Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

112 страниц

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе изложены требования к транспортно-эксплуатационному состоянию городских дорог, виды и состав работ, технология ремонта и содержания земляного полотна, водостоков, дождевой канализации и других элементов дорожных одежд различных типов.

Заменяет Технические правила содержания и ремонта городских д...: Технические правила содержания и ремонта городских дорог Утверждены приказом Минжилклмхоза РСФСР № 460 от 09.11.1977 года

Оглавление

1. Общие положения

2. Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию городских дорог

3. Состав работ по ремонту и содержанию городских дорог

4. Капитальный ремонт

   4.1 Общая часть

   4.2 Ремонт земляного полотна и водостоков

   4.3 Ремонт асфальтобетонных покрытий

      Укладка нового слоя по существующему покрытию

      Ремонт методом регенерации старого асфальтобетона

   4.4 Ремонт цементобетонных покрытий

5. Текущий ремонт

   5.1 Ремонт асфальтобетонных покрытий

      Заделка выбоин и просадок

      Ликвидация волн и наплывов

      Заделка трещин

      Устройство слоя износа

   5.2 Ремонт цементобетонных покрытий

      Заделка выбоин и просадок

      Ремонт покрытий из сборных плит

      Ремонт швов и заделка трещин

      Устройство слоя износа

   5.3 Ремонт покрытий переходного и низшего типов

   5.4 Восстановление дорожной одежды после разрытий

   5.5 Ремонт бортового камня

   5.6 Ремонт дождевой канализации

6. Содержание городских дорог

   6.1 Содержание земляного полотна и водоотвода

   6.2 Содержание дородных покрытий

   6.3 Учет интенсивности движения и паспортизация городских дорог

7. Правила приемки и контроль качества работ

   7.1 Порядок приемки работ по ремонту городских улиц

   7.2 Контроль качества работ

      Земляное полотно и водостоки

      Дорожные одежды

Приложение 1. Технологические схемы ремонта городских дорог

Приложение 2. Машины и механизмы для ремонта и содержания дорог

Приложение 3. Форма паспорта городской дороги

Показать даты введения Admin

Страница 1

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА И ДОРОЖНО-МОСТОВОГО ХОЗЯЙСТВА

УТВЕРЖДЕНО приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству № 65 от 24 декабря 1993 г.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ ГОРОДСКИХ ДОРОГ

г. Ростов-на-Дону 1995

Страница 3

Настоящие Технические правила ремонта и содержания городских дорог разработаны взамен Технических правил, утвержденных приказом Минжилкомхоза РСФСР № 460 от 09.11.1977 г.

При доставлении Технических правил использованы результаты научно-исследовательских работ и передовой опыт, накопленный за последние годы в области ремонта и содержания автомобильных дорог. Учтена новая Классификация работ по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства городов, рабочих, курортных поселков и райсельцентров РСФСР, утвержденная приказом государственного комитета РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству № 10 от 24.05.1991 г.

В Технических правилах изложены требования к транспортно-эксплуатационному состоянию городских дорог, виды и состав работ, |ехнология ремонта и содержания земляного полотна,

водостоков, дождевой канализации и других элементов дорожных

работ по их произ-

одежд различных типов. Освещены правила приемки ремонту! а также вопросы контроля качества в процессе водетва'и при приемке. Даны технические характеристики машин и механизмов, применяемых при ремонте и содержании городских Aojbor и технологические схемы ремонта.

Тсхнйческие правила разработаны Ростовским НИИ Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова (И. М.1 Шейхет, В. Г. М!ото вилов, И. Н. Райхман) и предназначены в; качестве руководЬтва для дорожных организаций, занятых ремонтом и содержанием городских дорог.

Страница 4

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Целью ремонта и содержания городских дорог и тротуаров является обеспечение бесперебойного, удобного и безопасного движения транспорта и пешеходов в любое время года, а также поддержание улиц в состоянии, обеспечивающем максимальное увеличение срока службы дорожной одежды при минимальных затратах

1.2.    Основной задачей дорожных организаций, ответственных за ремонт и содержание городских дорожных одежд, является сохранение их транспортно-эксплуатационных качеств, своевременное выявление и устранение повреждений и деформаций, а также выполнение комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение появления деформаций. Несвоевременное выполнение ремонтно-профилактических мероприятий на дорогах приводит к необходимости производства значительно более дорогих видов ремонта.

