Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

110 страниц

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе рассматриваются вопросы, посвященные развитию учебно-материальной базы внешкольных учреждений для активного использования свободного времени учащихся, а также улучшения условий для работы с детьми по профориентации на различных возрастных уровнях

  Скачать PDF

Оглавление

Введение

Определение терминов

1. Общие положения

Виды внеучебной деятельности школьников в системе города

Основные педагогические требования к ДПШ, СЮТ и СЮН

Характеристика и назначение учреждений

Место ДПШ, СЮТ и СЮН в общей системе внешкольных учреждений и сети школ

2. Организация сети

Принципы размещения ДПШ, СЮТ и СЮН в селитебной части городов

Радиусы обслуживания

Нормативные показатели

Номенклатура типов зданий ДПШ, СЮТ и СЮН

Требования к земельным участкам

3. Объемно-планировочные решения зданий

Общие требования к проектированию зданий ДПШ, СЮТ и СЮН

Требования к структуре зданий, взаимосвязь функционально-планировочных групп помещений и связь их с участком

Требования к планировке функциональных групп помещений

Помещения административно-хозяйственного назначения и обслуживающие

4. Требования к помещениям внешкольных учреждений

Архитектурно-планировочные требования

Требования к инженерному оборудованию

Отопление и вентиляция

Водоснабжение и канализация

Газоснабжение

Электрооборудование

Слаботочные устройства

Кинотехнология

Приложение 1. Примерный состав и площади зон земельных участков домов (дворцов) пионеров и школьников на 500- 1200 мест

Приложение 2. Примерный состав и площади зон земельных участков станций юных техников на 200-300 мест

Приложение 3. Примерный состав и площади зон земельного участка станций юных натуралистов на 220 мест

Приложение 4. Примерный состав, площади помещений и строительный объем типовых зданий домов пионеров и школьников на 500 и 800 мест

Приложение 5. Примерный состав, площади помещений и строительный объем здания хозблока ДПШ

Приложение 6. Примерный состав, площади помещений и строительный объем типовых зданий станций юных техников на 200 и 300 мест

Приложение 7. Примерный состав, площади помещений и строительный объем типового здания станции юных натуралистов на 220 мест

Приложение 8. Примерный состав, площади помещений и строительный объем типовых учебных теплиц станций юных натуралистов

Приложение 9. Примерный состав, площади помещений и строительный объем типового здания автогаража с мастерскими для СЮН

Приложение 10. Примерный состав, площади помещений и строительный объем типового здания павильона животноводства для СЮН

Приложение 11. Примерный состав, площади помещений и строительный объем типового здания профильного лагеря на 50 и 80 чел

Приложение 12. Принцип расчета сети ДПШ, СЮТ и СЮН для города

Список литературы

Показать даты введения Admin

ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя

Реком ен д ации

по проектированию внешкольных учреждений-Домов пионеров и школьников (ДПШ) станций юных техников (СЮТ) н станций юных натуралистов (СЮН)

Москва 1984

Центральный научно-исследовательский

н проектный институт типового н экспериментального проектирования школ, дошкольных учреждений, средних и высших учебных заведений (ЦНИИЭП учебных зданий) Госгражданстроя

Рекомендации

по проектированию внешкольных учреждений-Домов пионеров и школьников (ДПШ), станций юных техников (СЮТ) и станций юных натуралистов (СЮН)

Москва

Стройиздат

1984

ние книг, игры, прослушивание радиопередач, просмотр телепередач, посещение культурно-просветительных учреждений и т.д.

ж) общественно полезный

1

1-2

2

2-3

труд, помощь по дому 4 Личное самообслуживание

15

15

12

10

(прием пищи, туалет, гимнастика)

5 Сон

69-64

60

55-53

54-50

Всего

144

144

144

144

Примечания: 1. Суммарное время пунктов "б” и "в** может быть отдано только одному из'видов занятий.

Продолжение табл. 3

Вид деятельности

Количест

в о

часов

1 —3 кл. 4 кл.

5—8 кл.

9—10 кл.

