Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

33 страницы

487.00 ₽

Купить ГОСТ 28691-90 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила распространяются на системы рулевого управления транспортных средств категории М1.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Область распространения

2. Термины и определения

3. Заявка на официальное утверждение

4. Официальное утверждение

5. Технические требования

6. Испытания

7. Изменение типа транспортного средства или типа органа рулевого управления

8. Соответствие производства

9. Санкции, налагаемые за несоответствие производства

10. Инструкции

11. Окончательное прекращение производства

12. Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, и административных органов

Приложение 1. Сообщение, касающееся официального утверждения (отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения или окончательного прекращения производства) типа транспортного средства в отношении защиты водителя при ударе об элементы системы рулевого управления на основании Правил № 12

Сообщение, касающееся официального утверждения (отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения или окончательного прекращения производства) типа органа рулевого управления в отношении защиты водителя при ударе об элементы системы рулевого управления на основании Правил № 12

Приложение 2. Схемы знаков официального утверждения

Приложение 3. Испытание на лобовой удар о барьер

Приложение 4. Испытание на поглощение энергии при ударе об орган рулевого управления

Приложение 5. Испытание для определения способности системы рулевого управления поглощать энергию

Приложение 6. Методы измерения при испытаниях

 
Дата введения01.07.1991
Добавлен в базу01.10.2014
Завершение срока действия01.01.2002
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

23.10.1990УтвержденГосударственный комитет СССР по управлению качеством продукции и стандартам2668
РазработанМинистерство автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
ИзданИздательство стандартов1991 г.

Uniform provisions concerning the approval of vehicles with regard to the protection of the driver against the steering mechanism in the event of impact

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ЗАЩИТЫ ВОДИТЕЛЯ ОТ УДАРА О СИСТЕМУ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

75 коп. БЗ 8—90/613

ГОСТ 28691-90 (ПРАВИЛА ЕЭК ООН № 12)

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ Москва

УДК 858.382.3:002.006.354    Группа    Д21

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ГОСТ

28691—90

(ПРАВИЛА ЕЭК ООН № 12)

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ЗАЩИТЫ ВОДИТЕЛЯ ОТ УДАРА О СИСТЕМУ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

-Uniform provisions concerning the approval of vehicles w.\h regard lo the protection of the driver against

tiie steering mechanism in the event of impact OKI' 45 1400

Дата введения 01.07.91

Издание официальное

Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН № 12, прилагаемые в качестве добавления 11 к Соглашению о принятии единообразных условий официального утверждения предметов, оборудования и частей механических транспортных средств, заключенному в Женеве 20 марта 1958 г.

Перепечатка воспрещена

(6) Издательство стандартов, 1991

С. 10 ГОСТ 28691-90

8. СООТВЕТСТВИЕ ПРОИЗВОДСТВА

8.1.    Каждое транспортное средство, имеющее знак официального утверждения на основании настоящих Правил, должно соответствовать официально утвержденному типу в отношении элементов, защищающих водителя при ударе о систему рулевого управления.

8.2.    Для проверки соответствия, указанного в п. 8.1, должно быть проведено достаточное число выборочных контрольных проверок на транспортных средствах серийного производства, имеющих знак официального утверждения на основании настоящих Правил.

8.3.    Каждый «орган рулевого управления», имеющий знак официального утверждения на основании настоящих Правил, должен соответствовать официально утвержденному типу.

8.4.    Для проверки соответствия, требуемого в п. 8.3, должно быть проведено достаточное число выборочных контрольных проверок систем рулевого управления серийного производства, имеющих знак официального утверждения на основании настоящих Правил.

8.5.    Как правило, такие проверки ограничиваются измерением размеров. Однако, в случае необходимости, транспортные средства или орган рулевого управления подвергают проверкам, предписанным в разд. 5.

9. САНКЦИИ, НАЛАГАЕМЫЕ ЗА НЕСООТВЕТСТВИЕ ПРОИЗВОДСТВА

9.1.    Официальное утверждение типа транспортного средства, предоставленное на основании настоящих Правил, может быть отменено, если не соблюдается требование, указанное в п. 8.1, а также в случае отрицательных результатов проверок, упомянутых в разд. 5.

9.2.    Официальное утверждение типа органа рулевого управления, предоставленное на основании настоящих Правил, может быть отменено, если не соблюдается требование, указанное в п. 8.3, а также в случае отрицательных результатов проверок, упомянутых в п. 5.2.

9.3.    Если какая-либо Сторона Соглашения, применяющая настоящие Правила, отменяет предоставленное ею ранее официальное утверждение, она немедленно должна сообщить об этом другим Сторонам Соглашения, применяющим настоящие Правила, посредством копии регистрационной карточки, на которой внизу крупными буквами делает отметку «ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ОТМЕНЕНО» и проставляет подпись к дату.

