ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО
УПРАВЛЕНИЯ ГЛАВНЫМИ
СУДОВЫМИ ДИЗЕЛЯМИ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ГОСТ 18174-83
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва
РАЗРАБОТАН Министерством тяжелого и транспортного машиностроения
ИСПОЛНИТЕЛИ
В.И. Балакин, Б.Д. Вернов, М.И. Левин, Л.П. Васильев, Ю.Ф. Юдицкий
ВНЕСЕН Министерством тяжелого и транспортного машиностроения
Член Коллегии М.П. Фарафонов
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20 сентября 1983 г. № 4460
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ГЛАВНЫМИ
СУДОВЫМИ ДИЗЕЛЯМИ
Общие технические требования
Automated remote control systems of marine
propulsion
diesel engines. General technical requirements
|
ГОСТ
18174-83
Взамен
ГОСТ 18174-72
|
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20 сентября 1983 г. № 4460 срок действия установлен
с 01.01.85
до 01.01.90
1. Настоящий стандарт распространяется на
системы дистанционного автоматизированного управления главными судовыми
дизелями (далее - системы ДАУ), работающими на винт фиксированного шага
непосредственно или через реверсивную передачу.
Система
ДАУ должна содержать совокупность взаимодействующих устройств, необходимых и
достаточных для автоматического выполнения команд, задаваемых с дистанции
оператором.
Требования
к отдельным устройствам устанавливают в стандартах или технических условиях на
конкретные виды двигателей и (или) систем ДАУ.
2. Система ДАУ должна соответствовать
требованиям настоящего стандарта, Правилам Регистра СССР и (или) Правилам
Речного регистра РСФСР, требованиям стандартов, технических условий на
конкретную систему и требованиям рабочих чертежей, утвержденных в установленном
порядке.
3. Система ДАУ должна обеспечивать:
пуск
и остановку реверсивного дизеля, изменение частоты вращения коленчатого вала и
направления вращения гребного вала при помощи одного органа управления,
перемещаемого в требуемое положение без ограничения скорости перемещения и без
выдержек в промежуточных положениях;
отработку
операций по управлению дизелями в соответствии с алгоритмом функционирования;
время
отработки цепи управления реверсом на стенде или на малом ходу судна в
соответствии с требованиями ГОСТ
10150-82;
значение
статической ошибки, необходимое для обеспечения общей статической ошибки цепи
управления частотой вращения (включая регулятор скорости и собственно дизель),
не превышающей 3 % номинальной частоты вращения;
усилия
на органах управления по ГОСТ
21753-76;
независимость
действия блокировок системы ДАУ от блокировок других систем управления. По
согласованию изготовителя с потребителем допускается применять объединенные
блокировки;
отработку
последней команды оператора независимо от порядка подачи предыдущих команд;
сохранение
заданного режима работы дизеля при отказе питания системы ДАУ на период
перехода на аварийное управление. Длительность сохранения и допускаемые
отклонения режима устанавливают по согласованию между изготовителем системы и
потребителем, при этом не допускаются самопроизвольные пуск и увеличение
частоты вращения коленчатого вала дизеля, включение или изменение направления
вращения гребного вала;
возможность
управления дизелем при отключенной системе ДАУ с помощью других систем
управления: дистанционной, с центрального поста управления (ЦПУ) или местной, с
местного поста управления (МПУ);
возможность
переключения управления с дистанционного поста системы ДАУ на ЦПУ или МПУ и
обратно в любой момент времени независимо от заданного режима работы дизеля,
при этом переключатели постов должны быть расположены соответственно на ЦПУ и
МПУ;
время
переключения управления с одного поста на другой не более 10 с (без учета
времени перехода оператора);
сохранение
режима работы дизеля при переключении управления при предварительно
согласованном положении органов управления переключаемых постов;
блокировку,
исключающую одновременное управление с разных постов, кроме дублирующих (в
рубке, на крыльях мостика или механически связанных между собой);
возможность
бесступенчатого изменения задания частоты вращения коленчатого вала дизеля;
возможность
остановки дизеля с помощью независимых от системы ДАУ цепей аварийной и (или)
экстренной остановки;
возможность
проверки исправности системы (объем и условия проверки определяют по требованию
потребителя);
возможность
приема предусмотренных алгоритмом управления контрольных воздействий от внешних
систем и выдачи необходимых сигналов о работе и неисправностях системы;
возможность
централизации управления при многодизельной установке;
возможность
питания от общесудовых источников и (или) от систем дизеля (пусковой, смазочной
или др.);
возможность
ремонта и восстановления работоспособности системы ДАУ в судовых условиях.
4. Система ДАУ по требованию потребителя
должна обеспечивать:
пуск
подготовленного к работе и остановку нереверсивного дизеля (при помощи отдельного
органа управления);
управление
по специальной программе;
управление
с нескольких постов, располагающихся в различных местах судна;
необходимое
соподчинение постов и соответствующее расположение переключателей управления;
выдачу
сигнала о работе в запретной зоне частоты вращения;
автоматическое
ограничение нагрузки по заданной программе;
ускоренное
автоматическое прохождение запретных зон, независимо от заданного режима
работы, с возможностью настройки датчиков во всем рабочем диапазоне частот
вращения;
возможность
подсоединения регистратора маневров и привода задающего устройства ДАУ от
рукоятки машинного телеграфа.
5. В комплект системы ДАУ должны входить
устройства, обеспечивающие выполнение требований, изложенных в пп. 3,
4; запасные части и принадлежности в
соответствии с прилагаемой ведомостью, эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601-68.
Комплектность
системы ДАУ устанавливают в стандартах и (или) технических условиях на
конкретную систему ДАУ.
6. Система ДАУ и ее составные части должны
надежно работать при условиях, определяемых требованиями документации,
приведенной в п. 2.
7. Срок службы и ресурс системы ДАУ должны
быть не менее срока службы и ресурса дизеля при ежегодной наработке системы ДАУ
без наладки и регулировки не менее 5000 ч. Конкретные показатели надежности и
их значения устанавливают в стандартах или технических условиях на конкретную
систему ДАУ.
8. Устройство системы ДАУ следует
изготовлять исполнений и категорий размещения предусмотренных в ГОСТ 15150-69,
а по видам защищенности в соответствии с требованиями документации, приведенной
в п. 2.