Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

112 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе изложены требования к транспортно-эксплуатационному состоянию городских дорог, виды и состав работ, технология ремонта и содержания земляного полотна, водостоков, дождевой канализации и других элементов дорожных одежд различных типов.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию городских дорог

3. Состав работ по ремонту и содержанию городских дорог

4. Капитальный ремонт

     4.1 Общая часть

     4.2 Ремонт земляного полотна и водостоков

     4.3 Ремонт асфальтобетонных покрытий

     Укладка нового слоя по существующему покрытию

     Ремонт методом регенерации старого асфальтобетона

     4.4 Ремонт цементобетонных покрытий

5. Текущий ремонт

     5.1 Ремонт асфальтобетонных покрытий

     Заделка выбоин и просадок

     Ликвидация волн и наплывов

     Заделка трещин

     Устройство слоя износа

     5.2 Ремонт цементобетонных покрытий

     Заделка выбоин и просадок

     Ремонт покрытий из сборных плит

     Ремонт швов и заделка трещин

     Устройство слоя износа

     5.3 Ремонт покрытий переходного и низшего типов

     5.4 Восстановление дорожной одежды после разрытий

     5.5 Ремонт бортового камня

     5.6 Ремонт дождевой канализации

6. Содержание городских дорог

     6.1 Содержание земляного полотна и водоотвода

     6.2 Содержание дородных покрытий

     6.3 Учет интенсивности движения и паспортизация городских дорог

7. Правила приемки и контроль качества работ

     7.1 Порядок приемки работ по ремонту городских улиц

     7.2 Контроль качества работ

     Земляное полотно и водостоки

     Дорожные одежды

Приложение 1. Технологические схемы ремонта городских дорог

Приложение 2. Машины и механизмы для ремонта и содержания дорог

Приложение 3. Форма паспорта городской дороги

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА И ДОРОЖНО-МОСТОВОГО ХОЗЯЙСТВА

УТВЕРЖДЕНО приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству № 65 от 24 декабря 1993 г.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ ГОРОДСКИХ ДОРОГ

г. Ростов-на-Дону 1995

1


2


Несовпадение шва и нарезанного в верхней части покрытия паза шва. Отклонение штырей шва от горизонтали, недостаточная устойчивость конструкции каркаса шва и плохое закрепление в них штырей. Образование бетонных пробок под прокладкой шва расширения между прокладкой и рельс-формой

ТРЕЩИНЫ:

-г) —доверхноезчше--г--    уети-м ые~телш ературные- н ап ряжения    в

бетоне* динамическое воздействие транспортных средств

б) сквозные    Разрыв    покрытий при низких зимних темпера

турах и большом расстоянии между швами, деформации земляного полотна

Слабое основание, подверженное изменениям влажностно-температурного режима

Склонность подстилающих грунтов к пучинообразован ию, недостаточный поверхностный водоотвод

Слабое основание

Недостаточ н а я морозостойкость бетона, низ-1<ая‘“пр~очность

'Поверхностная оОрЖотка/с применением в качестве вяжущего эпоксидной смолы, заливка трещин

3


в) у швов

Разрушения кромок швов и трешин с образованием выбоин

Вертикальные перемещения, прогибы, выпучивание плит

Просадки и проломы плит

Бортовые камни Просадки, отклонение от вертикали Сколы граней и углов, трнщйны, повреждения лицевой поверхности

Ремонт с применением цементобетонных смесей и растворов после частичной вырубки бетона вдоль трещины на глубину 8—10 см или после вырубки бетона на полную толщину одежд

Расчистка шва* установка и закрепление доски на прокладку, ремонт примыкающих к нему участков одежды, удаление доски после набора бетоном достаточной прочности, .подгрунтовка стенок шва битумом и заполнение шва мастикой или прокладкой

Ремонт с применением цементобетонных смесей и растворов

Исправление и укрепление основания с последующей укладкой плит

Исправление оснований, устройство дренажей, перекладка верхнего слоя покрытия

Ремонт основания с установкой камней по отметке

.Исправление, перестановка камней .—заме-— на новыми камнями


3 СОСТАВ РАБОТ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ ГОРОДСКИХ ДОРОГ

3. 1. Ремонт городских дорог разделяют на капитальный и текущий.

3.2.    К Капитальному ремонту относятся работы по полному или частичному исправлению и восстановлению одежд проезжей части дорог и тротуаров, а также работы, связанные с заменой отдельных элементов городских дорог более прочными и экономичными, улучшающими транспортно-эксплуатационные характеристики ремонтируемых объектов.

Капитальный ремонт должен производиться комплексно по всем элементам дороги. Он выполняется, как правило, по техническим проектам и сметам.

