Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

33 страницы

487.00 ₽

Купить ГОСТ 520-55 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на шарико- и ролико-подшипники с внутренним диаметром от 3 до 1000 мм, типы которых указаны в приложении.

 Скачать PDF

Оглавление

I. Классификация

II. Технические требования

III. Правила приемки и методы испытаний

IV. Маркировка и упаковка

Приложение. Типы подшипников качения, на которые распространяется настоящий стандарт

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ И РОЛИКОВЫЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ГОСТ 520-55

Цена 10 коп.


Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАНДАРТОВ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

Москва

УДК 621 822.88    Группа    Г10

гост

520-551 2

Взамен ГОСТ 620-45

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ И РОЛИКОВЫЕ Технические требования

Ball and roller bearings. Technical requirements

Утвержден Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР 22/1 1955 г. Срок введения установлен

с 1/VII 1955 г.

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на шарико- и роликоподшипники с внутренним диаметром от 3 до 1000 мм, типы которых указаны в приложении к настоящему стандарту.

I КЛАССИФИКАЦИЯ

1. По точности основных размеров и по точности вращения устанавливаются следующие классы и их обозначения для шарики-и роликоподшипников.

Классы точности

Услонные обозначения классов точности

Нормальный

Н

Повышенный

П

Высокий

в

Особовысокий

А

Сверхвысокий

С

Подшипники могут изготовляться также и по промежуточным классам точности ВП, АВ, СА, где буква слева указывает класс точности внутреннего и справа — класс точности наружного кольца.

Внесен Министерством машиностроения СССР

Таблица 7

Упорные шарикоподшипники

Классы точности II, В и А Предельные отклонения размеров, формы и точности вращения

Размеры в мк (1 ж/с=0,001 мм)

Предельные

отклонения

Допускаемые

Номинал ьные диаметр ы*. мм

по внутренним диаметрам 4 и а,

по наружному диаметру D

1

непардллельность дорожек качения противоположным торцам (осевое биение) свободного плоского и тугого кольца одинарных и двойных подшипников

радиальное биение (удвоенная эксцентричность) дорожек качения тугих колец

Классы точности

Св.

До

верхи.

IlliWU

верхи.

ннжн.

Н

в

А 1

Н

* 1

А

rf «1 л» Л *

не более

_

30

0

-10

0

— 30

15

10

5

40

30

15

30

50

0

—12

0

— 36

15

10

6

40

30

18

50

80

0

-15

0

— 45

20

10

7

50

40

22

80

120

0

—20

0

— 60

25

15

8

50

40

26

120

180

0

—25

0

— 75

30

15

10

60

50

30

180

250

0

—30

0

— 90

40

20

15

60

50

36

250

315

0

—35

0

— 105

50

25

70

60

315

400

0

—40

0

— 120

60

30

80

60

400

500

0

—45

0

—135

60

30

80

60

500

630

0

— 180

£30

800

0

—225

* Допускаемые непараллсльность и биение установлены в зависимости от размера внутреннего диаметра свободного кольца.

Примечание. На свободные кольца упорных шарикоподшипников, монтируемых в узлы с большими зазорами, допуск на диаметр утроен.

15.    Радиальный зазор и осевая игра должны устанавливаться специальными техническими условиями, согласованными между изготовителем и заказчиком, а при отсутствии специальных требований со стороны заказчика устанавливаются изготовителем.

16.    Зазор подшипника определяется как среднее арифметическое значение результатов трех измерений с поворотом свободного кольца относительно неподвижного на 120°.

ГОСТ 520-56    Стр. 11

17.    Наружные кольца, а также внутренние кольца с комплектами тел качения конических роликоподшипников и разъемных радиально-упорных шарикоподшипников типа 6000 должны быть взаимозаменяемы.

Кольца конических роликоподшипников и разъемных радиально-упорных шарикоподшипников (типа 6000) классов Я, ЛЯ, Л, СА и С по согласованию с заказчиком могут быть невзаимозаменяемы.

18.    Отдельные специальные технические требования (для авиации, железнодорожного транспорта и другого специального назначения) к шарико- и роликоподшипникам должны устанавливаться специальными техническими условиями, согласованными в установленном порядке между заказчиком и изготовителем.

19.    Расчетная долговечность (расчетный срок службы), сгатп-ческая нагрузка и предельные числа оборотов шарико- и роликоподшипников, на которые распространяется настоящий стандарт, должны быть гарантированы заводом-изготовителем в соответствии с нормами, указанными в периодически издаваемых каталогах.

