Устанавливает метод испытаний на определение полезной мощности двигателей внутреннего сгорания землеройных машин, определенных в ISO 6165. Настоящий стандарт устанавливает взаимосвязь между различными стандартными способами представления информации о значении эффективной полезной мощности двигателя землеройной машины конечному пользователю
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
(ISO 9249:2007, ЮТ)
Издание официальное
ЛМ.ш. !■■■ ЯОИЗИ Сшцдажфррм |
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью «ИЦ «ЦНИП СДМ» (ООО «ИЦ «ЦНИП СДМ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 267 «Строительно-дорожные машины и оборудование»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 сентября 2017 г. Me 130-П)
За принятие проголосовали: | ||||||||||||||||||
|
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 декабря 2020 г. № 1231-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9249-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2021 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 9249:2007 «Машины землеройные. Свод правил по испытанию двигателей. Полезная мощность» («Earth-moving machinery — Engine test code — Net power», IDT).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 Настоящий стандарт может быть использован при ежегодной актуализации перечня стандартов. содержащих правила и методы исследований (испытаний), а также стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»
7 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
CNP — рассчитанная эффективная полезная мощность, кВт; ES — частота вращения двигателя, об/мин; FP— мощность вентилятора. кВт. GP— мощность. кВт (о соответствии с ISO 14396, т.е. без вентилятора
системы охлаждения); Р — мощность. кВт
Приложение ДА (справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам
Таблица ДА. 1 | ||||||||||||||||||
|
Библиография
[1] ISO 2710-1
[2] ISO 7876-1
[3] ISO 8178
Reciprocatirvg internal combustion engines — Vocabulary — Part 1: Terms for engine design and operation (Поршневые двигатели внутреннего сгорания. Словарь. Часть 1. Термины конструктивного и эксплуатационного характера)
Fuel injection equipment — Vocabulary — Part 1: Fuel injection pumps (Устройства для впрыска топлива. Словарь. Часть 1. Топливные насосы высокого давления)
(all parts). Reciprocating internal combustion engines — Exhaust emission measurement (Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания)
УДК 621.869.4-788:629.614.006.354 МКС 53.100 ЮТ
Ключевые слова: машины землеройные, свод правил по испытанию двигателей, полезная мощность
Редактор М.И. Максимова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор ИА. Королева Компьютерная верстка ПА. Круговой
Сдано в набор 04.12.2020 Подписано в печать 24 12 2020. Формат 60>841/в Гарнитура Ариап
Усп. леч л. 1.86. Уч.-изд. л. 1.50.
Подтотовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
Создано в единичном исполнении во ФГУП «СТАНДАРТИМФОРМ» для комплектования Федерального информационною фонда стандартов. 117418 Москва. Нахимовский пр-т. д. 31. к. 2. www.goslinfo.nj info@gosbnfo.ru
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и uat/e-нений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены наспюящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернот-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
© ISO. 2007 — Все права сохраняются © Стаидартинформ. оформление. 2021
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
1 Область применения..................................................................1
2 Нормативные ссылки..................................................................1
3 Термины, определения, обозначения и сокращения............. 2
4 Стандартные исходные условия.........................................................3
5 Испытания..........................................................................3
6 Метод корректировки мощности.........................................................4
7 Протокол испытаний..................................................................4
8 Представление результатов как функции от частоты вращения...............................5
9 Погрешность измерений...............................................................5
Приложение А (справочное) Определение эффективной полезной мощности с использованием
ISO 14396 ...... 6
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов
межгосударственным стандартам..........................................8
Библиография.........................................................................9
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Машины землеройные МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ Полезная мощность
Earth-moving machinery. Engine test code. Net power
Дата введения — 2021—07—01
Настоящий стандарт устанавливает метод испытаний на определение полезной мощности двигателей внутреннего сгорания землеройных машин, определенных в ISO 6165.
Настоящий стандарт устанавливает взаимосвязь между различными стандартными способами представления информации о значении эффективной полезной мощности двигателя землеройной машины конечному пользователю.
Настоящий стандарт применяют к следующим двигателям:
a) поршневым двигателям внутреннего сгорания с искровым зажиганием или к двигателям с воспламенением от сжатия, за исключением двигателей со свободным поршнем:
b) роторно-поршневым двигателям.
Эти двигатели могут быть с естественным всасыванием или с наддувом, как механическим, так и турбонаддувом.
Примечание — Настоящий стандарт совместим с ISO 14396. Принципиальное различив между ними состоит в установке при испытаниях специального оборудования системы охлаждения и вспомогательного оборудования наддува (вентилятора). Потребляемую мощность этого оборудования вычитают из цифровых характеристик двигателя no ISO 14396. используя испытания или расчетный метод. В приложении А указан рекомендуемый метод расчета для получения цифровых характеристик полезной мощности в соответствии с настоящим стандартом. Испытания по ISO 14396 с последующим методом расчета, указанном в приложении А. соответствуют требованиям настоящего стандарта.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на международные стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая любые поправки).
