Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

113 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ содержит основные сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, складывающейся в условиях развивающихся рыночных отношений, общие методические положения по определению стоимости строительства на всех стадиях разработки предпроектной и проектно-сметной документации для строительства, а также по расчетам за строительную продукцию.

 Скачать PDF

Заменен МДС 81-1.99 "Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации"

Утрачивают силу : "Методические указания по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сводных сметных расчетов и смет", утвержденные Госстроем СССР 12.04.84 № 17-Д, а также методические рекомендации, сообщенные письмами Госкомархстроя РСФСР от 23.09.91 № Ц-60/12 и Минархстроя РФ от 17.01.92 № БФ-39/12.

Оглавление

1. Общие сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений

     1.1 Общие положения

     1.2 Виды сметных нормативов и основы новой системы нормативов

2. Общие положения по определению стоимости строительства

     2.1 Основания для определения стоимости, классификация строительной продукции и виды сметной документации

     2.2 Основные положения системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях рыночных отношений и методы определения сметной стоимости

     2.3 Автоматизация выпуска смет

3. Рекомендуемый порядок составления сметной документации на строительство

     3.1 Локальные сметные расчеты

     3.2 Объектные сметные расчеты (сметы)

     3.3 Порядок составления сметных расчетов на отдельные виды затрат

     3.4 Порядок определения стоимости оборудования, мебели и инвентаря в составе сметных расчетов и смет

     3.5 Сводный сметный расчет стоимости строительства

     3.6 Принципы определения долевого участия в строительстве

4. Рекомендуемый порядок определения стоимости строительства в составе предпроектных проработок

5. Порядок формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию

6.Рекомендуемый порядок расчетов за выполненные работы

7. Порядок экспертизы и утверждения сметной документации

Приложения

 
Дата введения01.04.1994
Добавлен в базу21.05.2015
Завершение срока действия01.07.1999
Актуализация01.01.2019

Этот документ находится в:

Организации:

29.12.1993УтвержденГосстрой России12-349
ИзданТипография ИНПА1994 г.
РазработанГлавное управление ценообразования, сметных норм и расхода строительных материалов Госстроя России
РазработанЦНИИЭУС Госстроя России

Procedure for Determining Construction Costs and Free-Market (Contract) Prices for Construction Products under the Conditions of the Evolving Market Economy

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России)

ПОРЯДОК

определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений


Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России)

ПОРЯДОК

определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений

Введен в действие с 1 апреля 1994г. письмом Госстроя России от 29 декабря 1993г. N 12-349

Москва 1994

10

2.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

2.1. Основания для определения стоимости, классификация строительной продукции и виды сметной документации

2.1.1.    Стоимость строительство (реконструкции, расширения и технического перевооружения) предприятий, зданий и сооружений® - это сумма денежных средств, требующихся для его осуществления. Она определяется в составе предлроектных проработок (ТЭО строительства).

Сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений - это сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектными материалами.

Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию [3], расчетое за выполненные подрядные (строительно-монтажные) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке егс на стройки, э также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом. На основе сметной документации осуществляются также учет и отчетность, хозяйственный расчет и оценка деятельности строительно-монтажных организаций и заказчиков. Исходя из сметной стоимости определяется в установленном порядке балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов по построенным предприятиям зданиям и сооружениям.

2.1.2.    Основанием для определения сметной стоимости строительства служат:

•    проект и рабочая документация (РД), включая чертежи ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости на оборудование, основные решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства, а также пояснительные записки к проектным материалам.

•    действующие сметные (в том числе ресурсные) нормативы, а также отпускные цены на оборудование, мебель и инвентарь,

•    отдельные, относящиеся к соответствующей стройке, решения центральных и других органов государственного управления.

В случае, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной (нормативно-информационной) базе, а также для специализированных строек (в том числе линейных), в составе проекта могут составляться по произвольной форме индивидуальные сметные нормы.

2.1.3.    Формы сметной документации позволяют составлять ее в определенной последовательности, постепенно переходя от мелких к более крупным элементам строительства, представляющим собой вид работ

® 'Строительство новы*, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений' в дальнейшем именуются 'строительство предприятий, зданий и сооружений*.

