Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

55 страниц

532.00 ₽

Купить ГОСТ 33651-2015 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на грузопассажирские строительные подъемники, предназначенные для использования рабочим персоналом, имеющим разрешение для входа на строительную площадку и строительные сооружения.

 Скачать PDF

Содержит требования EN 12159:2012

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Перечень опасных факторов

5 Требования и меры безопасности

     5.1 Общие положения

     5.2 Нагрузки и расчеты

     5.3 Опорная рама

     5.4 Мачта, анкерные крепления мачты и буфер

     5.5 Защитные устройства траектории движения и погрузочных площадок

     5.6 Грузонесущее устройство

     5.7 Привод

     5.8 Электрические системы и оборудование

     5.9 Устройства управления

     5.10 Мероприятия, проводимые при аварийных ситуациях

     5.11 Шум

6 Подтверждение соответствия

     6.1 Соответствие в отношении конструкции

     6.2 Проверка соответствия стандарту

     6.3 Испытания подъемников перед вводом в эксплуатацию

7 Информация для пользователя

     7.1 Руководство по эксплуатации

     7.2 Маркировка

     7.3 Маркировка органов управления

Приложение А (обязательное) Европейская карта штормовых ветров

Приложение В (обязательное) Перечень электрических устройств безопасности

Приложение ДА (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой применяемого в нем европейского регионального стандарта

Приложение ДБ (справочное) Перечень технических отклонений и редакционных изменений в настоящем стандарте по отношению к EN 12159:2012

Приложение ДВ (справочное) Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте

Библиография

 
Дата введения01.06.2017
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

10.12.2015УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации48-2015
02.06.2016УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии496-ст
РазработанТК 438 Подъемники с рабочими платформами
ИзданСтандартинформ2016 г.

Passenger and freight construction site hoists. General specifications

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ГОСТ

33651—

2015

(EN 12159:2012)

ПОДЪЕМНИКИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ГРУЗОПАССАЖИРСКИЕ

Общие технические условия

(EN 12159:2012,

Builders hoists for persons and materials with vertically guided cages,

MOD)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2016

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации 438 «Подъемники с рабочими платформами» на основе собственного перевода на русский язык немецкоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2    ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. № 48-2015)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК(ИС0 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 июня 2016 г. № 496-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2017 г.

5    Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому стандарту EN 12159:2012 «Подъемники строительные с вертикально направляемой клетью для перемещения людей и материалов» («Builders hoists for persons and materials with vertically guided cages», MOD) путем включения дополнительных положений, фраз, слов, которые выделены в тексте курсивом, а также путем изменения его структуры для приведения в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ 1.5-2001 (подразделы 4.2 и 4.3).

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного европейского стандарта приведено в дополнительном приложении ДА.

Объяснения причин технических отклонений и редакторских изменений приведены в дополнительном приложении ДБ.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского регионального стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5-2001 (подраздел 3.6).

6    Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования»

7 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Таблица 1.3 — Перечень опасных факторов, связанных с подъемом людей и грузов

Опасный фактор

Соответствующие пункты настоящего стандарта

Опасности для людей, поднимающихся на подъемнике

20

Опасности, связанные с перегрузкой или переполнением кабины

5.6, 5.7.3, 7.1 2 9

21

Неожиданные движения кабины вследствие заданных снаружи команд на движение или иных движений оборудования

5.7.4.1,5.9.7.1.2, 5.9.7.2.3, 5.10.4

22

Превышение скорости

5.4.3, 5.6.2, 5.7.4.5

23

Выпадение людей из кабины

5.6.1

24

Падение или опрокидывание кабины

5.4.1, 5.6.2, 5.7, 5.9.7.2.2

25

Ускорение или торможение

5.4.3, 5.6.2, 5.7.4.5, 7.1.2.11

26

Неправильная маркировка

7.3

27

Опасность для людей в или на кабине

5.6, 5.4.3, 5.10

28

Управление на местах погрузки

5.9.7.1

29

Вход в кабину

5.5

5 Требования и меры безопасности

5.1    Общие положения

Конструкция подъемника должна обеспечивать безопасную эксплуатацию, монтаж/демонтаж, а также техническое обслуживание. Должна быть предусмотрена возможность монтажа подъемника с помощью безопасных средств доступа, например крыши кабины, или с использованием соответствующих устройств.

При проектировании всех конструкций, например секций мачт, следует рассчитывать их массу с учетом того, что их монтаж будет осуществляться вручную. В руководстве по эксплуатации необходимо сделать указания об использовании подъемных механизмов для перемещения деталей, масса которых превышает допустимую. Все снимаемые и откидные крышки должны иметь закрепляющие элементы.

5.1.1    Подъемники должны изготовляться в климатическом исполнении У категории размещения I по ГОСТ 15150 для работы при температуре окружающего воздуха от минус 40 °С до плюс 40 °С с верхним значением относительной влажности воздуха 80 % при 25 °С, атмосферой типа II по ГОСТ 15150, в I—V ветровых районах по ГОСТ 1451 при скорости ветра для рабочего состояния подъемника на высоте 10 м не более 14 м/с.

Подъемники должны сохранять работоспособность на высоте над уровнем моря до 2000 м.

Подъемники, предназначенные для эксплуатации в районах с холодным и тропическим климатом (исполнения ХЛ и Т), следует изготовлять по техническим условиям, разработанным на основе настоящего стандарта.

5.1.2    Свободностоящие подъемники, не крепящиеся к сооружению, используемые в районах с сейсмичностью более 6 баллов, должны быть выполнены в сейсмостойком исполнении с указанием в паспорте допустимого района установки.

5.1.3    Металлоконструкции подъемника следует изготовлять из сталей с механическими свойствами (в т.ч. и ударной вязкостью), химическим составом, свариваемостью, обеспечивающими работоспособность подъемника в диапазоне температур по 5.1.1.

5.2 Нагрузки и расчеты

5.2.1 Подъемник должен быть сконструирован таким образом, чтобы при всех предусмотренных условиях эксплуатации, в том числе при монтаже и демонтаже, а также, например, при низких температурах, его прочность была достаточной.

Конструирование подъемника и каждой относящейся к нему составной части должно происходить с учетом всех возможных случаев нагрузки, описанных в настоящем разделе. При этом во всех случаях нагрузки необходимо учитывать самое неблагоприятное положение кабины и груза по отношению к мачте и ее анкерному креплению, как при движении кабины вверх и вниз, так и при ее возможном

ГОСТ 33651-2015

горизонтальном перемещении, например повороте. Анкерное крепление между мачтой и строительным сооружением должно рассматриваться как часть конструкции подъемника.

