Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

43 страницы

Купить ГОСТ 33190-2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги и вагоны моторвагонного подвижного состава железных дорог, предназначенные для проезда пассажиров-инвалидов, в том числе в инвалидных креслах-колясках, состояние здоровья которых ограничивает их способность к передвижению (далее — вагоны).

Стандарт устанавливает технические требования к конструкции, оборудованию, системам и устройствам вагонов, обеспечивающие доступность и безопасность для пассажиров-инвалидов, и методы их контроля.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Классификация

5 Общие требования

6 Требования к наружным входным дверям

7 Требования к вспомогательным посадочным устройствам

8 Требования к опорным устройствам

9 Требования к пассажирскому вагону

10 Требования к пассажирскому купе

11 Требования к санузлу

12 Требования к удерживающей системе крепления кресла-коляски

13 Требования к приборам и устройствам технических систем обслуживания, сигнализации и информационного обеспечения пассажиров-инвалидов

14 Требования к указательным надписям и обозначениям

15 Методы контроля

     15.1 Общие положения

     15.2 Условия проведения испытаний

     15.3 Средства измерений

     15.4 Испытания по определению скорости движения платформы подъемного устройства

     15.5 Испытания вспомогательных посадочных устройств

     15.6 Испытания по определению освещенности поверхности вспомогательных посадочных устройств

     15.7 Испытания удерживающей системы крепления кресла-коляски и испытания устройства для крепления кресла-коляски

     15.8 Требования безопасности при проведении испытаний

Приложение А (обязательное) Минимальные размеры зоны для маневрирования инвалида в кресле-коляске в зависимости от ширины проема дверей и проходов

Приложение Б (обязательное) Минимальные размеры площадки для размещения и разворота кресла-коляски с находящимся в нем пассажиром-инвалидом

Приложение В (обязательное) Зоны досягаемости для инвалидов в кресле-коляске

Приложение Г (рекомендуемое) Международная пиктограмма доступности для инвалидов

Приложение Д (обязательное) Методы контроля

Приложение Е (обязательное) Определение геометрических параметров планировки, оборудования и специальных устройств вагонов с местами для пассажиров-инвалидов

 
Дата введения01.03.2020
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

28.11.2019УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации124-П
10.12.2019УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии1366-ст
РазработанОАО ТВЗ
РазработанФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора
ИзданСтандартинформ2020 г.

Passenger cars on locomotive traction and railcars. Technical requirements for transportation of disabled persons and methods of control

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

ГОСТ

33190-

2019

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ И МОТОРВАГОННЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

Технические требования для перевозки инвалидов и методы контроля

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2020

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора). Открытым акционерным обществом «Тверской вагоностроительный завод» (ОАО «ТВЗ»)

2    ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 ноября 2019 г. № 124-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны no МК (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

К2

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Госстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2019 г. № 1366-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33190-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2020 г.

5    ВЗАМЕН1) ГОСТ 30795-2001, ГОСТ 30796-2001, ГОСТ 33327-2015 (в части требований пунктов 9.1.10—9.1.15,21.3.4)

6    Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов «О безопасности железнодорожного подвижного состава» и «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта»

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

’) В Российской Федерации настоящий стандарт действует взамен ГОСТ Р 50955-96. ГОСТ Р 50956-96. ГОСТ Р 50957-96. ГОСТ Р 55434-2013 (в части требований пункта 10.6 и приложения К). ГОСТ Р 55182-2012 (в части требований пунктов 4.1.15—4.1.17).

© Стандартинформ, оформление. 2020

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

8    Требования к опорным устройствам

8.1    На входе в вагон должны быть предусмотрены поручни и стойки, имеющие такую конфигурацию и расположение, которые позволяют пассажирам-инвалидам держаться за них руками снаружи вагона во время посадки в вагон.

8.2    Поручни и стойки внутри пассажирского вагона не должны ограничивать пространство, предназначенное для маневрирования и разворота пассажиров-инвалидов в креслах-колясках в соответствии с рисунками А.1 (приложение А) и Б.2 (приложение Б) во время их перемещения от входной двери к месту их размещения, и не должны препятствовать движению других пассажиров.

8.3    Верхняя часть рабочей поверхности горизонтальных поручней в вагоне должна находиться на высоте от 800 до 1200 мм от уровня пола.

Рекомендуется устанавливать горизонтальные поручни на высоте от 900 до 1100 мм от уровня

пола.

8.4    Поручни и стойки должны иметь круглое поперечное сечение диаметром от 30 до 45 мм или поперечное сечение некрутой формы (близкой к круглой, со скругленными углами), обеспечивающей эквивалентную охватываемую рукой поверхность.

8.5    Расстояние между поручнем (стойкой) и ближайшей поверхностью оборудования или стенкой в свету должно быть не менее 40 мм.

8.6    Минимальная длина рабочей поверхности опорного устройства должна быть не менее 100 мм.

Примечание — Под длиной рабочей поверхности опорного устройства понимается длина свободного участка опорного устройства в любом его положении для захвата всей кистью руки

8.7    Для лучшего ориентирования лиц с ослабленным зрением при посадке и перемещении внутри вагона поручни и стойки должны иметь цвет, контрастный по отношению к цвету поверхности стен и пола пассажирского салона вагона.

9    Требования к пассажирскому вагону

9.1    Пол пассажирского вагона в местах размещения и передвижения пассажиров-инвалидов внутри вагона не должен иметь порогов (ступенек) выше 30 мм и уклонов свыше 6 %. Поверхность пола должна иметь покрытие, препятствующее скольжению.

Для обеспечения указанных требований по беспрепятственному доступу пассажира-инвалида к месту размещения в вагоне или санузлу может быть предусмотрено устройство для подъема и перемещения пассажира-инвалида в вагоне, имеющее горизонтальную площадку для размещения пассажира-инвалида в кресле-коляске, которое обеспечивает движение вверх-вниз и при необходимости вперед-назад.

Устройство для подъема и перемещения пассажира-инвалида в вагоне (при наличии) должно обеспечивать выполнение следующих требований:

-    грузоподъемность — не менее 300 кг;

-    ширина горизонтальной площадки — не менее 800 мм;

-    длина горизонтальной площадки — не менее 1400 мм;

-    наличие поручней (как минимум с одного бокового края горизонтальной площадки) с параметрами. приведенными в 7.4.1.1.7.4.1.3 и защитных боковых барьеров с параметрами по 7.4.1.2. 7.4.1.3;

-    наличие на поверхности горизонтальной площадки покрытия из материала, предотвращающего проскальзывание колес кресел-колясок и опор других средств реабилитации (иных средств, предотвращающих проскальзывание) во время движения пассажира-инвалида по ней:

• контрастность цвета защитных барьеров по отношению к цвету поверхности горизонтальной площадки, контрастность цвета поверхности горизонтальной площадки к цвету поверхности пола вагона.

9.2    В пассажирском салоне вагонов категории 1 и категории 2в в зоне для размещения пассажиров-инвалидов должно быть предусмотрено не менее одного места для размещения пассажира-инвалида в кресле-коляске и не менее одного места для солровожцающего пассажира-инвалида лица, а также не менее двух мест для размещения пассажиров-инвалидов. не пользующихся креслами-колясками (лица с нарушением функции зрения или слуха, лица с нарушением опорно-двигательных функций. не пользующиеся креслами-колясками).

Допускается для удобства пассажиров-инвалидов ограждать полностью или частично зону для их размещения перегородками, обеспечивая при этом беспрепятственный доступ лассажира-инвалида к месту размещения или санузлу в соответствии с 9.4.

Примечание — Как правило, в моторвагонном подвижном составе места для размещения пассажи-ров-инвалидов в креслах-колясках оборудуются в каждом головном вагоне (не менее одного места на головной вагон) В случае оборудования местами для пассажиров-инвалидов только одного вагона, в этом вагоне предусматривается не менее двух мест для размещения пассажиров-инвалидов в креслах-колясках

9.2.1    Места для размещения пассажиров-инвалидов. в том числе в креслах-колясках, должны быть расположены в пассажирском салоне рядом со входом в вагон и санузлом, предназначенным для пассажиров-инвалидов, таким образом, чтобы не препятствовать входу (выходу) и перемещению по салону других пассажиров.

9.2.2    Места для размещения пассажиров-инвалидов должны быть оборудованы опорными устройствами, удерживающей системой крепления кресла-коляски, соответствующей требованиям раздела 12. стационарными сиденьями для пассажиров-инвалидов. не пользующихся креслами-колясками. откидными или стационарными сиденьями для сопровождающих. В качестве стационарных сидений для пассажиров-инвалидов. не пользующихся креслами-колясками, стационарных сидений для сопровождающих применяют кресла-сиденья, соответствующие креслам-сиденьям вагона.