3.3.    При капитальном ремонте городских дорог производят: исправление земляного полотна в плане, продольном и поперечном профиле, с учетом технической категории, установленной для ремонтируемой дороги;

исправление пучинистых, оползневых участков, устройство или восстановление дренажей, изолирующих прослоек, укрепление откосов и другие работы, обеспечивающие устойчивость земляного полотна;

восстановление, переустройство существующей дождевой канализации с заменой труб, дождеприемных и смотровых колодцев, а также устройство новых водоотводных, осушительных канав (кюветов);

ремонт коллекторов дождевой канализации с заменой труб; устройство земляного полотна на перестраиваемых участках дорог;

уширение земляного полотна с устройством водоотвода, местных уширений для остановок городского транспорта и стоянок автомобилей;

устройство новых дорожных покрытий вместе с основанием или частичным исправлением основания; возобновление всех видов покрытий проезжей части с исправлением или без исправления поперечного профиля, смягчение продольного профиля;

устройство более совершенных типов покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания с прокладкой или перекладкой подземных коммуникаций;

уширение (не более чем на одну полосу движения) дорожных одежд проезжей части, а также местное уширение для остановок и посадочных площадок городского транспорта и стоянок автомашин.

3.4.    К текущему ремонту относятся работы по предупрежде-

12

нию и исправлению повреждении дороги, выполняемые в течений всегс года, а также работы по периодическому воз^щению слоя износа дорожного покрытия с обеспечением в необходимых случаях достаточной его шероховатости.

3.5.    При текущем ремонте городских дорог выполняют следующие работы:

исправление отдельных повреждений земляного полотна, ликвидацию 'йучин на проезжей части дорог и тротуаров;

замену или восстановление всех видов покрытия с устройством или исправлением оснований на тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках с уширением их в необходимых случаях;

восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных и иементэбетонных покрытий, в том числе способами терморегенерации и термопрофилирования, устройство поверх1ностных обработок;    |

установку вновь бортового камня на существующих дорогах, пешеходных и велосипедных дорожках или замену бортовых камней;

заделчу просадок, ям, выбоин, трещин, замену, подъемку или выравниЕ.ание положения отдельных плит сборных цементобетонных покрытий; ремонт и восстановление швов в цементобетон-ных покрытиях; насечку поверхности брусчатых и мозаичных мостовых;

исправление профиля щебеночных и гравийных дорог с добавлением или без добавления нового материала на отдельных участках улицы (дороги); исправление отдельных повреждений и просадок на тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках с покрытиями всех типов, с частичным исправлением оснований;

восстановление поврежденных водостоков, исправление лотков с целью сохранения продольного уклона; перекладка и наращивание водоприемных и смотровых водосточных колсдцев со сменой люков и решеток;

архитектурное оформление и благоустройство магистэальных въездов Щ,города — республиканские, краевые и областные центры, в крупные промышленные города и города-курорты, а также достопримечательных мест;

устройство новых и восстановление металлических барьерных и других ограждений, направляющих устройств и дорожных тумб.

выпол-погоды ния, по-

3.6.    Основные объемы по текущему ремонту покрытии няют верной после наступления теплой и устойчивой

В этот пе

риод должны быть ликвидированы все повреждё] явившиеся на покрытиях в процессе осенне-зимней эксплуатации

дорог.

13

В остальной период времени года ремонт производят по мере необходимости при появлении тех или иных повреждений.

3.7.    К содержанию городских дорог относятся мероприятия по предохранению дорог от преждевременного износа, обеспечению нормальных условий их эксплуатации.

Содержание дорог включает комплекс инженерно-технических мероприятий по уходу за дорожными конструктивными элементами в целях поддержания их постоянно в надлежащем порядке. Выполнение работ по содержанию в полном объеме и с высоким качеством замедляет процесс ухудшения транспортно-эксплуатационных показателей дороги.

3.8.    При содержании городских дорог производят: исправление мелких повреждений земляного полотна, дренажных, защитных и укрепительных устройств;

прочистку водоотводных сооружений, подводящих и отводящих русел у мостов и труб;

ликвидацию небольших пучинистых участков; планировку обочин, резервов, откосов насыпей и выемок с засевом травой; профилирование грунтовых дорог;

очистку от мусора, снега, наледей лотков, кюветов и водоотводных канав; пропуск вод по кюветам и канавам; прочистку и промывку труб дождевой канализации, коллекторов, дождеприемных колодЦев; дноочистительные работы у водовыпусков; устройство и снятие утеплений дождеприемных колодцев; замену решеток и крышек дождеприемных и смотровых колодцев;

изготовление, установку, разборку и ремонт снегозащитных заборов, щитов, панелей;

восстановление профиля щебеночных и гравийных покрытий; улучшение проезжей части грунтовых дорог щебнем, гравием, обеспыливание дорог хлористым кальцием, битумом и другими материалами;

очистку проезжей части дорог, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек от пыли и грязи;

очистку прилотковой части от наносов грязи и песка; расчистку проезжей части от снега, удаление снежно-ледяных накатов, вывозку снега;

- устранение гололеда и скользкости проезжей части дорог посредством распределения пескосоляной смеси и прочих противогололедных материалов;

открытие и закрытие воздушных воронок; очистку от грязи и пыли, мойку, покраску и побелку барьерных и других ограждений, направляющих устройств и дорожных тумб.