1.3.    Особенностями выполнении дорожно-ремонтных работ на городских улицах являются:

а)    разнообразная планировка улиц и проездов, создающая стесненные условия для выполнения работ и ограничивающая применение крупногабаритных машин и механизмов;

б)    наличие смотровых колодцев, дождеприемных устройств и других препятствий, требующих применения специальных высокоманевренных средств механизации;

в)    большая интенсивность движения транспорта, вызывающая необходимость ускоренного восстановления дорожного объекта;

г)    необходимость применения при ремонтных ‘работах машин и механизмов с максимально пониженными шумовыми характеристиками

1.4 При проведении ремонтных работ организация, проводя щая работы, должна принять необходимые меры по обеспечению безопасности движения транспорта. Для этого на участке производства работ устанавливают временные дорожные знаки, ограж дающие и направляющие устройства, а в необходимых случаях устраивают объезд ремонтируемого участка дороги.

Страница 5

Ограждение места работ производят с помощью ограждающих щитом, штакетных барьере», пешек, конусов, сигнальных огней.

CxeN ы ограждения мест работ и организации движения, а также сроки проведения работ утверждаются руководителем дорожной организации и согласовываются с органами ГДИ.

1.5.    При выполнении работ по ремонту и содержанию городских дорог должны соблюдаться «Правила по охран^ труда в дорожном хозяйстве», введенные в действие с 01.01.90 г.[приказом МинжиЛкомхоза РСФСР № 281 от 01.11.88 г.

1.6.    Дорожно-строительные материалы, применяемые при ремонте И содержании городских дорог, должны отвечать требова

ниям действующих строительных норм и правил, ста

других

2. ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИ СОСТОЯНИЮ ГОРОДСКИХ ДОРОГ

нормативных документов.

(дартов и

ОИНОМУ

2 1. Основными характеристиками, определяющими транс-портно эксплуатационные показатели городской дороги, являются. про-жость дорожной одежды, ровность и сцепные качества до.; рожного покрытия.

2.2. Прочность дорожной одежды оценивается коэффициентом прочности 1C, который представляет собой отношение фактического модуля упругости дорожной конструкции к минимальному, требуемому для данной категории улиц и дорог (табл.1 1). После строительства или капитального ремонта дороги коэффициент должен"быть равен или больше единицы (К,ф^1). 8 процессе эксплуатации городских дорог допускается минимальная величина    0,8. При более низких величинах необходимо осуще

ствить усиление конструкции дорожной одежды. I

Таблица 1

Минимальные значения модуля упругости одежд нежесткого типа, МПа

Категория улиц и дорог

Типы покрытия

капитальные Облегченные

Магистральные дороги: скоростного движения регулируемого движения Магистральные улицы ' *

общегородского значения: непрерывного движения регулируемого движения

250

220

250

220

Страница 6

1

2

3

районного значения: трииспортно-пешеходные

220

180

пешеходно транспортные

220

180

Улииы и дороги местного значения: улицы а жилой застройке

165

135

улицы и дороги н научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах)

220

180

пешеходные улицы и дороги

80

парковые дороги

80

проезды

130

100

велосипедные дорожки

80

2.3. Состояние покрытия проезжей части дорог по ровности оце-

нивается по результатам испытания трехметровой

рейкой. Этот

способ испытания является основным и

с ним сравниваются ре-

зультаты других методов определения ровности. Нормы ровности

покрытии городских дорог приведены в

табл. 2.

Нормы ровности покрытий городских дорог

Таблица 2

Показатели

Типы

покрытия

капитальные

облегченные

1

2

3

1. Допускаемые величины просветов под трех-

метровой рейкой, мм

а) на магистральных дорогах и магистральных улицах общегородского значения

5

б) на магистральных улицах районного значения

5

7

п) на улицах и дорогах местного значения

5

10

2. Допускаемое относительное количество про-

светом, превышающих допускаемые. %. не более:

а) на магистральных дорогах скоростного движения

5/10

6} на магистральных дорогах регулируемого движения, на магистральных улицах обще городского и районного значения

5/15

5/15

в) на улицах и дорогах местного значения

5/15

5/20

3. Показатель ровности по приборам ПКРС-2 (КП-5П) (числитель) и по толчкомеру ТХК-2 (знаменатель), см/хм. не более: а) на магистральных дорогах скоростного

540

движения

100

б) на магистральных дорогах регулируемого движения. на магистральных улицах об

660

1100

щегоридского и районного значении

120

240

б

Страница 7

в) на у.

ih.'ibx и дорогах местного значения

860

170

1200

265

Примечания: I В п. 2 в числителе приведено допускаемое относительное количество просветов, превышающих допускаемые величины, после строительства или капитального ремонта дороги, в знаменателе — в процессе эксплуатации.

2. Максимальные просветы не должны превышать двукратной величины, допускаемой после строительства или капитального ремонта дороги и рехратной* в npoueccejэксплуатации.

