Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

32 страницы

300.00 ₽

Купить ОСТ 35-10-80 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на проектирование и производство строительных работ по сооружению земляного полотна железных и автомобильных дорог и устанавливает общие требования безопасности труда для всех стадий производства работ строительными организациями.

 Скачать PDF

Нет в указателе

С 30.06.2003 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" прекратил действие Закон РФ от 10.06.1993 N 5154-1 "О стандартизации", который причислял стандарты отраслей к нормативным документам по стандартизации. В 184-ФЗ не предусмотрена отраслевая стандартизация, осуществляемая федеральными органами исполнительной власти. В нем установлены только два уровня стандартизации (ст. ст. 13 - 17):

- национальная стандартизация, закрепленная за национальным органом РФ по стандартизации (Ростехрегулированием);

- стандартизация на уровне организаций, проводимая коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями и объединениями юридических лиц.

Более того, в п. 3 ст. 4 184-ФЗ специально отмечено, что федеральные органы исполнительной власти, к которым относятся и разработчики отраслевых стандартов) вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.

После завершения переходного периода в 7 лет (п.7 ст. 46) с 30.06.2003г. (с 30.06.2010 г.) на территории РФ в сфере техрегулирования и стандартизации в т.ч. имеют право на хождение только указанные в законе документы. Отраслевых стандартов в числе таких документов нет.

Ростехрегулирование на своем официальном сайте разъясняет, что пути легитимизации отраслевых нормативных документов (ОСТ, ТУ, РД и др.) по установившейся практике выбирают сами отрасли, перерабатывая эти документы либо в национальные стандарты (ГОСТ или ГОСТ Р), либо в стандарты организаций. Специальными актами на федеральном уровне отраслевые стандарты отменяться не будут.

Оглавление

1. Общие положения

2. Требования к технологическим процессам

     Подготовительные работы

     Основные земляные работы

     Планировка и уплотнение земляного полотна

     Укрепительные работы

3. Требования к производственным площадкам

4. Требования к организации рабочих мест

5. Требования к персоналу, допускаемому к участию в производственном процессе

6. Требования к применению средств защиты работающих

7. Методы контроля выполнения требований безопасности

 
Дата введения01.01.1981
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия30.06.2003
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

11.06.1980УтвержденМинистерство транспортного строительства СССР190
РазработанЦНИИС
РазработанСоюздорНИИ
ПринятЦентральный комитет профсоюза рабочих железодорожного транспорта и транспортного строительства
РазработанВНИИЖГ
ПринятГлавсанупр Министерства путей сообщения СССР
ПринятЦентральный комитет профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог
ПринятОтдел по технике безопасности Минтрансстроя
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

СССР

МИНТРАНССТРОЙ

Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного строительства

аакув»эди»фшмячяцдци^а" чjj.au ■

Индекс темы-

СССР Отраслевой стандарт

Сооружение земляного полотна железных и автомобильных дорог. Требования безопасности.

ОСТ 35-10-80 Москва !в 60.

ОШ.74. Вельская типография.

СССР

ОТРАСЛЕВЫМ СТАНДАРТ

СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ЖЕЛЕЗНЫХ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОСТ 35-10-80

Министерство транспортного строительства


Издание официальное

Москва 1980

Стр. 8. ОСТ 35-10-80

Одновременная работа двух кусторезов на одном участке разрешается отдельными полосами или отводом каждому самостоятельного участка* Расстояние между участками или машинами должно быть не менее 40 м.

Подсобные рабочие, оттаскивающие срезанные деревья и кустарники, должны находиться не ближе 25 м от места работы кустореза.