3.9.    Работы по содержанию городских дорог проводят непрерывно в течение всего года.

14

В зависимости от периода года должны выполняться следующие' работы:

летом: подметание, поливка и мойка улиц, планировка обочин и прочистка кюветов, присыпка минеральным материалов'покрытий в местах, где наблюдается выход битума на поверхность

(«потение»);

и грязи,

осенью: подметание, мойка и очистка улиц от снега подготовка водоотводных сооружений к зиме, борьба с гоколедом;

ие стока

время зимних оттепелей;

зимои: очистка улиц и дорог от снега и льда, борьба с гололедом, уход за пучинистыми участками дорог, обеспечен

воды во

за пучи-

весной: обеспечение стока поверхностных вод с проезжей части

чистыми

дорог и тротуаров, очистка улиц от снега и грязи, уход

участками дорог.

жениями.

Круглогодично должен осуществляться уход за водоотводны

ми coop)

4. КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

4.1.    Об(цая часть

ая меро-


4.1.1.    Работам по ремонту городских дорог должна предшествовать организационно-техническая подготовка, включающ; приятия по:

а)    вьяснению и уточнению размещения подземных коммуникаций;

б)    разработке графиков производства работ по всем конструктивным злементам;

в)    обеспечению технической готовности средств механизации-и транспэртных средств;

г)    заготовка дорожно-строительных материалов. I

4.1.2.    В случае выполнения ремонта городских дорог jc закрытием движения транспорта по ремонтируемой дороге на время производства работ, необходимо предварительно согласовать с органам* Госавтоинспекции объезды для транспорта. При невозможности полного закрытия движения разрабатывают порядок выполнения работ без перерыва движения, но при обязательном обеспечении безопасности персонала, занятого на дорожных работах.

4.1.3.    Работы по ремонту городских дорог осуществляют, как правило, поточным методом, при котором все основные работы по конструктивным элементам выполняют последовательно специализированные бригады.

В случаях, когда применение поточного метода затруднено, работы можно производить цикличным методом.

15

Ремонт может выполняться как по существующему покрытию, так и с его удалением.

4.1.4.    Способ ремонта городских дорог с наращиванием существующего покрытия одним или двумя новыми асфальтобетонными слоями отличается высокой стоимостью и материалоемкостью. Кроме того, поднятие уровня проезжей части дороги после каждого ремонта на 5—8 см сопряжено с необходимостью поднятия уровня тротуаров. Это нарушает сложившуюся вертикальную планировку и водоотвод с прилегающих территорий. Поэтому применение такого способа ремонта оправдано лишь в тех случаях, когда дорожная одежда имеет недостаточную прочность и требует усиления.

4.1.5.    Городские дороги, особенно в зонах старой застройки, часто имеют асфальтобетонные покрытия толщиной 300 мм и более из-за многократного его наслоения в процессе эксплуатации. Фактический модуль упругости дорожной одежды с таким покрытием превышает требуемый, исходя из условий движения транспорта и категории улицы и дороги. Восстановление транспортноэксплуатационных свойств таких дорог, утраченных в процессе эксплуатации, наиболее рационально осуществить с использованием старого регенерированного асфальтобетона. Здесь возможен также ремонт путем выравнивания покрытия фрезерованием с последующей укладкой на нем защитного слоя методом поверхностной обработки.

4.2. Ремонт земляного полотна и водостоков

4.2.1.    В целях улучшения условий эксплуатации городских дорог на отдельных участках исправляют продольный профиль в соответствии с техническими нормативами, установленными для той или другой категории дороги. При изменении продольного профиля дороги осуществляют исправление земляного полотна и перекладку водоотводных сооружений в соответствии с проектом. В проекте должен быть учтен опыт работы земляного полотна в местных условиях для того, чтобы обеспечить его устойчивость.

При ремонте земляного полотна следует руководствоваться действующими правилами возведения земляного полотна.

4.2.2.    На участках дороги, подверженных возникновению пучин, необходимо:

а)    произвести замену пучинистых грунтов земляного полотна на грунт,' не теряющие свои прочностные свойства при переувлажнении (песчаные, супесчаные и другие морозостойкое), на всю глубину промерзания;

б)    создать эффективный отвод поверхностных вод за пределы земляного полотна и защиту грунтов от переувлажнения.

4.2.3.    При высоком уровне грунтовых вод и невозможности

осушать

замены (1учинистых грунтов необходимо устраивать дополни тельный';|Слой основания из фильтрующих грунтов или

верхнюю вая труб

часть земляного полотна и дренирующего слоя, устраи->чатые дрены.

В целях борьбы с пучинообразованием возможнб также устройство дополнительного слоя основания типов: капилляропрерывающего из крупнозернистых минеральных материалов; теплоизолирующего из материалов, способных уменьшить глубину промерзания; водонепроницаемого из грунта, обработанного органиче'ским вяжущим материалом.

