Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

31 страница

Купить ГОСТ Р 50992-2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на автомобильные транспортные средства (ТС) категорий M, N и O в соответствии со Сводной резолюцией [1], предназначенные для выпуска в обращение на территории государств - членов Евразийского экономического союза или находящиеся в эксплуатации на этой территории, и устанавливает:

- технические требования в отношении климатической безопасности ТС (далее - технические требования);

- условия обеспечения установленных технических требований;

- условия и порядок выполнения работ по оценке соответствия ТС техническим требованиям стандарта (методы испытаний).

Для специальных или специализированных ТС, в отношении которых действующими нормативными документами установлены иные требования в части воздействия климатических факторов внешней среды, требования стандарта применяются только в отношении показателей, связанных с безопасностью водителя (экипажа) и пассажиров, и только в случаях, если эти нормативные документы не устанавливают более жесткие требования в отношении климатической безопасности.

Стандарт не распространяется:

- на ТС климатического исполнения Т, предназначенные для эксплуатации на территории макроклиматических районов как с сухим, так и с влажным тропическим климатом по ГОСТ 15150;

- на внедорожные большегрузные ТС;

- на ТС - аккумуляторные электромобили;

- на специальное и дополнительное оборудование специальных или специализированных ТС.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Сокращения

5 Общие положения

6 Технические требования

7 Методы испытаний

8 Климатическая маркировка

Приложение А (обязательное) Климатическое районирование. Границы и основные температурные характеристики климатических районов

Приложение Б (обязательное) Перечень сертификационных показателей, которые могут изменяться относительно показателей базового транспортного средства, и условия возможности реализации таких изменений для обеспечения соответствия транспортных средств в исполнении ХЛ и УХЛ техническим требованиям для условий размещения в районах I1, I2

Приложение В (обязательное) Определение коэффициента теплопередачи ограждений обитаемого помещения транспортного средства методом внутреннего нагрева

Приложение Г (обязательное) Размерные параметры и варианты цветового оформления знака климатической маркировки, наносимого на внешние панели кузова

Библиография

 
Дата введения01.05.2020
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

30.10.2019УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1165-ст
РазработанФГУП НАМИ
ИзданСтандартинформ2019 г.

Motor vehicles. Climatic safety. Technical requirements and test methods

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

КЛИМАТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Технические требования и методы испытаний

Издание официальное

Москва Стандарт нформ 2019


Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 «Дорожный транспорт»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2019 г Ns 1165-ст

4    ВЗАМЕН ГОСТ Р 50992-96

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, оформление. 2019

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

и



•о


0Съ#«т

Р«ГП»М9МГК#«К

Кат*гори* ТС

Те»«н«с*ие гребя»-**

ОбЯМТЫННОСТь «ЬПОГИННИ* -р*бо** •НИ ДГЯ ТС КГ*Ы*ТИЧ*С»ГО испслннн*

ХЛ

УХЛ

V

УТ

б Обитаемое помещение кабина, салон, отделение для перевозки людей |

Wj W> N* N,

Наличие резервной (аварийной) системы отопления по ГОСТ Э0593

-

рй

Наличие места (полок, отделений! для утепле*»*ой верхней одскды и обуви водителя Iэкипажа) и предметов первой необходимости (медицинская аптечка термос емкость для воды. фонарь. средство для ремонта шин. в том числе беснамернык. набор часто используемых инструментов запас масла для двигателя и т п )

(Уз

-

р»з

М; {«пасс A) М, (классы l и ii)

Огракдения рабочего места водителя (кабина закрытого типа) Для ТС категории М, класса II допускается кабина полузакрытого типа

3

(УЗ

7 Электрооборудо-олкис освещена сигнализация

M.N

Обеспечение подзаряда АБ о ренине даикеиия «зима-немь-шоссе-туман»

-

-

Mj Wj N* Nj

Дополнительны» средства для обеспечения теплового режима АБ а соответствии с РЭ на АБ (утепление, подогрев аккумуляторного отоека. приме ненме АБ специальных типов, сохраняющий работоспособность при низких температурах. АБ с апектролодогревоы и т п)

-

-

M,    (специальные).

N,    (специальные). Nj (специальные).

Nj. MjG. MjG

Наличие фары-искателя управляемого из кабины

3

-

-

M,M, (классы в. И и III)

Оснащение двумя дополнительными фарами дальнего сеете, передними

Р>3

3

3

м,м,

(классы в, II и III)

Указателями поворота, одним стоп-сигналои (категории S3 или S4). двумя дополыительиыыи стоп сигналами (категории S1 или S2) двумя дополни тельными задними габаритными огнями — в соответствии с Правилами Р| (уровень поправок не ниже 04)

*3

Оснащение двумя дополнительными фарами дальнего сеете, передними

ми поворота двумя дополнительными зодчими габаритными огнями — в соответствии с Правилами (2) (уровень поправок не ниже 04) Обязательная установка задник опознавательны* знаков в соответствии с Правилами (3]

Рй

3

3



Таблица 3 — Классификация основных конструктивных изменений при доработке конструкции ТС в базовом исполнении по условиям их размещения на территориях климатических районов I,, 12 и допустимость их реализации