5.2.2 При расчете подъемника и каждой относящейся к нему составной части необходимо учитывать следующие усилия и нагрузки:

5.2.2.1    Собственная масса, за исключением кабины и тех составных частей, которые перемещаются вместе с кабиной.

5.2.2.2    Собственная масса кабины без груза и всех составных частей, которые перемещаются вместе с кабиной.

5.2.2.3    Собственная масса платформы погрузочной площадки и дверей, если они создают нагрузку на конструкцию подъемника.

5.2.2.4    Номинальная нагрузка кабины

Воздействие сил, которые возникают вследствие номинальной нагрузки кабины и мачты, необходимо учитывать путем использования одного из двух следующих способов, которые различаются по удельной нагрузке на пол кабины:

а)если

-<4,0 кН/м2,

Л-0,8

где F— номинальная нагрузка, кН;

А — общая площадь пола кабины, м2, то номинальная нагрузка считается распределенной по уменьшенной площади Av которая обеспечивает удельную нагрузку на единицу площади 4,0 кН/м2. При этом форма и расположение этой площади должны быть выбраны с условием самого неблагоприятного случая нагрузки как для кабины, так и для мачты. Пример приведен на рисунке 1.

Рисунок 1 — Пример нагрузки в соответствии с 5.2.2.4 а)

Ь) если

. ^ „ >4,0 кН/м2 А 0,8

то номинальная нагрузка считается распределенной по площади А2 составляющей 80 % всей опорной площади пола кабины. При этом форма и расположение этой площади должны быть выбраны с условием самого неблагоприятного случая нагрузки как для кабины, так и для мачты. Пример приведен на рисунке 2.

7

□-□

□-□

Рисунок 2 — Пример нагрузки в соответствии с 5.2.2.4 Ь)

5.2.2.5 Если при равномерном распределении номинальной нагрузки по всей опорной площади пола кабины нагрузка окажется меньше 4,0 кН/м2, то при расчете следует исходить из нагрузки не менее 4,0 кН/м2 на всей площади А пола кабины (см. рисунок 3).

□-□

□-□

Рисунок 3 — Равномерное распределение нагрузки

5.2.2.6 Усилие при загрузке и разгрузке рассчитывают как результирующую вертикальных и горизонтальных сил (см. рисунок 4), каждую из которых рассчитывают следующим образом:

-    вертикальная сила Fv равна 50 % номинальной нагрузки, но не менее чем 2,0 кН, или для номинальной нагрузки, превышающей 20 кН, рассчитывают по следующей формуле

Fy=4 + 0,ZF,    (1)

где Fv — вертикальная сила, кН;

F— номинальная нагрузка, кН;

-    горизонтальная сила FH равна 20 % номинальной нагрузки, но не менее чем 0,5 кН и не более чем 2,5 кН.

Предполагается, что местом приложения обеих сил является точка, расположенная на уровне пола на расстоянии 1/3 ширины входного проема кабины. Направление их действия выбирается с условием самого неблагоприятного случая нагрузки как для кабины, так и для мачты. Нагрузки, возникающие в мачте и в кабине, рассчитывают, минимум для следующих точек приложения сил, действующих при загрузке и разгрузке:

-    на пороге кабины;

-    на кромке трапа или другом выступе кабины, если они не опираются на погрузочную площадку.

При этом следует предполагать, что остальная часть номинальной нагрузки Fv должна быть приложена в центре кабины.

Соответствующие нагрузки следует учитывать при расчете порога погрузочной площадки и всех поддерживающих конструкций. Информация об этих нагрузках должна приводиться в руководстве по эксплуатации.

ГОСТ 33651-2015

Рисунок 4 — Пример действия сил при загрузке и разгрузке

5.2.2.7 Динамические нагрузки рассчитывают посредством умножения фактической массы всех подвижных элементов (кабины, номинальной нагрузки, стальных канатов и т. п.) на коэффициент р

р = (1,1 + 0,264 V),    (2)

где V— номинальная скорость, м/с.

Можно использовать другие коэффициенты при условии, что они приведут к более точным результатам.

5.2.2.8    Для определения сил, возникающих при срабатывании ловителя, фактическую массу всех подвижных элементов необходимо умножить на коэффициент 2,5.

Можно использовать меньший коэффициент, но не менее 1,2, принимая во внимание, что он применим для всех условий загрузки и нагрузке, превышающей номинальную в 1,3 раза. При расчетах необходимо учитывать также и силу инерции системы привода.

5.2.2.9    Если крышу кабины используют для монтажа и демонтажа, технического обслуживания или в качестве аварийного выхода, она должна выдерживать нагрузку не менее 3,0 кН, приложенную на площади, равной 1,0 м2, расположенной в самом неблагоприятном месте. Крыша должна также выдерживать нагрузку в 1,2 кН, приложенную на площади 0,1 * 0,1 м в любом месте.

5.2.2.10    Если крыша кабины не предназначена для нахождения на ней обслуживающего персонала, то она должна выдерживать нагрузку в 1,0 кН, приложенную на площади 0,1 * 0,1 м в любом месте.

5.2.2.11    Пол кабины должен выдерживать без остаточной деформации статическую нагрузку

1,5 кН или 25 % от полезной нагрузки (выбирается большее значение), но не более 3 кН, приложенную на площади 0,1 х 0,1 м в самом неблагоприятном месте.

5.2.2.12    Воздействие ветровой нагрузки

5.2.2.12.1 Скоростной напор ветра q, Н/м2, рассчитывают по общей формуле

где Vw — скорость ветра, м/с.

Предполагают, что ветер действует горизонтально в любом направлении. При расчете принимают самое неблагоприятное направление потока ветра.

Расчеты следует проводить по ГОСТ 1451 с учетом следующих требований:

5.2.2.12.2    Воздействие ветровой нагрузки на кабину

При расчете ветровой нагрузки на кабину следует предполагать, что боковые стенки являются сплошными. Аэродинамический коэффициент с предполагается равным 1,2. Это значение учитывает как коэффициент формы, так и коэффициент затенения.

Если конструкция кабины позволяет транспортирование грузов, выступающих за пределы кабины, согласно 5.6.1.4.3, то при расчете ветровой нагрузки при эксплуатации подъемника необходимо учитывать дополнительную площадь, равную площади полностенного корпуса, с площадью основания, равного площади отверстия в крыше кабины, и высотой 2 м над уровнем кабины.

