металла составляет не менее:

1.0 .........................................при    толщине    до 4 мм включительно;

1,5.........................................при толщине    от 5 до 8 мм включительно;

2.0 .........................................при толщине    от 9 до 12 мм включительно;

3.0 .........................................при толщине    от 13 до 24 мм включительно.

Применение замкнутых гнутых профилей в элементах жесткости кузовов с выполнением сварных

швов вдоль радиуса гиба для соединения этих элементов между собой и с листами обшивки не рекомендуется.


7


5.6 Требования к сварным соединениям с дополнительными деталями и усиливающими элементами

5.6.1 Ребра жесткости, диафрагмы и другие дополнительные детали следует устанавливать с учетом напряжений, действующих в основном сечении, размещая их в менее напряженных местах.

Приварку этих элементов толщиной более 4 мм следует выполнять непрерывными двусторонними угловыми швами по контуру. При больших конструкционных нагрузках концы швов и торец присоединяемой детали должны быть обварены.

Приваривать ребра жесткости и диафрагмы непосредственно к растянутым поясам не рекомендуется. Варианты конструктивного исполнения установки ребер жесткости приведены на рисунке 5.



А:


Вариант 1


Вариант 2


b>2z R>30 мм


Рисунок 5


Расстояние между ребрами жесткости и стыковыми швами стенки несущего элемента должно быть не менее 10 толщин стенки.

5.6.2    При проектировании приварки деталей к растянутым несущим элементам сварными швами, расположенными перпендикулярно к действующим напряжениям, расстояние между швами должно быть не менее 50 мм.

5.6.3    Применять нахпесточные соединения деталей с элементами, работающими на растяжение, не рекомендуется.

5.6.4    Минимальная длина прерывистых сварных швов в соединениях тонколистовых элементов с несущими элементами рамы и каркаса кузова должна быть не менее пяти толщин несущего элемента и не менее 20 мм.

5.7 Требования к расчету размеров сварных швов и назначению конструктивных

элементов подготовки кромок свариваемых деталей

5.7.1 Размеры сварных швов, передающих усилия между соединяемыми деталями, подлежат расчету.

Соотношения эффективной (расчетной) толщины стыкового шва s и углового шва а с толщиной детали t должны соответствовать требованиям таблицы 1.


8


ГОСТ Р 53192-2014

Тип

сварного

соединения


Форма подготовки кромок


Форма сварного шва


Процесс дуговой сварки плавящимся электродом


Толщина металла, t, мм


Конструктивные элементы подготовки кромок


Ь, мм


с, мм


а, град


Эффективная толщина сварного шва


Стыковое с односторонним швом




В защитном газе.

Ручная, покрытым электродом


Под флюсом


3 < f < 16


от 1 до 3


от 0 до 2


50*


S = t


t > 12


от 0 до 3


от 1 до 2


50



Стыковое с двусторонним швом




В защитном газе.

Ручная, покрытым электродом


Под флюсом


3 < f < 16


от 1 до 3


от 0 до 2


50*


t > 12


от 0 до 3


от 1 до 6


50


S = t




В защитном газе.

Ручная, покрытым электродом


Под флюсом


3 < f < 16


от 1 до 3


от 0 до 2


от 45 до 50


t > 12


от 0 до 3


от 1 до 6


50


Стыковое с односторонним швом




В защитном газе.

Ручная, покрытым электродом


12 < f < 30


от 6 до 15


от 20 до 40


s = t


ГОСТ Р 53192



Окончание таблицы 1

ГОСТ Р 53192-2014

5.7.2 Размер катета углового шва z (сторона наибольшего равнобедренного треугольника, который можно вписать в сечение шва), мм, при сопряжении деталей под прямым углом рассчитывают по формуле

где а — эффективная (расчетная) толщина шва, мм; кш — коэффициент эффективности проплавления.

Значения коэффициента кш следует принимать в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2 — Значения коэффициента эффективности проплавления угловых швов

Коэффициент эффективности проплавления кш

Катет шва, мм

Дуговая сварка под флюсом

Дуговая сварка в двуокиси углерода проволокой марки Св-08Г2С диаметром от 1,4 до 1,6 мм включительно

Дуговая сварка в двуокиси углерода проволокой диаметром менее 1,4 мм, дуговая сварка в смесях аргона с двуокисью углерода или кислородом

Ручная дуговая сварка покрытым электродом

3

4

5

6

1,00

0,85

7

8

0,70

0,70

9

10 12

0,90

0,80

Более 12

0,70

0,70

z =

При остром или тупом угле между сопрягаемыми деталями катет углового шва z рассчитывают по формуле

(2)

где р — угол между сопрягаемыми деталями.