ГОСТ 28691-90 С. !Г

10. ИНСТРУКЦИИ

В случае, если орган рулевого управления поставляется на испытания отдельно от транспортного средства, то в инструкциях» касающихся упаковки и установки, должно ясно говориться о том, для какого типа (типов) транспортного средства оно предназначено.

11.    ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

Если владелец официального утверждения полностью прекращает производство транспортного средства или органа рулевого управления, официально утвержденных в соответствии с настоящими Правилами типов, то он сообщает об этом компетентному органу, предоставившему официальное утверждение. По получении этого сообщения компетентный орган сообщает об этом другим Сторонам Соглашения, применяющим настоящие Правила, посредством копии регистрационной карточки, на которой внизу крупными буквами делает отметку: «ПРОИЗВОДСТВО ПРЕКРАЩЕНО» и проставляет подпись и дату.

12.    НАИМЕНОВАНИЯ И АДРЕСА ТЕХНИЧЕСКИХ СЛУЖБ.

УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПРОВОДИТЬ ИСПЫТАНИЯ ДЛЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ,

И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ

12.1.    Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, сообщают Секретариату Организации Объединенных Наций наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, а также административных органов, которые предоставляют официальное утверждение и которым следует направлять выдаваемые в других странах регистрационные карточки официального утверждения, отказа в официальном утверждении или отмены официального утверждения.

12.2.    Техническая служба. Технической службой в СССР является Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники (Центральный автополигон): 141800, Московская обл., Дмитров-7, НИЦИАМТ или любая другая техническая служба, уполномоченная проводить испытания для официального утверждения.

12.3.    Административный орган. Административным органом ш СССР является Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт: 125438, Москва, Автомоторная ул. 2, НАМИ или другой административный орган, который предоставляет или. отменяет официальное утверждение.

С. 12 ГОСТ 28691-90

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Наименование административного органа


(Максимальный формат: А4 (210X297 мм)

Сообщение, касающееся официального утверждения (отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения или окончательного прекращения производства) типа транспортного средства в отношении защиты водителя при ударе об элементы системы рулевого управления на основании Правил № 12

Номер официального утверждения-

1. Фабричная или торговая марка транспортного средства -

2. Тип транспортного средства —---- —--

3* Наименование и адрес заявителя на официальное утверждение

4. В соответствующих случаях фамилия и адрес представителя заяви геля на официальное утверждение--

5- Краткое описание системы рулевого управления и элементов транспортного средства в отношении защиты водителя от удара об элементы системы

рулевого управления -

6.    Нагрузка от транспортного средства при испытании -

ла переднюю ось, Н (кгс)--

нв заднюю ось, Н (кгс) ---

снаряженная масса, кг -

7.    Максимальная сила, измеренная в ходе испытания, Н

8. Транспортное средство представлено на официальное утверждение (дата)

ГОСТ 28691-90 С. 13

9.    Техническая служба, уполномоченная проводить испытания на официальное

утверждение --

10.    Дата протокола, выданного этой службой-—

И. Номер протокола, выданного этой службой -

12.    Официальное утверждение представлено (в официальном утверждении отказано *)--

13.    Место проставления на транспортном средстве знака официального утверждения —

14.    Место составления сообщения-

15.    Дата--

16.    Подпись---

17.    К настоящему сообщению прилагают следующие документы, имеющие ука* занный выше номер официального утверждения:

-чертежей,    схем    и планов системы рулевого управления (указать)

количество);

- фотографий    системы    рулевого    управления    и других элементов, имеющих значение с точки зрения защиты водителя от удара об элементы системы рулевого управления (указать количество).

Ненужное вычеркну г к

CL 14 ГОСТ 2869 i—90


Наименова нае административного органо


(Максимальный формат: А4 (210x297 мм)

Сообщение, касающееся официального утверждения (отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения или окончательного прекращения производства) типа органа рулевого управления в отношении защиты водителя при ударе об элементы рулевого управления на основании соответствующего раздела Правил № 12

Номер официального утверждения----

I. Фабричная или торговая марка органа рулевого управления

% Наименование и адрес заявителя на официальное утверждение

В соответствующих случаях фамилия и адрес представителя заявителя на официальное утверждение-------

3.    Тип (типы) транспортного средства, на который предполагается установить

орган рулевого управления---

4.    Краткое описание системы рулевого управления и элементов транспортного средства, в отношении защиты водителя при ударе об элементы рулевого

управления ——--

5. Орган рулевого управления представлен на официальное утверждение

(дата)-

Техническая служба, уполномоченная проводить испытания на официаль

ное утверждение

ГОСТ 28691-90 С. 15

7.    Дата протокола, выданного этой службой

8.    Номер протокола, выданного этой службой

9.    Официальное утверждение предоставлено (в официальном утверждении отказано 1)- —

10.    Место проставления на органе рулевого управления знака официального

утверждения ----

11. Место составления сообщения.-------- ——-

12. Дата----——----

13. Подпись—■——-- ■    -----■ ■ -------—-———

14.    К настоящему сообщению прилагаются следующие документы, имеющие указанный выше номер официального утверждения:

- чертежей,    схем    и    планов    системы    рулевого    управления    (указать

количество);

-фотографий    системы    рулевого управления и других элементов,

имеющих значение в отношении защиты водителя от удара об элементы рулевого управления (указать количество).

