Купить ГОСТ 13506-68 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Распространяется на мелкомодульные зубчатые реечные передачи, состоящие из цилиндрического зубчатого колеса (червяка) и рейки с длиной до 500 мм и модулем до 1 мм.
1. Степень точности и виды сопряжений
2. Основные термины, их определения и обозначения
3. Нормы точности
4. Нормы бокового зазора
Приложение Контроль толщины зуба
Дата введения | 01.07.1968 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.02.2020 |
Завершение срока действия | 01.01.1982 |
Актуализация | 01.01.2021 |
12.02.1968 | Утвержден | Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР | |
---|---|---|---|
Издан | Издательство стандартов | 1973 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ СОЮЗА ССР
исходный КОНТУР МОДУЛИ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДОПУСКИ
Издание официальное
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва — 1973
3. НОРМЫ ТОЧНОСТИ
3.1. Показателями кинематической точности рейки являются:
а) ADt* и Ап/а ;
б) Л0/г и ЛоЕи — для степеней точности 9 и 10.
Нормы кинематической точности, кроме 60Е„, в зависимости от условий работы по правым и левым профилям, допускается назначать из разных степеней точности.
Допуски и отклонения по нормам кинематической точности указаны в табл. 2.
3.2. Показателями плавности работы рейки являются:
а) Дв/Р и Д„/Р и Л/;
б) Д7 Ек — для степеней точности 9 и 10.
Нормы плавности работы, кроме б7 £и, в зависимости от условий работы по правым и левым профилям, допускается назначать из разных степеней точности.
Допуски и отклонения по нормам плавности работы указаны в табл. 3.
3.3. Показателями, определяющими контакт зубьев в реечной передаче, являются пятно контакта или АпВ для рейки и Ах и Ду для передачи.
Нормы контакта зубьев в реечной передаче, кроме 6х и by в зависимости от условий работы по правым и левым профилям, допускается назначать из разных степеней точности.
Нормы контакта зубьев в реечной передаче указаны в табл. 4.
Примечание В тех случаях, когда предусматриваются специальные требования к форме и расположению пятна контакта, показатели рейки, определяющие контакт зубьев в передаче и показатели монтажа (непараллельность и перекос оси), устанавливаются независимо от табл. 4.
* £ |
ООотия- |
Длин* рейки ■ |
ММ | ||||||||
5 о |
чемия |
1мОД) ЛЬ | |||||||||
с! |
откло нения и допуске» |
mn ■ ““ |
До 12 |
Св. 12 ло 20 |
Св. 20 до 30 |
Св. 30 ло SO |
Св. 20 до НО |
Св. НО до 120 |
Св !20 до 200 |
Св. 200 до 320 |
Св. 320 до МО |
4 |
А.Г{ |
До 0.5 |
±3 |
±з |
±з |
±4 |
±5 |
±6 |
±7 |
±10 | |
Anfr |
Св. ОД до 1 |
±3 |
±4 |
*« |
±5 |
±5 |
±7 |
±8 |
±11 |
±12 | |
5 |
A .lt |
До ОД |
±5 |
±5 |
±6 |
±6 |
±8 |
±10 |
±11 |
±16 |
- я |
A ,fv |
Св. ОД до 1 |
±5 |
±6 |
±6 |
±7 |
±9 |
±11 |
±12 |
±17 |
±20 | |
6 |
A./r |
До ОД |
±7 |
±8 |
±9 |
±10 |
±12 |
±16 |
±18 |
±25 |
_ |
A-.fr |
Св. ОД до 1 |
±8 |
±9 |
±ю |
