Купить ГОСТ 33724.1-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Устанавливает требования безопасности и методы контроля пневматического оборудования тормозного для железнодорожного подвижного состава, эксплуатирующийся со скоростями до 200 км/ч включительно, блоков тормозных (в том числе дисков и накладок) - до 250 км/ч включительно.
Информация бюро по стандартам МГС о дополнительном присоединении страны Украина (UA, Минэкономразвития Украины); ИУС 4-2018
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Требования безопасности
4.1 Общие положения
4.2 Требования безопасности, предъявляемые к тормозному оборудованию железнодорожного подвижного состава
5 Маркировка
6 Методы контроля (испытаний)
6.1 Проведение испытаний воздухораспределителей с бесступенчатым отпуском автоматических тормозов пассажирского подвижного состава
6.2 Проведение испытаний воздухораспределителей со ступенчатым отпуском автоматических тормозов пассажирского подвижного состава
6.3 Проведение испытаний воздухораспределителей автоматических тормозов грузового подвижного состава
6.4 Проведение испытаний универсального крана машиниста
6.5 Проведение испытаний крана машиниста с автоматическими перекрышами
6.6 Проведение испытаний тормозных блоков
6.7 Проведение испытаний резиновых изделий и уплотнительных резин тормозных пневматических систем железнодорожного подвижного состава
7 Оформление результатов испытаний
8 Требования к утилизации
Приложение А (обязательное) Резины, используемые для уплотнительных изделий тормозных пневматических систем железнодорожного подвижного состава
Дата введения | 01.11.2016 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.02.2017 |
Актуализация | 01.01.2021 |
29.01.2016 | Утвержден | Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации | 84-П |
---|---|---|---|
17.03.2016 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 162-ст |
Разработан | ООО ЦТК | ||
Издан | Стандартинформ | 2016 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
ГОСТ
33724.1-
2016
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION (ISC)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
Часть 1
Воздухораспределители, краны машиниста, блоки тормозные, изделия резиновые уплотнительные
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2016
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Центр Технической Компетенции» (ООО «ЦТК»)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации (МТК 524 «Железнодорожный транспорт»)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 января 2016 г. № 84-П)
За принятие проголосовали: | |||||||||||||||||||||
|
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 марта 2016 г. № 162-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33724.1-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2016 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований регламента Таможенного союза: «О безопасности железнодорожного подвижного состава»
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
© Стандартинформ, 2016
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Наименование показателя |
Нормативное значение показателя |
Номер подпункта метода испытания (контроля) |
3 Показатели работы отдельного воздухораспределителя при воздействии предельных значений рабочих температур |
6.2.2.3, перечисление а) | |
3.1 Давление в тормозном резервуаре: | ||
- через 60 с после снижения давления в магистральном резервуаре с зарядного давления на 0,05 МПа (0,5 кгс/см2), МПа (кгс/см2), не менее |
0,03 (0,3) | |
- при последующем повышении давления в магистральном резервуаре до зарядного давления, МПа (кгс/см2), не более |
0,005 (0,05) | |
3.2 Давление в тормозном резервуаре при полном служебном торможении, МПа (кгс/см2) |
0,38!°$ (3,9$) |
6.2.2.3, перечисление б) |
3.3 Изменение давления сжатого воздуха в тормозном резервуаре при утечке из него после полного служебного торможения, МПа (кгс/см2), не более |
0,04 (0,4) |
6.2.2.3, перечисление в) |
3.4 Время выпуска воздуха из тормозного резервуара до давления 0,04 МПа (0,4 кгс/см2) при отпуске после полного служебного торможения, с, не более |
6.2.2.3, перечисление г) | |
- на режиме пассажирского поезда |
25 | |
- на режиме грузового поезда (при наличии) |
70 | |
3.5 Давление в тормозном резервуаре при отпуске после полного служебного торможения, МПа (кгс/см2), не более |
0,005 (0,05) |
6.2.2.3, перечисление г) |
4 Работоспособность при воздействии внешних механических факторов |
6.2.2.4 | |
4.1 Отсутствие срабатывания воздухораспределителя на торможение при воздействии внешних механических факторов |
Отсутствие срабатывания воздухораспределителя на торможение |
6.2.2.4, перечисление а) |
4.2 Изменение установившегося давления в тормозном резервуаре после ступени торможения при воздействии внешних механических факторов, МПа (кгс/см2), не более |
0,01 (0,1) |
6.2.2.4, перечисление б) |
4.3 Изменение установившегося давления в тормозном резервуаре после полного служебного торможения при воздействии внешних механических факторов, МПа (кгс/см2), не более |
0,01 (0,1) |
6.2.2.4, перечисление в) |
4.4 Изменение установившегося давления в тормозном резервуаре после экстренного торможения при воздействии внешних механических факторов, МПа (кгс/см2), не более |
0,01 (0,1) |
6.2.2.4, перечисление г) |
4.2.3 Показатели безопасности воздухораспределителей автоматических тормозов грузового подвижного состава, их нормативные значения и методы контроля указаны в таблице 4.3.
