Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

55 страниц

Купить ГОСТ 34530-2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает термины и определения в области железнодорожного транспорта.

Стандарт распространяется на железнодорожный подвижной состав, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта и их основные части.

Термины, установленные стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы по железнодорожному транспорту, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Термины и определения

     2.1 Основные положения

     2.2 Железнодорожный подвижной состав

     2.3 Тяговый железнодорожный подвижной состав

     2.4 Нетяговый железнодорожный подвижной состав

     2.5 Тормозные системы и процессы торможения

     2.6 Инфраструктура железнодорожного транспорта

     2.7 Железнодорожный путь

     2.8 Железнодорожное электроснабжение

     2.9 Железнодорожная автоматика и телемеханика

     2.10 Железнодорожная электросвязь

     2.11 Станционные здания, сооружения и устройства

     2.12 Железнодорожный перевозочный процесс

     2.13 Высокоскоростное железнодорожное движение

Алфавитный указатель терминов на русском языке

 
Дата введения01.02.2020
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

30.04.2019УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации118-П
24.09.2019УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии748-ст
РазработанАО Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева
ИзданСтандартинформ2019 г.

Railway transport. General. Terms and definitions

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

ГОСТ

34530—

2019

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ТРАНСПОРТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

Основные понятия.

Термины и определения

Издание официальное

Москва

Стандартииформ

2019

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева»

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 апреля 2019 г. № 118-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны no МК (ИСО 3166)004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргыэстандарт

Россия

RU

Рос стандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Уэстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сентября 2019 г. № 748-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34530-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2020 г.

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

© Стандартинформ, оформление, 2019

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

поезд: Сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.8)


2.2.37 сформированный состав: группа сцепленных между собой железнодорожных вагонов.

Примечание — Состав формируется только из грузовых вагонов или пассажирсхих вагонов локомотивной тяги

2.3 Тяговый железнодорожный подвижной состав

2.3.1_

тяговый (железнодорожный) подвижной состав: Совокупность видов железнодорожного подвижного состава, обладающего тяговыми свойствами для выполнения перевозочного процесса и включающая в себя локомотивы и моторвагонный подвижной состав.

Примечание — Моторвагонный подвижной состав включает в себя электропоезда, дизель-поезда и автомотрисы (рельсовые автобусы), предназначенные для перевозки пассажиров

[ГОСТ 31539-2012. статья 3)

2.3.2    локомотив: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов.

2.3.3    локомотив магистральный: Локомотив, предназначенный для передвижения вагонов в составе поездов при движении по железнодорожным путям магистральных линий.

2.3.4    локомотив маневровый: Локомотив, предназначенный для передвижения вагонов и других единиц железнодорожного подвижного состава в пределах станции или на подъездных путях предприятий.

2.3.5 _

локомотив-рельсосмазыватель: Локомотив, предназначенный для смазывания боковой поверхности рельсов и гребней колесных пар с целью уменьшения шума и износа при движении поезда в кривых участках пути.

[ГОСТ 34056-2017. статья 3.2.39]

2.3.6    гибридный локомотив: Локомотив, тяговые двигатели которого могут работать от двух и более источников энергии различного типа.

2.3.7    секция локомотива: Минимальная конфигурация локомотива, обладающая полным функционалом для самостоятельной эксплуатации.

Примечание — Секция локомотива может работать как самостоятельная тяговая единица, так и в качеств бустерной секции в системе многих единиц

2.3.8    бустерная секция (Нрк. бустер). Секция локомотива, не оборудованная кабиной машиниста и предназначенная для эксплуатации в сцепе с секциями, имеющими кабины машиниста.

2.3.9    кабина машиниста: Отделенная перегородками часть кузова железнодорожного подвижного состава, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады, приборы и устройства для управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом, специальным железнодорожным подвижным составом.

2.3.10    система многих единиц (Нрк. кратная тяга): Функция объединения нескольких единиц тягового подвижного состава в одном поезде при управлении из одной кабины машиниста.

2.3.11    тепловоз: Автономный локомотив, энергетической установкой которого является двигатель внутреннего сгорания.

2.3.12    энергетическая установка железнодорожного тягового подвижного состава: Первичный двигатель и вспомогательное оборудование, предназначенные для получения механической энер-

гии и преобразования ее в электрическую, для питания тяговых электрических двигателей тягового подвижного состава или вращающие колесные пары посредством гидравлической или механической передачи.

2.3.13    тепловоз магистральный: Тепловоз, предназначенный для передвижения вагонов в составе поездов при движении по железнодорожным путям магистральных линий.

2.3.14    тепловоз маневровый: Тепловоз, предназначенный для передвижения вагонов и других единиц железнодорожного подвижного состава в пределах станции или на подъездных путях предприятий.

2.3.15    тепловоз промышленный: Тепловоз, предназначенный для передвижения вагонов в пределах предприятия по железнодорожным путям необщего пользования.

2.3.16    газотепловоз: Автономный локомотив, энергетической установкой которого является поршневой двигатель внутреннего сгорания, использующий частично или полностью газовое топливо.

2.3.17    газотурбовоз: Автономный локомотив, основной силовой установкой которого является газотурбинный двигатель.

Примечание — Под основной силовой установкой понимают энергетическую установку, за счет работы которой осуществляется тяга грузового поезда

2.3.18    паровоз: Автономный локомотив, энергетической установкой которого является тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию нагретого пара в механическую работу.

2.3.19    электровоз: Неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем тяговыми электродвигателями, получающими энергию от энергосистемы через тяговые подстанции, контактную сеть или от собственной аккумуляторной батареи.

