Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

78 страниц

471.00 ₽

Купить ВНТП 2-92 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы распространяются на проектирование строительства новых, реконструкции и технического перевооружения действующих угольных и сланцевых разрезов.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Запасы полей разрезов

3. Вскрытие полей разрезов

4. Системы разработки

5. Технологический транспорт

6. Отвальное хозяйство и рекультивация земель

7. Буровзрывные работы

8. Дренаж и водоотлив

9. Проветривание

10. Гидромеханизация

Приложение 1. Методика расчета удельного расхода воды

Приложение 2. Методика расчета расходов воды и размеров "душа" для обработки самосвалов

Приложение 3. Способы, средства и эффективность пылегазоподавления на технологических процессах угольных разрезов

Приложение 4. Методика расчета количества поливочных машин для орошения забоев

Приложение 5. Методика расчета потребности подметально-уборочных машин

Приложение 6. Методика расчета потребности снегогенераторов на обработку забоев искусственным снегом

 
Дата введения01.03.1993
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

11.11.1992ПринятГосгортехнадзор России07-4/107
08.12.1992УтвержденКомитет угольной промышленности
РазработанВНИИГМ им. М.М. Федорова Минуглепрома СССР
РазработанИнститут Центрогипрошахт
РазработанДонгипрошахт
РазработанДнепрогипрошахт
РазработанВНИИГидроуголь
РазработанИГД им. А.А. Скочинского
РазработанЮжгипрошахт Минуглепрома СССР
РазработанГипрошахт
РазработанЛуганскгипрошахт
РазработанРостовгипрошахт
РазработанКарагандагипрошахт
РазработанВостсибгипрошахт
РазработанДонНИИ
РазработанВНИМИ
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УГОЛЬНЫХ И СЛАНЦЕВЫХ РАЗРЕЗОВ ВНТП 2-92

МОСКВА-1993

МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ УГОЛЬНОЙ ПР01ИШННССТИ

ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УГОЛЬНЫХ И СЛАНЦЕВЫХ РАЗРЕЗОВ

ВШП 2-92

Утверждены Комитетом угольной промышленности протоколом от 08.12.92

Согласованы Госгортехнадзором России письмом от II.II.92 » (17-4/107

Москва - 1993

10.

5.4. Для технологических перевозок горной массы рекомендуется предусматривать, как правило, электрифицированный железнодорожйый транспорт.

Применение тепловозной тяги допускается при техникоэкономическом обосновании на реконструируемых или малой мощности разрезах.

к 5.5. величина руководящего уклона должна определяться на основании технико-экономических расчетов. При этом величина уклона (подъема) при тепловозной и электровозной тяге не должна превышать 40%о*

При реконструкции разрезов глубиной более 100м и вскрытии нижних горизонтов при использовании тяговых агрегатов разрешается увеличивать руководящий уклон до 60%о с обеспечением локомотивосостава специальными тормозными средствами.

* 5.6. При выборе руководящих уклонов путей более 4С&» должно быть предусмотрено обеспечение локомотивосостава специальными тормозными средствами.

и 5.7. Уклон путей на скользящих съездах следует принимать не более 40&> при условии производства работ без отцепки локомотива и обеспечения трогания состава с места (локомотив - в режиме толкания).

5.8.    При осевой нагрузке подвижного состава свыше 290кН тип верхнего строения постоянных железнодорожных путей (кроме станционных) необходимо устанавливать в соответствии с СНиП 2.05.07-91.

5.9.    Расчетный сменный грузооборот разреза по углю и вскрыше устанавливать с учетом коэффициента неравномерности, значения которого принимать при годовом грузообороте до

7 млн.т - 1,15, при годовом грузообороте от 7 до 15 млн.т -

1,10, при годовом грузообороте более 15 млн.т - 1,05.

5.10.    Рабочий парк подвижного состава определять по расчетному сменному грузообороту разреза. Инвентарный парк подвижного состава следует определять по рабочему парку с учетом парка, находящегося в ремонте и в резерве.

II

Для укрупненных расчетов при определении инвентарного парка коэффициент инвентарности следует принимать в зависимости от условий эксплуатации и организации ремонта:    для

локомотивов с дизельной установкой - 1,2-1,35; локомотивов без дизельной установки - 1,15-1,25; думпкаров - I,2-1,3; вагонов - 1,1-1,15.

5.II* Для внутрихозяйственных перевозок следует предусматривать подвижной состав, перечень и количество которого определяется расчетом.