Наименование (тип) основных изменений конструкции

Возможность применения изменений в конструкции

1 Небезопасные изменения (применение стекол без знаков официального утверждения по Правилам [7). утеплителей моторного отделения, адсорбирующих масло и топливо), для которых есть более безопасная альтернатива

Не допускаются во всех случаях

2 Небезопасные изменения, которые не обоснованы спецификой условий эксплуатации (применение дополнительных топливных баков необоснованно большой емкости)

Не допускаются во всех случаях

3 Изменения, снижающие общую безопасность конструкции ТС (загромождение проходов, нарушение работоспособности аварийных выходов в салонах автобусов)

Не допускаются во всех случаях

4 Изменения, влияющие на оценочные показатели Подтверждение соответствия после их внесения требует специальных испытаний [установка дополнительных средств утепления и отопления кабины (салона) и т. п ]

Допускаются по результатам экспертного заключения

5 Изменения, в т, ч. явно ухудшающие оценочные показатели, но необходимые для обеспечения климатической безопасности в эксплуатации (двойное остекление кабины и/или прозрачные пленки на стеклах окон, установка переднего сцепного устройства, изменение трасс систем впуска и выпуска отработавших газов)

Допускаются при выполнении условий приложения Б

6.4    При изготовлении (комплектации) ТС в климатическом исполнении ХЛ и УХЛ для условий размещения I,, 12 [включая доработку серийных ТС на базе территориальных авторизованных (дилерских) центров) допускается изменение их отдельных сертификационных показателей относительно серийного ТС. вызванное необходимостью обеспечения соответствия ТС в исполнении ХЛ и УХЛ требованиям таблицы 2. Перечень сертификационных показателей и нормативных документов. 8 отношении которых возможны соответствующие изменения, и условия допустимости таких изменений приведены в приложении Б.

6.5    Для обеспечения безопасного транспортирования к местам размещения и связанного с этим промежуточного (складского) хранения, все ТС должны изготавливаться для условий хранения 8 (ОЖЗ) по ГОСТ 15150 (открытые площадки на территориях макроклиматических районов с умеренным и холодным климатом в атмосфере любых типов).

7 Методы испытаний

7.1    Объект испытаний и техническая документация

7.1.1    Объектами испытаний являются репрезентативные ТС. отобранные ИЛ в соответствии с 7.1.4 и 7.1.5.

Для ТС климатического исполнения У* с установленным нижним пределом рабочих и/или предельных рабочих температур минус 15 °С и выше, климатические испытания в отношении требований настоящего стандарта являются факультативными, а с установленным нижним пределом данных температур. не превышающим минус 40 °С — проводятся только в объеме ГОСТ 30593.

Для ТС. находящихся в эксплуатации (прошедших государственную регистрацию в установленном порядке), внесение изменений в конструкцию которых для обеспечения их соответствия условиям размещения проведено по схеме последующего дооборудования согласно 6.2. объем испытаний устанавливается ИЛ. аккредитованной в установленном порядке на право проведения испытаний ТС для соответствующей территории размещения.

7.1.2    Объект испытаний должен быть в технически исправном состоянии. Применяемое топливо, смазочные материалы и рабочие жидкости должны соответствовать предписаниям РЭЧ

^ По согласованию с изготовителем при определении общей работоспособности и эксплуатационной безопасности ТС допускается использование топлива розничной сети в районах проведения испытаний.

7.1.3    При проведении испытаний вместе с объектом испытаний заявителем предоставляются:

-    РЭ. содержащее информацию об особенностях эксплуатации ТС в зимний период:

-    общее техническое описание ТС. оформленное в соответствии с действующими техническими регламентами, распространяющимися на колесные транспортные средства:

-    ТЗ или ТУ;

-    перечень компонентов, применяемых в качестве дооборудования ТС для обеспечения работоспособности в условиях низких температур, их чертежи, схемы и инструкции по установке на ТС;

-    координаты нормативных зон А и Б ветрового стекла и зон нормативного поля обзора П через стекла боковых окон в виде, обеспечивающем возможность их нанесения на соответствующие стекла без применения специального оборудования (например, чертежи окон на бумажном носителе (кальке) в натуральную величину с нанесенными соответствующими зонами, границы которых могут быть перенесены на стекла). Допускается предварительное (на базе изготовителя или ИЛ. имеющих соответствующее оборудование) нанесение указанных зон на стекла соответствующих окон ТС способом, исключающим стирание или смывание контуров их границ в процессе испытаний:

-    документы, подтверждающие соответствие дополнительных компонентов (стекла, отопители, топливные баки, утеплительные материалы и т. л.) предъявляемым требованиям (сообщения об официальном утверждении, действующие сертификаты соответствия; в отдельных случаях, предусмотренных действующим законодательством, допускается представление деклараций о соответствии);

-    РЭ на АБ и/или информация о диапазоне рабочих температур АБ;

-    прочая документация (при наличии), которая может быть использована в качестве доказательной базы, подтверждающей обеспечение работоспособности ТС в условиях низких температур (результаты испытаний, экспертизы документации, расчетов, в. т. ч. проведенных самостоятельно).

7.1.4    В случае заявления на оценку соответствия нескольких ТС, относящихся к одному типу, объект (объекты) испытаний выбирается (выбираются) ИЛ на основе анализа представленной ТД (технических описаний).