5.7.3 При расчетах принимают значения предела текучести металла сварного шва в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3 — Значения предела текучести металла сварных швов

В мегапаскалях

Предел текучести металла сварных швов от

Группа свариваемых сталей

Дуговая сварка в защитном газе

Дуговая сварка под флюсом

Ручная дуговая сварка покрытым электродом

Низколегированные классов прочности от 295 до 390

400 (проволока СВ-08Г2С* ГОСТ 2246)

400 (проволока Св-08ГА, Св-10Г2* ГОСТ 2246)

390 (электрод Э50А ГОСТ 9467, ГОСТ 9466)

Углеродистые и коррозионно-стойкие

Минимальные значения ат по стандартам на свариваемую сталь

* Марки материалов приведены справочно.

При применении присадочных материалов, обеспечивающих прочностные характеристики металла шва, превышающие установленные таблицей 3, допускается уменьшение катетов угловых швов до 40%.

5.7.4 Размеры конструктивных элементов подготовки кромок под дуговую сварку плавящимся электродом рекомендуется назначать согласно таблице 1 с проектированием нестандартных швов или выбором стандартных типов соединений:

- по ГОСТ 8713, ГОСТ 11533 — при дуговой сварке под флюсом;

ГОСТ Р 53192-2014

-    по ГОСТ 5264, ГОСТ 11534 — при дуговой сварке в защитном газе и ручной дуговой сварке покрытым электродом.

Допускается размеры конструктивных элементов подготовки кромок под сварку в двуокиси углерода проволокой марки Св-08Г2С диаметром от 1,4 до 1,6 мм включительно назначать по ГОСТ 14771, ГОСТ 23518 (способ УП).

5.7.5    Сварные соединения следует проектировать в соответствии с:

-    ГОСТ 14771, ГОСТ 23518 — при дуговой сварке в инертном газе вольфрамовым электродом;

-    ГОСТ 14776 — при дуговой сварке точечных соединений;

-    ГОСТ 15878 (группа А) — при контактной сварке (точечной, рельефной, шовной);

-    ГОСТ 16098 — при сварке двухслойных сталей.

5.7.6    Стыковую контактную сварку следует выполнять способом оплавления. В месте стыка свариваемые детали должны иметь одинаковую форму и сечения, различающиеся не больше, чем на 15 % по площади сечения для круглых деталей и на 10 % — для прямоугольных.

5.7.7    Сварные узлы несущих конструкций рассчитывают на сопротивление усталости с оценкой по запасам прочности по отношению к пределу выносливости в соответствии с методами, принятыми для соответствующих категорий железнодорожного подвижного состава.

Предварительная оценка сопротивления усталости сварных соединений низколегированного проката классов прочности от 295 до 355 может быть выполнена по значениям эффективного коэффициента концентрации напряжений ка (отношение предела выносливости деталей вне зоны сварного соединения к пределу выносливости сварного соединения), приведенным в приложении В.

Значение ка сварных соединений из сталей классов прочности свыше 355 определяют испытаниями на усталость макетных образцов.

5.7.8    Для повышения сопротивления усталости в конструкторской документации может быть предусмотрена обработка сварных соединений в соответствии с приложением Г.

5.8    Требования к назначению категорий качества сварных соединений

5.8.1    В зависимости от уровня напряжений и требований обеспечения надежности отдельных сварных соединений на стадии проектирования следует устанавливать категории качества сварных соединений с обозначением в чертеже.

5.8.2    Уровень напряжений определяет разработчик по результатам прочностного расчета конструкции с классификацией интенсивности напряжений по трем уровням: высокий, средний, низкий.

5.8.3    При проектировании сварных соединений устанавливают требования обеспечения надежности, учитывающие возможные последствия разрушения этих соединений:

-    высокое — ущерб для жизни и здоровья людей и полный выход из строя всей конструкции;

-    среднее — нарушение функционирования всей конструкции и возможный ущерб для жизни и здоровья людей;

-    низкое — отсутствие прямого нарушения функционирования всей конструкции и малая вероятность ущерба для жизни и здоровья людей.