При наличии ограждения зоны для пассажиров-инвалидов (см. 9.2) допускается для удобства размещения лассажира-инвалида оборудовать эту зону спальным местом (диваном). В этом случае может быть предусмотрено устройство для крепления кресла-коляски в соответствии с 10.1.2, должно быть предусмотрено сиденье для сопровождающего.

Устройство связи «Пассажир-машинист» («Пассажир-проводник») должно находиться в непосредственной близости от мест размещения пассажиров-инвалидов в соответствии с 13.2.

Допускается зону для размещения лассажира-инвалида в кресле-коляске оборудовать откидными сиденьями для проезда пассажиров в случае, когда эта зона не занята креслом-коляской.

9.2.3    Размеры места (площадки) для размещения лассажира-инвалида в кресле-коляске должны соответствовать размерам, приведенным в приложении Б (рисунок Б.1. вариант 2).

9.2.4    Места размещения кресел-колясок (с находящимися в них инвалидами) предусматривают таким образом, чтобы инвалид, находящийся в кресле-коляске, располагался лицом (или спиной) по направлению движения.

Допускается расположение кресел-колясок (с находящимися в них инвалидами) в направлении, при котором инвалид, находящийся в кресле-коляске, располагается боком к направлению движения, при условии дополнительного оборудования мест размещения защитными ограждениями (поручнями).

9.3    В пассажирском салоне вагонов категории 1а и 2в в зоне для размещения пассажиров-инвалидов могут быть дополнительно предусмотрены индивидуальные посадочные места, в которые пассажир-инвалид может пересесть из кресла-коляски.

9.3.1    Индивидуальные посадочные места для сидения пассажиров-инвалидов (при их наличии) должны быть оборудованы креслами-сиденьями, соответствующими креслам-сиденьям вагона. Они могут быть выполнены в виде поворотных кресел либо стационарных кресел с откидными (съемными) подлокотниками для обеспечения удобной пересадки на кресло лассажира-инвалида.

9.3.2    Индивидуальные посадочные места (при их наличии) в зоне досягаемости пассажира-инва-лида. находящегося в кресле-сиденье, должны быть оборудованы средствами для надежного крепления сложенных колясок и индивидуальных вспомогательных средств для передвижения.

Примечание —Одно кресло-коляска в сложенном виде занимает пространство с размерами 1200 * 350* 110 мм

9.4    Планировка салона вагонов категории 1 и категории 2в должна предусматривать возможность проезда лассажира-инвалида в кресле-коляске к местам размещения, а также осуществления необходимых маневров в местах поворота на 90° (в соответствии с 9.6) и местах разворота (в соответствии с рисунком Б.2 приложения Б).

9.5    Проходные двери вагонов категории 1, предназначенные для прохода пассажиров-инвалидов, в том числе в креслах-колясках, должны быть раздвижными, иметь индивидуальное управление, обеспечивающее открытие дверей вручную или автоматически, и устройства для фиксации дверей в открытом положении. Ширина проема в свету проходных дверей должна составлять не менее 800 мм и определяться с учетом приложения А.

Проходные двери вагона категории 2в — по 9.7.2.

Дверь, предназначенная для входа в огороженную зону (при ее наличии, см. 9.2). — по 10.2.7.

9.5.1    Если более 75 % поверхности двери изготовлено из прозрачного материала, то ее следует четко обозначить визуальными указателями.

9.5.2    Дверные ручки и прочие органы управления дверями должны быть установлены на высоте от 800 до 1200 мм от пола.

Рекомендуется устанавливать дверные ручки и прочие органы управления дверями на высоте от 900 до 1100 мм от уровня пола.

9.5.3    Рекомендуется нанесение ударопрочных защитных элементов на дверях, стенах и элементах внутренней отделки в местах перемещения и размещения пассажиров-инвалидов на высоте до 400 мм от пола.

9.6    Ширина продольных и поперечных проходов внутри пассажирских вагонов категории 1 и категории 2в, предназначенных для прохода (проезда) пассажиров-инвалидов от входных дверей к местам их размещения, должна рассчитываться с учетом таблицы, приведенной в приложении А (в местах поворота на 90°).

Минимально допустимая ширина проходов для проезда кресел-колясок (в узких местах, длина которых не более 1000 мм) должна составлять не менее 800 мм.

9.7    В вагонах категории 2а и категории 26 зона для пассажиров-инвалидов. в том числе в креслах-колясках, включает:

-    купе для пассажира-инвалида и сопровождающего его лица, соответствующее требованиям 10.1—10.2 в вагонах категории 2а или требованиям 10.4. — в вагонах категории 26.

-    санузел, специально приспособленный для пассажиров-инвалидов в соответствии с требованиями. установленными в разделе 11;

-    часть коридора вагона (напротив купе и санузла для пассажиров-инвалидов);

-    тамбур нетормозного конца вагона.

9.7.1    Ширина тамбура, предназначенного для посадки и высадки пассажиров-инвалидов, в том числе в креслах-колясках, должна устанавливаться в соответствии с таблицей, приведенной в приложении А.

9.7.2    Проходная дверь (из тамбура в коридор) в вагонах категории 2 должна иметь дверной проем в свету шириной, определяемой в соответствии с приложением А в зависимости от ширины тамбура, и устройства для фиксации ее в открытом положении. Высота порога проходной двери не более 30 мм.

9.7.3    Коридор нетормозного конца вагона, соединяющий купе, санузел и тамбур, не должен иметь откидных сидений и должен быть оборудован горизонтальным поручнем.

Размеры коридора вагона должны устанавливаться с учетом необходимого пространства для маневрирования пассажиров-инвалидов в креслах-колясках в соответствии с рисунком А.1 (приложение А).

10 Требования к пассажирскому купе

10.1    Планировка пассажирского купе со спальными местами, предназначенного для проезда пассажиров-инвалидов. должна предусматривать:

а)    свободное пространство для обеспечения возможности свободного маневрирования пассажира-инвалида в кресле-коляске в соответствии с рисунком Б.2 (приложение Б);

б)    место для размещения кресла-коляски, размеры которого соответствуют указанным в приложении Б (рисунок Б.1. вариант 2);

в)    место для размещения багажа.

10.1.1    Должна быть обеспечена возможность размещения кресла-коляски рядом с креслом-сиденьем для самостоятельной пересадки пассажира-инвалида из кресла-коляски в кресло-сиденье.

10.1.2    Место для размещения кресла-коляски должно быть оборудовано устройством для крепления кресла-коляски (в рабочем положении), препятствующим самопроизвольному перемещению заторможенного кресла-коляски или его опрокидыванию при разгоне и торможении поезда, или устройством крепления коляски в сложенном виде.

10 2 Пассажирское купе со спальными местами, предназначенное для проезда пассажира-инвалида. должно оборудоваться:

-    двумя спальными местами, расположенными в два яруса друг над другом (нижнее место — для пассажира-инвалида. верхнее —для сопровождающего лица);

-    сиденьем;

-    подоконным столиком:

-    лестницей для подъема на верхнее спальное место и для пользования багажной нишей (при ее наличии);

-    горизонтальными поручнями;

-    зеркалом;

-    информационным табло;

-    кнопками вызова проводника;

-    электрической розеткой (напряжением 220 В);

-    крючками (вешалками) для одехщы;

-    раздвижной дверью.

10.2.1    Нижнее спальное место должно оборудоваться мягким или полумягким диваном длиной не менее 1800 мм и шириной не менее 650 мм. конструкция которого позволяет осуществлять изменение угла наклона его части в вертикальной плоскости до 75° (для обеспечения возможности для инвалида сидеть, опираясь спиной на поднятую часть дивана) и фиксацию ее в любом промежуточном положении.

Орган управления приводом механизма изменения наклона головной части нижнего спального места должен располагаться в зоне, доступной для пассажира-инвалида. находящегося на нижнем спальном месте.

Вдоль нижнего спального места на высоте не более 600 мм от нижнего спального места должен быть установлен поручень длиной не менее 650 мм для опоры при перемещении пассажира-инвалида из горизонтального в вертикальное положение.

10.2.2    Спальное место для инвалида должно оборудоваться откидным предохранительным устройством (бортиком), фиксирующимся в вертикальном положении и препятствующим падению пассажиров (высота бортика не менее 150 мм), или иными устройствами, обеспечивающими аналогичную защиту пассажира от падения.

10.2.3    Ширина сиденья должна быть не менее 450 мм.

Вместо сиденья может быть установлено кресло-сиденье, оборудованное в соответствии с 10.4

10.2.4    Подоконный столик должен быть расположен между сиденьем (или креслом-сиденьем при его наличии) и нижним спальным местом, высота столешницы, измеренная от уровня пола до нижней поверхности столешницы, должна быть не менее 700 мм.

10.2.5    Боковая стена пассажирского купе должна оборудоваться горизонтальными поручнями на высоте от 800 до 1200 мм.

10.2.6    Нижняя кромка зеркала должна быть расположена на высоте не более 800 мм от уровня

пола.

