ГОСТ 30419-96
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
УСТРОЙСТВА
ВОЗДУХООБЕСПЕЧЕНИЯ
ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ.
КОМПРЕССОРЫ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации
МТК 243 «Вагоны»
ВНЕСЕН
Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации
(протокол № 10 от 4 октября 1996 г.)
За принятие
проголосовали:
Наименование
государства
|
Наименование национального органа по стандартизации
|
Азербайджанская
Республика
|
Азгосстандарт
|
Республика
Армения
|
Армгосстандарт
|
Республика
Белоруссия
|
Госстандарт
Белоруссии
|
Республика
Казахстан
|
Госстандарт
Республики Казахстан
|
Киргизская
Республика
|
Киргизстандарт
|
Республика
Молдова
|
Молдовастандарт
|
Российская
Федерация
|
Госстандарт
России
|
Республика
Таджикистан
|
Таджикгосстандарт
|
Туркменистан
|
Главная
государственная инспекция Туркменистана
|
Республика
Узбекистан
|
Узгосстандарт
|
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по
стандартизации, метрологии и сертификации от 8 июля 1997 г. № 243
межгосударственный стандарт ГОСТ 30419-96 введен в действие непосредственно в
качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 1998 г.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1 область
применения. 2
2 нормативные ссылки. 2
2а Термины и определения
3 требования безопасности. 2
4 требования экологии. 4
5 методы контроля. 4
|
ГОСТ 30419-96
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
УСТРОЙСТВА
ВОЗДУХООБЕСПЕЧЕНИЯ ТОРМОЗНОГО
ОБОРУДОВАНИЯ. КОМПРЕССОРЫ
Общие требования безопасности
Apparatus air bleeder brake equipment.
General requirement safety
Дата введения 1998-07-01
1
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт
распространяется на компрессоры, применяемые на дизельпоездах и электропоездах,
вагонах трамвая и метрополитена, локомотивах, путевых машинах железных дорог,
троллейбусах, а также других машинах и установках.
Требования стандарта являются
обязательными.
2
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте
использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ
12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация
ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ.
Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.004-91
ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ
12.1.028-80* ССБТ. Шум. Определение шумовых характеристик источников шума.
Ориентировочный метод
ГОСТ
12.2.007.0-75 ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования
безопасности
ГОСТ 12.4.026-76**
ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности
ГОСТ
10393-99 Компрессоры воздушные поршневые для тягового подвижного состава.
Общие технические условия
ГОСТ
30691-2001 (ИСО
4871-96) Шум машин. Заявление и контроль значений шумовых характеристик
_____________
* На территории Российской
Федерации действует ГОСТ
Р 51402-99.
** На территории Российской Федерации действует
ГОСТ
Р 12.4.026-2001
(Измененная редакция, Изм. № 1)
2а Термины и определения
В настоящем стандарте применяют термины с соответствующими
определениями:
номинальная частота вращения коленчатого вала: Расчетное значение частоты вращения коленчатого вала.
рабочий диапазон давлений нагнетания: Интервал значений величин избыточного давления, обеспечиваемый работой
компрессора.
раздел 2а (Введен дооплнительно, Изм. № 1).
3 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1 Конструкция компрессоров должна обеспечивать безопасность пассажиров и
обслуживающего персонала, удобство при обслуживании, осмотре, ремонте, монтаже
и демонтаже, защиту от воздействия возникающих вредных и опасных
производственных факторов по ГОСТ 12.0.003, нормируемых настоящим стандартом.
3.2 Конструкция компрессоров должна соответствовать требованиям безопасности
в течение всего периода эксплуатации при исполнении требований, установленных
нормативной и эксплуатационной документацией.
3.3 Расположение крышек, люков, клапанов, других деталей и сборочных
единиц должно обеспечивать безопасность обслуживающего персонала и не
затруднять его действия при осмотре, обслуживании и ремонте компрессоров.
3.4 Выступающие детали конструкции компрессоров не должны иметь острых
ребер и углов, способных травмировать обслуживающий персонал.