5.8.4    Категории качества сварных соединений, соответствующие уровням качества по ГОСТ Р ИСО 5817, и объем контроля устанавливают согласно таблице 4.

Таблица 4 — Категории качества, уровни качества по ГОСТ Р ИСО 5817 и объемы контроля сварных соединений

Категория

качества

сварного

соединения

Уровень

напряжений

Требование

обеспечения

надежности

Объем контроля

Уровень качества по ГОСТ Р ИСО 5817

внешним осмотром и измерением

ультразвуковым методом по ГОСТ 14782 или радиографическим методом по ГОСТ 7512

1

Высокий

Среднее

100 %

Не менее 10 % суммарной длины швов с полным проплавлением

В

Средний

Высокое

2

Низкий

Высокое

100 %

С

Высокий

Низкое

При необходимости до 100% длины швов с полным проплавлением

Средний

Средний

Средний

Низкое

Низкий

Среднее

3

Низкий

Низкое

100 %

D

15

6 Требования к выполнению сварных соединений

6.1    Требования к подготовке металла и изготовлению деталей

6.1.1    Металл, используемый для изготовления элементов сварных конструкций, должен соответствовать требованиям стандартов на его приемку, упаковку, маркировку и хранение.

Качество металла должно быть удостоверено сертификатами предприятия — изготовителя металла.

6.1.2    Металл, поступающий на обработку, должен быть очищен от загрязнений, а имеющий искривления и деформации — предварительно выправлен.

Правку металла или отдельных заготовок следует осуществлять на вальцах, прессах или других устройствах, обеспечивающих плавность приложения нагрузок.

Пределы допустимости правки и гибки (по радиусу) стального проката в холодном состоянии приведены в приложении Д.

6.1.3    Деформации проката, превышающие пределы допустимости холодной правки, или деформации, не подлежащие правке на машинах, устраняют горячими (термическим или термомеханическим) способами.

Горячую и холодную правку следует производить по технологии, исключающей появление трещин, надрывов и пережога металла.

Температура местного нагрева при термической и термомеханической правке для горячекатаных низколегированных сталей и нержавеющих сталей типа XI8Н1 ОТ должна быть в пределах от 700 °С до 900 °С.

Контроль температуры нагрева осуществляют с помощью термометров на основе контактной термопары или оптических пирометров излучения.

Термомеханическая правка при остывании металла ниже 600 °С не допускается.

Рекомендуемые схемы термической правки проката и элементов сварных конструкций приведены в приложении Е.

6.1.4    Вырезку деталей и выполнение скосов кромок под сварку способами термической резки следует производить при положительной температуре металла и окружающего воздуха.

Поверхность реза должна быть очищена от грата, шлака, окалины, натеков и брызг металла. Острые кромки должны быть притуплены. Допускается оплавление верхних кромок реза с радиусом не более 2 мм. Предельные отклонения поверхности реза от перпендикулярности и шероховатость поверхности реза, допускаемые без последующей механической обработки, должны соответствовать требованиям таблицы 5.

Таблица 5 — Требования к качеству поверхности реза

Тип кромок деталей

Класс по ГОСТ 14792

Наибольших отклонений поверхности реза от перпендикулярности

Наибольших значений высоты неровностей профиля

Свободные (не подвергающиеся сварке)

2

1

Несвободные (подвергающиеся сварке с полным или частичным проплавлением)

2

2

Отклонения от требований таблицы 5 должны быть устранены механическим способом с обеспечением плавности перехода от обрабатываемого места к необрабатываемому. Допускается устранение отдельных неровностей реза (выхватов) дуговой сваркой с последующей обработкой абразивным инструментом.

6.1.5    После резки на ножницах поверхность реза не должна иметь надрывов и трещин. Заусенцы должны быть удалены, острые кромки притуплены. Свободные кромки несущих элементов после резки на ножницах должны быть обработаны механическим способом.

6.1.6    Проплавляемые при сварке поверхности и прилегающие к ним зоны металла шириной не менее 10 мм, а также кромки листов в местах примыкания выводных планок перед сборкой должны быть очищены от ржавчины, отслаивающейся окалины и загрязнений.

