Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

16 страниц

304.00 ₽

Купить ГОСТ 4039-48 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает метод определения длительности индукционного периода, характеризующего склонность бензинов к окислению и смолообразованию при длительном их хранении.

 Скачать PDF

Переиздание с изменением № 1

Оглавление

I. Аппаратура, материалы и реактивы

II. Подготовка к испытанию

III. Проведение испытания

IV. Порядок определения длительности индукционного периода

V. Допускаемые расхождения между параллельными определениями

VI. Меры предосторожности и периодическая проверка аппаратуры

Приложение (рекомендуемое) Форма записи при проведении окисления бензина

 
Дата введения01.05.1948
Добавлен в базу21.05.2015
Завершение срока действия01.01.1989
Актуализация01.01.2021

Организации:

24.02.1948УтвержденВсесоюзный комитет стандартов при Совете Министров Союза ССР
ИзданИздательство стандартов1987 г.
ИзданИздательство стандартов1967 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16

НЕФТЕПРОДУКТЫ

МЕТОДЫ

ИСПЫТАНИЙ

ЧАСТЬ 2


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ СОЮЗА ССР


НЕФТЕПРОДУКТЫ

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ Часть 2

Издание официальное

Москва ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ 1 987

УДИ 665.521.001.4(083.7)

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Сборник «Нефтепродукты. Методы испытаний» часть 2 содержит стандарты, утвержденные до I марта 1987 г.

В стандарты внесены все изменения, принятые до указанного срока. Около номера стандарта, в который внесено изменение, стоит знак •.

Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотренных стандартах, а также о принятых к ним изменениях публикуется в выпускаемом ежемесячно информационном указателе «Государственные стандарты СССР».

30801

085 (02)-86

© Издательство стандартов, 1987


Группа Б19

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

БЕНЗИНЫ

Метод определения длительности индукционного периода

ГОСТ

4039-481 2

Взамен ОСТ 7872—39,

ОКСТУ 0209

М. И. 24в

Утвержден Всесоюзным комитетом стандартов при Совете Министров Союза ССР 24/Н 1948 г. Срок введения установлен

с 01.03.48

Постановлением Госстандарта от 1S.01.88 Не 98 срок действия продлен

до 01.01.88

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт устанавливает метод определения длительности индукционного периода, характеризующего склонность бензинов к окислению и смолообразованию при длительном их хранении.

Сущность метода заключается в определении времени, в течение которого испытуемый бензин, находящийся в среде кислорода под давлением 0,70 МПа (7 кгс/см2) и при температуре 100 °С, практически не подвергается окислению.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

I. АППАРАТУРА, МАТЕРИАЛЫ И РЕАКТИВЫ

При проведении определения длительности индукционного периода применяется следующая аппаратура:

а) Бомба типа БИ для окисления (черт. 1), изготовленная из нержавеющей стали.

Бомба состоит из корпуса 1, крышки 2 и головки, состоящей из грибка 3, тройника 4 с нижним боковым отростком 5 и верхним боковым отростком 6 и вентиля 7 с игольчатым клапаном 8 и воротком 9.

Крышка бомбы свободно движется по стержню грибка и вращается над его расширенной частью, которая пришлифована к корпусу бомбы. При завинчивании крышки расширенная часть грибка герметично закрывает корпус бомбы.

ГОСТ 4039—М


б) Манометр кислородный класса 1,5 по ГОСТ 8625-77 в

корпусе диаметром 160 мм; шкала 0—1,6 МПа (0—16 кгс/смг). Манометр отъединяется от бомбы только в случае необходимого ремонта.

65

в) Трубка из углеродистой стали по ГОСТ 8732-78 наружным диаметром 5 мм и толщиной стенки 1 мм, согнутая в спираль и служащая для соединения бомбы с манометром. Для присоеди-

5-3164

Переиздание с Изменением Л$ 1, утвержденным в августе 1983 г. (ИУС 11—83).


нения к манометру трубка снабжена обычной гайкой со свинцовой прокладкой. Соединение трубки с бомбой достигается при помощи конуса и гайки.

г) Подставка (черт. 2) из углеродистой стали, служащая для

установки бомбы при ее завинчивании и при заполнении кислородом. Подставка должна быть привинчена к устойчивому столу.

д)    Ключ для завинчивания бомбы — по размерам выступа крышки.

е)    Баллон по ГОСТ 949-73, тип А, для кислорода, наполненный кислородом до давления не менее 1,00 МПа (10 кгс/см2) с вентилем.

ж)    Редуктор для кислорода по ГОСТ 13861-80 или игольчатый клапан.