Примечания:

1.    Под расчетной долговечностью шарике- и роликоподшипников понимается время и рабочих часах, в точение которого не менее 90% из данной i рупии подшипников при одинаковых условиях должны проработать без появления признаков усталости металла.

Характерными признаками усталости является выкрашивание металла на рабочих поверхностях деталей в виде раковин или отслаивания металла.

2.    Под предельным числом оборотов шарико- и роликоподшипников понимается указанное в каталоге число оборотов, при повышении которого изготовитель не гарантирует его расчетной долговечности.

3.    Долговечность особо ответственных подшипников специального назначения устанавливается изготовителем совместно с заказчиком и проверяется на стендах или в изделиях.

4- Завод-изготовитель шарико- и роликоподшипников обязан периодически проверять долговечность выпускаемых ими подшипников с внутренним диаметром до 100 мм посредством испытаний на стендах.

20.    Подшипники с канавками на наружном кольце (ГОСТ 2893—54) по требованию заказчика поставляются с установочными кольцами.

III. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

21.    Готовые шарико- и роликоподшипники, предусмотренные в приложении к стандарту, должны быть приняты отделом технического контроля (ОТК) завода-изготовителя, и завод-изготовитель должен гарантировать соответствие выпускаемых подшипников требованиям настоящего стандарта.

22.    Размер партии устанавливается соглашением сторон.

23.    Потребитель имеет право производить контрольную проверку качества поступающих к нему шарико- и роликоподшипников

Стр. 12 ГОСТ 520-55

и соответствия их показателей требованиям настоящего стандарта, применяя .правила приемки и методы испытаний, указанные в пп. 28—55*

24.    Контрольной проверке готовых подшипников должны быть подвергнуты:

а)    подшипники классов точности Я и П—1% изделий от предъявляемой партии, но не менее 3 и не более 20 шт.;

б)    подшипники классов точности ВП, В, А, С, АВ и СА — 1% изделий от предъявляемой партии, но не менее 5 и не более 30 шт. (в зависимости от партии).

25.    Все отобранные подшипники подвергаются контролю в собранном виде.

26.    Заказчику представляется право разобрать любой подшипник из отобранных и подвергнуть контролю его отдельные детали в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

27.    Если отобранные подшипники полностью удовлетворяют требованиям настоящего стандарта, то партия считается принятой, Если отобранные подшипники не удовлетворяют требованиям настоящего стандарта, то производится вторичная проверка двойного количества подшипников по всем показателям, как и при первой проверке. В случае неудовлетворительных результатов повторной проверки вся партия подлежит забракованию.

28.    Внешний вид подшипников проверяется -путем осмотра при рассеянном свете без применения увеличительных приборов. Ожоги выявляются травлением по инструкции организации — изготовителя.

29.    Чистота посадочных поверхностей подшипников проверяется без применения увеличительных приборов методом сопоставления с поверхностью образца чистоты (эталона).

В случае разногласий решающей является лабораторная проверка чистоты поверхности контрольно-измерительными приборами.

30.    Степень остаточного намагничивания подшипников проверяется приборами по инструкции, утвержденной организацией—изготовителем.

31.    Легкость вращения подшипников проверяется вращением от руки наружного кольца в горизонтальной плоскости при неподвижном внутреннем кольце.

Подшипники с цилиндрическими роликами проверяются вращением их в вертикальной плоскости.

32.    Контроль отверстий подшипников производится приборами (черт. 1) или предельными калибрами.

Измерение производится не менее чем в двух сечениях, несколько отступя от фасок.

При измерениях на приборе кольцо подшипника проворачивается до полного оборота.

ГОСТ 520-55 Стр. 13

33. Контроль наружного диаметра подшипника D производится на приборах (черт. 2).

Контроль наружного диаметра свыше 300 мм допускается производить универсальным измерительным инструментом.

Измерение производится не менее чем в двух сечениях по высоте, несколько отступя от фасок, с вращением измеряемого кольца подшипника на полный оборот.

34.    Контроль ширины колец в радиальных и радиально-упорных подшипниках, а также параллельности торцов колец производится на измерительных приборах (черт. 3—6).

При измерении кольцо проворачивается на приборе на полный оборот. Величина непараллельности торцов определяется как разность между наибольшей и наименьшей шириной измеряемого кольца.

В случаях разногласий повторная проверка ширины производится с обеих сторон, .переворачивая кольцо на приборе по черт. 3 и 5 или по черт. 4 и 6.