ГОСТ Р 53192-2014

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................3

4    Общие положения....................................................................3

5    Требования к проектированию сварных соединений и сварных узлов в конструкциях

железнодорожного подвижного состава..................................................4

5.1    Общие требования................................................................4

5.2    Требования к материалам для сварных конструкций....................................5

5.3    Требования к сварным соединениям и сварным узлам с поперечными нагрузками на сварные

швы............................................................................5

5.4    Требования к сварным соединениям и сварным узлам с продольными нагрузками на сварные

швы............................................................................6

5.5    Требования к сварным соединениям в узлах сопряжения элементов сварных конструкций.....6

5.6    Требования к сварным соединениям с дополнительными деталями и усиливающими

элементами......................................................................8

5.7    Требования к расчету размеров сварных швов и назначению конструктивных элементов

подготовки кромок свариваемых деталей.............................................8

5.8    Требования к назначению категорий качества сварных соединений.......................15

6    Требования к выполнению сварных соединений..........................................16

6.1    Требования к подготовке металла и изготовлению деталей..............................16

6.2    Требования к сборке под сварку....................................................17

6.3    Требования к сварке..............................................................18

7    Контроль качества сварных соединений.................................................20

8    Исправление дефектов сварных соединений.............................................21

9    Требования безопасности и охраны труда...............................................22

Приложение А (рекомендуемое) Материалы для дуговой сварки углеродистых и низколегированных

сталей.................................................................23

Приложение Б (рекомендуемое) Материалы для дуговой сварки коррозионно-стойких

и разнородных сталей....................................................24

Приложение В (рекомендуемое) Значения эффективного коэффициента концентрации напряжений элементов конструкций и сварных соединений стального проката классов прочности

от 295 до 355 включительно...............................................25

Приложение Г (справочное) Способы повышения сопротивления усталости сварных соединений. . .30 Приложение Д (справочное) Пределы допустимости правки и гибки (по радиусу) стального проката

в холодном состоянии....................................................34

Приложение Е (рекомендуемое) Схемы термической правки.................................35

Приложение Ж (рекомендуемое) Области применения и формы технологических карт сварки......36

Приложение И (обязательное) Правила испытания и аттестации технологий сварки..............39

Библиография........................................................................44

ГОСТ Р 53192-2014

6.2 Требования к сборке под сварку

6.2.1    Сборку сварных конструкций и их элементов следует проводить с применением сборочных (сборочно-сварочных) стендов и приспособлений, сборочных плит и других устройств, обеспечивающих:

-    требуемое расположение деталей;

-    стабильность размеров и формы конструкции;

-    свободный доступ к местам прихватки и сварки;

-    минимальные деформации в процессе сварки.

6.2.2    Прихватки при сборке под сварку следует выполнять с применением процессов сварки и сварочных материалов, соответствующих группам стали согласно приложениям А, Б. Размеры в поперечном сечении прихваток должны быть ограничены значениями, обеспечивающими их полное проплавление при выполнении сварного шва. Прихватки должны быть очищены от шлака, брызг и проконтролированы внешним осмотром. Не допускаются трещины, поры, наплывы, несплавления по кромкам. Требования к прихваткам с увеличенными размерами те же, что и к основным сварным швам. Дефектные прихватки должны быть удалены и выполнены вновь.

Параметры режима прихватки, места расположения и размеры прихваток должны быть указаны в технологической документации.

6.2.3    Рекомендуется совмещать сборку и сварку в устройствах, предотвращающих сварочные деформации, без выполнения прихваток.

6.2.4    При сборке под сварку соединений с полным проплавлением несущих элементов конструкций из листа толщиной более 5 мм по совмещенным торцам деталей рекомендуется устанавливать выводные планки, как показано на рисунке 6.

В стыковых соединениях без разделки кромок, свариваемых двусторонними швами, применяют сплошные выводные планки из листа той же толщины, что и у свариваемых деталей (см. рисунок 6, а).





В стыковых соединениях с разделкой кромок, а также в угловых и тавровых соединениях следует применять разъемные (сборные) выводные планки (см. рисунок 6 б, в, г). Тип разделки кромок на свариваемых листах и выводных планках должен быть одинаковым.

Рисунок 6 — Выводные планки

6.2.5 Выводные планки следует изготовлять из сталей марок, применяемых в конструкциях.

Выводные планки приваривают к собранным под сварку деталям с использованием тех же материалов, которыми выполняют прихватки.

После сварки и контроля качества соединения выводные планки срезают механическим способом или кислородной резкой с последующей зачисткой кромок реза абразивным инструментом. Отбивка или обламывание планок с применением механических усилий не допускается.