(7-10 (10-11

(11-15

(15-17

лет) лет)

лет)

лет)


2.    Обязательные часы занятий физкультурой включены в п. 1.

3.    В национальных школах время на в неучебную деятельность пропорционально снижается (по пп. а-ж) в связи с увеличением учебного времени на 2-3 ч.

4.    Общественная деятельность, в том числе пионерская и комсомольская работа, включена в пп. а, б, е, ж.

5.    Приведенная модель примерного распределения времени школъ-ника не означает жесткую регламентацию времени, так как любимое дело может совпадать с творческой деятельностью в области техники и искусства, а чтение - быть составным элементом всех видов деятельности, отдых ’’растворяется” в любимом деле.

6.    Свободное время дано без выходного дня. Выходной день остается для восполнения физических сил, отдыха, туризма, а также для посещения кинотеатров, театров и т.п.

1.4. При односменных занятиях в школе учащиеся (согласно режиму для школьника) смогут посещать внешкольные учреждения с 15 до 20 ч.

Численный состав кружков всех профилей (за исключением хоровых, массовиков-затейников, бальных танцев, а также научно-исследовательских, конструкторских и экспериментальных кружков) должен быть не менее 15 чел. [20—23].

Наполняемость хоровых кружков, кружков массовиков-затейников и бальных танцев должна быть не менее 20 чел. в каждом.

Научно-исследовательские, конструкторские и экспериментальные кружки второго года обучения комплектуются в составе не менее 10 чел. из школьников, ранее занимавшихся в кружках данного профиля; кружки третьего года и последу-

10

5 Сон

2 Домашние задания

4 Личное

самообслуживание

ющих лет обучения комплектуются из числа кружковцев второго года обучения в составе не менее 8 чел.

Кружки всех профилей первого года обучения, кроме научно-исследовательских, конструкторских и экспериментальных кружков, а также художественного слова, театральных, хореографических, музыкальных, оркестровых и вокальных, занимаются по два часа два раза в неделю.

В научно-исследовательских, конструкторских и экспериментальных кружках, кружках художественного слова, театральных, хореографических, а также в кружках других профи-

ii

Классы

Рис. 1. Модель примерного распределения времени школьника в течение недели и схема примерного режима для школьника

лей второго года и последующих лет обучения наряду с занятиями со всем составом кружка могут проводиться занятия по звеньям. В этом случае число часов занятий в неделю увеличивается до шести.

В оркестровых, музыкальных, вокальных кружках кроме занятий со всем составом кружка проводится индивидуальное обучение. Продолжительность занятий в этих кружках не должна превышать 10 ч в неделю (для одного школьника).

Научно-исследовательские, конструкторские и экспериментальные кружки третьего года и последующих лет обучения занимаются два раза в неделю по четыре часа.

Для расчета всех внешкольных учреждений принимается шестидневная рабочая неделя. Число смен в день для ДПШ, СЮТ, СЮН и посещений одного учащегося в неделю в этих видах учреждений равна двум.

Характеристика и назначение учреждений

1.5. Дом (Дворец) пионеров и школьников является организационно-массовым и инструктивно-методическим центром по идейно-политическому воспитанию всех школьников на территории определенной административной зоны (республики, края, области, города, района), а также ведет кружковую (учебно-воспитательную) и массовую работу с учащимися 1-10 классов по всем направлениям (профилям) внешкольного

12

воспитания; организует разумный и полезный досуг и развлечения для школьников всех возрастных групп. ДПШ является базой совета пионерской организации и комитета комсомола в соответствующей зоне (сфере) влияния (республики, края, области, города, района).

В зависимости от степени развитости состава помещений ДПШ по основным видам деятельности, проводимой методической работы и принадлежности его к определенной административной зоне, различаются Дома и Дворцы пионеров и школьников.

Каждый кружок, клубили другой коллектив Дома (Дворца) пионеров и школьников является методической лабораторией для кружков школы и внешкольных учреждений соответствующего профиля.