2.6* Работа грейдер-элеваторов, скреперов, автогрейдеров и грейдеров на участках, где имеются деревья, пни, кусты и крупные камни, до уборки этих препятствий не разрешается*

2*7* При применении взрывного способа корчевания пней, а также при разделке крупных валунов следует руководствоваться "Едиными правилами безопасности при ведении взрывных работ", утвержденными Госгортехнадзором*

Основные земляные работы

2.8* Разработка грунта в выемках, карьерах и сооружение насыпей производятся механизированными комплексами и должны выполнятся в строгом соответствии с проектом производства работ*

Перед началом работ должна быть проверена исправность комплектов машин и механизмов*

2*9* При обнаружении в разрабатываемом грунте крупных кэмней или других предметов, мешающих движению или работе землеройной машины, необходимо ее остановить и удалить препятствие. Если крупные камни находятся на откосах выемок и забоев, землеройную машину необходимо предварительно отвести на безопасное расстояние*

Cip.9 ОСТ 35-10-80

2.Ю. При установке и передвижении строительных машин и механизмов должны быть приняты меры, исключающие возможность их произвольного перемещения и опрокидывания под действием силы тяжести и внешних нагрузок.

2.11.    Путь, по которому продвигается экскаватор в пределах объекта производства работ, должен быть заранее выровнен и спланирован, а на слабых грунтах усилен щитами или настилом.

2.12.    При работе экскаватора запрещается:

-    находиться прд его ковшом или стрелой;

-    менять вылет стрелы при заполненном ковше;

-    подтягивать груз при помощи стрелы;

-    регулировать тормоза при поднятом ковше;

-    производить ремонтные работы и регулировку узлов;

-    производить какие-либо работы со стороны забоя;

-    находиться людям в радиусе действия экскаватора плюс 5 м.

2.13.    При погрузке грунта экскаватором необходимо:

-    ожидающие погрузки транспортные средства разместить за пределами радиуса действия экскаваторного ковша;

-    подъезд автотранспорта под нагрузку осуществлять только

4-

после сигнала машиниста экска№ора;

-    погрузку грунта в транспортные средства производить только со стороны заднего или бокового бортов;

-    нагруженный транспорт отводить только после сигнала машинисв-та экскаватора.

2.I4-. Кабина самосвала должяэ быть перекрыта защитным "козырьком". В случаях отсутствия защитных "козырьков” водитель автосамосвала во время погрузки обязан выходить из кабины.

2.15. Односторонняя или сверхгабаритная загрузка, а также загрузка, превышающая установленную грузоподъемность автосамо-

Стр.ГО. ОСТ 35-10-80

свала, не допускается.

2.16.    Движение автосамосвалов задним ходом к месту погрузки и выгрузки должно быть не более 50 м, при этом нужно подавать звуковые сигналы.

2.17.    При выгрузке грунта из самосвала на насыпи расстояние от оси заднего колеса автосамосвала до бровки естественного откоса насыпи должно быть не менее 2 м.

2.18.    Очищать поднятые кузова автосамосвалов следует только скребками или лопатой с удлиненной рукояткой, обеспечивающей нахождение рабочего в безопасной зоне.

2.19.    При движении автосамосвала па насыпи расстояние от бровки до колеса машины должно быть не менее I м.

2.20.    При отсыпке насыпи автосамосвалами рабочие на земляном полотне должны находиться со стороны водителя машины и не ближе

5 м от зоны развала грунта.

2.21.    Работы под поднятым кузовом автосамосвала разрешается производить только после установки инвентарных упоров.

2.22.    Расстояние между забоем и ближайшей частью одноковшового экскаватора (за исключением рабочего органа) в любом его положении должно составлять не менее I м.

2.23.    При работе драглайна необходимо:

-    не допускать значительных отклонений ковша от направления проекций оси стрелы , которые могут произойти при забрасывании ковша на повороте;

-    если на пути ковша при его заполнении встречаются препятствия, их необходимо обойти или принять меры к их устранению. Запрещается преодолевать препятствия резким рывком ковша.