5.12.    Массу груза в думпкаре (вагоне) следует принимать по "Е1диным нормам выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности. Часть 2" (Госкомтруд СССР, 1989г.).

Для укрупненных расчетов коэффициент наполнения кузова допускается принимать: для рыхлых пород - 1,2, для скальных -- 1,15.

Разрешается погрузка в думпкары кусков породы весом не более 2т с высоты 2м на подсыпку высотой не менее 500мм.

5.13.    Потребную пропускную и провозную способность всех элементов транспортной схемы разреза следует определять расчетами с учетом коэффициента использования (фонда времени для технологических перевозок (к*0,8) и резерва пропускной способности для выполнения работ по ремонту и текущего содержания путей в размере 1,18.

В особо сложных условиях пропускную способность следует определять на основании суточного плана-графика работы железнодорожного транспорта.

5.14.    При проектировании карьерного железнодорожного транспорта необходимо предусматривать:

депо для текущего ремонта и технического обслуживания подвижного состава, путевых машин и механизмов;

контрольно-испытательные пункты и мастерские по ремонту аппаратуры и средств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи;

балластные карьеры для содержания железнодорожных путей и автомобильных дорог;

эксплуатационные базы для околотков и участков пути;

постоянные средства снегозащиты постоянных железнодорожных путей;

пункты экипировки подвижного состава и звеносборочные

базы.

5*15. На постах постоянных ж.д.путей в разрезе и на отвале предусматривать, как правило, тупики для отстоя путевой техники и балластной вертушки для производства ремонтов пути в "окно",

5.16.    Режим работ на ремонте и содержании железнодорожных путей следует принимать в одну смену, а на путепереук-ладочных работах - в две смены.

5.17. Годовой расход материалов на текущее содержание I км железнодорожных путей принимать по табл. 5.2.

Наименование

путей

: Рельсы, т

:Скрепление,т:

:Р-65 : Р-50 • •

:Р-€5 : Р-50 : • • •

Стационарные

всех категорий

3,6 2,8

1,0 0,8

Передвижные

о

••

ч*

о

«ь

in

1,2 1,0

шт.

200

300

Таблица 5.2.

X - на 70-каждые -100 25 стрелочных пе


;воды,ком-: |плект ! '

реводов из Р-65 и на 20 стрелочных переводов из по ра-Р-50 счету

5.18. Для обеспечения щебнем строительства передвижных путей в карьерах и на отзалах предусматривать установки по производству щебня. В качестве сырья для приготовления щебня использовать, как правило, скальную породу.

Следует предусматривать частичное использование балласта при лереукладке передвижных путей на новую трассу. Для

13.

этих целей необходимо предусматривать соответствующее оборудование.

5.19. Для переукладки путей и их текущего содержания предусматривать специальный парк машин и механизмов.

Нормы оснащенности разрезов путевой техникой приводятся в табл. 5.3.

Таблица 5.3

Наименование

Тил,

о

п

f-

*

к

а.

ед.на 100км

марка

: на пере- : Г укладке :

на текущем содержании

Стреловые ж.ц.краны

кдз-гъз

1,95

-

Укладочные краны

УК-25/9

1,9

-

Бульдозеры для переукладки пути

ТПП-12,5

1.8

Лутеподьемные машины и механизмы

МСШУ-3

2,6

_

Выправочные машины

nPi-3

1,85

0,8

Шпалоподбивочные и балластоуплотняющие машины

ШПМ-02

1,85

0,75

Выправочно-подбивочно-рихтовочные и отделочные машины

ВПРС-50С

1,15

0,40

•ш Щ ш. — " -

ВП0-3000

0,7

0,25

Вагоны-дозаторы

гп 60 тс

7,0

1,15

Дрезины монтажные

ДГКу

I.I

-

Бульдозеры для планировочных работ мощностью

90-190 л.с.

дз-по

0,45

-

240-306 л.с.

ДЗ-118

0,35

5.20. При проектировании новых и реконструкции существующих устройств СЦБ и связи необходимо учитывать предусмотренное поэтапное увеличение пропускной Способности путей разреза. При этом следует руководствоваться нормами МПС РФ по проектированию устройств СЦБ и связи.

* 5.21. На железнодорожных путях разрезов в зависимости от их назначения и характера эксплуатационной работы следует предусматривать:

автоматическую или полуавтоматическую блокировку;

электрическую централизацию стрелок и сигналов на передвижных путях;

электрическую централизацию стрелок и сигналов на стационарных путях;

диспетчерскую централизацию;

специальные виды сигнализации (въездную, туннельную и т.д.);

переездную сигнализацию;

необходимые виды железнодорожной связи.