К таким


мероприятиям относятся:


4.2.4. !Мероприяния по устранению и предотвращению смыва и обрушения откосов земляного полотна проводят в соответствии со специ|ально разработанными проектами укрепительных работ.

а)    устройство дренажей глубокого заложения для перехватывания и понижения уровня грунтовых вод территории города и мелкого заложения для обеспечения водоотвода из подстилающего песчаного (дренирующего) слоя;

б)    устройство более пологих откосов;

в)    устройство подпорных стенок;

г)    укрепление откосов цементацией;

д)    укрепление откосов забивкой свай;

ж) укрепление поверхности откосов водонепроницаемыми слоями, j

В необходимых случаях производят замену фильтровых и труб, устранение просадок отдельных труб и водопри-

4.2.5i Наряду с ремонтом открытой водоотводной системы прочищают и ремонтируют поврежденные подземные водостоки, дренажи, дренажные воронки и прорези с улучшением элементов, показавших свою неэффективность в процессе эксплуатации. Промывают'заилившиеся дренажи с помощью гидромелиорационных

машин, обсыпок емников

4.2.6. Если обнаружен вынос песка через дренажные трубы, необходимо перестроить приемную часть дрен, усилив щебеночный фильтр. На этих работах целесообразно использовать нетканые синтетические материалы, обеспечивающие долговременную и эффективную работу фильтров.

17


I

Для устройства щебеночно-трубного или беструбного дренажа нетканые материалы укладывают в подготовленную] траншею вплотную к дну и стенам, закрепляя их края анкерами. Затем укладыЕают дренажную трубу (в случае первого варианта), траншею засыпают щебнем с послойным уплотнением, края полотен освобождают от анкеров и закрывают поверхность засыпки с перекрытием на 25—30 см. Траншею после этого засыпают песком крупным или средней крупности.

2. Злх. 67

Для устройства бесшебеночного дренажа в траншею помешают дренажную трубу, обернутую нетканым синтетическим материалом, и засыпают песком.

4.2.7. При ремонте дренажа заменяют отдельные дрены или дрены на небольших по протяжению участках дренажа, ремонтируют устья, колодцы,заменяют на отдельных участках, фильтровальную обсыпку.

Для устройства или перестройки дренажей могут применяться гончарные, пористые, керамические, асбестоцементные, фильтровые и полимерные трубы.

4.3. Ремонт асфальтобетонных покрытий

4.3.1.    При ремонте дороги с удалением асфальтобетонного покрытия его разломку производят при помощи кирковщиков и рыхлителей. Могут быть также использованы специальные машины для грубого разрушения асфальтобетонных покрытий на куски размером до 30 см и более типа ЗФМ — 2300 м или ДП-31АХЛ. При меньших объемах работ используется навесное оборудование к гидравлическим экскаваторам, в частности навесное оборудование ЭРМГ-2 к экскаватору ЭО-4121 или гидромолот ВНИИСтройдормаша, навешенный на экскаватор ЭО-2621.

Для взлома дорожных покрытий на небольших площадях могут быть применены пневматические отбойные молотки.

4.3.2.    В последнее время широкое распространение получило фрезерование асфальтобетонных покрытий. При этом оно используется как для полного устранения дефектов путем удаления деформированного слоя, так и в порядке подготовки остающегося слоя для укладки нового слоя покрытия.

Фрезерование производят горячим и холодным способами.

В обоих случаях фрезерование выполняется машинами, оснащенными фрезерными барабанами, как правило, вращающимися в направлении, противоположном движению машины (встречное фрезерование).

Заглубление резцов фрезерного барабана может осуществляться как параллельно поверхности дорожного покрытия, так и под различными углами.

4.3.3.    При горячем фрезеровании используется свойство термопластичности асфальтобетона. Он размягчается под воздействием тепла, что уменьшает сопротивление резанию. Для получения необходимого тепла используется сжиженный газ, хранящийся в баллонах или резервуарах. Сжигание газа осуществляется в горелках инфракрасного излучения, смонтированных в блоки и расположенных над ремонтируемым покрытием. Температура разогретого асфальтобетона не должна превышать 160—170 °С.

18

Укладка нового слоя по существующему покрытию

4.3 4. Технология устройства асфальтобетонного покрытия по существующему — путем наращивания покрытия новыми слоями мало отличается от работ при новом строительстве. Перед укладкой верхнего слоя покрытия восстанавливают поперечный про> фийь дороги путем укладки выравнивающего слоя из пористой асфальто-бетонной смеси, колодцы подземных сооружений нара-.щивают до требуемых отметок.

емпературе

4.3-5. Покрытия из асфальтобетонных смесей устраивают в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей производят веснок и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью — не ниже 10 °С; теплых смесей — при ti не ниже минус 10 °С.

гет закан

Укладку холодных асфальтобетонных смесей еле, чивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних, дождей, за исключением смесей с активированными минеральными материалами.

