Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

79 страниц

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе приведена классификация работ по содержанию и ремонту городских дорог, правила содержания и ремонта различных покрытий. Даны технические характеристики применяемых при ремонте машин и механизмов. Изложены правила техники безопасности при выполнении дорожных работ

Заменен на Технические правила ремонта и содержания городских д...: Технические правила ремонта и содержания городских дорог Утверждены приказом Минжилклмхоза РСФСР № 460 от 09.11.1977 года

Оглавление

1. Классификация работ по содержанию и ремонту городских дорог

   1.1 Общая часть

   1.2 Номенклатура работ по содержанию и ремонту

   1.3 Состав работ по содержанию и ремонту городских дорог

2. Содержание городских дорог

   2.1 Общая часть

   2.2 Содержание ливневой канализации

   2.3 Обеспыливание покрытий переходного т низшего типов

   2.4 Учет интенсивности движения городского транспорта

3. Текущий ремонт городских дорог

   3.1 Ремонт асфальтобетонных покрытий

   3.2 Ремонт цементобетонных покрытий

   3.3 Ремонт покрытий переходного и низшего типов

   3.4 Восстановление покрытий после разрытий на проезжей части улиц и тротуаров

   3.5 Исправление дренажей

   3.6 Ремонт бортовых камней

   3.7 Ремонт ливневой канализации

4. Средний ремонт городских дорог

   4.1 Ремонт асфальтобетонных покрытий

   4.2 Ремонт цементобетонных покрытий

   4.3 Ремонт покрытий переходного и низшего типов

   4.4 Ремонт бортовых камней

   4.5 Ремонт ливневой канализации

   4.6 Ликвидация пучин

5. Машины и механизмы для содержания текущего и среднего ремонтов дорог, тротуаров, бортовых камней и ливневой канализации

6. Контроль качества содержания и ремонта городских дорог

   6.1 Контроль качества при содержании городских дорог

   6.2 Контроль качества при текущем ремонте городских дорог

   6.3 Контроль качества среднего ремонта городских дорог

7. Основные правила техники безопасности производства работ по содержанию и ремонту городских дорог

   7.1 Общая часть

   7.2 Правила техники безопасности при работе с машинами, механизмами и механизированным инструментом

   7.3 Правила техники безопасности при выполнении дорожных работ

Приложение 1. Карточка учета движения

Приложение 2. Журнал учета движения

Приложение 3. Паспорт

Приложение 4. Журнал осмотра городских дорог и тротуаров

Приложение 5. Накладная на битум (битумную эмульсию)

Приложение 6. Накладная на замес

Приложение 7. Накладная на бетонную смесь

Приложение 8. Ведомость промеров толщины, поперечных уклонов, ширины и ровности покрытия

Приложение 9. Ведомость промеров толщины, поперечных уклонов, ширины и ровности основания под покрытие

Приложение 10. Журнал контроля уплотнения грунта под основание дороги

Приложение 11. Журнал качества укладки бетонной смеси

Приложение 12. Журнал качества укладки асфальтобетонной смеси за смену

Показать даты введения Admin

Страница 1

Ордена Трудового Красного Знамени Академия Коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова

Технические правила содержания и ремонта городских дорог

МОСКВА

СТРОЙИЗДАТ 1979

Страница 2

МИНИСТЕРСТВО

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РСФСР ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ АКАДЕМИЯ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ИМ. К. Д. ПАМФИЛОВА

ТЕХНИЧЕСКИЕ

ПРАВИЛА

СОДЕРЖАНИЯ

И РЕМОНТА

ГОРОДСКИХ

ДОРОГ

Утверждены приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР М 460 от 9 ноября 1977 г.

МОСКВА СТРОИ ИЗДАТ 1979

Страница 3

УДК 625.76(—21)

Технические правила содержания и ремонта городских дорог: Утв. М-вом жил.-коммун. хоз*ва РСФСР 9.11.77.— М.: Стройиздат, 1979.—77 с.

Приведена классификация работ по содержанию и ремонту городских дорог, правила содержания и ремонта различных покрытий. Даны технические характеристики применяемых при ремонте машин и механизмов. Изложены правила техники безопасности при выполнении дорожных работ.

В разработке Технических правил принимали участие: оцдел городского транспорта и дорог АКХ им. К. Д. Памфилова, Ростовский НИИ АКл, Науч.-иосл. и монстр.-тех но л. институт городокого хозяйства МЖКХ УССР, Главное управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Москвы.

30213 — 383 м

-Инструкт.-нормат.,

047 (01)—79

вып. — 103—79. 3603020000

<g) Стройиздат, 1979

Страница 4

I. КЛАССИФИКАЦИЯ РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ГОРОДСКИХ ДОРОГ

1.1.    Общая часть

1.1.1.    Работы по содержанию и ремонту городских дорог и тротуаров должны обеспечивать бесперебойное, удобное и безопасное движение транспорта и пешеходов в любое время года, обеспечивая максимальное увеличение срока службы дорожной одежды при минимальных затратах.

1.1.2.    Основной задачей дорожных организаций, ответственных за содержание и ремонт городских дорожных одежд, являются сохранение их транспортно-эксплуатационных характеристик, своевременное выявление и устранение повреждений и деформаций, а также выполнение комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение появления деформаций.

1.2.    Номенклатура работ по содержанию и ремонту

1.2.1.    Работы по содержанию и ремонту городских дорог разделяются на следующие виды: содержание, текущий ремонт, средний ремонт и капитальный ремонт.

1.2.2.    К содержанию городских дорог относятся мероприятия по предохранению дорог от преждевременного износа, обеспечению нормальных условий их эксплуатации и содержанию в чистоте и порядке.

1.2.3.    К текущему ремонту относятся работы по предупреждению разрушения дорог и исправлению мелких повреждений.

