Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

49 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

"Методические рекомендации" предназначены для использования при устройстве на эксплуатируемых цементобетонных покрытиях аэродромов тонких защитных слоев, которые должны обеспечить необходимые условия безопасности при взлетно-посадочных операциях и предотвратить дальнейшее развитие разрушений покрытий.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1 Общие положения

2 Требования к материалам для устройства тонкого защитного слоя покрытия

3 Требования к конструкции тонких защитных слоев

4 Подготовка покрытий к устройству тонких защитных слоев

5 Устройство тонкого защитного слоя на покрытии с применением полимерных материалов

6 Устройство тонкого защитного слоя на покрытии с применением цементобетона

7 Механизация устройства тонкого защитного слоя на покрытии

8 Контроль за качеством работ

9 Техника безопасности

Приложение

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЮЗДОРМИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО УСТРОЙСТВУ тонких ЗАЩИТНЫХ СЛОЕВ НА БЕТОННЫХ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЯХ


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО УСТРОЙСТВУ тонких ЗАЩИТНЫХ СЛОЕВ НА БЕТОННЫХ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЯХ

Одобрены Минтранс строем

МОСКВА 1982

удалось очистить за один раз, то ее повторно обрабатывают 28%-ным раствором соляной кислоты с последующей промывкой и просушкой. Для ускорения про -сушки воду с поверхности покрытия удаляют сжатым воздухом от компрессора.

4.5.    Перед механической очисткой с загрязненной поверхности цементобетонного покрытия удаляют пыль и грязь, а затем поверхность очищают струей песка из пескоструйного аппарата либо фрезеруют.

4.6.    После очистки поверхности покрытия перед устройством тонкого защитного слоя в пазы швов закладывают обернутую полиэтиленовой пленкой рейку, длина которой должна быть равна длине плиты, а вы -сота - глубине шва плюс толщина устраиваемого тон -кого защитного слоя. Следует предусмотреть приспо -собление, с помощью которого после затвердения бетона рейку можно было бы вынуть из шва. Если эта

подготовительная операция не выполнена, то швы в уложенном тонком защитном слое нарезают в затвердев -шем бетоне на всю толщину слоя строго над пазом цементобетонного покрытия.

5. Устройство тонкого защитного слоя на покрытии с применением полимерных материалов

Материалы и технология приготовления вяжущих и смесей

5.1. Материалы, рекомендуемые для применения при устройстве тонких защитных слоев на цементобетон -ном покрытии, приведены ниже:

эпоксидные смолы: марки ЭД-20 (ГОСТ 10587-76 'Смолы эпоксидно-диановые неотвержд енные'), ЭИС-1 (ТУ 38-1091-76 'Смола алкил разор цино в а я эпоксидная*); ДЭГ-1 (МРТУ 6-05-1645-73 'Смола эпокс идная ал ифатическая');

10

полиэтиленполиамин (ТУ 6-02-594-80); дибутилфталат (ГОСТ 8728-77 Е 'Пластификаторы. Технические условия' и ГОСТ 2102-67 'Дибутилфта -лат');

фуриловый спирт (СТУ 69-267-62); этилсиликат 32 (40) (МРТУ 6-02-641-71); полиэфирная смола марок ПН-1, ПН-3 (ОСТ 6-05-431-78 'Смолы полиэфирные ненасыщенные');

скипидар (ГОСТ 16943-78 'Скипидар экстракцион -ный. Технические условия');

ацетон (ГОСТ 2603-79 'Ацетон. Технические условия');

хлорное железо (ГОСТ 11159-76 'Железо хлорное техническое);

сланцевый битум (РСТ 82-72 ЭстССР 'Битумы сланцевые жидкие');

тиокол НВБ-2 (ГОСТ 12812-80 'Тиоколы жидкие. Технические условия');

жидкий нефтяной битум (ГОСТ 11955-74 'Битумы нефтяные дорожные жидкие');

каменноугольный деготь (ГОСТ 4641-80 'Дегти каменноугольные для дорожного строительства. Технические условия');