±П |
±13 |
±17 |
±20 |
±26 |
±32 | |
Ап/. |
До ОД |
±» |
±12 |
±14 |
±16 |
±19 |
±25 |
±28 |
±40 | ||
A../r |
Св. ОД до 1 |
±12 |
±14 |
±16 |
.» |
. ±21 |
±26 |
±32 |
±42 |
±50 | |
7 |
До ОД |
14 |
20 |
25 | |||||||
M |
Св. ОД до 1 |
16 |
22 |
28 | |||||||
Aefn |
До ОД |
25 |
80 |
36 | |||||||
Св. ОД до 1 |
28 |
36 |
40 |
£
Продолжение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Допуски и отклонения (в мкм) но нормам плавности Таблица 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Допуски и отклонения по нормам контакта зубьев в передаче
Степени : точности |
Обозначении отклонений и допусков |
Рабочая ширина рейки в ми | |||
До 2 |
Сп. 2 до о |
Св. 5 до Ю |
Св. 10 | ||
4 |
Пятно контакта в % |
По высоте не мснсс 50; по длине не менее 70 | |||
6В0в мкм |
2 |
3 |
4 |
6 | |
Ьх\ Ьу в мкм |
2 |
4 |
6 |
8 | |
5 |
Пятно контакта в % |
По высоте нс менее 50; но длине не менее 70 | |||
6В0 в мкм |
3 |
4 |
5 |
8 | |
6jc; 6у в мкм |
3 |
5 |
8 |
10 | |
6 7 |
Пятно контакта в % |
По высоте нс менее 50; по длине не менее 70 | |||
ЬВ0 в мкм |
4 |
5 |
6 |
10 | |
Ьх\ 6у в мкм |
4 |
6 |
10 |
12 | |
Пятно контакта в % |
По высоте не менее 40; по длине не менее 50 | ||||
ЬВ0 в мкм |
5 |
6 |
8 |
12 | |
Ьх\ Ьу в мкм |
5 |
8 |
12 |
16 | |
8 |
Пятно контакта в % |
По высоте не менее 40; но длине не менее 50 | |||
6В0 в мкм |
6 |
8 |
10 |
16 | |
Лдг; б у в мкм |
6 |
10 |
16 |
20 | |
9 |
Пятно контакта в % |
По высоте не менее 25; но длине не менее 30 | |||
6В0 в мкм |
8 |
10 |
12 |
20 | |
блг; б у в мкм |
8 - л - |
12 |
20 |
25 | |
10 |
Пятно контакта в % |
Т По высоте не менее 25; по длине не менее 30 | |||
ЬВ0 в мкм |
10 |
12 |
16 |
25 | |
бдг; Ьу в мкм |
10 |
16 |
25 |
32 |
Примечания:
1. Для передач, у которых рейка зацепляется с червяком или колесом, проекция оси которого на базовую плоскость рейки неперпеидикулярна торцовому сечению рейки, вместо бд: и б у назначается допуск на угол скрещения оси червяка (колеса) с осью рейки (под осью рейки условно принимается линия, перпендикулярная направлению движения рейки). Величина допуска принимается равной Ьх.
2. К косозубым рейкам, предназначенным для работы в передачах с перекрещивающимися осями, нормы пятна контакта не относятся.
3. Допускается не назначать требования к размерам пятна контакта.
4. НОРМЫ БОКОВОГО ЗАЗОРА
Примечания:
1. Нормы бокового зазора допускается изменять.
2. При контроле толщины зуба взамен утоняющего смещения исходного контура, наименьшее отклонение толщины и допуск на толщину зуба устанавливаются по таблице приложения.
Схема расположения полей допусков бокового зазора
Наименьшие боковые зазоры, отклонения монтажного расстояния и отклонения измерительного расстояния
Вид сопря жения |
Обозна чения откло нений |
Диаметр колеса c/j в мм | |||||||
До 12 |
Св. 12 до 20 |
Св. 20 до 30 |
Св. 30 до 50 |
Св. 59 до 80 |
Св. 80 до 120 |
Св. 120 до 200 |
Св. 200 до 320 | ||