Cip.II. ОСТ 35-Ю-80

2.24* Прй производстве взрывных работ люди* машины и механизмы должны быть отведаны на безопасное расстояние в соответствии с требованиями "Единых правил безопасности при взрывных работах", утвержденных Госгортехнадзором СССР,

2.25* Во время перерывов в работе независимо от их причин и продолжительности, а также при очистке ковша стрелу экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.

В случае временного прекращения работ или при ремонте экскаватора, последний должен быть перемещен на расстояние не менее 2 м от края открытой выемки или траншеи. При этом следует подложить специальные подкладки с обеих сторон гусениц или колес.

Трапы и лестницы, предназначенные для обслуживания экскаватора, должны всегда содержаться в исправном состоянии.

2.26. При рыхлении мерзлого грунта механическими рыхлителями ударного действия нахождение людей в зоне разлета комьев не допускается.

При рыхлении мерзлого грунта с помощью специального оборудования к кранам или экскаваторам (клин-молот) необходимо соблюдать следующие меры предосторожности: а) окно кабины должно быть защищено металлической сеткой ; б) людям запрещается находиться от места рыхления на расстоянии, ближе указанно в табл.2.

Таблица 2

Масса клин-молота, кг

Высота падения клин-молота,м

Дальность разлета кусков мерзлого грунта,м щ

1500

3,5

40

2500

3,6

50

3500

4.0

60

4000

4.5

65

Схр. 12 ОСТ 35-10-80

2.27.    Рыхление груша трактором-рыхлителем следует производить на первой скорости, а возвращение в исходное положение задним ходом на третьей скорости. На разрешается работа рыхлителем на косогорах с продольным уклоном бола а 25° и поперечным уклоном более

ю°.

2.28.    При возведении насыпи расстояние ох ев бровки до гусеницы (колеса) бульдозеров, авхогрейдеров и скреперов должно быть не менее 0,5 м, а до колеса (гусеницы) автосамосвалов и экскаваторов -не менее I м.

2.29.    При разработке, транспортировании, разгрузке, планировке и уплотнении грунта двумя и более самоходными или прицепными машинами (скреперы, грейдеры, катки, бульдозеры и др.), идущими друг за другом, необходимо соблюдать расстояние между ними не менее 5 м.

2.30.    При сооружении насыпей скреперами должны устраиваться въезды, уклоны которых в грузовом направлении должны быть не более 7°, а в порожнем - не более 26°.

2.31.    Нв разрешается разработка грунта скреперами при движении на подъем или под уклон, с углом наклона более указанного в паспорте машины.

Резание и набор грунта скреперами разрешается производить только на прямолинейном участке, повороты скреперов при наполнении ковша не разрешаются.

2.32.    Сцепка тягача с прицепными механизмами должна быть жесткой и иметь страховочный трос. При сцепке тягача м агрегата с

top.13 ОСТ 35-10-80

гидроприводом между агрегатом и тягачом должен быть предохранительный канат, длина которого меньше длины гибких шлангов гидросистемы,

2*33, Очищать ковш скрепера от налипшего на него грунта разрешается только после полной остановки трактора, применяя для этого лопату или скребок.

При осмотре или ремонте ковша поднятая заслонка должна поддерживаться надежным упором.

Не разрешается разгружать скрепер, двигая его назад под откос.

Не допускается работа скреперов в мокрых глинистых грунтах.

2.34.    Не допускается оставлять самоходный скрепер не заторможенным, с работающим двигателем без водителя, на спуске или подъеме. При вынужденной остановке необходимо затормозить и опустить кввш.

Для буксировки самходного скрепера должен применяться жесткий буксир, закрепленный за оба передних буксирных крюка.

Не допускается проезд людей на подножках, крыльях, раме тягача, в ковше и на раме скрепера.

2.35.    В процессе работы грейдер-элеватора верхний край ленты тра-нспортера должен быть поднят на высоту, обеспечивающую подъезд транспортных средств под транспортер. Зазор между нижней кромкой разгрузочного конца транспортера и уровнем бортов транспортных средств должен быть не менее 0,5 м.