нефтяной гудрон (ТУ 38-1015-82-75); полиэфирная смола маркиПЭ-246 (МРТУ6-10-791-68); нафтенат кобальта (ТУ 6-85-1075-76 'Усхоритель НК');

перекись циклогексанона;

гипериз (ТУ 38-10293-75 'Гидроперекись изопро -пилбензола');

реэорцинформальдегидная смола марки ФР-12 (МРТУ 6-05-1202-75);

формалин (ГОСТ 1625-75 'Формалин технический'); каменноугольная смола (ГОСТ 4492-69 'Смола каменноугольная') ;

толуол (ГОСТ 5789-78 'Толуол. Технические уело -вия');

11

дробленый гранитный песок размером 5-2,5 мм; 2,5-1,25 мм и песок (ГОСТ 8736-77 'Песок для строительных работ. Технические условия');

цемент (ГОСТ 10178-76 'Портландцемент и шлако-портландцемент. Технические условия'» ТУ 21-20U32-77);

щебень размером 10-5 мм (ГОСТ 8267-75 'Щебень из естественного камня для строительных работ').

Составы полимерных вяжущих и полимербетон н ы х смесей приведены в приложении к настоящим 'Методическим рекомендациям'.

5.2.    Применяемая для устройства тонкого защитного слоя полимерцементобетонная смесь представляет собой цементобетонную смесь, в которую вводят эпоксидное вяжущее состава 1 (см.табл.1 приложения к настоящим 'Методическим рекомендациям') в количестве 3-8% массы цемента.

Количество воды, необходимое для достижения требуемой подвижности (жесткости) полимерцементобе -тонной смеси, определяют экспериментально с учетом количества введенного эпоксидного вяжущего. Ориен -тировочное водоцементное отношение при одинаковой подвижности смеси в зависимости от количества вве -денного эпоксидного вяжущего приведено в табл.2 приложения к настоящим 'Методическим рекомендациям'.

5.3.    Для достижения равномерности распределения в цементобетонной смеси эпоксидного вяжущего его компоненты следует вводить в смесь раздельно в виде растворов, приготовленных на воде затворения бетона. Полиэтиленполиамин и фуриловый спирт растворимы в воде. Эпоксидная смола марки ЭД-20 нераство -рима в воде, поэтому ее следует вводить в бетонную смесь в виде эмульсии. В качестве эмульгатора рекомендуется использовать сульфитно-спиртовую барду в количестве 5-7% массы смолы.

5.4.    Во избежание нагрева и преждевременного отверждения эпоксидного вяжущего и полимербетонной

12

смеси на его основе следует приготавливать их порциями (10-15 кг вяжущего я 30-40 кг полимербетонн о й смеси) при температуре воздуха 20+5 С.

5.5.    Эпоксидное вяжущее составов 1-5 (см.табл. 1 приложения к настоящим 'Методическим рекомендаци -ям') приготавливают следующим образом. Отдельно отвешивают необходимое количество составляющих дан» ного состава, затем в емкость загружают последова -тельно эпоксидную смолу, пластификатор, растворителе другие компоненты и последним - отвердитель и тщательно перемешивают содержимое емкости после введения каждого компонента. В этом случае обязательно применять мешалки принудительного действия.

5.6.    Эпоксидно-каменноугольное вяжущее приготавливают порциями по 50кг, а полимербетонную смесь на этом вяжущем - порциями до 300 кг при темпера -туре воздуха 20+5°С.

Процесс приготовления полимербетонной смеси на эпоксидно-каменноугольном вяжущем составов 2-3 и грунтовки вяжущего состава 1 (см.табл.З упомянутого приложения) включает следующие основные операции: нагревание препарированной каменноугольной смолы до 60°С в водяной бане; отвешивание расчетных количеств смол, растворителя, отвердителя, песка и дробленого песка, перемешивание эпоксидной и каменноугольной смол; введение в смесь эпоксидно-каменноугольных смол при тщательном перемешивании растворителя перед использованием отвердителя; смешение п еска и дробленого песка в бетономешалке принудительного действия в течение 3-4мин; введение в смесь минеральных компонентов подготовленного эпоксидно-ка-<• менноугольного вяжущего и перемешивание их до получения однородной массы.