3.5 Конструкция резьбовых соединений компрессоров должна исключать
возможность самопроизвольного отвинчивания крепежных деталей.
3.6 Контрольно-измерительные приборы и органы управления компрессоров
должны иметь удобное расположение и хорошую обзорность.
3.7 Компрессоры должны быть оборудованы средствами контроля уровня и
давления масла в масляной системе (при наличии масляного насоса), уровня масла
в картере, датчиком температуры масла или иметь заглушённое отверстие,
предусматривающее его установку в соответствии с нормативной документацией на
конкретную модель.
3.8 В компрессорах должна быть предусмотрена возможность слива масла и
отбора его на химический анализ.
3.9 Компрессоры должны быть оборудованы фильтрами для очистки масла (при
наличии масляного насоса) от механических примесей и фильтрами для очистки
всасываемого воздуха.
Фильтры должны быть
ремонтопригодны, легкодоступны для осмотра и замены.
3.10 Конструкция средств контроля уровня масла должна исключать попадание
грязи и посторонних частиц в систему смазки компрессоров.
3.11 Компрессоры должны быть оборудованы резьбовыми отверстиями,
позволяющими устанавливать предохранительные устройства, исключающие падение
компрессора.
3.12 Компрессоры должны иметь воздушное охлаждение цилиндров, корпуса
компрессора и межступенчатого воздухоохладителя (при его наличии).
3.13 На межступенчатом воздухоохладителе должен устанавливаться
предохранительный клапан с необходимой пропускной способностью,
отрегулированный на давление срабатывания, превышающее установленное ГОСТ 10393 и(или) нормативной документацией на конкретную модель номинальное
давление в первой ступени на 0,098 МПа (1 кгс/см2).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.14 Компрессоры должны быть рассчитаны на кратковременное (до 5 мин)
превышение частоты вращения коленчатого вала на 15 % и давление нагнетания
сжатого воздуха на 10 % относительно параметров, установленных нормативной
документацией на конкретную модель.
3.15 Компрессоры должны обеспечивать повторно-кратковременный режим работы
с продолжительностью включения до 50 %
при продолжительности цикла не более 10 мин и номинальной частоте вращения
коленчатого вала в рабочем диапазоне давлений, установленным ГОСТ 10393 и(или) нормативной документацией на конкретную модель.
Допускается непрерывная
работа компрессоров в рабочем диапазоне давления нагнетания не более 45 мин для
двухступенчатых и не более 15 мин для одноступенчатых компрессоров, но не чаще
одного раза в течение 2 ч при номинальной частоте вращения коленчатого вала.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.16 При повышении давления нагнетания от нуля до конечного значения,
установленного ГОСТ 10393 и(или) нормативной документацией на конкретную модель, допускается
непрерывная работа компрессоров в течение 30 мин.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.17 При всех режимах работы компрессора должна обеспечиваться его
герметичность в соединениях с пневмосистемой и между составными деталями
компрессора в соответствии с нормативной документацией на конкретную модель.
3.18 Конструкция подсоединения компрессора должна ограничивать передачу
вибрации на воздухопровод.
3.19 Класс защиты от поражения электрическим током - 01 по ГОСТ 12.2.007.0.
3.20 Требования пожаробезопасности - по ГОСТ
12.1.004.
3.21 Если компрессоры
предназначены для установки в местах, доступных для обслуживающего персонала
при эксплуатации, то все вращающиеся или нагревающиеся до температуры более 70
°С части компрессора должны иметь на объектах установки ограждения,
предотвращающие случайный контакт с ними обслуживающего персонала.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.22 Цветовое оформление агрегатов и элементов компрессоров, влияющих на
безопасность труда при их эксплуатации, а также предупредительные знаки
безопасности - по ГОСТ
12.4.026.
Четкость знаков безопасности
должна сохраняться в течение всего срока службы оборудования.
3.23 Требования безопасности к комплектующим изделиям должны быть указаны в
нормативной документации на эти изделия.
