ГОСТ Р 50182-92 (ИСО 4131-79)
государственный стандарт российской федерации
ДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТОБОЗНАЧЕНИЯ РАЗМЕРОВ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Издание официальное
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТ P 50182—92 (ИСО 4131—79)
ДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
Обозначения размеров легковых автомобилей
Road vehicles.
Dimensional codes for passenger cars
ОКП 45 1400
Дата введения 01.01.93
1. ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на легковые и сконструированные на их базе грузовые автомобили и устанавливает обозначениия их размеров, применяемых для сравнения и компьютерной обработки.
2. ССЫЛКИ
ГОСТ 28261 «Автотранспортные средства. Порядок определения положения точки И и фактического угла наклона спинки сиденья посадочных мест водителя и пассажиров».
ГОСТ 24350 «Органы управления ножные легковых автомобилей. Расположение. Общие технические требования и методы испытаний».
2. СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИЙ
Каждому размеру, установленному настоящим стандартом,, присваивают обозначение, состоящее из трех частей:
2.1. Префикса «ISO».
Указанный префикс служит для отличия от других существующих систем обозначения.
Издание официальное
© Издательство стандартов, 1992
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен без разрешения Госстандарта России
2.2. Прописной буквы, обозначающей вид размера:
L — длина;
Н — высота;
W — ширина;
D — диаметр;
V — объем.
L, И или W — угол, в зависимости от того, в какой плоскости X, Z или У его измеряют.
2.3. Числа
От 1 до 99 — для внутренних размеров, от 100 до 199 — для наружных размеров.
4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Примечание. В настоящем стандарте, если не установлено иначе, опорная поверхность является горизонтальной, размеры по длине и ширине измеряют в горизонтальной плоскости, размеры по высоте измеряют в вертикальной плоскости.
В настоящем стандарте применяют следующие термины.
4.1. Масса снаряженного автомобиля (собственная масса комплектного транспортного средства) — масса комплектного транспортного средства в состоянии его транспортировки плюс масса следующих элементов: смазочные вещества, охлаждающая жидкость (при необходимости), жидкость омывателя, топливо (бак, заполненный не менее чем на 90 % объема, установленного изготовителем), запасное(ые) колесо(а), огнетушитель (и), возимый комплект запасных частей, противооткатные упоры, стандартный комплект инструмента.
4.2. Максимально разрешенная полная масса (максимальная конструктивная общая масса) — максимальная масса транспортного средства, установленная изготовителем данного транспортного средства.
4.3. Расчетная нагрузка — масса снаряженного автомобиля, дополненная массой пассажиров (масса одного пассажира принята равной 68 кг), распределенной следующим образом: при числе мест для сиденья, равном 2 или 3, — 2 пассажира (на переднем сиденье), 4 или 5—3 (2 на переднем и 1 сзади) 6 или 7—4 (2 на переднем и 2 на заднем), 8 или 9—5 (2 на переднем и 3 на заднем).
4.4. Нулевые плоскости X, У и Z— трехмерная система координат по ГОСТ 28261 (ИСО 4130).
4.5. Плоскости х, у и z — плоскости параллельные нулевым плоскостям X, У и Z, соответственно (п. 4.4).
4.6. Контрольные места — по ГОСТ 28261 (ИСО 4130).
ГОСТ Р 50182-92 С. 3
4.7. Точка R1 — устанавливаемая для каждого из посадочных мест предприятием-изготовителем автотранспортного средства точка, которая имеет координаты относительно кузова и имитирует центр вращения ног относительно туловища человека. Эту точку именуют также «контрольная точка посадочного места».
В. РАЗМЕРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТРЕХМЕРНОЙ СИСТЕМЫ
КООРДИНАТ И КОНТРОЛЬНЫХ МЕСТ
5.1. Размеры, определяющие положение коо рд и и ат
Таблица 1 |
Номер
пункта |
Термин |
Определение |
Условия
нагружения |
Обозначение |
Номер
чертежа |
5.1.1 |
Положение нулевой плоскости Z относительно опорной поверхности в передней части автомобиля |
Расстояние от нулевой плоскости Z до опорной поверхности автомобиля, измеренное в вертикальной плоскости, проходящей через ось передних колес |
Расчетная нагрузка (п. 4.3) |
1SO-H136 |
1 |
5.1.2 |
Положение нулевой плоскости Z относительно опорной поверхности в задней части автомобиля |
Расстояние от нулевой плоскости Z до опорной поверхности автомобиля, измеренное в вертикальной плоскости, проходящей через ось задних колес |
То же |
ISO-H137 |
1 |
5.1.3 |
Координата X оси зад-них колес |
Расстояние от нулевой плоскости X до оси задних колес. |
> |
ISO-L127 |
1 |
|
|
Примечание. Если значения координат осей левого и правого колес различны, то указывают оба размера через тире, при этом первый из них соответствует оси левого колеса. |
|
|
|
|
Продолжение табл. 1 |
Номер
пункта |
Тормнн |
Определение |
Условия
иагружения |
Обозначение |
Номер
чертежа |
5.1.4 |
Координата X оси передних колес |
Расстояние от нулевой плоскости X до оси передних колес.
Примечание. Если значения координат осей левого и правого колос различны, то указывают оба размера через тире, иериый из них соогпстстиует оси левого колеса |
Расчетная нагрузка (п. 4.3) |
ISO-L128 |
1 |
|
5.2. Размеры, определяющие положение контрольных мест кузова
Примечание. Нижеследующие определения относятся к контрольным местам N1, N2 и N3. Подобные определения могут быть даны и относительно других контрольных мест.
5.2.1. В трехмерной системе координат
Таблица 2 |
Номер
пункта |
Термин |
Определение |
Условия
нагружения |
Обозначение |
Номер
чертежа |
5.2.1.1 |
Координата X конт- |
Расстояние от нулевой плоское- |
Расчетная |
ISO-L54 |
1 |
|
рольного места Хч 1 |
ти X до контрольного места Хч 1 |
нагрузка (п. 4.3) |
|
|
5.2.1.2 |
Координата X конт- |
Расстояние от нулевой плоское- |
То же |
ISO-L55 |
1 |
|
рольного места Хч 2 |
ти X до контрольного места № 2 |
|
|
|
5.2.1.3 |
Координата X конт- |
Расстояние от нулевой плоское- |
» |
1SO-L56 |
i |
|
рольного места Хч 3 |
ти X до контрольного места Хч 3 |
|
|
|
5.2.1.4 |
Координата Y конт- |
Расстояние от нулевой плоское- |
» |
ISO-W21 |
2 |
|
рольного места № 1 |
ти Y до контрольного места № 1 |
|
|
|
5.2.1.5 |
Координата Y конт- |
Расстояние от нулевой плоское- |
» |
ISO-W22 |
2 |
|
рольного места Хч 2 |
ги Y до контрольного места К? 2 |
|
|
|
5.2.1.6 |
Координата Y конт- |
Расстояние от нулевой плоское- |
> |
ISO-W23 |
2 |
|
рольного места № 3 |
ги Y до контрольного места Хч 3 |
|
|
|
5.2.1.7 |
Координата Z конт- |
Расстояние от нулевой плоское- |
» |
ISO-H81 |
1
* |
|
рольного места Хч I |
ти Z до контрольного места № 1 |
|
|
|
5.2.1.8 |
Координата Z конт- |
Расстояние от нулевой плоское- |
> |
ISO-H82 |
1 |
|
рольного места Хч 2 |
ти Z до контрольного места № 2 |
|
|
|
5.21.9 |
Координата Z конт- |
Расстояние от нулевой плоскости |
Э |
1SO-H83 |
1 |
|
рольного места Л? 3 |
Z до контрольного места Хч 3 |
|
|
1 |
|
Высота контрольного |
Расстояние от контрольного мес- |
|
|
|
места № 1 над опорной |
га № 1 до опорной поверхности при |
|
|
|
|
поверхностью |
гледующих условиях нагрузки: |
|
|
|
|
С. в ГОСТ Р 50182 |
5.2.2. Относительно опорной поверхности
Таблица 3 |
Номер
пункта |
Термин |
Определение |
Условия
иагружония |
Обозначение |
Номер
чертежа |
5.2.2.! |
Высота контрольного |
Расстояние от контрольного мес |
Масса сна- |
ISO-HI61 |
1 |
|
места N* 1 над опорной |
та № 1 до опорной поверхности |
ряженного |
|
|
|