С. 16 ГОСТ 28691-90

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СХЕМЫ ЗНАКОВ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ

Образец А

(см. п. 4.1.4)

12R-022439

а = 8 мм min

Приведенный знак официального утверждения, проставленный на транспортном средстве, указывает, что данный тип транспортного средства официально утвержден в СССР (Е22) в отношении защиты водителя при ударе об элементы рулевого управления на основании Правил № 12 под номером официального утверждения 022439. Номер официального утверждения указывает, что оно было предоставлено в соответствии с требованиями Правил № 12 с учетом поправок серии 02 (первые две цифры в номере утверждения).


Образец В (см. п. 4.1.5)

12

022439

39

041628

Приведенный знак официального утверждения, проставленный на транспортном средстве, указывает, что данный тип транспортного средства официально утвержден в СССР (Е22) на основании Правил № 12 и 392. Первые две цифры номеров официального утверждения указывают, что в момент, когда предоставлялись соответствующие официальные утверждения, Правила К® 12 включали поправки серии 02, а Правила № 39—поправки серии 04.

ГОСТ 28691-90 С. 17

Образец С

(см. п. 4.2.4)

ii

—/

w

г Ы<ч

~ 22)

V ' ' "V У м

О22439

а — 8 мм min

Приведенный знак официального утверждения, проставленный на органе рулевого управления, указывает, что данный тип органа рулевого управленияофициально утвержден в СССР (Е22) в отношении защиты водителя в случае удара об систему рулевого управления на основании соответствующего раздела Правил № 12 с учетом поправок серии 02.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ИСПЫТАНИЕ НА ЛОБОВОЙ УДАР О БАРЬЕР

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Этот метод не распространяется на транспортные средства массой св. 3,5 т.

2. УСТАНОВКИ, МЕТОД ИСПЫТАНИЯ И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

2.1.    Место проведения испытания

Место, где проводят испытание, должно обладать достаточной площадью для того, чтобы можно было оборудовать полосу разгона транспортных средств, поставить барьер и техническое оборудование, необходимое для проведения ш> пытания. Конечная часть полосы разгона, по крайней мере за 5 м до барьера, должна быть горизонтальной (допускается уклон не более 3%, измеренный на длине в 1 м), плоской и ровной.

2.2.    Барьер

Барьер представляет собой железобетонный блок шириной го фронту не менее 3 м и высотой не менее 1,5 м. Толщину барьера определяют с таким расчетом, чтобы его масса была не менее 70 т. Фронтальная сторона блока должна быть плоской, вертикальной и перпендикулярной по отношению к оси дорожки разгона и должна быть облицована фанерой хорошего качества толщиной (19±1) мм. Между фанерой и барьером может располагаться стальная плита толщиной не менее 25 мм. Может также применяться барьер, имеющий иные характеристики, при условии, что площадь поверхности барьера будет больше фронтальной поверхности испытываемого транспортного средства, и при условии, что он даст аналогичные результаты.

2.3.    Движение транспортного средства

В момент столкновения транспортное средство не должно подвергаться воздействию дополнительного управляющего или разгоняющего устройства. Оно

С. 18 ГОСТ 28891-90

должно соприкоснуться с препятствием по траектории, перпендикулярной к поверхности барьера, с которой происходит столкновение; максимально допускаемое боковое отклонение между средней вертикальной линией переднего торца транспортного средства и средней вертикальной линией поверхности барьера, е которой происходит столкновение, составляет ±300 мм.

2.4. Состояние транспортного средства

2.4.1.    Испытываемое транспортное средство должно либо иметь все элементы и нормальное оборудование, включенные в его снаряженную массу, либо находиться в состоянии, удовлетворяющем данному предписанию в отношении элементов и оборудования, относящихся к салону, и в отношении распределения массы всего транспортного средства в снаряженном состоянии.

По просьбе завода-изготовителя в отступлении от положений п. 5.1 настоящих Правил при испытании допускается установка манекенов при условии, что они никоим образом не будут мешать функционированию рулевого механизма. Их массу не учитывают при определении результатов испытания.

2.4.2.    Если транспортное средство перемещается за счет внешнего источника энергии, то система питания должна быть заполнена как минимум на 90% емкости невоспламеняющейся жидкостью плотностью от 700 до 1000 кг/м3. Все остальные жидкостные системы (резервуар тормозной жидкости, радиатор и т. д.) могут быть порожними.