Наименование показателя |
Нормативное значение показателя |
Номер подпункта метода испытания (контроля) |
1 Показатели работы воздухораспределителя при температуре плюс (20 ± 10) °С | ||
1.1 Воздухораспределитель на режимах работы «Равнинный» и «Груженый» должен обеспечить: | ||
1.1.1 Время зарядки запасного резервуара, с |
14—18 |
6.3.2.1, перечисление а) |
1.1.2 Давление в тормозном резервуаре после ступени торможения МПа (кгс/см2), не менее |
0,06 (0,6) |
6.3.2.1, перечисление б) |
1.1.3 Изменение давления в тормозном и запасном резервуаре после ступени торможения, МПа (кгс/см2), не более |
0,005 (0,05) |
6.3.2.1, перечисление б) |
1.1.4 Время выпуска воздуха из тормозного резервуара при повышении давления в магистральном резервуаре медленным темпом, с не более |
70 |
6.3.2.1, перечисление б) |
1.1.5 Давление в тормозном резервуаре при полном служебном торможении, МПа (кгс/см2) |
0,39—0,44 (4,0—4,5) |
6.3.2.1, перечисление в) |
1.1.6 Время наполнения тормозного резервуара при полном служебном торможении до 0,34 МПа (3,5 кгс/см2), с |
8—15 |
6.3.2.1, перечисление в) |
1.1.7 Время выпуска воздуха из тормозного резервуара при отпуске после полного служебного торможения повышением давления в магистральном резервуаре до зарядного давления, с, не более |
60 |
6.3.2.1, перечисление в) |
1.1.8 Время выпуска воздуха из тормозного резервуара при отпуске после полного служебного торможения повышением давления в тормозной магистрали до 0,44+001 МПа (4,5+0/| кгс/ см2), с, не более |
70 |
6.3.2.1, перечисление в) |
1.1.9 Давление сжатого воздуха в тормозном резервуаре при снижении давления в магистральном резервуаре темпом мягкости с повышенного зарядного давления, МПа (кгс/см2), не более |
0,005 (0,05) |
6.3.2.1, перечисление г) |
1.1.10 Давление в запасном резервуаре при понижении давления в магистральном резервуаре темпом мягкости с повышенного зарядного давления, МПа (кгс/см2), не менее |
0,57 (5,8) |
6.3.2.1, перечисление г) |
1.2 Воздухораспределитель на режимах «Равнинный» и «Средний» должен обеспечить: | ||
1.2.1 Давление в тормозном резервуаре при полном служебном торможении, МПа (кгс/см2) |
0,29—0,33 (3,0—3,4) |
6.3.2.1, перечисление д) |
1.2.2 Изменение давления в тормозном резервуаре при утечке из него, МПа (кгс/см2), не более |
0,036 (0,35) |
6.3.2.1, перечисление д) |
1.3 Давление в тормозном резервуаре на режимах работы воздухораспределителя «Равнинный» и «Порожний» при полном служебном торможении, МПа (кгс/см2) |
0,14—0,18 (1,4—1,8) |
6.3.2.1, перечисление е) |
1.4 Воздухораспределитель на режимах работы «Горный» и «Груженый» при повышенном зарядном давлении должен обеспечить: | ||
1.4.1 Время выпуска воздуха из тормозного резервуара при отпуске после полного служебного торможения повышением давления в магистральном резервуаре до зарядного давления, с, не более |
70 |
6.3.2.1, перечисление ж) |
1.4.2 Давление в тормозном резервуаре при ступени отпуска после служебного торможения, МПа (кгс/см2), не менее |
0,06 (0,6) |
6.3.2.1, перечисление и) |
Наименование показателя |