11

(затрат) - объект - пусковой комплекс - очередь строительства -строительство (стройка) в целом.

Применительно к составлению сметной документации объектом строительства является отдельно стоящее здание (производственный корпус или цех, склад, вокзал, овощехранилище, жилой дом, клуб и т.п.) или сооружение (мост, тоннель, платформа, плотина и т.п.) со всеми относящимися к нему обустройствами (галереями, эстакадами и т.п.), оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными устройствами, а также, при необходимости, с прилегающими к нему инженерными сетями и общеплощадочными работами (вертикальная планировка, благоустройство, озеленение и т.п.).

Если на строительной площадке по проекту возводится только один объект основного назначения, без строительства подсобных и вспомогательных объектов (например: з промышленности - здание цеха основного назначения; на транспорте - здание железнодорожного вокзала; в жилищно-гражданском строительстве - жилой дом, театр, здание школы и т.п.), то понятие 'объект' может совпадать с понятием 'стройка'.

Пусковой комплекс * группа объектов (или их частей) основного производственного и вспомогательного назначения, энергетического, транспортного и складского хозяйства, связи, внутри площадочных инженерных коммуникаций, благоустройсгв и других объектов, являющихся частью стройки или ее очереди, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом, и нормальные условия труда для обслуживающего персонала согласно действующим нормам.

Очередь строительства - часть строительства, состоящая из группы зданий, сооружений и устройств, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом. Может состоять из одного или нескольких пусковых комплексов.

Стройка - совокупность зданий и сооружений различного назначения, строительство, расширение или реконструкция которых осуществляется, как правило, по единой проектно-сметной документации в объеме, определенном сводным сметным расчетом или сводкой затрат.

2.1.4.    Сметная стоимость строительства в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций подразделяется по следующим элементам;

•    строительные работы;

•    работы по монтажу оборудования (монтажные работы);

•    затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря.

•    прочие затраты.

2.1.5.    Для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства, сводок затрат и др.

12

Локальные сметы являются первичными сметными документами и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации (РД) или рабочих чертежей.

Локальные сметные расчеты составляются также на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или на общеплощадочные работы в тех случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определились и подлежат уточнению, как правило, на основании РД.

Объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет и являются сметными документами, на основе которых формируются свободные (договорные) цены на строительную продукцию.

Объектные сметные расчеты объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных сметных расчетов и локальных смет и подлежат уточнению, как правило, на основе РД.

Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в тех случаях, когда требуется определить, как правило, в целом по стройке размер (лимит) средств, необходимых для возмещения тех затрат, которые не учтены сметными нормативами (например: компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных правительственными решениями, и т.п.).

Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат.

Сводка затрат - это сметный документ, определяющий стоимость строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей в случаях, когда наряду с объектами производственного назначения составляется проектно-сметная документация на объекты жилищно-гражданского и другого назначения. Она составляется по форме N 2, приведенной в при л. 2 к настоящему Порядку.

2.1.6. Одновременно со сметной документацией по желанию пользователя в составе проекта и РД могут разрабатываться ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, и ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей среды.

Ведомость сметной стоимости объектов, входящих в пусковой комплекс, составляется по форме N 6, приведенной в прнл.2 к настоящему Порядку, в том случае, когда строительство и ввод в эксплуатацию предприятия, здания и сооружения предусматривается осуществлять отдельными пусковыми комплексами. Эта ведомость включает в себя сметную стоимость входящих в состав пускового комплекса объектов, а также общеплощадочных работ и затрат.

Ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды составляется в том случае, когда при строительстве предприятия, здания и сооружения предусматривается осуществлять мероприятия по охране окружающей природной среды.

13

Зедомость может составляться по форме N 8. приведенной в прил.2 к настоящему Порядку. При этом в ней, как правило, сохраняется нумерация объектов и работ, принятая в сводном сметном расчете. В ведомость включается только сметная стоимость объектов и работ, непосредственно относящихся к природоохранным мероприятиям.

2.2.Основные положения системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве а условиях рыночных отношений и методы определения сметиой стоимости

2.2.1.    В условиях рыночных отношений оценка строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком на равноправной основе в процессе заключения договора подряда (контракта) на строительство или капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений1.