2.4.    Для оценки ровности покрытий на участках дорог большой протяженности могут быть использованы приборы—толчкомеры различных конструкций. Ровность испытуемых дорожны|х покрытий оценивается коэффициентом ровности Кр, представляющим собой отношение предельно допустимых значений ровности к фактическому. Покрытие по ровности удовлетворяет условиям эксплуатацией, если Kp^l. Предельно допустимые значения ровности приведены в табл. 2 п. 3.

2.5.    фцепные качества покрытий характеризуются коэффициентом сцепления, который равен отношению реактивной силы, действующей на колесо автомобиля в плоскости контакта с покрытием, к нагрузке, передаваемой колесом на покрытие.

Величина коэффициента сцепления зависит от типа поверхности покрытия, его состояния (сухое или мокрое), а также от скорости движения и ряда других факторов. Для мокрых покрытий при скорости движения 60 км/ч величины коэффициент^ сцепления, приведенные к показаниям прибора типа ПКРС-2 ()<П-511), после строительства или капитального ремонта дороги'; должны быть не'нчже: на магистральных дорогах скоростного движения 0.6, на Магистральных дорогах регулируемого движения и магистральных улицах общегородского и районного значения 0,5, на улицах й дорогах местного значения 0,4. В процессе эксплуатации эти величины должны быть не ниже соответственно 0,45,[0,4 и 0,3.

Указанные величины коэффициента сцепления должны быть обеспечены на магистральных дорогах и магистральных улицах общегородского значения независимо от плана и профиля, а для других [Категорий городских дорог при следующих условиях: на уклойах свыше 30%о; на горизонтальных кривых наименьшего допустимого радиуса (наименьшие радиусы кривых |в плане равны: йа магистральных улицах районного значения: транспорт-но-иеше (одных —- 250 м, пешеходно-транспортных — 1Й5 м; на улицах 1 дорогах местного значения от 50 до 90 м) и Подходах к ним на расстоянии не менее 50 м, в пределах пересечений в

7

Страница 8

одном уровне и на расстоянии не менее 50 м до пересечений, на остановочных пунктах общественного транспорта и на подходах к ним на расстоянии не менее 50 м, на участках с ограниченной видимостью, на мостах и путепроводах, в других местах повышенной опасности, определяемых органами Госавтоинспекции.

На участках дорог с другими условиями величина коэффициента сцепления в процессе эксплуатации должна быть не ниже 0,3.

2.6. Наиболее характерными деформациями дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием являются трещины, выбоины, волны, наплывы, колеи, проломы, шелушение, износ; а дорожных одежд с бетонным покрытием — трещины, выкрашивание раствора, шелушение, образование раковин и отслоений. Основные причины возникновения деформаций и методы их устранения приведены в табл. 3. ‘

Страница 9

Таблица 3

Основные виды, причины возникновении и методы устранения деформаций дорожных покрытий

Тип покрытия и вид

Основные причины возникновения

Методы устранения

деформ ем им-

деформаций

1

2

3

Покрытия асфальтобетонные

ИЗНОС    Длительное    воздействие    колес транспорта и

природных факторов (нормальный износ), низкое качество покрытия, высокая и men сивиость старения битума (преждевременный износ)

ТРЕЩИНЫ:

а) образующие сетку;

б) криволинейного очертания.

в) прямолинейного очертя иия. направленные па раздельно и перпенди кулярно к оси дороги

Неустойчивость основания дорожной одежды и подстилающих грунтов, несоответствие конструкции дорожной одежды интенсивности движения транспорта и нагрузкам, повышенная вязкость и хрупкость битума, содержащегося а асфальтобетоне Повышение вязкости и хрупкости битума, содержащегося в асфальтобетоне (старение битума), резкие колебания температуры в зимних условиях

Растягивающие усилия, действующие в местах температурных и рабочих швов и ем е кто бетонных оснований и в местах устройства поперечных и продольных сопряжений асфальтобетонного покрытия в процессе его устройства

СДВИГИ:

а)~с образованием на- Недостаточная сдвигоустойчивость и новы-наплывов и волн    шейная    пластичность    асфальтобетона,    прояв

ляется в жаркое время года в местах тормо жеиия транспорта (на подходах к остановочным пунктам, спусках и т. д.)