5.2.2.12.3    Ветровые нагрузки

5.2.2.12.3.1 Общее

При расчете ветровых нагрузок для подъемника рассматривают три случая:

9

5.2.2.12.3.2    Действие ветровой нагрузки во время эксплуатации подъемника.

Независимо от высоты расположения подъемника необходимо исходить из минимального значения скоростного напора ветра q = 250 Н/м2, что соответствует скорости ветра V = 20 м/с.

5.2.2.12.3.3    Ветровая нагрузка, действующая на подъемник в нерабочем состоянии

Если подъемник находится в нерабочем состоянии, то предполагаемое значение скоростного напора ветра зависит от высоты расположения подъемника над уровнем земли, а также географического региона его установки.

При расчете принимают минимальные значения скоростного напора ветра, приведенные в таблице 2.

Т аблица2 — Минимальные значения скоростного напора ветра

Высота расположения подъемни-ка над уровнем земли Н, м

Скоростной напор ветра q для географических регионов А — Е, Н/м2

А/В

С

D

Е

0 < Н< 10

544

741

968

1225

10<Н< 20

627

853

1114

1410

20 < Н < 50

757

1031

1347

1704

50 <Н< 100

879

1196

1562

1977

100 < Н < 150

960

1306

1706

2159

Регионы А — Е приведены на европейской карте штормовых ветров (см. приложение А).

5.2.2.12.3.4 Ветровая нагрузка во время монтажа и демонтажа подъемника

Независимо от высоты расположения подъемника необходимо исходить из минимального значения скоростного напора ветра q = 100 Н/м2, что соответствует скорости ветра V = 12,5 м/с.

5.2.2.13    При расчете следует учитывать возможные угловые отклонения (мачты) от вертикали не менее 0,5°.

5.2.2.14    При расчете ветровой нагрузки при монтаже и демонтаже подъемника можно не принимать в расчет благоприятное воздействие противовеса.

5.2.2.15    При учете сил, возникающих при посадке на буфер, необходимо принимать в расчет замедление 1 д, если меньшее значение замедления не обосновано.

5.2.3 Коэффициенты запаса прочности

5.2.3.1 Стальные конструкции

а) Допускаемые напряжения а, возникающие в стальных конструкциях, рассчитывают по формуле

fy

а0 = ё".    (4)

i>y

где fy — предел текучести Н/мм2;

Sy — коэффициент запаса прочности по пределу текучести.

Ь) Расчеты в соответствии со второй теорией прочности (теорией продольных деформаций): при расчете напряжений необходимо учитывать прогиб конструкции. Это важно при расчете гибких конструкций или в случае применения материалов с низким модулем упругости. Такой расчет можно производить с помощью второй теории прочности.

/у    Ц

Из двух значений о0 = —, или о0 = —, применяют самое неблагоприятное значение f' — фак-

Sy    Оу    ”

тический предел текучести, Н/мм2. Коэффициенты запаса прочности fy и f' должны соответствовать значениям, представленным в таблице 3 в соответствии с нагрузками по таблице 7.

ТаблицаЗ — Коэффициенты запаса прочности для стальных конструкций

Расчетный вариант нагрузки

Коэффициент запаса прочности, Sy

А

2,0

В

1,33

С

1,25

ГОСТ 33651-2015

5.2.3.2 Алюминиевые конструкции

a)    Допускаемые напряжения с0 возникающие в алюминиевых конструкциях, рассчитывают по формулам:

_ ГУ

а0 -    -> или    (5)

fu

<^0=— (6) 41

и из двух значений применяют меньшее значение, где fy — напряжение при разрыве, Н/мм2,

Sy — коэффициент запаса прочности по отношению к напряжению при разрыве.

b)    Расчеты в соответствии со второй теорией прочности (теорией наибольших продольных деформаций):

при расчете напряжений необходимо одновременно учитывать прогиб конструкции. Это важно при расчете гибких конструкций или в случае применения материалов с низким модулем упругости. Такой расчет может проводиться с помощью второй теории прочности.

L    f

Из двух значений о0 = — или с0 = — применяют меньшее значение.

Sy    Su

Коэффициенты запаса прочности по отношению к fy и fu должны соответствовать значениям, представленным в таблице 4, в соответствии с нагрузками по таблице 5.

Таблица4 — Коэффициенты запаса прочности для алюминиевых конструкций

Расчетный вариант

Коэффициент запаса прочности Sy по отноше-

Коэффициент запаса прочности Su

нагрузки

нию к пределу текучести

по отношению к напряжению при разрыве

А

2,0

2,50

В

1,55

2,25

С

1,41

2,05

5.2.4 Расчетные варианты нагрузок; различные комбинации нагрузок и усилий

Т а б л и ц а 5 — Расчетные варианты нагрузок

Номер расчетного варианта нагрузки

Расчетный вариант нагрузки для

Силы и их воздействие согласно 5.2.2.(X)V

Расчетный вариант нагрузки 2>

Обычного использования (детали конструкции, включая мачту, анкерные крепления мачты, опорную раму и все несущие детали конструкции)

(1) 3), (3), (12.3.2), (13) (2) умноженное на (7)

(4) умноженное на (7)

А

lb

Обычного использования: кабина

(12.2.1 )(2) умноженное на (7) (4) умноженное на (7)

А

11а

Обычной загрузки кабины: мачта

(1), (2), (3), (6), (12.2.1)

А

ИЬ

Обычной загрузки кабины: кабина

(2), (6), (12.3.2)

А

Ilia

Непредусмотренных усилий: мачта

(1) 3), (3), (12.3.2), (13) (2) умноженное на (7) (5) умноженное на (7)

С

lllb

Непредусмотренных усилий: кабина

(12.3.2) (2) умноженное на (7) (5) умноженное на (7)

С

IVa

Непредусмотренных срабатываний ловителя: мачта

(1)3), (3), (12.3.2), (13) (2) умноженное на (8)

(4) умноженное на (8)

С

Окончание таблицы 5

Номер расчетного варианта нагрузки

Расчетный вариант нагрузки для

Силы и их воздействие согласно б.г.гцх)1)

Расчетный вариант нагрузки 2>

IVb

Непредусмотренных срабатываний ловителя: кабина

(12.2.1)

(2) умноженное на (8) (4) умноженное на (8)