5.7.    Вяжущее состава 1 (см.табл.4 упомянутого приложения) приготавливают следующим образом. От -вешивают компоненты вяжущего; битум или каменно -

13

угольный деготь разогревают до температуры 40-60°С. В эпоксидную смолу загружают каменноугольный деготь (или жидкий битум) и перемешивают. Приготов -ленную таким образом смесь охлаждают до температуры воздуха, а затем в нее вводят отвердитель (поли-этиленполиамин) и снова перемешивают. В этом случае обязательно применять мешалки принудительного действия.

5.8.    Эпоксидно-битумное вяжущее составов 2, 3 (см. табл.4 упомянутого выше приложения) приготавливают следующим образом. Вначале готовят смесь жидкого сланаевого битума и этилсиликата. Эпоксидную смолу марки ЭД-20 (или ЭИС-1) смешивают с эпоксидной смолой ДЭГ-1 или тиоколом. Затем в этот компаунд вводят сланцевый битум с добавкой этилсиликата и по-лиэтиленполиамин. После введения каждого компонен -та смесь тщательно перемешивают.

5.9.    Полиэфирное вяжущее состава 1 (см. табл.5 упомянутого приложения) приготавливают следующим образом. Отвешивают компоненты вяжущего. Полиэфирную смолу делят на две равные части. В одну часть вводят все требуемое количество нафтената кобальта, а в другую - все требуемое количество перекиси циклогексанона. Каждую часть тщательно перемешивают отдельно, а затем соединяют и перемешивают в мешалке принудительного действия.

5.10.    Полиэфирно-битумное вяжущее состава 2 (см. табл.5 упомянутого приложения) приготавливают в такой последовательности: нефтяной битум или гудрон нагревают до температуры 40-80°С и вводят этилсили -кат. Смесь тщательно перемешивают и охлаждают до температуры 20-30°С, а затем в нее последовательно вводят полиэфирную смолу, нафтенат кобальта и гипе-риз и тщательно перемешивают после введения каждого компонента.

5.11.    В процессе приготовления полимербетонной

смеси готовят полимерное вяжущее, отвешивают минеральный материал, затем их объединяют и тщательно перемешивают в мешалке принудительного действия.

5.12.    Полимербетонную смесь на резорцинформаль -дегидном вяжущем при механизированном способе смешения приготавливают в такой последовательности. Каменноугольную смолу растворяют в резорцинфор мальдегидной смоле ФР-12 (смолы предварительно отмеряют в определенном соотношении по массе) и пе -ремешивают до однородной консистенции в течение 2-3 мин; затем вводят необходимое количество формалина, замеренного также по массе, и все тщательно перемешивают в течение 1 мин.

В смесь смол с отвердителем засыпают заранее приготовленный минеральный материал оптимального состава: дробленый песок рассеивают на фракции от 5 до 0,5 мм, затем каждую фракцию взвешивают и перемешивают в заданном соотношении с добавлением природного песка. Все составные части полимербетон но й смеси перемешивают в течение 2-3 мин до получения однородной массы.

В случае приготовления смеси вручную полимерное вяжущее необходимо вводить в смесь минерального материала.

При необходимости перед приготовлением полимер -бетонной смеси количество пылеватых частиц в мине -ральном материале снижают, промывая его водой и тщательно просушивая, либо, если этот способ приме -нить нельзя, то добавляя чистый, без пылеватых час -тиц, песок в таком количестве, которое позволит снизить содержание пылеватых частиц (по массе) до 15-20%.

5.13.    Полимерное вяжущее и полимербетонную смесь необходимо использовать сразу после приготовления, так как их жизнеспособность не более 60 мин при тем-пературе воздуха 20*5°С.

