Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

66 страниц

563.00 ₽

Купить ГОСТ 34350-2017 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает общие технические требования к основным пожарным автомобилям и методам их испытаний. Стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые основные пожарные автомобили, создаваемые на различных колесных шасси, предназначенные для доставки личного состава пожарных подразделений, огнетушащих веществ и оборудования к месту вызова и для подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертных газов, других веществ и составов) в зону горения.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и обозначения

4 Классификация и основные параметры

5 Технические требования

     5.1 Требования назначения

     5.2 Требования к шасси

     5.3 Требования к компоновке

     5.4 Требования к салону

     5.5 Требования к кузову

     5.6 Требования к сосудам для огнетушащих веществ

     5.7 Требования к насосной установке

     5.8 Требования к лафетным стволам

     5.9 Требования к осветительной мачте

     5.10 Требования к дополнительному электрооборудованию

     5.11 Конструктивные требования

     5.12 Требования надежности

     5.13 Требования стойкости к внешним воздействиям

     5.14 Требования эргономики

     5.15 Комплектность

     5.16 Требования к пожарному автомобилю, оборудованному стрелой (комплектом колен)

     5.17 Маркировка

     5.18 Упаковка

6 Требования безопасности

7 Требования охраны окружающей среды

8 Правила приемки

     8.1 Виды испытаний

     8.2 Требования к пожарным автомобилям, поставляемым на испытания

     8.3 Предварительные испытания

     8.4 Приемочные и квалификационные испытания

     8.5 Предъявительские испытания

     8.6 Приемо-сдаточные испытания

     8.7 Периодические испытания

     8.8 Контрольные испытания на надежность

     8.9 Типовые испытания

     8.10 Эксплуатационные испытания

     8.11 Специальные испытания

9 Методы испытаний

     9.1 Условия испытаний

     9.2 Средства испытаний

     9.3 Порядок проведения испытаний

     9.4 Испытания пожарных автомобилей, оборудованных стрелой (комплектом колен)

10 Транспортирование и хранение

11 Указания по эксплуатации

12 Гарантии изготовителя

Приложение А (обязательное) Максимальные допускаемые значения погрешностей измерения

Приложение Б (справочное) Оборудование для замера расхода воды через рукавные линии

Приложение В (справочное) Операционная карта городского ездового цикла для пожарных автомобилей в режиме выезда "по тревоге"

Библиография

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

ГОСТ

34350—

2017

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Техника пожарная

ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Общие технические требования. Методы испытаний

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2018

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 274 «Пожарная безопасность»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 ноября 2017 г. № 52)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 сентября 2018 г. № 650-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34350-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2019 г.

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, оформление, 2018

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ 34350-2017

Группы продукции

Параметры

Примечания

9 Пожарные насоснорукавные автомобили (АНР)

Запас вывозимых рукавов, м/вместимость пенобака, м3

Подача насоса, л/с, не менее

240/0,5

13

Мотонасосный агрегат

800/1

40

1400/1

40

3000/1

70

10 Пожарные автомобили с насосом высокого давления (АВД)

Вместимость цистерны, м3

Подача насоса, л/с / напор, м вод. ст.

3,0

20/200

11 Пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ)

Суммарный расход газоводяной смеси, кг/с

Количество подаваемой через насадки воды для образования газоводяной смеси, л/с

150

От 60 до 90

250

От 100 до 150

12 Пожарные пеноподъемники (ППП)

Высота подъема стрелы, м

Расход устройств подачи огнетушащих веществ, л/с, не менее

В качестве устройства подачи ОТВ используются (по требованию заказчика) лафетные стволы, пеногенераторы, водопенные лафетные стволы и установки для создания комбинированных струй

От 20 до 55

40

13 Пожарная автонасосная станция (ПНС)

Подача насоса, л/с

100

150

200

Таблица 2 — Основные параметры ПА, оборудованных стрелой (комплектом колен)

4.5 Основные параметры ПА, оборудованных стрелой (комплектом колен), должны соответствовать значениям, указанным в таблице 2.

Наименование параметра

Значение параметра

1 Пожарные автоцистерны с лестницей (АЦП). Пожарно-спасательные автомобили с лестницей (АПСЛ)

Максимальная рабочая высота подъема (лестница полностью выдвинута и поднята на максимальный угол), м

От 10 до 15

От 16 до 20

От 21 до 25

От 26 до 31

От 32 до 40

От 41 до 52

Максимальная рабочая нагрузка на вершину не-прислоненной лестницы при максимальном вылете, кгс, не менее

160

260

260

300

300

300

Грузоподъемность при использовании в качестве крана (лестница полностью сдвинута), т, не менее

0,5

1

1

1

2

2

7

Наименование параметра


Значение параметра


Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую и неприслонен-ную лестницу при максимальном вылете, кг, не менее


160


160


160


160


220


280


Грузоподъемность люльки (при неприслоненной лестнице), кг, не менее


180


180


200


200


200


Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной плоскости, град, не менее


От минус 7 до 75


Минимальный угол подъема лестницы, при котором возможен ее поворот на 360°, не более


10


Угол поворота лестницы (вправо и влево) при круговом вращении, град, не менее

360

Максимальный вылет лестницы от оси вращения подъемно-поворотного устройства, м, не менее:

- с максимальной нагрузкой на вершине

6

12

14

18

18

18

- без нагрузки на вершине

10

14

18

20

20

20

Максимальная ширина опорного контура, м, не более

5,0

5,0

5,0

5,0

5,6

5,6

Время установки на выносные опоры на горизонтальной площадке, с, не более

35

40

45

50

55

60

Время маневров лестницы при максимальной скорости движения без нагрузки, с, не более, при:

- подъеме от минимального угла до максимального

30

35

40

45

50

55

- опускании от максимального угла до минимального

25

30

35

40

45

50

- выдвигании на полную длину при максимальном угле подъема лестницы

25

30

35

40

55

65

- сдвигании (полном) при максимальном угле подъема лестницы

20

25

30

35

50

60

- повороте на 360° вправо или влево при сдвинутом и поднятом на максимальный угол пакете колен

45

45

50

50

60

60

Время маневров лестницы при максимальной скорости движения с рабочей нагрузкой, с, не более, при:

- подъеме от минимального угла до максимального

35

40

50

60

60

65

- опускании от максимального угла до минимального

30

35

45

55

55

60

- выдвигании на полную длину при максимальном угле подъема лестницы

30

35

40

45

60

70

- сдвигании (полном) при максимальном угле подъема лестницы

25

30

35

40

55

70

- повороте на 360° вправо или влево при сдвинутом и поднятом на максимальный угол пакете колен

50

55

60

65

65

70

- подъеме (опускании) люльки от уровня земли до максимальной высоты

40

45

50

60

70

Угол поперечной статической устойчивости, град, не менее

29

27

25

24


Наименование параметра

Значение параметра

2 Пожарные автоцистерны с коленчатым подъемником (АЦПК)

Максимальная высота подъема люльки, м

От 10 ДО 15

От 16 ДО 21

От 22 ДО 28

От 29 до 36

От 37 до 48

От 49 до 56

Грузоподъемность люльки, кг, не менее:

