МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР
ТЕХНИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
ВСН 120-65
ИИНТРАНССТРОЙ СССР
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР
ТЕХНИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
ВСН 120-65
Ммнтрансстрой СССР
Утверждены
Техническим управлением Государственного производственного комитета по транспортному строительству СССР 7 августа 1965 г. Приказ № 54
О РГТРл НССТРОЙ Москва 1966
Редактор инж. О. Н. Добровольский
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящие «Технические указания» выпущены взамен «Временной инструкции по строительству автомобильных дорог в зимних условиях», утвержденной Главдорстроем 10 ноября 1958 г.
«Технические указания» переработаны с учетом полученных замечаний и опыта дорожно-строительных организаций Главдорстроя Министерства транспортного строительства СССР в 1958— 1964 гг.
В переработке указаний принимали участие следующие отделы СоюздорНИИ: отдел экономики (М. Н. Ритов,
3. Л. Ерусалимский), отдел земляного полотна (Ю. Л. Моты-лев, И. М. Эвентов, Ю. М. Васильев, В. И. Рувинский), отдел каменных материалов (Б. И. Курденков), отдел черных покрытий (Л. Б. Гезеицвей, А. В. Волков. Н. С. Ценюга), отдел цементно-бетонных покрытий (А. Н. Защепин, В. А. Чернигов, И. В- Суджаев), отдел механизации и автоматизации (М. И. Вейимаи, И. Я. Колкер, В. И. Бойцов).
Все замечания и пожелания просьба направлять по адресу: Московская обл., Балашиха-6, СоюздорНИИ.
Ведомственные строительные нормы
Министерство транспортного строительства СССР Взамен ВВИ 112-58 „Временная инструкция по строительству автомобильных дорог в зимних условиях", утвержденной в 1958 г. Глардорстроем СССР
.Министерство
транспортного
строительства
Технические указания по строительству автомобильных дорог в зимних условиях
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие «Технические указания» являются дополнением к существующим инструкциям на производство работ по устройству земляного полотна, оснований и покрытий и обязательны при дорожно-строительных работах в зимнее время и при пониженных температурах.
2. Зимним периодом считается время года между датами наступления устойчивой нулевой среднесуточной температуры осенью и весной. Периодом с пониженными температурами считается время года, когда среднесуточные температуры выше нулевых, но ниже требуемых инструкциями для летнего периода работ.
3. При составлении проекта организации и производства дорожно строительных работ начало и конец зимнего периода следует определить по данным метеорологических станций района строительства дороги.
Примерная продолжительность зимнего периода по областям СССР приведена в «Нормах дополнительных затрат при производстве строительных работ в зимнее время» (Госстрой-издат, 1957), утвержденных Госстроем СССР в 1957 г. (приложение 1).
|
Утверждены |
|
Внесены
Государственным Всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом (СоюздорНИИ) |
Техническим управлением Государственного произ- |
Срок |
водственного комитета по транспортному строительству СССР 7 августа 1955 г., |
введения— 15 декабря 1965 г. |
|
приказ № 54 |
|
|
4 |
4. При проектировании автомобильных дорог следует предусматривать:
а) применение технологии, конструкции и материалов, об* легчающих производство работ в зимнее время;
б) выполнение максимальных (с учетом технико-экономической целесообразности) объемов работ в зимних условиях с целью ритмичного использования в течение года ресурсов строительных организаций (рабочих, средств механизации и автотранспорта).
В проектах должны быть уточнены участки дорог, на которых в зимнее время рекомендуется производить земляные работы с учетом полной загрузки землеройной техники в течение года.
5. При составлении проектов организации и производства работ вопрос о квартальном распределении объемов работ и ресурсов строительной организации должен решаться в соответствии с конкретными климатическими и другими условиями строительства с учетом рекомендаций настоящих «Технических указаний», технической возможности и экономической эффективности производства отдельных видов дорожно-строительных работ в зимних условиях.
6. В зимнее время следует выполнять в первую очередь дорожно-строительные работы, укладывающиеся в лимиты, предусмотренные «Нормами дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время» с изменениями, указанными Госстроем СССР в письме № 13—4625 от 22 декабря 1961 г.