Устройство слоя износа методом поверхностной обработки или наращивание покрытия тонким слоем асфальтобетона

Устранение причин, вызывающих переувлажнение земляного полотна, устройство нового покрытия на отдельных участках, усиление дорожной одежды и сплошное устройство нового покрытия

Заделка трещин битумом или битумной мастикой с присыпкой каменной мелочью

То же

Замена деформированного асфальтобетонного слоя новым из сдвигоустойчивой смеем. разогрев деформированного покрытия с добавлением новой сдвигоустойчивон смеси. срезка наплывов

Страница 10

I

2

3

в) с образованием разрывов я покрытии Выкрашивание с образов» иием выбоин, шелушение

ПРОЛОМЫ

а) иа проезжей части

б) в зоне трамвайного пути

Недостаточное сцепление между слоями покрытия или между покрытием и основанием Действие влаги на покрытие, выполненное из смесей повышенной пористости (недостаток битума в смеси, недостаточное уплотнение покрытии) Неудовлетворительное сцепление би ма с поверхностью каменных материалов

Потеря несущей способности основания вслед ствие переувлажнения грунта или пучиио образования Провалы земляного полотна, вызванные аварией подземных сооружений Вибрация трамвайного пути

5 ПРОСАДКИ

а) пологие неопреде ленной формы

б) продольные и поперечные прямо угольной формы Вмятины (следы)

Покрытия цементо бетонные

Г1ов! рхиостныс деформации (выкрашивание раствора, шелушение. образование раковин и отслоений)

Недостаточное уплотнение дорожной одежды и земляного полотна, переувлажнение земляного полотна Несоответствие конструкции до рожной одежды интенсивности движения я нагрузкам

Некачественная заделка разрытий

Воздействие па покрытие в летнее время металлических гусениц и ободов при повышенной пластичности асфальтобетона

Низкое качество применяемых материалов, нарушения в технологии приготовления и укладки смесей, неудовлетворительный уход за свежеуложсииым бетоном

То же

Заделка выбоин с последующим устрой-ством слоя износа

Ликвидация причин, вызвавших проломы, с исправлением основания дорожной одежды я устройством нового покрытия

Замена асфальтобетоиного покрытия в зоне трамвайного пути покрытием из штучных материалов

Заделка просадок с исправлением при необходимости основания дорожной одежды В случае переувлажнения подстилаю щих грунтов ликвидация вызывающих его причин

Заделка просадок с исправлением осмо ваиия дорожной одежды

Поверхностная обработка покрытии

Ремонт покрытий цемектояесчямым бето ном по цементному раствору иди цемемтно-коллоидному клею, поверхностная обрв ботка покрытия пластбетониыми млн би-гумомиигральными смесями

Страница 11

I

2

3

ТРЕЩИНЫ -») поверхностные-----

б) сквозные

в) у швов

Разрушения кромок швов и трещим с образованием выбоин

Вертикальные перемещения. прогибы, выпучивание плит

Просадки и проломы плит

Бортовые камни Просадки, отклонение от вертикали Сколы граней и углов.

--трещины, нмрежзеии*

лицевой поверхности

Недопустимые температурные напряжении в 6erv:ie'. динамическое воздействие транспортных средств

Разрыв покрытий при низких зимних температурах и большом расстоянии между швами, деформации земляного полотна

Несовпадение шва и нарезанного в верхней части покрытия паза шва Отклонение штырей шва от горизонтали, недостаточная устойчивость конструкции каркаса шва и плохое закрепление в них штырей Образование бетонных пробок под прокладкой шва расширения между прокладкой и рельс-формой

Слабое основание, подверженное изменениям влажностно-температурного режима

Склонность подстилающих грунтов к пучиио-образованию. недостаточный поверхностный водоотвод

Слабое основание

Недостаточная морозостойкость бетона, инэ-кая прочность

Поверхностная обработка Гс применением в качестве вяжущего зпоксилной смолы, заливка трещин

Ремонт с применением цсмситобетоимых смесей и растворов после частичной вырубки бетона вдоль трещины на глубину 8—10 см или после вырубки бетона на полную толщину одежд

Расчистка шва. установка и закрепление доски на прокладку, ремонт примыкающих к нему участков одежды, удаление доски после набора бетоном достаточной проч мости, подгрунтовка стенок шва битумом и заполнение шва мастикой или про кладкой

Ремонт с применением цемеитобетомных смесей и растворов

Исправление и укрепление основания с последующей укладкой плит

Исправление оснований, устройство дре нажей. перекладка верхнего слоя покрытия

Ремонт основания с установкой камней по отметке

Исправление, перестановка камней.-эаме— на новыми камнями

Страница 12

3. СОСТАВ РАБОТ ПО РЕМО НТУ И СОДЕРЖАНИЮ ГОРОДСКИХ ДОРОГ

3. 1. Ремонт городских дорог разделяют на капитальный и текущий.

3.2.    К Капитальному ремонту относятся работы по полному или частичному исправлению и восстановлению одежд проезжей части дорог и тротуаров, а также работы, связанные с заменой отдельных элементов городских дорог более прочными и экономичными, улучшающими транспортно-эксплуатационные характеристики ремонтируемых объектов.

Капитальный ремонт должен производиться комплексно по всем элементам дороги Он выполняется, как правило, по техническим проектам и сметам.