з)    Трубка медная высокого давления для соединения редуктора с бомбой. Трубка снабжена гайкой для присоединения к редуктору и гайкой с конусом для присоединения к бомбе.

и)    Стакан стеклянный (черт. 3) для испытуемого бензина. В верхней части стакана сделаны три выемки для свободного доступа кислорода.

66

ГОСТ 4039—4S

к)    Стекло часовое диаметром около 50 мм для покрывания стакана;

л)    Воронка лабораторная диаметром 70—100 мм по ГОСТ 25336—82 ;

м)    Баня водяная с гнездами для погружения бомб. Высота бани не менее 400 мм. Количество гнезд в бане от одного до четырех. Диаметр гнезда около 80 мм (по диаметру бомбы).

н)    Цилиндр мерный по ГОСТ 1770-74, вместимостью 100 смдля налива испытуемого бензина в стакан.

о)    Бак высотой не менее 450 мм и диаметром около 350 мм для проверки герметичности бомбы и для охлаждения бомбы после окисления бензина.

п)    Штатив с держателем.

р)    Щипцы тигельные никелированные.

2. Для анализа применяют следующие реактивы и материалы:

толуол по ГОСТ 14710-78 или ГОСТ 5789-78;

аммоний азотнокислый по ГОСТ 22867-77;

глицерин по ГОСТ 6823-77;

бензин-растворитель для резиновой промышленности по ГОСТ 443-76;

бумагу фильтровальную по ГОСТ 12026-76.

1, 2. (Измененная редакция, Изм № 1).

II. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

3.    Пробу испытуемого бензина в количестве 120—150 см3 фильтруют через бумажный фильтр.

4.    Перед испытанием промывают внутреннюю часть корпуса бомбы 25—40 см3 толуола и просушивают струей воздуха.

Крышку бомбы и детали головки тщательно вытирают фильтровальной бумагой.

Стеклянный стакан и часовое стекло промывают толуолом и высушивают в термостате или в струе воздуха.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.    В стеклянный стакан наливают мерным цилиндром при комнатной температуре 100 см3 испытуемого бензина.

Стакан с бензином вносят внутрь бомбы, установленной в подставке, и покрывают стакан часовым стеклом.

Бомбу закрывают крышкой и завинчивают последнюю ключом.

6.    Подготовленную бомбу присоединяют с помощью медной трубки к редуктору кислородного баллона.

5'

7.    После присоединения бомбы к редуктору кислородного баллона поднятием игольчатого клапана поворотом воротка открывают верхнее боковое отверстие тройника головки бомбы и медленно наполняют бомбу кислородом до давления 0,20 МПа 2 кгс/см2

G7

ГОСТ 4039-48

(наполнение бомбы кислородом производят в течение времени не менее 3 мин).

По наполнении бомбы кислородом верхнее боковое отверстие тройника перекрывают игольчатым клапаном обратным поворотом воротка.

Затем отвинчивают гайку, при помощи которой соединена медная трубка с бомбой, осторожно открывают вентиль бомбы и медленно выпускают из нее кислород.

8.    Продутую указанным способом бомбу вновь наполняют кислородом до давления 0,75 МПа (7,5 кгс/см2), перекрывают игольчатым клапаном верхнее боковое отверстие тройника и отсоединяют бомбу от медной трубки.

Все эти операции производят при комнатной температуре.

Примечание. Если при наполнении бомбы кислородом из баллона через редуктор манометр бомбы не показывает давления, а манометр на редукторе указывает на расход кислорода, то необходимо прекратить пуск кислорода и проверить исправность манометра бомбы.

9.    Наполненную кислородом бомбу вынимают из подставки и осторожно погружают полностью в бак с водой температурой 15—20°С для испытания на герметичность. Если при этом появляются пузырьки кислорода в воде, то бомбу вновь переносят в подставку, производят необходимое дополнительное крепление тех деталей, которые пропускали кислород, и повторяют испытание на герметичность. Испытание на герметичность повторяют подобным же образом до достижения полной герметичности, после чего давление в бомбе снижают до 0,70 МПа (7 кгс/см2). Окончательно установленное давление в бомбе должно равняться (0,70± ±0,005) МПа (7±0,05) кгс/см2 при 15—20 °С (отсчет производят на глаз с точностью до •/< деления шкалы манометра).

10.    Одновременно с подготовкой бомбы для окисления испытуемого бензина нагревают до кипения воду в водяной бане, причем вода в бане должна быть налита до уровня гнезд.