Необходимость применения диспетчерской Централизации должна обосновываться технике- экономическим расчетом.

5.22 Устройства для очистки стрелочных переводов от снега должны выбираться в каждом конкретном случае строительства разреза в зависимости от местности.

5.23.    Для управления централизованными стрелками и светофорами на станции следует предусматривать пост электрической централизации.

5.24.    К капитальным затратам на строительство следует относить сооружение стационарных железнодорожных путей на поверхности в разрезе и на отвалах, а также передвижных путей на уступах и отвальных ярусах по схемам до расчетного года включительно (освоение мощности).

15.

Автомобильный транспорт

к 5.25. Устройство, содержание и репорт технологических автодорог на раврезах должны соответствовать "Правилам технической эксплуатации технологического автотранспорта при разработке угольных месторождений открытым способом"(Минуг-лепром СССР, 1988),

5.26. Продольные уклоны внутрикарьерных дорог следует принимать на основании технико-экономического расчета с учетом безопасности движения.

Уклоны в порожняковом направлении ограничиваются условиями безопасности движения, но не должны превышать 12-15 процентов.

#    5.27 Радиусы кривых должны предусматриваться с учетом СНиЛ 2.05.07-91 и составлять при петлевых и спиральных заездах (трассах) для автомобилей не менее 20м и для тракторных поездов 15м. Проезжей части дорог на кривых должен придаваться односкатный профиль с уклоном до 0,06 в сторону радиуса поворота. На прямых участках, по уступам и по косогорам круче 30° проезжей части дороги также придается односкатный профиль, но с уклоном 0,02 в сторону противоположную бровке.

*    5.28. Проезжая часть дороги внутри контура разреза (кроме забойных дорог) должна соответствовать СНиП 2.05.07-91 и быть ограждена от призмы обрушения.

Геометрические параметры элементов ограждений принимать по расчету в зависимости от транспортных средств и конкретных условий проектирования.

5.29. Тип покрытия и конструкцию дорожной одежды технологических дорог следует выбирать с учетом общих требований, изложенных в СНиП 2.05,07-91.

При выборе типов покрытия и конструкции дорожных одежд технологических автодорог I и П категории следует ориентироваться на применении усовершенствованных облегченных покрытий, а также дорожных одежд, в основном*, нежесткого типа с

Нормы технологического проектирования угольных и сланцевых разрезов разработаны институтами "Сибгипрошахт" (А.Н.Соболев, А.И.Протасов, Г.П.Седов, А.А.Александров, Н.С.Добарская, М.Н.Дунаева, В.Е.Егорова, Ю.П.Степанов) и "Центрогипрошахт"

(В.М.Еремеев, В,И.Гедюх, В.М.Смирнов) с участием проектных и научно-исследовательских институтов "Кузбассгипрошахт", "Кара-гандагипрошахт", "Гипрошахт", "Востсмбгипрошахт", НИИОГР.

Нормы технологического проектирования угольных и сланцевых разрезов


Комитет угольной промышленности Минтопэнерго России


ВНТП 2-92


Взамен ВНТП 2-86 Минуглепрома СССР и "Изменений..." к ним (1987 г.)


X. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящие нормы распространяются на проектирование строительства новых, реконструкции и технического перевооружения действующих угольных и сланцевых разрезов.

1.2.    При проектировании разрезов следует руководствоваться настоящими нормами, правилами безопасности, правилами технической эксплуатации и другими нормативно-методическими документами.

В настоящих нормах, пунты обязательные для использования при проектировании, отмечены знаком Остальные пункты являются рекомендательными.

1.3.    Геологическая часть проекта строительства, реконструкции или технического перевооружения угольного разреза должна содержать геологическое обоснование принимаемых проектных решений по его строительству и эксплуатации.

Внесены научно-исследовательским и проектным институтом угольной промышленности "Центрогипрошахт"


Утверждены Комитетом угольной промышленности Минтопэнерго России протоколом от 08.12.92


Срок введения в действие

I марта 1993г.

1.4.    Проектная мощность разреза определяется с учетом следующих условий:

по количеству товарного угля, определяемому приведением добытой угольной массы (угольные пачки плюс внепластовое и внешнее засорение породой) к нормам качества по зольности, в соответствии с действующими ГОСТами;

потребности в угле;

горно-техническими условиями;

прогноза состояния окружающей среды в результате его деятельности;

горно-геологических условий;

промышленных запасов угля;

минимального срока службы разреза.

