Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

15 страниц

304.00 ₽

Купить ГОСТ 24396-88 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает общие требования к размещению основных и аварийных органов управления в кабине самолета, в состав экипажа которого входят два летчика (независимо от общего числа членов экипажа), сидящих рядом на расстоянии между осями симметрии их кресел не более 1050 мм, с общим центральным пультом и креслами, допускающими незафиксированные позы летчиков на всех режимах полета.

Стандарт не распространяется на кабины самолетов, оборудованные катапультными креслами.

 Скачать PDF

Оглавление

Приложение Термины и их пояснения

 
Дата введения01.07.1989
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

24.06.1988УтвержденГосстандарт СССР2238
ИзданИздательство стандартов1988 г.

Aircraft cabin for two pilots. Main and emergency controls location general requirements

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР

КАБИНА САМОЛЕТА
ДЛЯ ДВУХ ЛЕТЧИКОВ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ОСНОВНЫХ
И АВАРИЙНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

ГОСТ 24396-88

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

КАБИНА САМОЛЕТА ДЛЯ ДВУХ ЛЕТЧИКОВ

Общие требования к размещению основных и
аварийных органов управления

Aircraft cabin for two pilots.
Main and emergency controls location general requirements

ГОСТ
24396
-88

Дата введения 01.07.89

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к размещению основных и аварийных органов управления в кабине самолета, в состав экипажа которого входят два летчика (независимо от общего числа членов экипажа), сидящих рядом на расстоянии между осями симметрии их кресел не более 1050 мм, с общим центральным пультом и креслами, допускающими незафиксированные позы летчиков на всех режимах полета.

Стандарт не распространяется на кабины самолетов, оборудованные катапультными креслами.

Термины и их пояснения приведены в приложении.

1. Размещение органов управления должно соответствовать указанному на черт. 1 и в табл. 1.

-Черт. 1

Обозначение органа управления

Выполняемая функция

Местоположение органов управления

Оператор

Примечание

1

Управление по каналам тангажа и крена

Штурвал самолета

Левый и правый летчики

-

2

Управление по каналу курса

Педали управления

Левый и правый летчики

-

3

Управление режимами работы двигателей

Центральный пульт

Левый и правый летчики

-

4

Управление колесами передней опоры шасси на режимах взлета и посадки

Педали управления

Левый и правый летчики

 

5

Управление торможением колес шасси

Педали управления

Левый и правый летчики

-

6

Управление балансировкой по усилиям в канале тангажа (электрическое)

На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика

Левый и правый летчики

При использовании стабилизатора для балансировки по усилиям орган управления триммером руля высоты (механизмом триммерного эффекта) допускается только как резервный под пломбой. В этом случае орган управления триммером руля высоты следует располагать вблизи органов управления 15 и 16

7

Управление углом установки стабилизатора, имеющего несколько фиксированных положений

На центральном пульте кабины в зоне, установленной для рычага 15

Левый и правый летчики

 

8

Управление оперативным отключением автопилота от системы штурвального управления

На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика

Левый и правый летчики

-

9

Аварийное отключение автопилота

На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика

Левый и правый летчики

При наличии оперативного отключения автопилота размещать на штурвале под правую руку для левого летчика, под левую руку для правого летчика

10

Управление выпуском штанги дозаправки топливом в полете

На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика

Левый и правый летчики

-

11

Управление выпуском тормозного парашюта

На штурвале под правую руку для левого летчика, под левую руку для правого летчика

Левый и правый летчики

-

12

Управление открытием огня

На штурвале под правую руку для левого летчика, под левую руку для правого летчика

Левый и правый летчики

-

13

Включение радиосвязи

На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую руку для правого летчика

Левый и правый летчики

-

14

Включение внутрисамолетной связи

На штурвале под левую руку для левого летчика, под правую, руку для правого летчика

Левый и правый летчики

Допускается объединение органов управления 13 и 14

15

Управление балансировкой по усилиям в канале тангажа (механическое)

В средней части центрального пульта кабины слева и справа или только слева в зависимости от расстояния между летчиками в зоне II, допускается в зоне I

Левый и правый летчики

При наличии двух органов управления каждый летчик управляет одним

16

Управление балансировкой по усилиям в канале крена

В задней части центрального пульта кабины по его оси симметрии или слева от нее в зоне II, допускается в зоне III