7.1.5    Если в соответствии с техническим описанием объект испытаний может изготавливаться в нескольких комплектациях с дополнительным оборудованием (в различных вариантах исполнения), в т. ч. если часть дополнительных компонентов применяется опционально, то комплектация объекта испытаний или количество объектов 8 различной комплектации определяется ИЛ.

7.1.6    Перед проведением испытаний проводится оценка соответствия ТС представленному техническому описанию (идентификация). В случае несоответствия объекта испытаний техническому описанию указанный объект к дальнейшим испытаниям не допускается.

7.2 Место проведения испытаний

7.2.1    Климатические испытания проводятся на базе ИЛ (и/или их КОП), аккредитованных на право проведения испытаний на соответствие требованиям настоящего стандарта в установленном порядке и территориально расположенных в соответствии с условиями таблицы 4 Данное положение не относится к месту проведения испытаний по определению оценочных показателей по ГОСТ 30593, нормативные значения которых установлены для повышенных температур внешней среды (вентиляция, кондиционирование). Для ТС исполнения ХЛ и УХЛ по решению ИЛ. проводящей испытания, также допускается принимать в зачет таких испытаний результаты испытаний ТС в базовом исполнении, если их конструктивные отличия не оказывают существенного влияния на определяемые оценочные показатели.

7.2.2    По согласованию с ИЛ отдельные этапы испытаний могут быть проведены в искусственно создаваемых условиях (климатических камерах).

Испытания по определению оценочных показателей, при которых предъявляются особые требования к условиям испытаний (стабильность параметров воздушного потока, стабильность и продолжительность поддерживаемых температур и т. п.), проводятся только в искусственно создаваемых условиях (климатических камерах), аттестованных в установленном порядке.

Таблица 4 — Территориальное расположение ИЛ или их КОП для проведения зимних климатических испытаний ТС в зависимости от их климатических исполнений

Климатическое исполнение ТС

Территориальное расположение ИЛ или ее КОП. проводящих испытания

ХЛ и УХЛ

Климатический район 1,. в радиусе до 300 км от пункта с экстремальными климатическими условиями

УХЛ

Климатический район 12. в радиусе до 50 км от пункта с экстремальными климатическими условиями, или климатический район 1,

У и УТ

Климатический район 14. в радиусе до 100 км от пункта с экстремальными климатическими условиями, или климатический район 12

У

Любой климатический район, обеспечивающий требуемые климатические условия для оценки ТС в соответствии с установленным изготовителем диапазоном рабочих температур и значений предельных рабочих температур

Примечания

1    8 случае возможности проведения испытаний на базе различных ИЛ, рекомендуется выбирать ИЛ (или КОП), территориально расположенную наиболее близко к предполагаемому (планируемому) району размещения ТС.

2    Для ТС климатического исполнения У, У*. УТ во всех случаях допускается проведение испытаний на базе ИЛ (или их КОП) на территориях климатических районов 1, и 12

7.3 Атмосферные (климатические) условия испытаний

7.3.1    Испытания по оценке общей работоспособности ТС проводятся в натурных условиях места проведения испытаний, в диапазоне температур внешней среды от минус 30 °С (для ТС исполнения УХЛ и ХЛ) и от минус 20 °С (для ТС других климатических исполнений) и до установленных для них нижних значений предельных рабочих температур. Параметры других климатических факторов (скорость ветра, относительная влажность воздуха, интенсивность солнечной радиации) для данного вида испытаний не нормируются. Испытания в условиях, отличных от заданных, допускаются по решению ИЛ и согласованию с изготовителем ТС, и приостанавливаются при возникновении дорожно-климатических условий, недопустимых для испытуемого типа ТС (например, по условиям проходимости), или при которых не может быть обеспечен надлежащий уровень безопасности проведения работ (обильный снегопад, гололед, полная потеря видимости и т. п.). Решение о приостановке испытаний принимает ИЛ.

7.3.2    Испытания по оценке эксплуатационных показателей проводятся в условиях, приведенных в

7.6 и 7.7 для соответствующего вида испытаний.

7.3.3    Испытания ТС в отношении эффективности и безопасности СНК проводятся в условиях и в соответствии с методами, установленными ГОСТ 30593.

7.4 Метрологическое обеспечение испытаний

7.4.1    Используемое при испытаниях испытательное оборудование должно быть аттестовано в установленном порядке и иметь действующие сроки аттестата.

7.4.2    Средства измерений, используемые при испытаниях, должны быть утвержденного типа и поверены (иметь свидетельство о поверке или оттиск поверительного клейма на приборе с действующим сроком поверки на период проведения испытаний).

7.4.3    Погрешность средств измерений не должна превышать значения, допустимые методическими документами на проведение испытаний в отношении отдельных свойств.

7.4.4    При отсутствии требований к средствам измерений в методических документах, указанных в 7.4.3, допустимая погрешность средств измерений не должна превышать:

а)    при измерении температуры — ± 0.5 °С;

б)    при измерении времени — ± 5 с;

в)    при измерении скорости (подвижности) воздуха v.