мкм | |||||||||
С |
Со |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
д |
5 |
5 |
6 |
7 |
8 |
10 |
12 |
14 | |
X |
9 |
10 |
12 |
15 |
17 |
20 |
24 |
28 | |
111 |
18 |
22 |
25 |
30 |
34 |
40 |
48 |
55 | |
С |
Дв£; Дн£ |
±8 |
±9 |
±И |
±13 |
±15 |
±18 |
±20 |
±24 |
д |
±12 |
±14 |
±18 |
±21 |
±24 |
±28 |
±32 |
±38 | |
X |
±20 |
±22 |
±28 |
±34 |
±38 |
±45 |
±50 |
±58 | |
т |
±32 |
±36 |
±45 |
±52 |
±58 |
±70 |
±80 |
±95 | |
До£и | |||||||||
с,д,х, ш |
Равно 6-fZTif со знаком плюс | ||||||||
Д и £ и |
Равно б/i со знаком минус |
Наименьшее утоняющее смещение исходного контура и допуск на смещение исходного контура (поле допуска в тело рейки)
Таблица 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
4 |
Л |
До 0,5 |
18 |
22 |
25 |
Св. 0,5 до 1 |
20 |
25 |
28 | ||
А |
До 0.5 |
22 |
28 |
34 | |
Сп. 0,5 до 1 |
25 |
32 |
36 | ||
Ш |
До 0,5 |
28 |
36 |
40 | |
Св. 0,5 до 1 |
32 |
40 |
45 | ||
5 |
С |
До 0,5 |
19 |
22 |
25 |
Св. 0,5 до 1 |
20 |
25 |
28 | ||
Д |
До 0.5 |
22 |
28 |
32 | |
Св. 0,5 до 1 |
25 |
32 |
36 | ||
X |
До 0,5 |
28 |
36 |
42 | |
Св. 0,5 до 1 |
32 |
40 |
45 | ||
ш |
До 0,5 |
36 |
45 |
50 | |
Св. 0,5 до 1 |
40 |
50 |
55 | ||
6 |
с |
До 0,5 |
24 |
28 |
32 |
Св. 0,5 до 1 |
25 |
32 |
36 | ||
Л |
До 0.5 |
28 |
36 |
40 | |
Сп. 0.5 до 1 |
32 |
40 |
45 | ||
X |
До 0,5 |
36 |
45 |
52 | |
Св. 0,5 до 1 |
40 |
50 |
55 | ||
ш |
До 0.5 |
45 |
55 |
60 | |
Св. 0,5 до 1 |
50 |
60 |
70 | ||
7 |
с |
До 0.5 |
30 |
36 |
40 |
Св. 0,5 до 1 |
32 |
40 |
45 | ||
Л |
До 0,5 |
36 |
45 |
50 | |
Св. 0,5 до 1 |
40 |
50 |
55 | ||
X |
До 0.5 |
45 |
55 |
65 | |
Св. 0,5 до 1 |
50 |
60 |
70 | ||
IJI |
До 0,5 |
55 |
70 |
80 | |
Св. 0,5 до 1 |
60 |
75 |
90 |
Продолжение | |||||||||||||||||||||
|
Обозначения отклонений и допусков |
Степени точности |
Виды сопря жений |
Модуль нормальный тп в мм |
Длина рейки в мм | ||
До 30 |
Св. 30 до 120 |
Св. 120 до 500 | ||||
мкм | ||||||
6Л |
8 |
С |
До 0.5 |
38 |
45 |
50 |
Св. 0,5 до 1 |
40 |
50 |
55 | |||
л |
До 0.5 |
45 |
55 |
60 | ||
Св. 0,5 до 1 |
50 |
60 |
70 | |||
X |
До 0,5 |
55 |
70 |
85 | ||
Св. 0.5 до 1 |
60 |
80 |
90 | |||
ш |
До 0,5 |
70 |
90 |
100 | ||
Св. 0,5 до 1 |
80 |
95 |
ПО | |||
9 |
л |
До 0,5 |
55 |
70 |
80 | |
Св. 0,5 до 1 |
60 |
80 |
90 | |||
X |
До 0,5 |
70 |
90 |
105 | ||
Св. 0,5 до 1 |
80 |
100 |
ПО | |||
ш |
До 0,5 |
90 |
110 |
125 | ||
Св. 0,5 до 1 |
100 |
120 |
140 | |||
10 |
X |
До 0,5 |
90 |
ПО |
130 | |
Св. 0,5 до I |
100 |
125 |
140 | |||
ш |
До 0,5 |
110 |
140 |
170 | ||
Св. 0,5 до 1 |
125 |
150 |
180 |
4.2. При использовании в качестве измерительной базы поверхности рейки, не совпадающей с базовой, вносимые ею погрешности должны компенсироваться уменьшенным производственным допуском.
КОНТРОЛЬ ТОЛЩИНЫ ЗУБА
При контроле толщины зуба, взамен контроля смещения исходного контура, наименьшее отклонение толщины зуба и допуск на толщину зуба для различных видов сопряжения устанавливаются ниже.