2.3.20    аккумуляторный электровоз: Электровоз, приводимый в движение установленными на нем тяговыми электродвигателями, получающими энергию от собственных тяговых аккумуляторных батарей.

2.3.21    дизель-электровоз: Гибридный локомотив с тяговыми электродвигателями, способный работать как в автономном режиме от дизельной установки, так и при питании от контактной сети на электрифицированных участках пути.

2.3.22    двух- и многосистемный тяговый подвижной состав: Электрический тяговый подвижной состав, рассчитанный для питания электрической энергией двух или более систем тока.

2.3.23    головной вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава, оборудованный кабиной машиниста с пультом управления.

Примечание — Головной вагон может быть моторным или немоторным

2.3.24 _

моторный вагон: Вагон, содержащий тяговый привод, тяговый двигатель, электрическую или гидравлическую и/или механическую передачу.

Примечание — Моторный вагон сочетает в себе свойства обычного вагона (перевозка пассажиров или грузов) и локомотива (перемещение поезда)

(ГОСТ 31666-2014, статья 3.1.15]

2.3.25_

немоторный вагон: Вагон без тягового привода, на кузов которого тяговая сила передается только через сцепное устройство.

[ГОСТ 31666-2014, статья 3.1.17]

2.3.26    секция моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Составная часть моторвагонного железнодорожного подвижного состава, состоящая из одного моторного или нескольких совместно работающих моторных и немоторных вагонов.

2.3.27    электрический тяговый привод железнодорожного тягового подвижного состава: Составная часть железнодорожного тягового подвижного состава, служащая для создания вращающего момента и передачи его от тягового электрического двигателя с помощью тяговой передачи к колесной паре.

2.3.28    гидравлический тяговый привод железнодорожного тягового подвижного состава:

Совокупность гидравлических машин, позволяющих передавать энергию от ведущего элемента трансмиссии железнодорожного тягового подвижного состава к ведомому элементу, а от него на колесные пары.

2.3.29    тяговый электрический двигатель железнодорожного тягового подвижного состава:

Электродвигатель в специальном исполнении, служащий для создания вращающего или тормозного моментов, передаваемых с помощью тяговой передачи на колесные пары тягового железнодорожного подвижного состава.

2.3.30    тяговая передача железнодорожного тягового подвижного состава: Составная часть тягового привода, служащая для передачи вращающего момента на ось колесной пары или колесо.

2.3.31 _

дизель-поезд: Автономный тяговый подвижной состав с дизельной силовой установкой и передачей мощности (гидравлической или электрической), состоящий из не менее чем двух вагонов, предназначенный для перевозки пассажиров и имеющий в своем составе хотя бы один моторный вагон.

(ГОСТ 31666-2014, статья 3.1.7]

2.3.32    дизель-электропоезд: Моторвагонный подвижной состав (комбинированный) с дизельной силовой установкой и комплектом электрооборудования, состоящий из не менее двух вагонов, предназначенный для перевозки пассажиров и/или багажа, почты и имеющий в своем составе хотя бы один моторный вагон.

2.3.33    электропоезд: Самоходный управляемый железнодорожный подвижной состав, состоящий из одной или нескольких моторвагонных секций, служащий для перевозки пассажиров и/или багажа и получающий питание от внешнего источника электроэнергии через контактную сеть.

Примечание — При формировании электропоездов по концам поезда размещают головные секции

2.3.34 _

расчетная населенность электропоезда: Количество пассажиров в электропоезде из расчета размещения сидящих пассажиров на всех местах для сидения и стоящих в проходах и тамбурах.

Примечание —Для пригородных электропоездов количество стоящих пассажиров в проходах и тамбурах 3 чел/м2 Для электропоездов дальнего сообщения расчетная населенность соответствует количеству мест для сидения.

[ГОСТ 31666-2014. статья 3.1.17)

2.3.35_

максимальная населенность электропоезда: Максимально возможное количество пассажиров в электропоезде из расчета размещения сидящих пассажиров на всех местах для сидений и максимально возможное размещение стоящих пассажиров в проходах и тамбурах.

Примечание —Для пригородных электропоездов максимальное количество стоящих пассажиров в проходах и тамбурах 7 чел/м2 Для электропоездов дальнего сообщения максимальная населенность соответствует количеству мест для сидений

(ГОСТ 31666-2014, статья 3.1.17]

2.3.36_

электромотриса: Электропоезд, состоящий из одного моторного вагона с кабинами машиниста с обеих сторон.

(ГОСТ 34056-2017, статья 3.1.14)

2.3.37 автомотриса: Передвигающийся по рельсам вагон с приводом от двигателя внутреннего сгорания, предназначенный для служебных поездок персонала с целью инспекционного контроля, строительства, ремонта и для обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Примечание — Автомотрисы могут оснащаться прицепными подвижными единицами с механизмами и оборудованием обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта.

2.3.38

автодрезина: Специальный самоходный железнодорожный подвижной состав, передвигающийся по рельсам механически с использованием привода от двигателя внутреннего сгорания и служащий для обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.36]

2.3.39    рельсовый автобус: Моторвагонный железнодорожный подвижной состав с одной или несколькими дизельными силовыми установками, состоящий из одного, двух или трех вагонов, предназначенный для перевозки пассажиров.

2.3.40    маневровый тяговый модуль: Специальный бескабинный подвижной состав с дистанционным управлением.

2.3.41

самоходный вагон для испытания контактной сети: Единица специального самоходного железнодорожного подвижного состава, используемая для диагностирования, испытания контактной сети.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.37]

2.3.42

рельсосварочная машина: Единица специального самоходного железнодорожного подвижного состава, используемая для сварки рельсов.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.38]

2.3.43    путевая машина: Машина для выполнения работ по строительству, ремонту и обслуживанию железнодорожной инфраструктуры.