Нормативное значение показателя |
Номер подпункта метода испытания (контроля) |
2 Показатели работы 100 воздухораспредели- | ||
телей на групповом стенде: | ||
2.1 Воздухораспределители на режимах работы «Равнинный» и «Груженый» должны обеспе- | ||
нить: | ||
2.1.1 Время наполнения тормозных цилиндров при ступени торможения, с, не более |
10 |
6.3.2.2, перечисление а) |
2.1.2 Давление в тормозных цилиндрах при сту- |
0,06—0,18 |
6.3.2.2, перечисление а) |
пени торможения через 120 с, МПа (кгс/см2) |
(0,6—1,8) | |
2.1.3 Давление в тормозных цилиндрах при ступени торможения через 300 с, МПа (кгс/см2), не ме- |
6.3.2.2, перечисление а) | |
нее |
0,04 (0,4) | |
2.1.4 Время выпуска воздуха из тормозных ци- |
6.3.2.2, перечисление а) | |
линдров при отпуске после ступени торможения, с, не более |
60 | |
2.1.5 Время выпуска воздуха из тормозных цилиндров при отпуске после полного служебного тор- |
6.3.2.2, перечисление б) | |
можения повышением давления в тормозной | ||
магистрали до 0,44+0 01 МПа (4,5+0/| кгс/см2), с, не бо- | ||
лее |
90 | |
2.1.6 Скорость распространения тормозной волны при экстренном торможении, м/с, не менее |
275 |
6.3.2.2, перечисление б) |
2.1.7 Давление в тормозных цилиндрах после | ||
экстренного торможения, МПа (кгс/см2): | ||
- на режиме «Равнинный» и «Средний» |
0,29—0,33 |
6.3.2.2, перечисление в) |
СО 1 о со | ||
- на режиме «Равнинный» и «Груженый» |
0,39—0,44 |
6.3.2.2, перечисление в) |
(4,0—4,5) | ||
2.2 Воздухораспределители на режимах работы «Горный» и «Груженый» должны обеспечивать: | ||
2.2.1 Давление в тормозных цилиндрах через |
6.3.2.2, перечисление г) | |
600 с после ступени торможения, МПа (кгс/см2), не | ||
менее |
0,039 (0,4) | |
2.2.2 Давление в тормозных цилиндрах после |
0,39—0,44 |
6.3.2.2, перечисление д) |
полного служебного торможения, МПа (кгс/см2) |
(4,0—4,5) | |
2.2.3 Давление в тормозных цилиндрах при ступени отпуска после полного служебного торможе- |
0,05—0,29 |
6.3.2.2, перечисление д) |
ния в течение 210 с, МПа (кгс/см2) |
(0,5—3,0) | |
3 Показатели работы отдельного воздухорас- | ||
пределителя при воздействии предельных значе- | ||
ний рабочих температур | ||
3.1 Давление в тормозном резервуаре после ступени торможения, МПа (кгс/см2), не менее |
0,04 (0,4) |
6.3.2.3, перечисление а) |
3.2 Отсутствие полного выпуска воздуха из тор- |
6.3.2.3, перечисление а) | |
мозного резервуара после ступени торможения в течение времени, с, не менее |
300 | |
3.3 Изменение давления в тормозном резервуаре при утечке из него, МПа (кгс/см2), не более |
0,05 (0,5) |
6.3.2.3, перечисление а) |
3.4 Давление сжатого воздуха в тормозном ре- |
6.3.2.3, перечисление а) | |
зервуаре при отпуске после ступеней торможения | ||
повышением давления в магистральном резервуа- | ||
ре до 0,46_д 01 МПа (4,7 01 кгс/см2), не более |
0,005 (0,05) |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 4.4 |
4.2.4 Показатели безопасности крана машиниста универсального, их нормативные значения и методы контроля указаны в таблице 4.4.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Наименование показателя |