2.4.3.    Если транспортное средство перемещается при помощи собственного двигателя, то топливный бак должен быть заполнен топливом как минимум на 90% емкости. Остальные резервуары должны быть заполнены полностью.

По просьбе завода-изготовителя и при согласии технических служб топливо может подаваться в двигатель из дополнительного топливного бака небольшой емкости. В этом случае топливный бак должен быть заполнен не менее чем на 90% своей емкости невоспламеняющейся жидкостью плотностью от 700 до 1000 кг/м3.

2.4.4.    По просьбе завода-изготовителя техническая служба, уполномоченная проводить испытания, может разрешить использование для испытаний, предусмотренных настоящими Правилами, транспортного средства, которое использовалось для испытаний, предписываемых другими Правилами (включая испытания, затрагивающие его конструкцию).

2.5- Скорость удара

Скорость удара должна быть от 48,3 до 53,1 км/ч (от ,30 до 33 миль/ч). Однако испытание считают выдержавшим и в том случае, если оно проводится при большей скорости удара и если транспортное средство удовлетворяет предъявляемым требованиям.

2.6. Измерительные приборы

Измерительные приборы, используемые для записи указанной в п. 2.5 скорости, должны давать возможность проводить измерения с погрешностью до 1%.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ

3.1.    Для определения перемещения назад органа рулевого управления во время столкновения производится запись* изменения расстояния, измеренного по горизонтали и параллельно продольной оси транспортного средства между верхней частью рулевой колонки (рулевого вала) и точкой транспортного средства, не затронутой ударом. Наибольшее значение этого изменения расстояния, взятое из записи, принимают за перемещение назад.

3.2.    После испытания повреждения транспортного средства отмечают в протоколе; следует сделать, по крайней мере, один фотоснимок каждого вида транспортного средства:

* Может быть заменена измерением максимального и минимального значений.

ГОСТ 286® 1—$0 с. 1§

3.2.1    сбоку (сярава и слева);

3.2.2    спереди;

3.2.3    снизу;

3.2.4    поврежденное место внутри салона.

4, ПОПРАВОЧНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

•4.1. Обозначения

v — зарегистрированная скорость, км/ч;

щ0 — масса транспортного средства прототипа по п. 2.4 настоящего приложения, кг;

mi — масса транспортного средства с измерительной аппаратурой, кг;

Do — изменение расстояния, измеренное во время удара (см. п. 3.1 настоящего приложения), мм;

D\—изменение расстояния, служащее для оценки результатов испытания,

мм;

/\i — наибольшее из двух чисел (48,3/у)2 и 0,83;

т0

К2 — наибольшее из двух чисел-- и 0,8.

тг

4.2.    Исправленное значение расстояния Di, используемое для проверки соответствия опытного образца предписаниям настоящих Правил, рассчитывают по формуле

4.3.    На транспортном средстве, аналогичном рассматриваемому опытному образцу по характеристикам, определенным в п. 2.2. настоящего стандарта, но имеющем массу ти превышающую т0, не нужно проводить новое испытание на лобовой удар о барьер, если не превышает 1,25 т0 и если исправленное значение D2, получаемое на основании D\ по формуле Ъ2= (т]/то) • Dit таково, что из этого следует, что новое транспортное средство еще отвечает предписаниям разд. 5 настоящего стандарта.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ИСПЫТАНИЕ НА ПОГЛОЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ ПРИ УДАРЕ ОБ ОРГАН РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

1. ЦЕЛЬ ИСПЫТАНИЯ

Это испытание имеет цель проверить, удовлетворяет ли транспортное средство (орган рулевого управления) условиям, указанным в п. 5.2 настоящего стандарта.

2. УСТАНОВКИ, ПРОЦЕДУРЫ И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

2.1.    Установка органа рулевого управления

2.1.1.    Орган управления должен устанавливаться в передней части транспортного средства, получаемой в результате поперечного сечения корпуса кузова на уровне передних сидений таким образом, чтобы по возможности иеклю-

С 2 ГОСТ 28001-90

Правила № 12

ГД И НООБРЛЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ЗАЩИТЫ ВОДИТЕЛЯ ОТ УДАРА О СИСТЕМУ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

3

3

4

5 7 9

ПРАВИЛА

С Облас'ь распространения............

2.    Термины и их определения............

3.    Заязка на официальное утверждение.........

!. Официальное утверждение.............

5.    Технические требования.............

6.    Испытания................

10

10

11

11

7.    Изменение типа транспортного средства или типа органа рулевою

управления ................

3. Соответствие производства............

9. Санкции, налагаемые за несоответствие производства .

10.    Инструкции................

11.    Окончательное прекращение производства........

12.    Наименования и адреса технических служб, уполномоченных прово

11

дить испытания для официального утве,рждения, и административны ч органов .................