15

5.14.    Технология приготовления полимерцементобе-тонной смеси следующая: в смеситель подают эапол -нители и цемент и перемешивают, затем вводят после* довательно эпоксидную эмульсию, растворы фурилово-го спирта и полиэтиленполиамина; смесь после введения каждого раствора тщательно перемешивают.

Растворы фурилового спирта и полиэтиленполиамина приготавливают на воде затворения бетона, пере -мешивая до получения однородной ьассы. Для приго -товления эпоксидной эмульсии в эмульсионной машине периодического действия (акустическом диспергаторе) объединяют эпоксидную смолу и водный раствор эмульгатора (приготовленный на воде затворения), дозируемые в определенных соотношениях. Температура смо -лы и раствора эмульгатора должна быть в пределах 40-45°С.

5.15.    После окончания работ по приготовлению полимерных вяжущих и полимербетонных смесей все рабочие емкости, органы перемешивания, приспособления и инвентарь должны быть тщательно очищены и промыты растворителем (примерно 1 л растворителя на 1 м^ обрабатываемой поверхности).

Устройство тонкого защитного слов способом поверхностной обработки

5.18. После тщательной очистки поверхности бетонного покрытия и установки реек в его швы по нему тонким ровным слоем разливают эпоксидное, эпоксидно-битумное, эпоксидно-каменноугольное, полиэфирное или полиэфирно-битумное вяжущее (составы даны в приложении) из расчета 0,75-1,25 кг на 1м, применяя для этого распределитель вяжущего (разд.7 настоящих 'Методических рекомендаций'). Вслед за этим распределяют дробленый гранитный песох размером 5-2,5 мм (6-8 кг на1м2) распределителе^ каменной мелочи ДС-49. Уложенный слой уплотняют легким моторным

16

катком (2-3 прохода по одному следу). Если при укатке вяжущее выступит на поверхность, то эти места следует присыпать песком и продолжать укатку (1*2 прохода по одному следу). Вальцы катка нужно сма * эать автолом, солидолом или техническим вазелином.

5.17.    Устраивать тонкий защитный слой способом поверхностной обработки с применением вяжущих на эпоксидных и полиэфирных смолах следует в сухую погоду при температуре воздуха выше 15°Cf а с при* менением эпоксидного вяжущего, в состав которого входит фуриловый спирт, - при температуре воздуха от минус 1°С и выше.

5.18.    Через 8-10 ч при температуре воздуха 20+5°С рейки вынимают из швов, заливают швы мастикой и открывают движение самолетов по тонкому защитному слою покрытия аэродрома.

Устройство тонкого защитного слов способом укладки полиморбетоиной смеси

5.19.    Перед устройством тонкого защитного слоя из полимербетонной смеси на эпоксидном или эпоксид* но-битумном, полиэфирном и полиэфирно-битумном вя* жущем покрытие очищают и в пазы швов устанавливают рейки. На подготовленное покрытие разливают полимерное вяжущее на основе эпоксидной или полиэфирной смол в количестве 0,3-0,5 кг на 1 м^ с помощью распределителя вяжущего (см.разд.7 настоящих '"Методических рекомендаций"). Для розлива используют вяжущее того же состава, что и для приготовления по -лимербетонной смеси. Вслед за розливом полимерного вяжущего по поверхности покрытия распределяют по-лимербетонную смесь соответственно на эпоксидном, эпоК&идно-битумиом, полиэфирном или полиэфирно-би -тумном вяжущем. Средняя норма расхода полимербе -тонной смеси при устройстве защитного слоя покрытия толщиной 1 см - 22-25 кг на 1 м^.

5.20.    Уплотнять уложенную полимербетонную смесь

17

следует через 10-15 мин после ее укладки легким моторным катком (3-5 проходов по одному следу). Для повышения шероховатости покрытия до начала уплотно* ния рассыпают дробленый гранитный песок тонким ело* ем из расчета 1кг на 1 м2. Перед началом укатки вальцы катка слегка смазывают автолом, солидолом или техническим вазелином, либо по поверхности по -крытия расстилают полиэтиленовую пленку.