1)    до 1,0 м/с — ± (0,05 + 0,05 v) м/с;

2)    свыше 1.0 м/с — ± (0,1 + 0,05 v) м/с;

г)    при измерении расхода воздуха Vм3/ч — ± (5.0 + 0.5 V) %;

д)    при измерении относительной влажности — ± 5 %;

е)    при измерении линейных размеров:

1)    до 500 мм включ. — по ГОСТ 8.549;

2)    св. 500 до 10000 мм включ. — ± 8 мм;

3)    св. 10000 до 20000 мм включ. — ± 20 мм;

ж)    при измерении скорости движения ТС: (vTC) — ± (0,50 + 0,05 v^) м/с.

7.5    Нагрузка объекта испытаний

Нагрузка объекта испытаний в общем случае частичная (водитель, оператор, измерительная аппаратура), если иное не указано в приложении В. При определении общей работоспособности и эксплуатационной безопасности — не менее 1500 км пробега должны осуществляться с полной нагрузкой. По решению ИЛ и согласованию с изготовителем допускается участие объекта испытаний в транспортных перевозках, в т. ч. в режиме подконтрольной эксплуатации, на маршрутах, относящихся к типовым маршрутам перевозок соответствующего района размещения и входящих в перечень типовых маршрутов ИЛ.

7.6    Объем пробеговых испытаний и режимы движения

7.6.1    Скорость и режимы движения при определении отдельных оценочных показателей должны соответствовать требованиям таблицы 5 для соответствующих видов испытаний при наличии таких требований.

7.6.2    При определении общей работоспособности и эксплуатационной безопасности — скорость движения должна быть максимально допустимая согласно РЭ для конкретных дорожных условий с учетом положений 7.6.4; для ТС с ручным управлением КП выбирают наивысшую передачу, допускающую в соответствии с РЭ заданный режим движения; для ТС с автоматическим управлением КП выбирают автоматический режим движения, если иное не регламентировано РЭ для заданного режима движения.

7.6.3    Объем пробеговых испытаний для оценки общей работоспособности ТС должен составлять не менее 8000 км с распределением пробега по видам дорог в соответствии с дорожными условиями типовых маршрутов перевозок района размещения. Пробег ТС до места проведения испытаний и обратно по решению ИЛ может быть засчитан в объем испытаний, если он выполнен в условиях, соответствующих 7.3.1.

7.6.4    Во всех случаях скорость и режимы движения должны соответствовать требованиям ПДД, отвечать условиям безопасного движения и проведения работ в соответствующих дорожно-климатических условиях.

7.7    Методы испытаний

7.7.1    Оценка соответствия ТС требованиям настоящего стандарта проводится в объеме и в соответствии с положениями таблицы 5.

7.7.2    Оценку общей работоспособности и эксплуатационной безопасности ТС рекомендуется проводить в сравнении с ТС аналогичного типа, находящихся в эксплуатации и оцениваемых потребителями как наиболее приспособленные для выполнения аналогичных функций в условиях территории размещения ТС.

7.8    Оформление результатов испытаний

7.8.1    В процессе испытаний оформляют следующую документацию:

-    рабочие (ежедневные) протоколы, содержащие сведения о дорожно-климатических условиях (температура воздуха, наличие осадков, тип и состояние дорожного полотна, маршрут движения и т. п.) и о состоянии объекта испытаний (способ, время пуска двигателя, объем пробега по видам дорог, нагрузка. сведения о заправках и замечаниях в процессе обслуживания и работы и т. п );

-    акты технической экспертизы при нарушении работоспособности объекта и замены (ремонта) неисправных компонентов (при необходимости);

-    протоколы испытаний в отношении оценки отдельных показателей, установленных в разделе 6.

Рабочие (ежедневные) протоколы, акты и протоколы испытаний в отношении оценки отдельных

показателей оформляют по формам, принятым в ИЛ. проводящей испытания.

7.8.2    По результатам испытаний оформляют протокол климатических испытаний по ГОСТ 33557.

Объект periuMexreiaM

Ощи—еемы» песеэегегь (свойство)

Методы испытан»*

1 Транспортное средство в цепом

Обитая работоспособность и эксплуатационная безопасность при внешних температурах в диапазоне рвбочи» и гродельнык рабочих температур

8 процессе пробепжык испытхий

Налиме информации в РЭ (в дополнение к РЭ) об особенностях эксплуатации ТС в зимний период

Экспертиза ТД

Оснащение медицинской аптечкой со средствами от обморожения кожного покрова

Проверив комплектности Экспертная оценка

Окраска а цвета контрастные к бепому

Экспертная оценка по ГОСТ 12 4 026

2 Тормозные системы

Оснащение устрочйстаами. предотвращающими попадание а пневматическую тормозную систему (пневматическую часть пнеемогидравпичвской тормозчюй системы) влаги и масла из компрессора и замерзание в ней конденсата

Экспертиза комструкцм Проверка работоспособности при про-багоаых испытаниях

3 Двигатель Система пуска

Осмаи*еияе средствами утепления и облегчения пуска, возможность установки средств предпускового подогрева, время подготовки холодного двигателя г принятию наг-рузхи

1    Экспертная сценка конструкции (в отношении комплектации)

2    Пуск двигателя в соответствии с РЭ при (75 1 3) % зараженности АБ при нижнкск значениях рабочих температур внешней среды, устакаленньш дпя соответствующего типа ТС