1.6.    Станция юных техников является организационномассовым и методическим центром внеклассной и внешкольной работы по техническому творчеству со школьниками на территории определенной административной зоны (республики, края, области, города). СЮТ является базой органов просвещения (образования) республиканского, краевого, областного и городского комитета комсомола СЮТ организует ознакомительную и научно-техническую работу с учащимися 1—10 классов, опираясь на особенности промышленного развития данного региона, на основе широкого развития инициативы, самодеятельности и активности с учетом возраста и интересов. Станции юных техников создают широкую сеть очных и заочных технических кружков, клубов, обществ непосредственно в здании СЮТ и на территории и содействуют организации их во Дворцах и Домах пионеров и школьников и других внешкольных учреждениях, а также в школах; организуют научно-техническую пропаганду среди учащихся; проводят выставки, конкурсы, соревнования, олимпиады, вечера науки и техники, встречи с новаторами производства и тщ.

1.7.    Станция юных натуралистов является организационномассовым и методическим центром внеклассной и внешкольной работы данного профиля со школьниками на территории определенной административной зоны (республики, края, области, района, города).

Станции юных натуралистов организуют работу биологонатуралистического направления с учащимися 1—10 классов, опираясь на особенности сельскохозяйственного развития данного региона, на основе широкого развития инициативы, самодеятельности и активности учащихся с учетом возраста и интересов; оказывают помощь школам и другим внешкольным учреждениям в подготовке опытного материала по биолого-натуралистическому направлению, в создании кружков юных натуралистов и в организации общественно полезного труда учащихся на учебно-опытных участках; содействует органи-

13

зации ученическо-производственных бригад, комсомольско-молодежных лагерей и т.д.

Место ДПШ, СЮТ, СЮН в общей системе внешкольных учреждений и сети школ

1.8. Дом (Дворец) пионеров и школьников — многофункциональное учреждение, главной задачей которого является организация массовой и инструктивно-методической работы (идейно-политическое воспитание) со всеми школьниками. Кроме того, кружковая работа в ДПШ представлена основными видами деятельности (направлениями): общественно-политическим, техническим, эстетическим, юннатско-биологическим, туристско-краеведческим и оборонно-спортивным. Этот вид учреждения является самым массовым внешкольным учреждением и одна из его задач - ознакомление школьников с основными видами деятельности, причем каждый школьник в соответствии со своими склонностями и интересами может выбрать себе то или иное занятие.

Станция юных техников и станция юных натуралистов -учреждения, специализированные по техническому и юннатско-биологическому профилю и служат более высокой ступенью (по сравнению с ДПШ) при выборе вида деятельности упомянутых направлений.

Остальные внешкольные учреждения систематического посещения, не нашедшие отражения в данной работе, являются специализированными в области туристко-краеведческого направления (СЮТур), эстетического воспитания (ДШИ, ДМШ, ДХШ, ДХорШ) и спорта (ДЮСШ). Эти учреждения (кроме СЮТур) не являются организационно-массовыми и методическими центрами по отношению к общеобразовательным школам или другим внешкольным учреждениям.

В табл. 4 показано место ДПШ, СЮТ и СЮН в общей системе внешкольных учреждений для городов различной величины.

Таблица 4

ДПШ, СЮТ и СЮН в общей системе внешкольных учреждений для городов различной величины

Внешкольные

Админи- |

Город с населением, тыс. жителей

учреждения

стартивнын район с чис лом жителей до 50 тыс.

[ 50

.

50-100

100-250

250-500

500 "

1

2

3

4

5

6

7

Д ворец пионе-

+

+

+

ров и школьников

Внешкольные

учреждения


Админи стартивны


ЛИ


район с чис •


лом жите-лей до


50 тыс.