2.36.    При погрузке грунта грейдер-элеватором в автосамосвал в момент приближения кабины автосамосвала к потолку грунта, подаваемого транспортером, последний должен быть выключен,

2.37.    Запрещается работа грейдер-элеватора в следующих случаях:

-    с неисправным механизмом для очистки ленты;

-    с неисправным звуковым сигналом;

Стр.14 ОСТ 35-IG-80

-    в дождливую погоду (кроме работы на песчаных грунтах),

2.38,    Сооружение земляноно полотна второго пути должно произ-водиться в строгом соответствии с "Правилами технической эксплуатации железных дорог СССР” (ПТЭ)", "Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ", "Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Союща ССР" и настоящим стандартом,

2.39,    При сооружении земляного полотна второго пути необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

-    все машины и механизмы, занятые в технологическом процессе, при любом положении ни одной своей частью не должны входить в границы габарита приближений строений (2,45 м от оси действующего пути)

-    стрела экскаватора не должна поворачиваться в сторону действующего пути;

-    после сигнала, поданного сигналистами о подходе поезда, работа машин и механизмов должна быть прекращена, стрела экскаватора повернута вдоль пути, ковш опущен на землю.

2.40,    Руководитель работ перед началом смены обязан проинструктировать рабочих по безопасности производства работ и обеспечению безопасности движения поездов при выполнении сменного задания.

2.41,    Б тех случаях, когла при производстве работ возможно несоблюдение габарита приближений строений, руководитель работ до начала работ должен выставить сигналистов в точном соответствии с "Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Союза ССР",

Снятие сигналов должно производиться только после обеспечения безопасности движения поездов.

Стр.15 ОСТ 35-10-80

2.42.    К строительным организациям, произвдящим работы на вторых путях, должен быть прикомандирован работник дистанции пути

по квалификации не ниже дорожного мастера, в обязанности которого входит проверка правильности ограждения работ, своевременное уведомление о подаче заявок на предупреждение поездам по требованию строительных организаций и об отмене предупреждения.

2.43.    Производить работы на пути, смежном с действующим, разрешается после подтверждения о получении заявки на выдачу предупреждения поездам.

2.44.    При выполнении работ с применением машин на электрифицированных участках, руководитель работ обязан следить, чтобы ни одна часть машины не приближалась на расстояние менее 2 м к находящимся под напряжением проводам или частям контактной сети.

2.45.    Разработка выемок с переброской взорванной породы непосредственно через действующий путь без ограждения места работ сигналами остановки поезда запрещаетмя.

2.46.    Работы по вырезке загрязненного балласта, очистке или засыпке кюветов на действующем пути должны производиться в присутствии производителя работ и представителя дистанции пуши.

2.47.    Подготовка состава из полувагонов к выгрузке должна производиться на стоянке. Подлезать под полувагоны, подготовленные

к выгрузке, и находиться в полувагонах во время выгрузки состава не разрешается.

Открывать люки разрешается только при помощи рычага при движении поезда со скоростью не более 3-5 км/ч.

2.48.    Выгрузка дренирующего грунта с платформ должна производиться на стоянке с перестановкой состава по мере надобности.

Перестановка состава производиться по сигналу прораба или мастера, являющегося ответственным за безопасное ведение выгрузки.

Стр.16. ОСТ 35-10-80

Перед троганием состава руководитель работ должен проследить за уходом всех рабочих с торцов и краев платформы.

2.49.    Открывать борты для выгрузки дренирующего грунта и закрывать их после окончания выгрузки необходимо только во время стоянки поезда.

2.50.    Не разрешается опрокидывать кузова думпкаров какгружен-нне, так и порожние на ходу вккздах поезда.

2.51.    Не допускается во время разгрузки находиться в зоне развала грунта.