3.3.    При капитальном ремонте городских дорог производят: исправление земляного полотна в плане, продольном и поперечном профиле, с учетом технической категории, установленной для ремонтируемой дороги;

исправление пучинистых, оползневых участков, устройство или восстановление дренажей, изолирующих прослоек, укрепление откосов и другие работы, обеспечивающие устойчивость земляного полотна;

восстановление, переустройство существующей дождевой канализации с заменой труб, дождеприемных и смотровых колодцев, а также устройство новых водоотводных, осушительных канав (кюветов);

ремонт коллекторов дождевой канализации с заменой труб; устройство земляного полотна на перестраиваемых участках дорог;

уширение земляного полотна с устройством водоотвода, местных уширений для остановок городского транспорта и стоянок автомобилей;

устройство новых дорожных покрытий вместе с основанием или частичным исправлением основания; возобновление всех видов покрытий проезжей части с исправлением или без исправления поперечного профиля, смягчение продольного профиля;

устройство более совершенных типов покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания с прокладкой или перекладкой подземных коммуникаций;

уширение (не более чем на одну полосу движения) дорожных одежд проезжей части, а также местное уширение для остановок и посадочных площадок городского транспорта и стоянок автомашин.

3.4.    К текущему ремонту относятся работы по предупрежде-

12

Страница 13

нию и направлению повреждении дороги, выполняемые в течений всегс года, а также работы по периодическому воз\ ещению слоя износа дорожного покрытия с обеспечением в необходимых случаях Достаточной его шероховатости.

3.5.    При текущем ремонте городских дорог выполняют следующие работы:

исправление отдельных повреждений земляного полотна, ликвидацию шучин на проезжей части дорог и тротуаров;

замену или восстановление всех видов покрытия с устройством или исправлением оснований на тротуарах, пешеходных и велосипедный дорожках с уширением их в необходимых случаях;

восстАновление изношенных верхних слоев асфальтобетонных и цементрбетонных покрытий, в том числе способами терморегенерации и термопрофилирования, устройство поверхностных обработок;

установку вновь бортового камня на существующих Дорогах, пешеход* ых и велосипедных дорожках или замену бортовых камней;

задел <у просадок, ям, выбоин, трещин, замену, подъемку или выравнщание положения отдельных плит сборных цементобетонных пжрытий; ремонт и восстановление швов в цементобетонных покрытиях; насечку поверхности брусчатых и мозаичных мостовых;

исправление профиля щебеночных и гравийных дорог с добавлением или без добавления нового материала на отдельных участках; улицы (дороги); исправление отдельных повреждений и просадок на тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках с оокрытйями всех типов, с частичным исправлением оснований;

восстановление поврежденных водостоков, исправление лотков с целью сохранения продольного уклона; перекладка и наращивание водоприемных и смотровых водосточных колодцев со сменой люков и решеток;

архитектурное оформление и благоустройство магистзальных въездов ^города — республиканские, краевые и области >ie центры, в крупные промышленные города и города-курорты, а также достопримечательных мест;

устройство новых и восстановление металлических барьерных и других ограждений, направляющих устройств и дброжных тумб.

3.6.    Основные объемы по текущему ремонту покрытий выполняют весной после наступления теплой и устойчивой В этот пйриод должны быть ликвидированы все повреждф явившиеся на покрытиях в процессе осенне-зимней эксплуатации

дорог.

погоды ния, по-

13

Страница 14

В остальной период времени года ремонт производят по мере необходимости при появлении тех или иных повреждений.

3.7.    К содержанию городских дорог относятся мероприятия по предохранению дорог от преждевременного износа, обеспечению нормальных условий их эксплуатации.

Содержание дорог включает комплекс инженерно-технических мероприятий по уходу за дорожными конструктивными элементами в целях поддержания их постоянно в надлежащем порядке. Выполнение работ по содержанию в полном объеме и с высоким качеством замедляет процесс ухудшения транспортно-эксплуатационных показателей дороги.

3.8.    При содержании городских дорог производят: исправление мелких повреждений земляного полотна, дренажных, защитных и укрепительных устройств;

прочистку водоотводных сооружений, подводящих и отводящих русел у мостов и труб;

ликвидацию небольших пучинистых участков; планировку обочин, резервов, откосов насыпей и выемок с засевом травой; профилирование грунтовых дорог;

очистку от мусора, снега, наледей лотков, кюветов и водоотводных канав; пропуск вод по кюветам и канавам; прочистку и промывку труб дождевой канализации, коллекторов, дождеприемных колодЦев; дноочистительные работы у водовыпусков; устройство и снятие утеплений дождеприемных колодцев; замену решеток и крышек дождеприемных и смотровых колодцев;

изготовление, установку, разборку и ремонт снегозащитных заборов, щитов, панелей;