Продолжение табл. 4


ород с населением, тыс. жителей

Ш-ЖЪ


Г6-ШГ


W


1


2


3


4


5


6


7


Дом пионеров и •»    +    +    +    +    +

школьников

Станция юных    +    +    +

техников

Станция юных    +    +    +

натуралистов

Станция юных    -    -

туристов

Детско-юношес-    -    -    -    -    -    -

кая спортивная школа

Детская школа    -    -    -    -    -    -

искусств

Детская музы-    -    -    -    -    -

кальная школа

Детская художест-    -    -    -    -

венная школа

Детская хореогра-    -    -    -    -

фкческая школа

Детская библио-    -    -    -    -    -    -

тека

Детский кинотеатр    _    _    _

Кукольный театр    -    -    -    -    -

Театр юного    -    _    -

зрителя

Детский стадион    -    -

(спортивный комплекс)

Детский парк    _    -

Детская железная    -    —

дорога

Примечание. Знак + обозначает ДПШ, СЮТ, СЮН в общей системе внешкольных учреждений; знак - -остальные внешкольные учреждения в системе города, не рассматриваемые в данной работе.


2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ

Принципы размещения ДПШ, СЮТ и СЮН в селитебной части городов

2.1. Сеть внешкольных учреждений в сочетании со школами должна представлять собой единую взаимодополняющую систему, в которой школьные здания рассчитываются для наибо-


15


лее массовой организации досуга детей в свободное время, а внешкольные учреждения — на более специализированную организацию в зависимости от их профиля.

2.2. Различные виды кружковой деятельности школьников организуются по ступенчатой системе (табл. 2):

для малых (до 50 тыс. жителей) и средних (50—100 тыс. жителей) городов — две ступени: микрорайон, город;

для    больших (100—250 тыс. жителей),    крупных (250—

500 тыс. жителей) и крупнейших городов (более 500 тыс. жителей) - три ступени: микрорайон, жилой район или несколько жилых районов, город (рис. 2 а, б, в).


Ступенчатое построение сети вызвано необходимостью организации массовой воспитательной работы с учетом возрастных особенностей детей, обеспечения методического руководства школами со стороны внешкольных учреждений, создания условий для равномерного обслуживания учащихся всех возрастов учреждениями (помещениями) для внеучеб-ной деятельности.

Рис. 2. Примеры организации сети учереждений для внеучебной деятельности учащихся в городах с населением: а - 50 тыс. жителей (малый, средний город); б — свыше 100 до 250 тыс. жителей (большой город); в - свыше 250 до 500 тыс. жителей (крупный город)

ф 1

а 7

* 2

1 5

а в

■ 3

1 Б

• 9

1 - Дворец пионеров и школьников; 2 - Дом пионеров и школьников; 3 - станция юных техников; 4 - станция юных натуралистов; 5 — детско-юношеская спортшкола; 6 — детская музыкальная школа; 7 -детская художественная школа;

8    - детская школа искусств;

9    ~ общеобразовательная школа

2.3.    Микрорайонная ступень работы с детьми — школа. Общественное воспитание детей должно быть ориентировано в основном на школу, которая являясь градостроительным элементом, должна стать центром учебной и воспитательной работы среди детей микрорайона. Внеклассная работа в школе — это деятельность различных кружков, клубов, обществ, система массовых мероприятий, организуемых во внеучебное время для вовлечения учащихся в творческую, игровую, спортивную, познавательную, трудовую и эстетическую деятельность.

Районная ступень работы с детьми во внеучебное время — районный Дом пионеров и школьников, детская районная музыкальная и художественная школа или школа искусств, детско-юношеские спортивные школы, детская библиотека или отделение районной библиотеки.

Городская ступень — Дворец или Дом пионеров и школьников (в зависимости от величины и значимости города), станция юных техников, станция юных натуралистов, станция юных туристов, детско-юношеские спортивные школы, детские городские школы искусств, музыкальные и художественные школы, детские библиотеки и другие учреждения.

2.4.    Сеть внешкольных учреждений в каждом городе следует проектировать в зависимости от численности населения, ступенчатой системы обслуживания и учета местных условий.

2.5.    Для удовлетворения потребности в кружках вне радиуса доступности Дворцов и Домов пионеров и школьников необходимо на базе отдельных школьных зданий создавать дополнительные центры кружковой работы, равномерно обеспечивающие школьников кружковой работой.

2.6.    При организации сети следует руководствоваться следующими положениями:

Дворцы пионеров и школьников предусматриваются в больших, крупных и крупнейших городах, а также в городах республиканского, краевого и областного значения, независимо от их величины.