4 Система питания

возможность забора воздуха в двигатель из верхней зоны

Экспертная оценка конструкции

Достаточность запаса топлива для пробега не менее чем набООкм

Расчет по среднему эксплуатационному расходу а процессе пробегооых испытаний

Налиме и достатоечость средств, обеспечивающих работу двигателя при температуре топлива а топливном баке ниже температуры помутнения

Экспертиза коиструкцяи Проверка работоспособности при про-беговых испытаниях

Работоспособность двигателя без ограничения крутящего момента при температурах внешней среды ниже пределе работоспособности системы снижения токсичности

Эмгпертяза ТД Проверка работоспособности при гробеговых исгытамяях

5 Система выпуска

Направление выпуска отработавши* газов

Экспертная оценка конструкции



Обк#«Т р^ГЛ4М»-Г4^

О^нйммм поимок (свойство)

Метсщы испытаимЗ

в Трансмиссия

Оснащение механизмами блокировки (или устройствами аналогичного действия) дифференциалов главных передам ведущих неуправляемых мостов

Э*спертиза конструируя Прсвер«а работоспособности при про-беговых испытаниях

9 Эваиэоригсяность

Оснащение передним сцепным устройством (возможность установи без поуотовитегъных операций)

Экспертиза конструируя Прсверса работоспособности при про-бегсвых испытаниях

10 Уйсбст*о обслуживания (ежедневное обегуживание. мегмий ремонт е дореге)

Удобство и безопасность доступа * пед«алотмому пространству и обслуживания двигателя

Экспертиза конструкции Оцеиса удобства пользования при обслуживании ТС в процессе пробег свы* испытаний

11 Дополнительная юмппек-

тацив

Напев* и достаточность мест для размещения шанцевого инструмента, противооткатных упоров, цепей противоскольжения. троса ем «остей для резервного запаса те«н*г*ес«их жадкостей и т п, надежность фн*сиру>ощих устройств

Э«спертиза ■оиструкции Оцемса достаточности, надежности фиксирующих устройств и удсбства пользования в процессе пробеговых испытаний

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины и определения..............................................................2

4    Сокращения........................................................................4

5    Общие положения...................................................................4

6    Технические требования..............................................................6

7    Методы испытаний .................................................................11

8    Климатическая маркировка ..........................................................18

Приложение А (обязательное) Климатическое районирование. Границы и основные температурные

характеристики климатических районов.....................................19

Приложение Б (обязательное) Перечень сертификационных показателей, которые могут изменяться относительно показателей базового транспортного средства, и условия возможности реализации таких изменений для обеспечения соответствия транспортных средств в исполнении ХЛ и УХЛ техническим требованиям для условий размещения

в районах I,. 12..........................................................23

Приложение В (обязательное) Определение коэффициента теплопередачи ограждений

26

27

обитаемого помещения транспортного средства методом внутреннего нагрева ... .25 Приложение Г (обязательное) Размерные параметры и варианты цветового оформления знака климатической маркировки, наносимого на внешние панели кузова

Библиография

8 Климатическая маркировка

8.1    Климатическая маркировка представляет собой знак в виде равностороннего шестиугольника с вписанным в него значением предельной рабочей температуры в градусах Цельсия, или пиктограмму снежинки с указанным рядом значением предельной рабочей температуры в градусах Цельсия. Знак наносится на боковые панели ТС (кабину, кузов) в передней трети габаритной длины ТС и/или на переднюю и заднюю панели кузова ТС. а также на заводскую табличку ТС. Маркировка наносится любым способом, исключающим ее смывание и стирание.

8.2    Климатическая маркировка является обязательной, за исключением следующих типов ТС. для которых она является факультативной:

-    для ТС климатических исполнений У и УТ, если установленные для них нижние значения рабочих и предельных рабочих температур, а также территории размещения соответствуют указанным в таблице 1 настоящего стандарта;

-    для ТС. вид климатического исполнения или территория размещения которых являются единственными. и в течение не менее трех лет не планируется выпуск в обращение ТС аналогичного типа другого климатического исполнения или для другой территории размещения:

-    для ТС климатического исполнения У*, если установленные для них нижние значения рабочих и предельных рабочих температур не превышают минус 35 вС.

8.3    Размерные параметры и варианты цветового оформления знака климатической маркировки, наносимого на внешние панели кузова, приведены в приложении Г. Для климатической маркировки, наносимой на табличку изготовителя, данные параметры не нормируются.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства КЛИМАТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Технические требования и методы испытаний

Motor vehicles Climatic safety Technical requirements and test methods

Дата введения — 2020—05—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (ТС) категорий М, N и О в соответствии со Сводной резолюцией (1), предназначенные для выпуска в обращение на территории государств — членов Евразийского экономического союза или находящиеся в эксплуатации на этой территории, и устанавливает:

-    технические требования в отношении климатической безопасности ТС (далее — технические требования);

-    условия обеспечения установленных технических требований;

-    условия и порядок выполнения работ по оценке соответствия ТС техническим требованиям настоящего стандарта (методы испытаний).

Для специальных или специализированных ТС. в отношении которых действующими нормативными документами установлены иные требования в части воздействия климатических факторов внешней среды, требования настоящего стандарта применяются только в отношении показателей, связанных с безопасностью водителя (экипажа) и пассажиров, и только в случаях, если эти нормативные документы не устанавливают более жесткие требования 8 отношении климатической безопасности.