поверхностью |
при следующих условиях нагрузки: |
автомобиля (п. 4.1) Расчетная нагрузка (п. 4.3) |
ISO-H163 |
|
|
|
|
Максимально разрешенная полная |
1SO-H165 |
|
5.2.2.2 |
Высота контрольного |
|
масса (п. 4.2) |
|
1 |
Расстояние от контрольного места |
Масса сна- |
ISO-H162 |
|
места 2 над опорной |
N? 2 до опорной поверхности при |
ряженного |
|
|
поверхностью |
следующих условиях нагрузки: |
автомобиля (п. 4.1) |
|
|
|
|
|
Расчетная на- |
ISO-H164 |
|
|
|
|
грузка (п. 4.3) Максимально разрешенная полная |
ISO-H166 |
|
5.2.2.3 |
Высота контрольного |
Расстояние от контрольного мес- |
масса (п. 4.2) Масса сна- |
150-Н167 |
1 |
|
места N3 над опорной |
та № 3 до опорной поверхности при |
ряженного |
|
|
поверхностью |
следующих условиях нагрузки: |
автомобиля (п, 4,1) Расчетная нагрузка (п. 4.3) |
ISO-H168 |
|
|
|
|
Макснмаль- |
ISO-H169 |
|
|
|
|
но разрешенная полная масса (п. 4.2) |
|
|
|
6. НАРУЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Таблица 4 |
Номер
пункте |
Термин |
Определение |
Условия
нагружения |
Обозначение |
Номер
чертежа |
6.1 |
Высота автомобиля без нагрузки |
Расстояние между опорной поверхностью и горизонтальной плоскостью, касающейся самой верхней части автомобиля. Примечания:
1. Все жестко закрепленные части автотранспортного средства находятся между этими двумя плоскостями.
2. Автомобиль находится в рабочем состоянии, не нагружен |
Масса снаряженного автомобиля (п. 4.1) |
ISO-H100 |
3 |
6.2 |
Высота автомобиля |
Расстояние между опорной поверхностью и горизонтальной плоскостью, касающейся самой верхней части автомобиля.
Примечание. Все жестко закрепленные части автотранспортного средства находятся между этими двумя плоскостями |
Расчетная нагрузка (и. 4.3) |
ISO-H10! |
3 |
6.3 |
Угол въезда |
Наибольший угол между горизонтальной плоскостью и плоскостью, касательной к передним колесам, очерченным статическим радиусом таким образом, что ни одна точка транспортного средства, расположенная в передней нижней части автомобиля, и ни одна часть, жестко прикрепленная к автотранспортному средству, не находятся ниже этой плоскости |
То же |
1SO-H106 |
3 |
|
Продолжение табл. 4 |
Номер
пункта |
Термин |
Определение |
Условия
нагружения |
Обозначение |
Номер
чертежа |
64 |
Угол съезда |
Наибольший угол между горизонтальной плоскостью и плоскостью, касательной к задним колесам, очерченным статическим радиусом таким образом, что ни одна точка автотранспортного средства, расположенная сзади моста, и ни одна часть, жестко прикрепленная к автотранспортному средству, не находятся ниже этой плоскости |
Расчетная нагрузка (п. 4.3) |
ISO-H107 |
3 |
6.5 |
Высота автомобиля без нагрузки с открытой крышкой багажного отделения |
Расстояние между опорной поверхностью и плоскостью 2, касательной к верхней части открытой крышки багажного отделения |
Масса снаряженного автомобиля (п. 4.1) |
ISO-H110 |
3 |
6.6 |
Высота автомобиля с грузом |
Расстояние между опорной поверхностью и горизонтальной плоскостью, касающейся самой верхней части автомобиля.
Примечание. Все жестко закрепленные части автотранспортного средства находятся между этими двумя плоскостями. |
Максимально разрешенная полная масса (п. 4.2) |
ISO-H113 |
3 |
6.7 |
Высота капота над опорной поверхностью |
Расстояние от опорной поверхности до точки пересечения в нулевой плоскости У капота моторного отделения с ветровым стеклом |
Расчетная
нагрузка
in. 4.3) |
ISO-HI14 |
3 |
6.8 |
Угол въезда автомобиля с нагрузкой |
Наибольший угол между горизонтальной плоскостью и плоскостью, касательной к передним колесам, очерченным статическим радиусом таким образом, что ни одна точка транспортного средства, расположенная в передней нижней |
Максимально разрешенная полная масса (п. 4.2) |
ISO-H1I7 |
3 |
|
1
См. ГОСТ 28261 (ИСО 6549)