Нормативное значение показателя |
Номер подпункта метода испытания (контроля) |
1.4 Время снижения давления в магистральном резервуаре от 0,49 до 0,39 МПа (от 5,0 до 4,0 кгс/см2) при положении органа управления крана машиниста «Служебное торможение», с |
4—5 |
6.4.2.1, перечисление г) |
1.5 Время снижения давления в магистральном резервуаре от 0,49 до 0,15 МПа (от 5,0 до 1,5 кгс/см2) при положении органа управления крана машиниста «Экстренное торможение», с, не более |
3 |
6.4.2.1, перечисление д) |
1.6 Время снижения давления сжатого воздуха в магистральном резервуаре от 0,59 до 0,57 МПа (от 6,0 до 5,8 кгс/см2) при положении «Поездное» и утечке воздуха из магистрального резервуара через отверстие диаметром 2 мм, с |
80—120 |
6.4.2.1, перечисление е) |
2 Показатели работы кранов машиниста при предельных значениях рабочих температур | ||
2.1 Снижение давления в магистральном резервуаре при установке органа управления крана машиниста в положение «Перекрыша с питанием» и утечке воздуха из магистрального резервуара через отверстие диаметром 1 мм, МПа (кгс/см2), не более |
0,015(0,15) |
6.4.2.2, перечисление а) |
2.2 Снижение давления в магистральном резервуаре при установке органа управления крана машиниста в положение «Поездное» и утечке воздуха из магистрального резервуара через отверстие диаметром 1 мм, МПа (кгс/см2), не более |
0,015(0,15) |
6.4.2.2, перечисление а) |
2.3 Изменение в течение 180 с установившегося давления сжатого воздуха в уравнительном резервуаре после ступени торможения при положении органа управления крана машиниста «Перекрыша с питанием», МПа (кгс/см2), не более |
0,015(0,15) |
6.4.2.2, перечисление б) |
2.4 Изменение давления сжатого воздуха в уравнительном резервуаре при установке органа управления крана машиниста в положение «Перекрыша без питания» |
Снижение давления в уравнительном резервуаре |
6.4.2.2, перечисление в) |
3 Работоспособность при воздействии внешних механических факторов | ||
3.1 Изменение установившегося давления в магистральном резервуаре при положении «Поездное» при создании искусственной утечки из магистрального резервуара через отверстие диаметром 2 мм, МПа (кгс/см2), не более |
0,015(0,15) |
6.4.2.3, перечисление а) |
3.2 Изменение в течение 180 с установившегося давления в магистральном резервуаре при положении «Перекрыша с питанием» после ступени торможения, МПа (кгс/см2), не более |
0,01(0,1) |
6.4.2.3, перечисление б) |
3.3 Время снижения давления в магистральном резервуаре от 0,49 до 0,39 МПа (от 5,0 до 4,0 кгс/см2) при положении органа управления крана машиниста «Служебное торможение», с |
4—5 |
6.4.2.3, перечисление в) |
3.4 Время снижения давления в магистральном резервуаре от 0,49 до 0,15 МПа (от 5,0 до 1,5 кгс/см2) при положении органа управления крана машиниста «Экстренное торможение», с, не более |
3 |
6.4.2.3, перечисление г) |
4.2.5 Показатели безопасности крана машиниста тормозного с автоматическими перекрышами, их нормативные значения и методы контроля указаны в таблице 4.5.
