Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

26 страниц

456.00 ₽

Купить ГОСТ 33991-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на электрическое и электронное оборудование пассажирских и легких грузовых транспортных средств с номинальным напряжением питания 12 В и грузовых транспортных средств с номинальным напряжением питания 24 В независимо от системы, приводящей транспортное средство в движение (например, двигатель с искровым зажиганием, дизель или электрический двигатель). Стандарт устанавливает требования и методы стендовых испытаний для оценки устойчивости к кондуктивным импульсным помехам в цепях питания и определения собственных импульсных помех в цепях питания, а также для оценки устойчивости к импульсным помехам в контрольных и сигнальных цепях для указанного выше оборудования.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Технические требования

5 Методы испытаний

Библиография

 
Дата введения01.02.2018
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

25.10.2016УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации92-П
15.06.2017УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии552-ст
РазработанФГУП НАМИ
РазработанФГУП НИИАЭ
ИзданСтандартинформ2017 г.

Electrical equipment for vehicles. Electromagnetic compatibility. Electrical disturbance along lines. Requirements and test methods

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

ГОСТ

33991—

2016

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

Электрооборудование автомобильных транспортных средств

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ. ПОМЕХИ В ЦЕПЯХ

Требования и методы испытаний

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2017

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия. обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»), Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования» (ФГУП НИИАЭ)

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 «Дорожный транспорт»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. Ne 92-П)

За принятие голосовали:

Краткое наименование страны no МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Грузия

GE

Грузстандарт

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2017 г. № 552-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33991-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2018 г.

5    В настоящем стандарте реализованы положения серии менедународных стандартов ISO 7637 «Транспорт дорожный. Помехи кондуктивные. емкостные и индуктивные» («Road vehicles — Electrical disturbances from conduction and coupling)

6    ВЗАМЕН ГОСТ 28751-90 и ГОСТ 29157-91

Информация об изменениях к настоящему стандарту пубпикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указатепе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

©Стандартинформ. 2017

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ 33991-2016

Рисунок 3 — Зависимость модуля сопротивления | ZPB| от частоты F в диапазоне от 0,1 до 100 МГц (Л, В короткозамкнутые)

5.3 Испытание на устойчивость к импульсным помехам в цепях питания

5.3.1    Испытание проводят для оценки устойчивости электрических и электронных компонентов изделия к кондуктивным импульсным помехам в цепях питания, возникающих в бортовой сети электропитания транспортного средства.

Испытания должны определить функциональное состояние изделия во время и после воздействия на него напряжения кондуктивных импульсных помех по цепям питания и определить соответствие предельно допустимым значениям.

5.3.2    Порядок проведения испытания

При проведении испытаний на помехоустойчивость испытуемое изделие подключают к генератору испытательных импульсов, создающему нормированные испытательные импульсы (5.3.3) и рабочее напряжение бортовой сети (5.1.2). Схема соединений представлена на рисунке 4.

8

ГОСТ 33991-2016

а) Регулировка параметров импульса    б)    Инжекция    импульса

1 — осциллограф или равноценный прибор; 2 — датчик напряжения; 3 — генератор испытательных импульсов с внутренним сопротивлением источника питания Rr 4 — изделие. 5 — пластина заземления, б — провод заземления длиной менее 100 мм. 7 — сопротивление для имитации системы нагрузки в бортовой сети, только для испытательных импульсов 5а и 5Ь. значение сопротивления должно указываться в программе испытаний (типичное значение от 0.7 до 40 Ом)

Рисунок 4 — Схема соединений для испытания на устойчивость к импульсным помехам в цепях питания

Значения напряжения устанавливаются на выходе генератора при отсутствии нагрузки.

Погрешность пикового значения Us испытательных импульсов при ненагруженном генераторе помех должна составлять не более плюс 10 %. для остальных параметров — ± 10 %.

Для соединения генератора помех с испытуемым объектом применяют соединительный провод длиной (0.5 ± 0.05) м.

При испытании на помехоустойчивость проверяют уровни качества функционирования (функциональные классы) в соответствии с 4.1.2.3.

Изделие следует подвергать воздействию испытательных импульсов, являющихся характерными для условий его эксплуатации на автомобиле.