-    без использования лафетного ствола

-    с использованием лафетного ствола

200

150

300

200

350

250

Максимальный вылет, м, не менее:

-    с максимальной нагрузкой в люльке

-    без нагрузки в люльке

6

8,5

7

10

10

14

16

17

18

20

20

22

Угол поворота стрелы (вправо и влево) при круговом вращении

Не ограничен

Максимальная ширина опорного контура, м, не более

5,0

5,0

5,0

5,0

5,6

5,6

Время установки на выносные опоры на горизонтальной площадке, с, не более

35

40

45

50

55

60

Грузоподъемность при использовании в качестве крана, т, не менее

0,5

1

1

2

2

2

Время подъема люльки от опорной поверхности до максимальной рабочей высоты, с, не более:

-    без нагрузки

-    с максимальной нагрузкой в люльке

35

45

50

60

65

75

85

95

120

130

160

180

Время опускания люльки с максимальной рабочей высоты на грунт, с, не более

30

45

60

80

115

150

Время поворота стрелы на 360° в каждую из сторон при максимальной рабочей высоте, с, не более

50

60

80

100

160

180

Угол поперечной статической устойчивости, град, не менее

29

27

25

24

3 Пожарные пеноподъемники (ППП)

Максимальная высота подъема устройств для подачи ОТВ, м, не менее

От 20 до 35

От 36 до 45

От 46 до 55

Максимальный вылет, м, не менее

6

8

10

Угол поворота стрелы (вправо и влево) при круговом вращении, не менее

(180 ± 5)°

Время установки на выносные опоры, с, не более

50

55

60

Время подъема устройств для подачи ОТВ от опорной поверхности до уровня, соответствующего максимальным значениям вылета и высоты без нагрузки, с, не более

170

200

220

Время опускания устройств для подачи ОТВ с уровня, соответствующего максимальным значениям вылета и высоты, до опорной поверхности без нагрузки, с, не более

160

190

210

Рабочее давление перед устройствами для подачи ОТВ, МПа (кгс/см2), не менее

0,6 (6)

Наименование параметра

Значение параметра

Грузоподъемность при работе в качестве крана, т, не менее

1

2

2

Угол поперечной статической устойчивости, град, не менее

27

25

23

Параметры ПА, не представленные в таблицах 1 и 2, устанавливаются в технической документации (далее — ТД) на конкретные модели ПА.

4.6    По согласованию с заказчиком допускается использование других параметров ПА, не уступающих по своим характеристикам значениям, указанным в таблицах 1 и 2, а также не влияющих на безопасность и отраженных в техническом задании для данного типа ПА.

4.7    Тип базового шасси и число мест для личного состава принимаются по ТД на конкретную модель ПА исходя из ее тактического назначения.

5 Технические требования

5.1    Требования назначения

5.1.1    Величина полной массы ПА не должна превышать 95 % величины максимальной массы, установленной для базового шасси.

При определении массы личного состава, включая водителя, исходят из средней массы одного человека (80 кг) плюс 20 кг персонального снаряжения на каждого члена личного состава.

5.1.2    Пожарные автомобили класса L должны иметь удельную мощность (отношение номинальной мощности двигателя к полной массе пожарного автомобиля) не менее 15 кВт/т, класса М — не менее 11 кВт/т, класса S — не менее 9 кВт/т.

Пожарные автомобили первой помощи класса L должны иметь удельную мощность более 20 кВт/т, класса М — более 15 кВт/т.

5.1.3    Вместимость бака для пенообразователя на пожарных автоцистернах должна быть не менее 6 % вместимости цистерны.

5.1.4    Отклонение вместимости цистерны и бака для пенообразователя от номинальной не должно превышать:

-    для вместимости до 2,0 м3— от минус 2,0 % до 5,0 %;

-    для вместимости от 2,0 до 6,0 м3 — от минус 1,6 % до 4,0 %;

-    для вместимости свыше 6,0 м3— от минус 1,0 % до 3,0 %.

5.1.5    Отклонение массы порошка от номинальной не должно превышать:

-    для массы до 2000 кг — от минус 2,0 % до 5,0 %;

-    для массы от 2000 до 4000 кг — от минус 1,6 % до 4,0 %;

-    для массы свыше 4000 кг — от минус 1,25 % до 3,0 %.

5.1.6    Подача насоса при номинальном числе оборотов должна соответствовать ТД на конкретную модель ПА при напоре:

-    ступени низкого давления — (100 + 5) м вод. ст.;

-    ступени высокого давления — (400 + 20) м вод. ст.

5.1.7    Забор воды вакуумной системой насоса должен обеспечиваться с высоты не менее 7,5 м за время не более 40 с с присоединением всасывающей линии длиной 8 м.

5.1.8    Подача насосной установки с максимальной геометрической высоты всасывания должна быть не менее 50 % номинальной, а напор — не менее 95 % номинального.

5.1.9    Расход ОТВ водяного, пенного и порошкового лафетных стволов должен соответствовать ТД на конкретную модель ПА.

5.1.10    Дальность струи ОТВ и угол поворота лафетного ствола в горизонтальной плоскости при его минимальном наклоне устанавливаются по ТД на конкретную модель ПА.

5.1.11    Угол поворота лафетного ствола в горизонтальной плоскости должен быть 360°, в вертикальной — от минус 15° до 75°.

5.1.12    Количество мест для личного состава в салоне принимается по ТД на конкретную модель ПА исходя из ее тактического назначения.

10

ГОСТ 34350-2017

5.1.13    Габаритные размеры ПА должны соответствовать требованиям ГОСТ 22748, национальным ТИПА (НПА) и ТД на конкретную модель.

5.1.14    Межосевой дорожный просвет, дорожный просвет под одной осью, а также продольный угол проходимости ПА должны быть не менее значений, указанных для базового шасси.

5.1.15    Для создания ПА используются неполноприводные и полноприводные шасси.

Скоростные и тяговые характеристики базовых шасси должны соответствовать требованиям ТД

на конкретную модель шасси.

5.1.16    Углы въезда и съезда ПА должны быть не менее значений, установленных для базового шасси.

5.1.17    Угол поперечной статической устойчивости ПА, не оборудованных стрелой (комплектом колен), в полной оперативной готовности должен быть не менее 30°.

Угол поперечной устойчивости ПА, оборудованных стрелой (комплектом колен), должен соответствовать значениям, указанным в таблице 2.

5.2 Требования к шасси

5.2.1    Для изготовления ПА используются, как правило, базовые транспортные средства — автомобильные шасси в исполнении, соответствующем требованиям настоящего стандарта.

В случае необходимости использования специального шасси (модификации базового шасси, ранее не выпускавшейся) или доработки базового шасси требования к нему согласовываются с изготовителем шасси и устанавливаются в ТД на конкретную модель шасси.

5.2.2    Тип привода (колесная формула) шасси, его скоростные и тяговые характеристики должны соответствовать требованиям ТД на конкретную модель шасси.

