Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

28 страниц

456.00 ₽

Купить ГОСТ 34066-2017 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на снегоходы, в том числе детские снегоходы, т.е. предназначенные изготовителем только для использования детьми, и устанавливает технические требования и методы испытаний. Стандарт не распространяется на спортивные снегоходы, предназначенные изготовителем только для соревнований.

 Скачать PDF

Информация бюро по стандартам МГС о дополнительном присоединении страны Казахстан (КZ, Госстандарт Республики Казахстан) опубликована в ИУС 5-2018

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Технические требования к конструкции

     4.1 Требования к тормозной системе

     4.2 Требования к уровню шума

     4.3 Устройства блокировки самопроизвольного движения

     4.4 Требования к характеристикам сиденья

     4.5 Требования к световым приборам

     4.6 Требования к топливному баку

     4.7 Требования к уровню токсичности отработавших газов двигателя

     4.8 Требования к поручням для пассажира

     4.9 Прочность элементов привода

     4.10 Общие требования к конструкции снегохода

     4.11 Общие требования к конструкции детского снегохода

5 Методы испытаний

     5.1 Испытания тормозной системы

     5.2 Испытания по определению уровня шума

     5.3 Испытания устройств блокировки самопроизвольного движения

     5.4 Испытание амортизирующих свойств сиденья

     5.5 Испытание топливного бака

     5.6 Измерение уровня токсичности отработавших газов двигателя

     5.7 Проверка защитных устройств и ограждений

     5.8 Испытание материала ветрового щитка

     5.9 Испытание на прочность элементов привода

Приложение А (справочное) Приводное устройство для испытания прочности элементов привода

Библиография

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

ГОСТ

34066-

2017

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

СНЕГОХОДЫ

Технические требования и методы испытаний

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2017

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены».

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)

2    ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 59 «Внедорожная техника»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 февраля 2017 г. № 96-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны поМК(ИСО 3166)004—97

Код страны no МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июля 2017 г. № 750-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34066-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2018 г.

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ.2017

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ 34066-2017

4.6.3 Для защиты пластмассового бака и топлива в нем от воздействия солнечного света пластмассовый материал, из которого он изготовлен, должен содержать по крайней мере 0,5 % непрозрачных соответствующих пигментов, которые не будут влиять на топливо и не будут разрушаться под действием топлива. Пигментный материал не требуется, если бак смонтирован так, что он не подвергается воздействию солнечного света.

4 .6.4 В соответствии с ГОСТ 28157 скорость горения материала топливного бака, изготовленного из пластмассы, при испытаниях должна быть не более 40 мм/мин.

4.6.5    В соответствии с ГОСТ 15088 температура размягчения по Вика материала топливного бака, изготовленного из пластмассы, должна быть более 120 °С при нагреве в воздушной среде.

4.6.6    Металлические баки не должны содержать в соединениях металлов или сплавов, образующих гальваническую пару, создающую предпосылки для гальванической коррозии.

4.6.7    В соответствии с 5.5 конструкция топливных баков должна исключать утечку топлива.

4.7    Требования к уровню токсичности отработавших газов двигателя

Содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах двигателя при минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала двигателя, замеренное в соответствии с 5.6, не должно превышать

4.5 % (в объемных долях).

4.8    Требования к поручням для пассажира

4.8.1    Для каждого пассажирского места должны быть предусмотрены либо один нежесткий поручень для захвата двумя руками, расположенный непосредственно перед пассажиром, либо два боковых поручня. Поручни должны быть рассчитаны на захват руками в зимних перчатках или специальных перчатках для снегоходов.

4.8.2    Поручни для пассажира должны быть сконструированы таким образом, чтобы их способность выполнять свои функции не зависела от климатических и атмосферных условий (в частности, они не должны подвергаться старению и должны быть устойчивы к озону, солнечной радиации). Поручни должны быть устойчивы к нефтепродуктам и загрязнениям.

4.8.3    При приложении к каждому из поручней вертикальной нагрузки 1800 Н и горизонтальной нагрузки 900 Н не должно происходить разрушения поручней или элементов их крепления.

4 .8.4 Поручни, не имеющие жесткого крепления к конструкции снегохода, должны автоматически возвращаться в положение, наиболее удобное для захвата рукой (руками).

4 .8.5 Поручни (передний и каждый из боковых) и их крепления должны выдерживать циклическую вертикальную нагрузку 900 Н при числе циклов 5000 для типов снегоходов, поставленных на производство после 01.01.2013 г. После циклического нагружения поручни должны отвечать требованиям 4.8.3.

4.9    Прочность элементов привода

Элементы, передающие крутящий момент (ведущие и ведомые шкивы, преобразователи крутящего момента, центробежные сцепления и др.), за исключением гусениц и приводных звездочек, должны иметь достаточную прочность, исключающую их разрушение от действия центробежных сил при любых эксплуатационных и нештатных режимах. Указанное требование может считаться выполненным, если в соответствии с 5.9 в течение двух минут не происходит разрушения или каких-либо повреждений упомянутых элементов на следующих режимах:

-    вращение с оборотами, в полтора раза превышающими обороты максимальной мощности двигателя (но не менее 12000 об/мин) и кратными минимально возможному передаточному отношению от коленчатого вала двигателя к соответствующему элементу или

-    вращение с оборотами, в 1.25 раза превышающими обороты двигателя при максимальном положении регулятора скорости и отсутствии нагрузки (приводной ремень снят) и кратными минимально возможному передаточному отношению от коленчатого вала двигателя к соответствующему элементу.

4.10    Общие требования к конструкции снегохода

4.10.1    Работоспособность снегохода должна обеспечиваться в диапазоне температур от 5 °С до минус40 °С.

4.10.2    Предельная температура надежного пуска двигателя с применением средств облегчения запуска должна быть не выше минус 40 °С при выдержке транспортного средства при указанной температуре не менее суток.

