ГОСТ 10289-79
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ стандарт
МАСЛО
ДЛЯ СУДОВЫХ
ГАЗОВЫХ ТУРБИН
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
|
Москва
Стандартинформ
2011
|
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
стандарт
МАСЛО ДЛЯ СУДОВЫХ ГАЗОВЫХ ТУРБИН
Технические условия
Oil for marine gas
turbines. Specifications
|
ГОСТ
10289-79
Взамен
ГОСТ 10289-62
|
Издание (июнь 2011 г.) с Изменениями № 1, 2, 3,
утвержденными в марте 1982 г., мае 1985 г. и июне 1990 г. (ИУС 6-82, 8-85,
9-90).
Постановлением Государственного комитета СССР по
стандартам от 21 мая 1979 г. № 1786 дата введения установлена
01.01.81
Ограничение срока действия снято по протоколу № 5-94
Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС
11-12-94)
Настоящий стандарт распространяется на нефтяное масло с присадками,
применяемое для смазки и охлаждения редукторов и подшипников судовых газовых
турбин.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Масло для судовых газовых турбин
должно изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по
технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
(Измененная
редакция, Изм. № 2).
1.2. По физико-химическим показателям масло должно соответствовать
требованиям и нормам, указанным в таблице.
Наименование показателя
|
Норма
|
Метод испытания
|
1. Вязкость
кинематическая, м2/с (сСт):
|
|
По ГОСТ
33-2000
|
при 50
°С
|
(7,0 - 9,6) · 10-6
|
|
при 20
°С, не более
|
(7,0 - 9,6)
|
|
|
30 · 10-6
|
|
|
(30)
|
|
2. Индекс вязкости, не менее
|
40
|
По ГОСТ
25371-97
|
3. Кислотное число, мг
КОН на 1 г масла, не более
|
0,02
|
По ГОСТ
5985-79
|
4. Зольность, %, не более
|
0,005
|
По ГОСТ 1461-75
|
5. Температура застывания, °С, не выше
|
Минус 45
|
По ГОСТ
20287-91
|
6. Стабильность против
окисления:
массовая доля осадка
после окисления, %, не более
кислотное число
окисленного масла, мг КОН на 1 г масла, не более
|
0,20
|
По ГОСТ
981-75 и п. 4.2 настоящего
стандарта
|
|
|
0,65
|
|
7. (Исключен, Изм. № 3)
|
|
|
8. Содержание
механических примесей
|
Отсутствие
|
По ГОСТ
6370-83
|
9. Содержание воды
|
»
|
По ГОСТ 2477-65
|
10. Температура вспышки,
определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже
|
135
|
По ГОСТ
6356-75
|
11, 12. (Исключены, Изм. № 3)
|
|
|
13. Цвет на колориметре
ЦНТ, единицы ЦНТ, не более
|
1,5
|
По ГОСТ
20284-74
|
14. Плотность при 20 °С,
г/см3 (кг/м3), не более
|
0,905
(905)
|
По ГОСТ 3900-85
|
Примечания:
1. Индекс вязкости определяют в масле, предназначенном
для экспорта.
2. Для масла, предназначенного для экспорта, цвет на
колориметре ЦНТ устанавливается не более 1,0 ед. ЦНТ.
(Измененная редакция,
Изм. № 1, 2, 3).
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Масло для
судовых газовых турбин представляет собой горючую вязкую жидкость, температура
вспышки не ниже 135 °С, температура самовоспламенения - 270 °С.
2.2. В
помещении для эксплуатации масла запрещается обращение с открытым огнем,
искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.
При вскрытии
тары не допускается использование инструментов, дающих при ударе искру.
2.3. При
загорании масла применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду,
пену; при объемном тушении: углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и пар.
2.4. По степени
воздействия на организм человека масло для судовых газовых турбин относится к
4-му классу опасности по ГОСТ
12.1.007-76 с предельно допустимой концентрацией паров углеводородов в
воздухе рабочей зоны 300 мг/м3.
(Измененная
редакция, Изм. № 3).
2.5. Для исключения
попадания паров в воздушную среду рабочего помещения необходима герметизация
оборудования, аппаратов.
Помещение, в
котором проводятся работы с маслом, должно быть снабжено приточно-вытяжной
вентиляцией.
2.6. При работе
с маслом применяют индивидуальные средства защиты.
При разливе
масла необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой
тряпкой, при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с
последующим его удалением.
(Измененная
редакция, Изм. № 3).
3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
3.1. Масло для
судовых газовых турбин принимают партиями. Партией считают любое количество
масла, однородного по своим показателям качества и оформленное одним документом
о качестве.
3.2. Объем
выборок - по ГОСТ 2517-85.
3.3. При
получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному
показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы той же выборки.
Результаты
повторных испытаний распространяются на всю партию.
(Измененная
редакция, Изм. № 3).
3.4.
(Исключен, Изм. № 3).
4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Отбор проб
масла для судовых газовых турбин - по ГОСТ 2517-85. Для
объединенной пробы берут 2 дм3 масла.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
4.2.
Определение стабильности против окисления
Заполненные
приборы опускают в масляную баню, нагретую до (170 ± 1) °С, и выдерживают при
этой температуре 10 ч при непрерывном пропускании через испытуемое масло
воздуха из баллона или от воздуходувки со скоростью 50 см3/мин.
По окончании
испытания окисленное масло сливают в стаканы вместимостью 100 см3
каждый. Затем, после перемешивания масла, берут отдельные навески: для
определения осадка - по 10 г с погрешностью не более 0,01 г в стаканы
вместимостью 150 см3, а для определения кислотного числа - по 5 г с
погрешностью не более 0,01 г в конические колбы вместимостью 250 см3.
При определении
осадка массу масла, взятую в стакан, растворяют в 100 см3
технического изооктана по ГОСТ 4095-75 или
технического эталонного изооктана по ГОСТ 12433-83 и оставляют
отстаиваться на 1 ч. По истечении этого времени содержимое стакана фильтруют
через доведенный до постоянной массы обеззоленный бумажный фильтр. Осадок на
фильтре тщательно промывают изооктаном. Фильтр с осадком сушат при (105 ± 5) °С
до получения расхождения между двумя последовательными взвешиваниями не более
0,0004 г.
Массовую долю
осадка после окисления (Х) в процентах вычисляют по формуле
где
m - масса осадка, г;
т - масса
окисленного масла, г.
Определение
кислотного числа - по ГОСТ
5985-79.
(Измененная
редакция, Изм. № 2).
4.3.
(Исключен, Изм. № 3).
5. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА,
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
5.1. Упаковка,
маркировка, транспортирование и хранение масла для судовых газовых турбин - по ГОСТ
1510-84.
6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
6.1.
Изготовитель должен гарантировать соответствие качества масла для судовых
газовых турбин требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования
и хранения.
6.2.
Гарантийный срок хранения масла - пять лет со дня изготовления.
6.1; 6.2. (Измененная
редакция, Изм. № 2).
СОДЕРЖАНИЕ
1 Технические
требования
2 Требования
безопасности
3 Правила приемки
4 Методы испытаний
5 Упаковка,
маркировка, транспортирование и хранение
6 Гарантии
изготовителя
|