ГОСТ 26021-83
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
УКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ТОПЛИВА
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
УКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ТОПЛИВА
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ
Технические требования и методы
испытаний
Electrical
fuel level indicators for motor vehicles.
Technical requirements and test methods
|
ГОСТ
26021-83
|
Издание (декабрь 2002 г.) с Изменением №
1, утвержденным в июне 1989 г (ИУС 11-89)
Постановлением Государственного
комитета СССР по стандартам от 17 декабря 1983 г. № 6097 дата введения
установлена
01.01.85
Ограничение срока действия снято
по протоколу № 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и
сертификации (ИУС 4-94)
Настоящий стандарт
распространяется на электрические дистанционные указатели уровня топлива,
предназначенные для установки на автомобили общего назначения и состоящие из
датчика реостатного типа и показывающего прибора.
Стандарт полностью соответствует
СТ СЭВ 3043-81.
Стандарт не распространяется на
указатели уровня топлива, разработанные до 01.01.85.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Указатели уровня топлива
должны соответствовать требованиям ГОСТ
3940-84, ГОСТ
25651-83, настоящего стандарта и нормативно-технической документации на
указатели уровня топлива конкретного типа.
1.2. Основная погрешность указателей
уровня топлива не должна превышать значений, указанных в таблице.
Положение
стрелки указателя
|
Основная
погрешность, %
|
|
+5
|
«Пустой»
|
-9
|
«Половина»
|
+7
|
«Полный»
|
+9
|
|
-7
|
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.3. Дополнительная температурная
погрешность не должна превышать +2 % на каждые 10 °С изменения температуры
окружающей среды от (20+5) °С в диапазоне рабочих температур.
1.4. Указатели уровня топлива должны
быть работоспособны в диапазоне температур от минус 50 °С до плюс 60 °С.
1.5. Указатели уровня топлива
должны изготавливаться на номинальное напряжение 12 и 24 В постоянного тока.
1.6. Дополнительная погрешность
от изменения напряжения сети и от изменения монтажного положения должна быть
указана в нормативно-технической документации на указатели уровня топлива
конкретного типа. Отдельные погрешности показывающего прибора и датчика должны
быть указаны в нормативно-технической документации на указатели уровня топлива
конкретного типа.
1.7. Присоединительные размеры
показывающего прибора - по ГОСТ
6758-76. Присоединительные размеры датчика должны быть указаны в
нормативно-технической документации на указатели уровня топлива конкретного
типа.
1.8. Шкала должна предусматривать не
менее трех отметок, соответствующих пустому, наполовину заполненному и полному
баку («Пустой», «Половина» и «Полный»).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.9. Элементы верхней части
датчика, находящиеся вне топливного
бака, места выхода выводных клемм на крышке и поплавок должны быть герметичны
при давлении 20 кПа.
1.10. Датчики должны быть стойкими к
воздействию топлива.
1.11. Монтажные положения датчика
и показывающего прибора должны быть указаны в нормативно-технической
документации на указатели уровня топлива конкретного типа.
1.12. Указатели уровня топлива
допускается дополнительно оснащать устройством, сигнализирующим о критическом
уровне топлива.
1.13. Указатели уровня топлива должны
выдерживать вибрационные и ударные нагрузки по ГОСТ
3940-84.
1.14. Датчики должны выдерживать не
менее 130000 циклов полных перемещений поплавка.
1.15. Номенклатура и значения
показателей надежности должны обеспечивать показатели надежности автомобиля,
для которого предназначен прибор.
1.14, 1.15. (Измененная
редакция, Изм. № 1).
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Проверку соответствия
указателей уровня топлива пп. 1.8, 1.12
следует проводить внешним осмотром и сличением с рабочими чертежами.
2.2. Определение основной
погрешности указателя уровня топлива (п. 1.2) следует
проводить следующим образом: указатель выдерживают не менее 3 мин при верхнем
положении поплавка, затем плавно опускают (опорожняют бак), а затем поднимают
(наполняют бак) поплавок, фиксируя его в контрольных положениях.
Погрешность показаний определяют
по прибору. Смещение стрелки прибора от контрольной точки в процентах от всей
длины шкалы не должно превышать значений, указанных в таблице.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.3. Определение дополнительной
температурной погрешности указателя уровня топлива (п. 1.3)
- по ГОСТ
25651-83.
2.4. Проверку работоспособности
указателей уровня топлива на соответствие требованиям п. 1.4
следует проводить путем последовательного выдерживания указателей уровня
топлива под током при положении стрелки на точке «Половина» в течение 3 ч в
термостате при температуре (60+3) °С, а затем в камере холода без нагрузки при
температуре минус (50+3) °С. Напряжение электроцепи должно быть соответственно
12 или 24 В. Во время нахождения в термостате или холодильной камере указатели
уровня топлива, включенные в электрическую цепь, должны работать при всех
положениях рычага. Работоспособность указателей уровня топлива в холодильной
камере проверяется через 3 мин после включения в электрическую цепь.
2.5. Проверку присоединительных
размеров (п. 1.7) следует проводить с помощью средств измерений,
погрешность которых не превышает 25 % допускаемого отклонения контролируемого
размера.
2.6. Проверку на герметичность
верхней части датчика (п. 1.9) и мест соединения выводных
клемм с крышкой следует проверять на специальной установке, имеющей резервуар.
В резервуаре создают избыточное
давление 20 кПа и одновременно верхнюю часть датчика заливают водой.
После выдержки датчика в течение
30 мин под давлением не должно наблюдаться отделяющихся пузырьков воздуха в
местах соединения крышки с выводными клеммами и другими деталями датчика,
находящимися на наружной части бензобака.
2.4-2.6. (Измененная редакция,
Изм. № 1).
2.7. Испытание датчика на
стойкость к воздействию топлива (п. 1.10) следует
проводить в течение 72 ч в испытательной среде. Датчик должен оставаться
работоспособным и не должен иметь никаких деформаций.
2.8. Испытание указателей уровня
топлива на вибрационные и ударные нагрузки (п. 1.13) - по
ГОСТ
3940-84.
2.9. Испытание на соответствие
требованиям п. 1.14 следует проводить при номинальном монтажном
положении датчика. Поплавок должен перемещаться плавно с частотой подъема от 10
до 15 в минуту между предельными значениями «Пустой» и «Полный».
СОДЕРЖАНИЕ
1 Технические требования
2 Методы испытаний
|