1.2.4.    К среднему ремонту относятся работы по периодическому возмещению слоя износа дорожного покрытия с обеспечением в необходимых случаях достаточной его шероховатости и ликвидации всех повреждений дороги и дорожных сооружений.

1.2.5.    К капитальному ремонту относятся работы по восстановлению одежд проезжей части дорог и тротуаров, а также работы, связанные с заменой отдельных конструктивных слоев и элементов городских дорог.

1.3.    Состав работ по содержанию и ремонту городских дорог

1.3.1.    К работам по содержанию городских дорог относятся:

а)    уход за пучинистыми участками дорог;

б)    уход за водоотводными сооружениями;

в)    обеспыливание покрытий переходного и низшего типов (мостовых из булыжного колотого камня, гравийных, щебеночных, шлаковых);

г)    проведение периодического учета интенсивности движения транспорта по магистралям и улицам.

1.3.2.    В зависимости от видов повреждений к работам по текущему ремонту городских дорог относятся:

1*(0,5) Зак. 78

3

Страница 5

а)    заделка выбоин, просадок и небольших проломов малыми (площадью до 3 м2) и средними (площадью 3—25 м2) картами;

б)    ликвидация волн и наплывов;

в)    заделка трещин и швов;

г)    поверхностная обработка покрытия с объемом работ до 300 м2;

д)    профилирование с заделкой выбоин и киркованием отдельных участков;

е)    восстановление покрытий после разрытий на проезжих частях улиц и тротуаров;

ж)    исправление дренажей;

з)    ликвидация отдельных повреждений и просадок тротуаров с покрытиями всех видов картами до 50 м2;

и)    иогравленяе и замена отдельных бортовых камней на участках общим протяжением до 100 м.

1.3.3.    К работам по текущему ремонту ливневой канализации относятся ремонт водоприемных и смотровых колодцев, замена крышек и решеток люков, наращивание горловин колодцев.

1.3.4.    К работам по среднему ремонту проезжей части городских дорог и ливневой канализации относятся:

а)    исправление просадок и проломов большими картами (площадью более 25 м2) с одновременным ремонтом (при необходимости) основания и земляного полотна при площади мест, подлежащих ремонту, более 200 мг;

б)    поверхностная обработка покрытий с объемом работ более 300 м2;

в)    ликвидация отдельных повреждений и просадок тротуаров с покрытиями всех видов картами более 50 м2;

г)    исправление и замена отдельных бортовых камней на участках общим протяжением более 100 м;

г) ликвидация пучин на проезжей части дорог и тротуаров;

е)    исправление повреждений и замена пришедших в негодность труб водостоков, лотков и сводов;

ж)    замена кирпичных смотровых и дождеприемных водосточных колодце» на железобетонные;

з)    замена люка и рамы с наращиванием горловин смотровых и дождеприемных водосточных колодцев.

1.3.5.    Основные виды деформаций дорожных покрытий и бортовых камней, причины их возникновения и методы устранения приведены в табл. 1.

1.3.6.    Объемы работ по ремонту городских дорог назначаются в соответствии с «Нормативами ежегодных объемов и методикой выбора и расчета потребности в средствах механизации для работ по текущему, среднему и капитальному ремонтам дорожных одежд в городах РСФСР различных категорий» (МЖКХ РСФСР, М., ОНТИ АКХ, 1974 г.).

1.3.7.    Дорожно-строительные материалы, применяемые при содержании и ремонте городских дорог, должны отвечать требованиям нормативных документов (ГОСТ, СНиП и др.).

Страница 6

Тип покрытия и вид деформации

Основные причины возникновения деформации

дефор-

I

2

3

Покрытия асфальтобетонные Износ

Трещины: а) образующие сетку;

б) криволинейного очертания

в) прямолинейного очертания, направленные параллельно и перпендикулярно к оси дороги

С д в и ги: а) с образованием наплывов и шолн

Длительное воздействие колес транспорта и природных факторов (нормальный износ), низкое качество покрытия, высокая интенсивность старения битума (преждевременный износ)

Неустойчивость основания дорожной одежды и подстилающих грунтов, несоответствие конструкции дорожной одежды интенсивности движения транспорта и нагрузкам, повышенная вязкость и хрупкость битума, содержащегося в асфальтобетоне

Повышение вязкости и хрупкости битума, содержащегося в асфальтобетоне (старение битума), резкие колебания температуры в зимних условиях

Растягивающие усилия, действующие в местах температурных и рабочих швов цементобетонных оснований и в местах устройства поперечных и продольных сопряжений асфальтобетонного покрытия в процессе его устройства

Недостаточная сдвиго-устойчивость и повышенная пластичность асфальтобетона, проявляющаяся в жаркое время года в местах торможения

Устройство слоя износа методом поверхностной обработки или наращивание покрытия тонким слоем асфальтобетона

Устранение причин, вызывающих переувлажнение земляного полотна, неустойчивости основания дорожной одежды; на отдельных участках усиление дорожной одежды и сплошное устройство нового покрытия (последние работы относятся к капитальному ремонту)

Заделка трещин битумом или битумной мастикой с присыпкой каменной мелочью

То же

Замена деформированного асфальтобетонного слоя новым из сдвигоустойчивой смеси, разогрев деформированного покрытия с добавлением

5

Страница 7

Тип покрытия и вид деформации

б) с образованием разрывов в покрытии

транспорта (на подходах к остановочным пунктам, спусках и т. д.)