Примечание. Колебание температуры кипящей водяной бани допускается в пределах 99—101 °С в зависимости от барометрического давления. При очень низком барометрическом давлении в воду в бане добавляют азотнокислый аммоний или глицерин в таком количестве, чтобы температура кипящей воды была в пределах 99—101 °С.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

III. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ

11.    Бомбу с испытуемым бензином под давлением кислорода 0,70 МПа (7 кгс/см2) переносят в кипящую водяную баню и погружают в воду до верхнего края крышки бомбы.

Избыток воды спускают через кран.

Момент погружения бомбы в кипящую воду фиксируют как

68

ГОСТ 4039-48

начало окисления. В этот момент записывают время и начальное давление в бомбе. Далее, до конца опыта, давление в бомбе записывают через каждые 5 мин. (Порядок записей при проведении испытания дан в приложении).

12.    С момента погружения бомбы в кипящую воду, по мере нагревания кислорода и бензина, давление в бомбе начинает повышаться. Достигнув определенного максимума, давление держится обычно некоторое время постоянным, а затем начинает снижаться. В отдельных случаях, после небольшого (до 0,02 МПа (0,2 кгс/см2) снижения давление в бомбе некоторое время держится постоянным, а затем вновь начинает непрерывно снижаться.

В первом случае за конец индукционного периода принимают начало непрерывного спадания давления (перегиб кривой давления); во втором случае за конец индукционного периода принимают второй перегиб кривой.

Нагрев бомбы заканчивают при падении давления на 0,06 МПа (0,6 кгс/см2) от величины максимального давления.

13.    По окончании окисления бомбу тотчас же осторожно вынимают из кипящей водяной бани и погружают полностью в бак с водой температурой 15—20 °С. В этих условиях, вследствие снижения температуры бензина и кислорода, давление в бомбе резко снижается.

Бомбу оставляют в воде в течение 15 мин для охлаждения и проверяют за это время ее герметичность. Если наблюдается появление пузырьков кислорода в воде, то все испытание повторяют сначала.

14.    После охлаждения бомбу переносят в подставку и выпускают из нее кислород.

Затем протирают крышку колбы и головку со всеми деталями сухим полотенцем для удаления влаги, после чего отвинчивают крышку бомбы и, не снимая грибок с корпуса, а только приподнимая крышку, обезвоживают выступающую часть грибка фильтровальной бумагой. После этого крышку с головкой снимают с корпуса бомбы.

15.    Часовое стекло и стакан с окисленным бензином извлекают из бомбы тигельными щипцами. Небольшое количество бензина, сконденсировавшегося в корпусе бомбы, переводят в стакан, из которого переливают в мерный цилиндр для замера его количества. Если бензина окажется меньше 95 см3, испытание повторяют.

IV. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ИНДУКЦИОННОГО ПЕРИОДА

16.    Длительность периода окисления испытуемого бензина определяют как разность между временем конца индукционного периода и временем начала окисления.

69

Так как бензин в бомбе нагревается постепенно и достигает температуры 100 °С через некоторый промежуток времени, то длительность индукционного периода не совпадает с длительностью периода окисления. Поэтому при определении длительности индукционного периода испытуемого бензина необходимо вводить поправку, учитывающую отставание температуры бензина от 100 °С.

Зависимость между длительностью периода окисления и длительностью индукционного периода в бомбах данной конструкции приведена в следующей таблице 3.

Длительность периода окисления в мин

Длительность индукционного периода в мин

10

0.0

20

0.0

30

1,0

40

3.5

50

8,0

60

14,0

70

21 0

80

29,0

90

37,5

100

46,0

ПО

55,0

Если длительность периода окисления больше ПО мин, то длительность индукционного периода получается вычитанием из длительности периода окисления 55 мин.

17.    За результат испытания принимают среднее арифметическое двух параллельных определений.

V. ДОПУСКАЕМЫЕ РАСХОЖДЕНИЯ МЕЖДУ ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ

18.    Расхождения между двумя параллельными определениями длительности индукционного периода не должны превышать следующие величины:

Длительность индукционного    Допускаемые    расхождения

периода в мин    в    мин

Менее 60    5

60—400    15

Более 400    30

VI. МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА АППАРАТУРЫ

19.    Новая бомба для определения индукционного периода должна быть подвергнута гидравлическому испытанию на 2,0 МПа (20 кгс/смг).

1

Издание официальное    Перепечатка воспрещена

2

3

Зависимость между длительностью периода окисления и длительностью индукционного периода выведена на основании опытных данных, полученных при окислении бензина в бомбах данной конструкции.

70