восстановление профиля щебеночных и гравийных покрытий; улучшение проезжей части грунтовых дорог щебнем, гравием, обеспыливание дорог хлористым кальцием, битумом и другими материалами;

очистку проезжей части дорог, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек от пыли и грязи;

очистку прилотковой части от наносов грязи и песка; расчистку проезжей части от снега, удаление снежно-ледяных накатов, вывозку снега;

устранение гололеда и скользкости проезжей части дорог посредством распределения пескосоляной смеси и прочих противогололедных материалов;

открытие и закрытие воздушных воронок; очистку от грязи и пыли, мойку, покраску и побелку барьерных и других ограждений, направляющих устройств и дорожных тумб.

3.9.    Работы по содержанию городских дорог проводят непрерывно в течение всего года.

м

Страница 15

В зависимости от периода года должны выполняться следующие работы:

летом: подметание, поливка и мойка улиц, планировку обочин и прочистка кюветов, присыпка минеральным материалом покрытий в местах, где наблюдается выход битума на поверхность («потение»);    j

осенью: подметание, мойка и очистка улиц от снега;и грязи, подготовка водоотводных сооружений к зиме, борьба с гололедом;

зимой: очистка улиц и дорог от снега и льда, борьба с гололедом, уход за пучинистыми участками дорог, обеспечение стока воды во время зимних оттепелей;

весной: обеспечение стока поверхностных вод с проезжей части дорог и тротуаров, очистка улиц от снега и грязи, уход за пучи-ичстыми! участками дорог.

Круглогодично должен осуществляться уход за водоотводными сооружениями.

4. КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

4.1.    Общая часть

4.1.1.    Работам по ремонту городских дорог должна предшествовать организационно-техническая подготовка, включающая мероприятия по:

а)    выяснению и уточнению размещения подземных коммуникаций;

б)    разработке графиков производства работ по всем конструктивным элементам;

в)    обеспечению технической готовности средств механизации

и транспортных средств;    !

г)    заготовка дорожно-строительных материалов.

4.1.2.    В случае выполнения ремонта городских дорог t закрытием двржения транспорта по ремонтируемой дороге на время производства работ, необходимо предварительно согласовать с органамй Госавтоинспекции объезды для транспорта. При невозможности полного закрытия движения разрабатывают порядок выполнения работ без перерыва движения, но при обязательном обеспечении безопасности персонала, занятого на дорожных работах.

4.1.3.    Работы по ремонту городских дорог осуществляют, как правило, поточным методом, при котором все основные работы по конструктивным элементам выполняют последовательно специализированные бригады.

В случаях, когда применение поточного метода затруднено, работы можно производить цикличным методом.

15

Страница 16

Ремонт может выполняться как по существующему покрытию, так и с его удалением.

4.1.4.    Способ ремонта городских дорог с наращиванием существующего покрытия одним или двумя новыми асфальтобетонными слоями отличается высокой стоимостью и материалоемкостью. Кроме того, поднятие уровня проезжей части дороги после каждого ремонта на 5—8 см сопряжено с необходимостью поднятия уровня тротуаров. Это нарушает сложившуюся вертикальную планировку и водоотвод с прилегающих территорий. Поэтому применение такого способа ремонта оправдано лишь в тех случаях, когда дорожная одежда имеет недостаточную прочность и требует усиления.

4.1.5.    Городские дороги, особенно в зонах старой застройки, часто имеют асфальтобетонные покрытия толщиной 300 мм и более из-за многократного его наслоения в процессе эксплуатации. Фактический модуль упругости дорожной одежды с таким покрытием превышает требуемый, исходя из условий движения транспорта и категории улицы и дороги. Восстановление транспортноэксплуатационных свойств таких дорог, утраченных в процессе эксплуатации, наиболее рационально осуществить с использованием старого регенерированного асфальтобетона. Здесь возможен также ремонт путем выравнивания покрытия фрезерованием с последующей укладкой на нем защитного слоя методом поверхностной обработки.

4.2. Ремонт земляного полотна и водостоков

4.2.1.    В целях улучшения условий эксплуатации городских дорог на отдельных участках исправляют продольный профиль в соответствии с техническими нормативами, установленными для той или другой категории дороги. При изменении продольного профиля дороги осуществляют исправление земляного полотна и перекладку водоотводных сооружений в соответствии с проектом В проекте должен быть учтен опыт работы земляного полотна в местных условиях для того, чтобы обеспечить его устойчивость.

При ремонте земляного полотна следует руководствоваться действующими правилами возведения земляного полотна.