1.5,    Срок службы разреза определять исходя из его Устинов ленной мощности, промышленных запасов угля, развития горных работ и с учетом добытого угля при развитии и затухании добычи.

На участках с ограниченными запасами допускается меньший срок службы, но не менее срока амортизации основного•горного и транспортного оборудования и с соответствующим тех-нико-зкономическим обоснованием.

и 1.6. При проектировании строительства разрезов, их реконструкции или технического перевооружения предусматривать затраты не полный комплекс природоохранительных мероприятий согласно действующим ГОСТам, СНиПам, отраслевым инструкциям и т.д.

1.7. Предусматривать механизацию вспомогательных работ,

1.7Л. Количество вспомогательного оборудования принимать по видам работ расчетами, номенклатуру оборудования -по типовым технологическим схемам.

1.7.2. Количество бульдозеров в разрезах принимать из расчета:

при применении одноковшовых экскаваторов с ковшом вместимостью 8м3 и более, роторных экскаваторов теоретической

b

производительностью 1000м3/ч и более - один рабочий бульдозер на каждый экскаватор;

при меньшей мощности экскаватора - 0,5 бульдозера на каждую машину;

при применении роторных экскаваторов с теоретической производительностью 5000мэ/ч и более, одноковшовых экскаваторов вместимостью ковша 35-40мэ и более - два бульдозера на каждую списочную машину.

1.8.    Режим работы разрезов на добычных и вскрышных работах (число рабочих дней в году, количество и продолжительность рабочих смен), фонд времени и режим работы рабочих определяются заданием на проектирование.

1.9.    Численность рабочих, инженерно-технических работников и служащих определяется расчетом.

2. ЗАПАСЫ ПОД ей PA3PE30S

и 2.1. Проектирование строительства и реконструкции угольных и сланцевых разрезов должно производиться в соответствии с законом Российской Федерации "0 недрах" и соответствующими законодательными актами Российской Федерации и республик в ее составе, связанными с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха.

я 2*2. Проектирование производится на геологических материалах, представляемых заказчиком, на любой стадии геологического изучения месторождения после государственной экспертизы запасов.

6 случае предоставления заказчику лицензии на право одновременного геологического изучения и добычи угля проектирование шахт может производиться до проведения государственной экспертизы запасов.

3. ВСКШГИЕ ПОЛНЯ РАЗРЫЗОЬ

3.1# Объем горно-капитальных работ и параметры вскрывающих выработок определяются из условия подготовки нормативного запаса готового к выемке угля и обеспечения используемого

б

оборудования площадками, необходимыми для выполнения требований ЕГ1Б и ПТЭ как при строительстве, так и при эксплуатации.

3.2.    Готовые к выемке запасы должны быть не менее:

при круглогодовом режиме вскрышных работ и транспортной системе разработки - двухмесячной производительности разреза на планируемый год;

при круглогодовом режиме вскрышных работ и бестранспортной системе разработки - 15-суточной производительности разреза на планируемый год;

при сезонном ведении вскрышных работ готовые к выемке запасы определяются на период остановки, а их размеры должны обеспечивать добычу угля по проекту до начала производства вскрышных работ.

3.3.    При проходке вскрывающих выработок должно применяться, как правило, оборудование, предусмотренное проектом для эксплуатации. При этом должны максимально использоваться бестранспортные схемы прохедки.

4. СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ

4.1.    Выбор системы разработки следует производить на основе укрупненного технико-экономического сравнения вариантов и при соответствующих горно-геологических условиях, отдавать предпочтение бестранспортной, комбинированной и транспортно-отвальной.

4.2.    Выбор типа оборудования на вскрышных и добычных работах должен производиться на основе анализа горно-технических условий месторождения, принятой системы разработки и обосновываться технико-экономическими расчетами. Рекомендуется принимать более мощное, перспективное оборудование:

многоковшовые экскаваторы производительностью 2500м3/ч и выше;

экскаваторы-мехлопаты о ковшом емкостью 10м3 и выше;

экскаваторы-драглайны с ковшом емкостью 20м3 и выше.

7

4.3.    Для экскаваторов непрерывного действия должен применяться, как правило, непрерывный вид транспорта (конвейерный, гидротранспорт) или железнодорожный, дето должно определяться на основании технико-экономических расчетов по вариантам.