К таким работам относятся:
а) срезка кустарника, валка леса, корчевка пней, а также вывозка древесины и порубочных остатков;
б) строительство и монтаж временных зданий и сооружений всех назначений (в том числе АБЗ и ЦБЗ);
в) строительство постоянных зданий и сооружений;
г) строительство искусственных сооружений;
д) сосредоточенные земляные работы, линейные земляные работы в сухих несвязных грунтах и работы по устройству насыпей на болотах;
е) устройство каменных дорожных оснований;
ж) заготовка и переработка каменных материалов, изготовление сборных железобетонных изделий, а также заготовка щебня и гравия, обработанных органическими вяжущими материалами;
з) вывоз материалов на трассу при наличии готового земляного полотна.
7. С целью максимальной загрузки рабочих и средств ме-
5
ханизации в зимний период следует также производить работы, требующие затрат сверх предусмотренных «Нормами дополнительных затрат при производстве работ в зимнее рремя», но нс вызывающие общего удорожании строительства.
Эти затраты должны компенсироваться за счет удешевления строительства в результате улучшения использования рабочих, средств механизации и автотранспорта, снижения накладных расходов и сокращения сроков строительства (приложение 2). К таким работам относятся:
а) сосредоточенные земляные работы по разработке выемок и отсыпке насыпей из связных грунтов;
б) устройство асфальтобетонных и цементно-бетонных покрытий и покрытий из битумно-минеральных и чернощебеночных (гравийных) смесей с учетом рекомендаций глав IV и V настоящих «Технических указаний»;
в) другие работы по строительству автомобильных дорог и дорожных сооружений, выполняемые в соответствии с действующими инструкциями на производство работ, способствующие улучшению использования ресурсов и необходимые для ускорения ввода дорог в эксплуатацию.
Целесообразность производства работ, перечисленных в пп. 6 и 7, следует проверять технико-экономическими расчетами в соответствии с п. 12 настоящих указаний.
8. Ма производство дорожно-строительных работ в зимнее время составляется план, организационно-технических мероприятий, предусматривающий мероприятия, обеспечивающие выполнение дорожно-строительных работ в зимнее, время без снижения их качества, а также создание нормальных условий для труда и быта рабочих и ИТР.
9. Особое внимание при проектировании зимних работ должно быть уделено подготовительным мероприятиям, проводимым до наступления зимнего времени, так как их своевременность и качество в основном определяет технико-экономический эффект зимних работ.
К таким мероприятиям подготовительного периода относятся:
а) создание заделов по отдельным объектам и конструктивным элементам;
б) обустройство производственных предприятий для работы в зимних условиях;
в) подготовка строительных машин и автотранспорта к работе в зимних условиях;
г) подготовка подъездных путей к карьерам, складам, подсобным предприятиям;
6
д) организационные мероприятия по снегоочистке и подготовке средств для этих работ, а также снегозащитных приспособлений;
е) обеспечение рабочих и ИТР утепленными помещениями, теплой спецодеждой и спецобувыо по действующим нормам, а также аптечками со средствами против обмораживания;
ж) изучение проекта организации работ, настоящих «Технических указаний», правил техники безопасности и противопожарных мероприятий в зимних условиях.
10. Для наиболее полного использования возможностей производства работ как в летний, так и в зимний периоды, максимальной загрузки рабочих и средств механизации, в проектах организации строительства и производства работ следует предусматривать создание строительных заделов по основным видам работ:
а) возведению земляного полотна с устройством малых искусственных сооружений;
б) устройству оснований дорожных одежд;
в) заготовке и вывозке материалов (песка, гравия, щебня) на асфальтобетонные и цементно-бетонные заводы.
11. Задел земляного полотна должен быть достаточным для устройства основания в зимний период и для начала летних работ.
Задел основания должен обеспечивать устройство покрытия в зимний период и своевременное начало работ по устройству покрытии в летний период.
12. При назначении в проектах объемов работ, выполняемых в зимнее время и определении их экономической эффективности необходимо: определить факторы, влияющие на себестоимость зимних работ; установить все дополнительные затраты, вызываемые зимним производством работ и размеры удорожания по каждому виду работ; определить факторы и размеры возможного удешевления себестоимости; сравнить размеры удорожания и удешевления и скорректировать намечаемые на зимний период виды и объемы работ (см. приложение 2).