4.2.2.    На участках дороги, подверженных возникновению пучин, необходимо:

а)    произвести замену пучинистых грунтов земляного полотна на грунт, не теряющие свои прочностные свойства при переувлажнении (песчаные, супесчаные и другие морозостойкое), на всю глубину промерзания;

б)    создать эффективный отвод поверхностных вод за пределы земляного полотна и защиту грунтов от переувлажнения.

4 2.3 При высоком уровне грунтовых под и невозможности

Страница 17

замены ^учинистых грунтов необходимо устраивать дополнительный' .слой основания из фильтрующих грунтов или осушать верхнюю;часть земляного полотна и дренирующего слоя,! устраивая трубчатые дрены.

В цеЬях борьбы с пучинообразованием возможно также устройство дополнительного слоя основания типов: капилляропрерывающего из крупнозернистых минеральных материалов;теплоизолирующего из материалов, способных уменьшить j глубину промерзания; водонепроницаемого из грунта, обработанного органическим вяжущим материалом.

4 2.4.; Мероприяния по устранению и предотвращению смыва и обрушения откосов земляного полотна проводят в соответствии со специально разработанными проектами укрепительных работ. К таким! мероприятиям относятся.

а)    устройство дренажей глубокого заложения для перехватывания и понижения уровня грунтовых вод территории города и мелкого заложения для обеспечения водоотвода из подстилающего песчаного (дренирующего) слоя;

б)    устройство более пологих откосов;

в)    устройство подпорных стенок;

г)    укрепление откосов цементацией;

д)    укрепление откосов забивкой свай;

ж) укрепление поверхности откосов водонепроницаемыми слоями. I

4 2.5. Наряду с ремонтом открытой водоотводной системы прочищают и ремонтируют поврежденные подземные водостоки, дренажи, дренажные воронки и прорези с улучшением элементов, показавших свою неэффективность в процессе эксплуатации. Промывают-заилившиеся дренажи с помощью гидромелиорационных машин. fB необходимых случаях производят замену фильтровых обсыпок1 и труб, устранение просадок отдельных труб и|водоприемников.

4.2.6.1 Если обнаружен вынос песка через дренажные трубы, необходимо перестроить приемную часть дрен, усилив !щебеноч-ный фильтр. На этих работах целесообразно использовать нетканые синтетические материалы, обеспечивающие долговременную и эффективную работу фильтров.

Для устройства щебеночно-трубного или беструбного дренажа нетканые материалы укладывают в подготовленную;траншею вплотную к дну и стенам, закрепляя их края анкерами. Затем укладывают дренажную трубу (в случае первого варианта), траншею засыпают щебнем с послойным уплотнением, края полотен освобождают от анкеров и закрывают поверхность засыпки с перекрытием на 25—30 см. Траншею после этого засыпают песком крупным или средней крупности.

2. 3»х 67

I

Страница 18

Для устройства бесщебеночного дренажа о траншею помещают дренажную трубу, обернутую нетканым синтетическим материалом. и засыпают песком.

4 2.7. При ремонте дренажа заменяют отдельные дрены или дрены на небольших по протяжению участках дренажа, ремонтируют устья. колодцы,заменяют на отдельных участках фильтровальную обсыпку.

Для устройства или перестройки дренажей могут применяться гончарные, пористые, керамические, асбестоцементные, фильтровые и полимерные трубы.

4.3.    Ремонт асфальтобетонных покрытий

4.3.1. При ремонте дороги с удалением асфальтобетонного покрытия его разломку производят при помощи кирковщиков и рыхлителей Могут быть также использованы специальные машины для грубого разрушения асфальтобетонных покрытий на куски размером до 30 см и более типа ЗФМ — 2300 м или ДП-31АХЛ. При меньших объемах работ используется навесное оборудование к гидравлическим экскаваторам, в частности навесное оборудование ЭРМГ-2 к экскаватору ЭО-4121 или гидромолот ВНИИСтройдор.маша, навешенный на экскаватор ЭО-2621.

Для взлома дорожных покрытий на небольших площадях могут быть применены пневматические отбойные молотки.

4 3.2 В последнее время широкое распространение получило фрезерование асфальтобетонных покрытий. При этом оно используется как для полного устранения дефектов путем удаления деформированного слоя, так и в порядке подготовки остающегося слоя для укладки нового слоя покрытия.

Фрезерование производят горячим и холодным способами.

В обоих случаях фрезерование выполняется машинами, оснащенными фрезерными барабанами, как правило, вращающимися а направлении, противоположном движению машины (встречное фрезерование).

Заглубление резцов фрезерного барабана может осуществляться как параллельно поверхности дорожного покрытия, так и под различными углами

4.3.3.    При горячем фрезеровании используется свойство тер-мопластичности асфальтобетона. Он размягчается под воздействием тепла, что уменьшает сопротивление резанию. Для получения необходимого тепла используется сжиженный газ. хранящийся в баллонах или резервуарах. Сжигание газа осуществля ется в горелках инфракрасного излучения, смонтированных в блоки и расположенных над ремонтируемым покрытием. Температура разогретого асфальтобетона не должна превышать 160—170 °С.