Допускается повышение предельной температуры надежного пуска двигателя с применением средств облегчения запуска до минус 30 °С. В этом случае значение предельной температуры запуска должно быть указано в сопроводительной документации (руководстве по эксплуатации) и на самом снегоходе на видном месте в виде фразы следующего содержания: «Запуск двигателя при температуре окружающей среды ниже минус 30 °С не гарантируется».

9

В сопроводительной документации (руководстве по эксплуатации) должны быть рекомендации по вспомогательным приемам и процедурам, облегчающим пуск двигателя при низких температурах.

Система пуска двигателя должна приводиться в действие с места водителя (допускается управление системой предпускового подогрева не с места водителя).

Двигатели с электрозапуском от аккумулятора должны иметь систему аварийного ручного пуска. В том случае, когда конструкция двигателя исключает возможность ручного аварийного запуска, информация об отсутствии такого запуска должна содержаться в сопроводительной документации (руководстве по эксплуатации) и на самом снегоходе на видном месте в виде фразы следующего содержания: «Ручной аварийный запуск двигателя не предусмотрен».

4.10.3    Гусеницы снегоходов должны иметь ограждения, защищающие водителя и пассажиров от касания при движении.

4.10.4    Вращающиеся части двигателя, сцепления, элементы привода должны быть изолированы консолями, защитными устройствами или ограждениями достаточного размера, вида и конфигурации для защиты водителя, пассажиров и людей, стоящих рядом, от физического контакта во время нормальной работы снегохода в соответствии с 5.7.

4.10.5    В конструкции снегохода должно быть предусмотрено соответствующее экранирование таких деталей привода, как муфты, ремни, шестерни и цепи. Кожухи и экраны должны быть сконструированы и установлены таким образом, чтобы защитить водителя, пассажиров и людей, стоящих рядом со снегоходом, от повреждений и ранений в результате выброса фрагментов узлов и деталей в случае поломки.

4.10.6    В конструкции снегохода должно быть предусмотрено наличие защитных экранов или ограждений, предотвращающих контакт водителя, пассажиров и людей, стоящих рядом со снегоходом, с деталями, способными нагреваться в процессе нормальной работы снегохода до температуры свыше 66 °С. способными вызвать ожог.

4.10.7    Конструкция подножек водителя и пассажира должна препятствовать соскальзыванию ног.

4.10.8    Снегоходы должны быть оснащены фартуками для защиты от выбросов из-под гусеницы (гусениц).

4.10.9    В случае наличия на снегоходе ветрового щитка он должен иметь эластичную окантовку. Радиус закругления окантовки — не менее 3 мм. Материал окантовки по ГОСТ 14332. Допускается применять другие марки материала саналогичными свойствами и назначением. Материал ветрового щитка в случае разрушения при испытании в соответствии с 5.8 не должен образовывать острых граней и осколков, способных причинить ранения или порезы.

4.10.10    Тягово-сцепные устройства снегоходов при их наличии должны соответствовать следующим требованиям:

а)    обеспечивать надежную сцепку, исключающую возможность самопроизвольного расцепления во время движения;

б)    замок тягового крюка должен иметь не менее двух предохранителей, действующих независимо друг от друга, при этом хотя бы один из них не должен находиться под действием сил. воспринимаемых тяговым крюком во время буксирования;

в)    обеспечивать возможность отклонения продольной оси дышла прицепа от оси тягового крюка в вертикальной и горизонтальной плоскостях не менее чем на 60° в каждую сторону и осевой поворот не менее 40° в каждую сторону;

г)    обеспечивать возможность сцепления и расцепления снегохода и прицепа силами одного человека без применения инструментов:

д)    выдерживать без разрушений циклическую нагрузку от нагружающей силы D кН. рассчитываемой по формуле (2). при числе циклов 2 106 и частоте приложения силы, не превышающей 35 Гц.

(2)

MR М ^ R'

где М — сумма собственной массы снегохода и его максимальной допустимой полезной нагрузки, т;

R — максимальная допустимая масса прицепа, т; д — ускорение свободного падения (д = 9,81 м/с2).

4.10.11    В случае оснащения снегохода зеркалами заднего вида их конструкция и установка должны отвечать требованиям [10).

4.10.12    Обозначения органов управления, контрольных приборов и индикаторов должны соответствовать (11] (приложение 4).

Ю

ГОСТ 34066-2017

4.10.13    Снегоходы должны быть оснащены противоугонным устройством механического или электрического типа, действующим на один или несколько из нижеуказанных агрегатов или узлов:

а)    рулевое управление;

б)    трансмиссия;

в)    двигатель (устройство, предотвращающее запуск, в том числе действующее на систему зажигания);

г)    гусеница (гусеницы).

4.10.14    Конструкция капота и поднимаемых ограждений должна исключать возможность их самопроизвольного опускания из поднятого положения, а также возможность самопроизвольного их открывания.

4.10.15    Аккумуляторные батареи должны быть размещены в отдельных отсеках или контейнерах, исключающих попадание токопроводящих и горючих материалов на батареи.

4.10.16    Изолированные кабели электропроводки следует защищать резиновой или пластмассовой оболочкой, неметаллической лентой, оплеткой или другим способом, защищающим кабели от перетирания. кроме тех мест, где кабели защищены иным образом, исключающим контакт с металлическими поверхностями. Электропроводка должна, где это целесообразно, быть сгруппирована, проложена и закреплена так. чтобы никакая ее часть не была в контакте с карбюратором, топливопроводами, выхлопной системой, движущимися частями или острыми кромками. Любые края металлических частей, подверженных контакту с кабелями, должны быть скруглены или защищены для предотвращения возможного повреждения кабелей от порезов или перетирания.