10.2.7    Раздвижная дверь для входа в купе, предназначенное для проезда пассажира-инвалида. должна иметь ширину проема в свету, определяемую в соответствии с приложением А в зависимости от ширины коридора, находящегося напротив двери. Нижняя направляющая раздвижной двери и порог (при его наличии) должны выступать от уровня пола не более чем на 30 мм.

10.2.8    С наружной стороны двери купе, предназначенного для проезда пассажиров-инвалидов. должно быть нанесено соответствующее обозначение (надпись или пиктограмма), данное обозначение должно быть продублировано на табличке с использованием рельефно-точечного шрифта (Брайля). Указанную табличку размещают на стене справа от двери на высоте от 1200 до 1600 мм от уровня пола (по отношению к нижнему краю таблички) на расстоянии от 100 до 200 мм от края двери.

10.2.9    Выключатели общего и местного освещения, ручка регулировки громкости радиотрансляции. привод механизма солнцезащитной шторы, кнопки вызова проводника, электрическая розетка (220 В) должны располагаться в зоне, доступной для пассажиров-инвалидов, на высоте от 800 до 1200 мм от уровня пола.

10.3    В купе, предназначенном для проезда пассажиров-инвалидов. для потолка, дверей и стен рекомендуется применять отделочные материалы светлых тонов.

10.4    В купе вагона категории 26 должно быть предусмотрено индивидуальное посадочное место (кресло-сиденье), в которое пассажир-инвалид пересаживается из кресла-коляски. Кресло-сиденье должно иметь спинку с подголовником, опору для голени, опору для стоп и подлокотники. Подлокотник кресла-сиденья, расположенный со стороны пересадки пассажира-инвалида из кресла-коляски, должен быть откидным.

Ширина сиденья должна быть не менее 450 мм.

Для оборудования места размещения пассажира-инвалида в купе вагона категории 26 также обязательно соблюдение требований, изложенных в 10.1.1.10.2.9. В купе должно быть предусмотрено не менее одного места для сопровождающего пассажира-инвалида лица.

В вагоне категории 26 должно быть также предусмотрено не менее двух мест для размещения пассажиров-инвалидов. не пользующихся креслами-колясками.

10.4.1    Индивидуальные посадочные места в зоне досягаемости пассажира-инвалида. находящегося в кресле-сиденье, должны быть оборудованы средствами для надежного крепления сложенных колясок и индивидуальных вспомогательных средств для передвижения.

10.4.2    Купе вагона категории 26 должно быть оборудовано:

-    опорными устройствами в соответствии с 8.2—8.7;

-    информационным табло;

-    кнопкой вызова проводника:

-    электрической розеткой (220 В);

-    крючками (вешалками) для одежды;

-    раздвижной дверью, соответствующей требованиям 10.2.7,10.2.8.

10.4.3    Планировка купе должна предусматривать свободное пространство для обеспечения возможности свободного маневрирования пассажира-инвалида в кресле-коляске в соответствии с перечислением а) 10.1.

11 Требования к санузлу

11.1    Планировка санузла, предназначенного для пассажиров-инвалидов, должна предусматривать:

-    свободное пространство для обеспечения возможности свободного маневрирования пассажира-инвалида в кресле-коляске;

-    место (площадку) сбоку от унитаза для размещения кресла-коляски, размеры которого соответствуют указанным в приложении Б (рисунок 1, вариант 2).

11.1.1    Место (площадку) сбоку от унитаза для кресла-коляски располагают таким образом, чтобы была обеспечена возможность самостоятельной пересадки пассажира-инвалида с кресла-коляски на унитаз и обратно.

Место (площадку) для размещения кресла-коляски (см. рисунок Б.1, вариант 2 (приложение Б)) рекомендуется располагать параллельно продольной оси унитаза (проекции в плане).

11.1.2    Для обеспечения возможности маневрирования пассажира-инвалида в кресле-коляске в санузле должно быть свободное пространство диаметром не менее 1400 мм.

11.2    Санузел1), предназначенный для пассажиров-инвалидов. должен оборудоваться:

-    унитазом:

-    умывальником:

-    зеркалом;

-    горизонтальными поручнями для опоры пассажиров-инвалидов и для пересадки пассажиров-инвалидов с кресла-коляски на унитаз;

-    электрическими розетками (напряжением 220) для вагонов категории 1а и категории 2;

-    кнопками экстренного вызова машиниста (проводника), одна из них должна располагаться на высоте от 100 до 400 мм от уровня пола, другая — в соответствии с 10.2.9;

-    санитарным оборудованием и устройствами, упомянутыми в 11.2.7;

-    раздвижной дверью.

11.2.1    Высота унитаза (с учетом верхней части сиденья) от опоры для ног должна составлять от 450 до 520 мм.

11.2.2    В зоне расположения унитаза, симметрично с обеих его сторон, на высоте не более 800 мм от уровня пола (опорной поверхности) должны быть установлены два горизонтальных поручня, передний край которых выступает за передний край унитаза на расстояние не менее 100 мм. Поручни должны иметь поперечное сечение, соответствующее требованиям 8.4. Расстояние между поручнями (600 ± 30) мм. Поручни (или один из них, расположенный со стороны подступа к унитазу) выполняют

') Пассажирские вагоны локомотивной тяги могут быть оборудованы либо душевым модулем, либо душевым оборудованием в соответствии с требованиярии (при их наличии) нормативных документов стран, проголосовавших за принятие настоящего стандарта

поворотными (поворотным) или откидными (откидным), они должны разворачиваться соответственно в горизонтальной или вертикальной плоскости и фиксироваться в рабочем положении. Концы откидных и поворотных поручней должны быть скруглены, а поручней парного типа — соединены между собой.

11.2.3    Унитаз должен оборудоваться ручным приводом сливного устройства. Орган управления ручным приводом сливного устройства должен располагаться в зоне, доступной для пассажира-инвалида.

11.2.3.1    Рекомендуется около унитаза устанавливать дополнительную горизонтальную опору (стойка, поручень) на высоте его сиденья со стороны поворотного поручня.

11.2.3.2    Рекомендуется наряду с ручным оборудовать унитаз ножным приводом сливного устройства.

11.2.4    Раковину умывальника следует устанавливать таким образом, чтобы ее верхний край находился на высоте не более 900 мм от уровня пола (опоры для ног), а нижний передний (по отношению к пользователю) край раковины — на высоте не менее 700 мм. Под раковиной должно быть предусмотрено свободное пространство (ниша) для размещения ног инвалида в кресле-коляске.

11.2.4.1    Рекомендуемые размеры ниши:

-    для размещения стоп глубина не менее 150 мм на высоте не менее 300 мм от уровня пола (при наличии напольного коврика от его поверхности);

-    для размещения коленей дополнительно глубина не менее 250 мм (при удаленности переднего края раковины от стены, у которой раковина установлена, на расстояние 400 мм и более). Глубина ниши для коленей может варьироваться в зависимости от изменения этого расстояния с тем. чтобы обеспечить возможность инвалиду в кресле-коляске пользоваться раковиной и водопроводным краном, не выходя за пределы зоны досягаемости.

11.2.4.2    В раковинах рекомендуется применять водопроводные краны рычажного (нажимного) или сенсорного действия.

11.2.5    Зеркало должно быть установлено над умывальной чашей таким образом, чтобы его нижняя кромка располагалась на высоте от 1000 до 1050 мм от уровня пола.

11.2.6    Электрическая розетка (при наличии в соответствии с 11.2) должна устанавливаться рядом с зеркалом на высоте не более 1300 мм от уровня пола.

11.2.7    Санитарное оборудование и устройства (емкости для бумажных полотенец и туалетной бумаги. мыльница (дозатор для мыла), крючки для одежды. устройства для крепления трости, костылей и т. п.) следует размещать в санузле на высоте, учитывающей зону досягаемости пассажиров-инвалидов в креслах-колясках в соответствии с приложением В

11.2.8    Дверь санузла должна фиксироваться в открытом и закрытом положениях, иметь дверной проем шириной в свету, определяемой в соответствии с приложением А в зависимости от ширины прохода (коридора, находящегося напротив двери). Нижняя направляющая раздвижной двери и порог (при его наличии) должны выступать от уровня пола на высоту не более 30 мм. Дверные ручки (иные органы управления дверями) необходимо размещать на высоте от 800 до 1200 мм от уровня пола.

Рекомендуется устанавливать дверные ручки (иные органы управления дверями) на высоте от 900 до 1100 мм от уровня пола.

11.2.9    С наружной стороны двери санузла должно быть нанесено соответствующее обозначение (надпись или пиктограмма), данное обозначение должно быть продублировано либо информирующей табличкой с использованием рельефно-точечного шрифта (Брайля), либо соответствующей контрастно-рельефной пиктограммой, размещаемыми на стене справа от двери на высоте от 1200 до 1600 мм от уровня пола (по отношению к нижнему краю таблички) и на расстоянии от 100 до 200 мм от края двери.