Недостаточное сцепление между слоями покрытия или между покрытием и основанием

Выкрашивание с образованием выбоин, шелушение

Проломы: а) на проезжей части

б) в зоне трамвайного пути

Действие влаги на покрытие, выполненное из смесей повышенной пористости (недостаток битума в смеси, недоуплот-нение смеси). Неудовлетворительное сцепление битума с поверхностью каменных материалов

Потеря несущей способности    основания

вследствие переувлажнения грунта или пучино-образования. Провали земляного полотна, вызванные аварией подземных сооружений

Вибрация и деформация трамвайного пути

П р о с а д-

к и:

3

новой сдвигоустойчивой смеси, срезка наплывов

Замена деформированного асфальтобетонного слоя новым из сдвигоус-тойчнвой смеси, разогрев деформированного покрытия с добавлением новой сдвигоустойчнвой смеси, срезка наплывов

Заделка выбоин с последующим устройством слоя износа

Ликвидация причин, вызывающих проломы, с исправлением основания дорожной одежды и устройством нового покрытия

Замена асфальтобетонного покрытия в зоне трамвайного пути новым асфальтобетонным покрытием из штучных материалов

а) пологие неопределенной формы

Недостаточное уплотнение дорожной одежды и земляного полотна, переувлажнение земляного полотна, неоднородность и несоответствие материалов, несоответствие конструкции действующим нагрузкам

Заделка просадок с исправлением (или без него) основания дорожной одежды в зависимости от глубины просадки и ее площади. В случае переувлажнения подстилающих грунтов ликвидация вызывающих его причин

О

Страница 8

дефор*

3

б) продольные и поперечные прямоугольной формы Вмятины (следы)

Некачественная заделка разрытий при ремонтах или прокладке подземных сооружений

Воздействие на покрытие в летнее время выступающих частей, металлических гусениц и обо-дов при повышенной пластичности асфальтобетона

Заделка просадок с исправлением основания дорожной одежды

Поверхностная обработка покрытия

Мостовые из булыжного и колотого камня: Просадки:

а)    местные неопределенной формы, колеи,

• искажения профиля

б)    прямоугольной формы

Неравномерное истирание камней мостовой

Гравийные щебеночные и шлаковые покрытия Выбоины, поперечная волнистость (гребенка), келейность Покрытия цементобетонные Поверхностные деформации (выкрашивание раствора, шелушение поверхности покрытия, образование ра-

Сиижение прочности грунтового основания вследствие его переувлажнения

Неудовлетворительная заделка разрытий

Использование камня из слабых пород

Неустойчивость основания и покрытия

Низкое качество применяемых материалов, нарушение в технологии приготовления и укладки смесей, неудовлетворительный уход за све-жеуложенным бетоном

Разборка мостовой, замена песка на глубину загрязненного слоя, восстановление мостовой с обеспечением отвода поверхностных вод То же

Замена изношенных камней

Кирковка покрытия, добавление нового каменного материала, профилирование и укатка покрытия

Ремонт покрытий цементопесчаным бетоном по цементному раствору или цементоколлоидному клею, поверхностная обработка покрытия пластобетонными или битумоминеральными смесями

7

Страница 9

1     2     3

ковин и отслоений)

Трещины: а) поверхностные

б) сквозные

в) у швов

Разрушении кромок швов и трещин с образованием выбоин

Недопустимые температурные напряжения в бетоне и динамическое воздействие транспортных средств Разрыв покрытий от сжатия при низких температурах и большом расстоянии между швами. Недостаточная толщина подстилающего песчаного слоя и деформации земляного полотка Несовпадение в плане прокладки шва и нарезанного в верхней части покрытия паза шва. Отклонение штырей шва от горизонтали, недостаточная устойчивость конструкции каркаса шва и плохое закрепление в них штырей. Образование бетонных пробок под прокладкой шва расширения, между прокладкой и рельс-формой

Поверхностная обработка с применением в качестве вяжущего эпоксидной смолы, заливка трещин Ремонт с применением цементобетонных смесей и растворов после частичной вырубки бетона вдоль трещины на глубину 3—10 см или после вырубки бетона на полную толщину одежд Расчистка шва, установка и закрепление доски на прокладку, ремонт примыкающих к шву участков одежды, удаление доски после набора бетоном достаточной прочности, подгрунтовка стенок шва битумом и заполнение шва мастикой или прокладкой

Ремонт с применением цементобетонных смесей и растворов

Вертикальные перемещения, прогибы, выпучивание плит Просадки и проломы плит

Бортовой камень

Слабые основания, подверженные изменениям влажностно-температурного режима

Склонность подстилающих грунтов к пучинооб-разованию, недостаточный поверхностный водоотвод

Исправление и укрепление основания с последующей укладкой плит

Исправление оснований, устройство дренажей, перекладка верхнего слоя покрытия

3

Страница 10

Продолжение табл. 1

Гип покрытия и вид деформации

Основные причины возникновения деформации

Методы устранения деформации

1

2

3

Просадки, отклонение от вертикали

Сколы граней и углов, трещины, повреждения лицевой поверхности

Наезды на линию бортовых камней, слабое основание (из щебня, без боковых упоров) Недостаточная морозостойкость бетона, низкая прочность

Ремонт основания с установкой камня по отметке

Исправление, перестановка камней, замена новыми камнями

2. СОДЕРЖАНИЕ ГОРОДСКИХ ДОРОГ

2.1. Общая часть

2.1.1.    Работы по содержанию городских дорог проводят непрерывно в течение всего года.

В зависимости от периода года должны выполняться следующие работы:

а)    летом: подметание, поливка и мойка улиц, присыпка минеральным материалом покрытий облегченного и переходного типов в местах, где наблюдается выход битума на поверхность |(«потение»), обеспыливание дорожных покрытий переходного и низшего типов;

б)    осенью: подметание, мойка, очистка улиц от снега и грязи, подготовка водоотводных сооружений к зиме, борьба с гололедом;

в)    зимой: очистка улиц и дорог от снега и льда, борьба с гололедом, уход за пучинистыми участками дорог, обеспечение стока воды во время зимних оттепелей;

г)    весной: обеспечение стока поверхностных вод с проезжей части дорог и тротуаров, очистка улиц от грязи, уход за пучинистыми участками дорог.