2.3.44

дрезина: Специальный самоходный железнодорожный подвижной состав, передвигающийся по рельсам механически с использованием ручного привода и служащий для обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.36]

2.3.45    механическая часть железнодорожного тягового подвижного состава: Часть тягового подвижного состава, предназначенная для размещения элементов электрического, механического, тормозного и пневматического оборудования, реализации тяговых (тормозных) сил и передачи их на железнодорожный нетяговый подвижной состав.

2.3.46

экипаж подвижного состава: Конструктивная часть тяговой железнодорожной единицы, обеспечивающая ее движение (качение) в рельсовой колее: представляет собой повозку с колесными парами, в которой размещается необходимое энергетическое и вспомогательное оборудование. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.61]

2.3.47    электрическое оборудование железнодорожного тягового подвижного состава: Оборудование железнодорожного тягового подвижного состава, включающее тяговые генераторы, тяговые электрические двигатели, коммутационные аппараты управления, устройства защиты, токоприемники, вспомогательные электрические машины, устройства освещения и аккумуляторные батареи, а на электровозах и электропоездах переменного тока и двойного питания также тяговый трансформатор и преобразователи параметров электрической энергии.

2.3.48    коммутационный аппарат: Устройство, предназначенное для выполнения переключений в электрических цепях железнодорожного подвижного состава.

2.3.49    аппарат управления: Устройство, предназначенное для регулирования параметров систем железнодорожного тягового подвижного состава, обеспечивающих его нормальное функционирование.

2.3.50    устройства управления, контроля и безопасности железнодорожного подвижного состава: Аппаратные и аппаратно-программные средства, осуществляющие функции безопасности.

Примечание — Примерами устройств управления, контроля и безопасности являются система автоведения. устройства безопасности, системы контроля бодрствования машиниста, системы контроля расхода топлива на тепловозах и др

токоприемник (железнодорожного электроподвижного состава): Устройство, предназначенное для передачи электроэнергии от контактной сети на железнодорожный электроподвижной состав.

[ГОСТ 32204-2013. статья 3.15]


2.3.51

2.3.52    вспомогательные электрические машины (единицы железнодорожного тягового подвижного состава): Электрические машины, обеспечивающие работу тяговых электрических двигателей. электрической и пневматической аппаратуры, систем управления и торможения в транспортном режиме.

тяговый трансформатор (traction transfonner): Трансформатор, предназначенный для установки и работы на железнодорожном подвижном составе, непосредственно подключенный к контактной сети и являющийся первичным источником питания его систем.

(ГОСТ 33324-2015, статья 3.1]


2.3.53

2.3.54    расчетный режим движения железнодорожного тягового подвижного состава: Предельный по допустимому нагреву тягового оборудования режим движения локомотивов и моторвагонного подвижного состава с расчетной нагрузкой и заданным временем работы.

2.3.55    расчетный режим движения электропоезда: Предельный по допустимому нагреву оборудования режим движения с расчетной населенностью, характеризующийся периодическим повторением разгона, поддержания скорости, выбега, торможения и остановки.

2.3.56    продолжительный режим работы электровоза: Режим работы, при котором нагрузка наибольшим током электрооборудования электровоза в течение неограниченного времени при номинальном напряжении на токоприемнике и вентиляции, соответствующей этому режиму, не вызывает превышения предельно допустимых температур нагрева его электрооборудования.

2.3.57    локомотивное устройство безопасности: Бортовое локомотивное устройство, обеспечивающее контроль установленных скоростей движения, соответствие скорости сигналам автоматической локомотивной сигнализации, проверку бдительности машиниста, управление электропневматиче-ским клапаном автостопа (ЭПК) для включения экстренного торможения поезда.

2.3.58    пульт управления машиниста: Комплекс устройств в кабине машиниста для управления железнодорожным тяговым подвижным составом.

2.3.59    система автоведения (железнодорожного тягового подвижного состава): Комплекс технических средств, обеспечивающих автоматическое управление движением локомотивов, электропоездов. дизель-поездов и дизель-электропоездов по участку обслуживания с заданной скоростью и заданным временем хода.

2.3.60    система автоматического управления скоростью движения (тягового железнодорожного подвижного состава): Комплекс устройств тягового подвижного состава, предназначенных для автоматического управления скоростью поезда путем изменения сил тяги, торможения и режимов движения.

2.4 Нетяговый железнодорожный подвижной состав

2.4.1 нетяговый железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, не обладающий тяговыми свойствами.

железнодорожный вагон: Единица железнодорожного нетягового подвижного состава, имеющая полезный обьем для размещения груза и пассажиров и оборудованная всеми необходимыми устройствами для включения в состав поезда.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.3)


2.4.3_

грузоподъемность железнодорожного вагона: Наибольшая суммарная масса груза и/или пассажиров, допустимая к перевозке в данном типе железнодорожного вагона, исходя из его конструктивных особенностей, предусмотренных конструкторской документацией.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.4)

2.4.4_

тара железнодорожного вагона: Собственная масса железнодорожного вагона в порожнем состоянии.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.5)

2.4.5    грузовые вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки грузов, такие, как крытые вагоны, полувагоны, платформы, вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа, изотермические вагоны, зерновозы. транспортеры, контейнеровозы, специальные вагоны грузового типа.