35.    Кольца подшипников с наружным диаметром свыше 300 мм разрешается контролировать по ширине универсальным измерительным инструментом. В этом случае измерение производится не менее чем в трех точках по окружности.

36.    Контроль монтажной высоты t собранных радиально-упорных шарико- и роликоподшипников производится на приборе по черт. 7.




Измерение монтажной высоты производится со специальной накладкой.



Наконечник индикатора устанавливается в центр накладки, подшипник перед измерением проворачивается.

37.    Биение роликоподшипников с цилиндрическими короткими роликами проверяется на горизонтальных центрах с помощью контрольных оправок по черт. 8.

Проверку биений роликоподшипников с цилиндрическими к коническими роликами (разъемные подшипники), а также проверку биений всех подшипников с наружным диаметром более 350 мм разрешается производить в отдельных кольцах.

Проверка биений подшипников с шайбами и фетровыми уплотнениями производится до за*прессовки шайб.

Радиальные биения крупных подшипников с цилиндрическими роликами проверяются на приборах по черт. 9 и 10.

38.    Биения сферических подшипников проверяются на вертикальных или горизонтальных оправках с опорной втулкой по черт. 11.

ГОСТ 520-53 Огр. 15




Черт. 10



Черт. 13


Черт. 14




39.    Биения радиальных шарикоподшипников с диаметром отверстия до 25 мм включительно проверяются на горизопталоных или вертикальных оправках без груза.


40.    Радиальные биения внутренних колец радиальных и радиально-упорных подшипников, кроме указанных в и. 37, проверяются на приборах по черт. 13, 14, 17 и 19.

41.    Боковые биения дорожек качения внутренних колец подшипников, указанных в п. 40, проверяются на гфиборах (черт. 13, 14, 17, 19, 20 и 21).

42.    При контроле боковых биений внутренних колец подшипников согласно черт. 14, 19, 20 и 21 получаемые величины не должны превышать величин, приведенных в табл. 3 и 5.

При контроле по черт. 13 и 17 получаемые величины не должны превышать 60% величин, приведенных в табл. 3 и 5.

ГОСТ 520-55    Стр.17

43. Биение торцов внутренних колец подшипников (относительно оси отверстий) проверяется на приборах (черт. 8, 1!, 14, 15 и 19).

Черт. IS

44.    При проверке биений внутренних колец подшипников по черт. 8, 11, 14 и 19 вращают оправку на центрах вместе с внутренним кольцом при неподвижном наружном.

45.    Радиальные биения (наружных колец подшипников проверяются на приборах по черт. 9, 12, 14, 16, 18 и 19.

Черт. 19    Черт.    20

46.    Боковые биения дорожек качения наружных колец подшипников проверяются на приборах (черт. 14, 16, 18, 19 и 22).

47.    При проверке биений наружных колец подшипников по черт. 8, 9, 11, 12, 14, 16, 18 и 19 вращают наружное кольцо при неподвижном внутреннем.

48.    Проверка биений радиальных и радиально-упорных шарикоподшипников, а также радиально-упорных конических роликоподшипников «производится под грузом, не превышающим величин, указанных в табл. 8.

Биение шарикоподшипников радиально-упорных двурядных (тип 56000) проверяется без грузов.

Примечания:

1.    Допускается проверка биений и без груза» причем в случае разногласий решающей является проверка под грузом.


Черт. 22


2.    Проверка биений дорожек качения радиально-упорных разъемных шарикоподшипников (тип 6000) производится на кольцах в разобранном виде, причем биение не должно превышать 80% величин, предусмотренных таблицами настояип го стандарта.


49. Оправки для «проверки биений подшипников должны быть конусными. Конусность оправок устанавливается: для диаметров до 50 мм — 10 мк на 100 мм длины оправки, свыше 50 до 80 мм— 15 мк «на 100 мм длины оправки, свыше 80 мм—20 мк на 100 мм длины оправки.

Биение оправок относительно центров не должно превышать 2 мк — для оправок диаметром до 80 мм; 3 мк — для оправок диаметром свыше 80 до 120 мм и 4 мк—для оправок диаметром свыше 120 мм.

Примечания:

1.    Методика контроля биений колец подшипников у заказчика и завода-нз-готовителя должна быть одинаковая.

2,    Биение торцов колец, полученное по черт. 15, не должно превышать ве-

2 h

личины ft * i~2d ’

где п — нормы торцового биения, приведенные в табл. 3 и 5;

h — расстояние между точками касания упора и штифта мерительной головки с кольцом в мм\

ГОСТ 520-55 Стр. 19

d — внутренний диаметр подшипников в мм.

