Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

35 страниц

Устанавливает методы проведения статических и динамических испытаний устройств защиты при опрокидывании (ROPS), устанавливаемых сзади рабочего места оператора на колесных тракторах для сельского и лесного хозяйства с узкой колеей. Стандарт устанавливает требования к зоне ограничения деформации и критерии приемки для жестких или складывающихся установленных сзади рабочего места оператора двухстоечных защитных дуг, каркасов и встроенных в кабину ROPS. Требования стандарта распространяются на тракторы, имеющие следующие характеристики: - дорожный просвет не более 600 мм до самых нижних точек корпуса переднего и заднего моста (не считая нижней точки корпусов дифференциалов); - фиксированная или регулируемая минимальная ширина колеи одной из двух осей менее 1150 мм с самыми широкими шинами, и с габаритной шириной второй оси меньше ширины первой оси; - масса без балласта более 600 кг, но менее 3000 кг , включая ROPS и рекомендованные производителем шины самого большого размера.

 Скачать PDF

Идентичен ISO 12003-2:2008

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Символы и обозначения

5 Оборудование для проведения испытаний

     5.1 Оборудование для динамических и статических испытаний

     5.2 Оборудование для динамических испытаний

     5.3 Оборудование для статических испытаний

6 Подготовка трактора к испытаниям

7 Методы испытаний

     7.1 Общие требования

     7.2 Последовательность проведения испытаний

     7.3 Динамические испытания (удар) установленного сзади ROPS

     7.4 Статические испытания установленного сзади ROPS

     7.5 Разрушающие испытания при нагружении сверху

     7.6 Наблюдения во время испытаний

8 Контрольная точка сиденья (SIP)

9 Зона ограничения деформации

10 Погрешность измерений

11 Условия приемки

     11.1 Общие требования

     11.2 Требования после ударов

     11.3 Требования после статических горизонтальных нагружений

     11.4 Дополнительное разрушающее испытание

12 Распространение результатов испытаний на другие модели тракторов

13 Маркировка

14 Протокол испытаний

Приложение А (обязательное) Требования по обеспечению сопротивления конструкции установленного сзади ROPS хрупкому разрушению при пониженной температуре

Приложение В (обязательное) Протокол испытаний установленного сзади ROPS

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов межгосударственным стандартам

Библиография

 

35 страниц

Дата введения01.04.2018
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

25.10.2016УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации92-П
26.05.2017УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии440-ст
РазработанАссоциация Росагромаш
ИзданСтандартинформ2017 г.

Agricultural and forestry tractors. Roll-over protective structures on narrow-track wheeled tractors. Part 2. Rear-mounted roll-over protective structures. Technical requirements and test methods

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ГОСТ

ISO 12003-2-2016

ТРАКТОРЫ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

Устройства защиты при опрокидывании для колесных тракторов с узкой колеей

Часть 2

Устройства защиты при опрокидывании, установленные сзади Технические требования и методы испытаний

(ISO 12003-2:2008, Agricultural and forestry tractors — Roll-over protective structures on narrow-track wheeled tractors — Part 2: Rear-mounted ROPS, IDT)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2017

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Российской ассоциацией производителей сельхозтехники (Ассоциация «Росагромаш») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 284 «Тракторы и машины сельскохозяйственные»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. №92-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

С окрашенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджи «стандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 мая 2017 г. № 440-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 12003-2-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2018 г.

5    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 12003-2:2008 «Тракторы для сельского и лесного хозяйства. Устройства защиты при опрокидывании для колесных тракторов с узкой колеей. Часть 2. Устройства защиты при опрокидывании, установленные сзади» («Agricultural and forestry tractors — Roll-over protective structures on narrow-track wheeled tractors — Part 2: Rear-mounted ROPS», IDT).

Международный стандарт разработан подкомитетом № 4 «Тракторы» международного технического комитета ISO ТС23 «Тракторы и машины для сельского и лесного хозяйства».

Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий стандарт, и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5-2001 (подраздел 3.6).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ГОСТ ISO 12003-2-2016

1 — трос, 2 — брус из мягкой древесины сечением 150 < 150 мм фиксирующий оба задних колеса после крепления тросов. 3 — траектория перемещения центра тяжести маятникового блока, проходящая через точку удара

Рисунок 5 — Пример крепления тросов при ударе спереди

1 — траектория перемещения центра тяжести маятникового блока, проходящая через точку удара; 2— крепления трактора (5 2 3); 3 — брус из мягкой дровосимы сочоииом 150 к 150 мм. 4 — деревянный упор; а — заостренный торец упора; Ь — скрут-

лонмый тороц упора для обеспечения контакта с ободом колеса

Рисунок 6 — Пример крепления при ударе сбоку

5.2.8 Устройство для измерения упругой деформации

Устройство для измерения упругой деформации (рисунок 7) устанавливается в горизонтальной плоскости, совпадающей с верхней поверхностью зоны ограничения деформации.

6

ГОСТ ISO 12003-2-2016

1 — пластическая деформация. 2 — упругая деформация 3 — общая (пластическая ♦ упругая) деформация. 4 — фрикционная муфта; 5 — ториэонгальнаябалка, соединенная с устройством защиты при опрокидывании; б — вертикальная опоре, соединенная с щасси трактора

Рисунок 7 — Пример устройства для измерения упругой деформации

5.3 Оборудование для статических испытаний

5.3.1    Материал, оборудование и средства крепления должны обеспечивать надежную фиксацию (и поддержку) трактора на опорной поверхности независимо от шин.

5.3.2    Оборудование для горизонтального нагружения ROPS (рисунки 8 и 9) должно соответствовать требованиям 5.3.2.1— 5.3.2 4

/ — контрольная точка сиденья; 2 — контрольная точка сиденья, средняя продольная плоскость а — точка заднего нагружения. b — точка переднего нагружения; с — точка второго продольного нагружения, переднего или заднею, d — точка продольного нагружения, переднего или заднего

Рисунок 8 — Переднее и заднее нагружение

7

1 — контрольная точка сиденья. 2 — точка боковою нагружения (7.4.5); 3 — прогиб в результате воздействия заднего нагружения; 4 — контрольная точка сиденья, средняя продольная плоскость; а — нагружение

Рисунок 9 — Воздействие бокового нагружения

5.3.2.1    Должно быть обеспечено равномерное распределение нагружения перпендикулярно направлению нагружения вдоль балки, имеющей длину в пределах от 250 до 700 мм. кратную 50 мм.

5.3.2.2    Грани балки, касающейся ROPS, должны быть скругленными, с радиусом скругления не более 50 мм.

5.3.2.3    В конструкции нагружающего устройства должны присутствовать шарниры или аналогичные элементы для обеспечения отсутствия ограничения поворота или смещения устройства защиты при опрокидывании в любом направлении, кроме направления нагружения.

5.3.2.4    Если элемент ROPS. касающийся распределяющей нагрузку балки соответствующей длины, не образует прямой линии, перпендикулярной к направлению приложения нагрузки, то следует использовать дополнительные элементы, обеспечивающие распределение нагрузки по всей длине элемента ROPS.

5.3.3 Оборудование для измерения силы и деформации вдоль направления приложения силы и относительно шасси трактора. Для обеспечения точности измерений должна проводиться непрерывная запись параметров. Измерительное оборудование располагают так, чтобы записывать силу и деформацию вдоль направления нагружения.

6 Подготовка трактора к испытаниям

Проходящее испытания ROPS должно соответствовать конструкторской документации изготовителя и должно быть установлено в защитное положение на соответствующей модели трактора в соответствии с заявленными изготовителем методами крепления.

Примечай и е — Для проведения статических испытаний не требуется весь трактор, достаточно ROPS и части трактора, на которой установлена защитная конструкция, далее — «узел».

При проведении испытаний трактор (узел) должен быть укомплектован всеми серийными деталями. которые могут оказать воздействие на прочность устройства защиты при опрокидывании или могут потребоваться при проведении испытаний.

Для исключения влияния на прочность установленного сзади ROPS все съемные окна, панели, сьемные. крепления, не являющиеся частью устройства защиты при опрокидывании, должны быть демонтированы.

В случае, если двери и окна во время работы трактора могут быть зафиксированы в открытом положении или сняты, при проведении испытаний следует зафиксировать их в открытом положении или снять, так, чтобы они не добавляли прочности установленному сзади ROPS. Следует отметить, создают ли они в этом положении опасность для оператора в случае опрокидывания трактора.