Для оценки этой стоимости в ходе подготовки предложений по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию рекомендуется составлять:

•    при разработке предпроектной или проектно-сметной документации по заказу инвесторов - ИНВЕСТОРСКИЕ СМЕТЫ (РАСЧЕТЫ, КАЛЬКУЛЯЦИИ ИЗДЕРЖЕК) [4];

•    при подготовке заключаемого договора, в том числе при

подрядных торгах2 на основании передаваемой инвестором ТЕНДЕРНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ [5].    - РАСЧЕТЫ (СМЕТЫ, КАЛЬКУЛЯЦИИ

ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА) ПОДРЯДЧИКА [6].

Сметы (расчеты) инвестора и подрядчика могут составляться различными методами, выбор которых осуществляется в каждом конкретном случав в зависимости от договорных условий и общей экономической ситуации.

2.2.2.    Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляется следующая документация:

в составе проекта -

•    сводный сметный расчет стоимости строительства и (при необходимости) сводка затрат:

•    объектные и локальные сметные расчеты;

•    сметные расчеты на отдельные виды затрат (в т.ч. на проектные и изыскательские работы);

в составе рабочей документации (РД) - объектные и локальные сметы.

14

2.2.3.    При составлении сметной документации рекомендуется использовать сметно-нормативную (нормативно-информационную) базу, введенную в действие с 1 января 1991 г. и уточняемую в последующем под методическим руководством Госстроя России.

Стоимость строительства в сметной документации инвестора рекомендуется приводить в двух уровнях цен:.

•    в БАЗИСНОМ (ПОСТОЯННОМ) УРОВНЕ [2]. определяемом на основе действующих сметных норм и цен;

•    в ТЕКУЩЕМ [7J или ПРОГНОЗНОМ УРОВНЕ [8]. определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.

Стоимость строительства в текущем уровне цен в документации заказчика может носить предварительный характер и использоваться при принятии решения о целесообразности строительства.

2.2.4.    Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса в текущем (прогнозном) уровне цен рекомендуется использовать систему текущих и прогнозных ИНДЕКСОВ [9J. дифференцированную по элементам технологической структуры капитальных вложений и по уровню укрупнения строительной продукции. Подробные положения по указанным индексам приведены в Методических рекомендациях (письмо Госстроя России от 31.05.93 N 12-133) (5)11.

2.2.5.    Расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика в тех случаях, когда возникает необходимость обоснования для заказчика свободной (договорной) цены на строительную продукцию, рекомендуется составлять в текущем (прогнозном) уровне с использованием согласованных данных об объемах работ и потребности в ресурсах, содержащихся в документах инвестора. При этом учитываются экономические связи и цены, сложившиеся для данной подрядной организации.

2.2.6.    Сметная документация составляется с учетом информации о текущем изменении цен на различные применяемые в строительстве ресурсы. Эта информация может быть получена на договорной основе в РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (РЦЦС) [10] и органах государственной статистики. Публикуемая в различных информационных материалах32 и основанная на оперативном отслеживании и регистрации цен, она базируется на материалах первичного бухгалтерского учета подрядных строительно-монтажных организаций и фирм, оказывающих услуги, биржевых сведений, статистической отчетности, а также результатах специальных статистических наблюдений, организуемых РЦЦС самостоятельно или совместно с местными органами статистики.

2.2.7.    При составлении смет (расчетов) инвестора и подрядчика на альтернативной основе могут применяться следующие методы определения стоимости:

•    ресурсный;

15

•    ресурсно-индексный;

•    базисно-индексный;

•    базисно-компенсационный;

•    на основе банка    данных о стоимости ранее

построенных или запроектированных объектов-аналогов.

2.2.8.    Ресурсный метод определения - это калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях (в том числе вспомогательных, применяемых в процессе производства работ), данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников.

Ресурсный метод, который в условиях рынка приобретает приоритетное значение, применяется в соответствии с положениями, изложенными в разделе 3 настоящего Порядка и в Методических рекомендациях (письмо Минстроя России от 10.11.92 N БФ-926/12) (4).