3. При контроле биений подшипников учитывается собственное бкс-нне оправок.

50.    Разностенность по дорожкам качения колец (по дну желоба), шариковых упорных одинарных подшипников проверяется на приборах, перемещая кольцо на трех опорных точках под мерительным штифтом, устанавливаемых непосредственно над одной из этих точек (черт. 23).

Измерение средних колец двойных упорных подшипников производится по черт. 24.

51.    Радиальное биение дорожек качения колец шариковых упорных подшипников (двойная эксцентричность дорожек качения относительно внутреннего диаметра у тугих колец) проверяется на приборах (черт. 25).

52. Контроль конических роликоподшипников классов В, АН, СА и С на прилегание роликов к дорожкам качения колец производится методом окраски под нагрузкой, согласно табл. 8; пои

Стр. 2 ГОСТ 520-55

Примечания:

1. К основным размерам относятся внутренний    (d)    и наружный    (D)

диаметры и ширины (&, Ьи Ь2, В) колец шарико-и роликоподшипников.

2.    Точность вращения шарико- и роликоподшипников характеризуете» следующими параметрами:

а)    радиальными биениями внутреннего, наружного и тугого колец;

б)    боковым биением торцов внутреннего кольца;

в)    боковым биением по дорожкам качения внутреннего и наружного колец.

(Измененная редакция — «Информ. указатель стандартов» №2 1960 г.).


2. Классы точности распространяются на шарико- и РОЛИКО

ПОДШИПНИКИ согласно табл. 1.    Таблица    1

Классы

точности

Области распространения

С и С А

а)    шарикоподшипники радиальные однорядные (ГОСТ 8338—57, серии 200 и 300)

б)    шарикоподшипники радиально-упорные (ГОСТ 831-62, серий и типов 6000, 36100, 36200, 46100, 46200)

в)    шарикоподшипники радиально-упорные сдвоенные (ГОСТ 832—66, легкие серии с углом контакта 12° и 26°)

г)    роликоподшипники с короткими цилиндрическими роликами (ГОСТ 8328-57, тип 2000 легкой и средней серии и тип 32000 особолегкой, легкой и средней серий)

д)    роликоподшипники конические (ГОСТ 333-59)

е)    роликоподшипники двухрядные с короткими цилиндрическими роликами с конусным отверстием (ГОСТ 7634-56)

А и АВ

Шарико- и роликоподшипники, указанные для классов точности С и САУ а также:

а)    шарикоподшипники радиальные однорядные (ГОСТ 8338—57, серии 400)

б)    шарикоподшипники радиально-упорные (ГОСТ 831-62, подшипники серий 36300, 66300, 46400, 66400, 46300)

в)    шарикоподшипники радиально-упорные сдвоенные (ГОСТ 832—66, средние и тяжелые серии)

г)    роликоподшипники с короткими цилиндрическими роликами (ГОСТ 8328-57, тип 2000 и 32000 тяжелой серии, а также тип 42000)

д)    шарикоподшипники упорные* (ГОСТ 6874-54, тип 8000)

е)    шарикоподшипники сферические двухрядные с внутренним диаметром до 80 мм (ГОСТ 5720-51)

В, П и ВП

Шарико- и роликоподшипники, указанные для классов точности С, СА, А, ABf а также:

а)    шарикоподшипники радиально-упорные двухрядные (ГОСТ 4252-48)

б)    шарикоподшипники радиальные однорядные с защитными шайбами (ГОСТ 7242-54)

в)    шарикоподшипники сферические двухрядные (ГОСТ 5720—51)

н

I Все типы шарико- и роликоподшипников, предусмотренные 1 настоящим стандартом

* Упорные шарикоподшипники типа 8000 по ГОСТ 6874-54 по классам точности АВ, ВП и Я не изготовляются.

этом прилегание всех роликов должно быть не менее чем (на 80% образующей каждого рсутика.

53.    Контроль координат фасок колец шарико- и роликоподшипников производится при помощи координатных угольников с рисками па них, нанесенными в соответствии с допусками на координаты (черт. 26) или специальными шаблонами.

54.    Кольца и тела качения шарико- и роликоподшипников подвергаются испытанию на твердость по Роквеллу (шкала С).

Твердость колец проверяется на торцах в трех точках.

Твердость цилиндрических, конических и бочкообразных роликов проверяется в трех точках на торцах и в трех точках по образующей.

Примечание. Ролики диаметром менее С> мм испытанию на твердость не подверг лютея. Качество термической обработки таких роликов проверяете! но малому и микроструктуре.