Во время проведения динамических испытаний, ширина колеи выбирается так. чтобы установленный сзади ROPS, в максимально возможной степени, не поддерживался колесами во время проведения испытания. При проведении статических испытаний колеса можно демонтировать.

ГОСТ ISO 12003-2-2016

7 Методы испытаний

7.1    Общие требования

7.1.1    Если во время проведения испытаний любая деталь фиксирующего трактор оборудования сломается или сместится, испытания должны быть проведены повторно.

7.1.2    Во время испытаний не допускается проведение ремонта или наладочных работ на тракторе и установленном сзади ROPS.

7.1.3    При проведении динамических испытаний коробка передач трактора должна быть в нейтральном положении, тормоза отключены.

7.1.4    Если трактор оснащен системой подвески для изменения положения корпуса относительно колес, то при испытаниях система должна быть заблокирована.

7.1.5    Сторона, выбранная для приложения первого удара сзади (при проведении динамических испытаний) или первого нагружения сзади (при проведении статических испытаний), должна быть наиболее неблагоприятной для установленного сзади ROPS. Удары или нагружения сзади и сбоку должны проводиться с разных сторон установленного сзади ROPS. Удар или нагружение спереди должны проводиться с той же стороны продольной срединной плоскости, с которой осуществлялся удар или нагружение сбоку.

7.2    Последовательность проведения испытаний

По усмотрению изготовителя установленного сзади ROPS могут быть проведены либо динамические либо статические испытания, эти два метода считаются эквивалентными. Разрушающие испытания являются общими для обоих методов испытаний.

Последовательность испытаний прочности установленного сзади ROPS следующая:

a)    удар (при динамическом испытании) или продольное нагружение (при статическом испытании) сзади:

b)    вертикальное разрушение (при динамическом и статическом испытаниях):

c)    удар (при динамическом испытании) или продольное нагружение (при статическом испытании) спереди:

d)    удар (при динамическом испытании) или горизонтальное нагружение (при статическом испытании) сбоку;

e)    вертикальное разрушение (при динамических и статических испытаниях).

Для трактора с реверсивным постом управления, передние колеса трактора должны быть определены изготовителем В случае, когда передняя/задняя часть трактора четко не определены, передними считаются колеса, на которые приходится менее 50 % массы трактора.

7.3    Динамические испытания (удар) установленного сзади ROPS

7.3.1    Испытания ударом сзади

7.3.1.1    Трактор должен быть расположен относительно маятникового блока так, чтобы в момент удара по установленному сзади ROPS ударная поверхность маятникового блока и цепей или тросов образовывала с вертикальной плоскостью угол а равный ш/100, но не более 20\ если в процессе деформации установленный сзади ROPS в точке удара не превысит этот угол. В этом случае, ударная поверхность блока должна быть отрегулирована с помощью дополнительных опор так, чтобы она была параллельна в точке удара в момент максимальной деформации установленного сзади ROPS. а крепежные цепи или тросы находились под указанным углом.

Высота подвески маятникового блока должна быть отрегулирована и приняты необходимые меры для предотвращения поворота блока вокруг точки удара.

Точкой удара выбирается часть установленного сзади ROPS, которая скорее всего первой соприкоснется с поверхностью земли при опрокидывании трактора назад, обычно — верхнее ребро. Центр тяжести маятникового блока должен быть расположен в одной шестой ширины верхней части установленного сзади ROPS внутрь от вертикальной плоскости, параллельной средней плоскости трактора, касающейся внешнего ребра верхней части установленного сзади ROPS.

Если установленное сзади ROPS изогнуто или выступает в выбранной точке, следует использовать дополнительные элементы для обеспечения удара, так, чтобы не увеличивать ими прочность установленного сзади ROPS.

7.3.1.2    Трактор закрепляют к опорной поверхности в соответствии с 5.2.3 и рисунком 4 тросами, натянутыми в соответствии с 5.2.7. Задние тросы должны быть расположены так, чтобы точка схождения двух тросов располагалась в вертикальной плоскости, в которой перемещается центр тяжести маятника.