Отклонения и |
допуски |
Обозна чения |
Определения |
Отклонение толщины зуба |
As |
Разность между дсйст- | |
вительион и номиналь- | |||
S |
ной толщиной зубьев | ||
-АгМ |
рейки по делительной ли- | ||
1! /s |
нии рейки в плоскости. | ||
Т:1 _ |
перпендикулярной на- | ||
•х II \ |
правлению зуба | ||
J | |||
Наименьшее отклонение толщины зуба |
Am S | ||
Допуск на толшину зуба |
6s |
Наименьшее отклонение толщины зуба и допуск на толщину зуба (поле допуска в тело зуба)
Обозначения отклонений и допусков |
Степени точности |
Виды сопря жений |
Модуль нормальный /лп в мм |
Длина, рейки н мм | ||
до 30 |
Св. 30 до 120 |
Св. 120 до 500 | ||||
мкм | ||||||
Aus |
4,5,6 и 7 |
С |
До 1 |
4 |
5 |
6 |
л |
7 |
12 |
15 | |||
X |
14 |
20 |
25 | |||
ш |
24 |
35 |
45 | |||
8 |
с |
5 |
7 |
10 | ||
8, 9 |
Л |
11 |
15 |
18 | ||
8,9 и 10 |
X |
16 |
25 |
30 | ||
ш |
26 |
38 |
55 |
Сборник €Передачи зубчатые. Исходный контур. Модули. Основные параметры. Допуски» содержит стандарты, утвержденные до 1 марта 1973 г.
В стандарты внесены все изменения, принятые до указанного срока. Около номера стандарта, в который внесено изменение, стоит знак *
Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотренных стандартах, а также о принятых к ним изменениях публикуется в выпускаемом ежемесячно €Информационном указателе стандартов>.
© Издательство стандартов, 1973
Обозначения отклонений и допусков |
Степени точности |
Виды сопря жений |
Модуль нормальный тп в мм |
Длина рейки в мм | ||
До 30 |
Си. 30 до 120 |
Св. 120 до 500 | ||||
мкм | ||||||
6$ |
4 |
С |
До 0,5 |
11 |
13 |
15 |
Св. 0,5 до 1 |
12 |
15 |
16 | |||
л |
До 0,5 |
13 |
16 |
18 | ||
Св. 0,5 до 1 |
15 |
18 |
20 | |||
X |
До 0,5 |
16 |
20 |
22 | ||
Св. 0,5 до 1 |
18 |
22 |
25 | |||
III |
До 0,5 |
20 |
25 |
32 | ||
Св. 0,5 до 1 |
22 |
28 |
36 | |||
5 |
С |
До 0.5 |
14 |
17 |
19 | |
Св. 0,5 до 1 |
15 |
19 |
20 | |||
Л |
До 0,5 |
17 |
20 |
22 | ||
Св. 0,5 до 1 |
19 |
22 |
25 | |||
X |
До 0,5 |
20 |
25 |
28 | ||
Св. 0,5 до 1 |
22 |
28 |
32 | |||
ш |
До 0,5 |
25 |
32 |
40 | ||
Св. 0.5 до 1 |
28 |
36 |
45 | |||
6 |
с |
До 0,5 |
18 |
21 |
24 | |
Св. 0,5 до 1 |
19 |
24 |
25 | |||
л |
До 0,5 |
21 |
25 |
28 | ||
Св. 0,5 до 1 |
24 |
28 |
32 | |||
X |
До 0.5 |
25 |
32 |
36 | ||
Св. 0,5 до 1 |
28 |
36 |
40 | |||
ш |
До 0,5 |
32 |
40 |
50 | ||
Св. 0.5 до 1 |
36 |
45 |
55 | |||
7 |
с |
До 0,5 |
22 |
26 |
30 | |
Св. 0,5 до 1 |
24 |
30 |
32 | |||
л |
До 0.5 |
26 |
32 |
36 | ||
Св. 0.5 до 1 |
30 |
36 |
40 | |||
X |
До 0,5 |
32 |
40 |
45 | ||
Св. 0,5 до I |
36 |
45 |
50 |
Группа Г15
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ГОСТ
13506-68
ПЕРЕДАЧИ ЗУБЧАТЫЕ РЕЕЧНЫЕ МЕЛ КОМОДУЛ ЬН Ы Е.
Допуски
Rack-on-pinion of finemodule gears. Tolerances
Утвержден Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР 12/11 1968 г. Срок введения установлен
* с 1/VM 1968 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на мелкомодульные зубчатые реечные передачи, состоящие из цилиндрического зубчатого колеса (червяка) и рейки с длиной до 500 мм и модулем до 1 мм.