Для выявления наружных трещин детали подшипника проверяются на магнитном дефектоскопе (метод магнитного порошка).

55.    Измерение деталей и собранных подшипников должно производиться при одинаковой температуре деталей и эталонов.

Таблица 8

Нагрузки, применяемые при контроле биений подшипников

Номинальные внутренние диаметры подшипников, мм

Величина груза, кге

Он.

До

радиально-упорные

радиальные

подшипники

шарикоподшипники

30

4

0,5

30

50

8

1

50

80

12

1.5

80

120

15

3

120

180

20

6

П р н мечаиия:

1.    Для подшипников с размерами внутреннего диаметра подшипников более 180 мм величины грузов устанавливаются изготовителем.

2.    Для шарикоподшипников радиальных однорядных с фетровым уплотнением биении производится с нагрузками, установленными для радиально-упорных подшипников.

IV. МАРКИРОВКА И УПАКОВКА

56. Каждый шарико- и роликоподшипник должен иметь условное обозначение в соответствии с ГОСТ 3189-46. Кроме маркировки, предусмотренной вышеуказанным стандартом, как по усмотрению изготовителя, так и но согласованию сторон в установленном порядке на подшипниках могут быть нанесены знаки, условно обозначающие отдельные технические требования.

ГОСТ 520—55 Стр. 3

II. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.    Кольца и ролики подшипников, предусмотренные настоящим стандартом, должны быть изготовлены из стали по ГОСТ 801-60; допускается изготовление из стали марки 18ХГТ по ГОСТ 4543—61. Твердость колец и роликов должна быть в пределах HRC 61—65.

Для колец и роликов, изготовленных из стали марки ШХ15СГ, допускается твердость в пределах HRC 60—64.

По согласованию с заказчиком допускается изготовление деталей подшипников качения внутренних диаметров от 500 до 1000 мм из других марок сталей.

(Измененная редакция — «Информ. указатель стандартов» №2 1960 г.).

4.    Шарики должны соответствовать техническим требованиям ГОСТ 3722-60, игольчатые (ролики — ГОСТ 6870-54, закрепительные втулки, гайки .и шайбы — ГОСТ 8530-57.

Сепараторы изготовляются из стальной ленты 1-го и 2-го классов по ГОСТ 503-67, тонколистовой качественной углеродистой конструкционной стали 1-й и 2-й групп по ГОСТ 914-56 и толстолистовой качественной стали по ГОСТ 4041-48.

5.    Шероховатость посадочных и торцовых поверхностей колец шарико- и роликоподшипников должна быть не ниже классов чистоты, указанных в табл. 2.

Таблица 2

Наименования поверхностей

Классы точности подшипников

Номинал

IIIHI

До 80

ьнне диамеп Г1НИКОВ, мм*

С в. 80 до 500

Гры ПОД-

Е

Св. 500 до 1600

Классы чистоты но ГОСТ 2789-69

Посадочная поверхность

Я и Я

7

6

6

внутреннего кольца подшип

В и А

8

7

ника

С

9

8

Я и Я

8

7

6

Посадочная поверхность на

В и А

9

8

7

ружного кольца подшипника

С

9

8

Н и Я

6

6

6

Поверхность торцов подшип

В и А

7

6

6

ников

С

8

7

* а) За номинальные диаметры подшипника принимают диаметры посадочных поверхностей (соответственно наружный или внутренний).

б) Чистота торцовых посадочных поверхностей упорных подшипников определяется по номинальному диаметру, за который принимается размер внутреннего диаметра свободного кольца, выраженный в целых миллиметрах.


Примечание. Посадочная поверхность по внутреннему диаметру закрепительных втулок по ГОСТ 8725-67 должна быть не ниже 5-го класса чистоты по ГОСТ 2789-59.

Стр. 4 ГОСТ 520-55

6.    Для монтажных поверхностей подшипников нормальной и повышенной точности (классов Я и Я) допускается хромирование, причем хром не должен шелушиться и отслаиваться.

7.    На монтажных фасках колец подшипников грубые токарные риски не допускаются.

8.    Поверхности штампованных сепараторов и места прилегания шариков и роликов должны находиться в соответствии с требованиями, установленными стандартами на металл, предназначенный для изготовления сепараторов согласно п. 4.

Головки заклепок и распорок не должны иметь неполной расклепки и грубого смещения.

9.    Шарико- и роликоподшипники должны быть размагничены.