4.10.17    Металлические поверхности элементов управления, с которыми водитель находится в постоянном контакте, должны быть покрыты теплоизолирующим и препятствующим скольжению материалом.

4.10.18    Все рычаги и иные органы управления должны иметь скругленные кромки. Не допускается наличие органов управления, переключателей, элементов консоли или рулевого управления, имеющих острые кромки, острые выступы или имеющих расположение, представляющее опасность травмирования водителя или пассажира при нормальной эксплуатации. Острые концы лыж или их наконечников должны иметь радиусы закруглений не менее 3 мм.

4.10.19    Расположение заправочных горловин топливных баков должно быть таким, чтобы при заправке исключалось попадание топлива на нагретые части снегохода и элементы электрооборудования. способные вызвать воспламенение.

4.10.20    Снегоходы должны быть оборудованы указателем уровня топлива

4.10.21    Угол поперечной устойчивости снегохода при испытаниях на опрокидывание раздельно на правую и на левую сторону должен быть не менее 35°. Испытания следует проводить без учета водителя и пассажира, в весовом состоянии, соответствующем собственной массе снегохода.

4.10.22    Снегоходы должны иметь маркировку идентификационным номером транспортного средства VIN (Vehicle Identification Number) (далее — код VIN). содержание и структура которого должны соответствовать (12).

Маркировка кодом VIN наносится на несъемный элемент рамы (силового каркаса, несущего кузова) снегохода в легкодоступном для считывания месте, а также указывается в табличке изготовителя при ее наличии. Маркировка должна быть четкой, долговечной и защищенной от легкого ее изменения. Высота букв и цифр маркировки должна быть не менее 4 мм. Допускается уменьшение высоты букв и цифр до 3 мм для таблички производителя.

Маркировка кодом VIN производится в одну или две строки без пробелов и разрыва разделов. Для разграничения разделов идентификационного номера допускается применять разделители, которые выбирают по усмотрению изготовителя. В качестве разделителей не следует использовать буквы и цифры, служащие для составления кода VIN. а также любые символы, которые можно было бы ошибочно принять за эти буквы и цифры. В случае, если маркировка кодом VIN производится в две строки, на границах каждой строки применяют разделители.

Код VIN. указываемый в документах, должен быть расположен в одной строке без пробелов. В документах разделители не используют.

4.10.23    Требования к месту установки государственного регистрационного знака

4.10.23.1 Конструкция снегохода должна предусматривать возможность установки государственного регистрационного знака (далее — регистрационного знака) установленного образца*.

* В Российской Федерации требования к регистрационным знакам и их установке определены в ГОСТ Р 50577-93 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования».

11

4.10.23.2    Регистрационный знак должен устанавливаться сзади по оси симметрии транспортного средства, перпендикулярно продольной плоскости симметрии и плоскости опорной поверхности снегохода. с отклонением не более 5е.

Примечание — Если конструкция снегохода не позволяет установить регистрационный знак перпендикулярно плоскости опорной поверхности снегохода с отклонением не более 5°. то этот угол допускается увеличить до 30°. если поверхность, на которой установлен знак, обращена вверх, и до 15°. если поверхность обращена вниз.

Допускается боковая установка регистрационного знака на левой стороне снегохода в его задней части параллельно продольной плоскости симметрии снегохода с отклонением не более 10° и перпендикулярно опорной плоскости снегохода с отклонением не более 5е.

4.10.23.3    Высота нижнего края регистрационного знака от плоскости опорной поверхности снегохода должна быть не менее 200 мм. высота верхнего края знака — не более 1200 мм. Измерение высоты размещения регистрационного знака от плоскости опорной поверхности снегохода должно проводиться на снегоходе собственной массы.

Примечание — плоскость опорной поверхности снегохода располагается выше плоскости опорной поверхности его гусениц и лыж на 75 мм — см. 3.8.

4.10.23.4    Должны быть обеспечены следующие углы видимости регистрационного знака:

-    в горизонтальной плоскости в пределах угла гЗО" от продольных вертикальных плоскостей, параллельных продольной плоскости симметрии снегохода и касающихся боковых краев регистрационного знака, и в вертикальной плоскости в пределах :15е от горизонтальных плоскостей, касающихся верхнего и нижнего краев регистрационного знака, для задней установки номерного знака;

-    в горизонтальной плоскости в пределах угла 30° вперед и 75° назад от поперечных вертикальных плоскостей, перпендикулярных продольной плоскости симметрии снегохода и касающихся боковых краев регистрационного знака, и в вертикальной плоскости в пределах :15° от горизонтальных плоскостей, касающихся верхнего и нижнего краев регистрационного знака, для боковой установки номерного знака.

Место установки регистрационного знака должно исключать загораживание его багажом (грузом), размещенным на предназначенных для его перевозки местах, элементами крепления багажа, а также частями тел водителя и пассажира при их нормальной посадке в процессе движения снегохода.

4.10.23.5    Должно быть предусмотрено освещение регистрационного знака таким образом, чтобы в темное время суток обеспечивалось его прочтение с расстояния не менее 20 м. кроме элементов, обеспечивающих государственную принадлежность регистрационного знака.

Допускается не устанавливать устройства освещения регистрационного знака при его боковой установке.

4.10.23.6    Смонтированный на снегоходе регистрационный знак и элементы его крепления не должны перекрывать световые приборы или ухудшать нормируемые углы их видимости.

4.10.24    Снегоходы, максимальная скорость которых превышает 20 км/ч. должны быть оборудованы спидометром.

4.10.25    Снегоходы должны соответствовать ГОСТ 30805.12 или (13)* в части создаваемых ими радиопомех.

Снегоходы, оснащенные системой впрыска топлива с электронным управлением, должны соответствовать ГОСТ 30804.6.2 по критерию качества функционирования В в части устойчивости к воздействию радиочастотного магнитного поля при испытаниях по ГОСТ 30804.4.3.