При испытательных импульсах 4 и 5 для повторного воздействия необходимо обеспечивать интервалы не менее 1 мин между импульсами.

Минимальное число испытательных импульсов (продолжительность испытания), необходимых для одного испытательного цикла, приведено в таблицах 4 и 5.

5.3.3 Испытательные импульсы

5.3.3.1 Испытательный импульс 1

Испытательный импульс 1 моделирует переходные процессы, которые возникают при отключении параллельных индуктивных нагрузок. Настоящий испытательный импульс применяют для испытания изделий, которые подключаются к бортовой сети таким образом, чтобы при отключении индуктивной нагрузки они остались параллельно подключенными.

Форма импульса приведена на рисунке 5. Соответствующие параметры приведены в таблице 9.

9

Рисунок 5 — Испытательный импульс 1

Таблица 9 — Параметры испытательного импульса 1

Параметр

Система питания

12В

24 В

"s

От минус 75 до минус 100 В

От минус 450 ДО минус 600 В

10 Ом

50 Ом

'd

2 мс

1 мс

tf

(1-0.5) мкс

(3—0.5) мкс

«I1»

От 0.5 до 5 с

*2

200 мс

b*

менее 100 мкс

’> Г, следует выбирать таким, чтобы изделие приводилось в исходное состояние перед подачей следующего испытательного импульса

2) t3 — минимально возможное время между отключением источника питания и подачей испытательного импульса

5.3.3.2 Испытательный импульс 2

Испытательный импульс 2а моделирует переходные процессы, которые вызваны внезапным прерыванием тока, подаваемого индуктивным источником в бортовую сеть. Такие переходные процессы возникают, например, когда двигатель постоянного тока, который подключен к тому же выключателю, что и система зажигания, после выключения зажигания из-за механической инерции продолжает работать как генератор. При каждом переключении системы зажигания на отключенном питающем проводе возникает пиковое значение напряжения.

Испытательный импульс 2Ь моделирует импульсные помехи от двигателей постоянного тока, которые после выключения зажигания продолжают работать как генераторы.

Формы импульсов приведены на рисунках 6 и 7. параметры — в таблицах 10 и 11.

Ю

ГОСТ 33991-2016

Рисунок 6 — Испытательный импульс 2а

Таблица 10 — Параметры испытательного импульса 2а

Параметр

Система питания 12 В. 24 В

"s

От плюс 37 до плюс 50 В

2 Ом

'd

0.05 мс

*r

(1—0.5) мкс

От 0.2 до 5 с

Время повторения импульса f, может быть коротким в зависимости от переключения Использование короткого времени повторения импульса снижает время испытания

Рисунок 7 — Испытательный импульс 2Ь

11

Таблица 11 — Параметры испытательного импульса 2Ь

Параметр

Система питания

12 В

24 В

Us

10 В

20 В

От 0 до 0.05 Ом

'd

От 0.2 до 2 с

'»2

(1 ±0.5)мс

(1 ± 0.5) мс

(1 ±0.5)мс

5.3.3.3 Испытательный импульс 3

Испытательные импульсы За и ЗЬ моделируют пиковые значения напряжений, которые возникают при коммутационных процессах. На параметры этих импульсов оказывают влияние значения распределенных емкостей и индуктивностей бортовой сети.

Формы импульсов приведены на рисунках 8 и 9. параметры — в таблицах 12 и 13 соответственно.

Рисунок 8 — Испытательный импульс За Таблица 12 — Параметры испытательного импульса За

Параметр

Система питания

12 В

24 В

US

От минус 112 до минус 150 В

От минус 150 до минус 200 В

50 Ом

'd

(0.1 ♦ 0.1) мкс

(5 ± 0.5) нс

tl

100 мкс

'4

10 мс

‘5

90 мс

ГОСТ 33991-2016

Рисунок 9 — Испытательный импульс ЗЬ

Таблица 13 — Параметры испытательного импульса ЗЬ

Параметр

Система питания

12 В

24 В

"s

От плюс 75 до плюс 100 В

От плюс 150 до плюс 200 В

50 Ом

'd

(0.1 ♦ 0.1) мкс

(5 ± 1.5) нс

'l

100 мкс

'4

10 мс

'5

90 мс

5.3.3.4 Испытательный импульс 4

Испытательный импульс 4 моделирует посадку напряжения питания, который вызывается включением стартера двигателя внутреннего сгорания (пульсации при прокручивании стартера не учитываются). Форма импульса и параметры приведены на рисунке 10 и в таблице 14.