5.21.    Перед устройством тонкого защитного слоя из полимербетонной смеси на эпоксидно-каменноугольном вяжущем покрытие очищают, устанавливают рей -ки в пазы швов покрытия, затем наносят грунтовой -ный слой состава 1 (см.табл.З приложения к настоя -шим 'Методическим рекомендациям') из расчета 0,5 кг вяжущего на 1 м^. Грунтовку на больших участках следует наносить краскораспылителями типа 0-31А или 0-75, а на небольших участках - кис -тями вручную. На загрунтованную поверхность спустя 25-30 мин укладывают полимербетонную смесь либо с помощью отвального асфальтораспределителя типа ЭД-30 - при больших объемах работ, либо вручную или с помощью ящичного распределителя (см.разд.7 настоящих 'Методических рекомендаций').

5.22.    Уплотнять уложенную полимербетонную смесь следует легкими моторными катками массой 5-8 т (20 проходов по одному следу со средней рабочей скоро -стью 5 км/ч). При малом объеме работ полимербетонную смесь уплотняют ручными трамбовками.

Чтобы предотвратить прилипание полимербетонной смеси к вальцам катка или трамбовкам, поверхность свежеуложенного слоя покрывают полиэтиленовой пленкой. Для придания шероховатости поверхности слоя и повышения его износостойкости распределяют природ -ный или дробленый песок распределителем каменной мелочи ДС-49 при норме расхода 2-5 кг на 1 м2 поверхности.

18

5.23. При устройстве тонкого защитного слоя из полимербетонной смеси на резорцинформальдегидном вяжущем подготавливают покрытие, как указано ранее, и на его поверхность наносят грунтовку - вяжущее (см.табл.8 приложения к настоящим * Методическим рекомендациям") из расчета 0,3-0,5 кг на 1 м . Грунтовку готовят непосредственно перед укладкой смеси. Сразу после нанесения грунтовки распределяют полимер -бетонную смесь (см.табл.8 упомянутого приложения) из расчета примерно 15 кг на 1м2 (для создания слоя толщиной 0,8-1,2см). Смесь равномерно разравнивают до указанной толщины с помощью подручных средств: реек, грабель, скребков и т.п.

Защитный слой укладывают отдельными захватками, размеры которых определяются вместимостью смесительного агрегата; ширина захватки должна быть на 5-6 см менее захвата уплотняющего средства.

Захватки намечаются поперек продольной оси участка. Контуры захваток предварительно обозначаются линиями, наносимыми твердым инструментом (нельзя пользоваться мелом или красками). Слой укладывают через захватку. На пропущенные захватки смесь укладывают после того, как на законченных захватках нанесенный слой.приобретет достаточную прочность (через 3-4 ч при температуре 20+5°С),

Необходимо обеспечивать расчетную толщину защитного слоя на захватке и вертикальность его граней. Для этих целэй применяют специальные направляющие в виде двух сваренных пунктирной сваркой стальных прутьев диаметром, равным толщине укладывае м о г о слоя, либо полосовую сталь, либо деревянные рейки.

На предварительно выровненную поверхность слоя сразу же наносят слой песка, необходимую толщину которого определяют по степени его пропитки вяжущим на месте укладки. Оптимальную толщину устанавлива -ют к концу процесса пропитки. По мере засыпки уло-

19

УДК 625.712.65:625.84:625.762.2.08 (075.5)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРОЙСТВУ ТОНКИХ ЗАЩИТНЫХ СЛОЕВ НА БЕТОННЫХ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЯХ. Союэдорнии. М., 1982.

Изложены требования к материалам и конструкции тонких защитных слоев, составы полимерных и бетонных смесей, технология н механизация приготовления таких смесей, технология и механизация устройства тонких защитных слоев с применением указанных выше смесей, контроль за качеством работ и техника безопасности.

Устройство тонкого защитного слоя из полимерных материалов ■ цементобетона на цементобетонном покрытии продлит срок службы последнего ориентировочно на 30-50%.