1. СТЕПЕНИ ТОЧНОСТИ И ВИДЫ СОПРЯЖЕНИЙ
1.1. Для реечных передач устанавливаются семь степеней точности, обозначаемых в порядке убывания точности цифрами 4; 5; G; 7; 8; 9 и 10.
1.2. Степени точности зубчатых цилиндрических мелкомодульных колес, входящих в реечные передачи, устанавливаются по ГОСТ 9178-59, а степени точности мелкомодульных червяков по ГОСТ 9774-61.
Степени точности колес не должны быть грубее степени точности реек, а степени точности червяков не должны быть грубее степени кинематической точности реек.
1.3. Независимо от степени точности реек и входящих с ними в зацепление колес или червяков устанавливаются нормы бокового зазора.
По нормам боковых зазоров устанавливаются четыре вида сопряжений:
С — с нулевым боковым зазором;
д \
X } — с предусмотренным боковым зазором по табл. 4.
Ш I
Перепечатка воспрещена
1.4. Указанные в п. 1.3 сопряжения должны относиться к передачам с нерегулируемыми монтажными расстояниями.
Издание официальное
1.5. В передачах с регулируемым монтажным расстоянием наименьшее утоняющее смещение исходного контура рекомендуется назначать по сопряжению X.
1.6. Точность изготовления зубчатых реек и передач задается степенью по нормам кинематической точности, плавности и контакта, а требования к боковому зазору — видом сопряжения по нормам бокового зазора.
Условное обозначение реечной передачи включает указание о точности колеса по ГОСТ 9178-59 или червяка по ГОСТ 9774-61 и рейки по ГОСТ 13506 -68.
Примеры условных обозначений
Условное обозначение реечной передачи, состоящей из колеса и рейки, с нерегулируемым монтажным расстоянием 7-й степени по нормам кинематической точности, нормам плавности и нормам контакта, сопряжением вида Д:
Условное обозначение реечной передачи, состоящей из червяка и рейки, с нерегулируемым монтажным расстоянием с 7-й степенью по нормам кинематической точности рейки, 7-й степенью по нормам плавности, 7-й степенью по нормам контакта и сопряжением вида Д:
Условное обозначение реечной передачи, состоящей из колеса и рейки, с регулируемым монтажным расстоянием 7-й степени по нормам кинематической точности, нормам плавности и нормам контакта и допуском на утоняющее смещение исходного контура по сопряжению X:
Условное обозначение реечной передачи, состоящей из червяка и рейки, с регулируемым монтажным расстоянием с 7-й степенью по нормам кинематической точности рейки, 7-й степенью по нормам плавности, 7-й степенью по нормам контакта и с допуском на утоняющее смещение исходного контура по сопряжению X: Ст. 7—РХ ГОСТ 9178-59 Ст. 7—РХ ГОСТ 13506-68
1.7. Допускается взаимное комбинирование норм кинематической точности рейки, плавности работы рейки и контакта зубьев из разных степенен точности.
При комбинировании разных степеней точности обозначение точности реек и передач производится последовательным написанием номеров степеней в виде трехзначного числа и буквы.
Первая цифра числа означает номер степени по нормам кинема-1ичеекой точности реек, вторая — степень по нормам плавности работы, третья — степень по нормам контакта зубьев, а буква — чид сопряжения.
Пример условного обозначения реечной передачи, состоящей из колеса и рейки с 6-й степенью по нормам кинематической точности, 7-й степенью по нормам плавности, 7-й степенью по нормам контакта, сопряжением с нулевым наименьшим зазором С:
Ст.б—7—7—С ГОСТ 9178-59 Ст. 6—7—7—С ГОСТ 13506-68
Примечание. Для реек с измененной величиной бокового зазора, не соответствующего ни одному из указанных видов сопряжения, буква, обозначающая вид сопряжения, не указывается.
2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБОЗНАЧЕНИЯ
2.1. Основные термины, определения и обозначения для отклонений реек и реечных передач устанавливаются в табл. 1.
Таблица 1
Обозна
чения
Определения
Терм;
Разность между действительным и номинальным расстояниями между любыми одноименными несоседними профилями зубьев рейки по линии, проходящей параллельно базовым поверхностям посередине высоты зуба (определяется на любом участке рейки)_
2.1.1. Накопленная погрешность шага л Г Atz
АааА.