14

16

17

19

23

25-

Приложение 1. Сообщение, касающееся официального утверждения (отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения или окончательного прекращения производства) типа транспортного средства в отношении защиты водителя при ударе об элементы системы рулевого управления на основании Правил №12 Сообщение, касающееся официального утверждения (отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения или окончательного прекращения производства) типа органа рулевого управления в отношении защиты водителя при ударе об элементы рулевого управления на основании соответствующего раздела Правит № 12*..................

Приложение 2. Схемы знаков официального утверждения .

Приложение 3. Испытание на лобовой удар о барьер.....

Приложение 4. Испытание на поглощение энергии при ударе об орган рулевого управления .............

Приложение 5. Испытание для определения способности системы рулевого управления поглощать энергию .    ........

Приложение 6. Методы измерения при испытаниях......

С. 20 ГОСТ 28691-90

чить участие крыши, ветрового стекла и двери в испытании, Эта часть должна быть жестко закреплена на испытательном стенде таким образом, чтобы она не перемещалась от удара манекена.

Допуск на угол установки руля должен составлять ±2° по отношению к расчетному углу.

2.1    2. Тем не менее, по просьбе завода-изготовителя и при согласии технической службы, орган рулевого управления может быть установлен на раме, имитирующей установку системы рулевого управления, при условии, что макет «рама/оистема рулевого управления» будет иметь по сравнению с действительной моделью «передняя часть кузова/система рулевого управления»:

2.1.2.1    то же самое геометрическое расположение;

2.1.2.2 большую жесткость.

2.2. Установка органа рулевого управления

2.2.1.    Во время первого испытания орган рулевого управления должен бытъ в таком положении, чтобы наиболее жесткая его часть была перпендикулярна к манекену в точке их соприкосновения; если орган рулевого управления представляет собой рулевое колесо, то испытание должно быть повторено таким образом, чтобы наиболее гибкая часть рулевого колеса была перпендикулярна к манекену в этой же точке соприкосновения. В случае регулируемого органа рулевого управления оба вышеуказанные испытания должны проводиться, когда орган рулевого управления находится в среднем положении регулировки.

2.2.2.    Если транспортное средство оборудовано приспособлением для регулирования наклона и положения рулевого колеса, то испытание осуществляют* когда рулевое колесо находится в обычном эксплуатационном положении, указанном заводом-изготовителем, и рассматривается лабораторией в качестве типового с точки зрения поглощения энергии.

2.2.3.    Если транспортное средство оборудовано системой пассивного поглощения энергии, встроенной в рулевое колесо, то такая система в ходе испытания должна соответствовать требованиям п. 5.2 настоящего стандарта.

2.3.    Манекен

Манекен должен иметь форму, размеры, массу и характеристики, указанные на чертеже.

2.4.    Измерение сил

2.4.1.    Максимальная сила, воздействующая на модель туловища в результате удара об орган рулевого управления, должна измеряться горизонтально и параллельно продольной оси транспортного средстза.

’2.4.2. Эта сила может измеряться либо непосредственно, либо косвенно или же исчисляться на основе величин, измеренных во время испытаний.

2.5.    Приведение в движение манекена

2.5.1.    Можно использовать любой метод приведения в движение при условии, что оно производится таким образом, что в момент столкновения манекена с органом рулевого управления он совершенно не связан с приводящим его в движение устройством. Манекен должен соприкоснуться с органом управления при движении по прямой, параллельной продольной оси транспортного средства.

2.5.2.    Точка Н манекена, обозначенная специальным знаком, должна быть установлена таким образом, чтобы перед ударом она находилась в горизонтальной плоскости, проходящей через точку R, как указано заводом — изготовителем транспортного1 средства.

2.6.    Скорость

Столкновение манекена с рулевым управлением осуществляют при скорости 24,1 ±1,2 км/ч [(15±0,8 миль/ч)]. Однако испытание считают выдержанным и в том случае, если оно проводится при большей скорости удара и рулевое управление удовлетворяет предъявляемым требованиям.

27. Измерительные приборы

2.7.1. Приборы, применяемые для записи параметров, упоминаемых в п. 5.2 настоящего стандарта, должны обеспечивать следующую точность измерений:

ГОСТ 28601-90 С. 3

1. ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

Настоящие Правила распространяются на системы рулевого управления транспортных средств категории Мь за исключением транспортных средств с вынесенным вперед постом управления, под действием следующих сил:

1.1    возникающих при лобовом ударе и могущих вызвать перемещение органа рулевого управления;

1.2    вызванных инерцией массы водителя в случае его столкновения с органом рулевого управления при лобовом ударе.

По просьбе завода-изготовителя транспортным средствам, принадлежащим к другим категориям, может быть предоставлено официальное утверждение в соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 12.

2. ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1.    Официальное утверждение транспортного средства — утверждение типа транспортного средства в отношении защиты водителя при ударе об элементы системы рулевого управления.