Рисунок 10 — Испытательный импульс 4

13


Содержание


1    Область применения ...

2    Нормативные ссылки ...

3    Термины и определения.

4    Технические требования

5    Методы испытаний.....

Библиография..........


.1

.1

.1

.2

.5

21


ГОСТ 33991-2016

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Электрооборудование автомобильных транспортных средств

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ. ПОМЕХИ В ЦЕПЯХ

Требования и методы испытаний

Electrical equipment for vehicles Electromagnetic compatibility Electrical disturbances along lines

Requirements and test methods

Дата введения —2018—02—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на электрическое и электронное оборудование пассажирских и легких грузовых транспортных средств с номинальным напряжением питания 12 В и грузовых транспортных средств с номинальным напряжением питания 24 В независимо от системы, приводящей транспортное средство в движение (например, двигатель с искровым зажиганием, дизель или электрический двигатель).

Настоящий стандарт устанавливает требования и методы стендовых испытаний для оценки устойчивости к кондуктивным импульсным помехам в цепях питания и определения собственных импульсных помех в цепях питания (в отношении электромагнитной совместимости по Правилам [1]). а также для оценки устойчивости к импульсным помехам в контрольных и сигнальных цепях для указанного выше оборудования.

Настоящий стандарт не устанавливает требования и методы испытаний для источников радио-помех.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий межгосударственный стандарт:

ГОСТ 3940-2004 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия1)

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по стандарту (2J.

') В Российской Федерации действует ГОСТ Р 52230-2004 «Электрооборудование автотракторное Общие технические условия».

Издание официальное

4 Технические требования

4.1    Общие положения

4.1.1    Электромагнитная совместимость электрического и электронного оборудования автомобильных транспортных средств (далее — изделий)

характеризуется помехоустойчивостью к импульсным помехам бортовой сети транспортного средства. а также уровнем собственных импульсных помех, измеряемых на цепях питания.

Требования к электромагнитной совместимости устанавливают дифференцированно в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Основными факторами при этом являются условия применения. а также функции, которые изделия должны выполнять в транспортном средстве. При выполнении этих требований изделия считают совместимыми.

Проверку соответствия изделия требованиям настоящего стандарта проводят при постановке изделий на производство, а также при изменении конструкции изделий или технологии изготовления, если эти изменения могут оказать влияние на требования к их электромагнитной совместимости.

4.1.2    Помехоустойчивость изделия характеризуется качеством функционирования изделия во время и после воздействия испытательных импульсов.

4.1.2.1    Форма и параметры испытательных импульсов, которые должны быть применены для определения помехоустойчивости изделий, приведены в 5.3.3 и 5.4.3.

4.1.2.2    Для классификации требований помехоустойчивости изделий установлены четыре испытательных уровня (степени жесткости).Значению испытательного уровня (I, II. Ill, IV) соответствуют уровни напряжения, прикладываемого к изделию для любого заданного метода испытаний при воздействии испытательными импульсами, которые приведены в 4.3 и 4 4. Это позволяет учитывать различные уровни напряжения помех в бортовых сетях транспортных средств при установлении требований к помехоустойчивости изделия или характеризовать свойства изделий путем применения различных уровней помехоустойчивости.

4.1.2.3    В зависимости от требований к качеству функционирования изделия во время и после воздействия испытательных импульсов устанавливают следующие уровни качества функционирования (функциональные классы), определяющие предполагаемые требуемые рабочие характеристики для каедой функции испытуемого изделия, подвергнутого испытаниям в заданном режиме:

А — Уровень I: изделие выполняет свои функции в соответствии с назначением во время и после испытаний;

В — Уровень II: изделие не выполняет свои функции в соответствии с назначением во время испытаний. но нормальное функционирование автоматически восстанавливается после испытаний;

С — Уровень III: изделие не выполняет свои функции в соответствии с назначением во время и после испытаний и нормальное функционирование не восстанавливается без вмешательства водителя/ пассажира, такого как выключение/включение испытуемого устройства или повторное включение выключателя зажигания после воздействия помехи;

D — Уровень IV: изделие не выполняет свои функции в соответствии с назначением во время и после испытаний и функционирование надлежащего качества не может быть восстановлено без более детального вмешательства, такого как отключение и повторное подключение аккумулятора или принудительная подача энергии. В результате испытания изделие не должно иметь никакого остаточного повреждения.