Таблица 4.5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
4.2.6 Показатели безопасности блоков тормозных, их нормативные значения, и методы контроля указаны в таблице 4.6
Наименование показателя |
Нормативное значение показателя |
Номер подпункта метода испытания (контроля) |
1 Показатели работы при температуре (20 ± 10) °С | ||
1.1 Давление в тормозном блоке, при котором происходит начало перемещения колодки (накладки), МПа (кгс/см2), не более |
0,06 (0,6) |
6.6.2.1, перечисление а) |
1.2 Изменение давления в тормозном блоке за 180 с при давлении (0,41 ± 0,02) МПа, (4,2 ± 0,2) кгс/см2, не более |
0,01 (0,1) |
6.6.2.1, перечисление б) |
1.3 Зазор между колодкой (накладкой) и колесом (диском), мм: |
6.6.2.1, перечисление в) | |
- колодкой и колесом |
5—8 | |
- накладкой и диском (суммарный) |
2—6 | |
1.4 Изменение силы нажатия колодки (накладки) на колесо (диск) при износе колодки (накладки) до предельно допустимой в эксплуатации, %, не более |
5 |
6.6.2.1, перечисление г) |
2 Показатели работы при предельных значениях рабочих температур | ||
2.1 Давление в тормозном блоке, при котором происходит начало перемещения колодки (накладки), МПа (кгс/см2), не более |
0,065 (0,65) |
6.6.2.2, перечисление а) |
2.2 Изменение давления в тормозном блоке за 180 с при давлении (0,41 ± 0,02) МПа, (4,2 ± 0,2) кгс/см2, не более |
0,01 (0,1) |
6.6.2.2, перечисление б) |
3 Работоспособность устройства при воздействии внешних механических факторов | ||
3.1 Изменение силы нажатия колодки (накладки) на колесо (диск) при воздействии внешних механических факторов, %, не более |
5 |
6.6.2.3, перечисление а) |
3.2 Изменение установившегося давления в тормозном блоке за 180 с при давлении (0,41 ± 0,02) МПа, (4,2 ± 0,2) кгс/см2 при воздействии внешних механических факторов, не более |
0,01 (0,1) |
6.6.2.3, перечисление б) |
4 Комплектующие тормозного блока 4.1 Показатели безопасности тормозных дисков 4.1.1 Требования к рабочим поверхностям | ||
Шероховатость поверхности трения Rz, мкм, не более |
6.6.2.4 | |
- до 200 км/ч, включ. |
20 | |
- от 200 км/ч — до 250 км/ч, включ. Для стальных дисков св. 200 км/ч |
16 |
6.6.2.4 |
- отклонение от плоскостности фрикционной поверхности, мм, не более |
0,1 | |
- отклонение от параллельности фрикционных поверхностей осевых дисков по отношению друг к другу, мм, не более |
0,2 | |
- торцевое биение фрикционных поверхностей, мм, не более |
0,3 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Наименование показателя |
Нормативное значение показателя |
Номер подпункта метода испытания (контроля) |
в) коэффициент статического трения пары диск—накладка подвижного состава, не менее |
0,25 |
6.6.2.6, перечисление б) |
г) огнестойкость: открытое пламя на поверхности трения при торможении |
Не допускается |
6.6.2.6, перечисление в) |
д) сопротивление термомеханической усталости при длительных и остановочных торможениях: |
6.6.2.6, перечисления г, д) | |
- трещины, кольцевые выработки, прижоги в виде кольцевых полос или пятен диаметром более 80 мм |
Не допускаются | |
- температура, при которой сохраняются фрикционные свойства материала накладок, °С, не менее: |
6.6.2.6, перечисления г, д) | |
- для полимерных накладок |
450 | |
- для металлокерамических накладок |
550 |
4.2.7 Показатели безопасности изделий резиновых и резин уплотнительных тормозных пневматических систем железнодорожного подвижного состава, их нормативные значения и методы контроля указаны в таблицах 4.7—4.9
Таблица 4.7 — Геометрические размеры и физико-механические свойства | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
1 Область применения...................................................1
2 Нормативные ссылки..................................................1
3 Термины и определения................................................2
4 Требования безопасности...............................................3
4.1 Общие положения..................................................3
4.2 Требования безопасности, предъявляемые к тормозному оборудованию железнодорожного
подвижного состава...................................................3
5 Маркировка........................................................24
6 Методы контроля (испытаний)............................................24
6.1 Проведение испытаний воздухораспределителей с бесступенчатым отпуском автоматических тормозов пассажирского подвижного состава..............................24
6.2 Проведение испытаний воздухораспределителей со ступенчатым отпуском автоматических
тормозов пассажирского подвижного состава..................................29
6.3 Проведение испытаний воздухораспределителей автоматических тормозов грузового
подвижного состава...................................................33
6.4 Проведение испытаний универсального крана машиниста.......................38
6.5 Проведение испытаний крана машиниста с автоматическими перекрышами............41
6.6 Проведение испытаний тормозных блоков.................................43
6.7 Проведение испытаний резиновых изделий и уплотнительных резин тормозных пневматических систем железнодорожного подвижного состава............................46
7 Оформление результатов испытаний.......................................50
8 Требования к утилизации...............................................50
Приложение А (обязательное) Резины, используемые для уплотнительных изделий тормозных
пневматических систем железнодорожного подвижного состава.............51
Окончание таблицы 4.7 | ||||||||||||||||||||||||
|
18
Pneumatic brake equipment of the railway rolling stock. Safety requirements and inspection procedures. Part 1. Air distributors, brake valves, brake units, sealing rubber components
Дата введения — 2016—11—01
1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности и методы контроля пневматического оборудования тормозного для железнодорожного подвижного состава (далее — тормозное оборудование), эксплуатирующийся со скоростями до 200 км/ч включительно, блоков тормозных (в том числе дисков и накладок) — до 250 км/ч включительно.