Дома пионеров и школьников рекомендуется проектировать в малых и средних городах, а также в жилых районах больших, крупных и крупнейших городов.

Станция юных техников и натуралистов (одна на город) предусматривается в больших, крупных и крупнейших городах, а также в городах республиканского, краевого и областного значения, независимо от их величины.

В больших, крупных и крупнейших городах, а также в городах республиканского, краевого и областного значения (независимо от их величины) при наличии нескольких внешкольных учреждений, учреждения городского значения являются инструктивно-методическими центрами по отношению к одноименным районным учреждениям.

17

2-340

2.7.    Внешкольные учреждения следует размещать на наиболее благоприятных в природном отношении участках города с отступом от дорог с интенсивным движением транспорта согласно главе СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов. Санитарно-гигиенические условия размещения внешкольных учреждений должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к школьным зданиям.

2.8.    Для обеспечения доступности для всех возрастных групп учащихся и равномерного их охвата внеучебной деятельностью необходимо размещать Дома (Дворцы) пионеров и школьников по возможности в центре обслуживаемой зоны или административно-территориальной единицы, в удобной и безопасной связи с остановками городского (районного) транспорта, а также в возможно более тесной и удобной связи с жилой застройкой. Размещение ДПШ вблизи зеленых зон и водоемов благоприятно для организации занятий и досуга детей на открытом воздухе, однако не должно затруднять проведение кружковой работы (значительно увеличивать радиус доступности, особенно пешеходный).

2.9.    Станции юных техников необходимо размещать на благоприятной для организации занятий территории, желательно вблизи ведущего промышленного предприятия, по возможности в центре обслуживаемой зоны, в удобной и безопасной связи с остановками городского (районного) транспорта, а также в возможно более тесной и удобной связи с жилой застройкой.

2.10.    Станции юных натуралистов необходимо размещать на благоприятной для организации занятий территории вблизи зеленых зон и водоемов, а также в удобной связи с жилой застройкой и безопасной и удобной связи с остановками городского (районного) транспорта.

Радиусы обслуживания

2.11.    Сеть внешкольных учреждений следует организовывать с учетом особенностей и потребностей детей в зависимости от возраста.

Сфера и радиус обслуживания внешкольных учреждений* зависят от подвижности разных возрастных групп (табл. 5), поэтому, учитывая величину радиуса обслуживания детей младшей группы, необходимо сосредоточить основную кружковую работу для этого возраста в пределах микрорайона.

С увеличением возраста появляется больше возможностей за одно и тоже время посетить внешкольные учреждения, нахо-

*Радиус обслуживания устанавливается только для внешкольных учреждений, имеющих районное значение (в данной работе — для Домов пионеров и школьников).

18

дящиеся за пределами микрорайона, и использовать для этого транспорт (городская ступень).

Пешеходный радиус обслуживания внешкольных учреждений для разных возрастных групп учащихся

Таблица 5

Возрастная группа

Классы

Расстояние

мин | м

Младший возраст — (7-9 лет)

1—3(1—4)

500-750

Средний возраст — (10-14 лет) Старший возраст

4-8 (5-9) 9-10(10-11)

, 10-15 650-1000 1000-1500

2.12. Радиус обслуживания внешкольных учреждений устанавливается (при 5—9-этажной застройке) следующий: для микрорайонных учреждений (клубный комплекс помещений при школе) — 500-750 м; для районных — 1500 м или не более 20-минутной доступности; для общегородских — не далее 30-минутной доступности на общественном транспорте.

Радиусы обслуживания даны для условий смешанной застройки (5—9-этажной) со средней плотностью 3400 м^/га, которая является преобладающей в большинстве городов.

Примечание.В общее время доступности на общественном транспорте включается время на поездку, на подход к остановке общественного транспорта и от остановки к учреждению.