кия в каче-или других

4.2» 6. Перед укладкой смеси (за 1—6 ч) необходимо произвести обработку поверхности старого покрытия битумной эмульсией, жидким или вязким битумом, нагретым до рабочей температуры. Норму расхода материалов устанавливают: при обработке битумной эмульсией (60%-ной) —0,3—0,4 л/м*, при обработке битумом — 0,2—0,3 л/м . В случае использова стве основания существующих булыжных мостовых покрытий переходного типа норму расхода вяжущих увеличивают до 0,6—0,9 л/м2 при обработке битумной эмульсией и до 0,5— 0,8 л/м2 при использовании битума.

Обработку выравнивающего слоя вяжущим можно не производить в случае, если интервал времени между его устройством и устройством верхнего слоя покрытия составляет не более 2 сут и отсутствовало движение транспорта.

■    4.3.7. Укладку асфальтобетонных смесей следуе" осуществ

лять, как правило, асфальтоукладчиком с включенном трамбующим брусом. Допускается устройство выравнивающего слоя автогрейдером. В местах, недоступных для асфальтоукладчика, допускается ручная укладка.

Пои укладке смесей асфальтоукладчиком толщина слоя должна бьть на 10—15% больше проектной, а при укладке автогрейдером или вручную на 25—30%.

4.3.8. Уплотнение покрытии из асфальтобетонных смесей следует начинать при их максимально возможной температуре. Чем выше температура, при которой производят уплотнение, тем лучше уплотняемость смеси и при меньших затратах работы можно достигнуть более высокой плотности асфальтобетона.

19

2*

Температура смеси в начале уплотнения для разных видов смесей приведена в табл. 4.

Таблица 4

Температура смеси в начале уплотнения, °С

Вид    Марка    битума

смеси

Для плотного асфальтобетона типов:

А и Б, пори-    В, Г и Я, пористого и    стого и высоко-

высокопори-    пористого с со-

стого с со- держанием щебня держанием    менее 40% и

щебня более высокопористого 40%    песчаного

Горя- БНД 40/60, БНД 60/90

чая БНД 90/130, БН 60/90    120—160    100—130

БН 90/130

Теп- БНД 130/200, БНД 200/300

лая БН 130/200, БН 200/300    100—140    80—110

СГ 130/200, МГ 130/200

МГО 130/200    70—100

Хо- СГ 70/130, МГ 70/130

лод- МГО 70/130    Не    ниже    5

на и

4.3.9.    Во всех случаях следует стремиться закончить уплотнение смеси в кратчайшие сроки.при ее возможно более высокой температуре. Предельными, ниже которых уплотнение малоэффективно, являются температуры: для горячих смесей, приго-тонленныл на Ангулк' марки Ь1Щ ■10/60_ ГО $0 'С, на онгумс

марок БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130 60—70 °С, для теплых смесей, приготовленных на битуме марок БНД 130/200, БН 130/200 50- -60 °С, па битуме марок БНД 200/300, БН 200/300 40—60 °С и на битуме марок СГ 130/200, МГ 130/200, МГО 130/200 35—40 °С.

4.3.10.    При использовании для уплотнения асфальтобетона укаточного звена из самоходных катков с гладкими вальцами укатку производят вначале легкими (до 8 т), а затем тяжелыми (10—18 т) катками.

Рабочая скорость движения гладковальцовых катков должна быть: в начале укатки 1,5—2 км/ч, а после 5—6 проходов по одному следу увеличена до 3—5 км/ч.

Требуемую плотность асфальтобетона в покрытии можно

Настоящие Технические правила ремонта и содержан|ия городских дорог разработаны взамен Технических правил, утвержденных приказом Минжилкомхоза РСФСР № 460 от 09.] 1.1977 г.

При .составлении Технических правил использованы результаты научно-исследовательских работ и передовой опыт, накэпленный за последние годы в области ремонта и содержания автомобильных дорог. Учтена новая Классификация работ по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства городов, рабочих, курортных поселков и райсельцентров РСФСР, утвержденная приказом государственного комитета РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству № 10 от 24.05.1991 г.    j

В Технических правилах изложены требования к транспортно-эксплуатационному состоянию городских дорог, виды и состав работ, технология ремонта и содержания земляного полотна, водостоков, дождевой канализации и других элементов дорожных одежд различных типов. Освещены правила приемки работ по ремонту, а также вопросы контроля качества в процессе их производства и при приемке. Даны технические характеристики машин и механизмов, применяемых при ремонте и содержании городских дорог и технологические схемы ремонта.    |

Технические правила разработаны Ростовским НИИ Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова (И. М.| Шейхет, В. Г. Мотовилов, И. Н. Райхман) и предназначены в! качестве руководства для дорожных организаций, занятых ремонтом и содержанием городских дорог.