4.10.26    Модификации снегоходов одного типа не должны отличаться в отношении конструкционной массы более чем на 20 %. а также в отношении максимальной мощности двигателя более чем на 30 %. Модификации снегоходов, имеющих отличие хотя бы одного из перечисленных показателей на величину более указанной, относятся к различным типам снегоходов.

4.10.27    В руководстве по эксплуатации снегохода изготовителем должно быть указано назначение снегохода.

* В Российской Федерации требовании к транспортным средствам, приводимым в действие двигателями внутреннего сгорания, в части создаваемых ими радиопомех определены в ГОСТ Р 51318.12-2012 (СИСПР 12:2009) «Совместимость технических средств электромагнитная. Транспортные средства, моторные лодки и устройства с двигателями внутреннего сгорания. Характеристики индустриальных радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных вне подвижных средств».

12

ГОСТ 34066-2017

4.11 Общие требования к конструкции детского снегохода

4.11.1    Максимальная скорость снегохода при движении по ровному горизонтальному плотному снежному покрову не должна превышать 13 км/ч.

4.11.2    Наличие пассажирского места не допускается.

4.11.3    Не допускается оборудование снегоходов тягово-сцепным устройством.

4.11.4    Объем топливного бака не должен превышать 2 литров.

4.11.5    Средняя часть руля между рукоятками должна быть покрыта упругим энергопоглощающим материалом толщиной не менее 6 мм.

4.11.6    Снегоход должен быть оснащен устройством, обеспечивающим блокировку системы зажигания при открывании капота снегохода. После закрытия капота цепь зажигания должна включаться только с помощью штатного устройства запуска.

4.11.7    В инструкции по эксплуатации снегохода, а также на табличках или наклейках, прикрепленных или нанесенных на видное место снегохода способом, исключающим легкое удаление или стирание надписей, должны быть помещены следующие предупреждения:

а)    «Данное транспортное средство предназначено для использования в светлое время суток ребенком в возрасте не менее 6 лет под обязательным надзором взрослых Использование данного транспортного средства на дорогах общего пользования недопустимо».

б)    «Не допускается запуск двигателя транспортного средства с незакрытыми и незапертыми капотом, защитными ограждениями и кожухами».

в)    «Перевозка пассажира не допускается».

г)    «Перед запуском двигателя проверить функционирование всех органов управления снегоходом».

д)    «Водитель снегохода должен использовать специальную одежду, сертифицированный защитный шлем и защитную маску лица или защитные очки».

4.11.8    На детские снегоходы не распространяются требования 4.10.1 и 4.10.2. Диапазон температур, при котором обеспечивается работоспособность снегохода, должен включать в себя диапазон температур от 5 ®С до минус 20 °С и указываться в инструкции по эксплуатации снегохода и на самом снегоходе на видном месте в виде фразы следующего содержания (пример):

«Допускается эксплуатация только в диапазоне температур окружающей среды от плюс 5 °С до минус 20 °С».

4.11.9    На детские снегоходы не распространяются требования 4.10.20.4.10.22.4.10.23.

4.11.10    Для детских снегоходов наличие стоп-сигнала не обязательно.

4.11.11    Для детских снегоходов требования к значениям силы света в испытательных точках светового луча фары предъявляются только в части максимальных допустимых значений по [1 ]. или (2). или (3), или [4], или (5).

5 Методы испытаний

5.1    Испытания тормозной системы

5.1.1    Средства измерений

Для проведения испытаний используются средства измерений, которые должны обеспечить возможность выдерживания предписанных значений контролируемых параметров движения и условий испытаний с точностью не ниже указанной:

-    усилие на органе управления рабочим тормозом г5 %;

-    скорость транспортного средства гЗ км/ч;

-    интервал между остановками :Ю.1 км для расстояний и г5 с для времени;

-    текущее время пЗО с.

Пример

Если предписываемая методикой испытания скорость снегохода составляет 32 км/ч, а замеренное в процессе испытания ее значение составляет 30 км/ч, то средства измерения скорости должны обеспечивать точность ее замера не ниже i 1 км/ч для подтверждения ее выдерживания в установленном диапазоне допустимых значений i3 км/ч.

Должна быть обеспечена возможность измерения следующих параметров с точностью не ниже указанной:

-    температура окружающего воздуха =Ю.5 °С;

-    тормозной путь или время до полной остановки -5 %.

13

5.1.2 Общие предписания

5.1.2.1    Снегоход перед испытаниями должен пройти обкатку, все узлы тормозной системы должны быть отрегулированы в соответствии с инструкцией изготовителя.

5.1.2.2    Масса снегохода при испытаниях должна складываться из собственной массы с допустимым отклонением г2 кг и массы 75 кг, умноженной на число мест снегохода.

5.1.2.3    Условия испытаний

Испытания должны проводиться на сухом дерне. Площадка должна быть ровной, с уклоном не более =1 %. Высота травяного покрытия не должна превышать 76 мм. Коэффициент сопротивления движению при заблокированной гусенице (гусеницах) должен находиться в пределах от 0,55 до 0,75. Температура окружающего воздуха должна находиться в пределах от минус 7 °С до 27 ®С.

Начальные скорости испытаний должны соответствовать установленным в настоящем стандарте. Если максимальная конструктивная скорость снегохода меньше установленной, испытания проводятся с максимально достижимой начальной скорости, кратной 8 км/ч.

Примеры

1    Если максимальная конструктивная скорость снегохода составляет 61 км/ч, установленная начальная скорость испытаний 64 км/ч снижается до 56 км/ч.

2    Если максимальная конструктивная скорость снегохода меньше 8 км/ч, начальная скорость испытаний устанавливается равной 5 км/ч.

5.1.2.4    Усилие к рычагу тормоза должно прикладываться в соответствии со схемой, показанной на рисунке 2.