2.52.    Проход рабочих к месту работ и обратно по действующему пути, а также нахождение на нем во время работы запрещается. При приближении поезда на расстояние не менее 400 м все рабочие и механизмы должны быть отведены в сторону и находиться не ближе 2,5 м от ближайшего рельса. Проход рабочих разрешается только по обочине земляного полотна.

Руководитель работ должен установияь маршруты проходов через пути в столовую, к посадочным платформам, помещениям для обогрева и т.д.

2.53.    Перевозка рабочих на железнодорожных платформах допускается на тормозных площадках и в вагоне, специально предназначенном для этой цели.

2.54.    Рабочим, сопровождающим состав из думпкаров, во время движения поезда находиться в кузовах думпкаров не разрешается.

Планировка и уплотнение земляного полотна

2.55.    При развороте автогрейдера или грейдера в конце профилируемого участка, а также на крутых поворотах движение их должно осущесвляться на первой скорости.

Стр. 17. ОСТ 35-10-80

2.56.    Уплотнение грунта задний ходом нереверсиными катками,

но оборудованными специальными приспособлениями для обзора уплотняемого участка, не разрешается.

2.57.    На продольных уклонах свыше 20° и на поперечных уклонах свыше 15° работа дизель-трамбовочных машин не допускается.

2.58.    Движение дизель-трамбовочной машины во время уплотнения грунта не должно производиться в направлении потока отработавших газов.

Нахождение работающих на насыпи в зоне распространения отработавших газов не допускается.

2.59.    Не допускается приближение тракторов с навесными и прицепными грунтоуплотняющими рабочими органами, внешней гранью гусеницы (колеса) ближе 0,5 м к бровке насыпи; при этом условии рабочий орган может производить уплотнение грунта непосредственно на бровке насыпи.

2.60.    При уплотнении грунта машинами с падающими плитами около бровок насыпи, а также рыхлого грунта, нельзя допускать, чтобы нижний конец удлинителей штанг выходил за пределы улавливателей трамбующих плит.

2.61.    Не допускается производить уплотнение грунта машинами с падающими плитами на поперечных и продольных уклонах более 7° и сбрасывать плиты в углубления более 0,5 м от уровня стоянки трактора.

2.62.    Не разрешается производить крутые повороты лневмокатка на неуплотнительном слое грунта.

2.63.    Транспортировать катки на пневматических шинах на прицепе к автомобилю допускается только после загрузки их от балласта.

2.64-. Отцепку от тягача одноосного катка на пневматических шинах разрешается производить только после разгрузки балласта.

Утвержден и введен в действие приказом Министерства транспортного строительства СССР от II июня 1980 г. № 190

Исполнитель

Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного строительства (ЦНИИС)

Заместитель директора    Н.Б.Соколов

Завлабораторией стандартизации и

метрологии    к,т#н*М»И*Милейковский

Зав.лаборэторией сооружения

земляного полотна    к*т,н* В»П*Чернавский

Зав,сектором охраны труда    В»В*Казаров

Ст.инженеры    А,В.Цейтлин, АПетров

__а_

Соисполнители:

I, Государственный всесоюзный дорожный научно-исследовательский институт (Союздорнии)

Зав.сектором охраны труда    к,т»н» В.И.Колышов

ст.инженер    В,Н.Румянцев

2* Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ)

ст.научный сотрудник    к.м.н* А.А.Дорфиан

Согласован:

Отделом по технике безопасности Министерства транспортного строительства СССР|

Главным врачебно-санитарным управлением (Главсанулр) Министерства путей сообщения СССР;

Центральным комитетом профсоюза рабочих железнодорожного транспорта Центральным комитетом профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог»

Cip.I8 ОСТ 35-10-80

2.65.    При изменении направления движения самоходных катков всех типов необходимо подавать предупредительный звуковой сигнал.

Укрепительные работы

2.66.    При укреплении откосов земляного полотна гидропосевом трав все рабочие должны быть удалены из зоны действия струи гидромонитора.