Настоящий стандарт не распространяется:

-    на ТС климатического исполнения Т. предназначенные для эксплуатации на территории макро-климатических районов как с сухим, так и с влажным тропическим климатом по ГОСТ 15150:

-    на внедорожные большегрузные ТС;

-    на ТС — аккумуляторные электромобили;

-    на специальное и дополнительное оборудование специальных или специализированных ТС.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.549 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм с неуказанными допусками

ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16350 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей

Издание официальное

ГОСТ 30593 Автомобильные транспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

ГОСТ 33557 Автомобильные транспортные средства. Документальное оформление результатов испытаний на соответствие требованиям технических регламентов

ГОСТ 33988 Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования и методы испытаний

Примечание —При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если изменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    климатическая безопасность ТС: Состояние ТС, при котором отсутствует или минимизирована возможность (опасность) нанесения ущерба здоровью или жизни человека и/или окружающей среде, обусловленная воздействием на ТС (прямым или косвенным) климатических факторов внешней среды.

3.2    климатические факторы внешней среды: Температура, влажность воздуха, давление воздуха (высота над уровнем моря), солнечное излучение, дождь, ветер, пыль (в том числе снежная) и другие параметры и характеристики внешней среды (окружающего воздуха) по ГОСТ 15150.

3.3    климатический район: Территории государств — членов Евразийского экономического союза. объединенные по условиям единообразия влияния климатических факторов внешней среды, действующих на этих территориях, на показатели безопасности ТС.

3.4    рабочие значения температур внешней среды: Естественно изменяющиеся или неизменные значения температур внешней среды, измеряемые в градусах Цельсия, в пределах которых обеспечивается сохранение требуемых номинальных параметров и экономически целесообразных сроков службы ТС и его основных компонентов,

3.5    предельные рабочие значения температур внешней среды: Значения температур внешней среды, измеряемые в градусах Цельсия, при которых ТС могут оказываться в эксплуатации чрезвычайно редко и воздействие которых не должно прерывать транспортный процесс и/или вызывать возникновение необратимых (негативных) изменений в конструкции ТС.

Примечание — Рабочими предельными температурами для данного типа ТС являются температуры внешней среды, при эпизодическом воздействии которых (в течение не более 6 ч — при верхнем значении температуры. и не более 12 ч — при нижнем значении температуры) выполняются следующие условия:

-    сохраняется работоспособность ТС. но могут не сохраняться номинальные значения отдельных параметров и характеристик (при этом в технической документации на ТС должны указываться допустимые отклонения параметров и характеристик ТС от установленных номинальных значений, если эти отклонения имеют место),

-    после прекращения действия этих предельных рабочих значений температур все первоначальные номинальные значения параметров и характеристик ТС восстанавливаются

3.6    территория размещения ТС: Территория климатического района (или группы районов), на которую предполагается поставка ТС соответствующего типа и/или их эксплуатация (либо основная часть эксплуатации), хранение (межсменное, сезонное и т. п.) и необходимая техническая поддержка (техническое обслуживание, ремонт, сезонная комплектация и т. л.).

3.7    ТС в базовом исполнении: ТС в климатическом исполнении У. если иное не указано в тексте настоящего стандарта для конкретного случая.

3.8    специальное транспортное средство: Транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование.

3.9    специализированное транспортное средство: Транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов.

3.10    специальное климатическое исполнение: ТС в климатическом исполнении, отличном от климатического исполнения У.

3.11    дооборудование: Установка дополнительных компонентов на ТС в базовом исполнении (или на ТС в исполнении ХЛ или УХЛ в случае их неполной и/или недостаточной комплектации на пред-лриятии-изготовителе), выполняемая в соответствии с 6.2 для обеспечения их эксплуатации на территориях размещения I, и/или 12 (см. приложение А).

3.12    сезонное оборудование: Установка дополнительных (сьемных) компонентов на ТС. входящих в его комплектацию, выполняемая в соответствии с руководством по эксплуатации для обеспечения эксплуатации ТС в определенных сезонных условиях.

3.13    обитаемое помещение ТС; ОП: Внутренняя часть ТС. используемая для размещения водителя (экипажа, лиц. сопровождающих груз, и т. п.) и пассажиров.

3.14    тип ТС в отношении климатической безопасности: ТС одного изготовителя, относящиеся к одной категории, изготовленные в одном и том же климатическом исполнении и (или — если обозначение климатического исполнения не заявлено) с одинаковыми значениями предельных рабочих температур, и не имеющие между собой существенных различий в отношении приспособленности к эксплуатации в условиях основной территории размещения, установленной для данного типа ТС в соответствии с таблицей 1.

Примечание — ТС. относящиеся к одному типу в отношении климатической безопасности, не должны иметь существенных различий в отношении общей конструкции и параметров следующих систем и составных частей

а)    кузов, обитаемое помещение (обитаемые помещения) ТС:

1)    общая конструкция, компоновка, визуальное сходство в отношении внешнего вида Различия в исполнении загрузочного пространства не учитываются, если его конструкция и назначение не связаны с перевозкой людей.