Круглогодично должен осуществляться уход за водоотводными сооружениями.

2.1.2.    Участки дорог, земляное полотно которых подвержено пучинообразованию, должны быть учтены и находиться под усиленным надзором. До осенних дождей на них должны быть закончены все ремонтные работы, а водоотводные сооружения и дренажи приведены в исправное состояние.

В зимнее время (особенно в первую половину зимнего периода) пучинистые участки необходимо очищать от снега для обеспечения быстрого промерзания грунтов с одинаковой скоростью.

В весеннее время, до начала таяния, проезжая часть и тротуары на этих участках улиц должны быть полностью очищены от снега и льда.

При обнаружении пучинообразования необходимо принять следующие меры: строго регулировать движение, ограничить скорости

2 Зак. 78

9

Страница 11

движения транспорта, закрыть движение для тяжелых транспортных средств, допуская лишь движение легкового транспорта и аварийных машин; в случае необходимости полностью закрыть движение.

2.2. Содержание ливневой канализации

2.2.1.    Дождеприемные колодцы должны очищаться весной после пропуска талых вод и осеныб перед закрытием и утеплением. В остальное время очистка должна производиться по мере необходимости.

2.2.2.    Очищать колодцы следует механизированным способом. Допускается очистка глубоких колодцев вручную при отсутствии средств механизации.

2.2.3.    Колодцы очищают вручную двое рабочих, один из которых находится в колодце, а другой— на поверхности (принимает загруженные емкости, грузит мусор в автомобили).

2.2.4.    Механизированная очистка дождеприемных колодцев выполняется с помощью илососов, например ИЛ-980А.

2.2.6.    Очистку колодцев и камер илососом выполняют двое рабочих, один из которых открывает и закрывает крышки колодцев, а другой управляет всасывающим соплом илососа.

2.2.6.    При отсутствии илососов отложения можно удалять с помощью поливомоечной машины. В этом случае очистку выполняют с помощью водяной струи, направленной под большим давлением в колодец. Струя размывает отложения, которые вместе с водой смываются в водосточную сеть.

Для выполнения указанной работы машина должна быть оборудована длинным шлангом с металлическим наконечником. Колодцы промывают с поверхности.

2.2.7.    Водосточные трубы диаметром до 300 мм очищают один раз в год после весеннего паводка для подготовки к пропуску летних ливневых вод.

2.2.8.    Очищают трубы водопроводной водой от гидранта с помощью длинного шланга с наконечником типа «брандсбойт» или с помощью поливомоечных машин и машин для очистки труб ливневой канализации, например КО-502.

2.2.9.    Очищать начинают от смотрового колодца, расположенного на магистральном коллекторе, в сторону дождеприемного колодца, с тем чтобы наносы, размываемые водой, уносились вместе с потоком воды по уклону в магистральный коллектор.

2.2.10.    При отсутствии технических средств для прочистки труб гидравлическим способом используют метод прокола с помощью металлических штанг, собранных из звеньев длиной 1 <м каждое. Штангу собирают в смотровом колодце и с ее помощью протаскивают трос с ершом, который ликвидирует засор в трубопроводе.

2.2.11.    Водосточные трубы диаметром 400—1200 мм очищают один раз в 2—3 года. При наличии подпора воды ликвидацию засора начинают с откачки воды перед запрудой во избежание возможного прорыва воды, а затем ликвидируют засор согласно требованиям пп. 2.10 и 2.11.

2.2.12.    Проходные и полупроходные коллекторы очищают в зимний период.

2.2.13.    Крупные коллекторы диаметром 1500 мм и более следует прочищать по мере засорения, но не реже чем чеоез 4—5 лет.

*0

Страница 12

2.2.14. Очищать коллекторы начинают с участков, имеющих наименьшую скорость течения воды, так как в этих местах скапливается наибольшее количество отложений.

2.2.16.    Очистку проходных и полупроходных коллекторов выполняют гидравлическим, механическим и гидромеханическим способами.

2.2.16.    При гидравлическом способе очистки коллекторов работы выполняют в соответствии с пп. 2Л0 и 2-11.

2.2.17.    Механическую очистку коллекторов осуществляют скреперными установками, например ОК-10, через смотровые колодцы или камеры. Длина одного участка работ равна расстоянию между соседними колодцами. Размер скреперного ковша устанавливают в соответствии с сечением смотрового колодца. Работы начинают с верховой части коллектора, перемещая наносы скреперными ковшами в сторону низового колодца, где их извлекают на поверхность илососом или другими средствами.

На криволинейных участках коллекторов скреперные установки применять нельзя.

2.2.18.    Очистку гидромеханическим способом выполняют с помощью гидромониторов. Гидромонитор располагают непосредственно в коллекторе и мощной струей воды размывают наносы, которые с потоком уносятся вниз по уклону.

Через низовой смотровой колодец наносы крупных фракций извлекают на поверхность илососом или другим способом. Наносы мелких фракций, находящиеся во взвешенном состоянии, уносятся с потоком в открытое русло.

2.2.19.    Для предотвращения промерзания водосточной сети колодцы утепляют металлическими листами из старого кровельного железа. Листы подкладывают под дождеприемные решетки, q выступающие края листа запрессовывают между решеткой и рамой колодца. Металлические листы должны иметь отверстия в объеме 20—30% рабочей площади дождеприемной решетки для пропуска поверхностных вод.

2.2.20.    В зимний период необходимо следить за чистотой дождеприемных решеток, с тем чтобы они могли свободно принимать талые воды.

2.2.21.    Снимают утепления весной, начиная с колодцев, расположенных в пониженных местах, и с тех, на которые по условиям рельефа приходится большой приток воды. При устойчивой положительной температуре окружающего воздуха без ночных заморозков утепление необходимо снять полностью со всех колодцев.