4.1.3    Уровень собственных помех изделий характеризуется:

-    видом собственных помех;

-    степенью эмиссии помех.

Для классификации требований к уровню собственных импульсных помех изделий установлены четыре степени эмиссии. Значению степени эмиссии (I, II, III, IV) соответствуют амплитуды напряжения импульсных помех от изделия, измеряемых на цепях питания. Предельные значения амплитуд помех приведены в 4.2.

По длительности собственные импульсные помехи подразделяют на следующие виды:

1    — положительные и отрицательные импульсы напряжения помех с длительностью импульса td* 1 мс;

2    — положительные и отрицательные импульсы напряжения помех с длительностью импульса td< 1 мс.

2

ГОСТ 33991-2016

4.1 4 Требования к электромагнитной совместимости изделий устанавливают в технической документации на конкретные виды изделий. При этом указывают данные:

-    по помехоустойчивости:

1)    используемые виды испытательных импульсов:

2)    испытательные уровни (степени жесткости) воздействия:

3)    требуемые уровни качества функционирования (функциональные классы) изделия для каждого испытательного импульса;

4)    число применяемых импульсов (для однократных при необходимости);

-    по допустимому уровню собственных помех:

1)    виды собственных помех;

2)    степени эмиссии помех.

Примеры оформления требований к электромагнитной совместимости изделий приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Требования к помехоустойчивости

Испытательный

импульс

Испытательный

уровень

Уровень качества функционирования

Примечание

1

Не требуется

Прибор непосредственно соединен с аккумуляторной батареей

2а. 2Ь

Не требуется

Прибор непосредственно соединен с аккумуляторной батареей

За

III

А

зь

III

А

4

IV

С

10 импульсов

5а. 5Ь

1

D

Выключить прибор, затем снова включить

Таблица 2

Требования к уровню собственных помех

Вид собственных помех

Степень эмиссии помех

Примечание

1

1

При размыкании рабочего напряжения допускается степень эмиссии II

2

1

4.2 Требования при испытании на эмиссию импульсных помех по цепям питания

Уровни импульсных помех изделия при заданных степенях эмиссии помех не должны превышать указанных в таблице 3 пиковых значений напряжения. Данные значения соответствуют значениям, установленным в стандарте (3).

Таблица 3 — Амплитуды импульсных помех

Вид собственных помех

Пиковое значение напряжения Us, В

для бортовых сетей 12 В

для бортовых сетей 24 В

Степень эмиссии помех

1

II

III

IV

1

II

III

IV

1.2

♦ 25 -25

♦ 50 -50

♦ 75 -100

♦ 100 -150

♦ 50 -150

♦100

-300

♦ 150 -450

♦ 200 -600

3

4.3 Требования при испытании на устойчивость к импульсным помехам в цепях питания

При испытании изделий на помехоустойчивость при различных степенях жесткости применяют указанные в таблицах 4 и 5 нормированные пиковые значения напряжения испытательных импульсов пяти видов, параметры которых определены в 5.3.3 Данные значения соответствуют значениям, установленным в стандарте (3] для испытательных уровней III и IV.

Таблица 4 — Параметры испытательных импульсов для бортовой сети 12 В

Испыта-

тельный

импульс

Пиковое значение Us. В

Минимальное количество импульсов или длитель-ность испытаний

Время импульсного цикла

Испытателыадй уровень

1

II

III

IV

min

max

1

-25

-50

-75

-100

5000 импульсов

0.5 с

-

-

♦ 37

♦ 50

5000 импульсов

0.2 с

-

-

♦ 10

♦ 10

10 импульсов

0.5 с

За

-25

-50

-112

- 150

36000 импульсов (1 ч)

90 мс

100 мс

ЗЬ

♦ 25

♦ 50

♦ 75

♦ 100

36000 импульсов (1 ч)