17

Введение

Настоящий стандарт содержит требования по проектированию, выполнению и контролю качества сварных соединений стальных конструкций железнодорожного подвижного состава.

Стандарт устанавливает правила применения в железнодорожном машиностроении технических требований ГОСТ Р ИСО 3834-1-2007, ГОСТ Р ИСО 5817-2009.

В стандарте использованы не потерявшие актуальности положения ОСТ 24.050.34—84, ГОСТ Р 53192-2008, опыт передовых предприятий и материалы европейских стандартов EN 15085-1:2007, EN 15085-3:2007, EN 15085-4:2007, EN 15085-5:2007.

IV

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЕДИНЕНИЯ СВАРНЫЕ В СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО

СОСТАВА

Требования к проектированию, выполнению и контролю качества

Welded joints in steel structures of railway rolling stock. Requirements for design, production and quality control

Дата введения — 2015—05—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на проектирование, выполнение и контроль качества сварных соединений и сварных узлов в стальных конструкциях железнодорожного подвижного состава климатических исполнений по ГОСТ 15150.

Действие стандарта не распространяется:

-    на исправление дефектов литых деталей;

-    на сварку опасных производственных объектов и резервуаров воздушных железнодорожного подвижного состава;

-    на ремонт железнодорожного подвижного состава.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.8-75 Система стандартов безопасности труда. Устройства электросварочные и для плазменной обработки. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.008-75 Система стандартов безопасности труда. Оборудование и аппаратура для газопламенной обработки металлов и термического напыления покрытий. Требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.003-86 Система стандартов безопасности труда. Работы электросварочные. Требования безопасности

ГОСТ 12.3.036-84 Система стандартов безопасности труда. Газопламенная обработка металлов. Требования безопасности

ГОСТ 14.201-83 Обеспечение технологичности конструкции изделий. Общие требования ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки ГОСТ 977-88 Отливки стальные. Общие технические условия

Издание официальное

ГОСТ 1050-88 Прокат сортовой, калиброванный, со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали. Общие технические условия ГОСТ 2246-70 Проволока стальная сварочная. Технические условия ГОСТ 2601-84 Сварка металлов. Термины и определения основных понятий ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества

ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 5520-79 Прокат листовой из углеродистой, низколегированной и легированной стали для котлов и сосудов, работающих под давлением. Технические условия

ГОСТ 5632-72 Стали высоколегированные и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные. Марки

ГОСТ 6032-2003 Стали и сплавы коррозионно-стойкие. Методы испытаний на стойкость к меж-кристаллитной коррозии

ГОСТ 6996-66 Сварные соединения. Методы определения механических свойств ГОСТ 7512-82 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Радиографический метод ГОСТ 8050-85 Двуокись углерода газообразная и жидкая. Технические условия ГОСТ 8713-79 Сварка под флюсом. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 9087-81 Флюсы сварочные плавленые. Технические условия

ГОСТ 9466-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия

ГОСТ 9467-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы

ГОСТ 10052-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки высоколегированных сталей с особыми свойствами. Типы

ГОСТ 10157-79 Аргон газообразный и жидкий. Технические условия

ГОСТ 10885-85 Сталь листовая горячекатаная двухслойная коррозионно-стойкая. Технические условия

ГОСТ 11533-75 Автоматическая и полуавтоматическая дуговая сварка под флюсом. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 11534-75 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 11969-79 Сварка плавлением. Основные положения и их обозначения ГОСТ 14771-76 Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 14776-79 Дуговая сварка. Соединения сварные точечные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 14782-86 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые ГОСТ 14792-80 Детали и заготовки, вырезаемые кислородной и плазменно-дуговой резкой. Точность, качество поверхности реза

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 15878-79 Контактная сварка. Соединения сварные. Конструктивные элементы и размеры ГОСТ 16098-80 Соединения сварные из двухслойной коррозионно-стойкой стали. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 17066-94 Прокат тонколистовой из стали повышенной прочности. Технические условия ГОСТ 19281-89 Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия ГОСТ 21357-87 Отливки из хладостойкой и износостойкой стали. Общие технические условия ГОСТ 22703-2012 Детали литые сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия

ГОСТ 23518-79 Дуговая сварка в защитных газах. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 23949-80 Электроды вольфрамовые сварочные неплавящиеся. Технические условия ГОСТ 30242-97 Дефекты соединения при сварке металлов плавлением. Классификация, обозначение и определения