10.    Вследствие овальности, конусности и других отклонений от точной цилиндрической поверхности при измерении могут быть получены различные значения величины диаметра в одном или в разных сечениях.

Действительные отклонения среднего (dCt Dc), наибольшего [dнаиб* Внаиб) и наименьшего (dHauM, DHauM) значений диаметра в зависимости от классов точности должны быть не более величин, указанных в табл. 3—6.

dнаиб ~1~ &найм


п DHau6 4" &яаим

ис—    2


И


Среднее значение (dCy Dc) определяется как среднее арифметическое наибольшего (dKau^ DHau6)и наименьшего (dHauMt DHailM) значений диаметра, полученных при измерении:

Пример:

При номинальном диаметре d—100 мм отклонения по табл. 3 будут для dc — верхнее нуль, нижнее минус 0,02 мм, для с1наив— верхнее плюс 0,005 мм и для d лайм—нижнее минус 0,025 мм, следовательно:

наибольшее предельное значение dc . . .    100,000    мм

наименьшее    »    »    dc .    .    .    99,980    >

наибольшее    »    »    dHau^    .    .    100,005    »

наименьшее    >    »    dHauM    .    .    99,975    >

Нели при измерении подшипника оказалось, что dHau^99,998 мм и dHaaM — 99,976 мм, то такой подшипник считается годным, так как 99,998 + 99 976

dc= —--о ! =99,987 ММ не выходит за предельные    значения

(100,000—99,980 мм), dHaUQ меньше его наибольшего предельного значения 100,005 мм, a dHauM больше его наименьшего предельного значения 99,975 ми, Если при измерении подшипника оказалось, что dHOUG = 100,004 мм и 99,998 мм, то такой подшипник считается негодным, так как &с = 100,004 + 99,998 1ЛЛ лл|

=-2“"-1=5    IwjUUi    ММ    больше наибольшего предельного значения

dea 100,000 мм, несмотря на то, что dHau6 меньше его наибольшего предельного значения 100,005 мм, a dHaUM больше его наименьшего предельного значения 99,975 мм.

ГОСТ 520-55    Стр. 5

11.    Размер монтажной высоты радиально-упорных подшипников (t) не должен выходить за предельные размеры, регламентированные типоразмернымн стандартами.

12.    Отклонения ширины подшипников (6, Ьи &2, Я), а также нелараллельность торцов подшипников, в зависимости от классов точности не должны быть более величин, указанных в табл. 3, 5 и 7.

13.    Форма и размеры монтажных фасок подшипников должны соответствовать ГОСТ 4253-48.

14.    Величины радиального биения бокового биения колец и биение торцов, характеризующие точность вращения подшипников, в зависимости от классов точности, не должны быть более величин, указанных в табл. 3—7.

Т а б л и ц а 3

Шарико- и роликоподшипники радиальные и радиально-упорные

Классы точности Я, П, В и ВП Кольца внутренние

Размеры в мкм (1 мкм~0,001 мм)

Предельные отклонения

Номинальные внутренние диаметры d, мм

по внутреннему диаметру

по ширине

**наиб

И

инайм

внутренних н наружных колец радиальных и радиально-упорных подшипников я а исключением конических

внутренних колец однорядных конических роликоподшипников

СВ.

до

верхи.

ннжн.

верхи.

нижн.

верхи.

ннжн.

верхи.

| нижн.

30

0

—10

+3

-13

0

—100

0

-200

30

50

0

-12

+3

-15

0

—120

0

—240

50

80

0

-15

+4

—19

0

—150

0

-300

80

120

0

—20

+5

—25

0

—200

0

-400

120

180

0

- 25

+ 6

-31

0

— 250

0

— 500

180

250

0

— 30

+ 8

-38

0

300

0

—600

250

315

0

- 35

+ 9

— 44

0

- 350

0

—700

315

400

0

- 40

+ 10

-50

0

- 400

0

-800

400

500

0

- 45

+ 12

-57

0

- 450

0

-900

500

630

0

- 50

0

- 500

630

800

0

— 75

0

- 750

800

1000

0

-100

"

0

-1000

,_Продолжение

Допускаемые

Номинальные внутренние диаметры dмм

непараллельности

торцов

торцовое биение

радиальное боковое биение биение    110    Дорожкам

качения

Классы точности

я

/7

В и ВП

Я

я

В и ВП

я

я

В н ВП

я

я

В и ВП

Св.