2.2.22.    Ликвидируют ледяные пробки в водосточной сети паро-прогревом с помощью передвижйых котлов-парообразователей, например Д-163Б. Паропрогрев дождеприемных колодцев выполняют сверху, и по мере плавления льда удаляют образовавшуюся воду из колодца.

Паропрогрев водосточной сети производят через смотровой колодец в направлении к дождеприемному колодцу.

2.2.23.    Мероприятия по пропуску весенних паводковых вод следует начинать с оценки скопившегося на городских территориях снега, его запасов, степени уплотнения, загрязненности. Кроме этого, необходимо иметь сведения о прогнозе погоды на предпаводко-вый период.

2.2.24.    К началу пропуска паводковых вод должны быть очищены от льда и мусора лотки на улицах, дождеприемные колодцы,

2* Зак. 78

11

Страница 13

все перепускные трубы, кюветы и подмостковые проходы и при необходимости проведены дноуглубительные работы.

2.2.25.    На период прохождения паводковых вод должны быть созданы бригады рабочих, которые под наблюдением мастера должны вести круглосуточный контроль за пропуском воды и состоянием водосточной сети. Бригада должна быть полностью обеспечена инструментом, механизмами, транспортом.

2.2.26.    После пропуска весеннего паводка водосточная сеть должна быть обследована с целью выявления повреждений.

2.3. Обеспыливание покрытий переходного и низшего типов

2.3.1.    Покрытия переходного и низшего типов обеспыливают органическими и неорганическими связующими материалами. Обеспыливание мостовой органическими материалами запрещается.

2.3.2.    К неорганическим обеспыливающим веществам относятся хлористый кальций, отходы содовой промышленности, содержащие хлористый кальций, или другие растворы, содержащие гигроскопические соли.

К органическим обеспыливающим веществам относятся жидкие битумы марок СГ-15/25, СГ-25/40, МГ-25/40, битумные эмульсии (ГОСТ 18659-73), сульфидно-спиртовая барда (ссб), сульфитнодрожжевая бражка (сдб) и эмульсии на их основе, нефть, мазут и отработанные масла.

2.3.3.    Непосредственно перед обеспыливанием производят профилирование покрытия с помощью автогрейдера (при значительном количестве пыли) или механическими, щетками.

2.3.4.    Обеспыливание 20—30%-ным раствором хлористого кальция выполняют при помощи поливомоечных машин или автоцистерн, оборудованных распределительными устройствами из расчета 1,5— 4 л/м2 при первом розливе (за два приема с перерывом между ними от 2 до 6 ч) и 1—2,5 л/м2 при последующих розливах. Срок обеспыливающего действия хлористого кальция после первой обработки равен 3—5 неделям, а после последующих обработок —5—7 неделям.

Обеспыливание черных покрытий хлористым кальцием запрещается.

2.3.5.    Обеспыливание покрытий жидким битумом выполняют 2—3 раза в сезон: первый раз в начале сезона, последующие — в течение сезона. Жидкий битум разливают в подогретом до температуры 40—60°С состоянии автогудронатором в сухую теплую погоду, когда покрытие больше нагрето солнцем. Норма первого рбзлива жидкого битума для гравийных, щебеночных и шлаковых покрытий составляет 0,3—1,25 л/м2. При повторных розливах расход вяжущего уменьшают на 30%. После рбзлива вяжущего с помощью пескоразбрасывателя за 3—4 прохода рассыпают крупнозернистый песок. Плотность посыпки до 0,2—0,4 м3 песка на 100 м2 поверхности.

Движение по дороге открывают после того, как вяжущее впитается в покрытие.

2.3.6.    Для обеспыливания покрытий битумными эмульсиями применяют средне- или медленнораспадающиеся эмульсии прямого типа с содержанием 30—40% битума марок БНД-200/300, БНД-130/200

12

Страница 14

или более вязкого битума в разжиженном виде. Обеспыливание битумной эмульсией можно выполнять в прохладную погоду при температуре воздуха не выше -f20°C при влажном покрытии, но не во время дождя. Технология работ состоит из следующих операций:

а)    розлив эмульсии автогудронатором в количестве 1,2—1,5 л/мза один «прием или при больше*м пылеобразованни— 1,6—2 л/м2 в два приема с перерывами между ними от f до 3 ч;

б)    россыпь крупнозернистого песка в количестве 0,2—0,4 м3 на 100 м2 поверхности;

в)    уплотнение двумя-тремя проходами легкого катка (массой 2—3 т).

Движение транспорта разрешают после распада битумной эмульсии.

Частота повторных обеспыливаний зависит от климатических условий и интенсивности движения. Обычно работы по обеспыливанию выполняют 2—3 раза в сезон.

2.3.7. Обеспыливание покрытий растворами ссб и едб выполняют автогудронаторами за один прием при расходе материала 1— 1,5 л/м2 и в два приема при расходе 1,5—2 л/м2.

2.4. Учет интенсивности движения городского транспорта

2.4.1.    Интенсивность движения автомобильного транспорта в городах определяют путем непосредственного наблюдения или при помощи автоматических счетчиков. Для проведения учета движения в городе создают опорные учетные пункты, размещаемые в местах, согласованных с Госавтоинспекцией.

Учет состава и интенсивности движения транспорта производят на опорных пунктах в различных частях города не менее двух раз в месяц по часам суток. При этом учитывают число проходящих машин раздельно по видам транспортных средств. Для каждого опорного пункта составляют учетную карточку с указанием номера учетного пункта, улицы, на которой он расположен, даты проведения наблюдений, времени начала и конца наблюдений, числа прошедших автомобилей по видам и грузоподъемности в различных направлениях, входящих в рассматриваемый узел улицы, а также фамилии учетчиков. Форма учетной карточки приведена в прил. 1.