'Методические рекомендации* предназначаются для использования при устройстве в опытном порядке тонких защитных слоев на цементобетонном покрытии с применением полимерных материалов и цементобетона.

Табл. 9, рис.З.

© сГлЭД&в&%^.к?Й^ГЬ1|ЙОРОЖ!1Ы1!

женной смеси песком слой уплотняют и окончательно выравнивают. Если в некоторых местах после уплот -нения толщина уложенного слоя окажется недостаточной, то следует добавить смесь иэ резерва, засыпать песком и дополнительно уплотнить выбрированием. Из лишней смеси перед кромкой площадки вибратора образуется валик, который нужно немедленно удалять, так как он способствует расслоению слоя по глубине и приводит к образованию неровной поверхности.

5.24.    Уплотняют и выравнивают уложенный слой с помощью поверхностных вибраторов ИВ-19, ИВ-20 или ИВ-91.

В процессе уплотнения концы площадки вибратора должны опираться на направляющие, которые по окончании укладки слоя на захватке нужно сразу же удалять и очищать от налипшей смеси. Для уплотнения и выравнивания слоя толщиной 1см возмущающая сила вибратора должна составлять 1-1,5 кН, а продолжительность воздействия - 3-4с. Более длительное вибрирование в одном месте может привести к налипанию смеси к днищу площадки вибратора, сдвигу смеси и нарушению ровности поверхности. После полного схватывания смеси перед началом эксплуатации участка оставшийся на его поверхности песок удаляют.

5.25.    Защитные слои с применением полимербетона на эпоксидной, полиэфирной и резорциаформальдегидной смолах можно устраивать в сухую погоду при темпе -ратуре воздуха не ниже 15°С; при использовании по-лимербетонной смеси на эпоксидном вяжущем, в состав которого введен фуриловый спирт, работы можно проводить при температуре воздуха от минус 1°С и выше.

20

УДК 625.712.68:625.84:625.762.2.08(075.5)

Предисловие

В последние годы Союздорнии совместно с другими научно-исследовательскими и проектными организациями проводил научные исследования и опытные работы по устройству на цементобетонных аэродромных покрытиях тонких защитных слоев из полимерных материа -лов и цементобетона. Устройство таких слоев продлит срок службы цементобетонных покрытий ориентировочно на 30-50%.

'Методические рекомендации по устройству тонких защитных слоев на бетонных аэродромных покрытиях ' следует использовать при устройстве в опытном порядке таких защитных слоев.

В 'Методических рекомендациях' изложены требо -вания к конструкции тонких защитных слоев и материалам для приготовления полимерных и других смесей» используемых для устройства защитных слоев. Приве -цены рекомендуемые составы полимерных и бетонных смесей, технология их приготовления и укладки, механизация устройства тонкого защитного слоя на аэродромном покрытии, контроль за качеством работ и техника безопасности. В работе использованы авторские свидетельства Mb 530868, 687051,    814893,    833891,

740795, 566798, 364648.

'Методические рекомендации' разработала канд. техн.наук Н.Д.Доронина при участии канд.теки, наук А.М.Шейнина, инженеров В,Н.Балашова и П.П.Петровича (разд.7), канд.техн.наук В.А.Захарова, инженеров Г.Г.Якубовской, П.П.Эйзлера (Ленинградский филиал Союздорнии, разд.5), канд.техн.наук Э.И.Смирнова, инженеров Т.С.Пчелкиной, Ж.А.Широковой и В.Ф.Гузеевой (ГПИиНИИГА 'Аэропроект', раэд.2-5, 8-9). При состай-

I. О&цие положение

1.1.    Настоящие 'Методические рекомендации' предназначены для использования при устройстве    на

эксплуатируемых цементобетонных покрытиях аэродромов тонких защитных слоев, которые должны обеспе -чить необходимые условия безопасности при взлетно-посадочных операциях и предотвратить дальнейшее развитие разрушений покрытий.