2.67.    При работе гидросеялки, смонтированной на железнодорожной платформе, по всему периметру платформы устанавливается ограждение высотой не менее I м. Платформа оборудуется входными стремянками с поручнями.

При использовании для гидропосева сцепленных платформ для перехода обслуживающего персонала с одной платформы на другую устанавливается специальный переходный мостик с ограждением.

2.68.    Гидросеялки (в том числе и на базе поливомоечных машин)

должны иметь стремянку для входа на площадку оператора и ограждение. 2.    2.69. Гидромониторы, внешние и внутренние линии трубопроводов

после установки на месте до пуска в эксплуатацию, а также после среднего или капитального ремонта должны быть испытаны гидравлическим давлением, превышающим рабочее на 50^.

2.70.    Сброс камней вниз по откосу без применения лотков или аналогичных устройств запрещается.

Лотки для подачи камня (блоков) вниз по откосу должны обеспечивать невозможность их вылета за боковые границы этих устройств.

2.71.    Неанкеруемыа укрепления, состоящие из отдельных элементов, разрешается укладывать только в направлении от подошвы откоса к вершине. В таком же порядке следует производить укладку камня в бетонные ящики и плетневые клетки.

УДК 625. I22:658.362.3(«a3^?4)

Группа Т58

ОТРАСЛЕВОЙ СТАЦДАРТ

ССБТ. Сооружение земляною полотна    ОСТ    35-10-80

железных и автомобильных дорог.    Введен    впервые

Требования безопасности

Приказом Министерства транспортного строительства СССР от

II июня 1980 г. № 190 срок введения установлен с I января 1981 г.

НЕСОБЛЮДЕНИЕ СТАНДАРТА ПРЕСЛЕДУЕТСЯ ПО ЗАКОНУ

Настоящий стандарт распространяется на проектирование и производство строительных работ по сооружению земляного полотна железных и автомобильных дорог и устанавливает общие требования безопасности труда для всех стадий производства работ строительными организациями, обслуживаемыми Центральным Комитетом профсоюза рабочих железнодорожного транспорта, и дорожными организациями, входящими в обслуживание Центральным Комитетом профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог.

Дополнительные требования безопасности труда должны устанавливаться нормативной документацией на отдельные виды работ, технологические процессы и операции, утвержденной в установленном порядке.

ОСТ 35-10-80 разработан с учетом требований правил сооружения железнодорожного земляного полотна и правил строительства автомобильных дорог

1 “Правила техники безопасности и производственной санитарии при сооружении железнодорожного земляного полотна" и "Правила техники безопасности при строительстве, репонте и содержании автомобильных дорог". Гл.Ш и 1У отменяются с введением ОСТ 35-10-80. __

Издание

репечатка воспрещена

п*мттмятГЙЙрАРСГ13ЕННЬ1:1

^“микожп'еТ стандартов

Сосзта Министра СССР

Зарегистрировано п ни ,c..hj в \ х. р ...........

государствс ш: о i у -п страции

Стр.2, ОСТ-35-10-80

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I.I. Работы по сооружению земляного полотна железных и автомобильных дорог следует выполнять с соблюдением настоящего стандарта, системы стандартов безопасности труда, строительных норм и правил, утвержденных Госстроем СССР, а также нормативно-технической документацией на отдельные виды работ, утвержденной организациями Государственного надзора*

Стандарт устанавливает общие требования безопасности по сооружению земляного полотна и распространяется на все виды работ: подготовительные, основные и укрепительные*

1*2* Сооружение земляного полотна должно осуществляться только при рациональном использовании земли и ее недр, водных и лесных ресурсов, сохранению в чистоте воздуха и воды, согласно статьи 18 Конституции (основного закона) Союза Советских Социалистических Республик.