На полноприводные шасси должны устанавливаться шины, допускающие движение автомобиля как по грунтовым дорогам, так и по дорогам с твердым покрытием. Конструкция шасси должна допускать возможность установки цепей противоскольжения на ведущих колесах (на каждое колесо при двухскатной ошиновке).

5.2.3    Масса и габариты шасси должны соответствовать требованиям 5.1.1 и 5.1.13.

5.2.4    В конструкции шасси должна быть предусмотрена возможность установки механизма отбора мощности для привода специальных агрегатов ПА.

5.2.5    Двигатель и компоновка шасси должны обеспечивать возможность установки дополнительного подогревателя для обогрева салона для личного состава, а также кондиционера и приточно-вытяжной вентиляции.

5.2.6    На шасси с передней кабиной и кабиной над двигателем должна быть обеспечена возможность проверки уровня охлаждающей жидкости и масла двигателя без подъема кабины.

5.2.7    Вместимость топливного бака должна обеспечивать запас хода автомобиля не менее чем на 400 км (запас хода определяется по ГОСТ 20306 контрольным расходом топлива при скорости 60 км/ч).

5.2.8    Расположение и конструкция наливной горловины топливного бака должны обеспечивать возможность его заправки как механизированным способом, так и вручную из канистры.

5.2.9    Конструкция топливного бака должна обеспечивать возможность пломбирования сливной пробки и пробки наливной горловины.

5.2.10    При стационарном отборе мощности на привод пожарного насоса двигатель и дополнительная трансмиссия автомобиля должны обеспечивать непрерывную работу насоса в номинальном режиме в течение 6 ч во всем диапазоне эксплуатационных условий.

При этом температура масла в двигателе и коробке передач, а также охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя должна соответствовать значениям, установленным в ТД на конкретную модель шасси.

При длительной стационарной работе двигателя должен быть исключен опасный нагрев агрегатов, элементов кабины и кузова, электропроводки.

5.2.11    Требования к трансмиссии и рулевому управлению — по национальным ТИПА на конкретную модель шасси.

5.2.12    Тормозные характеристики шасси должны соответствовать Правилам ЕЭК ООН № 13 [1].

На шасси, оборудованном пневматической тормозной системой и стояночным тормозом с пружинным аккумулятором энергии, должно быть предусмотрено устройство, обеспечивающее возможность поддержания рабочего давления в тормозной системе в режиме ожидания (или указаны место подключения и конструкция такого устройства).

Не допускается падение давления в пневматической тормозной системе за сутки более чем на 60 % от номинального.

5.2.13    Электрооборудование, внешнее освещение и сигнальное оборудование шасси должны соответствовать требованиям национальных ТИПА, ГОСТ 8769, Правилам ЕЭК ООН [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [Ю].

В системе электрооборудования должен быть установлен выключатель аккумуляторных батарей (или предусмотрено место для его установки), а также должна быть предусмотрена возможность для подсоединения зарядного устройства без снятия аккумуляторной батареи с шасси.

Уровень радиопомех — по ТД на конкретную модель шасси.

5.2.14    Места расположения аккумуляторных батарей должны быть защищены от попадания грязи, должны обеспечивать возможность утепления, а также контроль уровня и плотности электролита в каждом аккумуляторе.

5.2.15    Источники питания (аккумуляторные батареи, генератор) должны иметь запас мощности, достаточный для подключения дополнительных потребителей электроэнергии (маяки, прожекторы, фары-искатели, радиостанции и т. п.).

Номенклатура и мощность дополнительных потребителей определяются заказчиком.

На ПА климатического исполнения ХЛ по ГОСТ 15150 должен быть предусмотрен отсек для размещения дополнительной аккумуляторной батареи. При этом оба аккумуляторных отсека должны быть утеплены.

5.2.16    На шасси, имеющих напряжение бортовой сети 24 В, должен быть обеспечен вывод (в виде двухконтактной розетки) напряжения 12 В (или предусмотрена возможность такого вывода) для питания специальных потребителей (радиостанции и др.). По требованию заказчика может устанавливаться конвертер для питания потребителей напряжением 220 В или иным необходимым напряжением.

Допускается установка дополнительных розеток вне кабины.

5.2.17    Схема включения указателей поворота должна обеспечивать возможность их включения в аварийном (мигающем) режиме независимо от включения зажигания или положения ключа выключателя приборов электрооборудования и стартера.

5.2.18    Спидометр с механическим приводом должен быть опломбирован. Размещение пломбы должно обеспечивать ее визуальный контроль.

5.2.19    Компоновочная схема шасси (по типу кабины) должна соответствовать ГОСТ 4.332.

Параметры и технические требования к кабине и рабочему месту водителя — по национальным

ТИПА и ТД на конкретную модель шасси.

Остекление кабины должно быть травмобезопасным в соответствии с [11].

В кабине должны быть размещены необходимые таблички и (или) схемы, поясняющие порядок пользования органами управления шасси.

5.2.20    Экологические свойства шасси должны соответствовать требованиям:

-    относительно создаваемого шума — национальных ТИПА на конкретную модель шасси;

-    содержания оксида углерода в отработавших газах шасси с бензиновыми двигателями — [12];

-    дымности отработавших газов шасси с дизельными двигателями — [12].

Выбрасывание и вытекание смазки, топлива, охлаждающей, тормозной и других жидкостей из любого агрегата, узла или через соединения не допускаются.

5.2.21    Основные показатели технического уровня (контрольный расход топлива, ресурс, наработка на отказ) — по ТД на конкретную модель шасси.

Эксплуатационная технологичность, трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта — по ГОСТ 21624. Методы определения эксплуатационной технологичности — по ГОСТ 21758.

Гарантийные обязательства предприятия — изготовителя шасси должны быть указаны в сопроводительной документации на конкретную модель шасси.

5.2.22    Шасси должны быть оборудованы буксирными устройствами по ГОСТ 2349.

На шасси должен быть установлен задний буфер безопасности.

5.2.23    Лакокрасочные покрытия наружных поверхностей шасси должны допускать нанесение на них информативной окраски ПА в соответствии с национальными ТИПА.

5.2.24    Конструкцией шасси должна быть предусмотрена возможность перевозки их средствами транспорта.

Шасси должны иметь места для их надежного крепления при транспортировании, а также должна быть предусмотрена возможность установки специальных приспособлений для обеспечения погрузки (разгрузки) на платформы.

ГОСТ 34350-2017

На торцевых поверхностях шасси перед поставкой должен быть нанесен манипуляционный знак по ГОСТ 14192 «Центр тяжести».

5.2.25    Шасси должны быть укомплектованы:

-    запасным колесом;

-    комплектом водительского инструмента и принадлежностей;

-    одиночным комплектом запасных частей (по согласованию с заказчиком);

-    огнетушителем;

-    знаком аварийной остановки по [13];

-    медицинской аптечкой;

-    противооткатными упорами;

-    буксировочным тросом.

По согласованию с потребителем огнетушитель, знак аварийной остановки и противооткатные упоры могут не прилагаться.