5.1.3 Порядок проведения испытаний

5.1.3.1    Произвести проверку требований, содержащихся в 4.1.2.2. отметив любые возможные случаи повреждения тормозной системы или нарушения ее регулировки.

5.1.3.2    Провести цикл предварительных заездов с торможениями. Число заездов — 5. дистанция, проходимая между остановками, — 0,8 км, торможение с начальной скорости торможения — 48 км/ч. Отметить величину усилия на рычаге, соответствующую замедлению 3 м/с2. Если в результате пяти подготовительных заездов не будет достигнута стабильная эффективность торможения, следует провести дополнительные заезды до достижения стабильной эффективности торможения либо до достижения не менее чем 80 % контакта рабочей поверхности тормозных колодок с тормозным диском (барабаном).

5.1.3.3    Провести цикл контрольных заездов с торможениями с начальной скорости 64 км/ч. Число заездов — 4, дистанция, проходимая в каждом цикле между остановками, — 0.8 км. Должно обеспечиваться выполнение требований, перечисленных в 4.1.1.2.

5.1.3.4    При испытании с влажными тормозными механизмами следует:

-    в течение 5 мин проводить смачивание фрикционных поверхностей расторможенных тормозных механизмов чистой водой, имеющей температуру, не превышающую 27 °С. при необходимости предварительно осуществив прогрев тормозных механизмов до положительной температуры в процессе предварительных заездов с торможениями:

-    не позже, чем через 1 мин после окончания смачивания, провести один контрольный заезд с торможением с начальной скорости 32 км/ч и усилием на рычаге, зафиксированным при испытаниях в соответствии с 5.1.3.2. Должно обеспечиваться выполнение требований, перечисленных в 4.1.1.3.

5.1.4    Оценка результатов

5.1.4.1    Любые случаи необычного функционирования, такие как заедания, шум или проскальзывание гусеницы (гусениц), возникающие в процессе испытаний, должны быть отмечены и занесены 8 протокол. Также в протокол должны быть занесены любые случаи неуправляемых реакций транспортного средства при торможении: потеря устойчивости, переворачивание или выход из коридора шириной на 1.2 м больше ширины снегохода в соответствии с 4.1.1.4.

5.1.4.2    После окончания испытаний разобрать тормозные механизмы для контрольного осмотра. Наличие видимых повреждений деталей тормозных механизмов, отслоение и растрескивание тормозных накладок не допускается. Результаты осмотра зафиксировать в протоколе испытаний.

5.1.4.3    Для расчета замедления следует использовать измеренные значения тормозного пути или промежутка времени до полной остановки в соответствии с формулами (3) и (4):

А _ 0J0368V2 S ’

(4)

. _ 0278V

А ~Т~

где А — замедление, м/с2:

14

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СНЕГОХОДЫ Технические требования и методы испытаний

Snowmobiles. Technical requirements and test methods

Дата введения — 2018—04—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на снегоходы, в том числе детские снегоходы, т. е. предназначенные изготовителем только для использования детьми, и устанавливает технические требования и методы испытаний. Стандарт не распространяется на спортивные снегоходы, предназначенные изготовителем только для соревнований.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 14332-78 Поливинилхлорид суспензионный. Технические условия

ГОСТ 15088-83 Пластмассы. Метод определения температуры размягчения термопластов по

Вика

ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования

ГОСТ 28157-89 Пластмассы. Методы определения стойкости к горению

ГОСТ 30804 4.3—2013 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний

ГОСТ 30804.6.2-2013 (IEC 61000-6-2:2005) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых в промышленных зонах. Требования и методы испытаний

ГОСТ 30805.12-2002 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от самоходных средств, моторных лодок и устройств с двигателями внутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандар том. Если ссылочный с тандар г отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 снегоход: Самодвижущееся транспортное средство, предназначенное для передвижения вне дорог преимущественно по снегу, имеющее собственную массу не более 450 кг. сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, не имеющее кабины закрытого типа или элементов, обра-

Изданио официальное

зующих каркас безопасности вокруг водителя и пассажира (пассажиров), приводимое в движение с помощью гусениц (гусеницы), находящихся в контакте со снегом, и управляемое с помощью лыж (лыжи), находящихся в контакте со снегом.

3.2    снаряженная масса: Суммарная масса снегохода в состоянии с полностью заправленным топливным баком, с полным объемом масла в двигателе и трансмиссии, с полным объемом охлаждающей жидкости (при наличии), с набором инструментов, прикладываемых изготовителем, и включающая массу водителя, равную 80 кг (для детского снегохода масса водителя принимается равной 50 кг).

3.3    собственная масса: Суммарная масса снегохода с полностью заправленным топливным баком, с полным объемом масла в двигателе и трансмиссии, с полным объемом охлаждающей жидкости (при наличии), с набором инструментов, прикладываемых изготовителем, но без водителя и пассажира (пассажиров) и массы багажа;

3.4    конструкционная масса: Масса ненагруженного снегохода без топлива, масла и охлаждающей жидкости (при наличии), с основным оборудованием и с набором инструментов, прикладываемых изготовителем.

3.5    длина снегохода: Горизонтальный размер от передней части снегохода, включая бампер и лыжи или рукоятки лыж. до самой крайней задней части снегохода, включая бампер или другие несъемные детали.

3.6    ширина снегохода: Горизонтальный размер между двумя вертикальными плоскостями, образующими коридор минимальной ширины, через который может проехать снегоход.

3.7    высота снегохода: Вертикальный размерот любой твердой горизонтальной поверхности, на которой стоит снегоход в ненагруженном состоянии, до самой верхней точки снегохода, включая ветровое стекло.

3.8    опорная поверхность (несущая поверхность): Проекция на горизонтальную плоскость опорной поверхности гусениц и лыж. которая контактирует со снегом. Для учета погружения машины в снег плоскость проекции берется на высоте 75 мм над твердой горизонтальной поверхностью опоры снегохода. При этом масса снегохода должна соответствовать его собственной массе.