2

ГОСТ Р 53192-2014

ГОСТ Р 53525-2009 (ИСО 14731:2006) Координация в сварке. Задачи и обязанности ГОСТ Р 53526-2009 (ИСО 14732:1998) Персонал, выполняющий сварку. Аттестационные испытания операторов сварки плавлением и наладчиков контактной сварки для полностью механизированной и автоматической сварки металлических материалов

ГОСТ Р 53689-2009 (ИСО 544:2003) Материалы сварочные. Технические условия поставки присадочных материалов. Вид продукции, размеры, допуски и маркировка

ГОСТ Р 53690-2009 (ИСО 9606-1:1994) Аттестационные испытания сварщиков. Сварка плавлением. Часть 1. Стали

ГОСТ Р ИСО 857-1-2009 Сварка и родственные процессы. Словарь. Часть 1. Процессы сварки металлов. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 3834-1-2007 Требования к качеству выполнения сварки плавлением металлических материалов. Часть 1. Критерии выбора соответствующего уровня требований

ГОСТ Р ИСО 5817-2009 Сварка. Сварные соединения из стали, никеля, титана и их сплавов, полученные сваркой плавлением (исключая лучевые способы сварки). Уровни качества ГОСТ Р ИСО 17659-2009 Сварка. Термины многоязычные для сварных соединений

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 857-1, ГОСТ Р ИС0 17659, ГОСТ2601, ГОСТ 30242, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    технология сварки: Установленный порядок действий для выполнения сварного шва, включая указания на процессы сварки, основные и сварочные материалы, подготовку под сварку, предварительный нагрев (при необходимости), параметры режима сварки, технику исполнения, необходимое оборудование.

3.2    проект технологической карты сварки: Документальное изложение технологии выполнения сварного шва, подлежащей аттестации.

3.3    технологическая карта сварки: Документальное изложение аттестованной технологии выполнения сварного шва, обеспечивающее повторяемость ее выполнения в производстве продукции.

3.4    испытание технологии сварки: Изготовление и испытание контрольного сварного соединения в соответствии с проектом технологической карты сварки с целью ее аттестации.

3.5    аттестация технологии сварки: Подтверждение результатами испытаний соответствия технологической карты сварки требованиям настоящего стандарта и конструкторской документации.

3.6    отчет об аттестации технологии сварки: Документ, содержащий результаты испытаний и выводы о соответствии технологической карты сварки требованиям настоящего стандарта и конструкторской документации.

3.7 _

координатор сварки: Лицо, ответственное и компетентное для выполнения координации в сварке.

[ГОСТ Р 53525-2009, статья 3.3]

4 Общие положения

4.1 Процессы сварки относятся к категории специальных процессов, качество которых ввиду ограниченных возможностей проверки его на готовом изделии должно быть обеспечено на всех стадиях проектирования, разработки технологии, изготовления, контроля и приемки готовой продукции.

4.2    Для изготовления сварных конструкций железнодорожного подвижного состава предприятие-изготовитель должно располагать:

-    необходимыми производственными мощностями (отапливаемыми цехами, технологическим, подъемно-транспортным и испытательным оборудованием, средствами механизации и оснасткой);

-    аттестованными сварщиками и сварочными операторами;

-    специалистами по разработке технологий сварки и надзору за их выполнением;

-    обученным персоналом службы технического контроля;

-    сертифицированными специалистами по неразрушающим методам контроля.

4.3    При изготовлении сварных конструкций железнодорожного подвижного состава рекомендуется руководствоваться критериями, определяющими уровень качества сварки в соответствии с ГОСТ Р ИСО 3834-1.

4.4    Предприятие-изготовитель должно в соответствии с ГОСТ Р 53525 обеспечить координацию всех относящихся к сварке действий при производстве изделий с установлением перечня должностей и обязанностей участвующего в ней персонала.

4.5    Сварочные работы должны выполнять сварщики и сварочные операторы, прошедшие аттестационные испытания. Инструкция предприятия-изготовителя на аттестационные испытания сварщиков дуговой и плазменной сварки должна быть разработана на основе ГОСТ Р 53690, сварочных операторов — по ГОСТ Р 53526.

4.6    Сборку и сварку конструкций следует производить в закрытых помещениях при положительной температуре металла и окружающего воздуха.