Левый и правый летчики

-

17

Управление балансировкой по усилиям в канале курса

В задней части центрального пульта кабины по его оси симметрии или слева от нее, за органом управления 16 в зоне III, допускается в зоне II

Левый и правый летчики

-

18

Управление аварийным рассоединением проводок управления самолетом

В задней части центрального пульта кабины в зоне III, допускается в зоне II

Левый и правый летчики, третий член экипажа, рабочее место которого размещено у центрального пульта кабины летчиков и ориентировано лицом по направлению полета; (далее - третий член экипажа}

-

19

Управление закрылками и предкрылками

В средней части центрального пульта кабины, справа от органов управления режимами работы двигателей в зоне II, допускается в зоне I

Левый и правый летчики

Допускается наличие раздельного (основного) управления закрылками и предкрылками

20

Управление интерцепторами, воздушными тормозами

В средней части центрального пульта кабины слева от органов управления режимами работы двигателей в зоне II, допускается в зоне I

Левый и правый летчики

-

21

Управление стреловидностью крыла

В передней части центрального пульта кабины слева в зоне I

Левый летчик

-

22

Управление уборкой и выпуском шасси

В левой части правой приборной доски, правой части центральной приборной доски летчиков

Правый летчик

При установке на приборной доске летчиков шести многофункциональных экранных индикаторов допускается установка органа управления в передней части верхнего пульта летчиков или под ним

23

Рулежное управление колесами передней опоры шасси

На левом пульте в зоне II

Левый летчик

При необходимости для обеспечения удобства руления орган управления устанавливается у правого летчика

24

Управление аварийным торможением колес шасси

В передней части центрального пульта кабины слева в зоне I

Левый летчик

-

25

Управление остановом двигателей

В средней части центрального пульта кабины слева и справа или сзади органов управления режимами работы двигателей в зоне II, допускается в зоне I

Левый и правый летчики, третий член экипажа

Допускается объединять с органами управления режимами работы двигателей. При наличии в составе экипажа бортинженера с основным рабочим местом у борта необходима установка резервных органов останова двигателей на его рабочем месте

26

Управление реверсом тяги

В средней части центрального пульта кабины непосредственно перед органами управления режимами работы двигателей или на них в зоне I

Левый и правый летчики

-

27

Управление запуском двигателей в воздухе

На верхнем пульте летчиков в зоне II. Допускается установка на центральном пульте кабины

Левый и правый летчики, третий член экипажа

-

28

Включение режимов системы автоматического управления

На козырьке приборной доски летчиков

Левый и правый летчики

Для летчиков, одетых в специальное снаряжение, а козырьке приборной доски устанавливают два пульта - для левого и правого летчиков. Для летчиков, одетых в летние костюмы, допускается установка на козырьке одного пульта

29

Строевое управление автопилотом

В задней части центрального пульта кабины по его оси симметрии или слева от нее в зоне II

Левый и правый летчики

-

30

Управление отключением автомата тяги

На органах управления режимами работы двигателей

Левый и правый летчики

Для левого летчика - на крайнем левом органе, для правого - на крайнем правом

31

Управление противопожарной системой

На верхнем пульте летчиков в зоне I или II

Левый и правый летчики, третий член экипажа

-

32

Управление перекрывными топливными кранами (перед двигателями)

В зоне, установленной для органов останова двигателей. Зона II

Левый и правый летчики, третий член экипажа

Если перекрывные топливные краны закрываются только в случае пожара, то органы управления ими следует размещать на щитке управления противопожарной системой 31 или вблизи него

33

Переключение системы приемников воздушного давления на резервное питание

На левом пульте - для левого летчика, на правом пульте - для правого летчика. Зона II. Допускается в зоне III

Левый и правый летчики

-

34

Управление открытием аварийного люка

На левом пульте - для левого летчика, на правом пульте - для правого летчика. Зона II. Допускается в зоне III

Левый и правый летчики

-

35

Включение сигнализации об аварийных выходах, об аварийном покидании самолета

На левом пульте в зоне II, допускается в зоне III

Левый летчик

-

36

Управление аварийным сбросом давления в кабине

На верхнем пульте в зоне II

Правый летчик, третий член экипажа

-

Допускается на правом пульте

Правый летчик

 

37

Управление внешним светотехническим оборудованием

На верхнем пульте летчиков в зоне I, допускается в зоне II

Правый летчик

-

38

Управление флюгированием винтов маршевых двигателей

На верхнем пульте летчиков в зоне II, допускается на центральном пульте кабины в зоне II отдельно или совместно с органами управления 25

Левый и правый летчики, третий член экипажа

-

Примечания:

1. В зависимости от конструкции самолета, состава экипажа и т. д., отдельные органы управления могут не устанавливаться на рабочем месте летчика. При отсутствии какого-либо органа управления взаимное размещение остальных органов управления должно быть сохранено.