3.9    детский снегоход: Снегоход, предназначенный для использования детьми с возрастом не менее 6 лет под наблюдением взрослых на специально выделенных участках местности.

3.10    прицеп к снегоходу: Сани, предназначенные для буксировки снегоходом.

3.11    тормозной путь: Дистанция, проходимая снегоходом с момента приложения усилия к органу управления рабочей тормозной системой до момента полной остановки снегохода.

3.12    электромагнитная совместимость: Способность электрического или электронного устройства подавлять излучение, вызывающее электромагнитную интерференцию, а также способность этого устройства противостоять наведенной электромагнитной интерференции.

3.13    устройства блокировки самопроизвольного движения: УБСД: Устройства различного принципа действия, предназначенные для автоматического предотвращения нежелательного движения снегохода, вызванного неисправностью или неверной регулировкой системы управления скоростью.

3.14    регулятор скорости: Орган управления скоростью снегохода, расположенный на руле и имеющий форму либо поворотного рычага, либо вращающейся рукоятки руля.

3.15    регулятор мощности: Дроссельная заслонка карбюратора или системы впрыска топлива, или иная подобная деталь или устройство, непосредственно дозирующие поступление в двигатель воздуха и (или) топлива и управляемые регулятором скорости, состояние которых непосредственно определяет количество рабочей смеси, сгорающей в цилиндре (цилиндрах) двигателя.

3.16    тип снегохода: Категория снегоходов, не отличающихся в отношении изготовителя и обозначения типа, установленного изготовителем, и не имеющих очевидных и фундаментальных различий в отношении рамы, несущего основания или структуры, на которых закрепляются основные узлы снегоходов, а также в отношении силовой установки (двигатели внутреннего сгорания имеют одинаковый рабочий объем и число цилиндров, а также тип системы охлаждения, число рабочих тактов и сам рабочий процесс).

3.17    модификация снегохода: категория снегоходов одного типа, конструкция которых не имеет никаких отличий, непосредственно влияющих на показатели, нормируемые настоящим стандартом.

3.18    Основные элементы конструкции и органы управления снегохода указаны на рисунке 1.

ГОСТ 34066-2017 1 2 3

4 Технические требования к конструкции

4.1    Требования к тормозной системе

4.1.1    Эффективность тормозной системы

4.1.1.1    Снегоходы должны иметь рабочую и стояночную тормозные системы.

4.1.1.2    Рабочая тормозная система снегохода при сухих тормозных механизмах должна обеспечивать при торможении до полной остановки с начальной скорости 64 км/ч в соответствии с порядком, описанным в 5.1.3.3. среднее замедление не менее 6 м/с2. Если эта величина замедления невозможна, должна иметь место блокировка гусеницы (гусениц). Усилие на рычаге тормоза при обеспечении требуемого замедления 6 м/с2 или соответствующее блокировке гусеницы (гусениц) не должно превышать 111Н.

4.1.1.3    Рабочая тормозная система снегохода при влажных тормозных механизмах иных, чем дисковые, должна обеспечивать при торможении до полной остановки с начальной скорости 32 км/ч в соответствии с порядком, описанным в 5.1.3.4, среднее замедление не менее 3 м/с2. Если эта величина замедления невозможна, должна иметь место блокировка гусеницы (гусениц).

4.1.1.4    При любых режимах торможения до полной остановки снегоход не должен выходить за пределы полосы, ширина которой превышает ширину снегохода на 1.2 м. При любых режимах торможения не допускается потеря устойчивости и переворачивание снегохода.

4.1.1.5    Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижность снегохода на уклоне 15е (при подъеме и при спуске) в течение не менее 5 мин.

4.1.2 Требования к конструкции тормозной системы и ее элементов

4.1.2.1    Тормозная система снегохода должна приводиться в действие рычагом (рычагом тормоза). который должен быть расположен на левой рукоятке руля и сконструирован таким образом, чтобы его поворот в направлении к рукоятке руля вызывал замедление и остановку снегохода. Прилегание к рукоятке или ограничитель могут быть использованы вне зависимости от конструкции тормозного привода для ограничения перемещения рычага тормоза между полностью отпущенным и полностью нажатым положениями.

Для типов снегоходов, поставленных на производство после 01.01.2013 г., максимальное расстояние до средней точки рычага тормоза не должно превышать 89,2 мм в соответствии с рисунком 2. Средней точкой рычага считается проекция на его рабочую поверхность (перпендикулярно оси рукоятки руля) середины отрезка, проведенного от оси поворота рычага до наиболее удаленной от нее крайней точки рабочей поверхности рычага (для рычага в полностью отпущенном положении). К длине рабочей поверхности рычага не относится та его часть на конце рычага с эргономическим профилем рабочей поверхности (но не более 25 мм), на которую не воздействует рука водителя при затормаживании снегохода.

4.1.2.2    Конструкция тормозной системы снегохода должна выдерживать без поломок и остаточных деформаций деталей усилие на рычаге управления рабочим тормозом 400 Н. приложенное в точке на расстоянии не более 25,5 мм от крайней точки рабочей поверхности рычага тормоза в направлении перпендикулярно оси рукоятки руля и в плоскости вращения рычага управления, как показано на рисунке 2. Рычаг тормоза при затормаживании снегохода может упираться в рукоятку руля, как за счет своего хода, так и за счет своей упругости, только при достижении блокировки гусеницы (гусениц), по крайней мере при сухих тормозных механизмах.

4.1.2.3    Перемещение любой части конструкции снегохода, например органов рулевого управления. не должно приводить в действие рабочую тормозную систему.