2)    расчетная площадь поверхности внутренних ограждений кузова, определенная в соответствии с В 5 приложения В (различия не более 20 %);

3)    количество мест для сидения — для ТС категории М. кроме ТС категорий М2 и М3 классов А. I и II. или общая пассажировместимость — для ТС категорий М2 и М3 классов А, I и II (допустимые различия не более 20 %).

4)    конструкция средств (компонентов) уплотнения (окон, дверных проемов, люков и т. п.) и утепления (тип. материал, расположение);

5)    комплектация устройствами системы нормализации микроклимата, суммарная производительность, расположение в ОП,

б) силовая установка

1)    тип применяемого топлива (бензин, дизельное топливо, комбинированная установка (гибридное транспортное средство),

2)    тип системы охлаждения (жидкостное, воздушное);

3)    система терморегулирования двигателя (средства утепления, терморегулирования, наличие, тип и производительность топливных обогревательных приборов).

4)    система питания (расположение воздухозаборника двигателя, для ТС с дизельным двигателем — расположение топливного бака и компонентов системы питания, наличие и конструкция средств их утепления и систем подогрева топлива);

5)    система пуска (наличие и конструкция средств облегчения пуска и/или системы предпускового подогрева).

6)    система выпуска (расположение выпускной трубы);

в)    электрооборудование (тип генератора / аккумуляторной батареи: наличие и конструкция термоизоляции/ подогрева аккумуляторной батареи),

г)    трансмиссия, тип (механическая, гидравлическая, электрическая, комбинированная);

д)    тормозная система тип привода рабочей тормозной системы (пневматический, гидравлический, комбинированный)

3.15    климатический опорный пункт: Подразделение испытательной лаборатории (специальное испытательное подразделение, базовая лаборатория, филиал, опорный пункт и т. п ). расположенное на территории соответствующего климатического района и предназначенное для организационной и технической поддержки климатических испытаний непосредственно в месте их проведения.

3.16    общая работоспособность ТС: Состояние ТС. при котором оно способно выполнять заданные функции с параметрами и эффективностью, установленными требованиями технической документации (ТЗ. ТУ. РЭ) в дорожно-климатических условиях территории размещения.

3.17    система нормализации микроклимата; СНК: Совокупность систем отопления, вентиляции и кондиционирования (при ее наличии) обитаемого помещения.

3.18 холодный двигатель: Тепловое состояние двигателя после стоянки ТС в течение не менее 16 ч с выключенным двигателем и имеющимися системами подогрева при температуре внешней среды. близкой к нижней предельной температуре (с отклонениями, не превышающими ±3 °С). установленной для данного типа ТС. при котором температура охлаждающей жидкости и масла в двигателе не превышает температуру окружающей среды более чем на 3 °С.

4    Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АБ — аккумуляторная батарея;

ТД — техническая документация;

ИЛ — испытательная лаборатория;

КОП — климатический опорный пункт;

КП — коробка передач;

РЭ — руководство по эксплуатации;

ТЗ — техническое задание;

ТУ — технические условия;

ПДЦ — правила дорожного движения.

5    Общие положения

5.1    Установленные настоящим стандартом технические требования к ТС дифференцированы в зависимости от категории ТС. климатических условий и особенностей территорий их размещения, определяемых границами соответствующих климатических районов согласно принятому климатическому районированию.

5.2    В настоящем стандарте принято укрупненное климатическое районирование на основе границ климатических районов, установленных ГОСТ 16350. с учетом единообразия влияния климатических факторов внешней среды, действующих на территориях этих районов, на показатели безопасности ТС. Контуры границ климатических районов определены линиями, соединяющими смежные географические объекты в соответствии с приложением А.

5.3    ТС. предназначенные для выпуска в обращение на соответствующих территориях размещения. должны быть изготовлены в климатических исполнениях (или в комбинации климатических исполнений) и сохранять общую работоспособность в пределах рабочих и предельных рабочих температур внешней среды в соответствии с таблицей 1.

Примечание — ТС. подготовленные для условий соответствующих территорий размещения по процедуре дооборудования в соответствии с 6 2, и ТС, изготовленные за пределами государств — членов Евразийского экономического союза или изготовленные по ТД предприятий, находящихся за пределами РФ. могут не иметь официального обозначения климатического исполнения Обозначения климатического исполнения таких ТС в настоящем стандарте носит условный характер и предполагает, что для таких ТС устанавливаются такие же значения рабочих и предельных рабочих температур, а также технические требования, как и для ТС соответствующего климатического исполнения для территории размещения в соответствии с таблицей 1

Таблица 1 — Климатические исполнения ТС и основные условия их применения

Обозначение климатического исполнения ТС по ГОСТ 15150, русское (латинское1’)

Значения температур внешней среды при эксплуатации, *С

Основная территория размещения ТС (климатический район)

Рабочие (предельные рабочие)

Верхнее

Нижнее

ХЛ(Р)

Плюс 40 (плюс 40)

Минус 60 (минус 602»)

'1

УХЛ (NF)

Плюс 40 (плюс 40)

Минус 45 (минус 502>)

12,50-километровая зона по периметру климатического района 1,

Окончание таблицы 1

Обозначение климатиче-ского исполнения ТС по ГОСТ 15150, русское (латинское11)

Значения температур внешней среды при эксплуатации, °С

Основная территория размещения ТС (климатический район)

Рабочие (предельные рабочие)

Верхнее

Нижнее

У (N)

Плюс 40

Минус 40 (минус 453>)

U. i5.'ii.<i*ii)a

У* (N)* 4>

'5Я.'»