2.4.6 _

крытый вагон: Грузовой вагон с крытым кузовом с распашными или сдвижными дверями и/или люками, предназначенный для перевозки штучных, тарно-штучных, пакетированных и насыпных грузов, техники, требующих защиты от атмосферных осадков и несанкционированного доступа к грузу. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.14)

2.4.7_

полувагон: Грузовой вагон с кузовом без крыши, предназначенный для перевозки грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.15]

2.4.8    универсальный полувагон: Полувагон с разгрузочными люками в полу или глухим полом, предназначенный для перевозки грузов, не требующих укрытия от атмосферных осадков, как насыпных, непылевидных, так и перевозимых навалом (за исключением горячих температурой более 100 °С), штабельных, штучных грузов и колесной техники.

2.4.9    универсальный крытый вагон: Крытый вагон, предназначенный для перевозки широкой номенклатуры игтучных, тарно-штучных, пакетированных и навалочных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков и несанкционированного доступа к грузу.

2.4.10    специализированный грузовой вагон: Вагон, предназначенный для перевозки одной или нескольких групп грузов, для которых установлены специальные требования к условиям перевозки, погрузки и выгрузки.

2.4.11    длиннобазный вагон: Грузовой вагон, длина которого по осям сцепления автосцепок превышает 19.6 м.

2.4.12    вагон-транспортер: Грузовой вагон, предназначенный для перевозки тяжеловесных, крупногабаритных. длинномерных, штучных и других грузов в открытом виде.

2.4.13 _

изотермический вагон: Крытый вагон с термоизоляцией, предназначенный для перевозки грузов. требующих поддержания в определенном диапазоне температуры груза в течение ограниченного интервала времени его доставки.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.17)

рефрижераторный вагон: Изотермический вагон, предназначенный для перевозки скоропортящихся грузов и имеющий принудительную систему для поддержания требуемой температуры в течение заданного промежутка времени.

(ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.18)


2.4.15

вагон-цистерна: Грузовой вагон с кузовом в виде резервуара цилиндрической формы, имеющего загрузочные люки, сливно-наливную, контрольную и запорную арматуру, предназначенный для перевозки жидких грузов, сжиженных газов, сыпучих пылевидных грузов.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.19]

2.4.16    [вагон-платформа, платформа]: Грузовой вагон, кузов которого состоит из рамы и, в зависимости от имеющегося оборудования, предназначенный для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих грузов, контейнеров и техники, не требующих защиты от атмосферных осадков.

2.4.17    фитинговая платформа: Вагон-платформа, предназначенный для перевозки контейнеров и оборудованный фитингами.

2.4.18

контрейлерная платформа: Платформа, предназначенная для перевозки автопоездов, автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов.

(ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.22)

2.4.19    платформа для комбинированных перевозок: Вагон-платформа, предназначенный для перевозки контейнеров, автопоездов, автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов.

2.4.20

вагон-самосвал (Нрк. думпкар): Грузовой вагон с устройством для механизированной разгрузки сыпучих и кусковых грузов.

(ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.28)

2.4.21    вагон-хоппер открытого типа: Грузовой вагон с кузовом без крыши, имеющий в нижней части кузова бункеры с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный для перевозки сыпучих и гранулированных грузов.

2.4.22    вагон-хоппер закрытого типа: Грузовой вагон с кузовом с крышей, имеющий в нижней части кузова бункеры с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный для перевозки сыпучих и гранулированных грузов.

Примечание — Вагоны-хопперы закрытого типа применяются для перевозки нетоксичных, неядовитых, не слеживающихся сыпучих и гранулированных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков.

2.4.23

хоппер-дозатор: Грузовой вагон с дозирующим механизмом, предназначенный для проведения ремонта, реконструкции и строительства железнодорожного пути.

(ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.25)

24 24

пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и/или багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные. клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории, специальные вагоны пассажирского типа.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.6)

2.4.25    вагон-лаборатория: Специально оборудованный вагон для проведения различных исследований и испытаний объектов железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава в путевых условиях.

Примечание — К вагонам-лабораториям относятся вагоны-лаборатории тормоэоиспытательные, вагоны-лаборатории контактной сети, вагоны-лаборатории тягово-энергетические, вагоны-лаборатории неразрушающего контроля, вагоны-лаборатории испытаний устройств автоматики и телемеханики, вагоны-лаборатории метрологические, вагоны-лаборатории электротехнические, вагоны-лаборатории радиосвязи

2.4.26 _

вагон-дефектоскоп (Нрк. путеизмеритепь). Вагон, предназначенный для сплошного контроля головок рельсов участка пути и выявления в них наружных и скрытых дефектов при движении в составе поезда.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.261

2.4.27    путеизмерительный вагон: Вагон, предназначенный для сплошного контроля состояния рельсовой колеи под динамической нагрузкой.

2.4.28 _

вагон-рельсосмазыватель: Вагон, предназначенный для смазывания боковой поверхности рельсов и гребней колесных пар с целью уменьшения шума и износа при движении поезда в кривых участках пути.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.27)

2.4.29    вагон пассажирский двухэтажный: Пассажирский вагон, в котором помещения для пассажиров и/или служебные и бытовые помещения выполнены в двух уровнях один над другим.

2.4.30    расчетная населенность вагона: Количество пассажиров в вагоне из расчета размещения сидящих пассажиров на всех местах для сидения и стоящих в проходах и тамбурах.

2.4.31    максимальная населенность вагона: Максимально возможное количество пассажиров в вагоне из расчета размещения сидящих пассажиров на всех местах для сидений и максимально возможное размещение стоящих пассажиров в проходах и тамбурах.

2.4.32 _

тамбур пассажирского вагона: Часть вагона, огороженная перегородками, отделяющая вход в вагон от салона, кабины машиниста, багажного отсека или служебных помещений.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.9)

2.4.33    салон пассажирского вагона: Отделенная перегородками часть пассажирского вагона, предназначенная для размещения пассажиров, оборудованная системой жизнеобеспечения.