4.1.2.4    Тормозная система должна быть сконструирована и изготовлена таким образом, чтобы эффективность ее действия не зависела от воздействия климатических условий (осадков, влажности, перепадов температур) при эксплуатации снегохода.

Тормозная система должна быть сконструирована и изготовлена таким образом, чтобы исключить возможность скопления влаги, которое может привести к полному или частичному отказу тормозной системы.

Тормозная система должна быть сконструирована и изготовлена таким образом, чтобы исключить негативное воздействие на ее узлы и детали нагревающихся частей двигателя и (или) выпускной системы.

4.1.2.5    Трассы тросов привода и трубопроводов тормозных механизмов должны быть проложены так. чтобы избежать перегибов. 4

ГОСТ 34066-2017

1 — линия приложения усилия; 2 — средняя точка рычага; 3 — рабочая поверхность рычага; 4 — трос управления. 5 — ось

рукоятки руля. 6 — ось рычага

Рисунок 2 — Схема приложения усилия к рычагу тормоза и определения средней точки рычага; а) с механическим приводом и рычагом простой формы; б) с гидравлическим приводом и рычагом с эргономическим профилем рабочей поверхности

4 1.2.6 При отпускании рычага тормоза из любого его положения рычаг и вся система торможения должны возвращаться в исходное положение, существовавшее до начала торможения, за время не более 1 с.

4.2 Требованиякуровнюшума

4.2.1    Уровень шума снегохода при постоянной скорости 24 км/ч (для детских снегоходов — 13 км/ч) в соответствии с 5.2 не должен превышать:

-    82 дБ(А) — для типов снегоходов, поставленных на производство до 01.01.2013 г.;

-    73 дБ(А) — для типов снегоходов, поставленных на производство после 01.01.2013 г.

4.2.2    Уровень шума снегохода при разгоне с максимальным нажатием регулятора скорости в соответствии с 5.2 не должен превышать:

-    86 дБ(Д) — для типов снегоходов, поставленных на производство до 01.01.2013 г.;

-    80 дБ(А) — для типов снегоходов, поставленных на производство после 01.01.2013 г.

4.3 Устройства блокировки самопроизвольного движения

Снегоход должен быть оборудован УБСД. предотвращающими возможность его самопроизвольного движения при экстренных ситуациях. Устройства должны быть сконструированы так, чтобы выполнялись следующие требования:

4 .3.1 УБСД должны приводиться в действие с усилием, не превышающим 9 Н. Органы управления УБСН (при наличии у этих устройств самостоятельных органов управления) должны быть красного цвета.

4.3.2    В качестве варианта УБСД снегоход может иметь аварийный выключатель двигателя, обеспечивающий мгновенное отключение системы зажигания или подачи топлива в цилиндры двигателя. Аварийный выключатель двигателя должен быть легко доступен для правой руки водителя без ее отрыва от рукоятки руля и должен срабатывать при однократном воздействии на него без удержания.

Для типов снегоходов, поставленных на производство до 01.01.2013 г., в случае, если УБСД не реализуется функция, указанная в 4.3.4. применение аварийного выключателя двигателя является обязательным.

Для типов снегоходов, поставленных на производство до 01.01.2012 г., кроме детских снегоходов, допускается расположение аварийного выключателя двигателя на панели приборов.

4.3.3    При запуске двигателя в соответствии с 5.3.2.1 УБСД должны обеспечивать предотвращение запуска двигателя или передачи мощности от двигателя к гусенице (гусеницам) при любом положении регулятора мощности. 5

ГОСТ 34066-2017

4.3.4    Для типов снегоходов, поставленных на производство после 01.01.2013 г.. УБСД в рабочем режиме в соответствии с 5.3.2.2 должны обеспечивать автоматическое отключение передачи мощности от двигателя к гусенице (гусеницам) при любом положении регулятора мощности не позднее чем через 1 с после снятия усилия оператора с регулятора скорости без отрыва руки от рукоятки руля.

4.3.5    При неуправляемом снегоходе в соответствии с 5.3.2.3 УБСД должны автоматически отключать передачу мощности от двигателя к гусенице (гусеницам), когда водитель покидает транспортное средство. Требование настоящего пункта не является обязательным для детских снегоходов.

4.4 Требования к характеристикам сиденья

Для типов снегоходов, поставленных на производство после 01.01.2013 г., каждое место для сидения должно быть сконструировано таким образом, чтобы его амортизирующие свойства отвечали следующим требованиям.

Точка пиковой перегрузки С. определяемая в соответствии с 5.4 и рисунком 3, перенесенная на диаграмму, изображенную на рисунке 4, должна попадать в область значений на или ниже кривой степени деформации 30 %. Для значений степени деформации, вычисляемых по формуле (1). превышающих 30 %. точка пиковой перегрузки С с учетом времени ее достижения tp должна попадать в область значений на или ниже кривой степени деформации, соответствующей вычисленному ее значению, но не выше кривой степени деформации 90 %.

Примечание — В данном пункте стандарта под степенью деформации (в процентах) подразумевается исключительно параметр, рассчитываемый по формуле (1) и характеризующий степень искривления (деформации) кривой удара на графике рисунка 3. С величиной деформации собственно сиденья этот параметр напрямую не связан.

а,," 100%, № •Р

где th — время достижения 0.5 пикового значения перегрузки с момента начала удара, мс; tp — время достижения пика перегрузки с момента начала удара, мс.

Перегрузка — безразмерное отнои-оние величины замедления при ударе к ускорению силы тяжести, принимаемому равным 9.81 м/с2; А — начальная точка удара; В — точка, соответствующая О.бпиковото значения перегрузки при ударо(в = 0.5С); С — пиковоо (максимальное) значение перегрузки при ударе; Г0 — момент начала удара th — время достижения 0.5 пикового значения порогрузки с момента начала удара, мс. tp — время достижения пика перегрузки с момента начала удара, мс

Рисунок 3 — Типичная кривая «Перегрузка — время» при ударе

6

ГОСТ 34066-2017

Пиковая перегрузка (С)

Рисунок4 — Диаграмма оценки соответствия сиденья

4.5 Требования к световым приборам

4.5.1 Число, цвет и характеристики световых приборов

Снегоход должен быть оборудован внешними световыми приборами, число, цвет и характеристики которых указаны в таблице 1.