4.4.    Часовую и сменую производительность одноковшовых экскаваторов следует определять по ’’Единым нормам выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности. Экскавация и транспортирование. Часть Ш" (Госкомтруд СССР, 1979г.) с дополнением к ним 1986 года и "Единым нормам выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности. Часть 2" (Госкомтруд СССР, 1989 г.), а многоковшовых экскаваторов - ^Инструкции по расчету норматива эксплуатационной производительности экскаьаторов и комплексов машин непрерывного действия” (УкрНИИпроект, I960 г.).

4.Ь. Количество дней простоев экскаваторов по климатическим условиям для районов месторождений принимать по табл. 4.1.

Районы месторождения

При круглогодовой работе

При сезонной работе

Северные

Средние

: Северные Г

Средние

10

7

: к

.о .

4

К северным

относятся

районы, расположенные

севернее

линии Свердловек-Кемерово-Черемхово-Благовещенск-Хабаровск--о.Сахалин. Остальные месторождения относятся к средним районам.

4.6. Среднегодовое число дней ремонтов экскаваторов следует определять исходя из нормативных межремонтных сроков по "Нормативам расчета в проектах межремонтных сроков, продолжительности и трудоемкости ремонтов и обслуживания основного оборудования шахт, разрезов и ОФ" (Гипрошахт, 1963 г.).

4.7.    Количество экскаваторов определять:

на вскрышных и отвальных работах - исходя из годовой производительности экскаваторов и годового объема работ;

на добычных работах - исходя из суточной производительности экскаватора в зимнее время и суточного объема работ•

4.8.    Элементы системы разработки следует определять проектом на основании требований "Единых правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом* (Госгортехнадзор СССР, 1968 г.), "Правил технической эксплуатации при разработке угольных и сланцевых место-роядений открытым, способом" (Минуглепром СССР, 1971 г.) и с использованием "Типовых технологических схем ведения горных работ на угольных разрезах" (НИИОГР, 1978 г.).

4.9.    При транспортной системе разработки следует ориентироваться на установку на горизонте не более 2-х экскаваторов, работающих на один выезд.

4.10.    3 необходимых случаях при разработке вскрышных пород и крепких углей предусматривать предварительное их рыхление.

4.11 Предусматривать максимальную механизацию вспомогательных работ. Номенклатуру и количество вспомогательного о£чругздания принимать по видам работ расчетами.

Количество бульдозеров для вспомогательных работ в разрезах приникать из расчета:

при применении одноковшовых экскаваторов с ковшом емкостью 6м3 и более, роторных с теоретической производительностью 1250м3/ч и более - один рабочий бульдозер на каждый рабочий экскаватор;

при Применении экскаваторов меньшей мощности - 0,5 бульдозера на каждый рабочий экскаватор;

при применении роторных экскаваторов с теоретической производительностью более ЬОООм^/ч при транспортно-отвальной системе- разработки - два рабочих бульдозера на каждый списочный комплекс.

9.

5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ

5.1. Выбор вида карьерного транспорта, транспортных средств и элементов транспортных коммуникаций следует производить на основании технико-экономического сравнения вариантов с обязательным рассмотрением новых видов транспорта - конвейерного, канатно-подвесного, трубопроводного, гидравлического и других непрерывных и новых специализированных видов транспорта, наряду с традиционными - железнодорожным и автомобильным видами транспорта.

Железнодорожный транспорт

к 5.2. Строительные нормы настоящего раздела распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих технологических железнодорожных путей колеи 1520мм горнодобывающих предприятий с открытым способом разработки по позициям, отличающимся от положений СНиП 2.05.07-91 "Промышленный транспорт”.

При проектировании железнодорожных путей в пределах промышленных площадок учитывать требования, изложенные в СНиП П-89-80 "Генеральные планы промышленных предприятий”.

При проектировании железнодорожных путей разреза, где обращается подвижной состав МПС, следует пользоваться техническими условиями, типовыми проектами и другими материалами МПС РФ, Министерства транспорта РФ, Госстроя России.

* 5.3. Категория ж.д.путей определяется по годовой грузонапряженности брутто. К путям I категории относятся пути с грузонапряженностью более 25 млн.т, П категории - грузонапряженностью от 10 до 25 млн.т и Ш категории - грузонапряженностью до 1C млн.т брутто.

Цри определении категорийности технологических путей учитывать перспективу увеличения грузонапряженности б ближайшие 5-8 лет, считая от момента ввода путей в эксплуатацию.