13. Производство дорожно-строительных работ в зимнее время должно находиться под постоянным контролем технического персонала и лабораторий строительных организаций. Качество работ должно полностью удовлетворять требованиям «Строительных норм и правил» и других нормативно-технических документов. Особенности технического контроля и приемки работ по сооружениям и конструктивным элементам автомобильных дорог приведены в настоящих указаниях.
7
14. При производстве работ по строительству автомобильных дорог в зимнее время необходимо предусматривать мероприятия и соблюдать правила охраны труда и техники безопасности.
11. ВОЗВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
15. В зимний период рекомендуется производить:
разработку выемок и резервов в сухих песках, гравийно-
галечных и скальных грунтах и возведение насыпей из них;
возведение насыпей на болотах, замерзающих на глубину, обеспечивающую безопасную работу землеройных и транспортных машин;
в связных грунтах только сосредоточенные земляные работы (разработка выемок с. отсыпкой грунта в отвал, в кавальеры или для возведения высоких насыпей).
16. Земляные работы в зимнее время должны быть полностью механизированы; работы следует вести непрерывно высокими темпами, с концентрацией производственных средств на возможно меньшем фронте работ. Разработка боковых резервов большой протяженности в зимнее время не допускается. Следует закладывать глубокие сосредоточенные резервы или карьеры, пригодные для работы экскаваторов.
Минимальный объем сосредоточенных земляных работ, меньше которого обычно неэкономично вести работы в зимних условиях, составляет 50 тыс. л<3.
17. Верхнюю часть насыпи на толщину 0,8—1,2 м следует отсыпать только из талого грунта.
В нижнюю часть насыпи допускается укладка грунта с мерзлыми комьями.
При связных грунтах содержание и размер мерзлых комьев не должны превышать норм 25—30% и 25—30 см при уплотнении насыпи трамбующими машинами и плитами 15—20% и 15—20 см при использовании пневмокатков весом 25—40 г.
18. Укладка мерзлого грунта допускается на расстояние не ближе 1 м от поверхности откосов насыпи. Попадание снега и льда в тело насыпи не допускается.
19. Для засыпки мостовых устоев, подпорных стенок и дорожных труб можно применять только талые дренирующие грунты.
20. Влажность грунтов, укладываемых в насыпь, должна быть близка к оптимальной, определяемой методом стандартного уплотнения.
Несвязные грунты допускается укладывать в насыпь при
влажности, превышающей оптимальную не более чем в 1,2— 1,3 раза, а связные грунты при влажности, превышающей оптимальную не более чем в 1,1 раза.
21. Уплотнение грунтов производят до плотности согласно нормам главы СНнП П-Д.5-62.
22. Температура талого связного грунта, используемого для сооружения насыпи, в момент окончания уплотнения должна быть не ниже -\-2сС.
Чтобы обеспечить укладку каждого слоя грунта до промерзания ранее уложенного, промежуток времени от выемки грунта в резерве до момента его окончательного уплотнения в насыпи не должен превышать 2—3 ч при температуре воздуха до —10°С, 1—2 ч при температуре от —10 до —20СС и не более 1 ч при температуре ниже —20°С. При ветре силой более 3—4 баллов эти промежутки времени должны быть уменьшены в 2 раза. В соответствии с этим назначают дтины участков возводимых насыпей и выбирают уплотняющие средства. При расчете дальности возки грунтов следует учитывать следующие данные:
Начало смерзания груша. мин
-5
-10
—20
-30
23. Кавальеры, отсыпаемые в зимних условиях, по сравнению с обычными нормами их расположения должны быть отодвинуты от бровки выемки на 1,5 м при высоте кавальера до 2 м и на 2,5—при высоте кавальера более 2 м.
24. Машины, предназначенные для работы в зимнее время, должны иметь утепленные кабины и капоты для двигателей, усиленное осветительное оборудование, а также дополнительное оборудование для очистки рабочих органов от смерзшегося грунта и устройства, повышающие проходимость машин по снегу. Фронт работ и подъездные пути должны быть ограничены хорошо видимыми и не заносимыми снегом знаками.
25. Подготовительные работы, выполняемые до начала разработки грунтов на объектах, намеченных к строительству в зимних условиях, включают:
проверку и восстановление разбивочных знаков, установку дополнительных снегонез а носимых реперов;
9