2. Допускается объединение органов управления балансировкой по усилиям (электрических) в каналах тангажа, крена и курса в различных сочетаниях. При этом воздействие на такой объединенный орган управления обеспечивает только приведение к нулю усилий на соответствующих рычагах управления. Если объединенный орган управления обеспечивает в том числе балансировку по усилиям в канале тангажа, место его размещения такое, как органа управления 6. Если такой орган управления обеспечивает балансировку по усилиям только в каналах крена и курса, место его размещения - как органа управления 16.

2. Координаты размещения штурвала управления самолетом, педалей, органов управления режимами работы двигателей и координаты при применении укороченной колонки с миништурвалом относительно точки S должны соответствовать указанным на черт. 2 и в табл. 2.

* Размер для справок.

А - точка проекции линии, соединяющей середины обеих рукояток штурвала при нейтральном положении поверхностей управления тангажом и креном самолета;
В - точка на контактной поверхности педалей, находящаяся на пересечении линии перегиба подошвы (в месте соединения с каблуком) и оси симметрии педали;
D - центр рукояток органов управления режимами работы двигателей в положении «малый газ»;
S - теоретическая точка взаимного пересечения трех плоскостей: плоскости симметрии кресла, плоскости сиденья и плоскости спинки при среднем положении кресла по вертикали;

1 - регулировка педалей; 2 - перемещение педалей

Черт. 2

Таблица 2

Размеры, мм

Вид
штурвала
самолета

Расстояние
между осями
рукояток
штурвала

Расстояние
между центрами
левой и правой
«педалей

L,
не более

L1

L2

a

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Обычный

340

+40

415

+25

-100

630

325

±10

640

±40

45°

+7°

-50

-3°

Миништурвал на укороченной колонке

210

+90

-10

565

325

+10

540

±20

53°

±2°

3. При применении укороченной колонки с миништурвалом значение рабочего хода педалей может сокращаться до 50 %.

4. Органы управления размещают в пределах зон функциональной досягаемости для летчика, одетого в легкий костюм или специальное снаряжение в зависимости от назначения самолета.

5. Органы управления, случайное воздействие на которые может привести к аварийной ситуации, необходимо устанавливать так, чтобы исключить возможность непроизвольного их перемещения.

6. Расстояние между двумя органами управления, расположенными рядом, должно исключать непроизвольное одновременное воздействие на них летчика при работе в перчатках.

7. Органы управления должны быть установлены так, чтобы при их захвате и перемещении обеспечивалось естественное, удобное положение руки летчика и удобное приложение усилий.

8. Размещение органов управления в технически обоснованных случаях может уточняться решением макетной комиссии.

9. Размещение органов управления одного наименования и назначения (режимами работы двигателей и др.) должно соответствовать расположению управляемых объектов на самолете.

10. Расстояние между границей зон I, II и точкой S (черт. 2) должно быть 400 мм, а между границей зон II, III и точкой 5 - 150 мм.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное

ТЕРМИНЫ И ИХ ПОЯСНЕНИЯ

Термин

Пояснение

Основной орган управления

Орган управления, используемый членом экипажа при нормальном функционировании бортовых систем или агрегатов самолета

Аварийный орган управления

Орган управления, используемый в аварийной ситуации

Резервный орган управления

Орган управления, используемый для приведения в действие резервной системы в случае отказа (невозможности использования) основной системы

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. ИСПОЛНИТЕЛИ

Г.Ф. Шитиков, канд. техн. наук (руководитель темы); В.А. Каряка; А.Л. Луговенко; В.В. Коренков; И.В. Диденко

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24.06.88 №2238

3. Срок проверки - 1994 г.; периодичность проверки - 5 лет