5.2.26    Шасси, поставляемые для изготовления ПА, должны быть сертифицированы и иметь «Одобрение типа шасси» с маркировкой изделия и сопроводительную документацию.

К шасси должна прилагаться другая сопроводительная документация в соответствии с техническими условиями (ТУ) на конкретную модель шасси.

5.3 Требования к компоновке

5.3.1    Пожарные автомобили должны состоять из следующих основных частей:

-    базового шасси с кабиной водителя или специальной кабиной для размещения личного состава, включая водителя;

-    отсеков кузова для размещения насосной установки и пожарно-технического вооружения;

-    сосудов для огнетушащих веществ;

-    насосной установки с коммуникациями;

-    дополнительной трансмиссии привода насосной установки;

-    установки порошкового тушения;

-    лафетного ствола;

-    дополнительного электрооборудования;

-    системы дополнительного охлаждения двигателя.

В зависимости от назначения и конструктивного исполнения ПА могут быть оборудованы дополнительными устройствами, а также в них могут отсутствовать одна или несколько из перечисленных составных частей.

В состав ПА, оборудованных стрелой (комплектом колен), дополнительно должны быть включены следующие составные части:

-    несущая рама с выносными опорами;

-    подъемно-поворотное устройство;

-    стрела (комплект колен);

-    люлька, лифт (по требованию заказчика);

-    средства электрогидравлического управления движениями стрелы и выносными опорами.

5.3.2    Компоновка составных частей на раме должна обеспечивать распределение массы ПА между осями в соответствии с ТД на конкретное шасси. При этом нагрузка на управляемую ось должна составлять не менее 25 % полной массы, а нагрузки на колеса правого и левого бортов должны быть равными с допустимым отклонением ± 1 % полной массы.

5.3.3    При недостаточном компоновочном пространстве для выполнения требования 5.3.2 допускается производить удлинение рамы, согласованное с предприятием — изготовителем базового шасси, при условии выполнения требований 5.1.14.

5.3.4    Крупногабаритное оборудование (ручные лестницы и т. п.) допускается размещать на крыше ПА, при этом должно быть выполнено требование 5.1.11.

Размещение всасывающих рукавов совместно с всасывающими сетками допускается в пеналах или коробах, предназначенных для их хранения.

Оборудование, размещаемое на крыше, не должно ухудшать параметры обзорности базового шасси.

5.3.5    В зависимости от назначения и климатического исполнения ПА насосная установка может иметь среднее (в салоне или переднем отсеке) или заднее (в насосном отсеке) расположение.

13

При заднем расположении насоса должен быть предусмотрен обогрев насосного отсека для нормальной работы насосной установки при отрицательных температурах воздуха, установленных для конкретного ПА.

Аналогичные условия должны быть обеспечены и для ствола-распылителя высокого давления с рукавной катушкой.

5.3.6    Форма цистерны выбирается исходя из компоновочных особенностей конкретной модели ПА. При этом высота расположения центра тяжести цистерны с водой должна обеспечивать выполнение требований 5.1.17.

5.3.7    Крепление надстройки к раме шасси должно производиться с учетом рекомендаций предприятия — изготовителя базового шасси.

При отсутствии рекомендаций выбранная схема крепления должна быть согласована с изготовителем базового шасси.

Не допускается точечное крепление сосудов для огнетушащих веществ на раме шасси и использование их в качестве несущих элементов для крепления отсеков кузова.

5.3.8    Должна быть обеспечена подвижность надстройки относительно салона при угловых колебаниях рамы. Применение единой (цельнометаллической) конструкции кабины с салоном и надстройки не допускается.

В случае применения эластичного соединения отдельных отсеков кузова должна быть обеспечена подвижность отсеков относительно друг друга.

5.3.9    Зазор над задними колесами при наибольшем их ходе (расстояние от верхней точки колеса до внутренней поверхности колесной ниши при полной массе ПА) должен быть не менее:

-    100 мм — для ПА на неполноприводном шасси;

-    200 мм — для ПА на полноприводном шасси.

Задние колеса должны иметь брызговики.

5.3.10    Компоновка автомобиля должна обеспечивать возможность свободного доступа ко всем устройствам и деталям, подлежащим обслуживанию и контролю в эксплуатации.

5.3.11    По условиям компоновки допускается перенос топливного бака с его штатного места на базовом шасси, а также установка резервного бака, соединенного с основным. При переносе не допускается размещать заливную горловину топливного бака, а также сам топливный бак в кабине и салоне.

На ПА с дизельным двигателем климатического исполнения ХЛ по ГОСТ 15150 топливный бак и система подачи топлива должны быть утеплены и оборудованы системой обогрева.

Заливная горловина топливного бака должна быть доступна только снаружи автомобиля и не должна выступать за прилегающую наружную поверхность кузова в зоне размещения горловины.

Заливная горловина должна быть расположена на расстоянии не менее 500 мм от любого дверного проема салона, если топливный бак предназначен для бензина, и не менее 250 мм — если он предназначен для дизельного топлива; возможность попадания топлива на выхлопную систему должна быть исключена.

5.3.12    Конструкция крепления топливного бака при его переносе должна быть надежной, а сам он не должен выступать за габаритную ширину кузова ПА.

Размещение дополнительных топливопроводов должно максимально обеспечивать их защиту от повреждений; перекосы, изгибные деформации и вибрации всей конструкции ПА не должны вызывать чрезмерных напряжений в топливопроводах или нарушать их герметичность в условиях эксплуатации.

5.3.13    Компоновка дополнительной трансмиссии привода насоса на раме шасси — по ТД на конкретную модель ПА.

Карданный вал должен быть отбалансирован не ниже 5-го класса точности согласно ГОСТ ИСО 1940-1.

5.3.14    Ударно-прочностные характеристики салона — согласно [14] и национальным ТИПА.

Компоновка и крепление пожарного оборудования на крыше ПА должны способствовать сохранению жизненного пространства салона при опрокидывании.

5.3.15    Пожарные автомобили должны быть оборудованы травмобезопасными подножками и поручнями, если высота низа проема двери салона — более 400 мм от уровня дороги (земли).

В технически обоснованных случаях высота подножки или первой ступени лестницы может достигать 700 мм.

5.3.16    Площадки на крыше и открытые платформы, предназначенные для работы, должны иметь ограждение по периметру высотой не менее 100 мм и покрытие, препятствующее скольжению.

14

ГОСТ 34350-2017

5.3.17    Лестницы для подъема на крышу или площадку должны иметь ступени шириной не менее 150 мм, глубиной не менее 180 мм. Расстояние между ступенями должно быть не более 300 мм. Высота первой ступени над землей — не более 600 мм. Ступени лестницы должны иметь поверхность, обеспечивающую устойчивое положение поднимающегося вверх человека. При наличии двух и более ступеней следует устанавливать поручни или скобы диаметром от 20 до 40 мм и высотой не менее 100 мм от плоскости кузова. В технически обоснованных случаях тетивы лестницы могут служить поручнями, а высота первой ступени может достигать 700 мм.