ISO 6165, Earth-moving machinery — Basic types — Identification and terms and definitions (Машины землеройные. Классификация. Термины и определения)
ISO 14396. Reciprocating internal combustion engines — Determination and method for the measurement of engine power — Additional requirements for exhaust emission tests in accordance with ISO 8178 (Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Определение и метод измерения мощности двигателя. Дополнительные требования к определению эмиссии выхлопных газов в соответствии с ISO 8178)
ISO 15550:2002, Internal combustion engines — Determination and method for the measurement of engine power — General requirements (Двигатели внутреннего сгорания. Определение и метод измерения мощности двигателя. Общие требования)
Издание официальное
В настоящем стандарте применяют обозначения и сокращения, приведенные в ISO 15550. а также нижеследующие термины и определения:
3.1
заявленная частота вращения двигателя (declared engine speed): Частота вращения двигателя. соответствующая заявленной мощности изготовителем.
Примечание — В технической документации отдельных изготовителей, заявленная частота вращения двигателя указывается как «номинальная частота вращения».
[ISO 15550. определение 3.2.4]
3.2
заявленная мощность (declared power): Указанное изготовителем значение мощности двигателя. которую двигатель выдает при заданных условиях.
Примечание — В технической документации отдельных изготовителей, заявленная мощность двигателя называется «номинальная мощность».
[ISO 15550. определение 3.3.1]
3.3
регулировка двигателя (engine adjustment): Физическая процедура изменения параметров работы двигателя с целью его адаптации к выдаче мощности соответствующей различным внешним условиям; например, перемещение упора ограничивающего подачу топлива, пересогласоеание турбокомпрессора. изменение момента впрыска топлива или другие физические изменения.
Примечание — После завершения изменений двигатель является отрегулированным.
[ISO 15550. определение 3.3.1]
3.4
частота вращения двигателя (engine speed): Число оборотов коленчатого вала в течение заданного промежутка времени.
[ISO 2710. определение 11.1]
3.5 подача топлива (fuel delivery): Дозированный объем (масса) топлива подаваемый системой впрыска топлива в течение одного рабочего цикла.
Примечание — В соответствии с ISO 7876-1. определение 10.
3.6
нагрузка (load): Общепринятый термин, описывающий величину «мощности» или «крутящего момента» двигателя относительно заявленной мощности или крутящего момента.
Примечание — Термин «нагрузка» является физически неопределенным, и его следует избегать. Для точного описания величины параметра следует использовать вместо «нагрузка», термины «мощность» или «крутящий момент», совместно с указанием частоты вращения.
[ISO 15550, определение 3.3.11]
3.7 полезная мощность (net power): Мощность, полученная на испытательном стенде, на хвостовике коленчатого вала или другом эквивалентном месте, при соответствующей частоте вращения двига-тепя. с оборудованием и специальными устройствами, перечисленными в ISO 15550. таблица 1. графа 2. а также указанными в графе 3 (необходимыми для испытания двигателя на полезную мощность).
Примечание 1 — Если измерение мощности можно осуществить только с установленной коробкой передач. то для получения значения полезной мощности двигателя потери в коробке передач должны быть добавлены к измеренной мощности.
Примечание 2 — ISO 15550.определениеЗ.З.З.1.
3.8 эффективный крутящий момент (net torque): Крутящий момент, полученный на испытательном стенде, который создается на хвостовике коленчатого вала или другом эквивалентном месте, при соответствующей частоте вращения двигателя, с оборудованием и вспомогательными устройствами, перечисленными в ISO 15550. таблица 1, графа 2, а также с указанными в графе 3 (необходимыми для испытания двигателя на определение эффективной полезной мощности).
Примечание — ISO 15550. определение 3.3.12.
3.9
корректировка мощности (power correction): Методика расчета, с помощью которой значение мощности, определенное при данных условиях испытаний двигателя, пересчитывается таким образом. чтобы оно представляло собой ожидаемое значение мощности при исходных или других рабочих условиях без каких-либо регулировок двигателя.
[ISO 15550, определение 3.3.10]
Примечание — Мощность и рабочие характеристики двигателя могут изменяться как функции от внешних условий (см. ISO 15550, пункт 7).
Стандартные исходные условия должны быть в соответствии с требованиями ISO 15550. пункт 5.
5.1 Метод испытаний
В качестве метода испытаний применяют метод испытаний 2. указанный в ISO 15550. пункт 6.3.
5.2 Условия испытаний
Условия испытаний должны соответствовать ISO 15550. пункт 6.3.4, а также нижеследующему:
a) оборудование и вспомогательные механизмы должны быть установлены в соответствии с ISO 15550, таблица 1, графа 3. в том числе сноски таблицы 1. Под «вентилятором» имеется в виду полностью система вентилятора, включающая вентилятор и все компоненты привода, такие как насос, трубопроводы и мотор для гидравлического вентилятора. Если система вентилятора не приспособлена для испытаний, то потребляемая ею мощность при 25 “С (окружающей среды) должна быть определена и вычтена из измеренной мощности двигателя;
b) вспомогательное оборудование машины, подключаемое к двигателю, которое необходимо для эксплуатации машины, при испытаниях должно быть демонтировано. В случае, если вспомогательное оборудование не может быть демонтировано, то должна быть определена потребляемая им мощность при работе без нагрузки и добавлена к измеренной мощности двигателя.