достигнуть в среднем за 4—б проходов легкими и 12—20 проходов тяжелыми гладковальцовыми статическими катками,

4.3.11. Самоходные катки вибрационные рекомендуются для уплотнения смесей типов А, Б, Г, а также смесей для зыравни-вающегс слоя. Первые 2—3 прохода виброкатка следует делать с выключенным виброустройством, затем 3—5 проходов по нижнему слою и 4—6 проходов по верхнему — с включенным. Ско-рость движения виброкатков — 2—3 км/ч. Заканчивать уплотнение целесообразно тяжелым катком статического действия за 6— 10 проходов по одному следу.

4.3.1!?. Преимуществами применения катков на пневматиче-' ских шгнах по сравнению с другими типами катков являются: большая глубина уплотнения слоя асфальтобетона; возможность регулирования контактного давления на уплотняемое покрытие; равномерное распределение плотности по толщине слоя; практическое отсутствие дробления минерального материала в уплот- . няемом асфальтобетоне. Кроме того, из-за высоких скоростей движения катков на пневмошинах, высоких температур, при которых* производят уплотнение асфальтобетона и, вследствие этого/ из-за меньшего числа требуемых проходов повышается производительность работ по уплотнению асфальтобетона.

Требуемая плотность достигается за 10—12 проходов катка по одноиу следу. Скорость катков рекомендуется принять равной в начала уплотнения 2—3 км/ч, а после 3—5 проходов Увеличить до 5—8 км/ч.

Заканчивать укатку верхнего слоя покрытия следует 2—3 проходами тяжелого гладковальцового катка. Выравнивающий слой можно уплотнять только катками на пневмошинах без примене- А ния гладковальцовых катков.

4.3.13. В процессе уплотнения асфальтобетонных покрытий должны соблюдаться следующие основные правила:

а)    учатку покрытия следует начинать от краев проезкей части (от бортовых камней) к оси, перекрывая предыдущий след на 25—30 см;

б)    катки должны делать первые проходы по свежеуложенному асфаяь”обетону ведущими вальцами вперед;

1 в) г:ри устройстве продольных сопряжений полос асфальтобетона первый проход катка должен производиться по линии сопряжения, причем каток должен двигаться по ранее уложенной полосе, перекрывая новую полосу на 25—30 см;

г)    в процессе уплотнения катки не должны делать резких поворотов, переключений передач, останавливаться на уплотняемом участке;

д)    в целях предотвращения прилипания смеси к вальцам кат-

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Целью ремонта и содержания городских дорог и тротуаров является обеспечение бесперебойного, удобного и безопасного движения транспорта и пешеходов в любое время года, а также поддержание улиц в состоянии, обеспечивающем максимальное увеличение срока службы дорожной одежды при минимальных затратах.

1.2.    Основной задачей дорожных организаций, ответственных за ремонт и содержание городских дорожных одежд, является сохранение их транспортно-эксплуатационных качеств, своевременное выявление и устранение повреждений и деформаций, а также выполнение комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение появления деформаций. Несвоевременное выполнение ремонтно-профилактических мероприятий на дорогах приводит к необходимости производства значительно более дорогих видов ремонта.

1.3.    Особенностями выполнении дорожно-ремонтных работ на городских улицах являются:

а)    разнообразная планировка улиц и проездов, создающая стесненные условия для выполнения работ и ограничивающая применение крупногабаритных машин и механизмов;

б)    наличие смотровых колодцев, дождеприемных устройств и других препятствий, требующих применения специальных высоко-маневренных средств механизации;

в)    большая интенсивность движения транспорта, вызывающая необходимость ускоренного восстановления дорожного объекта;

г)    необходимость применения при ремонтных ‘работах машин и механизмов с максимально пониженными шумовыми характеристиками.

1.4.    При проведении ремонтных работ организация, проводящая работы, должна принять необходимые меры по обеспечению безопасности движения транспорта. Для этого на участке производства работ устанавливают временные дорожные знаки, ограждающие и направляющие устройства, а в необходимых случаях устраивают объезд ремонтируемого участка дороги.

Огра ждение места работ производят с помощью ограждающих щитов, штакетных барьеров, вешек, конусов, сигнальных огней.

Схемы ограждения мест работ и организации движения, а также сроки проведения работ утверждаются руководителем дорожной организации и согласовываются с органами ГАИ.

1.5.    При выполнении работ по ремонту и содержанию городских дс рог должны соблюдаться «Правила по охран^ труда в дорожи эм хозяйстве», введенные в действие с 01.01.90 г. приказом Минжи.ткомхоза РСФСР № 281 от 01.11.88 г.

1.6.    Дорожно-строительные материалы, применяемые при ремонте и содержании городских дорог, должны отвечать требова

ниям д других

гиствующих строительных норм и правил, стандартов и нормативных документов.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИ{0ИНОМУ СОСТОЯНИЮ ГОРОДСКИХ ДОРОГ

2.1.    Основными характеристиками, определяющими транспортноэксплуатационные показатели городской дороги, являются: прочность дорожной одежды, ровность и сцепные качества до,-рожного покрытия.