18

Страница 19

Укладка нового слоя по существующему покрытию

4.3    4. Технология устройства асфальтобетонного покрытия по сущее-вующему — путем наращивания покрытия новыми слоями мало стличается от работ при новом строительстве. Перед укладкой верхнего слоя покрытия восстанавливают поперечный про>-фиЛь дороги путем укладки выравнивающего слоя и!з пористой асфал >то-бетонной смеси, колодцы подземных сооружений нара-

.щивают до требуемых отметок.

4.3    5. Покрытия из асфальтобетонных смесей устраивают в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей |производят весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С. Осенью — не ниже 10 °С; теплых смесей — при температуре не ниже минус 10 °С.

Укладку холодных асфальтобетонных смесей следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей, за исключением смесей с активированными минеральными материалами.

4.3.6.    Перед укладкой смеси (за 1—6 ч) необходимо произвести обработку поверхности старого покрытия битумной эмульсией, !жидким или вязким битумом, нагретым до рабочей температуры. Норму расхода материалов устанавливают: при обработке битумной эмульсией (60%-ной) — 0,3—0,4 л/м*, при обработке битумом — 0,2—0,3 л/м . В случае использования в качестве основания существующих булыжных мостовых или других покрьтий переходного типа норму расхода вяжущих увеличивают до 0,0—0,9 л/м2 при обработке битумной эмульсией и до 0,5— 0,8 л/м2 при использовании битума.

Обработку выравнивающего слоя вяжущим можно не производить в случае, если интервал времени между его устройством и устройством верхнего слоя покрытия составляет не,более 2 сут н отсутствовало движение транспорта.

4.3.7.    Укладку асфальтобетонных смесей следуе+ осуществлять, как правило, асфальтоукладчиком с включенном трамбующим брусом. Допускается устройство выравнивающего слоя автогрейдером. В местах, недоступных для асфальтоукладчика, допускается ручная укладка.

Пои укладке смесей асфальтоукладчиком толщина слоя должна бьть на 10—15% больше проектной, а при укладке автогрейдером или вручную на 25—30%.

4.3.8.    Уплотнение покрытии из асфальтобетонных смесей следует «начинать при их максимально возможной температуре. Чем выше температура, при которой производят уплотнение, тем лучше уЯлотняемость смеси и при меньших затратах работы можно достигнуть более высокой плотности асфальтобетона'.

2-    19

Страница 20

Температура смеси в начале уплотнения для разных видов смесей приведена в табл. 4.

Таблица 4

Температура смеси в начале уплотнения, °С

Вид    Марка    битума

смеси

Для плотного асфальтобетона типов:

А и Б. пори-    В, Г и Я, пористого и    стого и оысоко-

высокопори-    пористого с СО

СТОЙ) с со- держанием щебня держанием    менее 40% и

щебня более высокопористого 40%    песчаного

Горя- БНД 40/60, БНД 60/90

чая БНД 90/130. БН 60/90    120-160    100—130

БН 90/130

Теп- БНД 130/200, БНД 200/300

лая БН 130/200. БН 200/300    100—140    80—110

СГ 130/200, МГ 130/200

МГО 130/200    70—100

Хо- СГ 70/130. МГ 70/130

лод- МГО 70/130    Не    ниже    5

ним

4.3.9.    Во всех случаях следует стремиться закончить уплотне

ние смеси в кратчайшие сроки .при ее возможно более высокой температуре. Предельными, ниже которых уплотнение малоэффективно, являются температуры: для горячих смесей, приго-•гоиленпы.х ни (inгумс мирки Ь} LU -40/60 >'0    60    'С,    #и онгумс

марок БНД 60/90, БНД 90/130, БТГбО/ЭС; БН 90/130 60-70 °С. для теплых смесей, приготовленных на битуме марок БНД 130/200, БН 130/200 50- С)О °С. на битуме марок БНД 200/300. БН 200/300 40—60 °С и на битуме марок СГ 130/200, МГ 130/200, МГО 130/200 35—40 °С.

4.3.10.    При использовании для уплотнения асфальтобетона укаточного звена из самоходных катков с гладкими вальцами укатку производят вначале легкими (до 8 т), а затем тяжелыми (10—18 т) катками.

Рабочая скорость движения гладковальцовых катков должна быть: в начале укатки 1,5—2 км/ч, а после 5—6 проходов по одному следу увеличена до 3—5 км/ч.

Требуемую плотность асфальтобетона в покрытии можно

20