12 Требования к удерживающей системе крепления кресла-коляски

12.1    Устройства и оборудование удерживающей системы крепления кресла-коляски в вагонах категорий 1 и категории 2в. которыми оснащаются места для размещения инвалидов в кресле-коляске в соответствии с требованиями 9.2.2, должны обеспечивать надежную фиксацию кресла-коляски с находящимся в нем пассажиром-инвалидом при всех штатных ситуациях эксплуатации вагона.

12.2    Устройства и оборудование удерживающей системы крепления кресла-коляски не должны создавать опасность или мешать передвижению пассажиров в салоне вагона и не должны препятствовать использованию площади для пассажиров-инвалидов в кресле-коляске для размещения пассажи-

рое вагона, находящихся в положении стоя, в случае, когда она не занята пассажиром-инвалидом в кресле-коляске.

12.3 Порядок пользования креплениями кресел-колясок должен быть показан в инструкции (текстом и/или графически) на самих креплениях или на табличке в непосредственной близости от них.

13 Требования к приборам и устройствам технических систем обслуживания, сигнализации и информационного обеспечения пассажиров-инвалидов

13.1    Все приборы и устройства управления и регулирования различными механизмами или техническими системами обслуживания пассажиров-инвалидов в вагоне (например, системами отопления. вентиляции, электрическим и санитарно-техническим оборудованием, радио-, аудио-, видеооборудованием. внутренней связи и др.). предназначенные для пользования лассажирами-инвалидами [в помещении санузла, предназначенного для пассажиров-инвалидов. в зонах размещения пассажиров-инвалидов вблизи мест, указанных в 9.2, 9.3 (в вагонах категории 1 и категории 2в), в купе для инвалида (в вагонах категории 2а и категории 26)]. должны быть смонтированы на высоте от 800 до 1200 мм от уровня пола вагона и должны быть снабжены табличками с округлыми углами с необходимой для пользования информацией, выполненной, в том числе, рельефно-точечным шрифтом (Брайля). Указанные таблички должны размещаться над соответствующим устройствами на высоте не менее 1200 мм от уровня пола (по отношению к нижнему краю таблички). Упомянутые приборы и устройства должны обеспечивать возможность приведения их в действие одной рукой.

В зонах размещения пассажиров-инвалидов должны быть также таблички с информацией о расположении средств аварийного спасения, выполненные и обозначенные в соответствии с 5.6. аварийные выходы должны быть обозначены в соответствии с 5.6.

13.2    В вагонах должна быть предусмотрена возможность вывода световой сигнализации из пассажирского купе (для вагонов категории 2а и категории 26) и санузла в коридор вагона, дублирующей сигнал вызова проводника и срабатывающей при нажатии кнопки вызова.

В непосредственной близости от мест размещения пассажиров-инвалидов вагоны категории 1 должны оборудоваться переговорным устройством «Пассажир-машинист» («Пассажир-проводник»), вагоны категории 2в — устройством «Пассажир-проводник».

13.3    Каждый вагон, предназначенный для проезда пассажиров-инвалидов, должен оборудоваться звуковой и визуальной информационными системами для обеспечения пассажиров-инвалидов (в том числе инвалидов с нарушениями функций зрения или слуха) сообщениями о маршруте следования, об остановках и другой предупреждающей информацией.

13.3.1    Электронные средства отображения информации (табло, дисплей) располагают в салоне вагона категории 1 и 2в на стенке над входной дверью или в подвешенном состоянии к потолку вблизи входной двери (при исполнении вагона категории 1 без тамбура), в количестве не менее двух штук, в купе, предназначенном для проезда инвалидов, располагается, как правило, одно электронное средство отображения информации.

13.3.2    Визуальную информацию в салоне вагонов категории 1 рекомендуется предоставлять на дисплеях (табло) в виде двух строк (в первой — текущая скорость движения, наружная температура, дата/время. во второй — станция назначения, следующая промежуточная остановка, специальный текст (при необходимости)].

13.3.3    В каждой строке должно отображаться не более 20 знаков с размером шрифта минимум 35 мм (включая элементы прописных и строчных букв). Если в названии следующей промежуточной остановки более 20 знаков, информация представляется в виде бегущей строки.

Шрифт и символы должны быть контрастными: либо светлыми на темном фоне, либо темными на светлом фоне.

Табло, дисплеи должны предоставлять возможность отображения текста со строгими пропорциями шрифта, включая шрифт горизонтальной бегущей строки, и надежную (неизменную во времени) читаемость.

Система отображения динамической информации должна обеспечивать появление текста о следующей промежуточной остановке не менее чем за 2 мин перед прибытием на соответствующую остановку.

13.3.4    Текст, отображаемый на дисплеях (табло), должен хорошо читаться со всех мест для инвалидов и по возможности со всех мест для сидения, как при дневном свете, так и при искусственном освещении.

13.4    Буквы и цифры в надписях и текстах (в текстовых информационных средствах) должны быть выполнены сплошным контуром без перемычек.

Пиктограммы должны содержать понятный рисунок или символ, композиционно оправданный размер букв, цифр и цвет фона.

14 Требования к указательным надписям и обозначениям

14.1    На боковой стене вагона в районе наружных дверей, предназначенных для входа и выхода лассажиров-инвалидов. в том числе в креслах-колясках, должна быть нанесена пиктограмма в соответствии с рисунками Г.1—Г.2 (приложение Г) или соответствующая ей по смыслу надпись, информирующая о его доступности для инвалидов. Цвет пиктограмм должен быть голубым на белом (желтом) фоне или белым (желтым) на голубом фоне.

14 2 На наружной поверхности входных дверей, предназначенных для входа и выхода пассажи-ров-инвалидов. или в непосредственной близости от них должна наноситься надпись «Вход для инвалидов» или соответствующая ей по смыслу пиктограмма.

На внутренней поверхности входных дверей, предназначенных для входа и выхода лассажиров-инвалидов. или в непосредственной близости от них должна наноситься надпись «Выход для инвалидов» или соответствующая ей по смыслу пиктограмма.

14.3 На боковых стенах пассажирского салона в зоне расположения мест для размещения пас-сажиров-инвалидов должна наноситься надпись «Места для инвалидов» или соответствующая ей по смыслу пиктограмма. Информация должна дублироваться рельефно-точечным шрифтом (Брайля).

14    4 Над кнопками вызова проводника в пассажирском купе (в вагонах категории 2) и кнопками переговорного устройства для экстренного вызова машиниста (проводника) в санузле должны устанавливаться таблички с надписью «Вызов проводника» («Вызов машиниста»). Информация должна дублироваться рельефно-точечным шрифтом (Брайля).

14.5    У органа управления приводом механизма изменения наклона части нижнего спального места (в вагонах категории 2) должна устанавливаться табличка с надписью «Регулировка высоты изголовья». Информация должна дублироваться рельефно-точечным шрифтом (Брайля).

14.6    У органа управления ручным приводом сливного устройства унитаза должна устанавливаться табличка с надписью «Ручной водослив» (или иной близкой по смыслу надписью). Информация должна дублироваться рельефно-точечным шрифтом (Брайля).

15    Методы контроля

15.1    Общие положения

15.1.1    Контроль исполнения требований к конструкции, оборудованию, системам и устройствам вагонов, обеспечивающих доступность и безопасность для пассажиров-инвалидов, осуществляют в соответствии с таблицей Д.1 (приложение Д).

Методы контроля включают визуальный контроль, прямые измерения (геометрических параметров оборудования вагона и его размещения, времени, показателей искусственного освещения, усилий на органах управления), проверку функциональной работоспособности и прочности оборудования (вспомогательных посадочных устройств, элементов управления приборами и устройствами технических систем обслуживания, сигнализации и информационного обеспечения и др ).

15.1.1.1    Визуальный контроль проводится без применения средств измерения, без снятия и разборки систем, оборудования и сборочных единиц.

При визуальном контроле рекомендуется фотографировать оцениваемые объекты и применять фотографии в качестве доказательных материалов.

15.1.1.2    Экспертиза технической документации (при необходимости) включает исследование соответствия технической документации установленным в настоящем стандарте требованиям с оценкой заложенных в ней технических решений.

15.1.1.3    Прямые измерения с использованием упомянутых в 15.3.2 средств, если это не оговорено особо, проводят один раз.

15.1.1.4    Работоспособность механизмов (систем, устройств) вагона проверяют приведением их в действие, при этом работоспособным считается такое состояние механизма (системы, устройства), при котором значения всех параметров, характеризующих его способность выпопнять заданные функции, соответствуют требованиям настоящего стандарта и/ипи конструкторской (проектной) документации.

15.1.1.5    Для определения усилия на органе управления к нему прикладывают силовое воздействие, постепенно увеличивая силу воздействия в направлении перемещения органа управления. За результат принимают усилие, зафиксированное в момент начала перемещения органа управления.