2.2.9.    Ресурсно-индексный метод * это сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве.

Из множества возможных разновидностей данного метода рекомендуется к применению метод определения сметной стоимости строительства на базе показателей на отдельные виды работ (ПВР) (письмо Госстроя России от 04.06.93 N 12-146) (6).

2.2.10.    Базисно-индексный метод определения стоимости строительства основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне или в текущем уровне предшествующего периода. Приведение в уровень текущих (прогнозных) цен производится путем перемножения базисной стоимости по строкам сметы и каждому из элементов технологической структуры капитальных вложений на соответствующий индекс по отрасли (подотрасли), виду работ с последующим суммированием итогов сметного документа по соответствующим графам. Принципы использования данного метода приведены в Методических рекомендациях (письмо Госстроя России от 31.05.93 N12-133) (5).

2.2.11.    Базисно-компенсационный метод - это суммирование стоимости, исчисленной в базисном уровне сметных цен, и определяемых расчетами дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.), с уточнением этих расчетов в процессе строительства в зависимости от реальных изменений цен и тарифов.

2.2.12.    Метод применения банков данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов - это использование стоимостных данных по зданиям и сооружениям, аналогичным проектируемому в данный момент.

Порядок определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений /Госстрой России, 1994.- 112 с.

Настоящий Порядок содержит основные сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, складывающейся в условиях развивающихся рыночных отношений, общие методические положения по определению стоимости строительства на всех стадиях разработки предпроектной и проектно-сметной документации для строительства, а также по расчетам за строительную продукцию.

РАЗРАБОТАН и ПОДГОТОВЛЕН Главным управлением ценообразования, сметных норм и расхода строительных материалов (Главценообразованием) Госстроя России (инженеры Т.Е.Кочергина. Л.Н.Крылов, В.И.Кузнецов, В.Н.Маланов, Е.А.Мурашкина, В.К.Одинцов. Р.Х.Раззакова, В.А.Ротонов, В.А.Степанов, Н.М.Степченкова, В.П.Талу, Г.П.Шпунт} и Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления строительством (ЦНИИЭУС) Госстроя России (канд.экон.наук А.Р.Бочарова, канд.техн.наук В.М.Дидковский, канд.экон.наук А.А.Солин)

Предназначен для широкого круга специалистов.

Перепечатка и размножение без разрешения Госстроя России не допускается

Подписано к печати 18.С4»-9А Формат 60x84 I/I6    Ротапринт

Иэд. № 4977 Уч.-иэд.п. 8,7 Усл.печ.л. 6,5 Усл.кр.-отт. 6,8 Тираж 2000

3

Настоящий Порядок разработан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для строительства, осуществляемого на ее территории силами российских организаций 1, и содержит основные сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, которая складывается в Российской Федерации в рамках проводимой экономической реформы и в условиях развивающихся рыночных отношений, общие методические положения по определению стоимости строительства на всех стадиях разработки предпроектной и проектно-сметной документации, составлению сметных расчетов (смет), формированию свободных (договорных) цен на строительную продукцию, рекомендации по проведению расчетов за выполненные подрядные работы. а также по использованию автоматизированных систем в указанной сфере, функционирующих на компьютерной основе.

В Порядке приведены формы сметных документов и свободных (договорных) цон на строительную продукцию, терминологический словарь понятий, используемых в системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве для условий рынка, перечень действующего российского законодательства, в соответствии с которым ведется определение стоимости строительства.

Порядок носит рекомендательный характер. Положения, приведенные 8 нем, распространяются на предприятия и организации, осуществляющие капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, независимо от их принадлежности и форм собственности.

Министерства и другие центральные органы федеральной исполнительной власти, местная администрация республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, акционерные общества, строительные концерны, корпорации и ассоциации в соответствии с предоставленными им правами могут с уметом положений настоящего Порядка разрабатывать соответствующие методические документы по определению стоимости строительства, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства и видов строительства, а также региональные особенности, и

1 Особенности определения стоимости строительства, ведущегося в России с участием инофирм, отражены в "Порядке определения сметной стоимости строительстве, осущеовляемого на территории Российской Федерации с участием иностранных фирм", введенном в действие письмом Госстроя России и МВЭС России от 23.02.94 N 12-28.