2.2.    Тип транспортного средства — механические транспортные средства, не различающиеся:

2.2.1    конструкцией устройств, размерами, формами и материалами той части транспортного средства, которая расположена перед органом рулевого управления;

2.2.2    снаряженной массой транспортного средства, определенной в п. 2.10.

2.3.    Официальное утверждение органа рулевого управления —

утверждение типа органа рулевого управления в отношении защиты водителя при ударе об элементы системы рулевого управления.

2.4.    Тип органа рулевого управления—категория органов рулевого управления, не отличающихся между собой:

2.4.1 конструкцией, размерами, очертаниями и материалами.

2.5.    Рулевое управление — орган управления, как правило, рулевое колесо, приводимый в действие водителем.

2.6.    Рулевая колонка — предохранительный кожух рулевого вала.

2.7.    Рулевой вал — элемент, который передает рулевому механизму момент вращения, приложенный к рулевому управлению.

2.8.    Система рулевого управления--рулевое управление, рулевая колонка, монтажные принадлежности, рулевой вал, рулевой механизм, а также другие элементы, способствующие поглощению энергии при ударе о рулевое управление.

2.9.    Универсальный орган рулевого управления — рулевое управление, которое может быть установлено на нескольких официально утвержденных типах транспортных средств таким обра-

С 4 ГОСТ 2?в9г—эо

зом, что различия в его креплении не влияют на последствия удара о рулевое управление.

2.10.    Снаряженная масса — масса транспортного средства в снаряженном состоянии без водителя, пассажиров и нагрузки, но с топливом, охлаждающей жидкостью, смазочными веществами, а также инструментом и запасным колесом, если они предусматриваются в качестве комплектного оборудования заводом-изготови-телем.

2.11.    Транспортное средство с вынесенным вперед постом управления — транспортное средство, в котором центр рулевого управления (рулевого колеса) находится в передней четверти длины транспортного средства (включая в соответствующих случаях буфера с «клыкамн»).

2.12.    Салон — пространство, предназначенное для водителей и пассажиров и ограниченное крышей, полом, боковыми стенками, дверями, окнами, передней перегородкой и плоскостью перегородки заднего отделения или плоскостью опоры спинки заднего сиденья.

3. ЗАЯВКА НА ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

3.1.    Тип транспортного средства

3.1.1.    Заявка на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении защиты водителя при ударе о систему рулевого управления представляется заводом — изготовителем транспортного средства или его уполномоченным представителем.

3.1.2.    К каждой заявке должны быть приложены перечисленные ниже документы и сведения в трех экземплярах:

3.1.2.1    подробное описание типа транспортного средства в отношении конструкции, размеров, формы и использованных материалов той части транспортного средства, которая расположена перед системой рулевого управления;

3.1.2.2    подробные чертежи системы рулевого управления и ее крепления к шасси и к кузову транспортного средства в соответствующем масштабе;

3.1.2.3    техническое описание системы рулевого управления;

3.1.2.4    указание о снаряженной массе транспортного средства;

3.1.2.5    свидетельство об официальном утверждении органа рулевого управления в соответствии с п. 5.2.

3.1.3.    Технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, должны быть представлены'

3.1.3.1    транспортное средство того типа, который подлежит официальному утверждению, для проведения испытания, предусмотренного в п. 5.1;

3.1.3.2    транспортное средство другого типа либо детали транспортного средства, которые он считает необходимыми для прове-

ГОСТ 28691-90 С. 5

дения испытания, предусмотренного в п. 5.2, по выбору завода-изготовителя и при согласии технических служб.

3.2. Тип органа рулевого управления

3.2.1.    Заявка на официальное утверждение типа органа рулевого управления в отношении защиты водителя при ударе о систему рулевого управления представляется заводом-изготовителем органа рулевого управления или его уполномоченным представителем.

3.2.2.    К заявке должны быть приложены документы и сведения в трех экземплярах:

3.2.2.1    подробное описание типа органа рулевого управления в отношении конструкции, размеров и материалов, из которых он изготовлен;

3.2.2.2    подробные чертежи системы рулевого управления и его крепления к шасси и кузову транспортного средства.

33. Для проведения испытания, предусмотренного в п. 5.2, технической службой, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, должны быть представлены орган рулевого управления данного типа, подлежащий официальному утверждению, а также, по усмотрению завода-пзготовителя и при согласии технической службы, те части транспортного средства, которые он считает необходимыми для этого испытания.

4. ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

4.1.    Тип транспортного средства

4.1.1.    Если транспортное средство, представленное на официальное утверждение в соответствии с настоящими Правилами, удовлетворяет требованиям разд. 5 и 6 настоящего стандарта, то транспортному средству данного типа предоставляют официальное утверждение.