1*3* Проектные организации при разработке и проектировании сооружения земляного полотна железных и автомобильных дорог должны предусматривать: рекультивацию карьеров и резервов, приведение в порядок водоотводных и нагорных канав; обеспечение действенных мер по охране почвы и водоемов от попадания загрязненных вод, горючесмазочных материалов и их отходов*

1.4. Проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР) должны содержать технические решения безопасного производства работ в любое время года, санитарно-гигиенического обслуживания работающих, освещенности мест производства работ, пожарной безопасности*

Стр.З ОСТ 35-10-80

1.5.Основными источниками опасных и вредных производственных факторов при сооружении земляного полотна является:

-    движущиеся строительно-дородные машины и механизмы;

-    электрооборудование и электросети;

-    подземные коммуникации (электрокабели, газопроводы и др.)

-    взрывные работы;

-    шум, вибрация машин и оборудования;

-    вредные вещества от работы машин.

1.6.    Корпуса строительных машин и механизмов с электроприводом, корпуса электродвигателей, понижающих трансформаторов, пусковых аппаратов, кожухов рубильников и других устройств, должны быть заземлены в соответствии с "Правилами устройства электроустановок” Минэнерго СССР и "Инструкцией по заземлению передвижных строительных механизмов и электрифицированного инструмента” ГОСТ 12.1.019-79.

1.7.    Строительно-дорожные машины и механизмы, применяемые на сооружении земляного полотна, должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.2.003-74, ГОСТ I2.2.0II-75,

ГОСТ 12.1.003-76, ГОСТ 12.1.005-76, а также санитарным правилам по организации технологических процессов и санитарно-гигиенических требований к производственному оборудованию, утвержденных Минздравом СССР.

1.8.    Работа на машинах и механизмах в холодное время года допускается после удаления с рабочих органов и ходовых частей льда и незамерзшего грунта.

1.9.    Движение по железнодорожным переездам экскаваторов и других тихоходных дорожных машин и механизмов, скорость которых менее 5 км/ч, разрешается только начальником дистанции пути и

производится в присутствии дорожного мастера или бригадира пути, а на электрифицированных участках при высоте перевозимого груза более 4,5м в присутствии представителя дистанции контактной сети.

Cip.4 ОСТ 35-10-80

1*10. Устройство временных железнодорожных переездов должно согласовываться с управлением дороги, а открытие движения через переезды строительно-дорожных машин разрешается приказом начальника дороги. Переезды должны быть оборудованы в соответствии с действующей "Инструкцией по устройству и обслуживанию переездов", утвержденной Министерством путей сообщения СССР".

1.11.    При рыхлении скальных и мерзлых грунтов буровзрывным способом необходимо кроме проекта производства работ и требований настоящего стандарта соблюдать требования "Единых правил безопасности при взрывных работах", утвержденных Госгортехнадзором и "Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве скальных и взрывных работ на строительстве вторых путей", утвержденной МПС и Минтрансетроем (ВСН 175-71).

1.12.    Работа строительно-дорожных машин в охранной зоне (вблизи линий электропередач и подземных коммуникаций) разрешается при условии выдачи машинисту письменного наряда-допуска на безопасные условия производства работ.

До начала работ требуется установить знаки, указывающие место расположения подземных коммуникаций.

Земляные работы должны производиться в полном соответствии с требованиями строительных норм и правил.

1.13.    Перегон машин с участка допускается только при их полной исправности после проверочного осмотра и установки рабочих органов в транспортное положение с надежным их закреплением.

1.14.    Перед перемещением машин и оборудования через мосты нужно убедиться в том, что грузоподъемность мостов и их техническое состояние обеспечивают безопасный переезд, а габариты мостов соответствуют габаритам данного типа машин или оборудова

ния.