90 мс

100 мс

4

-4

-5

-6

-7

2 1 импульс

2 1 МИН

2 1 МИН

5

♦ 26,5

♦46,5

♦ 65

♦ 87

2 1 импульс

2 1 МИН

2 1 мин

Таблица 5 — Параметры испытательных импульсов для бортовой сети 24 В

Ислыта-

тельный

импульс

Пиковое значение Us. В

Минимальное количество импульсов или длитель-ность испытаний

Время импульсного цикла

Испытательный уровень

1

II

III

IV

min

max

1

-50

-100

-450

-600

5000 импульсов

0.5 с

-

-

♦ 37

♦ 50

5000 импульсов

0.2 с

♦ 25

♦ 50

♦ 20

♦20

10 импульсов

0.5 с

За

-35

-70

-150

-200

36000 импульсов (1ч)

90 мс

100 мс

ЗЬ

♦ 35

♦ 70

♦ 150

♦ 200

36000 импульсов (1ч)

90 мс

100 мс

4

-5

-10

-12

-16

2 1 импульс

2 1 МИН

2 1 МИН

5

♦ 70

♦ 113

♦ 123

♦ 173

2 1 импульс

2 1 мин

2 1 мин

4.4 Требования при испытании на устойчивость к импульсным помехам в контрольных и сигнальных цепях

Изделия должны быть устойчивы к воздействию испытательных импульсов с параметрами, указанными в таблицах 6 и 7 при различных степенях жесткости и в соответствии с их функциональным классом. Данные параметры соответствуют значениям, установленным в стандарте [4].

4

ГОСТ 33991-2016

Таблица 6 —Параметры испытательных импульсов для бортовой сети 12 В

Пиковое значение Us. В

Время импульсного

К1СПЫ11‘

тельный

Испытательный уровень

минимальное количество импульсов или дли тел ь-

цикла

импульс

1

II

III

IV

ность испытаний

min

max

1

-10

-15

-23

-30

2

♦ 8

♦ 15

♦ 23

♦ 30

5000 импульсов

0.5 с

5 с

-8

-15

-23

-30

За

-10

-20

-40

-60

36000 импульсов (1 ч)

100 мс

100 мс

зь

♦ 10

+ 20

♦ 30

♦ 40

Примечание — Допуск на время импульсного цикла для испытательных импульсов За и Зв — ± 10 %

Таблица 7 — Параметры испытательных импульсов для бортовой сети 24 8

Испыта

тельный

импульс

Пиковое значение Us. В

Минимальное количество импульсов или длитель-ность испытаний

Время импульсного цикла

Испытательный уровень

1

II

III

IV

mln

max

1

-15

-30

-45

-60

5000 импульсов

0.5 с

5 с

2

♦ 15 -15

+ 25 -25

♦ 35 -35

♦ 45

-45

5000 импульсов

За

-14

-28

-56

-80

36000 импульсов (1ч)

100 мс

100 мс

ЗЬ

♦ 14

♦ 28

♦ 56

♦ 80

Примечание — Допуск на время импульсного цикла для испытательных импульсов За и Зв — ± 10 %

5 Методы испытаний

5.1    Общие положения

5.1.1    Испытания проводят при нормальных внешних условиях в соответствии с ГОСТ 3940

5.1.2    Значения испытательных напряжений питания должны соответствовать приведенным в таблице 8. если при испытаниях не оговариваются другие значения, которые в этом случае должны быть указаны в протоколах испытаний.

Таблица 8 — Испытательные напряжения питания

Испытательное напряжение

Система электропитания

12 В

24 В

иА

13.5 ±0.5

27 ± 1

ив

12 ±0.2

24 ± 0.4

Примечание — Значения рабочего напряжения UA соответствуют среднему напряжению бортовой сети при работающем двигателе

5.1.3 Порядок проведения измерений и испытаний — произвольный. В случае, когда для всех испытаний применяют малое число объектов испытания, необходимо исключить возможное накопление эффектов от отдельных испытаний.

5.1 4 При проведении испытаний электромагнитная обстановка не должна влиять на результаты измерений.

5

5.1.5 Необходимое число объектов испытаний должно быть установлено в технической документации на конкретные виды изделий.