9

После натяжения тросов под задние колеса спереди, плотно прижатым к шинам, устанавливают и закрепляют на опорной поверхности упорный брус.

7.3.1.3    При испытании тракторов с шарнирно-сочлененной рамой, точка сочленения должна дополнительно поддерживаться деревянным брусом сечением не менее 100x 100 мм, надежно закрепленным на опорной поверхности.

7.3.1.4    Маятниковый блок отклоняют назад так. чтобы центр его тяжести был расположен на высоте Н. рассчитанной по одной из следующих формул:

Н- 2,165 • 10^mt L2

или

Н = 5,73 10-2 /.

7.3.1.5    Для тракторов с реверсивным постом управления применяют наибольшее значение высоты, рассчитанное по вышеуказанным или по следующим формулам:

-    при массе трактора менее 2000 кг:

Н = 25 + 0.07т,;

-    при массе трактора 2000 до 3000 кг:

Н= 125 + 0.02т,.

7.3.1.6    Маятниковый блок отпускают для нанесения удара по установленному сзади ROPS.

7.3.2 Испытания ударом спереди

7.3.2.1    Трактор должен быть расположен относительно маятникового блока так. чтобы в момент удара по установленному сзади ROPS ударная поверхность маятникового блока и цепей или тросов образовывала с вертикальной плоскостью угол а равный т^ЮО, но не более 20е, если в процессе деформации установленный сзади ROPS в точке удара не превысит этот угол. В этом случае, ударная поверхность блока должна быть отрегулирована с помощью дополнительных опор так. чтобы она была параллельна в точке удара в момент максимальной деформации установленного сзади ROPS. а крепежные цепи или тросы находились под указанным углом.

Высота подвески маятникового блока должна быть отрегулирована и приняты необходимые меры для предотвращения поворота блока вокруг точки удара.

Точкой удара выбирается часть установленного сзади ROPS, которая скорее всего первой соприкоснется с поверхностью земли при опрокидывании трактора назад, обычно — верхнее ребро. Центр тяжести маятникового блока должен быть расположен в одной шестой ширины верхней части установленного сзади ROPS внутрь от вертикальной плоскости, параллельной средней плоскости трактора, касающейся внешнего ребра верхней части установленного сзади ROPS.

Если установленное сзади ROPS изогнуто или выступает в выбранной точке, следует использовать дополнительные элементы для обеспечения удара, так. чтобы не увеличивать ими прочность установленного сзади ROPS.

7.3.2.2    Трактор закрепляют к опорной поверхности в соответствии с 5.2.3 и рисунком 5 тросами, натянутыми в соответствии с 5.2.7. Задние тросы должны быть расположены так. чтобы точка схождения двух тросов располагалась в вертикальной плоскости, в которой перемещается центр тяжести маятника. После натяжения тросов под задние колеса спереди, плотно прижатым к шинам, устанавливают и закрепляют на опорной поверхности упорный брус.

7.3.2.3    При испытании тракторов с шарнирно-сочлененной рамой, точка сочленения должна дополнительно поддерживаться деревянным брусом сечением не менее 100x 100 мм, надежно закрепленным на опорной поверхности.

7.3.2.4    Маятниковый блок отклоняют назад так. чтобы центр его тяжести был расположен на высоте Н, рассчитанной по одной из следующих формул:

-    при массе трактора менее 2000 кг:

Н = 25 + 0.07т,;

-    при массе трактора 2000 до 3000 кг:

Н= 125 +0.02т,.

7.3.2.5    Для тракторов с реверсивным постом управления и двухстоечной защитной дугой следует использовать вышеуказанные формулы.

10

ГОСТ ISO 12003-2-2016

Для тракторов с реверсивным постом управления и любым другим типом установленного сзади ROPS применяют наибольшее значение высоты, рассчитанное по вышеуказанным или по следующим формулам:

Н- 2,165 10-»m, L2

или

Н - 5,73 • 10*2т, • /.

7.3.2.6 Маятниковый блок отпускают для нанесения удара по установленному сзади ROPS.