До

не более

30

20

16

10

20

16

10

13

10

10

40

32

20

30

50

20

16

10

20

16

10

15

12

10

40

32

20

50

80

25

20

12

25

20

12

20

16

12

50

40

25

80

120

25

20

12

25

20

12

25

20

14

50

40

25

120

180

30

24

15

30

24

15

30

24

16

60

48

30

180

250

30

24

15

30

24

15

40

32

20

60

48

30

250

315

35

28

17

35

28

17

50

40

24

70

56

35

315

400

40

32

20

40

32

20

60

48

30

80

64

40

400

500

630

800

500

630

800

1000

45

36

22

45

36

22

65

52

32

90

72

45

Примечания:3

1. Для замены шарико- и роликоподшипников во время ремонта автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных и других машин при наличии износа шеек валов допускается изготовление подшипников нормального класса точности, у которых поле допуска на диаметр отверстия внутреннего кольца смещено в минусовую сторону на величину допуска на средний диаметр. Такие подшипники должны иметь впереди условного обозначения знак «М».

2. У шарико- и роликоподшипников с коническим отверстием номинальным диаметром является меньший диаметр конуса.

3.    Конусность отверстий шарико- и роликоподшипников классов В и ВГ1 допускается не более 50% допуска на

4.    Предельные отклонения по ширине внутренних колец шарико- и роликоподшипников с коническим отверстием и наружных колец конических роликоподшипников не нормированы, однако верхним пределом для ширины кольца должен быть номинал.

5.    Допускаемые биения торцов и боковые биения даны для контроля их на оправке.

шипников не контролируется.

7 Допускаемые непараллельность и биение торцов внутренних колец с коническим отверстием не контролируются.

8. Для шарико- и роликоподшипников с коническим отверстием предназначенных для монтажа на закрепительных или закрепительно-стяжных втулках, радиальное биение внутренних колец не должно превышать 150% величин, ука занных в табл. 3, а отклонения диаметра </—300% величин, указанных в таблице для dp со знаком +, при этом отклонения по овальности отверстия не должны превышать поле допуска dHau# и dHauM настоящей таблицы.


6.    Боковое биение колец сферических подшипников и радиальных роликопод

ГОСТ 520-55 Стр. 7

Таблица 4

Шарико- и роликоподшипники радиальные и радиально-упорные

Классы точности Н, П, В, ВП и АВ Кольца наружные 3

Размеры в мк (1 jkk*=0,001 мм).

Номинальные наружные диаметры D, мм

Предельные отклонения по наружному диаметру

Допускаемые

радиальное биение боковое биение по дорожкам качения

°с

Dhqu6 1

о

найм

Классы

точности

Н

Пи ВП

В и АВ

и

Ли ВП

Пи АВ

Диаметральные серии особолегкая (1, 7), легкая.» средняя и тяжелая*

Св.

До

верхи.|

нижн.

верхи- |

нижн.

не более

18

0

— 8

+2

-10

15

12

7

40

32

20

18

30

0

— 9

+ 2

-11

15

12

7

40

32

20

30

50

0

— 11

+3

-14

20

16

10

40

32

20

50

80

0

— 13

+4

- 17

25

20

12

40

32

20

80

120

0

— 15

+5

— 20

35

28

17

45

36

22

120

150

0

— 18

+6

- 24

40

32

20

50

40

25

150

180

0

— 25

+ 7

— 32

45

36

22

60

48

30

180

250

0

— 30

+8

— 38

50

40

25

70

56

36

250

315

0

— 35

+9

— 44

60

48

30

80

64

40

315

400

0

— 40

1 ю

- 50

70

56

35

90

72

45

400

500

0

— 45

+ 12

— 57

80

64

40

100

80

50

500

630

0

— 50

-( И

— 64

100

80

50

120

96

60

630

800

0

— 75

+20

— 95

120

95

60

140

112

70

800

1000

0

—100

+30

-130

140

115

70

160

130

80

1000

1250

0

-125

1250

1600

0

-160

Стр. 8 ГОСТ 520-55

смещено в плюсовую сторону на величину допуска на средний диаметр наружного кольца. Такие подшипники должны иметь впереди условного обозначения знак «Б».

2.    Боковое биение колец сферических подшипников и радиальных роликоподшипников не контролируется.

3.    Конусность наружной цилиндрической поверхности подшипников классов В, АВ— не более 50% допуска на Dc3

4.    У роликоподшипников типа 102000 по ГОСТ 8328-57 допускается расширение поля допуска для £)наи6i и £>наим на величину предельного верхнего отклонения.