4

применять их по согласованию с другими участниками инвестиционного процесса.

В Порядке учтены положения, получившие отражение в методических документах, выпущенных Минстроем России в 1992 году и Госстроем России в 1993 году, в том числе и в Основных положениях (концепции) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений (письма Госстроя России от 22.10.93 N БЕ-19-21/12 и от 03.11.93 N 12-270), а также опыт, накопленный в 1991-1993 годах в их практическом применении.

Замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию Порядка целесообразно направлять по адресу:

103828, Москва. Георгиевский пер.,2, Главценообразования Госстроя России.

В связи с введением в действие с 01.04.94 настоящего Порядка утрачивают силу ’Методические указания по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сводных сметных расчетов и смет", утвержденные Госстроем СССР 12.04.84 N 17-Д, а также методические рекомендации, сообщенные письмами Госкомархстроя РСФСР от 23.09.91 N Ц-60/12 и Минархстроя Российской Федерации от 17.01.92 N БФ-39/12.

5

1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Общие положения

1.1.1.    Действующая системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя строительные нормы и правила - часть 4 СНиП "Сметные нормы и правила" и другие сметные нормативные документы2, необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат для определения сметной стоимости строительства и реконструкции зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий всех отраслей народного хозяйства.

1.1.2.    Часть 4 СНиП "Сметные нормы и правила" входит в 'Перечень нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской Федерации', утвержденный приказом Минстроя России от 04.06.92 N 135. Входящие в часть 4 СНиП сметные нормативы используются на территории Российской Федерации в качестве справочных материалов.

1.1.3.    Сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребнбсти в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

Главнаа функция сметных норм - определить нормативное количество ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Сметные нормы могут быть использованы для определения потребности в затратах труда, строительных машинах, материалах, изделиях и конструкциях при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).

Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненность, загазованность, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (безводность, высокогорность и др.) - к сметным нормам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к сборникам нормативов.

Правила определения стоимости отдельных видов работ приводятся в технических частях соответствующих сборников сметных норм.

^Сметные нормативные документы в дальнейшем именуются 'сметные нормативы’.

6

1.2. Виды сметных нормативов и основы новой системы

нормативов

1.2.1.    Сметные нормативы подразделяются на следующие

виды:

•    федеральные;

•    ведомственные;

•    региональные (местные);

•    собственная нормативная база пользователя.

В совокупности с частью 4 СНиП "Сметные нормы и правила", содержащей в своем составе основные правила разработки и применения сметных нормативов, а также определения сметной    стоимости

строительства, все    сметные    нормативы    образуют    систему

ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

Все вместе федеральные, ведомственные и региональные (местные) сметные нормативы, а также собственная нормативная база пользователей образуют СМЕТНО-НОРМАТИВНУЮ (НОРМАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННУЮ) БАЗУ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ [1]3, приведенную в табл.1 (см. в конце настоящего раздела).

1.2.2.    К федеральным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав строительных норм и правил (СНиП) и вводимые в действие Госстроем России. Они применяются при определении стоимости строительства, осуществляемого в различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации.

К ведомственным (отраслевым) сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие министерствами и другими органами федерального управления для производственного строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли и, как правило, в отдельных районах (угольных бассейнах, объединениях, отдельных стройках и т.п.), для которых они разработаны. Эти нормативы не должны противоречить федеральным сметным нормативам или дублировать их.

К региональным (местным) сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие органами государственного управления и местной администрации республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга для строительства, как правило, объектов жилищно-гражданского назначения. осуществляемого на территории ссответствующего региона. Эти нормативы не должны противоречить федеральным сметным нормативам или дублировать их.

К собственной нормативной базе пользователей относятся индивидуальные сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации - исполнителя работ. Как правило, 5

7

эта нормативная база основывается на нормативах федерального, ведомственного или регионального уровня.

1.2.3. Все сметные нормативы, как это видно из системы, приведенной в табл. 1, подразделяются на элементные и укрупненные.