2.2.    Прочность дорожной одежды оценивается коэффициентом прочно:ти К„р1 который представляет собой отношение фактического модуля упругости дорожной конструкции к минимальному, требуемому для данной категории улиц и дорог (табл.1 1). После строительства или капитального ремонта дороги коэффициент должен'-'быть равен или больше единицы (К*ф^1). ^ процессе эксплуатации городских дорог допускается минимальная величина Knj,—0,8. При более низких величинах необходимо осуществить (усиление конструкции дорожной одежды. )

Таблица 1

Минимальные значения модуля упругости одежд нежесткого типа, МПа

Типы покрытия


Категория улиц и дорог


капитальные бблегченные


250

220

Магистральные дороги: скпюгтного движения регулируемого движения Магистр альные улицы:

250

220

общегородского значения: непрерывного движения регулируемого движения

1

2

3

районного значения:

тр а нс иортно-пешеходные

220

180

пешеходно-транспортные

220

180

Улицы и дороги местного значения:

улицы в жилой застройке

165

135

улицы и дороги н научно-производственных.

промышленных и коммунально-складских

зонах (районах)

220

180

пешеходные улицы и дороги

80

парковые дороги

80

проезды

130

100

велосипедные дорожки

80

2.3. Состояние покрытия проезжей части дорог по ровности оце-

нивается по результатам испытания трехметровои

рейкой. Этот

способ испытания является основным и

с ним сравниваются ре-

зультаты других методов определения ровности. Нормы ровности

покрытии городских дорог приведены в

табл. 2.

Таблица 2

Нормы ровности покрытий городских дорог

Показатели

Типы

покрытия

капитальные

облегченные

I

2

3


1.    Допускаемые величины просветов под трехметровой рейкой, мм

а)    на магистральных дорогах и магистральных улицах общегородского значения

б)    на магистральных улицах районного значения

о) на улицах и дорогах местного значения

2.    Допускаемое относительное количество просветов, превышающих допускаемые, %, не более:

а)    на магистральных дорогах скоростного движения ■

б)    на магистральных дорогах регулируемого движения, на магистральных улицах общегородского и районного значения

в)    на улицах и дорогах местного значения

3.    Показатель ровности по приборам ПКРС-2 (КП-511) (числитель) и по толчкомеру ТХК-2 (знаменатель), см/км, не более:

а)    на магистральных дорогах скоростного движения

б)    на магистральных дорогах регулируемого движения, на магистральных улицах общегородского и районного значения


5

5

5


7

10


5/10

5/15

5/15


5/15

5/20


540

100

660

120


1100

240


6


в) на у,


1ицах и дорогах местного значения


860

170


1200


265


Примечания: 1. В п. 2 в числителе приведено допускаемое относительное количество просветов, превышающих допускаемые величины, после строительства или капитального ремонта дороги, в знаменателе—в процессе экс тлуатации.

2. Максимальные просветы не должны превышать двукратной величины, допускаемой после строительства или капитального ремонта дороги и -рекратной в процессе эксплуатации.

2.4.оценки ровности покрытий на участках дорог большой протяженности могут быть использованы приборы —то^чкомеры различных конструкций. Ровность испытуемых дорожных покрытий оценивается коэффициентом ровности Кр, представляющим собой отношение предельно допустимых значений ровности к фактическому. Покрытие по ровности удовлетворяет условиям эксплуатации, если Кр>1. Предельно допустимые значения ровности приведены в табл. 2 п. 3.

2.5. Сцепные качества покрытий характеризуются коэффициентом сцепления, который равен отношению реактивнЬй силы,., действуй!)щей на колесо автомобиля в плоскости контакта с покрытием! к нагрузке, передаваемой колесом на покрытие.

Величина коэффициента сцепления зависит от типа поверхности покрытия, его состояния (сухое или мокрое), а таюКе от скорости движения и ряда других факторов. Для мокрых Покрытий при скорости движения 60 км/ч величины коэффициент^ сцепления, приведенные к показаниям прибора типа ПКРС-2 (КП-511), после строительства или капитального ремонта дороги! должны быть не'ниже: на магистральных дорогах скоростного Движения 0,6, на Магистральных дорогах регулируемого движения и магистральных улицах общегородского и районного значения 0,5, на улицах й дорогах местного значения 0,4. В процессе эксплуатации эти величины должны быть не ниже соответственно 0,45, |0,4 и 0,3.

Указанные величины коэффициента сцепления должны быть обеспечены на магистральных дорогах и магистральный улицах общегородского значения независимо от плана и профиля, а для других [категорий городских дорог при следующих Условиях: на уклонах свыше 30%0; на горизонтальных кривых наименьшего допустимого радиуса (наименьшие радиусы кривых в плане равны: йа магистральных улицах районного значения: транспортно-пешеходных— 250 м, пешеходно-транспортных— 125 м; на улицах \ дорогах местного значения от 50 до 90 м) и |подходах к ним на расстоянии не менее 50 м, в пределах пересечений в


7


одном-уровне и на расстоянии не менее 50 м до пересечений, на остановочных пунктах общественного транспорта и на подходах к ним на расстоянии не менее 50 м, на участках с ограниченной видимостью, на мостах и путепроводах, в других местах повышенной опасности, определяемых органами Госавтоинспекции.