Предельная накопленная погрешность шага:
верхняя
нижняя
Atv
Базовыми поверхностями рейки называются поверхности, относительно которых конструктором задается положение делительной линии (размер И) и направление зуба рейки. Делительной линией рейки называется линия, лежащая в торцовом сечении рейки, по которой задана номинальная толщина зубьев s (см. чертеж).
Делительная |
Термины
Обозна
чения
Определения
Л/р
2.2.2. Отклонение шага |
Предельное отклонение шага: верхнее нижнее
Л*/р
Ац/р
Разность между действительным и номинальным расстояниями между соседними одноименными профилями зубьев рейки по линии, проходящей параллельно базовой поверхности посередине высоты зуба
Допуск на профиль:
/ — действительный профиль рабочего уча стка зуба; ? — линия выступов; 3 — теоре тический профиль; 4 — линяя впадин
2.2.4.
контура
Утоняющее смещение исходного
Делите льна* лини* |
А/
б/
АЛ
Наименьшее утоняющее смещение исход- АМЛ
ного контура Допуск на утоняющее смещение исход- 6Л ного контура
Расстояние по нормали между двумя теоретическими профилями зуба рейки, ограничивающими действительный профиль в пределах его рабочего участка. Определяется в торцовом сечении рейки. Погрешность профиля у головок и ножек допускается только в тело зуба
Смещение исходного контура от его номинального положения в тело рейки в направлении, перпендикулярном делительной линии рейки
Термины
Обозна
чения
Определения
2.2.5. Колебание утоняющего смещения исходного контура
Допуск на колебание утоняющего смещс* ния исходного контура _ _
2.2.6. Номинальное измерительное расстояние
Предельные отклонения измерительного расстояния:
верхнее
нижнее
Колебание измерительного расстояния:
на длине рейки на одном зубе
Допуск на колебание измерительного расстояния:
на длине рейки на одном зубе
До h
Ел
Дв£н
Дн£и
Наибольшая разность смещений исходного контура от его номинального положения в направлении, перпендикулярном делительной линии в одной и той же рейке
Расстояние при плотном зацеплении между центром точного колеса (или точного червяка) и базовой поверхностью измеряемой зубчатой рейки, имеющей наименьшее утоняющее смещение исходного контура (см. определение 2.2.4.)
Разность между измерительными расстояння-Д0£и мн — наибольшим и нан-
Ду£„ меньшим на длине рейки
(на любом участке рейки) или соответственно при перемещении рейки на один шаг
бо£и
бу£и
Термины
Обозна
чения
Определения
2.2.7. Пятно контакта
Часть боковой поверхности зуба рейки, по которой располагаются следы прилегания его к зубу сопрягаемого колеса после вращения колеса собранной передачи при легком торможении рейки. Определяется относительными размерами контактного пятна (в процентах): находится по
длине зуба отношением расстояния между крайними точками следов прилегания к рабочей / а
длине зуба
а по высоте зуба — отношением средней высоты пятна прилегания по всей длине зуба к рабочей высоте зуба^-—^— • 100% ^
2.2.8. Погрешность направления зуба
Допуск на направление зуба
Расстояние между двумя прямыми номинального направления, лежащими на плоскости, проходящей параллельно базовой поверхности посередине высоты зуба и ограничивающими действительное направление зуба па его рабочей длине
2.2.9. Непараллельность оси
Допуск на непараллельность оси
Дх
Ьх
Непараллельность оси вращения колеса базовой поверхности рейки, выраженная в линейных единицах, на длине, равной ширине венца колеса
Продолжение | |||||||||||||||||||||||
|
Зазор между сопряженными поверхностями зуба колеса (или витка червяка) и зубьев рейки в передаче, обеспечивающий свободное перемещение (или поворот) одного из сопряженных элементов при неподвижном втором элементе. Определяется в сечении, перпендикулярном направлению зубьев рейки по нормали к боковым поверхностям
2.2.11. Боковой зазор
СлХ"
Наименьший боковой зазор
Д£
Разность между действительным и номинальным расстояниями от центра колеса (или от оси червяка) реечной передачи до базовой поверхности рейки
Д„£ Ди Е
Предельные отклонения монтажного расстояния: верхнее нижнее