Таблица 1

Прибор

Требуемое число и цвет для

Соответствует требованиям

снегохода

прицола снегохода

Фара передняя

1 белая или желтая

(1 ] или (2) или (3] или (4) или (5)

Задний огонь

1 красный

[6] или (7)

Стоп-сигнал

1 красный

Освещение номерного знака* (при наличии)

1 или 2 белых

(8) или (7)

Отражатели

1 или 2 красных и 4 жел-тых**

1 или 2 красных и 4 жел-тых**

О)

* Только для заднего расположения номерного (государственного регистрационного) знака.

**Для задних отражателей должен использоваться только красный цвет, для боковых — только желтый цвет.

Фара снегохода должна иметь режимы ближнего и дальнего света. Снегоходы с максимальной скоростью менее 25 км/ч допускается оснащать фарой, работающей только в режиме ближнего света.

4.5.2 Расположение световых приборов

Расположение световых приборов должно соответствовать данным, указанным в таблице 2.

7

Таблица 2

Прибор

Расположение на снегоходе

Расположение на прицепе к

снегоходу

Высота от опорной поверхности до центра прибора

Фара передняя

По продольной оси симметрии или со смещением от нее не более чем на 150 мм

Не менее 380 мм

Задний огонь

Сзади по продольной оси симметрии. В случае двух огней необходимо располагать их симметрично относительно продольной оси симметрии

Не менее 200 мм и не более 1524 мм

Стоп-сигнал

Сзади по продольной оси симметрии. В случае двух огней необходимо располагать их симметрично относительно продольной оси симметрии

Не менее 200 мм и не более 1524 мм

Освещения номерного знака (при наличии)

Сзади, в соответствии с 4.10.23

Отражатели

Один красный сзади по продольной оси симметрии. В случае двух отражателей необходимо располагать их симметрично относительно продольной оси симметрии

Два желтых по одному с каждого борта снегохода на расстоянии не более, чем 400 мм от крайней задней точки снегохода

Один красный сзади по продольной оси симметрии. В случае двух отражателей необходимо располагать их симметрично относительно продольной оси симметрии Два желтых по одному с каждого борта прицепа как можно ближе к крайней задней точке прицепа

Не менее 200 мм и не более 1524 мм Для детского снегохода допускается установка на высоте не менее 150 мм

Два желтых по одному с каждого борта снегохода впереди от руля как можно ближе к крайней передней точке снегохода

Два желтых по одному с каждого борта прицепа как можно ближе к крайней передней точке прицепа

Для прицепов длиной менее 1000 мм (без учета дышла) допускается не устанавливать

Не менее 200 мм и не более 1524 мм Для детскою снегохода допускается установка на высоте не менее 250 мм

4.5.3    Комбинации световых приборов и связанных с ними элементов

Два или более световых прибора, светоотражателя или связанных с ними элементов конструкции могут быть объединены, если выполняются требования к каждому световому прибору, светоотражате-лю или связанному с ними элементу конструкции.

4.5.4    Требования к подключению

4.5.4.1    Задний огонь и огонь (огни) освещения номерного знака (при наличии) должны включаться одновременно с передней фарой.

4.5.4.2    Стоп-сигнал должен включаться при приложении усилия к органу управления рабочей тормозной системой или при помощи иных средств, которые обеспечивают постоянное свечение стоп-сигнала для индикации намерения водителя замедлить движение или остановить снегоход.

4.5.5    Каждый из световых приборов, указанных в таблице 1. во включенном состоянии должен светиться постоянным светом.

4.6 Требования к топливному баку

4.6.1    Топливный бак должен сохранять свои функциональные свойства в диапазоне температур от минус 40 X до 60 X.

4.6.2    Материал топливного бака должен обладать стойкостью к бензину, маслам и присадкам к топливу против образования льда. Проницаемость материала бака должна оцениваться в соответствии с 5.5.5.

1

— орган управления рабочим тормозом 2 — переключатель света фары (фар) дальний/ближний свет. 3 — руль. 4 — панель (панели) приборов и дополнительных органов управления 5 — устройство блокировки самопроизвольного движения, б — регулятор скорости (рычажного типа); 7 — рукоятки руля, 8— передний бампер, 9 — капот. 10 — фара головного света, 11 — задние боковые отражатели. 12 — гусенииа. 13 — фартук для защиты от вьбросов из-под гусеницы (гусениц); 14 — тяговосцепное устройство. 15 — задний бампер/ручка для подъема (используется не на всех транспортных средствах). 16— задний огонь/стоп-сигиал/отражатель (вариант совмещенного исполнения). 17 — ветровой щиток. 18 — передние боковые отражатели; 19 — наконечник/ручка лыжи. 20 — лыжа; 21 — направляющее ребро лыжи (служит для уменьшения износа лыжи и улучшения курсовой устойчивости); 22 — орган управления ручным запуском двигателя; 23 — подвеска гусеницы (направляющие скольжения и/или опорные катки). 24 — идентификационный номер транспортного средства; 25 — поручни пассажира (при наличии пассажирского места) (изображены боковые поручни); 26 — сиденье; 27 — подножки. 28 — тоннель или рама 29 — поддон. 30 — поворотная ось лыжи; 31 — подвеска лыжи (изображена подвеска телескопического типа); 32 — амортизатор передней подвески (используется не на всех транспортных средствах)

2

Рисунок 1 — Основные элементы конструкции и органы управления снегохода

3

4

5