Приведенный ниже в качестве примера перечень вспомогательного оборудования может быть дополнен:
1) насосы гидросистемы (гидросистем) управления машины:
2) воздушный компрессор пневмосистем машины;
3) насос системы кондиционирования воздуха;
4) насос(ы) системы трансмиссии;
5) установленная(ые) коробка(и) передач.
В случае, если воздухонагнетатель, или автоматически отключаемый вентилятор или вентилятор с прогрессивной производительностью, являются встроенными, испытания выполняются при не подключенном вентиляторе или нагнетателе, или же вентиляторе с прогрессивной производительностью, работающем на максимальном проскальзывании, как указано в ISO 15550, таблица 1. При таких условиях можно точно определить значение полезной мощности при минимально низкой мощности системы вентилятора для случая, когда автоматически отключаемый вентилятор или вентилятор с прогрессивной производительностью, воздухонагнетатель, вентилятор с регулируемой частотой вращения или выключаемый вентилятор, являются встроенными.
Мощность вентилятора измеряют в нормальном рабочем диапазоне машины как функции от температуры окружающей среды и коэффициента нагрузки (т. е. не при пуске или другом состоянии машины, не входящим в рабочий диапазон).
Метод корректировки мощности должен соответствовать ISO 15550. пункт 7.
Испытания могут быть выполнены в испытательной камере с системой кондиционирования, где контролируются атмосферные условия для поддерживания поправочного коэффициента близкого к 1.0.
Двигатели с автоматической регулировкой температуры воздуха, в конструкции которых применяется устройство, не добавляющее при полной нагрузке в стандартных атмосферных условиях нагретый воздух к поступающему воздуху (см. ISO 15550, пункт 5), должны быть испытаны с этим устройством, работающем в штатном режиме. Для этого случая, показатель степени температурных условий в поправочном коэффициенте, указанный в ISO 15550. пункты 7.3 или 7.4.2. принимают равным нулю (без температурной коррекции).
Допускается вместо испытаний определение поправок расчетным способом. Метод расчета должен быть выполнен с такой погрешностью, чтобы численные характеристики полезной мощности двигателя соответствовали требованиям 9.
Протокол испытаний должен соответствовать требованиям ISO 15550, 9.2.2.1, Э.2.2.2 и 9.2.2.3. а также содержать дополнительную информацию в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 — Протокол испытаний (дополнительная информация к указанной в ISO 15550) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Представление результатов должно быть в соответствии с ISO 15550. таблица 13. с дополнительными требованиями, как показано в таблице 2.
Таблица 2 — Представление результатов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Измеренная мощность двигателя может отличаться от заявленной производителем мощности на ±2 % или 0,3 кВт (в зависимости от того, что больше) при заявленной частоте вращения, и ±4 % на всех других частотах вращения.
Приложение А (справочное)
А.1 Общее
Как и настоящий стандарт, ISO 14396 является дополнением к ISO 15550. Он устанавливает метод и дополнительные требования для определения мощности поршневых двигателей внутреннего сгорания при испытаниях по измерению вредных выбросов выхлопных газах в соответствии с ISO 8178.
Требования к испытаниям по настоящему стандарту согласуются с требованиями по ISO 14396, так как они оба базируются на «основном» стандарте ISO 15550. Принципиальное различив между ними заключается в том. что заявленную мощность, применяемую настоящим стандартом, получают вычитанием соответствующих поправок на оборудование (в т. ч. вспомогательное) из значений мощности по ISO 14396.
А.2 Расчет
В соответствии с настоящим стандартом для расчета эффективной полезной мощности следует вычесть мощность, потребляемую:
- вентилятором системы охлаждения (при наличии);
- насосом промежуточной системы охлаждения воздуха турбонадува или вентилятором (при наличии);
-оборудованием (в т. ч. вспомогательным), перечисленным в таблице 2, из скорректированной мощности
двигателя, измеренной в соответствии с ISO 14396.
Мощность вентилятора(ов) и насоса должна быть определена на частотах вращения, которые соответствуют частотам вращения двигателя, использованным для измерения мощности двигателя, либо расчетным способом на основе стандартных характеристик, либо реальными испытаниями, с корректировкой для стандартных атмосферных условий (см. ISO 15550. 5).
Погрешности численных характеристик эффективной полезной мощности должны соответствовать требованиям п. 9.
Пример и результат расчета (для вентилятора жидкостной системы охлаждения) приведен в таблице А.1 и показан на рисунке А.1.
Таблица А.1 — Расчет полезной мощности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) Частоты вращения должны соответствовать частотам вращения двигателя, которые используются для измерения мощности двигателя в соответствии с ISO 8178. |