Записи из карточек учета переносят в журнал учетного пункта. По окончании квартала или года по журналу устанавливают среднесуточную интенсивность движения за год, максимальную и минимальную интенсивность движения, часы пик и интенсивность движения в эти часы, а также процентный состав всех видов транспорта различных типов в потоке движения. Форма журнала учета приведена в прил. 2.

Одновременно с учетом движения автомобильного транспорта на опорных пунктах по согласованию с Госавтоинспекцией производят учет движения пешеходов.

2.4.2.    На каждую улицу составляется паспорт, в который по специальным формам заносят данные о состоянии отдельных элементов улицы. Паспорт составляет строительная организация перед сдачей сооружения в эксплуатацию и вместе с исполнительной документацией передает его дорожно-эксплуатационной организации. На сооружения, находящиеся в эксплуатации, паспорта составляет организация, в ведении которой они находятся.

13

Страница 15

Дорожный nacnopt содержит наименование объекта, категорию улицы и дороги по эксплуатационной классификации, год постройки, все основные размеры элементов, объемные и ценностные показатели, конструкцию одежды, систему водоотвода, сведения о подземных сооружениях и др. В паспорт заносят сведения о деформациях и износе, производстве ремонтов, оценку общего состояния сооружения.

Форма паспорта приведена в прил. 3.

2.4.3. Весной после таяния снега производят осмотр проезжей части дорог, тротуаров, водостоков и других сооружений городских улиц с целью выявления дефектов, появившихся в процессе их зимней эксплуатации. Форма журнала осмотра приведена в прил. 4.

Выявленные дефекты и повреждения должны быть устранены в течение 2—4 недель после наступления теплой погоды. В дальнейшем их устраняют по мере появления. Осенью за 3—4 недели до наступления ненастной погоды дороги должны быть вновь осмотрены и отремонтированы для подготовки их к эксплуатации в зимних условиях.

3. ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ГОРОДСКИХ ДОРОГ

3.1. Ремонт асфальтобетонных покрытий

Заделка выбоин н просадок. 3.1.1. Для заделки выбоин, просадок и проломов используют горячие, теплые и холодные асфальтобетонные смеси, отвечающие требованиям ГОСТ 9128-76. Смеси должны быть того же вида и состава, из которого было построено покрытие. При заделке глубоких выбоин, когда ремонтируют не только верхний, но и нижний слой покрытия, разрешается укладывать на всю глубину смесь, заготовленную для верхнего слоя. Песчаный асфальтобетон разрешается использовать для верхнего и нижнего слоев только при размере выбоины до 1 м2; при размере выбоин более 1 м2 песчаный асфальтобетон можно укладывать только в верхний слой.

3.1.2.    Ремонт асфальтобетонных покрытий с применением горячих смесей выполняют в сухое время года при температуре воздуха не ниже плюс 5°С, теплых — не ниже 0, холодных и эмульсионноминеральных смесей —не ниже минус 10°С. Деформации, возникшие в процессе зимней эксплуатации дорог, в целях предупреждения их развития в период весеннего таяния, должны оыть исправлены в зимних условиях до наступления весеннего таяния. В этом случае для заделки выбоин на покрытиях, построенных из горячих смесей, допускается использовать холодную асфальтобетонную смесь.

Для ремонта покрытий в условиях сырой погоды рекомендуется использовать смеси с добавками поверхностно-активных веществ (ПАВ) или эмульсионно-минеральные смеси.

3.1.3.    В асфальтобетонные смеси, содержащие минеральные материалы основных пород, добавляют анионоактивные ПАВ типа высших карбоновых кислот (госсиполовая смола, кубовые остатки синтетических жирных кислот, хлопковый гудрон, второй жировой гудрон и др.) и типа железных солей (мыл) высших карбоновых кислот в количестве 3—5% веса битума; в смеси, содержащие минеральные материалы кислых пород, добавляют катионоактивные ПАВ типа четырехзамещенных аммониевых оснований (катапи*

14

Страница 16

ны А и К и др.) в количестве 0,5—2% веса битума; в смеси, содержащие минеральные материалы как кислых, так и основных пород, добавляют катионоактивные ПАВ типа алифатических аминов (амин, диамин, БП-2, БП-3 и др.) в количестве 0,5—2% веса битума.

3.1.4.    Ремонт покрытий с использованием материалов на битумных эмульсиях производят при положительных температурах воздуха и заканчивают за три недели до наступления морозов. Допускается проведение работ на влажном покрытии, но при отсутствии луж на ремонтируемом месте. Материалы применяют в холодном виде.

3.1.5.    Для ремонтных работ применяют прямые анионо- или катионоактивные битумные эмульсии, относящиеся к классам быстро-, средне- или медленнораспадающихся. Область применения этих эмульсий приведена в табл. 2. Битумные эмульсии должны отвечать требованиям ГОСТ 18659-73, а эмульсионно-минеральные смеси — требованиям «Временных технических указаний на применение битумных эмульсий в строительстве и ремонте дорожных одежд населенных мест» (МЖКХ РСФСР, Ростов-на-Дону, 1972).

Таблица 2. Область применения эмульсий

Класс эмульсий

Виды работ

быстрораспа-

дающиеся

среднераспа-

дающиеся

медленнорас-

падающиеся

Приготовление эмульси-

'_

<—

онно-минеральных смесей с содержанием частиц мельче 0,071 мм более 5%

То же, с содержанием час-

+

+

тиц мельче 0,0/1 мм менее 5%

Обработка щебеночных

+

+

материалов способом пропитки

Обработка дна и краев

+

вырубок (подгрунтовка) Устройство поверхностной

+

+

к—

обработки

Обеспыливание

4-

4-

3.1.6.    Работы по заделке выбоин и просадок выполняют одним из следующих способов:

а)    вырубкой и удалением материала на поврежденном участке дорожного покрытия;

б)    разогревом асфальтобетона ремонтируемого участка покрытия.