3.24 Номенклатура дополнительных устройств и приспособлений, обеспечивающих
требования безопасности, в случае их необходимости, может устанавливаться
потребителем при заказе на конкретный тип компрессора.
3.25 Удельный расход смазки на унос при работе
компрессоров при номинальной частоте вращения коленчатого вала в рабочем
диапазоне давлений нагнетания не должен превышать 0,3 г/м3
подаваемого компрессором воздуха, приведенного к условиям всасывания.
3.26 Окраска компрессора и трубопроводов должна
соответствовать типовым требованиям санитарной гигиены, которые
распространяются на рельсовый подвижной состав. Цвет и качество окраски должны
быть указаны в нормативной документации на компрессор.
3.27 Остальные требования к компрессорам - в соответствии с нормативной
документацией, согласованной с заказчиком.
3.25 - 3.27 (Введены дополнительно, Изм. № 1).
4 ТРЕБОВАНИЯ ЭКОЛОГИИ
4.1 Требования к вибрационным характеристикам - по нормативной
документации на конкретную модель.
4.2 Требования к шумовым характеристикам - по ГОСТ 12.1.003 и ГОСТ 30691 и(или) нормативной документации на конкретную модель.
4.1, 4.2 (Измененная редакция, Изм. № 1).
4.3 Конструкция компрессоров должна предусматривать возможность их утилизации
по истечении срока службы способом, вызывающим минимальное загрязнение
окружающей среды.
5 МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
5.1 Контроль за выполнением требований безопасности и экологии к конструкции
компрессоров должен проводиться в процессе приемо-сдаточных, периодических и
типовых испытаний. Номенклатуру проверяемых требований устанавливают в
программах, согласованных с заказчиком.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.2 Компрессоры, собираемые на предприятии-изготовителе с двигателями,
должны подвергаться испытаниям совместно с ними при номинальной частоте
вращения привода.
5.3 Измерения должны проводиться при установившемся тепловом режиме
компрессора.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.4 Внешний вид, расположение узлов и оборудования, размещение
контрольно-измерительных приборов, отсутствие (наличие) выступающих деталей
конструкции, острых ребер и углов компрессора проверяют визуальным осмотром.
5.5 Испытания компрессора в перегрузочном режиме должны проводиться в
течение 5 мин при повышении конечного давления нагнетания на 10 % и номинальной
частоты вращения на 15 %.
По согласованию с заказчиком допускается проводить раздельные испытания
компрессора при повышении конечного давления нагнетания и номинальной частоты
вращения коленчатого вала.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.6 Контроль электробезопасности - по ГОСТ 12.2.007.0.
5.7 Контроль пожаробезопасности - по ГОСТ
12.1.004.
5.8 Проверка герметичности компрессоров должна проводиться по скорости
падения давления в резервуаре объемом 140 л.
При емкости резервуара,
отличающейся от указанной, время падения подсчитывают по формуле
,
где V - объем резервуара, л.
5.9 Проверку наличия и качества нанесения знаков безопасности, цветового
оформления следует проводить визуальным осмотром и сверкой его с чертежами и
действующей нормативной документацией.
5.10 Исключен (Измененная редакция, Изм. № 1).
5.11 Измерения вибрации
компрессора - по программам и методикам, согласованным с заказчиком.
Вибрационные характеристики
измеряют при номинальных параметрах работы компрессора, жестко закрепленного на
стенде по трем взаимно перпендикулярным осям, одна из которых направлена вдоль
оси вращения коленчатого вала компрессора в точках, согласованных с заказчиком.
(Новая редакция, Изм. № 1).
5.12 Измерение шумовых характеристик компрессора - по ГОСТ 12.1.028 или по программам и методикам, согласованным с заказчиком.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Ключевые слова: компрессоры, дизельпоезда, электропоезда,
вагоны трамвая, вагоны метрополитена, локомотивы, путевые машины железных
дорог, троллейбусы