7.3.3 Испытания ударом сбоку

7.3.3.1    Трактор должен быть расположен относительно маятникового блока так, чтобы в момент удара по установленному сзади ROPS ударная поверхность маятникового блока и цепей или тросов образовывала с вертикальной плоскостью угол и равный т,/100, но не более 20е, если в процессе деформации установленный сзади ROPS в точке удара не превысит этот угол. В этом случае, ударная поверхность блока должна быть отрегулирована с помощью дополнительных опор так. чтобы она была параллельна в точке удара в момент максимальной деформации установленного сзади ROPS, а крепежные цепи или тросы находились под указанным углом.

Высота подвески маятникового блока должна быть отрегулирована и приняты необходимые меры для предотвращения поворота блока вокруг точки удара.

Точкой удара выбирается часть установленного сзади ROPS, которая скорее всего первой соприкоснется с поверхностью земли при опрокидывании трактора вбок. Обычно — верхнее ребро. За исключением случаев, когда очевидно, что другая часть ребра соприкоснется с поверхностью земли первой, точка удара должна находиться в плоскости, расположенной под прямым углом к средней плоскости трактора в 60 мм перед SIP.

7.3.3.2    Трактор закрепляют к опорной поверхности в соответствии с 5.2.3 и рисунком 6 тросами, натянутыми так, чтобы обеспечить указанный в 5.2.7 прогиб шин со стороны нанесения удара. Упорный брус должен быть установлен плотно прижатым к шинам со стороны, противоположной стороне нанесению удара и надежно закреплен на опорной поверхности (может быть необходимо использовать два бруса или клина, если внешние стороны передних и задних шин не находятся в одной вертикальной плоскости).

Необходимо установить деревянный упор в соответствии с рисунком 6 между верхом обода заднего колеса и опорной поверхностью так, чтобы угол упора относительно опорной поверхности после установки составлял 30* = 3*. Длина упора должна быть в 20—25 раз больше его толщины, а ширина — в 2—3 раза больше толщины. Концы упора должны быть установленной формы.

7.3.3.3    При испытании тракторов с шарнирно-сочлененной рамой, точка сочленения должна дополнительно поддерживаться деревянным брусом сечением не менее 100 х 100 мм, а также поддерживаться сбоку упором, аналогичным описанному в 7.3.1 для тракторов с шарнирно-сочлененной рамой на уровне заднего колеса. Точка сочленения должна быть надежно зафиксирована относительно опорной поверхности.

7.3.3.4    Маятниковый блок отклоняют так. чтобы центр его тяжести был расположен на высоте Н. рассчитанной по одной из следующих формул:

-    при массе трактора менее 2000 кг:

Н = 25 ♦ 0,20т,;

-    при массе трактора 2000 до 3000 кг:

Н = 125 ♦ 0,15т,.

7.3.3.5    Для тракторов с реверсивным постом управления и двухстоечной защитной дугой применяют наибольшее значение высоты, рассчитанное по вышеуказанным или по следующим формулам:

-    при массе трактора менее 2000 кг:

н_ (25 * 02m,) (вь .в).

28

-    при массе трактора 2000 до 3000 кг:

н _ (125.0.15т.) (8ь . 8)

28

11

ГОСТ ISO 12003-2-2016

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

©Стандартинформ. 2017

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ ISO 12003-2-2016

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................1

3    Термины и определения................................................2

4    Символы и обозначения.................................................3

5    Оборудование для проведения испытаний.....................................3

5.1    Оборудование для динамических и статических испытаний.......................3

5.2    Оборудование для динамических испытаний.................................4

5.3    Оборудование для статических испытаний..................................7

6    Подготовка трактора к испытаниям..........................................8

7    Методы испытаний....................................................9

7.1    Общие требования.................................................9

7.2    Последовательность проведения испытаний.................................9

7.3    Динамические испытания (удар) установленного сзади ROPS......................9

7.4    Статические испытания установленного сзади ROPS...........................12

7.5    Разрушающие испытания при нагружении сверху.............................13

7.6    Наблюдения во время испытаний.......................................13

8    Контрольная точка сиденья (SIP)..........................................14

9    Зона ограничения деформации...........................................14

10    Погрешность измерений...............................................16

11    Условия приемки....................................................17

11.1    Общие требования................................................17

11.2    Требования после ударов...........................................17

11.3    Требования после статических горизонтальных нагружений.....................17