С

IVc

Непредусмотренных срабатываний ловителя: ловитель

(2)умноженное на (8) (4)умноженное на (8)

С

Va

Непредусмотренных нагрузок в нерабочем режиме: мачта

(9)умноженное на (7)

В

Vb

Непредусмотренной эксплуатации: невозможность доступа на крышу кабины

(10)

С

VI

Непредусмотренных нагрузок в нерабочем режиме: мачта

(1), (3), (12.3.3), (13)

В

VII

Непредусмотренного срабатывания: посадка кабины на нижний буфер

(2), (4), (15)

С

IX

Строительного сооружения (детали конструкции, включая мачту, анкерные крепления мачты, опорную раму и все остальные несущие детали конструкции)

(I)3), (3), (12.3.2), (13) (2) умноженное на (7)

(4)умноженное на (7)

В

^ X соответствует номеру пункта 5.2.4. Например, для варианта нагрузки ИЬ (обычная загрузка кабины: кабина) необходимо учитывать следующие нагрузки и усилия: 5.2.2.2, 5.2.2.6 и 5.2.2.12.3.2. На них в таблице сделана ссылка в сокращенной форме: (2), (6), (12.3.2).

2)    См. таблицы 5 и 6.

3)    Если кабина перемещается с помощью механизма пантографноготипа, то масса механизма умножается на коэффициент в соответствии с 5.2.2.7.

5.2.5 Устойчивость

Для свободностоящих подъемников во время монтажа и при эксплуатации используют расчетные варианты нагрузки и коэффициенты устойчивости, приведенные в таблице 6.

Все усилия, влияющие на устойчивость, имеют коэффициент, равный 1,0.

Т аблицаб — Коэффициенты устойчивости S0 для различных сил

Нагрузки или усилия, действующие на подъемник

Нагрузки и усилия согласно

5.2.2.(X)V

Коэффициент устойчивости

so

Собственная масса в состоянии покоя

(1), (3)

1,1

Собственная масса в состоянии движения

(2)

1,5

Номинальная нагрузка

(4), (5), (6)

1,5

Ветровая нагрузка при эксплуатации

(12.3.2)

1,2

Ветровая нагрузка в нерабочем состоянии

(12.3.3)

1,2

Ветровая нагрузка при монтаже и демонтаже

(12.3.4)

1,2

Угловые отклонения мачты

(13)

1,0

^ См. сноску «1)» таблицы 5.

Сумма удерживающих моментов должна быть больше или равна сумме опрокидывающих моментов, умноженных на коэффициенты устойчивости S0.

5.2.6 Расчет эксплуатационной (усталостной) прочности элементов привода и тормозной системы

5.2.6.1 Для всех несущих элементов, работающих под нагрузкой, у которых может наступить усталость материалов, должен быть произведен расчет эксплуатационной (усталостной) прочности. При расчете необходимо учитывать переменную величину напряжения и количество циклов нагружения, которые могут многократно превышать количество рабочих циклов подъемника.

12

ГОСТ 33651-2015

При определении количества циклов нагружения изготовитель должен принимать следующее:

-    80000 циклов перемещений с нагрузкой в кабине, составляющей 50% от номинальной грузоподъемности;

-    80000 циклов перемещений с кабиной без нагрузки;

-    при расчете элементов привода следует исходить из того, что один цикл перемещения (движение с ускорением из состояния покоя до номинальной скорости — движение с номинальной скоростью — торможение до состояния покоя) составляет 20 м (см. также 7.1.2.11).

При расчете каждого элемента следует принимать самый неблагоприятный случай перемещения вверх и вниз.

Примечание — В основе 160000 отдельных циклов перемещений, отделенных друг от друга временным интервалом, лежит следующее предположение: например, 10 лет, 40 недель в году, 40 ч в неделю, 10 перемещений в час.

5.2.6.2 Каждый вал должен иметь коэффициент запаса прочности не менее 2,0 по отношению к пределу усталости при знакопеременной нагрузке с учетом концентрации напряжений.

5.3 Опорная рама

5.3.1    Опорная рама должна быть в состоянии выдерживать все действующие на подъемник усилия и передавать их на фундамент.

5.3.2    Устройства, передающие усилия на фундамент, не должны опираться на элементы, снабженные рессорной подвеской, или пневматические колеса.

5.3.3    Там, где предусмотрены регулируемые устройства для отвода усилий на фундамент, опорные элементы этих устройств должны иметь возможность отклоняться от горизонтали во всех плоскостях на угол не менее 15° для предотвращения изгибающих напряжений в конструкции. Если опорные устройства не имеют возможности отклонения, то при расчетах следует применять наибольшие изгибающие напряжения.

5.4 Мачта, анкерные крепления мачты и буфер
5.4.1    Направляющие и мачты

5.4.1.1    Направляющие могут быть частью мачты или частью механизма пантографного типа. Направляющие должны быть жесткими; гибкие элементы, такие как проволочные канаты или цепи, использовать не следует.

Деформация мачты или кабины должна быть ограничена настолько, чтобы исключить возможность столкновения, например с погрузочными площадками.

5.4.1.2    Направляющие или мачты должны быть сконструированы таким образом, чтобы они выдерживали все расчетные варианты нагрузок в соответствии с 5.2.

5.4.1.3    Соединения между отдельными секциями мачты или рычагами пантографа должны обеспечивать передачу нагрузок и направленность секций мачт. Их отсоединение возможно только в случае намеренных действий.

5.4.1.4    Точки поворота механизма пантографного типа должны быть сконструированы с возможностью их внешнего осмотра.

5.4.1.5    Крепления элементов привода (например, зубчатых реек) на направляющих или на мачте должны обеспечивать удержание элемента привода в правильном положении для обеспечения передачи предусмотренных нагрузок на мачту; элементы крепления должны быть защищены от ослабления, например, с помощью контргаек.

5.4.2    Анкерные крепления мачт

Анкерные крепления должны выдерживать расчетные варианты нагрузок в соответствии с 5.2. При этом особое внимание необходимо уделять усилиям, действующим во время монтажа и демонтажа.

5.4.3    Буфер

5.4.3.1    Нижние точки траектории движения кабины и противовеса должны быть ограничены буферами.