5.3.18    Компоновка лафетного ствола на крыше должна исключать возможность попадания огнетушащих веществ на лобовое стекло в начале и при окончании их подачи. В случае необходимости над лобовым стеклом должен устанавливаться защитный козырек. Козырек не должен снижать обзорность с места водителя.

На ПА с кабиной любого типа должно быть обеспечено удобство протирки лобовых стекол. При переднем расположении кабины для удобства протирки стекол должны быть предусмотрены площадки и поручни, если высота верхней кромки стекла составляет более 1900 мм от уровня дороги.

5.3.19    Расположение запасного колеса определяется компоновкой ПА с учетом обеспечения его оперативного съема и установки.

Расположение запасного колеса не должно быть определяющим при оценке параметров проходимости автомобиля, за исключением климатического исполнения ХЛ по ГОСТ 15150.

5.3.20    Выхлопная труба системы выпуска отработавших газов двигателя ПА не должна быть направлена в сторону оператора, находящегося у органов управления работой ПА.

По требованию заказчика для отвода выхлопных газов ПА должен комплектоваться гибким рукавом длиной не менее 4 м с быстросъемным разъемом для подсоединения к выхлопной трубе системы выпуска газов.

5.3.21    На автомобиле должны быть предусмотрены места для установки регистрационных государственных знаков транспортных средств в соответствии с национальными ТИПА.

5.3.22    Габаритные размеры ПА не должны превышать следующие значения:

-    длина — 12,00 м;

-    ширина — 2,55 м (для изотермических кузовов ПА допускается максимальная ширина 2,60 м, если это не противоречит правилам дорожного движения);

-    высота (в снаряженном состоянии) — 4,00 м (для аэромобильного исполнения — не более 3,2 м).

5.4 Требования к салону

5.4.1    Число мест личного состава устанавливается исходя из назначения ПА и определяется количеством мест в кабине базового шасси, включая место водителя, и в кабине личного состава (при ее наличии).

5.4.2    Кабины водителя и личного состава, образующие общий салон, должны представлять собой единую пространственную конструкцию, обеспечивающую возможность оперативной посадки и высадки, удобство и безопасность размещения личного состава.

5.4.3    Каждая кабина, образующая салон, должна иметь не менее двух дверей (не считая дверей штатной кабины базового шасси), аналогичных дверям штатной кабины базового шасси, с соответствующими размерами дверного проема.

При отсутствии технической возможности использования дверей штатной кабины ширина изготавливаемого дверного проема при поперечном (относительно продольной оси шасси) расположении сидений должна быть не менее 650 мм, а при продольном (вдоль рамы шасси) расположении сидений — не менее 1100 мм. Высота дверного проема — не менее 1350 мм.

5.4.4    Остекление салона должно быть выполнено из безопасного стекла по [11].

5.4.5    Обзорность с рабочего места водителя — в соответствии с национальными ТИПА.

5.4.6    Высота салона «в свету», замеренная на расстоянии 250 мм от внутренней обшивки боковой стенки, должна быть не менее 1400 мм.

Расстояние от подушки (плоскости) сиденья до крыши салона, замеренное под углом 8° к вертикали, должно быть не менее 950 мм.

5.4.7    Ширина рабочего пространства для водителя должна составлять не менее 800 мм, ширина сидений для каждого сидящего рядом с водителем — не менее 450 мм.

Кабина, предназначенная для размещения водителя и двух членов личного состава (1 + 2), должна иметь внутреннюю ширину не менее 1700 мм.

15

5.4.8    Покрытие подушек сидений должно изготавливаться из воздухопроницаемого, нетоксичного, умягченного материала. Под сиденьями могут быть размещены ящики для ПТВ, при этом сиденья выполняются откидными.

Ширина рабочих поверхностей сидений должна быть не менее 450 мм, ширина места для каждого члена личного состава - не менее 500 мм.

Высота передней кромки подушки сидений от пола — от 400 до 450 мм, глубина сидений — не менее 400 мм.

5.4.9    При поперечном расположении сидений первый ряд от второго должен быть отгорожен перегородкой с травмобезопасным поручнем. Перегородка не должна препятствовать зрительному и речевому контакту личного состава.

Расстояние между сиденьями и стенкой должно быть не менее 350 мм. Расстояние между вторым и третьим рядом сидений при их трехрядном расположении — не менее 450 мм.

5.4.10    Покрытие пола салона должно быть выполнено из коррозионно-стойких материалов, препятствующих скольжению. Покрытие должно иметь окантовку, достигающую высоты не менее 100 мм от низа дверей, сидений и перегородки.

5.4.11    Двери должны открываться по ходу автомобиля и иметь запирающие устройства с наружными и внутренними ручками управления. При этом двери первого ряда должны запираться снаружи и изнутри, остальные — изнутри. Допускается применение сдвижных дверей, не препятствующих доступу в отсеки.

Внутренние замки должны иметь устройство, исключающее возможность их непроизвольного открытия в движении сидящим в машине личным составом. Ручки запирающих механизмов должны иметь форму, исключающую причинение травм.

5.4.12    Двери должны иметь устройства, фиксирующие их в закрытом и открытом (достаточном для беспрепятственного выхода) положениях.

Требования к замкам и петлям дверей — по [15].

5.4.13    Двери должны быть снабжены опускаемыми или сдвижными стеклами, устанавливаемыми в любом промежуточном положении.

Двери с опускаемыми стеклами должны иметь внизу отверстия для выхода воды.

5.4.14    Подножка для доступа в салон должна быть расположена на высоте не более 550 мм (в технически обоснованных случаях высота подножки может достигать 700 мм).

Ширина подножки у двери — не менее 250 мм. Элементы конструкции автомобиля не должны препятствовать установке ноги на глубину не менее 150 мм. Расстояние между ступенями — не более 400 мм.

Подножки должны изготавливаться из предотвращающего скольжение материала с рифами высотой от 1 до 2,5 мм, просечного листа и т. п.

Если подножки выступают за элементы кузова, они должны быть скошены к этим элементам.

5.4.15    Конструктивное исполнение салона должно обеспечивать удобство уборочно-моечных работ.

Проемы, места ввода органов управления, сигнализации и освещения должны иметь уплотнения, препятствующие проникновению в кабину пыли, грязи, атмосферных осадков и потере тепла.

5.4.16    Конструкция салона должна обеспечивать сохранение жизненного пространства при опрокидывании автомобиля, лобовом столкновении, наездах сзади и сбоку.

Оборудование в салоне должно быть размещено таким образом, чтобы отсутствовали острые углы и кромки, способные нанести травмы личному составу. Крепление оборудования должно исключать возможность его самопроизвольного перемещения во время движения.

5.4.17    На передней панели кабины в зоне расположения командира отделения должно быть предусмотрено место для размещения и подключения специальных средств связи, тип и модель которых определяются заказчиком.

5.4.18    Размещение и подключение специальной световой и звуковой сигнализации и пульта управления ею должно быть выполнено в соответствии с национальными ТИПА и по ТД на эту сигнализацию. Применяемое оборудование должно быть сертифицировано.

5.4.19    Топливные баки ПА с бензиновыми двигателями и заливные горловины топливных баков ПА с дизельными двигателями должны находиться вне кабины водителя и салона личного состава.