1.2.    Необходимость устройства тонких защитных слоев устанавливается по количеству поверхностных повреждений на цемеятобетонном покрытии в соответствии с 'Положением о проведении планово-предупредительного ремонта сооружений летных полей аэродромов гражданской авиации' (Аэропроект. М., 1980).

1.3.    Тонкие защитные слои на покрытию рекомен -дуется устраивать способами поверхностной обработки, пропитки, приклейки к цементобетонному покрытию эпоксидным вяжущим обычного цементобетона, укладки полимербетова или полимерцементобетона.

1.4.    Выбор способа устройства тонкого защитного слоя определяется состоянием покрытия, наличием в составом полимерных материалов и средств механизации, а также технико-экономическим обоснованием предлагаемых вариантов.

1.5.    При глубине шелушения бетона до 0,5см пред

почтительнее применять поверхностную обработку с возможной производительностью при ширине покрытия 7,5 м при использовании эпоксидного, эпоксидно-битумного, эпоксидно-каменноугольного, полиэфирного и полиэфирно-битумного вяжущего    300-850 м    в смену; ре-

эорцинформальдегидного вяжущего - до 200 м в смену.

При шелушении бетона глубиной более 0,5 см, наличии раковин, выбоин, сколов углов и кромок швов можно применять любые способы устройства тонких защитных слоев.

5

При этом следует учитывать, что объем одного замеса эпоксидного вяжущего ограничивается 15л, в связи с чем рациональная производительность может составлять 100м в смену при устройстве защитного слоя (при ширине плиты покрытия 7,5 м) и до 400 м в смену - при ремонте раковин, сколов углов и кромок швов.

1.6.    Для приклейки эпоксидным вяжущим нового слоя обычного цементобетона или полимерцементобето-на к эксплуатируемому цементобетонному покрытию рационально использов ать комплект ДС-110 с производительностью 600-800 м в смену.

1.7.    По сравнению со стандартным цементобетоном (ГОСТ 8424-72 "Бетон дорожный") предлагаемые для устройства тонких защитных слоев полимербетоны на эпоксидном или полиэфирном вяжущем имеют прочность, большую в 3-4 раза, полимерцементобетоны - прочность на растяжение при изгибе, большую в 1,2-1,8 раза, полимербетоны на резорцинформальдегидном вяжущем -равную цементобетону прочность; коэффициент линейного температурного расширения и усадка полимербето -нов и полимерцементобетонов равны аналогичным показателям цементобетона; морозостойкость при попере -менном замораживании-оттаивании в растворах хлористых солей - выше более чем в 2 раза, истираемость-ниже более чем в 2 раза. Кроме того, полимербетон на эпоксидном или полиэфирном вяжущем и полимерне-ментобетон обладают повышенной адгезией к бетону существующих покрытий,

1.8.    Настоящими "Методическими рекомендациями" предлагается руководствоваться при проведении опыт -ных работ по устройству защитных слоев, так как технология устройства таких слоев из предлагаемых ма -териалов не прошла широкой производственной проверки при эксплуатационном содержании аэродромных покрытий.

6

2. Требования к материала ал для устройства тонкого защитного слоя покрытия

2.1.    Жизнеспособность полимербетонных или поли -мерцементобетонных смесей, применяемых для устройства тонкого защитного слоя, должна составлять 40-60 мин; предел прочности при сжатии материала тонкого защитного слоя (цементобетона, полимербетона или полимерцементобетона) через 4 ч после укладки должен достигать 10 МПа с последующим ростом до значений, соответствующих прочности затвердевшего бетона (не менее 40 МПа).

Уложенный в тонкий защитный слой материал дол -жен быть устойчив к кратковременному (до 2 мин) воздействию высокотемпературных газовых струй самолетов (до 400 С); величины линейного температурного расширения этого материала и цементобетона должны быть равными или близкими; деформативная способ -ность материала защитного слоя и покрытия при крат^-ковременной динамической нагрузке и при длительном воздействии нагрузок должна быть одинаковой; моро -зостойкость материала слоя, стойкость к воздействию кислот, щелочей, масел и горючего должны быть такими же^ как цементобетона марки 300-350 или выше; материал должен быть долговечным, не стареть под воздействием солнечной радиации; не изменять свойств при отрицательных и положительных температурах воздуха в различных климатических зонах.