3.1.7.    Ремонт с вырубкой материала асфальтобетонного покрытия включает следующие технологические операции:

а)    очистку поверхности ремонтируемого места от пыли и грязи механическими щетками и сжатым воздухом;

б)    разметку границ выбоин;

15

Страница 17

в)    вырубку по очерченному контуру материала покрытия с удалением его с ремонтируемого места;

г)    обработку стенок и дна вырубки тонким слоем битума;

д)    раскладку асфальтобетонной смеси на ремонтируемое место;

е)    уплотнение асфальтобетона;

ж)    сглаживание мест сопряжений нового асфальтобетона со старым покрытием.

3.1.8.    Границы выбоин и других повреждений отмечают мелом прямыми линиями, параллельными и перпендикулярными к оси дороги, с захватом неповрежденного покрытия на 3—-5 см. Выбоины, близко отстоящие друг от друга, объединяют в одну общую карту.

Разломку поврежденного асфальтобетонного покрытия осуществляют с помощью пневмо- или электромолотков. Асфальтобетон вырубают на глубину выбоины, но не менее толщины верхнего слоя покрытия. Края вырубки должны быть вертикальными.

Вырубленный материал удаляют с места работ.

3.1.9.    После тщательной очистки вырубки от мелких кусков асфальтобетона и пыли сжатым воздухом ее дно и края обрабатывают жидким битумом или битумной эмульсией. Обработку производят при помощи передвижных гудронаторов малой емкости (например Д-125А или специальных распылителей, входящих в комплект оборудования авторемонтеров).

Для обработки используют жидкий битум марок МГч25/40, СГ-15/25, СГ-25/40; разжиженный вязкий битум марок БНД-90/130, БНД-130/200 и БНД-200/300, нагретый до температуры 80— 100°С из расчета 0,5—0,6 л/м2, а также прямую битумную эмульсию, относящуюся к классу быстрораспадающихся, с концентрацией битума 50—60% в количестве 0,6—0,9 л/м2.

3.1.10.    Доставку асфальтобетонной смеси на рабочее место производят в бункерах-термосах авторемонтеров или в автомобилях-самосвалах малой грузоподъемности. Распределение смеси осуществляется вручную.

3.1.11.    Минимально допустимая температура смеси при укладке в зависимости от марки битума должна соответствовать требованиям табл. 3.

3.1.12.    Горячие, теплые и холодные асфальтобетонные или эмульсионно-минеральные смеси укладывают в один или два слоя в зависимости от глубины выбоины. При заделке глубоких выбоин, когда вырублен не только верхний, но и нижний слой покрытия, смесь следует укладывать с послойным уплотнением при толщине слоя не более 5 см.

Для обеспечения ровности отремонтированного покрытия смеси укладывают с учетом изменения толщины слоя при уплотнении: слой горячей и теплой смеси должен быть на 25—30%, а слой холодной асфальтобетонной и эмульсионно-минеральной смеси на 50— 70% больше толщины ремонтируемого слоя. При использовании холодных асфальтобетонных и эмульсионно-минеральных смесей поверхность отремонтированных мест должна быть выше поверхности существующего покрытия на 10—'15% общей толщины слоев уложенной смеси, с учетом того, что окончательное уплотнение будет достигнуто под воздействием движущегося транспорта.

Ориентировочная потребность в материалах для заделки выбоин и просадок на 1 м2 покрытия с вырубкой старого асфальтобетона приведена в табл. 4.

Страница 18

Таблица 3. Минимально допустимая температура смеси при укладке (из ГОСТ 9128-76)

Виды смеси

Марка битума

Температура смеси, вС

при выпуске из смесителя

в асфальтоукладчике при укладке в конструктивный слой, не ниже

без ПАВ

с ПАВ

без ПАВ

с ПАВ

1у Горячие

БНД-9О/130,

БНД-60/90,

БНД-40/60

140—160

120-140

120

100

2. Теплые

БНД-200/

/3№>

БНД-130/

/200

110—130

100-120

80

80

Б Г-70-/130 СГ-130/200

§8

1 1

§'§

80—100

80—100

70

70

70

70

3. Холодные

С Г-70/130 МГ-7Ю/130

90-—1.10 90—120?

80—100

80-100

Не ниже +5° весной Не ниже -f 10° осенью

Примечание. При устройстве конструктивных слоев дорожных одежд при пониженных температурах воздуха в случае использования вязких битумов допускается использование смесей, температура которых на 10°С выше указанной в таблице.

Таблица 4. Ориентировочное количество материалов, необходимое для заделки выбоин и просадок на 1 м2 покрытия

Толщина слоя, мм

Асфальтобетонная смесь, кг

Эмульсионно-минеральная смесь, кг

Для подгруитовки, кг

песчаная или мелкозернистая (верхний слой)

средне- или крупнозернистая (нижний слой)

мелкозернистая (верхний слой)

среднезернистая (нижний слой)

битум

битумная

эмульсия

30

70

66

0,5-0,55

0,6—0ь8

40

93

83

0,5-0,55

0,6—0,8

50

116

—-

110

0,5-0,55

0^.6—0,8

60

70

72

66

68

0,55-0,6

0,7—0,9

70

93

72

88

68

0,55-0,6

0,7-0$

17

Страница 19

3.1.13.    Ремонт асфальтобетонных покрытий методом разогрева асфальторазогревателями с горелками инфракрасного излучения (налример, АР-53 и АР-63А) включает следующие технологические операции:

а)    очистку поверхности ремонтируемого места от пыли и грязи механическими щетками;

б)    разогрев асфальтобетонного покрытия горелками инфракрасного излучения;

в)    рыхление разогретого асфальтобетона вручную;

г)    укладку и разравнивание свежей асфальтобетонной смеси;

д)    уплотнение покрытия.