5.4.20    Салон должен быть оборудован отопительным прибором, обеспечивающим поддержание температуры в салоне в холодный период года не ниже 15 °С во всем диапазоне условий эксплуатации.

16

ГОСТ 34350-2017

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины, определения и обозначения...................................................3

4    Классификация и основные параметры..................................................4

5    Технические требования.............................................................10

5.1    Требования назначения..........................................................10

5.2    Требования к шасси..............................................................11

5.3    Требования к компоновке.........................................................13

5.4    Требования к салону.............................................................15

5.5    Требования к кузову.............................................................17

5.6    Требования к сосудам для огнетушащих веществ.....................................18

5.7    Требования к насосной установке..................................................20

5.8    Требования к лафетным стволам...................................................23

5.9    Требования к осветительной мачте.................................................23

5.10    Требования к дополнительному электрооборудованию................................23

5.11    Конструктивные требования......................................................25

5.12    Требования надежности.........................................................26

5.13    Требования стойкости к внешним воздействиям.....................................26

5.14    Требования эргономики.........................................................27

5.15    Комплектность.................................................................28

5.16    Требования к пожарному автомобилю, оборудованному стрелой (комплектом колен)......28

5.17    Маркировка...................................................................30

5.18    Упаковка......................................................................30

6    Требования безопасности............................................................30

7    Требования охраны окружающей среды.................................................31

8    Правила приемки...................................................................31

8.1    Виды испытаний................................................................31

8.2    Требования к пожарным автомобилям, поставляемым на испытания.....................31

8.3    Предварительные испытания......................................................32

8.4    Приемочные и квалификационные испытания........................................32

8.5    Предъявительские испытания.....................................................32

8.6    Приемо-сдаточные испытания.....................................................33

8.7    Периодические испытания........................................................33

8.8    Контрольные испытания на надежность.............................................34

8.9    Типовые испытания..............................................................34

8.10    Эксплуатационные испытания....................................................34

8.11    Специальные испытания.........................................................34

9    Методы испытаний..................................................................34

9.1    Условия испытаний..............................................................34

9.2    Средства испытаний.............................................................35

9.3    Порядок проведения испытаний....................................................35

9.4    Испытания пожарных автомобилей, оборудованных стрелой (комплектом колен)...........46

10    Транспортирование и хранение.......................................................54

III

ГОСТ 34350-2017

Температура измеряется в центре салона, за пределами теплового потока. Допускается установка кондиционера, обеспечивающего данные условия.

Салон ПА климатического исполнения ХЛ по ГОСТ 15150 должен быть утеплен.

5.4.21    В салоне должно быть предусмотрено место для установки одного или нескольких огнетушителей, при этом одно из мест должно находиться вблизи сиденья водителя.

Тип и количество огнетушителей определяются заказчиком.

5.4.22    В салоне должны быть предусмотрены места для размещения одной или нескольких аптечек. Место, предназначенное для каждой аптечки, должно быть обозначено соответствующим знаком.

5.4.23    В салоне должны быть предусмотрены места для размещения и устройства крепления индивидуальных средств защиты органов дыхания и зрения газодымозащитников, а также запасных баллонов к ним.

5.4.24    Уровень внутреннего шума в салоне при движении с выключенной специальной звуковой сигнализацией — в соответствии с национальными ТИПА.

5.4.25    Концентрация вредных примесей в воздухе салона при движении автомобиля и на стоянке при работающем двигателе должна соответствовать ГОСТ 12.1.005.

5.4.26    Вибрационная нагрузка, воздействующая на боевой расчет при движении автомобиля, должна соответствовать ГОСТ 12.1.012.

5.4.27    На свободном, визуально доступном месте в кабине (салоне) должна быть размещена стойкая в течение срока службы ПА маркировка, содержащая основные сведения об изделии.

В салоне должно быть предусмотрено место для хранения инструмента и запасных частей. В случае размещения оборудования под сиденьями должна быть предусмотрена фиксация крышки сиденья при его подъеме.

5.4.28    Характеристики неметаллических материалов, используемых для отделки интерьера салона для личного состава, должны быть не ниже характеристик аналогичных материалов кабины базового шасси.

5.5 Требования к кузову

5.5.1    Кузов является составной частью надстройки ПА и служит для размещения и защиты оборудования от повреждений при транспортировании.

5.5.2    Кузов состоит из отдельных отсеков, соединенных между собой жестко или подвижно.

Крепление кузова на раме шасси выполняется по ТД на конкретную модель ПА с учетом рекомендаций завода — изготовителя базового шасси.

5.5.3    Двери кузова должны быть шторного типа. Шторы должны изготавливаться из легких металлов или их сплавов.

Для конкретных моделей ПА по требованию заказчика допускается использование откидных или распашных дверей.

5.5.4    Двери кузова должны быть оборудованы самосрабатывающими запорными устройствами, удерживающими их в закрытом положении, фиксаторами открытого положения, обеспечивающими безопасный подход к кузову (при откидных дверях), и сигнализацией открытого положения дверей с индикацией ее в кабине водителя.

5.5.5    Открытые при стоянке двери, подножки для доступа в отсеки кузова, выдвижные и поворотные, полки для размещения оборудования, увеличивающие габаритные размеры ПА, должны быть оборудованы световозвращающими элементами или другими сигнальными устройствами, указывающими габариты ПА при открытых дверях.

5.5.6    Проемы дверей, крышки люков и других элементов кузова должны иметь уплотнения, предохраняющие отсеки от попадания в них атмосферных осадков, пыли и грязи.

5.5.7    Полки в отсеках, предназначенные для размещения ПТВ, должны иметь отверстия для слива скапливающихся остатков воды, раствора пенообразователя и конденсата.

5.5.8    Топоры, пилы, ножницы и другое ПТВ, имеющее острые кромки, должны храниться в чехлах или гнездах (футлярах), исключающих травмирование личного состава при действиях в зоне их размещения.

5.5.9    Эргономические показатели кузова должны соответствовать ГОСТ 12.2.033 в части требований к выполнению человеком работ в положении стоя.

17

ГОСТ 34350-2017

11    Указания по эксплуатации...........................................................54

12    Гарантии изготовителя..............................................................54

Приложение А (обязательное) Максимальные допускаемые значения погрешностей измерения . . .55

Приложение Б (справочное) Оборудование для замера расхода воды через рукавные линии......56

Приложение В (справочное) Операционная карта городского ездового цикла для пожарных

автомобилей в режиме выезда «по тревоге».................................60

Библиография.......................................................................61

IV

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Техника пожарная ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Общие технические требования. Методы испытаний

Fire-fighting techniques. Fire extinguishing trucks. General technical requirements. Test methods

Дата введения — 2019—03—01

1    Область применения

1.1    Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к основным пожарным автомобилям и методам их испытаний.