На участках дорог с другими условиями величина коэффициента сцепления в процессе эксплуатации должна быть не ниже 0,3.

2.6. Наиболее характерными деформациями дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием являются трещины, выбоины, волны, наплывы, колеи, проломы, шелушение, износ; а дорожных одежд с бетонным покрытием—трещины, выкрашивание раствора-, шелушение, образование раковин и отслоений. Основные причины возникновения деформаций и методы их устранения приведены в табл. 3. '

Основные виды, причины возникновения и методы устранения деформаций дорожных покрытий


Таблица 3

Тип покрытия и вид

Основные причины возникновения _ 1

Методы устранения

----деформации--

; деформации

' “деформаций

1

2

3


Покрытия асфальтобетонные

ИЗНОС    Длительное    воздействие    колес транспорта и

природных факторов (нормальный износ), низкое качество покрытия, высокая интенсивность старения битума (преждевременный износ)


Устройство слоя износа методом поверхностной обработки или наращивание покрытия тонким слоем асфальтобетона


ТРЕЩИНЫ: а) образующие сетку;


б) криволинейного очертания;


в) прямолинейного очертания, направленные параллельно и перпендикулярно к оси дороги


Неустойчивость основания дорожной одежды и подстилающих грунтов, несоответствие конструкции дорожной одежды интенсивности движения транспорта и нагрузкам, повышенная вязкость и хрупкость битума, содержащегося в асфальтобетоне Повышение вязкости и хрупкости битума, содержащегося в асфальтобетоне (старение битума), резкие^колебания температуры в зимних условиях

Растягивающие усилия, действующие в местах температурных и рабочих швов цементобетонных оснований и в местах устройства поперечных и продольных сопряжений асфальтобетонного покрытия в процессе его устройства


Устранение причин, вызывающих переувлажнение земляного полотна, устройство нового покрытия на отдельных участках, усиление дорожной одежды и сплошное устройство нового покрытия

Заделка трещин битумом или битумной мастикой с присыпкой каменной мелочью


То же


СДВИГИ:     _______

~а) с образованием на- Недостаточная сдв неустойчивость и повы-наплывов и волн    шенная    пластичность    асфальтобетона,    прояв

ляется в жаркое время года в местах торможения транспорта (на подходах к остановочным пунктам, спусках и т. д.)


Замена деформированного асфальтобетонного слоя новым из сдвигоустойчивой смеси, разогрев деформированного покрытия с добавлением новой сдвигоустойчивой смеси, срезка наплывов


1


2


3


б) с образованием разрывов в покрытии Выкрашивание с образованием выбоин, шелушение


ПРОЛОМЫ:

а) на проезжей части


б) в зоне трамвайного пути


Недостаточное сцепление между слоями покрытия или между покрытием и основанием Действие влаги на покрытие, выполненное из смесей повышенной пористости (недостаток битума в смеси, недостаточное уплотнение покрытия). Неудовлетворительное сцепление би-ма с поверхностью каменных материалов

Потеря несущей способности основания вследствие переувлажнения грунта или пучино-образования. Провалы земляного полотна, вызванные авариен подземных сооружений Вибрация трамвайного пути


То же

Заделка выбоин с последующим устройством слоя износа


5 ПРОСАДКИ:

а) пологие неопределенной формы


б) продольные и

поперечные прямоугольной формы Вмятины (следы)


Недостаточное уплотнение дорожной одежды и земляного полотна, переувлажнение земляного полотна. Несоответствие конструкции дорожной одежды интенсивности движения и нагрузкам

Некачественная заделка разрытии


Покрытия цементо-бетонные

Поверхностные деформации (выкрашивание раствора, шелушение, образование раковин и отслоений)


Воздействие на покрытие в летнее время металлических гусениц и ободов при повышенной пластичности асфальтобетона


Ликвидация причин, вызвавших проломы, с исправлением основания дорожной одежды и устройством нового покрытия

Замена асфальтобетонного покрытия в зоне трамвайного пути покрытием из штучных материалов

Заделка просадок с исправлением при необходимости основания дорожной одежды. В случае переувлажнения подстилающих грунтов ликвидация вызывающих его причин

Заделка просадок с исправлением основания дорожной одежды

Поверхностная обработка покрытия


Низкое качество применяемых материалов, нарушения в технологии приготовления и укладки смесей, неудовлетворительный уход за свежеуложенным бетоном .


Ремонт покрытий цементопесчаным бетоном по цементному раствору или цементноколлоидному клею, поверхностная обработка покрытия пластбетонными или битумоминеральными смесями