2.4.34    система жизнеобеспечения: Комплекс технических средств, направленных на создание и поддержание в безопасных пределах эргономических, санитарно-химических, микробиологических показателей и параметров электромагнитных излучений, микроклимата, шума и вибрации в помещениях железнодорожного подвижного состава.

Примечание — Функция систем жизнеобеспечения заключается в создании допустимых нормативными документами в пределах параметров физических и химических факторов среды на местах размещения пассажиров и обслуживающего персонала

2.4.35    вагон сочлененного типа: Вагон, сцепление которого с соседним вагоном осуществляется посредством общих узлов сочленения и установки на общую тележку.

Примечание — Сочлененные вагоны объединяются в секции, которые эксплуатируются как единое

целое

2.4.36    механическая часть нетягового железнодорожного подвижного состава: Часть нетягового железнодорожного подвижного состава, предназначенная для передачи тормозных усилий и сил тяги с тягового подвижного состава на поезд, и размещения тормозного оборудования.

2.4.37    энергетическая установка железнодорожного нетягового подвижного состава: Дизельный двигатель с генератором переменного или постоянного тока или электромашинный агрегат и

аккумуляторная батарея, обеспечивающие автономно и от внешних источников электроэнергией нетяговый подвижной состав во время движения по железнодорожному пути и на стоянках.

2.4.38    пульт управления электрическим оборудованием железнодорожного нетягового подвижного состава: Комплекс электрических и механических устройств, обеспечивающих включение, выключение и контроль функционирования электрического оборудования нетягового подвижного состава.

2.4.39    регуляторы [стабилизаторы] напряжения железнодорожного нетягового подвижного состава: Комплекс электрических и механических устройств, обеспечивающих стабильный уровень напряжения для потребителей электроэнергии на нетяговом подвижном составе.

2.4.40 _

кузов вагона: Несущая металлоконструкция, предназначенная для размещения перевозимого груза, пассажиров, багажа, систем жизнеобеспечения и специального оборудования.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.31)

2.4.41    рама вагона: Составная несущая металлоконструкция кузова вагона, на которой размещаются автосцепное устройство, опорные устройства (пятники или скользуны) и часть тормозного оборудования.

2.4.42    пятник вагона: Деталь конструкции грузового вагона, выполняющая функцию центральной опоры между кузовом грузового вагона и тележкой, передающая нагрузку от рамы кузова вагона на над-рессорную, шкворневую или соединительную балку, а также от соединительной балки на надрессорную балку для четырехосной тележки, и обеспечивающая возможность поворота тележки грузового вагона при прохождении кривых участков пути.

2.4.43    пятниковое место: Неотьемная часть несущей конструкции кузова грузового вагона или соединительной балки, выполняющая функцию пятника.

Примечание — Как правило, пятниковое место ограничено его опорной и упорной поверхностями

2.4.44    база вагона: Расстояние в продольном направлении между центрами пятников кузова.

2.4.45    база секции вагона: Расстояние в продольном направлении между центрами пятников и (или) пятниковых мест одной секции вагона.

2.4.46    база вагона сочлененного типа: Расстояние в продольном направлении между центрами пятников или пятниковых мест, взаимодействующих с крайними тележками концевых секций вагона.

2.4.47 _

колесная пара с неподвижными колесами, установленными на оси: Сборочная единица, состоящая из оси, неподвижно закрепленных двух колес, дисковых тормозов (при наличии), буксовых узлов и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары.

[ГОСТ 4835-2013, статья 3.7)

2.4.48_

колесная пара с подвижными колесами, установленными на оси: Сборочная единица, состоящая из оси, подвижных в осевом направлении двух колес, дисковых тормозов (при наличии), замковых механизмов для фиксации колес на оси, буксовых узлов и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары.

[ГОСТ 4835-2013, статья 3.8)

2.4.49 буксовый узел: Конструктивный узел колесной пары, служащий для соединения оси колесной пары с рамой тележки, передачи постоянных и переменных нагрузок.

Примечание — Как правило, буксовый узел состоит из корпуса буксы (или адаптера), подшипника или подшипников, элементов торцевого крепления, и уплотнений

колесный блок: Сборочная единица, состоящая из двух независимых колесных узлов, прикрепленных к раме колесного блока с возможностью движения по колее постоянной ширины или со сменой ширины колеи.

[ГОСТ 4835-2013, статья 3.5)


2.4.51_

колесный узел: Сборочная единица, состоящая из оси, неподвижно закрепленного колеса с тормозными дисками, буксовых узлов (наружного и внутреннего) и других деталей, закрепленных на колесном узле.

[ГОСТ 4835-2013, статья 3.6)

2.5 Тормозные системы и процессы торможения

2.5.1    тормозная система поезда: Совокупность частей пневматической системы подвижного состава, обеспечивающих функционирование тормозных приборов и устройств, установленных на тяговом и нетяговом подвижном составе поезда.

2.5.2    тормоза (единицы железнодорожного подвижного состава): Комплекс составных частей единицы железнодорожного подвижного состава, обеспечивающий создание искусственного сопротивления ее движению в целях поддержания или снижения скорости движения, остановки и/или удержания в неподвижном состоянии.

2.5.3 _

тормозной путь: Расстояние, проходимое поездом за время от момента воздействия на приборы и устройства для управления тормозной системы, в том числе срабатывания крана экстренного торможения, до полной остановки.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.68)

2.5.4    приборы управления тормозами: Составная часть тормозной системы железнодорожного подвижного состава, предназначенная для управления тормозами единицы железнодорожного подвижного состава или поезда в целом.