4.1.2.    Каждому транспортному средств}' официально утвержденного типа присваивают номер официального утверждения, дне первые цифры которого означают серию поправок, соответствующих самым последним значительным изменениям, внесенным в настоящие Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся Сторона не может присваивать этот номер транспортному средству того же типа, по с другой системой рулевого управления, или транспортному средству другого типа, определение которого приведено в п. 2.2.

4.1.3.    Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, должны быть уведомлены об официальном утверждении или отказе в официальном утверждении типа транспортного средства на основании настоящих Правил ЕЭК ООН посредством извещения по форме, приведенной в приложении 1 к настоящим Правилам, и чертежей системы рулевого управления (представляемых

С. С ГОСТ 2М- “SO

предприятием, сделавшим заявку на официальное утверждение), максимальным форматом А4 (210X297 мм) или кратным ему форматом и в соответствующем масштабе.

4.1.4.    На каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен проставляться на видном и легкодоступном месте, указанном в форме официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий:

4.1.4.1    из круга, внутри которого проставлена буква Е и за которой следует отличительный номер (код) страны, предоставившей официальное утверждение3;

4.1.4.2    из числа 12, буквы R, тире и номера официального утверждения, расположенных справа от круга, указанного в п. 4.1.4.1.

4.1.5.    Если транспортное средство соответствует типу, официально утвержденному на основании других приложенных к Соглашению Правил в той же стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, то не следует повторно указывать обозначение, предусмотренное в п. 4.1.4Л. В этом случае номера Правил и официального утверждения, а также дополнительные обозначения всех Правил, в соответствии с которыми были предоставлены официальные утверждения в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть расположены в вертикальных колонках, справа от обозначения, предусмотренного в п. 4.1.4.1.

4.1.6.    Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.

4.1.7.    Знак официального утверждения должен быть помещен рядом с прикрепляемой предприятием-изготовителем табличкой, на которой приводят характеристики транспортных средств, или проставлен на этой табличке.

4.2. Тип органа рулевого управления

4.2.1. Если рулевое управление, представленное для отдельного официального утверждения на основании настоящих Правил,

ГОСТ 28691-90 С. 7

удовлетворяет требованиям п. 5.2 и разд. 6, а также приложений 4, £ и 6 к настоящему стандарту, то органу рулевого управления данного типа предоставляют официальное утверждение.

4.2.2.    Каждому органу рулевого управления официально утвержденного типа присваивают номер официального утверждения. Его первые две цифры (в настоящее время 02) означают серию поправок, соответствующих самым последним значительным техническим изменениям, внесенным в настоящие Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся Сторона не может присваивать этот номер органу рулевого управления другого типа, определение которого приведено в п. 2.4.

4.2.3.    Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, должны быть уведомлены об официальном утверждении или отказе в официальном утверждении типа органа рулевого управления на основании настоящих Правил посредством извещения по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему стандарту и чертежей системы рулевого управления (представляемых предприятием, сделавшим заявку на официальное утверждение) максимальным форматом А4 (210X297 мм) или кратным ему форматом и в соответствующем масштабе.

4.2.4.    На каждом органе рулевого управления, соответствующем (официально утвержденному) типу органа рулевого управления, должен проставляться на видном и легкодоступном месте, указанном в форме официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий:

4.2.4.1    из круга, внутри которого проставлена буква Е, номер (код) страны, предоставившей официальное утверждение;

4.2.4.2    из номера официального утверждения, помещенного под кругом.

4.2.5.    Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.

4.2.6.    Примеры схем знаков официального утверждения приведены в приложении 2.

5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1. Во время испытаний на столкновение транспортного средства в снаряженном состоянии без манекена с барьером при скорости 48,3 км/ч (30 миль/ч) верхняя часть рулевой колонки и рулевого вала ие должны перемещаться в направлении назад горизонтально 4 и параллельно продольной оси транспортного средства более чем па 127 мм по отношению к точке транспортного средства, не затронутой этим столкновением.

С. 8 ГОСТ 28691-90

5.2.    Если система рулевого управления сталкивается с манекеном, который ударяется о рулевое управление с относительной скоростью, составляющей не менее 24,1 км/ч (15 миль/ч), то сила, с которой система рулевого управления воздействует на манекен, не должна превышать 1 111 даН.

5.3.    Рулевое управление должно быть спроектировано, сконструировано и смонтировано таким образом, чтобы на нем не была ни опасных неровностей, ни острых граней, которые могли бьг увеличить риск или тяжесть ранения водителя при ударе.

5.3.1.    Считают, что рулевое управление соответствует вышеизложенным условиям, если:

5.3.1.1    никакая часть поверхности, расположенная по направлению к водителю, которой может коснуться сфера диаметром 165 мм, не имеет опасных неровностей или острых граней, радиус кривизны которых составляет менее 2,5 мм; после проведения испытания на столкновение (см. п. 5.2) на частях поверхности,, расположенных по направлению к водителю, не должно быть острых или неровных граней, которые могли бы увеличить риск пли тяжесть ранения водителя. Незначительные трещины на поверхности не принимают во внимание.