11.4    Дополнительное разрушающее испытание................................19

12    Распространение результатов испытаний на другие модели тракторов.................19

13    Маркировка.......................................................19

14    Протокол испытаний.................................................19

Приложение А (обязательное) Требования по обеспечению сопротивления конструкции

установленного сзади ROPS хрупкому разрушению при пониженной температуре . . 20

Приложение В (обязательное) Протокол испытаний установленного сзади ROPS............22

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

межгосударственным стандартам.................................27

Библиография........................................................28

IV

Введение

Испытания устройств защиты при опрокидывании (ROPS) сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов минимизируют риск травмирования оператора в результате опрокидывания трактора при нормальной эксплуатации (например, при полевых работах). Прочность устройств защиты при опрокидывании проверяется приложением нагрузок для имитации фактических нагрузок, действующих на кабину или каркас при опрокидывании трактора назад или набок без свободного падения. Испытания позволяют наблюдать за прочностью конструкции, креплением кронштейнов к трактору и другими деталями трактора, на которые могут влиять нагрузки, воздействующие на конструкцию.

Настоящая часть ISO 12003 направлена на обеспечение проведения испытаний прочности установленных сзади устройств защиты при опрокидывании с применением динамических и статических нагрузок, имитирующих реальные нагрузки, действующие на кабину или каркас при опрокидывании трактора назад или набок без свободного падения.

V

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТРАКТОРЫ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА Устройства защиты при опрокидывании для колесных тракторов с узкой колеей

Часть 2

Устройства защиты при опрокидывании, установленные сзади. Технические требования и методы испытаний

Agricultural and forestry tractors. Roll-over protective structures on narrow-track wheeled tractors. Part 2. Rear-mounted roll-over protective structures. Technical requirements and test methods

Дата введения — 2018—04—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает методы проведения статических и динамических испытаний устройств защиты при опрокидывании (ROPS), устанавливаемых сзади рабочего места оператора на колесных тракторах для сельского и лесного хозяйства с узкой колеей. Стандарт устанавливает требования к зоне ограничения деформации и критерии приемки для жестких или складывающихся установленных сзади рабочего места оператора двухстоечных защитных дуг. каркасов и встроенных в кабину ROPS. Требования настоящего стандарта распространяются на тракторы, имеющие следующие характеристики:

-    дорожный просвет не более 600 мм до самых нижних точек корпуса переднего и заднего моста (не считая нижней точки корпусов дифференциалов);

-    фиксированная или регулируемая минимальная ширина колеи одной из двух осей менее 1150 мм с самыми широкими шинами, и с габаритной шириной второй оси меньше ширины первой оси;

-    масса без балласта более 600 кг. но менее 3000 кг, включая ROPS и рекомендованные производителем шины самого большого размера.

2    Нормативные ссылки

Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта. Для недатированных ссылок применяют последнюю редакцию ссылочного стандарта.

ISO 630 Structural steels (All parts) (Сталь конструкционная)

ISO 898-1:1999 Mechanical properties of fasteners made of carbon steel and alloy steel — Part 1: Bolts, screws and studs (Механические свойства крепежных изделий из углеродистой и легированной стали. Часть 1. Болты, винты и шпильки)

ISO 898-2:1992 Mechanical properties of fasteners — Part 2: Nuts with specified proof load values — Coarse thread (Механические свойства крепежных изделий. Часть 2. Гайки с установленными значениями пробной нагрузки. Крупная резьба)

ISO 2408 Steel wire ropes for general purposes — Minimum requirements (Канаты стальные проволочные общего назначения. Минимальные требования)

Иэданио официальное

ISO 5353 Earth-moving machinery, and tractors and machinery for agriculture and forestry — Seat index point (Машины землеройные, тракторы и машины для сельского и лесного хозяйства. Контрольная точка сиденья)

ASTM А370 Standard Test Methods and Definitions for Mechanical Testing of Steel Products (Методы испытаний и определения терминов для механических испытаний продукции из стали)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1    устройство защиты при опрокидывании (ROPS) (roll-over protective structure (ROPS)]: Устройство, защищающее оператора колесных тракторов для сельского и лесного хозяйства и минимизирующее вероятность его травмирования при опрокидывании трактора во время полевых работ.