3.1.14.    Блок горелок асфальторазогревателя устанавливают над ремонтируемым местом с таким расчетом, чтобы между покрытием и поверхностью излучателя было расстояние 12—15 см, зажигают горелки и после разогрева излучателей в течение 40—50 с разогревают асфальтобетонное покрытие. Предельную температуру разогрева покрытия (130—150°С) определяют визуально, по появлению синего дыма над поверхностью асфальтобетона, что указывает на начало выгорания вяжущего. Если вяжущее на разогреваемой поверхности начало выгорать, а покрытие прогрето на недостаточную глубину, дальнейший нагрев асфальтобетона производят, подняв блок горелок на большую высоту.* Время разогрева асфальтобетона — 3 — 5 мин в зависимости от температуры воздуха.

3.1.15.    После разогрева покрытие взрыхляют и через лоток бункера-термоса на ремонтируемое место подают необходимое количество -свежей асфальтобетонной смеси (табл. 5). Выгруженную смесь разравнивают, частично перемешивают со старым разогретым асфальтобетоном и уплотняют.

Таблица 5. Количество добавляемой асфальтобетонной смеси на 1 м2 покрытия при ремонте с разогревом, кг

Толщина

Процент повреждения покрытия

слоя, мм

20

30

40

60

60

1 70

30

13

19

26

38

39

46

40

18

26

35

44

53

62

50

22

33

44

55

66

77

60

26

39

52

65

78

91

70

30

45

60

75

90

105

3.1.17.    Асфальтобетон при ремонте покрытия методом вырубки и методом разогрева старого асфальтобетона уплотняют самоходными катками с гладкими вальцами массой 5—10 т, самоходными или ручными внброюатками, механическими, а при малых объемах работ — ручными трамбовками. Уплотнение ведут от краев ремонтируемого места к середине. Число проходов катка с гладкими вальцами по одному следу должно составлять 8—12 при уплотнении горячих и теплых смесей и 6—8 при уплотнении холодных смесей. Коэффициент уплотнения должен быть не меньше 0,96.

3.1.18.    Уплотнение покрытий из горячей асфальтобетонной сме

си необходимо начинать при такой максимально возможной температуре, при которой не образуются волосные трещины. Такими температурами являются: для смесей многощебенистых—140— 160°С,    среднещебенистых—120—140°С,    малощебенистых—100—

18

Страница 20

130°С, песчаных из дробленого песка — 130— 140°С, песчаных из природного песка — 90—120°С.

Во всех случаях следует стремиться закончить уплотнение смеси в кратчайшие сроки при ее возможно более высокой температуре. Предельными, ниже которых уплотнение малоэффективно, являются температуры: для горячих смесей, приготовленных на битуме марки БНД-40/60, — 70—60°С, на битуме марок БНД-60/90 и БНД-90/130—60—70°С, для теплых смесей, приготовленных на битуме марки БНД-130/200, — 50—60°С,    на битуме марки

БНД-200/300—40—60°С и на битуме марки СГ-130/200—35—40°С.

3.1.19. Места сопряжений нового асфальтобетона со старым заглаживают горячими металлическими утюгами.

Движение транспорта по отремонтированному участку дороги открывают после остывания асфальтобетонной смеси до температуры 20—30°С. В случае использования для ремонтных работ эмульсионно-минеральной смеси отремонтированное месгго присыпают сухим песком или высевками. Движение по участку дороги открывают через 8—16 ч после ремонта. В течение первых 2—3 дней скорость движения ограничивают 30 км/ч.

Ликвидация волн и наплывов. 3.1.20. Волны и наплывы, образующиеся на асфальтобетонных покрытиях, ликвидируют срезкой, вырубкой или разогревом.

3.1.21.    Выравнивание асфальтобетонного покрытия способом срезки волн и наплывов включает следующие технологические операции:

а)    очистку поверхности ремонтируемого места от пыли и грязи механическими щетками;

б)    разогрев покрытия;

в)    срезку волн и наплывов.

Асфальтобетонное покрытие разогревают асфальторазогревателя-ми (например, АР-53 или АР-53А). Срезку волн и наплывов производят автогрейдером (например, Д-144А). При малых объемах работ и небольшой высоте волн и наплывов (до 5 см) их срезку допускается производить вручную.

3.1.22.    Волны и наплывы на асфальтобетонных покрытиях ликвидируют методом вырубки или разогрева со снятием старого асфальтобетона до нижнего слоя покрытия или до основания при высоте наплывов и волн более 5 см.

Деформированный асфальтобетон удаляют и заменяют сдвигоустойчивым. Для ремонта покрытий, подверженных сдвиговым деформациям, рекомендуется использовать многощебенистые и среднещебенистые (типы А и Б по ГОСТ 9128-76) каркасные смеси или смеси с добавками коротковолокнистого асбеста (1—1,5% веса минеральной части). Заделку подготовленных мест выполняют в соответствии с требованиями пп. 3.1.6—3.1.15.

Заделка трещин. Трещины на асфальтобетонных покрытиях заделывают весной, осенью или летом в утренние часы, в прохладную сухую погоду, когда трещины наиболее раскрыты.

3.1.23.    Работы по заделке трещин включают следующие технологические операции:

а)    очистку трещин от пыли и грязи при помощи стальных щеток, металлических крючьев, а также продувкой сжатым воздухом от компрессора;

б)    заливку трещин жидким битумом марок СГ-70/130, С Г-130/ /200. МГ-70/180 и М.Г-130/200; разжиженным битумом, -полученным путем смешения вязкого битума марки БНДч250/300 ил» БНД-130/

19