2.5.5 _

кран экстренного торможения (Нрк. стоп-кран): Тормозной кран, служащий для выпуска воздуха из тормозной магистрали железнодорожного подвижного состава и приведения в действие автоматических тормозов в случае необходимости экстренной остановки.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.86]

2.5.6_

торможение: Создание искусственного сопротивления движению поезда или отдельных единиц подвижного состава в целях их остановки, уменьшения скорости движения или удержания на месте. [ГОСТ 32880-2014, статья 3.20)

2.5.7_

экстренное торможение: Торможение, применяемое в случаях, требующих немедленной остановки поезда, путем реализации максимальной тормозной силы.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.70]

2.5.8 тормоз автоматический (Нрк. автотормоз): Устройство, обеспечивающее автоматическую остановку поезда при разьединении или разрыве воздухопроводной магистрали и/или электрической цепи безопасности и/или при открытии крана экстренного торможения.

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Термины и определения..............................................................1

2.1    Основные положения.............................................................1

2.2    Железнодорожный подвижной состав ...............................................3

2.3    Тяговый железнодорожный подвижной состав ........................................7

2.4    Нетяговый железнодорожный подвижной состав .....................................11

2.5    Тормозные системы и процессы торможения ........................................16

2.6    Инфраструктура железнодорожного транспорта......................................18

2.7    Железнодорожный путь..........................................................19

2.8    Железнодорожное электроснабжение ..............................................22

2.9    Железнодорожная автоматика и телемеханика.......................................24

2.10    Железнодорожная электросвязь..................................................27

2.11    Станционные здания, сооружения и устройства.....................................29

2.12    Железнодорожный перевозочный процесс .........................................31

2.13    Высокоскоростное железнодорожное движение.....................................37

Алфавитный указатель терминов на руссхом языке........................................39

2.5.9    петля [электрическая цепь] безопасности: Совокупность электронных или электрических устройств и замкнутый электрический контур, при разрыве которого или снятии напряжения срабатывает автоматический тормоз и происходит экстренное торможение.

2.5.10

фрикционный тормоз: Устройство, в котором сила торможения создается путем прижатия специальных фрикционных элементов — тормозных колодок или накладок дисковых тормозов к вращающимся поверхностям — колесам или специальным тормозным дискам.

[ГОСТ 34056-2017. статья 3.2.79]

2.5.11    рельсовый тормоз: Устройство, которое вызывает замедление движения железнодорожного подвижного состава независимо от контакта между колесом и рельсом, путем электромагнитного взаимодействия рельса и башмака, расположенного на тележке.

Примечание — Различают два вида рельсового тормоза: вихретоковый и магниторельсовый.

2.5.12 _

электропневматический тормоз: Устройство торможения с электрическим управлением пневматическими тормозами.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.72]

2.5.13    пневматический тормоз: Тормоз, в котором для управления им и создания тормозной силы используется сжатый воздух.

2.5.14 ____________________________________________

компрессорный агрегат с электрическим приводом (компрессорный агрегат): Изделие, предназначенное для обеспечения подвижного состава сжатым воздухом и включающее в себя компрессор с электрическим приводом.

Примечание — В состав компрессорного агрегата могут дополнительно входить рама, блок очистки и осушки сжатого воздуха, элементы системы регулирования производительности компрессора и другие узлы

[ГОСТ 10393-2014, статья 3.3]

2.5.15_

стояночный тормоз: Устройство с ручным или автоматическим приводом, расположенное на единице железнодорожного подвижного состава и предназначенное для ее удержания на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной аварийной остановки при наличии ручного или автоматического привода внутри единицы железнодорожного подвижного состава.

Примечание — Аварийная остановка предпринимается при отказе основной тормозной системы только на отдельно следующих локомотивах, моторвагонном подвижном составе, пассажирских поездах локомотивной тяги и специальном железнодорожном подвижном составе (самоходном).

[ГОСТ 32280-2014, статья 3.19]

2.5.16_

электродинамический тормоз (Нрк. электрический тормоз): Устройство, в котором сила торможения создается при преобразовании кинетической энергии поезда в электрическую энергию путем перевода тяговых электродвигателей в генераторный режим.

Примечание — Различают два вида электродинамического тормоза, рекуперативный и реостатный.

При рекуперативном тормозе электрическая энергия передается в контактную сеть При реостатном тормозе электрическая энергия может переводиться в тепловую в тормозных резисторах, установленных на железнодорожном подвижном составе, а также может направляться для питания вспомогательных силовых цепей, либо в бортовые накопители энергии для возможного повторного ее использования

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.73]


Введение

Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.

Для каедого понятия установлен один стандартизованный термин.

Не рекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Нрк ».

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.

Краткие формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием на базе аббревиатуры, приведены после стандартизованного термина и отделены от него точкой с запятой.

Для сохранения целостности терминосистемы в настоящем стандарте приведены терминологические статьи из других межгосударственных стандартов, заключенные в рамки из тонких линий.

Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре) термина, имеющие общие терминоэлементы.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.

Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки. раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием на базе аббревиатуры — светлым шрифтом в тексте и в алфавитном указателе.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТРАНСПОРТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

Основные понятия.

Термины и определения

Railway transport General Terms and definitions

Дата введения — 2020—02—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения в области железнодорожного транспорта.

Настоящий стандарт распространяется на железнодорожный подвижной состав, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта и их основные части.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы по железнодорожному транспорту, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

Настоящий стандарт рекомендуется применять совместно с ГОСТ 31539, ГОСТ 32895, ГОСТ 33889. ГОСТ 34056.