1.2    Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые основные пожарные автомобили, создаваемые на различных колесных шасси, предназначенные для доставки личного состава пожарных подразделений, огнетушащих веществ и оборудования к месту вызова и для подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, инертных газов, других веществ и составов) в зону горения.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы ГОСТ 2.602-2013 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы ГОСТ 4.332-85 Система показателей качества продукции. Автомобили пожарные тушения. Номенклатура показателей

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации

ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору

ГОСТ 9.402-2004 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию

ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.003-2014 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

Издание официальное

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.033-81 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и определения

ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы стоя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.047-86 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника. Термины и определения

ГОСТ 12.3.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.009-83 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание

ГОСТ 15.001-881) Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения

ГОСТ 27.002-2015 Надежность в технике. Термины и определения ГОСТ 112-78 Термометры метеорологические стеклянные. Технические условия ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 2084-77 Бензины автомобильные. Технические условия

ГОСТ 2349-75 Устройства тягово-сцепные системы «крюк — петля» автомобильных и тракторных поездов. Основные параметры и размеры. Технические требования

ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапо-ромеры. Общие технические условия

ГОСТ 6134-2007 Насосы динамические. Методы испытаний ГОСТ 6465-76 Эмали ПФ-115. Технические условия

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 7877-75 Рукава пожарные напорные прорезиненные из синтетических нитей. Общие технические условия

ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости

ГОСТ 9544-2015 Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов ГОСТ 10908-75 Квадранты механические с уровнем. Технические условия ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия ГОСТ 14167-83 Счетчики холодной воды турбинные. Технические условия ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 18099-78 Эмали МЛ-152. Технические условия

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 18374-79 Эмали ХВ-110 и ХВ-113. Технические условия

ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры

ГОСТ 21624-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий

ГОСТ 21752-76 Система «человек — машина». Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования

ГОСТ 21753-76 Система «человек — машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования

^ Утратил силу на территории Российской Федерации. С 01.01.2001 г. необходимо пользоваться ГОСТ Р 15.001-2000.

ГОСТ 34350-2017

ГОСТ 21758-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Методы определения показателей эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности при испытаниях ГОСТ 22576-90 Автотранспортные средства. Скоростные свойства. Методы испытаний ГОСТ 22748-77 Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений

ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования ГОСТ 24297-2013 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля

ГОСТ 26336-84 (ИСО 3767-1—82, ИСО 3767-2—82, ИСО 3767-3—88) Тракторы и сельскохозяйственные машины, механизированное газонное и садовое оборудование. Система символов для обозначения органов управления и средств отображения информации. Символы

ГОСТ 27258-87 Машины землеройные. Зоны комфорта и досягаемости органов управления ГОСТ ИСО 1940-1-2007 Вибрация. Требования к качеству балансировки жестких роторов. Часть 1. Определение допустимого дисбаланса

ГОСТ ИСО 17769-1-2014 Насосы жидкостные и установки. Основные термины, определения, количественные величины, буквенные обозначения и единицы измерения. Часть 1. Жидкостные насосы

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и обозначения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.1.033, ГОСТ 12.2.047, ГОСТ ISO 17769-1, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    пожарный автомобиль; ПА: Пожарная машина на базе автомобильного шасси, оснащенная с учетом целевого применения пожарно-техническим вооружением и предназначенная для доставки личного состава пожарных подразделений, запаса огнетушащих веществ (в некоторых типах ПА) на место тушения пожара и (или) проведения аварийно-спасательных работ.

3.2    основной пожарный автомобиль: Пожарный автомобиль, предназначенный для доставки личного состава на место тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью вывозимых на нем огнетушащих веществ (ОТВ) и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

3.3    тип пожарного автомобиля: Разновидность классификации ПА, характеризуемая совокупностью одинаковых конструктивных признаков, видов вывозимых или используемых огнетушащих веществ и способов их подачи, а также видов аварийно-спасательных и технических работ на месте пожара.

3.4    главный параметр ПА: Один из основных (базовых) параметров, определяющих функциональное назначение пожарного автомобиля, который отличается стабильностью при технических усовершенствованиях и служит для определения числовых значений других основных параметров.

3.5    базовое шасси: Колесное шасси, специально изготовленное либо серийно выпускаемое, предназначенное для размещения на нем составных частей пожарного автомобиля.

3.6    салон ПА: Внутреннее пространство ПА, предназначенное для размещения личного состава.

3.7    пожарная надстройка: Совокупность смонтированных на базовом шасси специальных агрегатов и коммуникаций для подачи огнетушащих веществ, емкостей для огнетушащих веществ, отсеков кузова для размещения пожарно-технического вооружения.

3.8    пожарно-техническое вооружение; ПТВ: Комплект, состоящий из пожарного оборудования, аварийно-спасательного инструмента, пожарных спасательных устройств, средств индивидуальной защиты, технических устройств для конкретных ПА в соответствии с их назначением.

3.9    специальные агрегаты и их привод: Совокупность агрегатов, предназначенных для выполнения пожарным автомобилем основной задачи по тушению пожара и включающих в себя механизм

3

отбора мощности от основного двигателя (двигателя шасси) или автономный источник энергии, специальные агрегаты (насосная установка, электрогенератор и т. п.) или устройства, а также средства передачи мощности от источника к специальным агрегатам (коробка отбора мощности, карданные и промежуточные валы и пр.).

3.10    насосная установка: Пожарный насос с коммуникациями всасывания, нагнетания, забора, смешения и дозирования пенообразователя.

3.11    пожарный насос нормального давления: Одно- или многоступенчатый пожарный насос, обеспечивающий подачу воды и огнетушащих растворов при давлении на выходе до 1,6 МПа.

3.12    пожарный насос высокого давления: Многоступенчатый пожарный центробежный насос, работающий в диапазоне давлений от 2 до 5 МПа (от 20 до 50 кгс/см2).

3.13    комбинированный пожарный насос: Пожарный насос, состоящий из ступеней (насосов) нормального и высокого давления.

3.14    снаряженная масса автомобиля: Масса пожарного автомобиля, полностью заправленного (топливом, охлаждающей жидкостью, смазкой), укомплектованного инструментом и запасным колесом (если они предусмотрены в качестве комплектующего оборудования заводом-изготовителем), с водителем (масса 80 кг) и снаряжением 20 кг, но без остального личного состава, огнетушащих веществ и пожарно-технического вооружения.

3.15    полная масса автомобиля: Сумма снаряженной массы автомобиля и масса перевозимого им личного состава, включая водителя, ОТВ, пожарно-техническое вооружение, заявленная предприятием — изготовителем ПА в нормативной документации.

3.16    коэффициент поперечной устойчивости: Отношение ширины колеи к удвоенной высоте центра тяжести автомобиля с полной массой.

3.17    общий запас огнетушащих веществ: Суммарное количество ОТВ любого вида, вывозимых на пожарном автомобиле.

3.18    номинальная подача насосной установки: Подача насосной установки с геометрической высоты всасывания 3,5 м при заданных величинах напора и частоты вращения рабочего (рабочих) колеса (колес) насоса.

3.19    номинальный напор насоса: Напор, обеспечивающий номинальную подачу при номинальной частоте вращения рабочего колеса насоса.