5.4.3.2    При посадке кабины на буфер среднее значение замедления кабины с номинальной нагрузкой при свободном падении со скоростью движения, превышающей номинальную скорость на 0,2 м/с, не должна быть более 1д. Время действия ускорения замедления, превышающего 2,5д, не должно быть более 0,04 с (см. 5.2.2.15) в следующих случаях:

а) кабина с номинальной нагрузкой и скоростью, превышающей номинальную на 0,2 м/с;

13

Ь) кабина с номинальной нагрузкой и скоростью, превышающей номинальную на 0,4 м/с:

1)    зубчатая передача или

2)    кабина, которая отключена от приводной системы

5.4.3.3 Конструкция гидравлических буферов должна быть оснащена устройством для контроля уровня масла. Электрический предохранительный выключатель должен контролировать ход гидравлического буфера, чтобы кабина не могла быть приведена в движение системой управления, когда буфер полностью сжат.

5.5 Защитные устройства траектории движения и погрузочных площадок
5.5.1    Общие положения

Подъемник, установленный для работы в обычных производственных условиях, должен иметь:

-    ограждение на нижней погрузочной площадке;

-    безопасную траекторию движения кабины;

-    двери на каждой погрузочной площадке.

Эти устройства должны защищать обслуживающий персонал от травмирования движущимися частями, а также от падения в траекторию движения подъемника. Конструкция этих устройств рассматривается в настоящем подразделе. Инструкция по применению и монтажу этих устройств приведена в разделе 7, а оценка их соответствия требованиям представлена в разделе 6.

5.5.2    Ограждение подъемника на нижней погрузочной площадке

5.5.2.1    Ограждение подъемника на нижней погрузочной площадке должно обеспечить защиту со всех сторон и иметь высоту не менее 2,0 м, а также соответствовать требованиям 5.5.4 и ГОСТ ISO 13857 (таблица 1).

5.5.2.2    При наличии подвижного противовеса он должен находиться внутри ограждения нижней погрузочной площадки.

5.5.2.3    Дверь в ограждении на нижней погрузочной площадке для прохода персонала, осуществляющего технического обслуживание подъемника, должна иметь возможность открываться как снаружи, так и изнутри.

5.5.3    Погрузочные площадки

5.5.3.1    Подъемник, установленный в обычных производственных условиях, должен иметь двери погрузочной площадки в каждом месте доступа к подъемнику, включая его ограждение на нижней погрузочной площадке.

5.5.3.2    Двери погрузочной площадки не должны открываться в зону движения подъемника.

5.5.3.3    Двери погрузочной площадки должны удовлетворять требованиям 5.5.4. Если они выполнены сплошными без просветов, то необходимо предусмотреть возможность контроля нахождения кабины на уровне погрузочной площадки (см. 5.6.1.5.1.2).

5.5.3.4    Раздвижные двери, открывающиеся вверх или вниз, должны иметь направляющие, перемещение по которым должно быть ограничено упорами.

5.5.3.5    Вертикально-раздвижные двери должны быть закреплены не менее чем на двух независимых элементах подвески. Коэффициент запаса прочности гибких элементов подвески должен быть не менее 6. Гибкие элементы подвески должны быть защищены от выхода из канавок шкивов или звездочек.

Шкивы, используемые в приводах вертикально-раздвижных дверей, должны иметь диаметр не менее 15 диаметров каната. Заделка концов проволочных канатов должна соответствовать требованиям 5.7.3.2.1.6.

Противовесы панелей дверей должны иметь направляющие и не должны выходить из них даже в случае отказа несущих элементов.

Разница в массе между панелями дверей и противовесом (ами) не должна превышать 5,0 кг. Должны быть предусмотрены средства для предотвращения защемления пальцев между панелями дверей.

5.5.3.6    Требования по эксплуатации дверей погрузочной площадки с механическим приводом должны соответствовать стандарту [1], 7.5.2, при этом должны учитываться воздействия окружающей среды, например, такие как дождь и обледенение.

5.5.3.7    Во время движения кабины подъемника двери погрузочных площадок не должны иметь возможности открываться или закрываться с помощью механических или иных вспомогательных средств.

5.5.3.8    Двери погрузочной площадки (см. рисунок 5).

5.5.3.8.1 Высота в свету дверей погрузочной площадки должна составлять не менее 2,0 м от уровня пола. Если высота в свету входа в строительное сооружение составляет менее 2,0 м, в виде исключения можно использовать двери погрузочной площадки меньшего размера, однако их высота в свету входа должна составлять не менее 1,8 м от уровня пола.

ГОСТ 33651-2015

Высота защитного устройства — не менее 2,5 м, дверей — не менее 2 м

Рисунок 5 — Пример дверей погрузочной площадки

5.5.3.8.2    Доступ в зону между погрузочной площадкой и кабиной будет возможен в том случае, если автоматическое защитное устройство ограничит зазор между кабиной и боковым защитным ограждением погрузочной площадки до значения не более 150 мм.

5.5.3.8.3    Расстояние по горизонтали между порогом кабины и порогом погрузочной площадки во время загрузки и разгрузки не должно превышать 50 мм.

5.5.3.8.4    Расстояние в свету между закрытыми дверями кабины и закрытыми дверями погрузочных площадок или расстояние доступа между дверями должно быть не более 200 мм.

5.5.3.8.5    В закрытом положении двери погрузочных площадок должны полностью перекрывать доступ к траектории движения подъемника.

5.5.3.8.6    Зазоры у боковых кромок дверей или между сегментами дверей должны соответствовать требованиям ГОСТ ISO 13857 (таблица 4). При этом зазор между дверями и полом не должен превышать 35 мм.

5.5.3.9 Двери погрузочной площадки меньшего размера (см. рисунки 6, 7)

Рисунок 6 — Пример дверей погрузочной площадки меньшего размера с безопасным расстоянием А

не менее 500 мм

15

ГОСТ 33651-2015

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost,ru)

© Стандартинформ, 2016

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Рисунок 7 — Пример дверей погрузочной площадки меньшего размера с безопасным расстоянием А не менее 500 мм и трапом для перекрытия расстояния между кабиной и наружной кромкой погрузочной площадки

При выполнении приведенных ниже условий разрешается использование дверей погрузочной площадки меньшего размера, за исключением дверей на нижней погрузочной площадке. В этом случае требования 5.5.3.8 не применяются.

5.5.3.9.1    Высота дверей — от 1,1 до 1,2 м.