К элементным сметным нормативам относятся:

•    элементные сметные нормы и цены БАЗИСНОГО УРОВНЯ [2]6 на виды ресурсов, в гом числе Сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91), Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-91). Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства (СНиП 4.04-91) и другие;

•    элементные сметные нормы и расценки на виды работ, в том числе сборники сметных норм и расценок на строительные работы (СНиР-91 или СНиП 4.02-91, СНиП 4.05-91) вместе с Общими положениями по их применению, сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтаж оборудования и специальные строительные работы вместе с Общими положениями по их применению, сборники сметных норм и расценок на ремонтно-строительные работы (СНиР-91)7 и другие.8 9

К укрупненным сметным нормативам относятся:

•    сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ, а также укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства, приведенные в Методических рекомендациях (письмо Минстроя России от 30.10.92 N БФ-907/12) (2)^, рекомендуемый общеотраслевой норматив сметной прибыли, приведенный в Методических рекомендациях (письмо Минстроя России от 30.10.92 N БФ-906/12) (I)8, Сборник сметных норм затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (СНиП 4.07-91), Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (СНиП 4.09-91) и другие;

•    укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС), укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР) . сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР). укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства, сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ), сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ) и другие.

название документов В круглых скобках - номер документа, на который дается ссылка в данном приложен»**.


Приложение к разделу 1 Порядка

Таблица I

С

СМЕТНО-НОРМАТИВНАЯ (НОРМАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ) БАЗА СИСТЕМЫ ЦДНООКРАЯОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Дёаелальлы! 1оЪшшо.спу6м*жмксжма) *ЛПЙГ

Федеральные сметные нормативы, вводимые в действие Госстроем России и входящие в часть 4 СНиП ’Сметные нормы и правила*

Сборники смет-ныв норм и расценок на строительные работы (СНиР-91) СНиП 4.02-91 СНиП 4.05-91*

Общие положе-ния по применению сметных норм и расценок на строительные работы

СНиП 4.02-91*

Сборники ре сур -смых сметных норм (РСН) на монтаж оборудована и на специальные строи-твльные работы

ЖЯЮТЧМожо-

ния по применению сборников РСН на выполнение строительно-монтажиызуюбо^

{бборниюГ рвсцё 1 |Н0К на монтаж i •оборудования • 'СНиП 4.06-91

ббщйв положв” ния по примене

нию расценок на I монтаж обо рудо-

СНиП 4.06-91 J

i Нормы заготовй-- 7 • тельно-складских • IgecxpflOB_____J

норма ги-

! Укрупненные "по-" I казатели стои-Iмости строите-•яьства (УПСС); [укрупненные Iсметные нормы • (УСИ) иа здания, [сооружения, конструкции и виды Iработ; прейску-'ранты на строительство зданий |И сооружений •(ПРЗС): укруп-•ненные расцен-

[™_(УР1______

Сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и админист-ратинных зданий

|Р№мен!ньФ см&ТнИ| Eggraraggffftg нормативы    ]

Элементные сметные нормы и цены базисного уровня

Элементные сметные нормы и расценки на виды работ


Сборник смет-ных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин СНиП 4.03-91

Нормативы смеж-ных систем ценообразова-

Сметные нормативы.

выраженные в

процентах

Укрупненные сметные нормативы и показатели

Нормативы наклад ных расходов по видам строительных и монтажных работ

Укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УБПС)

Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства

укрупненные покаэатегм базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР)

Общеотрас левой норматив сметной прибыли

Сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР)

Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время

СН»41 4.07-91

Укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные пока-зато/ч ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства

(Хориик сметных

норм затрат на строительство временных зданий и сооружений СНиП 4.09-91

Сборник смет-ных цен на материалы. изделия и конструкции (в 2-х томах и 5 частях. ■ т.ч. для строительства в районах Крайнего Севера и отдельных местностях. прирав менных к ним) СНиП 4.04-91

иых цен на перевозки грузов для строите/ь-ства

CHvrfl 4.04-91

Свободные (рыночные) и регулируемые цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения и услуги


Пунктиром показаны нормативы, действующие на протяжен**» переходного периода.

