ГОСТ ИСО 7905-2-99
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ.
УСТАЛОСТЬ ПОДШИПНИКОВ
СКОЛЬЖЕНИЯ
Испытание цилиндрического образца из
металлического
подшипникового материала
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и
сертификации (Протокол № 15 от 28 мая 1999 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование
государства
|
Наименование
национального органа по стандартизации
|
Азербайджанская
Республика
|
Азгосстандарт
|
Республика
Армения
|
Армгосстандарт
|
Республика
Беларусь
|
Госстандарт
Беларуси
|
Грузия
|
Грузстандарт
|
Республика
Казахстан
|
Госстандарт
Республики Казахстан
|
Киргизская
Республика
|
Киргизстандарт
|
Республика
Молдова
|
Молдовастандарт
|
Российская
Федерация
|
Госстандарт
России
|
Республика
Таджикистан
|
Таджикгосстандарт
|
Туркменистан
|
Главная
государственная инспекция Туркменистана
|
Республика
Узбекистан
|
Узгосстандарт
|
Украина
|
Госстандарт
Украины
|
Настоящий стандарт представляет собой полный аутентичный текст международного
стандарта ИСО 7905-2-95 «Подшипники скольжения. Усталость подшипников
скольжения. Часть 2: Испытание цилиндрического образца из металлического
подшипникового материала»
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации
и метрологии от 14 декабря 1999 г. № 508-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 7905-2-99 введен в действие непосредственно в качестве государственного
стандарта Российской Федерации с 1 июля 2000 г.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ГОСТ ИСО 7905-2-99
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ.
УСТАЛОСТЬ ПОДШИПНИКОВ
СКОЛЬЖЕНИЯ
Испытание цилиндрического образца из металлического подшипникового
материала
Plain bearings. Bearing
fatigue.
Test with a cylindrical specimen of a metallic
bearing material
Дата введения 2000-07-01
1 Область применения
Настоящий стандарт
устанавливает метод определения предела выносливости при усталости только
подшипниковых материалов (без учета стальной основы).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте
использована ссылка на:
ГОСТ 2789-73
Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики
3 Образцы для испытания
Форма и размеры образцов
представлены на рисунке 1.
Подшипниковый материал и
чистота обработки поверхности образца для испытания должны быть типичными для
последовательности производства, используемой при изготовлении подшипников. Не
допускаются механические повреждения поверхности образца или повреждения
вследствие коррозии до и в процессе испытания. Шероховатость поверхности должна
быть Ra > 6 мкм (согласно ГОСТ
2789).
Рисунок 1
Допускается отличие состояния
образца от материала подшипника по остаточным напряжениям, возникающим в
процессе изготовления подшипника.
4 Метод испытания
Предельное число циклов
напряжений составляет 5 ´ 107. Предел усталости
при ограниченной долговечности следует фиксировать начиная с 107
циклов.
Частота испытания должна
составлять 50 - 80 Гц. Для сокращения продолжительности испытания и повышения
статистической оценки усталостной долговечности несколько испытательных стендов
могут работать одновременно.
5 Оценка и представление
результатов испытания
Напряжения предела
выносливости должны быть представлены в форме кривых σel
- N при предварительно определенной температуре (±2 °С) относительно
детального описания подшипникового материала. Испытания для получения кривой
σel - N прекращают при циклах нагружения 50 ´ 106. Напряжение
предела выносливости может быть оценено при заданном числе циклов, например 3 ´ 106, 10 ´ 106, 25 ´ 106 или 50 ´ 106. Образец, не
подвергнутый разрушению при усталостном испытании до заданного предела
выносливости, указывают в отчете.
Вследствие разброса
результатов испытаний и статистического характера предела усталости
рекомендуется результаты оценивать на основе статистического метода.
Напряжения предела
выносливости могут быть представлены также с помощью диаграммы Хейга, на
которой амплитуда напряжений указана относительно среднего напряжения.
Металлографическое
исследование должно обеспечить детальное описание механизма разрушения,
коррозионного повреждения и диффузии в результате термических эффектов.
Ключевые слова: подшипники, подшипники скольжения,
испытания, усталостные испытания