5.5.3.9.2    Безопасное расстояние А (см. рисунки 6, 7) между обращенной к погрузочной площадке верхней кромкой дверей и движущимися частями подъемника при нормальных условиях эксплуатации составляет не менее 0,85 м при номинальной скорости подъемника более 0,7 м/с или 0,5 м при номинальной скорости менее 0,7 м/с. Безопасное расстояние В (см. рисунки 6, 7) между обращенной к подъемнику верхней кромкой дверей и движущимися частями подъемника при нормальных условиях эксплуатации составляет не менее 0,75 м при номинальной скорости подъемника более 0,7 м/с или 0,4 м при номинальной скорости менее 0,7 м/с.

5.5.3.9.3    Двери должны перекрывать всю ширину проема и состоять не менее чем из одного защитного ограждения в виде барьера и одного промежуточного защитного ограждения, расположенного на половине высоты. Должна быть предусмотрена защитная планка на уровне стопы высотой не менее 150 мм над уровнем погрузочной площадки, расположенная на расстоянии не более 35 мм от уровня пола погрузочной площадки.

Если нижние части дверей со стороны погрузочной площадки находятся на расстоянии менее 0,5 м от движущихся частей подъемника, то они должны иметь дополнительное защитное ограждение, обеспечивающее зазор, в который не проходит шар диаметром 50 мм.

5.5.3.9.4    Расстояние от порога погрузочной площадки до закрытых дверей со стороны подъемника должно быть не более 200 мм.

5.5.3.9.5    Погрузочная площадка должна иметь боковое защитное ограждение. Высота ограждения должна быть от 1,1 до 1,2 м, иметь промежуточное защитное ограждение, расположенное на половине высоты, и защитную планку на уровне стопы высотой не менее 150 мм над уровнем погрузочной площадки.

5.5.3.9.6    Автоматическое защитное устройство должно ограничивать расстояние по горизонтали между порогом кабины и порогом погрузочной площадки, а также расстояние в свету между кабиной и боковым защитным ограждением погрузочной площадки до значения не более 150 мм как до открытия дверей погрузочной площадки, так и в течение всего периода времени, пока двери погрузочной площадки остаются открытыми, а кабина находится на уровне погрузочной площадки.

5.5.3.9.7    Если боковое защитное ограждение является составной частью дверей погрузочной площадки, которая во время вертикального движения кабины находится на безопасном расстоянии от 50 до 85 см, то расстояние между кабиной и боковым ограждением должно составлять не менее 100 мм.

Содержание

1    Область применения....................................................................................................................................1

2    Нормативные ссылки....................................................................................................................................2

3    Термины и определения...............................................................................................................................3

4    Перечень опасных факторов.......................................................................................................................3

5    Требования и меры безопасности...............................................................................................................6

5.1    Общие положения.....................................................................................................................................6

5.2    Нагрузки и расчеты....................................................................................................................................6

5.3    Опорная рама..........................................................................................................................................13

5.4    Мачта, анкерные крепления мачты и буфер.........................................................................................13

5.5    Защитные устройства траектории движения и погрузочных площадок..............................................14

5.6    Грузонесущее устройство.......................................................................................................................18

5.7    Привод......................................................................................................................................................21

5.8    Электрические системы и оборудование..............................................................................................26

5.9    Устройства управления...........................................................................................................................28

5.10    Мероприятия, проводимые при аварийных ситуациях.......................................................................29

5.11    Шум.........................................................................................................................................................30

6    Подтверждение соответствия....................................................................................................................30

6.1    Соответствие в отношении конструкции................................................................................................30

6.2    Проверка соответствия стандарту.........................................................................................................32

6.3    Испытания подъемников перед вводом в эксплуатацию.....................................................................35

7    Информация для пользователя.................................................................................................................35

7.1    Руководство по эксплуатации.................................................................................................................35

7.2    Маркировка..............................................................................................................................................39

7.3    Маркировка органов управления............................................................................................................40

Приложение А (обязательное) Европейская карта штормовых ветров...................................................41

Приложение В (обязательное) Перечень электрических устройств безопасности..................................42

Приложение ДА (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой

применяемого в нем европейского регионального стандарта......................................43

Приложение ДБ (справочное) Перечень технических отклонений и редакционных изменений

в настоящем стандарте по отношению к EN 12159:2012...............................................45

Приложение ДВ (справочное) Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве

ссылочных в примененном международном стандарте................................................47

Библиография................................................................................................................................................48

IV

ГОСТ 33651-2015

Введение

В соответствии с EN 1070 существует иерархическая структура стандартов в области безопасности:

а) стандарты типа А (основополагающие стандарты по безопасности), содержащие основные концепции, принципы конструирования и общие аспекты, которые могут быть применены к оборудованию всех видов;

в) стандарты типа В (групповые стандарты по безопасности), относящиеся к одному аспекту безопасности или к одному типу защитного устройства, применяющиеся для оборудования, имеющего широкий диапазон использования:

-    стандарты типа В1 распространяются на определенные аспекты безопасности (например, безопасное расстояние, температура поверхности, шум);

-    стандарты типа В2 распространяются на устройства, обеспечивающие безопасность (например, двуручный орган управления, блокирующее устройство);

с) стандарты типа С (стандарты по безопасности машин), содержащие детальные требования по безопасности отдельных видов машин или группы однородных машин.

Настоящий стандарт относится к стандартам типа С и рассматривает требования безопасности, предъявляемые к строительным грузовым подъемникам.

Опасные факторы, рассматриваемые в настоящем стандарте, приведены в разделе 4. Опасные факторы, характерные для всех видов оборудования, приведены в EN 292.

Если требования настоящего стандарта отличаются от положений, которые установлены в стандартах типа А или В, то требования настоящего стандарта имеют приоритет над положениями других стандартов.

V

ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ
ПОДЪЕМНИКИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ГРУЗОПАССАЖИРСКИЕ Общие технические условия

Passenger and freight construction site hoists. General specifications

Дата введения — 2017—06—01

1 Область применения

1.1    Настоящий стандарт распространяется на грузопассажирские строительные подъемники (далее — подъемники), предназначенные для использования рабочим персоналом, имеющим разрешение для входа на строительную площадку и строительные сооружения.

Настоящий стандарт распространяется на подъемники, обслуживающие площадки различных уровней:

-    перемещающиеся вертикально по направляющим, отклонение которых от вертикали составляет не более 15°;

-удерживаемые или перемещаемые при помощи канатного привода, зубчато-реечного привода, гидравлического привода (прямого или непрямого действия) или механизмом пантографного типа;

-    с мачтами, которые требуют или не требуют поддержки отдельных элементов.

1.2    В настоящем стандарте описаны опасности, возникающие при эксплуатации подъемника (см. раздел 4), а также методы по их предотвращению или снижению при использовании подъемника по назначению.