9


итраслооон (ведомственныА) уровень

[Ведомственные (отраслевые) сметные нормативы, вводимые в действие 1 [министерствами и другими органами федерального управления |

Нормативы смежных систем ценообразования

Районные (по |

элементные сме-

укрупненные ресур-


единениям, от-1 дельным строй-| кем и т.п.) сметные цены на материалы, изделия и кон-ст^лсции^^^


специальные работы (рестаара-циомные^тлт^^


Районные (no Ьас^ сеймам,объединены. отдельным стройкам и т.п.) ресурсные нормы на специальные боты


(УРН) и укрупненные показате/н ресурсов (УПР) по отдельным видам производственного спцоительства


[Укрупненные пока-[затели стоимости ■строительства '(УПСС); утрулнен-[ные сметные нор-|мы (УСИ) на зда-■ния. сооружения.

[ конструкции и виде робот: прейску-■ ранты на строительство зданий [и сооружений 1<ПРЗС); укруп-■менныо расцен-[ки (УР) на строительство объектов произведет-'венного назначе-


См<пные нормы затрат на оборудование и инвентарь производственных зданий


Региональные (местные) сметные нормативы, вводимые в действие органами государственного управления и местной администрации республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, юродов Москвы и Санкт-Петербурга


Зональные сметные цены на местные строительные материалы, изделия и конструкции (региональные каталоги базовых цен)


Элементные сме-тныо нормы на специальные работы (реставрационные и т.п.) с применением местных строительных материалов


^крулнвины?рвсу-рсные нормативы и показатели ресурсов по объектам килищио-гражданского назначения


ныв нормативы на строительство объектов жилищно-гражданского назначения


Свободные (рь.

ночные) и регулируемые цпиы и тарифы на продукцию производственно-технического назначения и услуги


Свободные (ры-ночные) и регулируемые цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения и


[{Индивидуель- ] ■ные сметные Пцены на мест- 1 ные и привозимым строительные материалы ■изделия и кон-

Индивидуальные ресурсные нормативы на отдельные виды работ, учитывающие реальные условия деятельности конкретного исполнителя работ.

И н дивид уальные нормы накладных расходов и сметной прибыли для конкретной организации

Укрупненные ресурсные нормативы и показатели ресурсов, учитывающие реальные условия деятельности конкретного исполнителя работ

Свободные (рыночные) и регулируемые цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения и услуги

фирменные смет-ные нормы (ФСН)


1

   8 дальнейшем именуется 'договор подряда'.

Равные права субъектам инвестиционной деятельности предоставлены Законом Российской Федерации ’Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации*. В пртм.4 к настоящему Порядку ‘Перечень действующего законодательства, в соответствии с которым ведется определение сто^ости строительства* на этот закон и другие законодательные акты имеются соответствующие ссылки.

2

   Подрядные торги осуществляются в соответствии с ‘Положением о подрядных торгах в Российской Федерации’, утвержденным распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России от 13.04.93 N660-P/18-7.

3

’ Полное название см. л рил. 3 к настоящему Порядку.

12 См.Методические рекомендации (письмо Госстроя России от 31.05.93 N 12-133 (5). о.1.7)

4

Типография ИНПА II7949, Москва, ул.Б.Якиманка, 38а

5

В лрил. 1 к настоящему Порядку приведен "Терм**юлогический словарь понятий, действующих е системе ценообразования и сметного нормирования а строительстве для условий развития рыночных отношений", где даны пояснения к эпм понятиям. В квадратных скобках - порядковый номер термина в прим. 1. на который дается ссылка в тексте Порядка.

6

* БАЗИСНЫЙ УРОВЕНЬ СТОИМОСТИ • см. прим. 1 "Терминологический словарь*.

7

   Сборники сметных норм и расценок на ремонтно-строительные работы (СНиР-91) с N 51 no N 69 утверждены приказом Минстроя России от 23.07.92 N 176.

8

   Допускается по согласованию сторон, заключающих договор (контракт) на капитальное строительство, применение базы. введенной в действие с 1 января 1984 г (в т.ч. ЭСН-84. ЕРЕР-84 и РМО-84).

9

Шорники смет -ных норм и расценок на ремонтно-строительные работы (СНиР-91)