3.20    номинальная частота вращения: Частота вращения рабочего колеса насоса при номинальной подаче.

3.21    геометрическая высота всасывания: Расстояние по вертикали от горизонтальной оси насоса до уровня поверхности жидкости в водоеме.

3.22    рабочее давление: Давление перед пожарным стволом (лафетным, ручным и т. п.), обеспечивающее заданные параметры этого механизма.

3.23    номинальный расход огнетушащего вещества через лафетный ствол: Пропускная способность лафетного ствола при рабочем давлении.

3.24    дальность струи при подаче лафетным водяным (пенным) стволом: Расстояние от насадка до крайних капель водяной (пенной) струи.

3.25    дальность струи при подаче лафетным (ручным) порошковым стволом: Максимальное расстояние от насадка до середины специального модельного очага пожара класса В, расположенного на оси струи и потушенного при подаче ОТВ.

3.26    национальный нормативный правовой акт; национальный НПА: Нормативный правовой акт, действующий на территории страны, входящей в Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС).

3.27    национальный технический нормативный правовой акт; национальный ТНПА: Технический нормативный правовой акт, утвержденный (принятый) национальным органом по стандартизации и действующий на территории страны, входящей в Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС).

4 Классификация и основные параметры

4.1 Основные ПА, в зависимости от преимущественного использования и направлений оперативной деятельности, подразделяются на ПА общего и целевого применения.

Пожарные автомобили общего применения подразделяются на следующие типы:

- пожарные автоцистерны (АЦ);

4

ГОСТ 34350-2017

-    пожарные автоцистерны с лестницей (АЦЛ);

-    пожарные автоцистерны с коленчатым подъемником (АЦПК);

-    пожарно-спасательные автомобили (АПС);

-    пожарно-спасательные автомобили с лестницей (АПСЛ);

-    пожарные автомобили первой помощи (АПП);

-    пожарные насосно-рукавные автомобили (АНР);

-    пожарные автомобили с насосом высокого давления (АВД);

Пожарные автомобили целевого применения подразделяются на следующие типы:

-    пожарные автомобили порошкового тушения (АП);

-    пожарные автомобили пенного тушения (АПТ);

-    пожарные автомобили комбинированного тушения (АКТ);

-    пожарные автомобили газового тушения (АГТ);

-    пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ);

-    пожарные автонасосные станции (ПНС);

-    пожарные пеноподъемники (ППП);

-    пожарные аэродромные автомобили (АА).

Структура обозначения ПА — согласно требованиям ТИПА.

4.2    В зависимости от величины допустимой полной массы ПА делятся на три класса:

-    легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L);

-    средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М);

-    тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S).

4.3    В зависимости от проходимости ПА делятся на 3 категории:

-    категория 1 — неполноприводные ПА, предназначенные для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием (нормальной проходимости);

-    категория 2 — полноприводные ПА, предназначенные для эксплуатации на дорогах всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);

-    категория 3 — вездеходы-внедорожники, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (высокой проходимости).

4.4    В качестве основных параметров, определяющих функциональное назначение пожарного автомобиля, используются:

-    вместимость, м3, цистерны для воды или пенообразователя (АЦ, АПП, АПС, АПТ, АА, АКТ, АЦЛ, АПСЛ, АЦПК);

-    вместимость, м3, пенного бака (АКТ, АНР, АЦ, АПП, АПС, АПТ, АА, АКТ, АЦЛ, АПСЛ, АЦПК, ППП);

-    масса, кг, вывозимого порошка (АП, АКТ, АА);

-    масса, кг, огнетушащего газа (АГТ, АКТ);

-    подача, л/с, насоса при номинальном числе оборотов (АЦ, АПП, АПС, АПТ, АА, АКТ, АЦЛ, АПСЛ, АЦПК, АНР, ПНС);

-    напор, м вод. ст., насоса при номинальном числе оборотов (АЦ, АПП, АПС, АПТ, АА, АКТ, АЦЛ, АПСЛ, АЦПК, АНР, ПНС);

-    длина, м, рукавной линии (АНР);

-    суммарный расход, кг/с, газоводяной смеси через насадки (АГВТ);

-    расход ОТВ, л/с, через лафетный ствол (АЦ, АПТ, АП, АА, АКТ, АЦЛ, АПСЛ, АЦПК, ППП);

-    высота, м, подъема стрелы (АЦЛ, АПСЛ, АЦПК, ППП).

Основные параметры ПА должны соответствовать значениям, указанным в таблице 1.

Таблица 1 — Основные параметры ПА

Группы продукции

Параметры

Примечания

1 Пожарные автоцистерны (АЦ), в т. ч. ПА пенного тушения (АПТ)

Вместимость цистерны, м3

Подача насоса, л/с, не менее

Расход ОТВ через лафетный ствол, не менее подачи насоса

До 2,0

20

От 2,0 до 5,0

40

Св. 5,0

40

5

Продолжение таблицы 1

Группы продукции

Параметры

Примечания

2 Пожарные автомобили первой помощи (АПП)

Вместимость цистерны, м3

Подача насоса, л/с, не менее

От 0,3 до 0,5

От 1,0 до 2,0

От 0,5 до 0,8

От 1,0 до 2,0; 30

Комбинированный насос

3 Автомобили пожарноспасательные (АПС)

Вместимость цистерны, м3

Подача насоса, л/с, не менее

От 0,5 до 1,6

2,0

От 1,6 до 2,0

От 2,0 до 4,0; 40

Комбинированный насос

От 2,0 до 3,0

От 2,0 до 4,0; 40

Комбинированный насос

От 3,0 до 6,0

От 2,0 до 4,0; 40, 70

Комбинированный насос, пожарный насос нормального давления

4 Пожарные автомобили порошкового тушения (АП)

Масса порошка, кг

Расход лафетного ствола, л/с, не менее

500

20

1 000

40

Допускается комбинация 2 х 500 кг

2 000

40; 60

Допускается комбинация 2 х 1000 кг

4 000

80; 2x60

Допускается комбинация 2 х 2000

5 000

80; 2x60

Допускается комбинация 2 х 2500 кг

5 Автомобили комбинированного тушения (АКТ)

Вместимость цистерны, м3

Масса порошка, кг, не менее

Допускаются иные сочетания количества порошка и пено-образователя

0,5

500

1,0

1 000

2,0

2 000

6 Автомобили газового тушения (АГТ)

Масса газа, кг

Число рукавных катушек, шт.

1 000

4

В баллонах

2 000

4

В баллонах

4 000

2

В изотермической емкости

7 Пожарные автоцистерны с лестницей (АЦЛ), автомобили пожарно-спасатель-ные с лестницей (АПСЛ)

Вместимость цистерны, м3, не менее

Подача насоса, л/с, не менее

Высота подъема лестницы, м

3,0

40; 40/4

От 10 до 52

8 Пожарные автоцистерны с коленчатым подъемником (АЦП К)

Вместимость цистерны, м3

Подача насоса, л/с, не менее

Высота подъема люльки, м

2,0; 3,0

40; 40/4

От 10 до 28

3,0

40; 40/4; 70

От 29 до 56