Примечание — ROPS характеризуется обеспечением пространства для зоны ограничения деформации либо внутри защитного устройства, либо внутри пространства, ограниченною прямыми линиями, проходящими через внешние углы (грани) защитного устройства любых частей трактора, которые могут вступать в контакт с землей при опрокидывании, и способны поддерживать трактор в опрокинутом положении.

3.2    устройство защиты при опрокидывании, установленное сзади (rear-mounted ROPS): Двухстоечная защитная дуга, установленная на тракторе сзади рабочего места оператора, каркас, или кабина.

Примечани е — Для сравнения с ROPS. установленным спереди, см. ISO 12003-1.

3.3    масса трактора (tractor mass): Масса полностью заправленного трактора без балласта в рабочем состоянии с ROPS и навесным оборудованием, необходимым для нормальной эксплуатации.

Примечание — Масса без оператора, дополнительного балласта, запасного колеса, специального оборудования и инструментов.

3.4    расчетная масса (reference mass): Масса не меньше массы трактора, указанная изготовителем трактора для расчета сил и энергии удара при испытаниях.

3.5    испытание горизонтальным нагружением (horizontal loading test): Воздействие горизонтальной нагрузки сзади, спереди и сбоку на устройство защиты при опрокидывании.

3.6    разрушающие испытания (crushing test): Приложение вертикальной статической нагрузки через поперечную балку, к самым верхним элементам ROPS. установленного сзади.

3.7    плоскость начала отсчета (reference plane): Вертикальная плоскость (обычно продольная для тракторов), проходящая через контрольную точку сиденья и ось рулевого колеса.

Примечание — Как правило, плоскость начала отсчета совпадает с средней продольной плоскостью трактора.

3.8    средняя продольная плоскость, продольная плоскость симметрии, нулевая Y плоскость (longitudinal median plane, longitudinal plane of symmetry, zero Y plane): Вертикальная плоскость, проходящая через ось Y, среднюю точку линии АВ и перпендикулярная линии АВ. Точки А и В являются точками пересечения линий д, соответствующих двум колесам, которые являются ведущими или ведомыми и располагаются соответственно на противоположных концах одной и той же реальной или воображаемой оси. с опорной поверхностью. Линия Лявляется линией пересечения вертикальной плоскости, проходящей через ось колеса, со средней плоскостью колеса (рисунок 1).

Примечание 1 — «Средняя плоскость колеса» означает плоскость, расположенную на равном расстоянии от внутренних краев обода. При сдвоенных колесах линия д является линией пересечения вертикальной плоскости, проходящей через ось колеса, со средней плоскостью сдвоенного колеса.

Примечание 2 — ISO 612:1978 (1). приложение 5.

3.9    испытания ударом (impact test): Воздействие динамической нагрузки, производимой маятниковым блоком.

3.10    колесная база (wheelbase): Горизонтальное расстояние между двумя вертикальными плоскостями, проходящими через центры вращения колес, одна плоскость для передних колес, другая — для задних.

2


00


4 Символы и обозначения

Таблица 1 — Символы и обозначения

Символ

Описание

Единица

измерения

Эг,

Половина горизонтальной регулировки сиденья

мм

а.

Половина вертикальной ретулировки сиденья

мм

в

Общая минимальная ширина трактора

мм

Максимальная внешняя ширина установленного сзади ROPS

мм

D

Деформация установленного сзади ROPS в точке и на линии приложения нагрузки (статическое испытание)

мм

Е,\

Энергия, поглощаемая при продольном нагружении

Дж

Энергия, поглощаемая при поперечном нагружении

Дж

F

Статическая нагрузка

н

Гmu

Максимальная статическая нагрузка, возникающая во время испытания, исключая пе-ретрузку

Н

F,

Вертикальная разрушающая сила

Н

Н

Высота падения маятника

мм

1

Момент инерции относительно задней оси любой массы задних колес

кг м2

L

Расстояние между осями трактора

мм

т

Масса трактора (3.3)

кг

щ

Расчетная масса (3.4)

кг

W

Габаритная ширина верхней части защитной конструкции

мм

5 Оборудование для проведения испытаний

5.1    Оборудование для динамических и статических испытаний

5.1.1    Зона ограничения деформации

Для подтверждения сохранения объема зоны ограничения деформации может быть использован макет в соответствии с рисунками 10 и 11.