2    Термины и определения

2.1    Основные положения

2.1.1    железнодорожный транспорт: Составная часть единой транспортной системы государства. призванная во взаимодействии с организациями других видов транспорта своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц. юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории государства.

Примечание — Железнодорожный транспорт подразделяют на железнодорожный транспорт общего пользования и железнодорожный транспорт необщего пользования

2.1.2    железнодорожный транспорт общего пользования: Совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками.

2.1.3    железнодорожный транспорт необщего пользования: Совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя инфраструктуру железнодорожного транспорта необщего пользования, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических лиц. юридических лиц и государства в работах, услугах, в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд

Издание официальное

Примечание — В национальных законодательствах возможны разночтения в определении настоящего термина

2.1.4    инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования: Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

2.1.5    инфраструктура железнодорожного транспорта необщего пользования: Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути необщего пользования и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

2.1.6    технологический железнодорожный транспорт: Железнодорожный транспорт, предназначенный для перемещения товаров на территориях организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом, не имеющим право выхода на железнодорожные пути общего и необщего пользования, для собственных нужд указанных организаций.

2.1.7    шахтный железнодорожный транспорт: Вид технологического железнодорожного транспорта. предназначенный для транспортирования людей, оборудования и грузов на подземных горнодобывающих предприятиях, а также вспомогательное оборудование.

Примечание — К шахтному железнодорожному транспорту относятся шахтные электровозы, шахтные вагоны (вагонетки), сеть шахтных вагонеточных путей, а также вспомогательное оборудование.

2.1.8    городской железнодорожный транспорт: Железнодорожный транспорт, предназначенный для перемещения пассажиров и грузов, курсирующий по определенным маршрутам в пределах территории населенного пункта без права выхода на железнодорожные пути общего и необщего пользования.

Примечание — К городскому железнодорожному транспорту относится метрополитен, трамвайные сети, сети монорельсов и легкорельсового транспорта

2.1.9    железная дорога (инфраструктура железнодорожного транспорта): Оборудованная рельсами полоса земли либо поверхности искусственного сооружения, которая используется для движения железнодорожного подвижного состава.

Примечание — В экономике железнодорожного транспорта под железной дорогой понимают основное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими аналогичными предприятиями и иными видами транспорта потребности экономики и населения в перевозках в обслуживаемом регионе.

2.1.10    полоса отвода (железных дорог): Земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, а также земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других обьектов железнодорожного транспорта.

железнодорожная администрация: Уполномоченная государством соответствующая структура, являющаяся ответственной за все железные дороги на территории государства.

[ГОСТ 22235-2010, статья 3.6]


2.1.11

2.1.12 железнодорожная транспортная система: Совокупность функционально взаимосвязанных технических средств и технического персонала, предназначенная для осуществления в регламентированных условиях перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам.

Примечание — К регламентированным условиям относят параметры пути, подвижного состава, энергоснабжения. управления, параметры окружающей среды и др.

2.2 Железнодорожный подвижной состав

железнодорожный подвижной состав: Транспортные средства, предназначенные для обеспечения железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок и функционирования железнодорожной инфраструктуры.

Примечание — Железнодорожный подвижной состав включает в себя локомотивы, вагоны, моторвагонный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав

(ГОСТ 31539-2012. статья 1)


2.2.1

2.2.2    моторвагонный подвижной состав: Моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты.

2.2.3 _

специальный железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства, восстановления, ремонта и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы. железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом, а также несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как железнодорожностроительные машины без тягового привода, прицепы и специальный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железнодорожного транспорта.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.1.2]

2.2.4

самоходный специальный подвижной состав: Специальный железнодорожный подвижной состав, включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу.

Примечание — К несъемным самоходным подвижным единицам на железнодорожном ходу относят мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом.

(ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.22]

2.2.5    несамоходный специальный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и включающий в себя несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как железнодорожно-строительные машины без тягового привода в транспортном режиме, прицепы и специальный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог, в том числе специальные вагоны грузового и пассажирского типа.

2.2.6    специальный подвижной состав на комбинированном ходу: Машины, приспособленные к использованию различного технологического оборудования для технического обслуживания и ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта, доставки грузов и работников по рельсовым и безрельсовым путям, выполнения маневровых работ, а также для тушения пожаров и проведения аварийно-восстановительных работ.

2.2.7    скоростной железнодорожный подвижной состав: Локомотивы, вагоны пассажирские, моторвагонный подвижной состав, предназначенные для обеспечения осуществления перевозок со скоростью движения в интервале от 141 до 200 км/ч включительно.

2.2.8    высокоскоростной железнодорожный подвижной состав: Моторные и немоторные вагоны, из которых формируется высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, предназначенный для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений со скоростью более 200 км/ч.

2.2.9    инновационный железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которого является принципиально новым или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой единицы.

2.2.10    безопасность железнодорожного подвижного состава: Состояние железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граэдан. имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

2.2.11    безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта: Состояние высокоскоростного железнодорожного транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

2.2.12    нарушение безопасности движения: Отклонение от нормальной работы транспортной системы, выход ее параметров за установленные пределы, в результате которых создается потенциальная или реальная угроза для жизни и здоровья пассажиров, сохранности железнодорожного транспорта. включая персонал, и грузов, экологии окружающей среды или происходит сбой в работе, выразившийся в невыполнении установленного ритма (графика) движения сверх установленного норматива.

2.2.13 _

единица железнодорожного подвижного состава: Отдельный объект железнодорожного подвижного состава.

Примечание — Отдельными объектами железнодорожного подвижного состава являются локомотивы, вагоны, автомотрисы, электро- и дизель-лоезда (или их секции), рельсовые автобусы, мотовозы, дрезины, путевые машины на железнодорожном ходу.