VTtNT)6)

Плюс 45 (плюс 50г>)

Минус 40 (минус 40)

111

^Далее по тексту стандарта латинское обозначение климатического исполнения опускается

5.4    Установленные значения рабочих и предельных рабочих температур должны быть указаны в ТД (ТЗ. ТУ. РЭ). В технически обоснованных случаях изготовителем могут устанавливаться более жесткие значения рабочих и/или предельных рабочих температур, чем приведенные в таблице 1.

2> Для ТС исполнения ХЛ и УХЛ, эксплуатация которых связана с особой ответственностью и требованиями высокой вероятности безотказной работы (ТС скорой медицинской помощи, аварийно-восстановительные, пожарные), и территории размещения которых находятся в радиусе до 200 км от соответствующих пунктов с экстремальными климатическими условиями (см таблицу А. 1), нижние значения предельной рабочей температуры — соответственно минус 70 °С и минус 60 X

31 Для ТС исполнения У, эксплуатация которых связана с особой ответственностью и требованиями высокой вероятности безотказной работы (ТС скорой медицинской помощи, аварийно-восстановительные, пожарные), и территории размещения которых находятся на территории умеренно-холодного климатического района, нижние значения предельной рабочей температуры — минус 50 °С.

4> Климатическое исполнение У* допускается только для ТС, находящихся в индивидуальной собственности физических лиц и только в пределах указанных в таблице 1 территорий размещения ТС Диапазон рабочих температур для данного типа ТС устанавливает изготовитель, при этом значения верхних и нижних пределов рабочих температур должны быть кратными 5 *С В РЭ таких ТС должно быть предусмотрено только их эксклюзивное сезонное использование, эксплуатация таких ТС допускается только в период, когда климатические факторы не выходят за пределы соответствующих рабочих значений, установленных изготовителем 5> Допускается только при наличии официальных дилерских центров

в> Климатическое исполнение УТ является обязательным для ТС. эксплуатация которых связана с особой ответственностью и требованиями высокой вероятности безотказной работы, рекомендуемое — для остальных ТС на указанной территории размещения ТС

7> С учетом дополнительного нагрева от воздействия солнечных лучей Примечания

1    Эксплуатация ТС исполнения ХЛ допускается на всей территории РФ без ограничения (здесь и далее экономические аспекты применения ТС специальных климатических исполнений на территориях размещения, отличных от указанных в таблице 1, не рассматриваются)

2    Эксплуатация ТС исполнения УХЛ допускается на территориях климатических районов 14, 15. I,,. (I ♦ 11)А (без ограничения)


5.5    Если ТС (отдельные партии ТС) предназначаются для эксплуатации только в определенном географическом пункте или ограниченном районе (например, для транспортного обеспечения строящегося предприятия, участка дороги и т. л ), то допускается для таких ТС (отдельных партий ТС) устанавливать номинальные значения климатических факторов, характерные для данного пункта или района и отличные от значений, установленных в настоящем стандарте для соответствующего климатического исполнения ТС. При этом в качестве рабочих температур должны быть приняты средние из абсолютных годовых максимумов и минимумов температуры, а в качестве предельных — абсолютная максимальная и абсолютная минимальная температуры.

5.6    Подтверждение соответствия ТС установленным настоящим стандартом техническим требованиям проводится в соответствии с положениями раздела 7 с последующим нанесением климатической маркировки в соответствии с разделом 8.

6 Технические требования

6.1    Все ТС, в зависимости от их категорий и территории размещения, должны соответствовать техническим требованиям, приведенным в таблице 2.

6.2    В случае невозможности (или нецелесообразности по экономическим, организационным или иным причинам) изготовления ТС в климатическом исполнении ХЛ или УХЛ для соответствующих территорий размещения (см. таблицу 1). допускается поставка в указанные районы размещения ТС в серийном исполнении (или в неполной комплектации для исполнения ХЛ или УХЛ) при условии их последующего дооборудования на базе территориальных авторизованных (дилерских) центров по документации (рекомендациям) изготовителя при выполнении требований таблицы 3 и следующих условий:

-    обязательное применение сертифицированных компонентов (безопасных стекол, отопителей, топливных баков, утеплительных материалов):

-    предъявление особого внимания к объему, методам и качеству внесения изменений в конструкцию пассажирского подвижного состава (не должны загромождаться проходы, должны сохраняться доступы к аварийным выходам и возможность их беспрепятственного использования в аварийных ситуациях; должна предусматриваться обязательная комплектация аварийной/резервной системой отопления).

6.3    Компоненты, применяемые в конструкции ТС для обеспечения соответствия требованиям таблицы 2 (стекла, утеплители, дополнительные отопители, обогреватели топлива и АБ и т. п.), могут быть выполнены съемными и предназначаться для сезонного оборудования ТС. В этом случае взаимная конструкция данных компонентов, соответствующих мест их установки на ТС и/или их креплений должна исключить возможность неправильной установки компонента или установки компонента в непредназначенное для него место.

Таблица 2 —Тахиича<«ла требования « тс а