5 Требования к проектированию сварных соединений и сварных узлов в конструкциях железнодорожного подвижного состава

5.1    Общие требования

5.1.1    Проектирование сварных соединений и сварных узлов в конструкциях железнодорожного подвижного состава следует проводить в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

5.1.2    При проектировании сварных конструкций надлежит учитывать следующее:

-    сварные соединения и сварные узлы должны удовлетворять требованиям прочности при минимальной металлоемкости;

-    расположение сварных швов должно обеспечивать удобство выполнения сварки, обработки и всех предусмотренных конструкторской и технологической документацией видов контроля сварных соединений;

-    следует применять сварные соединения с минимальной концентрацией напряжений, избегая образования объемных напряженных зон;

-    в зонах действия высоких напряжений необходимо обеспечивать плавность передачи рабочих нагрузок по возможности без эксцентриситета сопрягаемых элементов;

-    при присоединении к несущему элементу конструкции дополнительных деталей форма последних должна обеспечивать плавность переходов сечений в местах сварных соединений;

-    для уменьшения сварочных деформаций следует располагать сварные швы по возможности симметрично относительно центра тяжести элемента;

-    в несущих элементах конструкций не допускается применение прерывистых швов, за исключением приварки тонколистовых элементов, не являющихся несущими, к несущим элементам;

-    в сварных конструкциях необходимо избегать возможного скопления воды и грязи, а элементы замкнутого сечения должны быть герметизированы, или конструкцией предусмотрены отверстия для стока воды и циркуляции воздуха;

-    на сопрягаемые поверхности и поверхности деталей замкнутого профиля, изготовляемых из углеродистых и низколегированных сталей, в сварных соединениях кузовов вагонов и локомотивов, выполняемых точечной контактной сваркой или дуговой сваркой точками и прерывистыми швами, следует предусматривать нанесение антикоррозионных покрытий. Допускается не наносить антикоррозионные покрытия на сопрягаемые поверхности деталей, располагаемых внутри кузовов локомотивов.

5.1.3    Чертежи сварных сборочных единиц должны предусматривать преимущественное применение механизированной и автоматической сварки и удовлетворять требованиям технологичности конструкции согласно ГОСТ 14.201.

4

ГОСТ Р 53192-2014

5.1.4 Чертежи сварных сборочных единиц должны быть согласованы координатором сварки заво-да-изготовителя или уполномоченным им лицом.

5.2 Требования к материалам для сварных конструкций

5.2.1    В сварных конструкциях железнодорожного подвижного состава используют:

-    листовой, сортовой, фасонный прокат;

-    гнутые (гнутосварные) профили;

-    штампованные, кованные и литые детали.

5.2.2    При проектировании сварных конструкций применяют следующие основные материалы:

-    для несущих конструкций рам вагонов, кузовов, рам тележек — низколегированные стали классов прочности от 295 до 390 марок 09Г2, 09Г2Д, 09Г2С, 09Г2СД, 15ХСНД, 10Г2Б, 10Г2БД, 10ХСНД по ГОСТ 19281 категории 13,14 или 15, а также 12Г2Ф, 12Г2ФД категории 14 по техническим условиям [1]; для корпусов котлов вагонов-цистерн и котловых лап — стали марок 09Г2С, 09Г2СД по ГОСТ 5520 тех же категорий и классов прочности;

-    для литых деталей, являющихся несущими элементами конструкций — низколегированные стали марок 20ФЛ, 20Г1ФЛ, 20ФТЛ, 20ГТЛ, 20ГЛ по ГОСТ 977, ГОСТ 21357, ГОСТ 22703 с ударной вязкостью не менее 25 Дж/см2 при минус 60 °С и содержанием марганца не более 1,4 %, углерода в стали марки 20ГЛ не более 0,23 %; для остальных деталей — перечисленные выше низколегированные стали, углеродистые стали марок 15Л, 20Л по ГОСТ 977 с содержанием углерода не более 0,23 %;

-    для коррозионно-стойких элементов конструкций (детали кузовов пассажирских и бункерных вагонов, баки и др.) — стали марок 12Х18Н10Т, 08Х18Н10Т, 12Х18Н9, 08Х22Н6Т, 08X21Н6М2Т, 10Х17Н13М2Т, 10Х14Г14НЗ, 08Х18Г8Н2Т по ГОСТ 5632 и двухслойные стали марок 12Х18Н10Т+СтЗсп, 06ХН28МДТ+СтЗсп, 10Х17Н13М2Т+20К, 10X17H13M3T+20K, 12Х18Н10Т+09Г2С по ГОСТ 10885;

-    для остальных элементов сварных конструкций — перечисленные выше низколегированные стали категорий 2, 6, 12, 13, 14, низколегированная сталь марки 10ХНДП по ГОСТ 19281 категории не ниже 2 толщиной до 5 мм и ГОСТ 17066, углеродистые стали марок СтЗсп по ГОСТ 380, марок 15 и 20 по ГОСТ 1050.