5.3.1.1.1.    В случае, если имеется выступающая деталь, изготовленная из нежесткого материала твердостью менее 50 единиц по шкале Шора А и смонтированная на жесткой опоре, требования п. 5.3.1.1 применяют лишь к жесткой опоре.

5.3.2.    Рулевое управление должно быть спроектировано, сконструировано и смонтировано таким образом, чтобы на нем не было элементов или вспомогательных приспособлений, включая привод сигнального прибора и элементы обшивки, за которые могут зацепиться одежда или украшения водителя в обычных условиях управления трацспортным средством.

5.3.3.    Если «орган рулевого управления не входит» в комплектное оборудование и испытывается отдельно, то максимальное усилие не должно превышать измеряемого на комплектном оборудовании транспортного средства официального утверждения типа, испытываемого при аналогичных условиях.

5.3*4. В случае «универсального органа рулевого управления» эти требования должны удовлетворяться в отношении:

5.3.4.1    всех возможных углов наклона рулевой колонки, причем испытание должно проводиться по крайней мере для максимального и минимального углов наклона рулевой колонки в отношении всех транспортных средств официально утвержденных типов, для которых предназначен этот орган управления;

5.3.4.2    всех возможных положений манекена по отношению к органу рулевого управления, причем испытания должны проводиться по крайней мере для среднего положения на всех транспортных средствах официально утвержденных типов, для кото-

ГОСТ 28691-90 С. 9

рых предназначен этот орган управления. В случаях, когда используют рулевую колонку, она должна быть такого типа, который соответствовал бы «наихудшим» условиям.

5.3.5. Если для «органа рулевого управления» единого типа применяют установку рулевой колонки на различные переходные устройства и если можно показать, что при использовании таких переходных устройств характеристика поглощения энергии системы является аналогичной, то все испытания можно проводить с переходным устройством одного типа.

6. ИСПЫТАНИЯ

6.1.    Контроль за соблюдением требований, содержащихся в разд. 5, должен проводиться в соответствии с методами, изложенными в приложениях 3, 4 и 6. Испытания по приложению 4 не проводят, если «орган рулевого управления» является энергопоглощающим в соответствии с требованиями приложения 5.

6.2.    Однако по усмотрению органа, предоставляющего официальное утверждение, может быть разрешено проведение других испытаний при условии, если будет доказана их эквивалентность. В таком случае к документации об официальном утверждении прилагают протокол испытаний с описанием применяемых методов и полученных результатов.

7. ИЗМЕНЕНИЕ ТИПА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ИЛИ ТИПА ОРГАНА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

7.1.    Любое изменение типов транспортного средства или органа рулевого управления либо того и другого доводят до сведения административного органа, который предоставил официальное утверждение данного типа транспортному средству или данному типу рулевого управления. Этот орган может:

7.1.1.    либо прийти к заключению, что внесенные изменения не будут иметь значительного отрицательного влияния и что во всяком случае транспортное средство по-прежнему удовлетворяет требованиям настоящих Правил;

7.1.2.    либо потребовать новый протокол технической службы, уполномоченной проводить испытания.

7.2.    При условии соблюдения положений п. 7.1 не будет рассматриваться как изменение типа транспортного средства такой вариант, когда его снаряженная масса будет меньше массы транспортного средства, представленного для испытания на официальное утверждение.

7.3.    Подтверждение или отказ в официальном утверждении вместе с перечнем изменений следует направить Сторонам Соглашения, применяющим настоящие Правила, в соответствии с процедурой, предусмотренной в п. 4.1.3.

2—'2386

1

Ненужное вычеркнуть.

2

Этот номер указан лишь в качестве примера.

3

1—Федеративная Республика Германия, 2 — Франция, 3 — Италия, 4— 1 штепланды, 5 — Швеиия, б — Бельгия, 7 — Венгрия, 8 — Чехо-Словакия, 9 — Испания, 10 — Югославия, 11—Великобритания, Ш — Австрия, 13 — Люксембург, \ 4 — Швейцария, 15 — Германская Демокрашяеокая Республика, 16 — Норвегия, 17 — Финляндия, 18 — Дания, 19 — Румыния, 20 — Польша, 21 — Португалия, 22 — СССР. Следующие порядковые номера будут присваиваться дру-I им странам щ хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных условии официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств или в порядке их присоединения к этому Соглд-i пению. Присвоенные им таким образом номера будут сообщены Генеральным Секретарем ООН договаривающимся сторонам Соглашения.

4

Означает горизонтально по отношению к салону, когда транспортное ■средство неподвижно перед испытанием, а не в пространстве во время движения последнего го отношению к земле.