1.2 Настоящий стандарт распространяется на следующие виды тормозного оборудования:
- воздухораспределители с бесступенчатым отпуском автоматических тормозов пассажирского подвижного состава;
- воздухораспределители со ступенчатым отпуском автоматических тормозов пассажирского подвижного состава;
- воздухораспределители автоматических тормозов грузового подвижного состава;
- кран машиниста универсальный;
- кран машиниста тормозной с автоматическими перекрышами;
- блоки тормозные;
- изделия резиновые уплотнительные для тормозных пневматических систем железнодорожного подвижного состава (диафрагмы, манжеты, воротники, уплотнители кранов, прокладки), поставляемые в качестве запасных частей для осуществления ремонта тормозного пневматического оборудования;
- изделия уплотнительные для тормозного оборудования железнодорожного подвижного состава, поставляемые в качестве запасных частей для осуществления ремонта тормозного пневматического оборудования.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 8.051-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм
ГОСТ 9.029-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Резины. Методы испытаний на стойкость к старению при статической деформации сжатия
ГОСТ 9.030-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Резины. Методы испытаний на стойкость в ненапряженном состоянии к воздействию жидких агрессивных сред
Издание официальное
ГОСТ 15.902-2014 Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство
ГОСТ 25.506-85 Расчеты и испытания на прочность. Методы механических испытаний металлов. Определение характеристик трещиностойкости (вязкости разрушения) при статическом нагружении ГОСТ 263-75 Резина. Метод определения твердости по Шору А ГОСТ 270-75 Резина. Метод определения упругопрочностных свойств при растяжении ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892—84) Металлы. Методы испытаний на растяжение ГОСТ 9012-59 (ИСО 410—82, ИСО 6506—81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю ГОСТ 9433-80 Смазка ЦИАТИМ-221. Технические условия
ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах
ГОСТ 13808-79 Резина. Метод определения морозостойкости по эластическому восстановлению после сжатия
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 17433-80 Промышленная чистота. Сжатый воздух. Классы загрязненности ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 20403-75 Резина. Метод определения твердости в международных единицах (от 30 до 100IRHD)
ГОСТ 27208-87 Отливки из чугуна. Методы механических испытаний
ГОСТ 30631-99 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 блок тормозной: Пневмомеханическое устройство, предназначенное для преобразования давления сжатого воздуха в силу нажатия на тормозные колодки (накладки) с автоматическим поддержанием постоянного зазора между колодками (накладками) и колесами (дисками) при их износе
3.2 воздухораспределитель: Устройство (или комплекс устройств), предназначенное для управления давлением сжатого воздуха в тормозном цилиндре в зависимости от изменения давления в тормозной магистрали автоматического пневматического тормоза.
Примечание — Г рузовой воздухораспределитель может иметь до трех грузовых режимов включения, отличающихся величиной максимального давления в тормозном цилиндре («Порожний», «Средний», «Груженый»), а также два режима отпуска: бесступенчатый («Равнинный») и ступенчатый («Горный»).