Таблица 6

Определение радиуса и зон обслуживания домов пионеров и школьников

Режим и вид проводимой работы

Группа обслуживаемого контингента

Время доступности, мин

Радиус обслуживания при видах передвижения

пешком, м

на городском транспорте, км

Регулярный Дошкольники и (кружковая школьники млад работа, до- шего возраста суг) Школьники среднего возраста Школьники старшего возраста j

До 750

10-20 До 1000

До 1500 4-5

19

УДК 725.838-053.5+728.48-053.5

Рекомендовано к изданию решением Научно-технического совета ЦНИИЭП учебных зданий.

Рекомендации по проектированию внешкольных учреждений — Домов пионеров и школьников (ДПШ), станций юных техников (СЮТ) и станций юных натуралистов (СЮН)/ ЦНИИЭП учебных зданий. — М.: Строй-издат, 1984.— 108 с.

Рассматриваются вопросы, посвященные развитию учебно-материальной базы внешкольных учреждении для активного использования свободного времени учащихся, а также улучшения условий для работы с детьми по профориентации на различных возрастных уровнях.

В соответствии с новыми принципами организации сети внешкольных учреждений (во взаимодействии с сетью школ) даны основные педагогические требования к работе внешкольных учреждений, основные принципы размещения ДПШ, СЮТ и СЮН в селитебной части городов, требования к земельным участкам, существующие нормативы и номенклатура типов зданий, выявлены требования к зданиям с учетом функциональных, градостроительных и архитектурно-художественных позиций, также дан состав помещений и взаимосвязь между их основными группами, рекомендации по мебели и оборудованию.

Освещены вопросы, касающиеся сантехнических и электротехнических (в том числе слаботочных) устройств.

Предназначены для расчета сети и проектирования внешкольных учреждений.

Для архитекторов, проектировщиков и работников системы народного образования.

Табл. 34, ил. 38.

Рекомендации разработаны кандидатами архитектуры В.И. Степановым, Л.Б. Мирчевской (ЦНИИЭП учебных зданий) , инженерами I а.А. маронинымП И.М. Алферовой (КиевЗНИИЭП) при участии архитектора Э.В. Айгуняна (ЦНИИЭП учебных зданий).

4902010000-714 ц____________Инструкт.-нормат.,    И    вып.-164-83
047(01) -84
©Стройиэдат, 1984

Продолжение табл. 6

Режим и вид проводимой работы

Группа обслуживаемого контин-генза

Время доступности,

MiiU

Радиус обслуживания при видах передвижения

мим

пешком, м I на городском транспорте,

1 км

Периодичес- Школьники млад-4 кий шего возраста (инструктив- Школьники сред-но-метода- него возраста ческая рабо- Школьники старта, массовые шего возраста, мероприя- педагоги и вос-тия) питатели

► До 30

До 1000

До 2000 6-8

Эпизодичес

кий

(организаци-

онно-массо-

Все возрастные группы школьников, педагоги и воспитатели

До 40

12-15

вал и метода-, ческая работа)

Примечания:1. При пешеходной доступности радиус обслуживания определяется исходя из расчетной скорости передвижения школьников младшего возраста — 3 км/ч, среднего и старшего возраста - 4 км/ч.

2. При транспортной доступности радиус обслуживания определяется исходя из средней скорости сообщения городским транспортом — 18-20 км/ч.

Нормативные показатели

2.13. Нормы расчета сети для ДПШ, СЮТ и СЮН принимаются согласно главе СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов (табл. 7).

Таблица 7

Учреждение

Нормы для внешкольных учреждений (при средней демографии 180 учащихся на 1000 жителей)

на расчетный срок

Количество мест

5-6

U

0,6

на первую очередь

Дом (Дворец) пионеров и    4

школьников Станция юных техников    0,8

Станция юных натуралистов    0,4

Примечания: 1. В городах, где демографический состав населения отличается от среднего, принятого в расчетах, нормы могут изменяться в пределах: на первую очередь для ДПШ - от 2,3 до 4; для СЮТ — от 0,6 до 1,04; для СЮН - от 0,3 до 0,54: на расчетный срок для ДПШ - от 3 до 5,3; для СЮТ - от 0,76 до 1,34; для СЮН - от 0,4 до 0,7    [18].