5.1.2    Оборудование для разрушающих испытаний

При разрушающих испытаниях применяют оборудование по 5.1.2.1 и 5.1.2.2.

5.1.2.1    Применяют оборудование для приложения вертикальной нагрузки на защитное устройство (рисунок 2), в том числе жесткую балку шириной 250 мм.

5.1.2.2    Применяют оборудование для замера общей вертикальной нагрузки.

3

1 — универсальный шарнир. 2 — гидравлический цилиндр. 3 — опоры. 4 — жесткая балка; а — направление усилия разрушения

Рисунок 2 — Пример разрушающих испытаний

5.2 Оборудование для динамических испытаний

5.2.1 Устройство для нанесения удара по защитной конструкции

Для испытаний применяют маятниковый блок массой 2000 кг. Масса цепного подвеса, которая должна составлять не более 100 кг, не включена в массу маятникового блока. Размеры маятникового блока, который должен быть подвешен на двух цепях с высотой точки подвеса не менее 6 м над опорной поверхностью, приведены на рисунке 3. Центр тяжести маятникового блока должен совпадать с его геометрическим центром.

1 — крепление сбрасывающего механизма; 2 — устройство для регулирования высоты маятникового блока. 3 — поверхность маятникового блока, предназначенная для ударного воздействия; 4 — крюки для поддержания запасных цепей; 5 — цепи маятника; а — ось центра тяжести блока

Рисунок3 — Устройство маятникового блока

4

ГОСТ ISO 12003-2-2016

5.2.2    Опоры маятника

Точки подвеса маятника должны быть жестко закреплены таким образом, чтобы их смещение в любом направлении не превышало 1 % высоты падения.

5.2.3    Средства крепления трактора к опорной поверхности

Трактор должен быть закреплен стальными проволочными тросами с натяжными устройствами, к наземным рельсам, расположенным на расстоянии примерно 600 мм друг от друга по всей площади непосредственно под точками подвеса маятникового блока и протяженностью около 9 м вдоль оси маятника и примерно на расстоянии 1800 мм в каждую сторону относительно оси симметрии.

Точки крепления тросов должны быть расположены приблизительно в 2000 мм за задней осью и 1500 мм перед передней осью. Каждая ось должна быть закреплена двумя тросами, по одному с каждой стороны средней продольной плоскости трактора. Для крепления должен быть использован стальной трос диаметром от 12,5 до 15 мм. прочностью на разрыв от 100 до 1260 МПа. соответствующий требованиям ISO 2408. Подробная информация по средствам крепления приведена на рисунках 4—6.

Для более удобного крепления тросов передние и задние колеса можно не располагать по одной линии.

5.2.4    Брус из мягкой древесины

Брус из мягкой древесины поперечного сечения 150 х 150 мм предназначен для ограничения смещения задних колес при ударе сзади или спереди и их смещения при ударе сбоку (рисунки 4—6).

5.2.5    Деревянный упор

Деревянный упор ограничивает перемещение трактора при боковом ударе (рисунок 6). Длина упора должна быть в 20—25 раз. а ширина в 2—3 раза больше толщины.

5.2.6    Крепления и упоры для тракторов с шарнирно-сочлененной рамой

Точка сочленения шарнирно-сочлененной рамы должна быть закреплена при проведении испытаний. При испытании боковым ударом у точки сочленения должен быть упор со стороны, противоположной направлению удара.

5.2.7    Давление в шинах и их прогиб

Шины трактора не должны быть загружены балластной жидкостью, давление должно соответствовать давлению при проведении полевых работ, указанному изготовителем трактора. В каждом отдельном случае крепления должны быть натянуты так, чтобы прогиб шин был равен 12 % высоты боковины шины (расстояние между опорной поверхностью и самой нижней точкой обода) до натяжения.

1 — трос; 2 — брус из мягкой древесины сечением 150 « 150 мм фиксирующий оба задних колеса после крепления тросами. 3 — траектория перемещения центра тяжести маятникового блока, проходящая через точку удара

Рисунок 4 — Пример крепления тросов при ударе сзади

5