Пассажирский воздухораспределитель может иметь до двух режимов отпуска - бесступенчатый и/или ступенчатый, а также режимы, при которых реализуется разное время наполнения сжатым воздухом тормозного цилиндра при торможении и выпуска воздуха из него при отпуске (например «Короткосоставный»/«Длинносостав-ный» или «Грузовой»/«Пассажирский»).
3.3 давление зарядное: Установившееся давление в тормозной магистрали при поездном положении органа управления крана машиниста и полностью заряженной тормозной системе поезда.
3.4 давление сверхзарядное: Повышенное давление в тормозной магистрали по сравнению с зарядным давлением.
3.5 тормозной цилиндр: Пневмомеханическое устройство, предназначенное для преобразования давления сжатого воздуха в силу нажатия на тормозные колодки (накладки).
3.6 запасный резервуар: Резервуар, предназначенный для содержания запаса сжатого воздуха, необходимого для наполнения тормозного цилиндра (тормозного резервуара).
2
3.7 уравнительный резервуар: Резервуар крана машиниста, выполняющий функцию задатчика величины и темпов изменения давления в тормозной магистрали.
3.8 кран машиниста: Устройство или комплекс устройств, предназначенное для управления автоматическими пневматическими тормозами: зарядки тормозной магистрали, поддержания в ней зарядного давления и управления изменением давления в тормозной магистрали поезда или отдельного локомотива.
Примечание — Кран машиниста универсальный имеет следующие положения органа управления: «зарядка и отпуск»; «поездное»; «перекрыта с питанием»; «перекрыта без питания»; «служебное торможение»; «экстренное торможение».Положение «зарядка и отпуск» предназначено для временного повышения давления сжатого воздуха в тормозной магистрали до величины, превышающей установленное зарядное давление.
Положение «поездное» предназначено для автоматического поддержания установленного зарядного давления в тормозной магистрали, а также перехода с повышенного давления сжатого воздуха в тормозной магистрали на зарядное давление.
При положении «перекрыта без питания» восстановление утечек сжатого воздуха из тормозной магистрали не происходит.
Положение «перекрыта с питанием» предназначено для поддержания в тормозной магистрали установленного давления независимо от утечек сжатого воздуха из тормозной магистрали.
Положение «служебное торможение» предназначено для снижения давления сжатого воздуха в тормозной магистрали.
Положение «экстренное торможение» предназначено для прямого сообщения тормозной магистрали с атмосферой через кран машиниста со снижением давления сжатого воздуха в тормозной магистрали до нулевого значения. Применяют в случае необходимости экстренной остановки.
Кран машиниста с автоматическими перекрышами имеет положения органа управления: «поездное»; «служебное торможение»; «экстренное торможение».
В кране с автоматическими «перекрышами» зона служебных торможений имеет плавное регулирование изменения давления в тормозной магистрали или не менее 4 фиксированных положений с фиксированными величинами давлений в тормозной магистрали или в управляющем резервуаре. При этом каждое последующее положение имеет большую величину снижения давления сжатого воздуха в тормозной магистрали.
3.9 ступенчатое торможение или отпуск: Последовательное снижение или повышение давления сжатого воздуха в тормозной магистрали ступенями с выдержкой каждой из них.
3.10 тормоз автоматический пневматический: Комплекс устройств, располагаемый на подвижной единице и обеспечивающий наполнение тормозных цилиндров при снижении давления в тормозной магистрали ниже зарядного давления.
4.1.1 По стойкости к воздействию внешних механических воздействующих факторов тормозное оборудование должно соответствовать группам механического исполнения 25,26 или 27 по ГОСТ 30631 с учетом конструкции тормозного оборудования и места его установки на железнодорожном подвижном составе, а при наличии в конструкции оборудования электротехнических изделий дополнительно должен соответствовать этим группам по ГОСТ 17516.1.
При испытаниях по стойкости к воздействию внешних механических воздействующих факторов должны достигаться максимальные (предельные) значения внешних механических факторов по ГОСТ 30631 или ГОСТ 17516.1 в зависимости от вида тормозного оборудования.
Испытания по стойкости к воздействию внешних механических воздействующих факторов обязательно проводят при приемочных испытаниях в соответствии с ГОСТ 15.902.
4.1.2 Тормозное оборудование должно работать при качестве сжатого воздуха соответствующего 6 классу загрязненности по ГОСТ 17433.