5.2 Испытание на эмиссию импульсных помех по цепям питания

5.2.1    Испытание проводят для оценки электрических и электронных компонентов изделия, рассматриваемого как источник кондуктивных импульсных помех, излучаемых вдоль линий электропитания от аккумулятора или коммутационных линий электропитания.

Измерения уровня собственных помех изделия должны определить значения напряжения кондуктивных импульсных помех в цепях питания и управления изделия и определить их соответствие предельно допустимым значениям.

5.2.2    При проведении измерений напряжения помех применяют оборудование:

1)    эквивалент бортовой сети транспортного средства (эквивалент сети);

2)    источник питания;

3)    силовой выключатель, обеспечивающий прерывание рабочего тока без вибрации и искрения контактов;

4)    осциллограф.

5.2.3    Для измерения напряжения помех исследуемое устройство подключают к источнику питания через эквивалент бортовой сети и силовой выключатель и размещают на металлической пластине заземления. Соединительный провод между эквивалентом бортовой сети и измеряемым объектом должен быть без изгибов и иметь длину (0,2 ± 0,05) м. Осциллограф подключают к эквиваленту сети со стороны измеряемого объекта через делитель напряжения. Все соединения проводов между эквивалентом сети, выключателем и изделием должны находиться на высоте от 50 до 60 мм над металлической пластиной заземления.

Схема измерения приведена на рисунке 1.

1 — осциллограф или эквивалентный прибор. 2 — делитель напряжения. 3 — эквивалент бортовой сети. 4 — наделив (источник импульсных помех). 5 — пластина заземления. 6 — источник электропитания. 7 — провод заземления длиной менее 100 мм.

Rs — нагрузочный резистор. S — силовой выключатель

Рисунок 1 — Схема измерения напряжения импульсных помех

6

ГОСТ 33991-2016

Для измерения помех 1-го вида силовой выключатель включается между источником электропитания и эквивалентом бортовой сети, для измерения помех 2-го вида силовой выключатель включается между эквивалентом бортовой сети и изделием.

Измерения проводят во всех возможных режимах работы, а также при приведении в действие имеющихся элементов управления и при размыкании/замыкании цепи питания силовым выключателем. После размыкания рабочего напряжения нагрузочный резистор Rs служит для моделирования активного сопротивления тех потребителей, которые подключены параллельно к изделию в отделенной от источника питания части бортовой сети. Следует применять безындуктивный резистор сопротивлением 40 Ом.

Для оценки характеристики формы кривой импульсных помех рекомендуется определять следующие параметры:

-    максимальная амплитуда импульса;

-    длительность импульса;

-    время нарастания импульса;

-    время слада импульса;

-    период частоты повторения импульсов;

-    длительность пачки импульсов;

-    время между пачками импульсов;

-    время цикла пачки импульсов.

5.2.4    Для измерения напряжения импульсных помех следует применять измерительный цифровой или аналоговый запоминающий осциллограф со следующими параметрами:

1)    ширина полосы частот — 400 МГц;

2)    входная чувствительность — не менее 5 мВ/деление;

3)    точность измерения — не более 10 %.

Допускается применять другие средства измерений, обеспечивающие необходимую точность измерений и сохранение результатов.

5.2.5    Эквивалент бортовой сети применяется для обеспечения сопоставимости результатов натурных и лабораторных измерений и имитирует бортовую сеть транспортного средства

В качестве эквивалента сети применяют пассивный четырехполюсник, схема и параметры которого приведены на рисунке 2.

5 мкГн

АО    ♦    о    р

io.1 мкФ

ПбО Ом

ВО    -    А    08

А — вывод эле про питания, 8 — соединение с массой. Р — вывод измеряемого объекта Рисунок 2 — Схема эквивалента бортовой сети

Индуктивность эквивалента бортовой сети выполняется в виде катушки с воздушным сердечником с индуктивностью 5 мкГн. Ее активное сопротивление не должно превышать 5 мОм. Эквивалент бортовой сети должен быть сконструирован таким образом, чтобы значение модуля входного сопротивления короткого замыкания на выводе измеряемого объекта | ZPB| в диапазоне частот от 0.1 до 100 МГц соответствовало с погрешностью в пределах ± 10 % теоретической кривой, представленной на рисунке 3.

7