Пиломатериалы, заготовки, деревянные детали
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ СОЮЗА ССР
ПИЛОМАТЕРИАЛЫ, ЗАГОТОВКИ, ДЕРЕВЯННЫЕ ДЕТАЛИ
Издание официальное
Москва Издательство стаадартов 1990
УДК 674.038.6:006.364
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Сборник "Пиломатериалы, заготовки, деревянные детали” содержит стандарты, утвержденные до 1 мая 1990 г.
В стандарты внесены изменения, принятые до указанного срока. Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотренных стандартах, а также о принятых к ним изменениях публикуется в выпускаемом ежемесячно информационном указателе "Государственные стандарты СССР"
2003000000- 035
П-
085 (02)90
© Издательство стандартов, 1990
ISBN 6-70604)264-8 Пиломатериалы
Группа Д55
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ВАГОНЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм.
ДЕТАЛИ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ГОСТ
Общие технические условия
3191-82
Railway cars of 1520 mm track gauge.
Parts of wood and wood materials.
General specifications
ОКГ1 53 8210
Срок действия с 01.07.83 до 01.07.93
Настоящий стандарт устанавливает требования к деталям из древесины хвойных и лиственных пород и древесных материалов, применяемых при постройке и ремонте вагонов железных дорог колеи 1520 Мм: грузовых, пассажирских, электро- й
дизель-поездов и метрополитена.
1. ТИПЫ И РАЗМЕРЫ
1.1.Детали подразделяются:
а) на массивные и клееные:
массивные — изготовленные из цельной древесины; клееные — изготовленные из нескольких деталей путем склеивания их по длине, ширине и (или) толщине;
б) по толщине:
тонкие— толщиной до 28ммвключ.; толстые — толщиной более 28 мм;
в) по видам отделки: подлежащие лакированию; подлежащие окрашиванию;
подлежащие оклеиванию бумажнослоистым пластиком; неотделываемые;
г) по назначению и качеству древесины на три группы: 1-я — детали, работающие при повышенных динамических
нагрузках;
Издание официальное ★ |
Перепечатка воспрещена |
2- я — детали нагруженные, подвергающиеся динамическим или значительным статическим нагрузкам;
3- я — детали слабо нагруженные и детали, имеющие вспомогательное значение в конструкции вагонов.
1.2. Распределение основных деталей по группам и применяемым материалам дано в приложении 1 к настоящему стандарту, при этом породы древесины и марки древесных материалов указаны в порядке предпочтительного их применения.
1.3. Коды основных узлов вагонов по ОКП даны в приложении 2.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Детали должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технической документации на конкретные типы вагонов, утвержденной в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. №2).
2.2. Детали должны изготовляться из пиломатериалов хвойных пород по ГОСТ 8486-86: 1-я группа из 0—1 сортов, 2-я группа из 0—2 сортов, 3-я группа из 1—3 сортов; лиственных пород по ГОСТ 2695-83: 1-я группа из 1 сорта, 2-я группа из 1—2 сортов, 3-я группа из 1—3 сортов и древесных материалов.
Марки древесных материалов указаны в обязательном приложении 1.
2.3. Типы соединений деталей — по ГОСТ 9330-76 и ГОСТ 19414-79.
2.4. Допуски и посадки деталей определяются конструкторской документацией и ГОСТ 6449.1-82 — ГОСТ 6449.5-82.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.5. Нормы допускаемых пороков и дефектов древесины деталей должны соответствовать указанным в табл. 1.
2.6. Отклонения от взаимной параллельности пластей и кромок деталей допускаются в пределах отклонений по толщине и ширине,установленных ГОСТ 6449.1-82.
2.7. Сучки частично сросшиеся, несросшиеся и выпадающие несросшиеся, прорость, червоточина, смоляной кармашек, от-щеп, скол, вырыв, а также трещины в деталях 1-й группы, в досках пола и обшивке должны быть плотно заделаны деревянными пробками, пастами или замазками.