Cxp*5 ОСТ 35-10-80

I*15. Обслуживающий персонал землеройных и транспортных машин должен быть обеспечен заводской инструкцией, содержащей требования техники безопасности, производственной санитарии, указания о системе сигналов, данные о предельных нагрузках и скоростях работы машины и возможных совмещениях операций*

Каждая машина, применяемая на сооружении земляного полотна, закрепляется за обслуживающей ее бригадой приказом по строительной организации* Замена машинистов и их помощников на машине без приказа по строительной организации не допускавтоя.

I.I6. Ледяные переправы через водоемы следует сооружать согласно проектам производствам работ только для одностороннего движения* Для встречного движения устраиваются смежные (вторые) переправы, при этом расстояние между обочинами дорог должно быть не менее 100 м*

Движение транспорта по льду водоемов допускается только после проверки фактической толщины льда и устройства специальных съездов*

Дороги на льду водоемов должны быть обозначены вехами, иметь указатели и дорожные знаки* За состоянием льда дороги, по которой открыто движение транспорта и строительных машин, необходимо установить систематическое наблюдение и периодически очищать проезжую часть дороги от снега* Даты открытия и прекращения движения по ледовой дороге устанавливаются по приказу организации, в веднии которой находится дорога*

I.I7* Передвижение экскаватора на строительной площадке во время гололедицы допускается в том случае, если его гусеницы оборудованы специальными шипими.

Передвижение экскаватора через мелкие реки вброд производится с разрешения ответственного руководителя работ после обследования пути движения.

Стр.6 ОСТ 35-10-80

1.18.    Для безопасной доставки рабочих, занятых на сооружении земляного полотна второго пути, администрация совместно с управлением дороги организует специальные хозяйственные поезда, оборудованные в соответствии с требованиями "Правил перевозки людей и пожарной безопасности в путевых машинных станция х и других спец-формированиях железнодорожного транспорта", утвержденных Министерством путей сообщения СССР.

1.19.    Автомашины, предназначенные для перевозки рабочих, должны быть оборудованы в соответствии со СНиП "Техника безопасности

в строительстве". Перевозка людей производится с соблюдением "Правил дорожного движения" МВД СССР.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ Подготовительные работы

2.1.    До начала производства работ по сооружению земляного полотна надлежит очистить полосу отвода земляи для строительства от деревьев, пней, кустарника и других препятствий, способных послужить причиной повреждения строительно-дорожных машин, в результате чего создаются условия, угрожающие жизни и здоровью работающих.

2.2.    Валка, трелевка и раскряжевка деревьев должны производиться в соответствии с "Правилами техники безопасности и производственной санитарии на лесозаготовках, лесосплаве и в лесном хозяйстве" (Минлеспром СССР, 1970 г.).

2.3.    Перед механизированным корчеванием пней необходимо проверить исправность корчевальных машин, наличие на них защитных ограждений и предохранительных приспособлений.

2Л. Во время работы тракторных корчевальных машин и лебедок, установленных на тракторе, крепление канатов на якорном й на корчу-

Стр.7 ОСТ 35-10-80

вных пнях должно быть надежным, исключающим возможность их случайного соскальзывания при натяжении. Для этого на пнях необходимо делать зарубки глубиной не менее 8 см, препятствующие срыву нанатов.

Применяемые канаты должны быть исправны, а диаметры их не менее указанных в табл.1.

Таблица

I

Диаметр пня, см

Диаметр стального панаша,мм

тягового

якорного

До 35

16

20

35-50

25

30

При корчевке пней все рабочие должны быть удалены от пня и корчевальной машины на расстояние не менее длины каната.

2.5. В процессе работы кустореза необходимо следить за исправностью ограждения, предохраняющего машиниста от ударов срезываемыми деревьями и кустарниками. Во время работы машины с обеих сторон устанавливаются красные флажки.

Работа кустореза не разрешается в следующих случаях:

а)    на пересеченной местности (овраги, ложбины) после ливневых дождей до просыхания грунта;

б)    при наличии искривленных или наклонных деревьев навстречу движению машины;

в)    при видимости менее 50 м.