1.3    Настоящий стандарт не устанавливает дополнительных требований:

-    для работы в сложных условиях (например, в зонах с экстремальными климатическими условиями или в зонах действия сильного магнитного поля);

-    к защите от грозовых разрядов;

-для работы, к которой предъявляются особые требования (например, во взрывоопасных зонах);

-    к электромагнитной совместимости (помехоэмиссия, помехоустойчивость);

-    к обращению с грузами, свойства которых могут привести к созданию опасной ситуации (например, расплавы, кислоты или щелочи, радиоактивные материалы, бьющиеся грузы);

-    к использованию двигателей внутреннего сгорания;

-    к использованию дистанционного управления;

-    к опасностям, возникающим при изготовлении;

-    к опасностям, возникающим вследствие месторасположения подъемника;

-    к опасностям, возникающим в том случае, если подъемник устанавливается над зонами движения общественного транспорта;

-    к работе при землетрясении.

1.4    Настоящий стандарт не распространяется на:

-    грузовые строительные подъемники по ГОСТ33558.1, ГОСТ33558.2;

-    лифты по стандартам [1]—[4];

-    рабочие кабины, подвешенные к подъемным устройствам;

-    вилочные напольные подъемники;

Издание официальное

-    рабочие платформы по стандарту /57;

-    канатные дороги;

-    подъемники, сконструированные специально для военных целей;

-    шахтные подъемники;

-театральные подъемники;

-    подъемники специального назначения;

-    подъемники с гидравлическими системами привода/гормозов и гидравлическими системами безопасности.

Настоящий стандарт не применим к строительным грузопассажирским подъемникам, которые изготовлены до введения в действие настоящего стандарта.

1.5 Настоящий стандарт распространяется на подъемники в целом и его оборудование, в том числе опорную раму и ограждения, но не рассматривает требования к фундаментам, например из бетона, стали и дерева. В стандарт включены конструкции анкерных креплений мачт, но он не устанавливает требования к анкерам, используемым строителями. Стандарт рассматривает двери погрузочных площадок и их рамы, но не устанавливает требования к средствам их крепления.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ EN 894-1—2012 Безопасность машин. Эргономические требования к оформлению индикаторов и органов управления. Часть 1. Общие принципы при взаимодействии оператора с индикаторами и органами управления

ГОСТ EN 953—2002 Безопасность оборудования. Защитные устройства. Общие требования по конструированию и изготовлению неподвижных и перемещаемых устройств

ГОСТ 1451—77 Краны грузоподъемные. Нагрузка ветровая. Нормы и метод определения ГОСТ ISO 3864-1-2013 Графические символы. Сигнальные цвета и знаки безопасности. Часть 1. Принципы проектирования знаков и сигнальной разметки

ГОСТ ISO 12100-2013 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска

ГОСТ ISO 13857-2012 Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних и нижних конечностей от попадания в опасную зону

ГОСТ 14254—96 (IEC 60529:1989) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 30691-2001 (ИСО 4871-96) Шум машин. Заявление и контроль значений шумовых характеристик

ГОСТ 33558.1-2015 (EN 12158-1:2000+А1:2010) Подъемники строительные грузовые вертикальные. Общие технические условия

ГОСТ 33558.2-2015 (EN 12158-2:2000+А1:2010) Подъемники строительные грузовые наклонные. Общие технические условия

ГОСТ IEC 60947-5-1-2014 Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 5-1. Аппараты и коммутационные элементы цепей управления. Электромеханические аппараты для цепей управления

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю стандартов «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

ГОСТ 33651-2015

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ ISO 12100, ГОСТ 33558.1, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    привод с геометрическим замыканием: Привод, не основанный на трении.

3.2    анкерное крепление мачты: Соединение между мачтой и строительным сооружением, предназначенное для боковой опоры мачты.

3.3    траектория движения: Путь, который проходит грузонесущее устройство и груз.

3.4    траектория движения противовеса: Путь, который проходит противовес.

3.5    кабина: Грузонесущее устройство, состоящее из пола, стен, дверей и крыши.

3.6    тормозной путь: Отрезок пути, который проходит кабина с момента размыкания предохранительной цепи управления до момента полной остановки.

3.7    режим эксплуатации: Режим работы, предусмотренный для регулярного транспортирования груза, при котором исключаются работы по техническому обслуживанию, монтажу и демонтажу.

3.8    рабочее состояние: Состояние эксплуатационной готовности, независимо от того, в каком месте находится кабина, нагружена ли она или нет, движется ли она или нет.

3.9    нерабочее состояние: Состояние, когда пустая кабина установленного подъемника находится в положении, наилучшим образом защищенном от порывов ветра, — как правило, но не обязательно, на уровне земли.

4    Перечень опасных факторов

Перечень опасных факторов, приведенный в настоящем стандарте, определен в соответствии с ГОСТ ISO 12100.

Перечень опасных факторов, характерных для подъемников, опасных факторов, создаваемых подъемником в движении и опасных факторов, связанных с подъемом людей и грузов, а также рассматриваемые в настоящем стандарте меры по их предотвращению или уменьшению приведены в таблицах 1.1, 1.2 и 1.3 (соответственно).

Опасные факторы, которые не определены пунктами настоящего стандарта, но могут иметь место, обозначены как «Не учитывается».

Таблица 1.1 — Перечень основных опасных факторов, характерных для подъемников

Опасный фактор

Соответствующие пункты настоящего стандарта

1

Механические опасности:

1.1

Опасность раздавливания

5.5.2, 5.5.3, 5.5.6, 5.6, 5.7.2, 7.1.2.8, 7.1.2.9

1.2

Опасность пореза

5.5, 5.6.1.3, 5.7.2, 7.1.2.8, 7.1.2.9

1.3

Опасность отрезания

5.5, 5.6.1.3, 5.7.2, 7.1.2.8, 7.1.2.9

1.4

Опасность наматывания

5.7.2, 7.1.2.8, 7.1.2.9

1.5

Опасность затягивания

5.5.2, 5.5.3, 5.6.1.3, 5.7.2, 7.1.2.8, 7.1.2.9

1.6

Опасность удара

5.4.3, 5.5.3.9, 5.6.2, 7.1.2.8, 7.1.2.9

1.7

Опасность прокалывания

Не учитывается

1.8

Опасность, связанная с трением или истиранием

5.5.2, 5.5.3, 7.1.2.8, 7.1.2.9

1.9

Опасность выброса жидкости под высоким давлением

Не учитывается

1.10

Опасность, связанная с выбросом частей оборудования

5.6.1.3

1.11

Опасность, связанная с потерей устойчивости

5.2, 5.3, 5.4.1, 5.4.2, 5.6.3, 7.1.2.8.4

1.12

Опасность поскользнуться, споткнуться или упасть

5.5, 5.6.1, 5.6.2, 7.1.2.8.4, 7.1.2.9

2

Электрические опасности:

Продолжение таблицы 1.1

Опасный фактор

Соответствующие пункты настоящего стандарта

2.1

Электрический контакт

5.7.4.11, 5.8, 7.1.2.8.4

2.2

Электростатические процессы

Не учитывается

2.3

Термическое излучение

Не учитывается

2.4

Внешнее воздействие на электрооборудование

5.7.4.11, 5.8.3

3

Термические опасности:

3.1

Ожоги

Не учитывается

3.2

Нанесение вреда здоровью из-за воздействия высоких или низких температур в рабочей зоне

Не учитывается

4

Опасности, связанные с шумом:

4.1

Ухудшение слуха (глухота), другие физиологические нарушения (например, потеря равновесия, потеря ориентации и т. п.)

5.11,7.1.2.3

4.2

Ухудшение речевой коммуникации, ухудшение восприятия звуковых сигналов и т. п.

5.11,7.1.2.3

5

Опасности, обусловленные вибрацией

Не учитывается

6

Опасности, обусловленные излучением:

6.1

Электрических дуг

Не учитывается

6.2

Лазерного излучения

Не учитывается

6.3

Источников ионизирующего излучения

Не учитывается

6.4

Высокочастотных электромагнитных полей

Не учитывается

7

Опасности, вызванные материалами и веществами, которые применяются, обрабатываются или выделяются оборудованием:

7.1

Опасность, возникающая при контакте с токсичными жидкостями, пылью и испарениями, а также при вдыхании токсичных газов, паров или пыли

Не учитывается

7.2

Опасность пожара или взрыва

Не учитывается

7.3

Опасные биологические и микробиологические (вирусные или бактериальные) факторы

Не учитывается

8

Опасности из-за несоблюдения эргономических принципов в конструкции оборудования (несоответствие параметров оборудования антропометрическим данным человека):

8.1

Неудобное положение или чрезмерное физическое напряжение

5.1, 5.6.1.3, 7.1.2.8.4

8.2

Неправильное расположение рук и ног с точки зрения антропометрических особенностей

5.5, 5,7.2, 7.1.2.8

8.3

Отказ в использовании индивидуальных средств защиты

Не учитывается

8.4

Недостаточное освещение

5.8.8, 7.1.2.8.4, 7.1.2.9

8.5

Повышенное моральное напряжение, стресс

5.9

8.6

Субъективная ошибка

5.6.3, 5.19, 7.1.2.8, 7.1.2.9, 7.2, 7.3

9

Комбинация опасностей

Не учитывается

9.1

Ветровые нагрузки

5.2.2.12

10

Опасности, возникающие при нарушении энергоснабжения, поломке деталей оборудования и других функциональных нарушениях:

10.1

Нарушение энергоснабжения

5.6.1.6, 5.7.4.1, 5.8.2, 5.10, 7.1.2.5, 7.1.2.6

10.2

Неожиданный выброс частей оборудования или разбрызгивание жидкостей

5.7.2.3

Окончание таблицы 1.1

Опасный фактор

Соответствующие пункты настоящего стандарта

10.3

Сбой (отказ) или нарушения в работе системы управления

5.8.2, 5.9.2.2, 5.9.3, 5.10.26

10.4

Ошибка при монтаже оборудования

5.4.1,7.1.2.8

10.5

Опрокидывание оборудования, неожиданная потеря устойчивости

5.2, 5.3, 5.4, 7.1.2.8

11

Опасности, возникающие при отсутствии и/или неправильном расположении защитных средств:

11.1

Все виды защитных ограждений

5.5, 5.6.1.3, 5.6.1.4, 7.1.2.8, 7.1.2.11

11.2

Все виды предохранительных устройств

5.5, 7.1.2.8, 7.1.2.11

11.3

Устройства пуска и останова

5.9.5, 5.9.7, 7.1.2.8, 7.1.2.9

11.4

Символы и сигналы, предупреждающие об опасности

7.2

11.5

Все виды информационных или предупреждающих устройств

5.6.3, 7.2

11.6

Устройства отключения энергоснабжения

5.9.6

11.7

Аварийные устройства

5.6.2, 5.10, 7.1.2.6, 7.1.2.8, 7.1.2.11

11.8

Механизм подачи обрабатываемых материалов

Не учитывается

11.9

Устройство, необходимое для безопасного монтажа и/или технического обслуживания оборудования

7.1.2.6, 7.1.2.8, 7.1.2.11

11.10

Оборудование для отвода газов и т. п.

Не учитывается

Таблица 1.2 — Перечень опасных факторов, связанные с передвижением подъемников и подъемом ими грузов

Опасный фактор

Соответствующие пункты настоящего стандарта

Опасности, вызванные передвижением подъемников

12

Недостаточное освещение рабочей зоны и маршрута передвижения

Не учитывается

13

Опасность, связанная с внезапным движением, неустойчивостью во время управления и т. п.

Не учитывается

14

Несоответствие рабочего положения или положения во время движения

Не учитывается

15

Механические опасности

Не учитывается

16

Опасности во время подъема груза:

16.1

Отсутствие устойчивости

5.2.5, 5.3, 5.4.1, 5.4.2, 7.1.2.8

16.2

Сход оборудования с направляющих

5.4.1, 5.6.1, 5.Э.7.2.2

16.3

Потеря механической прочности оборудования или грузоподъемных устройств

5.2, 5.3, 5.5.4, 5.6.2, 5.7, 7.1.2.11

16.4

Опасности, вызванные неконтролируемыми перемещениями

5.5.3, 5.6.2, 5.10, 7.1.2.9

16.5

Опасность от неконтролируемого движения кабины

5.5, 5.6.1, 5.10.3

16.6

Опасность от падения предметов на кабину

5.6.1.4

17

Недостаточный обзор траектории движения частей оборудования

5.5, 5.6.1, 7.1.2.9

18

Опасности, связанные с поражением молнией

Не учитывается

19

Опасности, связанные с нагрузкой или перегрузкой

5.2, 5.6, 7.1.2.9