20

ВВЕДЕНИЕ

Единая система образования, созданная в нашей стране, направлена на коммунистическое воспитание, духовное и физическое развитие детей, подростков и молодежи, подготовку их к труду и общественной деятельности. В дополнение к сети общеобразовательных школ существует развитая сеть внешкольных учреждений, которая позволяет учащимся общеобразовательных школ заниматься во внеучебное время различными видами деятельности по основным направлениям: техническому, юннатскому, художественному и спортивному.

В настоящее время насчитывается Домов и Дворцов пионеров и школьников около 4000, станций юных техников более 1100, станций юных натуралистов около 700. За каждое пятилетие общее число внешкольных учреждений увеличивается примерно на 1700-2000 единиц.

Постановления партии и правительства последних лет направлены на дальнейшее развитие сети внешкольных учреждений и укрепление их материальной базы. В Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 гг. [4] говорится о необходимости ”... развивать сеть Дворцов и Домов пионеров и школьников, станций юных техников и натуралистов В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР ”0 дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду*’ [5] сказано: "Проявлять больше заботы об организации свободного времени детей и подростков, вовлекать учащуюся молодежь в занятия спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством” и в связи с этим предлагается развивать сеть ” ... станций юных техников, юных натуралистов и других внешкольных учреждений Решения ХХУ1 съезда КПСС также ориентируют нас на улучшение работы внешкольных учреждений.

Ввиду того, что отсутствуют нормативные документы по проектированию и строительству внешкольных учреждений, возникла необходимость разработать рекомендации по проектированию наиболее массовых внешкольных учреждений и дать предложения по формированию сети, типам зданий, составу помещений зданий и сооружений на участках, по разработке элементов и т.д.

В настоящей работе даны основы организации сети внешкольных учреждений, предложены нормативные показатели

3

для них, а также принципы размещения ДПШ, СЮТ и СЮН в городах, номенклатура типов зданий. Кроме того, даны требования к структуре зданий, взаимосвязи функциональных групп помещений и связи их с участком, а также требования к основным архитектурно-планировочным элементам зданий ДПШ, СЮТ, СЮН.

Настоящая работа ориентирует на дальнейшее развитие сети и перспективные типы зданий внешкольных учреждений, создающие материальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития подрастающего поколения, а также обеспечивающие качественную архитектурную среду при относительно экономном расходовании капитальных вложений в строительство.

Определение терминов

Внеучебная деятельность — вся деятельность учащихся общеобразовательных школ во внеучебное время, которая подразделяется на внеклассную и внешкольную.

Внеклассная деятельность — деятельность учащихся во внеучебное время, осуществляемая в стенах школьного здания.

Внешкольная деятельность — деятельность учащихся во внеучебное время, осуществляемая непосредственно во внешкольных учреждениях.

Радиус обслуживания — расстояние между школой (жилищем) и внешкольным учреждением, выраженное в единицах длины или времени.

Единовременная вместимость учреждения — средняя наполняемость кружкового помещения (число учащихся), умноженная на количество кружковых помещений или лабораторий.

Пропускная способность — постоянный контингент учащихся, обслуживаемый внешкольным учреждением в течение недели (списочный состав учащихся).

Сменность — число академических занятий в одном помещении внешкольного учреждения в течение дня.

Функционально-планировочная группа (блок) помещений — помещения, предназначенные для одного направления деятельности.

Зона (подзона) участка — часть территории, предназначенная для работы по определенному профилю, направлению, форме, видам или подвидам работы.

Входная группа помещения — помещения вестибюля-гардероба с обслуживающими помещениями.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Внешкольные учреждения, предназначенные для учащихся общеобразовательных школ, подразделяются на следующие виды (табл. 1).


Таблица 1


Классификация внешкольных учреждений


Полное название учреждения


] Сокращенное наэва> кие учреждения


Дом (Дворец) пионеров и школьников Станция юных техников Станция юных натуралистов Станция юных туристов Детско-юношеская спортшкола Детская школа искусств Детская музыкальная школа Детская художественная школа Детская хореографическая школа Детсткая библиотека Детский кинотеатр Детский кукольный театр Театр юного зрителя Детский стадион Детский парк

Детская железная дорога, речное пароходство итд.