2.8. Допускается не заделывать односторонние частично сросшиеся и несросшиеся сучки, а в деталях вагонов-самосвалов (думпкаров), стенах и крыше цельнометаллических вагонов и сквозные (кроме загнивших, гнилых и табачных):
ГОСТ 3191-82
Таблица 1 |
Наименование по- |
Норма по группам деталей |
|
роков и дефектов древесины по |
|
|
|
1 |
|
|
ГОСТ 2140-81 |
|
|
1. Сучки: |
Не допускаются |
размером в долях шир |
ины стороны детали |
а) сросшиеся |
более: |
|
|
здоровые |
V, |
|
|
на пластях дос- |
7, |
7, |
новых деталей и |
но не более 20 мм |
|
|
сторонах брусков |
7, |
*/* |
V, |
на кромках тол- |
но не более |
|
|
стых деталей |
15 мм |
|
|
на кромках тон- |
■/, |
V, |
1 |
ких деталей |
и количеством на любом метре длины детали в штуках бо- |
на торцах ши- |
лее: |
|
|
рнной до 100 мм на сторонах шириной 100 мм и |
1»5 |
3 |
3 |
более |
2 |
4 |
4 |
б) другие разно- |
|
|
|
видности сучков, кроме сросшихся |
|
|
|
здоровых |
Не допускаются |
Допускаются по размерам и в общем |
|
|
числе сросшихся здоровых сучков, но не более половины их количества |
2. Плесень, забо- |
Допускаются |
Не допускаются |
Допускаются |
лонные грибные ок |
поверхностные с |
более 30% площа- |
|
раски, побурение |
нелицевой стороны |
ди любой стороны детали |
|
3. Трещины: |
|
|
|
а) пластевые и |
Допускаются |
Допускаются глубиной не более: |
кромочные |
только на нелице- |
|
|
|
вой стороне глубиной нс более: |
|
|
|
V. |
V. |
1 V, |
|
толщины детали и длиной не |
более: |
|
■/, |
V, |
*/, |
|
|
длины детали |
|
|
|
Для деталей 2-й и |
3-й групп с серд- |
|
|
цевиной допускаются |
неглубокие трещи- |
|
|
ны по всей длине детали с нелицевой сто- |
|
|
роны |
|
|
I |
377
Продолжение табл. 1 |
Наименование пороков и дефектов древесины по ГОСТ 2140-81 |
Норма по группам деталей |
1 |
2 |
3 |
б) торцовые |
Не допускаются |
Не допускаются глубиной более: |
на каждом торце |
|
|
7» |
7, |
в) пластовые сквозные |
Нс допускаются |
длины деталей Не допускаются протяженностью по пласти более: |
|
|
7,о |
7, |
4. Сердцевина и двойная сердцевина |
Не допускаются |
длины детали Не допускается при наличии отлуп-ных трещин |
5. Наклон волокон |
Не допускается при отклонении направления волокон от линии, параллельной продольной оси детали, %, не более: |
|
5 |
10 |
12 |
6. Ложное ядро |
Не допускается с лицевой стороны при лакировании |
Допускается |
7. Свилеватость, крснь, пятнистость, завиток, засмолок, водослой, глазки, химические окраски, тяговая древесина |
|
Допускаются |
|
8. Червоточина: |
|
|
|
а) неглубокая (глубиной не более 5 мм) |
Не допускается |
Не допускается в штуках более 2 на любом метре длины детали |
Допускается |
б) глубокая (глубиной более 5 мм) |
Не допускается
1 |
Не допускается в штуках более 3 на любом метре длины детали |
|
378
11. Смоляной кармашек
а) сквозной
12. Обзол:
а) острый
б) тупой
Допускается только на нелицевой стороне не более 1 шт.
13. Покороблен-ность:
а) продольная пс лластн, кромке и крыловатосп»
Допускается на одной из сторон детали длиной нс более 1/10 длины детали и шириной нс более:
7,
7«
ширины стороны детали Нс допускается протяжением более:
Допускается не более 4 шт.