15.1.1.6    Результаты визуального контроля, прямых измерений, иные первичные данные и условия проведения испытаний регистрируют в журналах (рабочих протоколах, таблицах).

Информацию об этапах, процедурах и результатах обработки первичных данных сохраняют на бумажных и/или электронных носителях.

Итоговые результаты испытаний оформляют в виде протокола испытаний.

15.2 Условия проведения испытаний

15.2.1    Все испытания в помещениях вагона (если иное не оговорено особо) проводят при температуре воздуха в помещении от 18 "С до 28 °С. влажности воздуха не более 80 %. Испытания вне помещения (вспомогательных посадочных устройств по 15.4—15.6) проводят в нормальных климатических условиях согласно ГОСТ 15150.

15.2.2    Испытания проводят при нахождении вагона на стоянке (за исключением испытаний по 15.7). При проведении измерений вагон устанавливают на прямом горизонтальном участке пути.

15.2.3    Освещенность измеряемых объектов в помещении вагона и снаружи (кроме испытаний по 15.6) должна быть не менее 150 лк.

Визуальный контроль оборудования вагона, его систем и устройств проводят при освещенности не менее 100 лк.

15.3    Средства измерений

15.3.1    Применяемые средства измерений должны соответствовать требованиям национального законодательства об обеспечении единства измерений1).

Применяемое испытательное оборудование должно быть аттестовано в порядке, установленном нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего настоящий стандарт2).

15.3.2    При проведении испытаний должны применяться следующие средства измерений:

-    средства измерения температуры воздуха;

-    люксметры;

-    гигрометры (термогигрометры);

-    металлические рулетки по ГОСТ 7502 с пределом измерений 5 м. класса точности 3;

-    металлические линейки по ГОСТ 427 с пределами измерений 300, 500 и 1000 мм;

-    штангенциркули по ГОСТ 166 с диапазоном измерений от 0 до 125 мм;

-    угломеры с пределом измерений 180°;

-    секундомеры с погрешностью измерения интервалов времени — ± 0.015 с в интервале 1—10 мин;

-    средства измерения атмосферного давления;

-    динамометры с пределом измерений 0,2 кН.

15.3.3    Применяемые средства измерений должны обеспечивать погрешность3) измерений не более:

-    при определении температуры воздуха — ± 0.5 °С;

-    при определении освещенности —10 %;

-    при определении относительной влажности — 3 %.

-    при определении линейных размеров до 1000 мм — ± 1 мм;

11 В Российской Федерации действуют Федеральный закон № 102-ФЗ от 26 июня 2008 г. «Об обеспечении единства измерений» и Приказ Минпромторга РФ от 2 июля 2015 г № 1815 «Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке»

21 В Российской Федерации действует ГОСТ Р 8 568—97 «Государственная система обеспечения единства измерений Аттестация испытательного оборудования Основные положения»

31 В единицах измеряемой величины выражена абсолютная погрешность, в процентах — относительная погрешность (за исключением погрешности измерений относительной влажности)

-    при определении линейных размеров свыше 1000 мм — ±3 мм;

-    при определении угловых величин — ± 1

-    при определении величин времени — ± 2 с;

-    при измерении давления — ±3 гПа;

• при определении усилий — 3 %.

Допускается применение иных средств измерений, соответствующих 15.3.1 и обеспечивающих установленную настоящим стандартом точность измерений.

15.3.4    Для проведения испытаний на прочность подъемных устройств применяют вспомогательное оборудование — аттестованный груз. Для измерения (при аттестации) веса груза, помещаемого на платформу (в испытаниях по 15.5.2—15.5.5). или кресла (в испытаниях по 15.7.1.1) применяют напольные весы с диапазоном измерений от 1 до 150 кг и погрешностью измерений ± 0.5 кг.

15.3.5    Для проведения испытания удерживающей системы крепления кресла-коляски и испытания устройства для крепления кресла-коляски применяют кресло-коляску по ГОСТ 30471.

15.3.6    Вертикальность и горизонтальность плоскостей отсчета определяют с использованием отвеса и уровня (или иных приспособлений на их основе).

15.4    Испытания по определению скорости движения платформы подъемного устройства

15.4.1    Испытания по определению скорости движения платформы подъемного устройства проводят в нормальных климатических условиях согласно ГОСТ 15150 без груза.

Скорость движения платформы подъемного устройства V, м/с, определяется по формуле

V = у,    (1)

где S — расстояние, пройденное платформой подъемного устройства;

f — время, за которое платформа подъемного устройства проходит расстояние S.

Скорость движения платформы подъемного устройства определяют отдельно для подъема и для опускания платформы.

Измерение времени проводят с начала перемещения органа управления, с помощью которого платформа подъемного устройства приводится в действие, до момента завершения подъема (опускания) платформы.

Расстояние, пройденное ппатформой подъемного устройства, соответствует разности уровней поверхности платформы в крайних по высоте положениях (по отношению к уровню пола или пассажирской платформы).

15.4.2    Измерения времени подъема и опускания проводят не менее трех раз. За результат испытаний принимают максимальное значение скорости движения платформы, из всех значений, полученных в испытаниях при подъеме и опускании платформы подъемного устройства. Полученные значения скоростей следует округлять до второй десятичной цифры.

15.5    Испытания вспомогательных посадочных устройств

15.5.1    Функциональную работоспособность вспомогательных посадочных устройств контролируют приведением их в действие (при этом используют каждый пульт управления) и измерением времени секундомером.

Оценку работоспособности вспомогательных посадочных устройств проводят после проведения испытаний на прочность.

15.5.2    Для проверки прочности вспомогательных посадочных устройств и их крепления к вагону проводят испытания под нагрузкой, на 10 % превышающей их номинальную грузоподъемность.

15.5.3    При испытании подъемных устройств аттестованный груз распределяют по поверхности платформы подъемного устройства, затем поднимают на максимальную высоту, выдерживают в течение 10 мин и опускают.

После проведения испытаний на поверхности платформы подъемного устройства не должно быть видимых следов остаточной деформации и должна быть сохранена функциональная работоспособность подъемного устройства (приведение в рабочее состояние из транспортного положения, спуск и подъем платформы с грузом, соответствующим номинальной грузоподъемности, без наблюдаемых задержек и неисправностей).

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины и определения..............................................................2

4    Классификация.....................................................................3

5    Общие требования..................................................................3

6    Требования к наружным входным дверям................................................4

7    Требования к вспомогательным посадочным устройствам..................................5

8    Требования к опорным устройствам....................................................8

9    Требования к пассажирскому вагону....................................................8

10    Требования к пассажирскому купе.....................................................10

11    Требования к санузлу...............................................................12

12    Требования к удерживающей системе крепления кресла-коляски...........................13

13    Требования к приборам и устройствам технических систем обслуживания, сигнализации

и информационного обеспечения лассажиров-инвалидов..................................14

14    Требования к указательным надписям и обозначениям....................................15

15    Методы контроля...................................................................15

15.1    Общие положения..............................................................15

15.2    Условия проведения испытаний...................................................16

15.3    Средства измерений............................................................16

15.4    Испытания по определению скорости движения платформы подъемного устройства.......17

15.5    Испытания вспомогательных посадочных устройств..................................17

15.6    Испытания по определению освещенности поверхности вспомогательных посадочных

устройств..........................................................................18

15.7    Испытания удерживающей системы крепления кресла-коляски и испытания устройства

для крепления кресла-коляски........................................................18

15.8    Требования безопасности при проведении испытаний................................19

Приложение А (обязательное) Минимальные размеры зоны для маневрирования инвалида

в кресле-коляске в зависимости от ширины проема дверей и проходов............20

Приложение Б (обязательное) Минимальные размеры площадки для размещения и разворота

кресла-коляски с находящимся в нем пассажиром-инвалидом...................21

Приложение В (обязательное) Зоны досягаемости для инвалидов в кресле-коляске..............22

Приложение Г (рекомендуемое) Международная пиктограмма доступности для инвалидов........23

Приложение Д (обязательное) Методы контроля...........................................24

Приложение Е (обязательное) Определение геометрических параметров планировки, оборудования и специальных устройств вагонов с местами для пассажиров-инвалидов.....32

15.5.4    Для выдвижных, откидных или приставных рамп проводят статические испытания, при которых рампы приводят в рабочее положение, аттестованный испытательный груз размещают на рабочей поверхности рампы, равномерно распределяя его по поверхности, выдерживают в течение 10 мин, затем груз снимают.

После проведения испытаний на поверхности рампы не должно быть видимых следов остаточной деформации и должна быть сохранена ее работоспособность (приведение рампы в рабочее состояние из транспортного положения и возвращение в исходное положение).

15.5.5    При проведении испытаний по 15.5.3 и 15.5.4 вместо аттестованного испытательного груза допускается использовать груз, взвешенный на поверенных весах. Класс точности весов должен быть не ниже среднего.