Следует применять стальной прокат с гарантией свариваемости.

Допускается изготовление литых приварных деталей локомотивов и моторвагонного подвижного состава из сталей марок 15Л, 20Л по ГОСТ 977 с содержанием углерода не более 0,23 %.

Допускается применение стали других марок и классов прочности при подтверждении достаточного уровня усталостной прочности и хпадостойкости нагруженных элементов конструкций в зонах сварных соединений и аттестации технологии сварки. Выбор сварочных материалов производят в зависимости от химического состава стали, ее механических свойств и условий работы конструкции.

5.2.3    Допускается применение соединений элементов из коррозионно-стойких сталей с элементами из низколегированных и углеродистых сталей, соответствующих 5.2.2.

5.2.4    Марки присадочных проволок и типы покрытых электродов, применяемых при выполнении сварных швов, рассчитываемых на прочность, должны быть указаны в чертеже сварной сборочной единицы и/или технологической документации.

5.2.5    Присадочные материалы, защитные газы и флюсы для сварки рекомендуется выбирать в соответствии с приложениями А и Б.

Допускается применение других присадочных материалов, флюсов и защитных газов по результатам аттестации технологии сварки.

5.3 Требования к сварным соединениям и сварным узлам с поперечными нагрузками на

сварные швы

5.3.1    Сварные соединения несущих элементов, изготовляемых из нескольких частей, следует выполнять двусторонними стыковыми швами с полным проплавлением. Допускаются односторонние сварные соединения на съемной или остающейся подкладке с обеспечением полного проплавления. При невозможности установки подкладки допускается сварка на весу с контролем 100 % длины сварного шва на отсутствие непроваров.

5.3.2    При стыковом соединении деталей неодинаковой толщины должен быть достигнут плавный переход от одной детали к другой путем выполнения скоса на детали большей толщины с одной или

5

двух сторон до толщины более тонкой детали под углом 15° к плоскости листа или наклонного расположения поверхности сварного шва.

При различии деталей по ширине рекомендуется выполнять аналогичные скосы на концах более широкой детали.

5.3.3 Поперечные стыковые соединения рекомендуется выполнять прямыми (под углом 90° к продольной оси элемента).

Поперечные стыки размещают в зонах с наименьшими напряжениями.

5.4 Требования к сварным соединениям и сварным узлам с продольными нагрузками на

сварные швы

Сжатый пояс

Рисунок 1


Рисунок 2

5.4.1 Продольные сварные швы, соединяющие растянутые поясные элементы со стенками балок, должны быть двусторонними с полным проплавлением, как показано на рисунке 1.

При невозможности двусторонней сварки допустимость применения односторонних швов с частичным проплавлением в соединениях растянутых элементов со стенками балок коробчатого сечения должна быть подтверждена расчетами или испытаниями на сопротивление усталости.

5.4.2 Продольные стыковые швы балок коробчатого сечения, изготовляемых из гнутых (штампованных) или прокатных швеллеров, рекомендуется располагать в плоскости нейтрального слоя поперечного сечения, как показано на рисунке 2. В случае невозможности выполнения этих швов с полным проплавлением (например, с помощью подкладки) в чертеже должна быть указана наименьшая допустимая толщина шва, подтвержденная расчетами или испытаниями.

5.4.3    При применении в конструкциях хребтовых балок зетового профиля в чертежах следует указывать минимально допустимую толщину продольного стыкового шва, соединяющего верхние полки профилей.

5.4.4    В тавровых соединениях минимальное расстояние от стенки до края поясного элемента рекомендуется принимать равным сумме толщины поясного элемента и катета сварного шва.

5.5 Требования к сварным соединениям в узлах сопряжения элементов сварных

конструкций

5.5.1 Поперечные стыки сопрягаемых несущих элементов сварных балок должны быть взаимно разнесены на расстояние не менее 100 мм согласно рисунку 3.

6