Таблица 5

Шарико- и роликоподшипники радиальные и радиально-упорные Классы точности Л, С, АВ и СА

Кольца внутренние Размеры в мкм (1 мкм—0,001 мм)

Предельные отклонения

Допускаемые

X

по ширине

X . 1-* Ч

i

&>

о

>А &I

о

с

О)

** ов

«■**

2 3 3 а. х ►*

по

внутреннему

диаметру

внутренних и наружных колец радиальных и ра

внутренних колец одно

непара

дельно

торцов

Я V О X X X СХ4> О х

но

* S

«чо

X

■Ч 4> 4» «9 О X

(XX х

боково

биение

дорожи

каченн

рядных кони

Классы точности

X <L> Н * W <ч X X X гг

Js

X х

d

(

Чэ

X

а

X

*4

ч

a

3

■43

диально-упорных подшипников за исключением конических

ческих роликоподшипников

00

X

я:

х

о

X

О

по

X

■ч;

о

X

(J

X

X

■ч:

о

X

О

00

X

■ч:

■ч:

о

X

О

я

U

о

t=l

X

н

V

a

X

*

X

к

X

к

а.

V

а

X

1 * я

X

X

X

о.

я

нижи.

X

к

о,

я

нижн.

не более

30

- 2

- 8

0

-10

0

— 60

0

-120

7

4

7

4

5

3

13

8

30

50

— 3

-10

0

—12

0

— 72

0

-150

7

4

7

4

5

3

13

8

50

80

— 4

-12

0

-15

0

— 90

0

—180

8

5

8

5

6

4

18

10

80

120

— 5

-15

0

-20

0

— 120

0

—240

8

5

8

5

7

5

18

10

120

180

- 6

-18

0

-25

0

—150

0

-300

10

6

10

6

8

6

20

12

180

250

— 7

-22

0

-30

0

—180

0

—360

10

10

10

20

250

315

— 8

-28

0

-35

0

-210

0

—420

12

12

12

23

315

400

- 10

-35

0

—40

0

—240

0

—480

13

13

15

27

Примечания:

1. Конусность отверстий шарико- и роликоподшипннкив — не более 50% допуска на dc.

ГОСТ 520-55 Стр. 9

2.    Допускаемые отклонения по ширине наружных колец конических роликоподшипников не нормированы, однако верхним пределом для ширины кольца является номинал.

3.    Допускаемые биения торцов и боковые биения даны для контроля их на оправке.

4.    Боковое биение колец сферических подшипников и радиальных роликоподшипников не контролируется.

Таблица 6

Шар и ко- и роликоподшипники радиальные и радиально-упорные

Классы точности А, С и С А Кольца наружные

Размер в мкм (1 .и/см^ОДН мм)

Номинальные наружные диаметры D. мм

Предельные отклонения по наружному диаметру

Допускаемые

°с

Dhou6

^найм

радиальное биение

боковое биение по дорожкам качения

Классы точности

Св.

До

верхи.

нижн.

верхн.

нижн.

А и СА

с

А и СА

С

не более

-

18

— 2

— 6

0

— 8

5

3

13

8

18

30

— 2

— 7

0

— 9

5

3

13

8

30

50

— 2

— 8

0

—11

7

4

13

8

50

80

- 3

—10

0

-13

8

5

13

8

80

120

— 4

— 12

0

— 15

12

7

15

9

120

150

— 5

—15

0

— 18

13

8

18

10

150

180

- 6

-18

0

—25

15

9

20

12

180

250

— 7

—22

0

—30

17

10

23

14

250

315

— 8

—28

0

—35

20

12

27

16

315

400

— 10

-30

0

—40

23

30

400

500

— 10

—35

0

—45

27

33

5С0

630

-10

-40

0

—50

33

40

Примечания:

1.    Конусность наружной цилиндрической пойерхности допускается не более 50% допуска на Ос.

2.    Боковое биение колец сферических подшипников и радиальных роликоподшипников не контролируется.

1

Издание официальное    Перепечатка    воспрещен.2

2

Переиздание (июль 1969 г.) с изменением № 3, принятым в феврале 1960 г..

3

Для особолегкой серии (1) до D-80 мм, для особолегкой серии (7) до и—250 мм, для легкой серии до £>=315 мм. Предельные отклонения на диаметры, не указанные в табл. 4, устанавливаются организацией-изготовителем.

Примечания:

1. Для замены шарико-и роликоподшипников во время ремонта автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных и других машин при наличии монтажного изно-са отверстий корпусов (станков) допускается изготовление подшипников нормального класса точности, у которых поле допуска на наружный диаметр кольца