(ГОСТ 31539-2012, статья 5)

2.2.14    секция: Одна или несколько единиц подвижного состава с функциями, распределенными между включенными в состав единицами, управляемые синхронно из одной единицы, в режиме эксплуатации действующие только совместно в конфигурации определенной конструкции.

Примечание — Различают локомотивные, моторвагонные, рефрижераторные и другие типы секций.

2.2.15 _

съемная единица железнодорожного подвижного состава: Единица железнодорожного подвижного состава, включающая дрезину, ремонтную вышку на электрифицированных участках, путевой вагончик, путеизмерительную, дефектоскопную и другую тележку, которая может быть снята с пути обслуживающими ее работниками вручную.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.1.5)

2.2.16_

составная часть железнодорожного подвижного состава: Деталь, сборочная единица, комплекс или их комплект, входящие в конструкцию железнодорожного подвижного состава и обеспечивающие его безопасную эксплуатацию, безопасность обслуживающего персонала и (или) пассажиров.

(ГОСТ 34056-2017, статья 3.1.4)

2.2.17 ходовая часть (единицы железнодорожного подвижного состава): Составная часть железнодорожного подвижного состава, взаимодействующая с железнодорожным путем и обеспечивающая его движение по железнодорожному пути.

тележка: Элемент механической части железнодорожного подвижного состава, служащий в качестве опоры для кузова, опирающийся на рельсовый путь, обеспечивающий реализацию сил тяги и торможения и передачи их на железнодорожный подвижной состав.

(ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.63]


2.2.19    база двухосной [трехосной] тележки: Расстояние в продольном относительно оси пути направлении между центрами осей крайних колесных пар тележки единицы железнодорожного подвижного состава.

2.2.20    база четырехосной тележки: Расстояние в продольном относительно оси пути направлении между центрами пятников соединительной балки тележки.

2.2.21 _

колесная пара: Сборочная единица, служащая для реализации силы тяги, развиваемой в зоне контакта колесной пары и рельса, для восприятия силы тяжести от массы ходовой тележки и кузова и передачи ее на рельсовый путь, а также для направления движения железнодорожного подвижного состава по железнодорожному пути.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.64]

2.2.22    ударно-тяговое устройство единицы железнодорожного подвижного состава: Устройство. обеспечивающее сцепление единиц железнодорожного подвижного состава, а также восприятие и поглощение продольных ударов между ними, смягчение ударов и толчков, а также передачу силы нажатия от подталкивающего тягового подвижного состава.

2.2.23 _

автосцепное устройство: Комплект сборочных единиц и деталей для автоматического сцепления (механического соединения) единиц железнодорожного подвижного состава, передачи и амортизации продольных сил.

(ГОСТ 33434-2015. статья 3.5]

2.2.24_

сцепное устройство: Комплект сборочных единиц и деталей для сцепления (механического соединения) единиц железнодорожного подвижного состава, передачи и амортизации продольных сил. (ГОСТ 33434-2015, статья 3.12]

2.2.25_

переходник сцепки (Нрк. адаптер): Устройство, позволяющее сцеплять между собой сцепные устройства железнодорожного подвижного состава различной конструкции.

(ГОСТ 34056-2017, статья 3.1.26]

2.2.26_

модернизация железнодорожного подвижного состава: Комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего железнодорожного подвижного состава путем замены его составных частей на более совершенные.

(ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.33]

2.2.27_

модернизация железнодорожного подвижного состава с продлением срока службы: Комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего железнодорожного подвижного состава путем внесения в базовую конструкцию изменений с целью продления срока службы.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.1.34]

2.2.28    модернизированный железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав с улучшенными техническими характеристиками, полученными в результате модернизации.

2.2.29    модификация железнодорожного подвижного состава: Вид разработки железнодорожного подвижного состава на основе базового изделия с целью расширения или специализации сферы его применения.

Примечание — Содержанием модификации является изменение компоновки составных частей, конструкции. рабочих органов или органов управления, внешнего вида и т п. При модификации: изменяется область применения, сохраняется технический уровень, продолжается производство исходной продукции, нарушается взаимозаменяемость основных составных частей, присваивается новое обозначение

2.2.30    модифицированный железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, созданный на основе базового с целью расширения или специализации сферы его использования.

2.2.31 _

усовершенствованный ПС (СЧ): ПС (СЧ). в котором применены новые составные части, не изменяющие его основных характеристик и не требующие проведения работ по обязательному подтверждению соответствия. При совершенствовании: сохраняется область применения, сохраняется технический уровень, продолжается с внесенными изменениями производство исходной продукции, сохраняется взаимозаменяемость основных составных частей, обозначение остается без изменения.

2.2.32_

габарит железнодорожного подвижного состава (габарит подвижного состава): Поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы.

Примечание — Габарит железнодорожного подвижного состава является исходным очертанием, по которому рассчитываются допускаемые строительные размеры железнодорожного подвижного состава (производится вписывание в габарит) В зависимости от метода указанного расчета габариты подвижного состава подразделяются на статические и кинематические

[ГОСТ 9238-2013, статья 2.1]


2.2.33_

габарит приближения строений: Предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава.

[ГОСТ 9238-2013, статья 2.1)


[ГОСТ 15.902-2014, статья 3.75)

2.2.34    конструкционная скорость железнодорожного подвижного состава: Наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование.

2.2.35    допустимая скорость движения железнодорожного подвижного состава: Скорость подвижного состава, устанавливаемая с учетом технического состояния инфраструктуры железнодорожного транспорта, подвижного состава и не превышающая его конструкционную скорость.