15.5.6    Измерение времени полного цикла работы выдвижной рампы проводят с начала перемещения органа управления, с помощью которого рампа выдвигается в рабочее положение, до возвращения ее в транспортное положение. Время нахождения рампы в рабочем положении (время перемещения кресла-коляски, время испытаний с грузом) не учитывается. Измерения времени проводят не менее трех раз. За результат испытаний принимают максимальное значение времени движения рампы (цикла работы). Полученные значения времени следует округлять до секунды.

15.6    Испытания по определению освещенности поверхности вспомогательных

посадочных устройств

15.6.1    Освещенность определяют по ГОСТ 33463.4.

15.6.2    Испытания проводят в темное время суток. Измерения проводят при нахождении вспомогательных посадочных устройств в состоянии готовности к перемещению (подъему) пассажира-инва-лида в вагон как с низких иУили средних, так и с высоких платформ [или только с высоких платформ, в случае, если имеется информация об эксплуатации вагонов на участках, оснащенных только высокими платформами (например, в условиях высокоскоростного движения)).

15.6.3    Освещенность измеряют на поверхности вспомогательных посадочных устройств не менее чем в пяти контрольных точках, равномерно распределенных по поверхности (прямоугольной формы в центре и в четырех точках, удаленных от центра на расстоянии 1/4 диагонали).

15.6.4    В каждой контрольной точке выполняют одно измерение. Результаты измерений показателей освещенности в каждой точке сравнивают с нормативным значением показателя.

15.6.5    Допускаемая температура при измерении освещенности вне помещений определяется требованиями, установленными в инструкции по эксплуатации применяемых средств измерения.

15.7    Испытания удерживающей системы крепления кресла-коляски и испытания устройства

для крепления кресла-коляски

15.7.1    Испытания удерживающей системы крепления кресла-коляски и испытания устройства для крепления кресла-коляски, установленных в вагоне, проводят совместно с динамическими испытаниями на прочность и проверкой ходовых качеств вагона по ГОСТ 33788 или иным стандартизованным методикам динамико-прочностных испытаний1) вагонов соответствующего типа.

15.7.1.1    Работоспособность удерживающей системы крепления кресла-коляски контролируют приведением ее в действие.

Для испытаний применяют кресло-коляску с габаритными размерами по ГОСТ 30471-96 (пункт 4 2) и аттестованный испытательный груз массой (125.0 ± 0.5) кг.

Аттестованный испытательный груз размещают на сиденье кресла-коляски и прочно его крепят. Механизм крепления кресла-коляски переводят в положение «закрыто».

Кресло-коляска должно сохранять исходное положение при разгоне и торможении при условиях нагружения, реализуемых при динамических испытаниях на прочность и проверке ходовых качеств вагона (см. 15.7.1).

Примечания

1    Под сохранением исходного положения понимается отсутствие перемещений колес кресла-коляски в продольном направлении более чем на 0.05 м, а также отсутствие опрокидывания кресла-коляски или любого перемещения груза

2    Сохранение исходного положения в продольном направлении может быть подтверждено по следам (отсутствию следов) перемещений заранее промаркированных колес кресла-коляски

11 В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55496-2013 «Моторвагонный подвижной состав Методика динамико-прочностных испытаний»

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ И МОТОРВАГОННЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

Технические требования для перевозки инвалидов и методы контроля

Passenger cars on locomotive traction and railcars.

Technical requirements for transportation of disabled persons and methods of control

Дата введения — 2020—03—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги и вагоны моторвагонного подвижного состава железных дорог, предназначенные для проезда пассажиров-инвали-дов. в том числе в инвалидных креслах-колясках, состояние здоровья которых ограничивает их способность к передвижению (далее — вагоны).

Настоящий стандарт устанавливает технические требования к конструкции, оборудованию, системам и устройствам вагонов, обеспечивающие доступность и безопасность для лассажиров-инвалидов. и методы их контроля.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.0 004—2015 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 166 Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 9238 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 30471-96 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

ГОСТ 33788 Вагоны грузовые и пассажирские Методы испытаний на прочность и динамические качества

ГОСТ 33463.4 Системы жизнеобеспечения на железнодорожном подвижном составе. Часть 4. Методы испытаний по определению показателей искусственного освещения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (wwweasc by) или по указателям национальных стандартов, издаваемых в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации Если на ссылочный документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию данного документа Если после принятия настоящего

Издание официальное

стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    пассажиры-инвалиды: Лица с полной или частичной утратой способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и контролировать свое поведение, но которым не противопоказано пользоваться общественным транспортом. в том числе лица с нарушением:

-    опорно-двигательных функций (передвигающиеся в креслах-колясках, на протезах, костылях, ходунках и т. п.);

-    функции зрения и/или слуха.

Примечание — Для целей настоящего стандарта принимаются во внимание пассажиры-инвалиды, не требующие специального медицинского обслуживания, связанного с дополнительным оснащением вагона медицинским оборудованием или приспособлениями для его размещения (приборные стойки, штативы, медицинские светильники и т п ).

3.2    беспрепятственная посадка (высадка) пассажира-инвалида в вагон: Передвижение пас-сажира-инвалида самостоятельно или с сопровождающим лицом с высоких, низких и/или) средних пассажирских платформ в вагон, которое совершается с помощью вспомогательных посадочных устройств.

Примечание — Если низкие (средние) пассажирские платформы оборудованы специальными посадочными приспособлениями, то посадка с таких платформ рассматривается как посадка с высоких пассажирских платформ

3.3    беспрепятственный доступ пассажира-инвалида к месту размещения в вагоне или санузлу: Передвижение пассажира-инвалида самостоятельно или с сопровождающим лицом по вагону, совершаемое без необходимости преодолевать препятствия высотой более 30 мм, зазоры более 100 мм и уклоны более 6 %.

3.4    инвалидное кресло-коляска (кресло-коляска): Устройство для обеспечения мобильности за счет колес, оснащенное системой поддержки сиденья, предназначенное для передвижения пассажира-инвалида и не являющееся штатным оборудованием вагона.

Примечания

1    Вспомогательное техническое средство с колесами, предназначенное для облегчения ходьбы, креслом-коляской не является

2    Для целей настоящего стандарта рассматриваются инвалидные кресла-коляски, габаритные размеры которых не превышают установленных в ГОСТ 30471-96 (пункт 4 2)

3.5    вспомогательное посадочное устройство: Техническое устройство, являющееся штатным оборудованием вагона и предназначенное для обеспечения прохода (проезда) пассажиров-инвалидов. в том числе в креслах-колясках, при посадке (высадке) в вагон (из вагона).

3.6    подъемное устройство: Вспомогательное посадочное устройство, имеющее горизонтальную площадку для размещения пассажира-инвалида в кресле-коляске и сопровождающего, которое обеспечивает движение вверх-вниз и при необходимости вперед-назад.

3.7    рампа: Вспомогательное посадочное устройство, поверхность которого перекрывает пространство (горизонтальный зазор) между посадочной площадкой пассажирской платформы и поверхностью пола вагона (порогом наружных входных дверей вагона), обеспечивающее возможность прохода (проезда) пассажиров-инвалидов в вагон.

Примечания

1    Применяемые для целей настоящего стандарта рампы могут быть выдвижными, откидными или приставными.

2    Приставная рампа устанавливается для прохода (проезда) пассажиров-инвалидов в вагон вручную

3.8    рабочее положение вспомогательного посадочного устройства: Положение вспомогательного посадочного устройства, при котором оно готово к подъему (перемещению в вагон) и опусканию (перемещению из вагона на пассажирскую платформу) пассажира-инвалида.

3.9    транспортное положение вспомогательного посадочного устройства: Положение вспомогательного посадочного устройства, при котором оно не препятствует движению вагона.

3.10    удерживающая система крепления кресла-коляски: Совокупность устройств и оборудования. обеспечивающих крепление в вагоне кресла-коляски с находящимся в нем пассажиром-инвали-дом при всех штатных ситуациях эксплуатации вагона.

3.11    опорное устройство: Вспомогательное техническое средство, предназначенное для опоры и поддержки пассажиров-инвалидов в процессе их передвижения при посадке (высадке) в вагон (из вагона) и внутри вагона во время поездки.

3.12

платформа пассажирская (железнодорожная): Благоустроенная площадка на станциях или остановочных пунктах для удобного и безопасного прохода, накопления, а также посадки пассажиров в вагоны и их высадки.

(ГОСТ 33942-2016, пункт 3.16J

Примечание — Платформы бывают высокие, средние и низкие (высота над уровнем верха головки рельса по ГОСТ 9238)

3.13    пассажирский салон (салон): Отделенная перегородками часть пассажирского вагона (или весь вагон при исполнении вагона без тамбура), предназначенная для размещения пассажиров, оборудованная местами для сидения и/или спальными местами.