на любом метре длины детали Не допускается
Не допускается Не допускается, если пропиленная часть каждой стороны детали без ограничения по длине составляет менее:
*/. I */,
ширины или толщины детали
В деталях дверей и окон не допускается. В остальных деталях пассажирских и грузовых вагонов не допускается, если стрела прогиба превышает, в %:
0,10
0,20
Нс допускается, если стрела прогиба более, в %
Продолжение табл. 1
т-
14. Отщеп, скол, риски, вырыв, выщербины, задиры
Наименование пороков и дефектов древесины по ГОСТ 2140-81
Нс допускаются при длине детали 300 мм и менее Допускаются при длине более 300 мм заделанные и зачищенные длиной не более, мм:
50 150 150
и глубиной нс более, мм:
3
Не допускается на деталях внутренней отделки и внутреннего оборудования, окон и дверей пассажирских вагонов
Допускается в пределах отклонений по длине детали, установленных ГОСТ 6449.1-82
Примечания:
1. Сучки размером до половины максимально допускаемых, а для 141 группы — размером 5 мм и менее нс учитываются.
2. В углах проушин, шипов и гнезд под шипы сучки не допускаются.
3. В деталях, идущих под лакирование, сучки с выходом на ребро лицевых сторон не допускаются.
4. В прокладках стен, пола и крыши вагонов всех типов размеры и количество сучков не нормируется.
5. В толстых деталях обшивки стен и лобовых дверей полувагонов сросшиеся здоровые сучки допускаются размером не более 1/2 ширины детали и на всю толщину детали.
6. В опорных брусьях котлов цистерн рак, торцовые и пластсвые сквозные трещины не допускаются;
плесень, эаболонные грибные окраски, побурение допускаются поверхностные.
7. В дверных поручнях сучки и наклон волокон нс допускаются.
8. Пороки древесины, не упомянутые в настоящем стандарте, не допускаются.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
а) в обшивке стен и крыши пассажирских и грузовых вагонов, предназначенных под покрытие облицовочными материалами;
б) размером до 3 мм в тонкой обшивке стен грузовых вагонов;
в) размером до 6 мм во всех деталях грузовых и пассажирских вагонов, кроме оговоренных в подпунктах б, г, б, е, ж;
г) размером до 10 мм в досках пола с нелицевой стороны во всех вагонах, кроме пассажирских. В пассажирских вагонах — в досках пола, идущих под покрытие;
380
ГОСТ 3191-82
д) размером до 6 мм на пазе и гребне в обшивке стен и потолка;
е) размером до 15 мм в обшивке полувагонов, в бортовых досках платформ и в настенных досках крытых вагонов;
ж) размером до 40 мм в досках пола вагонов-самосвалов (думпкаров) под покрытие.
2.9. Параметры шероховатости поверхностей деталей должны соответствовать требованиям ГОСТ 7016-82.
Для лицевых поверхностей деталей, подлежащих лакированию, значение Rm (/?z) должно быть не более 63 мкм на базовой длине / до 8 мм.
Для нелицевых поверхностей деталей, подлежащих лакированию, и для деталей, подлежащих окрашиванию и склеиванию бумажно-слоистым пластиком, значение Rm (Rz) должно быть не более 320 мкм на базовой длине / до 25 мм.
Для остальных деталей, а также деталей после автоклавной пропитки значение Rmmax должно быть не более 1250 мкм.
(Измененная редакция, Изм. №1,2).
2.10. Склеивание деталей по длине должно производиться на зубчатый шип, а по ширине и толщине — на гладкую фугу.
Прочность зубчатых клеевых соединений по ГОСТ 19414— —79 должна быть:
для 1-й и 2-й группы — первая группа прочности;
для деталей 3-й группы — вторая группа прочности.
Прочность на складывание вдоль волокон не должна быть ниже прочности самой древесины.
Водостойкость клеевых соединений по ГОСТ 17005-82 должна быть:
для наружных деталей, а также досок пола — повышенная;
для остальных деталей водостойкость устанавливается в технической документации на каждый тип вагона, утвержденной в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2.11. Детали, по условиям эксплуатации которых требуется предохранение от возгорания и гниения, должны подвергаться глубокой пропитке антисептиками и антипиренами, допущенными Министерством здравоохранения СССР.
Допускается покрытие деталей антисептиками и антипиренами.
Способы и средства защиты деталей от биоразрушения в зависимости от условий их службы устанавливают по ГОСТ 20022.0—82 для класса VII.
Параметры защищенности деталей при консервировании должны соответствовать следующим нормам:
381