2.2.    Полимерные и цементобетонные смеси тонкого защитного слоя после укладки и твердения не должны быть токсичными, не должны оказывать коррозионного воздействия на авиационную технику.

2.3.    Компоненты смесей, используемых для приго -товления тонкого защитного слоя, должны быть технологичными и транспортабельными; сохранять свойства

7

неизменными в течение длительного времени; быть по возможности недорогими и недефицитными; допус -кать применение существующих средств механизации.

2.4.    Для устройства тонкого защитного слоя в опытном порядке рекомендуется применять: полимербетоны на эпоксидной и полиэфирной смолах или резориинфор-мальдегидном вяжущем, полимерцементобетон на эпоксидном вяжущем и цементобетон.

3. Требования к конструкции тонких защитных слоев

3.1.    Тонкие защитные слои цементобетонного аэродромного покрытия рекомендуется выполнять толщиной 0,5-2 см из полимербетона; 6-12 см из полимерцементо-бетона и цементобетона.

3.2.    Для устройства тонких защитных слоев на цементобетонном аэродромном покрытии требуется применять материалы, свойства которых должны отвечать требованиям, приведенным в раэд.2 настоящих ""Методических рекомендаций

3*3. Тонкие защитные слои покрытий устраивают по методу сращивания с несущим слоем. Устройстве промежуточных прослоек недопустимо. Армирование тон -ких защитных слоев не предусматривается.

3.4.    Величина сцепления (по отрыву) тонкого защитного слоя с покрытием должна быть не меньше предела прочности при растяжении цементобетона покрытия.

3.5.    Деформационные швы в тонком защитном слое необходимо устраивать на всю толщину с обязательным совмещением их со швами бетонного покрытия. Швы в защитном слое могут быть выполнены двумя способами: нарезкой в затвердевшем бетоне или путем уста -новки рейки над швом существующего покрытия перед укладкой смеси. После набора прочности материалом (бе~ тоном) тонкого защитного слоя рейку вынимают.

8

3.6. Швы в тонком защитном слое следует запол -нять мастикой, используемой для зальвки швов цементобетонного покрытия.

4. Подготовка покрытия к устройству тонких защитных слоев

4.1.    От тшательности подготовки покрытия к устройству защитного слоя зависят прочность сцепления этого слоя с поверхностью бетона покрытия и сопротив -ляемость разрушению тонкого защитного слоя при воздействии на него самолетных нагрузок и различ -ных климатических факторов.

4.2.    Поверхность бетонного покрытия необходимо тщательно очищать щетками поливочно-моечных машин ПМ-130 или воздушно-газовой струей от двигателя ветровой машины ВМ-63 или тепловой машины ТМ-5&.

4.3.    Ошелушившийся или разрушенный слой бетона следует удалять машиной специальной конструкции с алмазными фрезами. Поверхность бетона после этого должна быть ровной и шероховатой благодаря бороздкам, образуемым алмазными резцами фрезы. Такая поверхность обеспечивает хорошее сцепление с уложен -ным тонким защитным слоем.

4.4.    Перед очисткой химическими средствами с цементобетона удаляют пыль и грязь, а битумные и мае -ляные пятна вырубают отбойным молотком или выжигают. Затем разливают 28%-ный раствор соляной кислоты из расчета 0,5-0,6 кг на 1 м^ и растирают стальными щетками. Немедленно после исчезновения пены тщательно промывают покрытие струей воды под дав -лением из поливочно-моечной машины до полного удаления остатков кислоты. Наличие кислоты проверяют лакмусовой бумажкой, приложенной к влажной поверхности цементобетона.

Если поверхность цементобетонного покрытия н е

9