Допускается устанавливать более высокие требования к качеству сжатого воздуха.
4.2.1 Показатели безопасности воздухораспределителей с бесступенчатым отпуском автоматических тормозов пассажирского подвижного состава, их нормативные значения и методы контроля указаны в таблице 4.1.
3
Таблица 4.1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Окончание таблицы 4.1 | ||||||||||||||||||||||||
|
4.2.2 Показатели безопасности воздухораспределителей автоматических тормозов пассажирского подвижного состава со ступенчатым отпуском автоматических тормозов, их нормативные значения и методы контроля указаны в таблице 4.2.
Таблица 4.2 | ||||||||||||||||||
|
Наименование показателя |
Нормативное значение показателя |
Номер подпункта метода испытания (контроля) |
1.5 Давление в тормозном цилиндре (резервуаре) после полного служебного торможения МПа |
0,38 ± 0,01 |
6.2.2.1, перечисление в) |
(кгс/см2) |
(3,9 ± 0,1) | |
1.6 Время выпуска воздуха из тормозного ци- |
6.2.2.1, перечисление г) | |
линдра (резервуара) до давления в нем 0,04 МПа, (0,4 кгс/см2) при отпуске после полного служебного | ||
торможения, с: | ||
- на режиме пассажирского поезда |
15—20 | |
- на режиме пассажирского поезда для МВПС |
7—10 | |
- на режиме грузового поезда (при наличии) 1.7 Время наполнения тормозного цилиндра |
45—60 | |
(резервуара) до 95 % полного давления в нем после снижения давления в магистральном резервуаре темпом экстренного торможения, с: | ||
- на режиме пассажирского поезда |
3—5 |
6.2.2.1, перечисление д) |
- на режиме грузового поезда (при наличии) 1.8 Изменение установившегося давления |
18—30 |
6.2.2.1, перечисление е) |
сжатого воздуха в тормозном цилиндре (резервуаре) при утечке из него после экстренного торможения, МПа (кгс/см2), не более |
0,03 (0,3) | |
1.9 Давления, при которых воздухораспреде- | ||
литель при отпуске после торможения, имеет полную готовность к последующему торможению: | ||
- в тормозной магистрали ниже зарядного дав- |
6.2.2.1, перечисление ж) | |
ления на величину, МПа (кгс/см2), не менее |
0,015(0,15) | |
- в тормозном цилиндре (резервуаре), МПа (кгс/см2), менее |
0,03 (0,30) | |
1.10 Отсутствие перезарядки и срабатывания |
6.2.2.1, перечисление и) | |
на торможение полностью готового к торможению воздухораспределителя при повышении давления в магистральном резервуаре с зарядного давления до (0,59 ± 0,005) МПа (6,0 ± 0,05 кгс/см2) и его последующем снижении до зарядного давления в течение времени завышения давления, с, не менее |
2 | |
2 Показатели работы 20 воздухораспредели- | ||
телей на групповом стенде | ||
2.1 Скорость распространения тормозной волны при экстренном торможении, м/с, не менее |
250 |
6.2.2.2, перечисление а) |
2.2 Давления в тормозных цилиндрах через 60 с после экстренного торможения, МПа |
0,38+ 0,01 |
6.2.2.2, перечисление б) |
(кгс/см2) |
(3,9+ 0,1) | |
2.3 Срабатывание всех воздухораспределите- |
6.2.2.2, перечисление в) | |
лей на торможение при снижении давления в тор- | ||
мозной магистрали на величину МПа (кгс/см2), не более |
0,03 (0,3) | |
2.4 Давление сжатого воздуха в тормозном ци- |
6.2.2.2, перечисление г) | |
линдре при снижении давления в тормозной магис- | ||
трали с зарядного давления темпом мягкости, МПа (кгс/см2), не более |
0,005 (0,05) | |
2.5 Время выпуска воздуха из тормозных цилиндров до давления 0,04 МПа (0,4 кгс/см2) при отпуске после полного служебного торможения, не более |
6.2.2.2, перечисление д) | |
- на режиме пассажирского поезда |
25 | |
- на режиме грузового поезда (при наличии) |
70 |