3.14    пассажирское купе (купе): Закрывающееся дверью отдельное помещение в пассажирском вагоне, предназначенное для размещения нескольких пассажиров, как правило, двух или четырех.

3.15    тамбур: Часть вагона, огороженная перегородками, отделяющая вход в вагон от салона, кабины машиниста, багажного отсека, служебных помещений или коридора купейного вагона.

3.16    тормозной конец вагона: Конец пассажирского вагона локомотивной тяги с установкой привода ручного тормоза и/или котла (бойлера).

3.17    нетормозной конец вагона: Конец вагона, противоположный тормозному концу вагона.

3.18    вертикальная плоскость (в вагоне): Плоскость, перпендикулярная плоскости пола вагона.

3.19    горизонтальная плоскость (в вагоне): Плоскость, параллельная плоскости пола вагона.

визуальный контроль: Органолептический контроль, осуществляемый органами зрения. (ГОСТ 16504-81, пункт 114)


3.20

4    Классификация

Пассажирские вагоны в отношении устанавливаемых к ним технических требований, обеспечивающих доступность для пассажиров-инвалидов, в зависимости от условий эксплуатации и технических характеристик этих вагонов подразделяют на следующие категории:

а)    1 — пассажирские вагоны моторвагонного подвижного состава, в том числе:

1)    1а — пассажирские вагоны моторвагонного подвижного состава дальнего следования:

2)    16 — пассажирские вагоны моторвагонного подвижного состава пригородного и городского сообщения;

б)    2 — пассажирские вагоны локомотивной тяги, в том числе:

1)    2а — пассажирские вагоны локомотивной тяги купейные со спальными местами;

2)    26 — пассажирские вагоны локомотивной тяги купейные с местами для сидения;

3)    2в — пассажирские вагоны локомотивной тяги открытого типа с креслами для сидения.

5    Общие требования

5.1 Конструкция и планировка вагонов, предназначенных для проезда пассажиров-инвалидов. должны обеспечивать:

а)    беспрепятственную посадку (высадку) пассажиров-инвалидов, в том числе в креслах-колясках, самостоятельно или с лицом, сопровождающим инвалида, в вагон (из вагона);

б)    беспрепятственный доступ пассажиров-инвалидов. в том числе в креслах-колясках, к местам своего размещения в вагоне;

в)    размещение пассажиров-инвалидов в специально выделенной зоне в вагоне, оборудованной местами для установки кресел-колясок с находящимися в них пассажирами-инвалидами (в вагонах категории 1 и в вагонах категории 2в). или индивидуальными посадочными местами для проезда пассажиров-инвалидов на местах для сидения (в вагонах категории 26) или спальными местами (в вагонах категории 2а) для проезда пассажиров-инвалидов на спальных местах;

г)    беспрепятственный доступ пассажиров-инвалидов (в том числе в креслах-колясках) от места своего размещения в вагоне к санузлу, предназначенному для пользования пассажирами-инвалидами [при проектировании таких вагонов должна быть обеспечена необходимая площадь для маневрирования пассажиров-инвалидов в креслах-колясках в соответствии с рисунком А.1 (приложение А));

д)    беспрепятственное пользование пассажирами-инвалидами. в том числе в креслах-колясках, санузлом увеличенной площади.

5.2    Вагоны, предназначенные для проезда пассажиров-инвалидов. в том числе в креслах-колясках. должны быть оборудованы:

а)    вспомогательными посадочными устройствами для входа и выхода пассажиров-инвалидов. соответствующими требованиям, установленным в разделе 7;

б)    специальными средствами сигнализации, информации и связи, соответствующими требованиям, установленным в разделе 13;

в)    санузлом, специально приспособленным для пользования пассажирами-инвалидами. в том числе пассажирами-инвалидами в креслах-колясках, в соответствии с требованиями, установленными в разделе 11;

г)    проходами, соответствующими требованиям, установленным в разделе 9;

д)    устройствами для крепления кресел-колясок.

5.3    Все опорные устройства (поручни, стойки и др.), а также элементы и устройства технических систем обслуживания, сигнализации (рычаги, рукоятки, ручки, кнопки, выключатели, розетки и др.), предназначенные для пользования пассажирами-инвалидами (в том числе в креслах-колясках) должны быть размещены с учетом зоны досягаемости инвалидов (в креслах-колясках или на пассажирских сиденьях).

Параметры размещения устройств, предназначенных для пользования пассажирами-инвалидами. должны определяться с учетом приложения В (рисунки В.1—В.2).

5.4    Приборы и устройства управления и регулирования механизмами или техническими системами обслуживания, сигнализации (кнопки, рычаги, рукоятки, ручки, выключатели, розетки и др ). предназначенные для пользования пассажирами-инвалидами с нарушениями зрения, должны быть снабжены табличками с необходимой для пользования информацией, выполненной рельефно-точечным шрифтом (Брайля) в соответствии с требованиями 13.1.

5.5    Аварийные выходы и штатные средства аварийного спасения, предназначенные в том числе для пассажиров-инвалидов. рекомендуется предусматривать в зоне для пассажиров-инвалидов:

-    в салоне вагона категории 1 и категории 2в в местах, расположенных в пассажирском салоне рядом со входом в вагон и санузлом, предназначенным для пассажиров-инвалидов;

-    в вагонах категории 2а и категории 26 в купе и коридоре нетормозного конца вагона, соединяющем купе, санузел и тамбур.

5.6    Аварийные выходы в зоне пребывания пассажиров-инвалидов должны быть обозначены табличками с необходимой для пользования информацией, нанесенной контрастной маркировкой и рельефно-точечным шрифтом (Брайля).

Информационные таблички, выполненные с применением шрифта Брайля, устанавливаются на высоте от 1200 до 1600 мм от пола вблизи аварийного выхода.

В зонах размещения пассажиров-инвалидов должны быть таблички с информацией, в том числе нанесенной рельефно-точечным шрифтом (Брайля), о расположении средств аварийного спасения и пользовании ими.

Рекомендуется дополнительно использовать люминесцентную маркировку или световые и звуковые сигнальные устройства, имеющие надежную систему включения и энергопитания в аварийных ситуациях.

6 Требования к наружным входным дверям

6.1 Для обеспечения доступа в вагон пассажиров-инвалидов (в том числе в креслах-колясках) должно быть предусмотрено не менее одной наружной входной двери с каждой стороны вагона со 4

следующими размерами дверного проема: ширина в свету не менее 800 мм и высота в свету не менее 1880 мм.

6.2 Наружные входные двери вагонов категории 1. предназначенные для обеспечения доступа в вагон пассажиров-инвалидов. должны быть оборудованы кнопками (внутри и снаружи вагона) для подачи сигнала машинисту и/или проводнику о перемещении через дверь пассажира-инвалида, а также иметь блокировку на время посадки (высадки) пассажира-инвалида (устройство, исключающее возможность закрытия дверей и приведения в движение подвижного состава, пока подъемное устройство не приведено в транспортное положение).

Примечание — Кнопки для подачи сигнала машинисту или проводнику о перемещении через дверь пассажира-инвалида одновременно являются кнопками сигнализации машинисту (проводнику) о необходимости приведения вспомогательного посадочного устройства в действие для обеспечения посадки (высадки) пассажиров-инвалидов

6.2.1    Кнопки для подачи сигнала машинисту и/или проводнику о выходе пассажира-инвалида на следующей остановке должны размещаться внутри вагона на высоте от 800 до 1200 мм от уровня пола вагона в непосредственной близости от наружной входной двери вагона.

Допускается установка кнопок подачи сигнала машинисту и/или проводнику (о выходе пассажира на следующей остановке) в зоне размещения мест пассажиров-инвалидов в салоне вагона. Для информирования машиниста и/или проводника о выходе пассажира на следующей остановке допускается также использование переговорного устройства, указанного в 13.2, или использование кнопки вызова проводника (при ее наличии).

Кнопки для подачи сигнала машинисту и/или проводнику о перемещении через дверь пассажира-инвалида снаружи вагона должны устанавливаться на высоте от 800 до 1200 мм от поверхности пассажирской платформы.

Для подвижного состава, предназначенного для эксплуатации на маршрутах, оборудованных как высокими, так и низкими и/или средними платформами, должно быть предусмотрено не менее двух кнопок, обеспечивающих подачу сигнала как с высоких, так и низких и/или средних платформ.

6.2.2    Кнопки для подачи сигнала машинисту и/или проводнику должны иметь контрастную окраску по отношению к цвету стенки, на которой размещаются.

Рекомендуемая длина и ширина кнопок прямоугольного исполнения — не менее 20 мм, диаметр для круглого исполнения — не менее 25 мм.

Кнопки должны иметь рельефное или фактурное оформление рабочей поверхности, а также световую и звуковую сигнализацию, информирующую о том. что устройство сработало.

6.3    Наружные входные двери вагона категории 2 должны иметь устройство для их фиксации (блокировки) в открытом положении на время посадки (высадки) пассажира-инвалида (устройство, исключающее возможность закрытия дверей, пока подъемное устройство не приведено в транспортное положение).

У наружных боковых дверей нетормозного конца вагона должны быть установлены кнопки для вызова проводника снаружи вагона на высоте от 800 до 1200 мм от поверхности пассажирской платформы (с учетом уровня высоких, низких и/или средних пассажирских платформ), их исполнение — по 6.2.2.

6.4    В зоне боковых наружных дверей, предназначенных для посадки (высадки) пассажира-инвалида. вагон должен быть оборудован специальной наружной прерывистой звуковой сигнализацией, обеспечивающей определение местоположения входных дверей.

7 Требования к вспомогательным посадочным устройствам

7.1 Вагоны, предназначенные для проезда пассажиров-инвалидов. должны быть оборудованы вспомогательными посадочными устройствами — подъемными устройствами или рампами (откидными или выдвижными). Допускается применение в качестве вспомогательных посадочных устройств приставных рамп.

Конструкция вспомогательного посадочного устройства, применяемого для оборудования вагона, выбирается в зависимости от условий его эксплуатации (посадка с высоких и низких (средних) платформ. посадка только с высоких или только с низких (средних) платформ).

Вспомогательные посадочные устройства должны обеспечивать возможность посадки (высадки) пассажиров-инвалидов с обеих сторон вагона (по отношению к продольной оси вагона).

7.2    Вспомогательное посадочное устройство, находящееся в транспортном (нерабочем) положении. должно надежно фиксироваться, не должно препятствовать свободному входу пассажиров в вагон и выходу из него.

7.3    В транспортном положении вспомогательное посадочное устройство и его привод не должны выступать за пределы габарита вагона.

7.4    Подъемные устройства должны обеспечивать выполнение следующих требований:

-    грузоподъемность подъемного устройства должна быть не менее 300 кг;

-    ширина платформы подъемного устройства должна быть не менее 800 мм;

-    длина платформы подъемного устройства с учетом откидных элементов, формирующих опорную поверхность (при их наличии), должна быть не менее 1400 мм;

-    перепад высот между полом вагона и поверхностью платформы подъемного устройства (в рабочем положении), установленной на уровне пола вагона, должен быть не более 30 мм;

-    горизонтальный зазор между порогом вагона и передним краем платформы подъемного устройства (в рабочем положении), установленной на уровне пола вагона, не должен превышать 30 мм;

-    рабочая скорость движения платформы должна быть не более 0,15 м/с.

Допускаемая грузоподъемность подъемного устройства должна быть обозначена в зоне его размещения.

Подъемное устройство должно обеспечивать плавный (без рывков) подъем (опускание) инвалида в кресле-коляске.

7.4.1    Платформа подъемного устройства должна быть оборудована поручнями (расположенными как минимум с одного бокового края платформы), предназначенными для обеспечения опоры для пассажира-инвалида при перемещении подъемного устройства, и защитными боковыми барьерами или иными боковыми заграждающими устройствами, предназначенными для предотвращения скатывания коляски с платформы.

Рекомендуется установка парных поручней.

Примечание — Парными называются поручни в том случае, когда они расположены в одной плоскости параллельно друг другу и на различной высоте

7.4.1.1    Длина рабочей поверхности поручня должна быть не менее половины длины платформы, нижняя часть рабочей поверхности поручня должна находиться на высоте не менее 750 мм от поверхности платформы, а верхняя часть рабочей поверхности поручня — на высоте не более 950 мм. Поручни должны иметь поперечное сечение, соответствующее требованиям 8.4.

Рекомендуется располагать поручни (рабочие поверхности поручней) на расстоянии от 200 до 250 мм от края платформы подъемного устройства, примыкающего к проему двери вагона.

Примечание — Под рабочей поверхностью поручня понимается свободная поверхность поручня, предназначенная для опоры и поддержки людей

7.4.1.2    Защитные боковые барьеры должны быть высотой не менее 50 мм.

7.4.1.3    Поручни и защитные боковые барьеры устанавливаются с тех сторон платформы, где не происходит въезд-съезд пассажира-инвалида в кресле-коляске.

7.4.2    Платформа подъемного устройства должна быть оборудована откидным бортиком, предназначенным для обеспечения беспрепятственного доступа пассажира-инвалида на платформу подъемного устройства (и съезда с платформы подъемного устройства на пассажирскую платформу). Откидной бортик должен фиксироваться в закрытом (поднятом) положении для предотвращения скатывания пассажира-инвалида в кресле-коляске с платформы во время ее движения, высота зафиксированного бортика должна составлять не менее 50 мм.

7.4.3    Подъемное устройство должно быть оборудовано индивидуальным приводом и пультом управления, расположенным внутри вагона в непосредственной близости от входной наружной двери.

Система управления должна обеспечивать автоматическую остановку платформы при достижении уровня пола вагона и уровня пассажирской платформы.

Должна быть исключена возможность приведения подъемного устройства в рабочее положение без участия проводника (помощника машиниста).

Должна быть обеспечена возможность приведения подъемного устройства в действие вручную проводником (помощником машиниста). Усилие на рукоятке ручного привода подъемного устройства не должно превышать 100 Н.

7.5    Выдвижные (откидные), а также приставные рампы должны обеспечивать выполнение следующих требований:

-    выдерживать нагрузку, эквивалентную массе 300 кг;

-    иметь ширину рабочей поверхности не менее 800 мм и полностью перекрывать в рабочем положении расстояние между полом вагона и поверхностью пассажирской платформы;

-    перепад высот между полом вагона и поверхностью выдвижной (откидной) или приставной рампы (в рабочем положении), а также между поверхностью выдвижной (откидной) или приставной рампы и пассажирской платформой должен быть не более 30 мм;

-    уклон поверхности выдвижной (откидной) или приставной рампы в рабочем положении должен быть не более 15 %;

-    время полного цикла работы выдвижной рампы в автоматическом (штатном) режиме должно составлять не более 120 с.

Примечания

1    Под полным циклом работы выдвижной рампы понимается цикл работы выдвижной рампы, состоящий из приведения выдвижной рампы в рабочее положение и возвращения ее в транспортное положение Продолжительность перемещения пользователя в кресле-коляске при определении времени полного цикла работы выдвижной рампы не учитывается

2    Требования к времени полного цикла работы выдвижной рампы не распространяются на случаи приведения выдвижной рампы в действие вручную проводником (помощником машиниста)

7.5.1    Выдвижная (откидная) или приставная рампа должна быть оборудована защитными боковыми барьерами, высотой не менее 50 мм. предназначенными для предотвращения скатывания коляски и падения пассажира-инвалида.

7.5.2    Приведение в действие выдвижной (откидной) рампы может осуществляться:

-    автоматически из кабины машиниста;

-    с помощью пульта управления, расположенного внутри вагона в непосредственной близости от наружной входной двери вагона;

-    механически поездным персоналом (проводником или помощником машиниста).

Установка в рабочее положение приставной рампы осуществляется поездным персонапом (проводником или помощником машиниста). Приставная рампа должна иметь устройство фиксации при установке в рабочее положение в дверях вагона.

Должна быть предусмотрена система блокировки, исключающая возможность приведения выдвижной (откидной) рампы в рабочее положение без участия проводника (помощника машиниста).

7.6    Опорная поверхность вспомогательного посадочного устройства должна препятствовать проскальзыванию колес кресел-колясок и опор других средств реабилитации во время движения пассажира-инвалида по ней.

7.7    Защитные боковые барьеры вспомогательных посадочных устройств, откидные бортики платформы подъемного устройства должны иметь цвета, контрастные по отношению к опорной поверхности этих устройств.

Рекомендуется окрашивать поверхность вспомогательного посадочного устройства в цвета, контрастные по отношению к полу вагона и поверхности пассажирской платформы, а на защитные боковые барьеры вспомогательных посадочных устройств, а также на откидной бортик платформы подъемного устройства (опорную поверхность) рекомендуется наносить чередующиеся желтые и черные или оранжевые и черные полосы под углом 45—60" к вертикали с расстоянием между ними 50 мм.

7.8    Зона наружных входных дверей вагонов, оборудованных вспомогательными посадочными устройствами, должна быть оснащена источниками искусственного освещения, обеспечивающими освещенность поверхности платформы подъемного устройства или рампы, находящихся в рабочем положении. не менее 10 лк.

7.9    Возле наружных входных дверей вагонов, оборудованных вспомогательным посадочным устройством, в пассажирском салоне (тамбуре) должна устанавливаться табличка с указаниями, необходимыми для правильной и безопасной эксплуатации вспомогательных посадочных устройств (инструкцией по пользованию вспомогательными посадочными устройствами) с поясняющими графическими изображениями (рисунками, схемами).