ДПШ

(ЛОТ

СЮН

СЮТур

ДЮСШ

дши

ДМШ

дхш

ДХорШ


ТЮЗ


Требования настоящих Рекомендаций распространяются на организацию сети, а также на проектирование и реконструкцию зданий наиболее массовых внешкольных учреждений: Домов пионеров и школьников, станций юных техников, станций юных натуралистов.

Требования настоящих Рекомендаций не распространяются на проектирование остальных внешкольных учреждений.

Рассматриваемые в Рекомендациях внешкольные учреждения — Дома пионеров и школьников (ДПШ), станции юных техников (СЮТ), станции юных натуралистов (СЮН) рассчитаны на работу с детьми, обучающимися в общеобразовательных школах.


Виды в неучебной деятельности школьников в системе города

1.1. К основным видам внеучебной деятельности относятся:

деятельность детской и молодежной коммунистических организаций — пионерской, комсомольской;

научно-познавательная работа в предметных кружках; техническое творчество;

занятия юных натуралистов в кружках естествознания, природоведения;

туризм;

художественное творчество и эстетическое воспитание (сфера искусства);

общественно полезный труд;

физкультура, спорт, военно-прикладные и технические виды спорта (военно-патриотическое воспитание);

отдых, чтение и другие виды деятельности, не совпадающие с занятиями в кружках и секциях.

Общественно-политическая деятельность организуется в школах и Домах пионеров и школьников; научно-познавательная работа — в предметных кружках общеобразовательных школ, на станциях юных техников и натуралистов; техническое творчество (по мере повышения сложности) проводится в школах, Домах пионеров и школьников и на станциях юных техников; работа юных натуралистов (по мере усложнения) — в школах, Домах пионеров и школьников, на станциях юных натуралистов; художественное творчество (рисование, скульптура, хореография, музыка, пение) организуется в школах, Домах пионеров и школьников, художественных, музыкальных и хореографических школах и школах искусств; занятия спортом — в школах, Домах пинеров и школьников,детско-юношеских спортивных школах, в спортивных комплексах. Отдых, чтение, занятие любимым делом, не совпадающие с основными видами деятельности учащихся школьного возраста, проводятся в школах, на жилой территории дома, в библиотеках и других учреждениях (табл. 2).

Таблица 2

Внеучебная деятельность учтщхся

Вид деятельности

4—10(7—10)*

Школа

Научно-познавательная    Микро-    Школа

работа в предметных    район

кружках

В дальнейшем 10 классы будут 11, а 0 - первыми.

7

Продолжение табл. 2

Вид деятельности 1

Размещение

Место занятий

________________j

в структуре города

Класс

Работа в технических

Микро-

Школа

1-7

кружках

район,

район

ДПШ

4-10

СЮТ

1*-10(4-8)

Занятия в кружках юных натуралистов

Микро

район,

район,

Школа

ДПШ

1-7

1ГЮ

город

СЮН

1 *_Ю(4-8)

Работа пионерской и

Микрорай-

Школа

1-10(3-10)

комсомольской организации

он

Занятия музыкой,

Микро

Школа

1-7,8

хореографией, пением.

район,

рисованием, скульптурой.

район,

ДПШ

1*-10

художественная самодея

город

ДМШ, ДХШ

1 *-10 (1-7)

тельность

и ДШИ

1-8

Занятия в спортивных

Микро

Школа

секциях и кружках.

район,

активный отдых на

район

ДПШ

открытом воздухе.

город

ДЮСШ и про-

1-10(4-7)

спортивные упражнения

чие спортивные

сооружения

Спокойный отдых, игры,

Микрорай

Жилой дом.

1-10

прослушивание радиопередач, просмотр телепередач н тд.

он

школа

Чтение

Микрорай

он,

район

Микрорай

Жилой дом, школа

1-10

Общественно полезный

Библиотека, Школа, жилой

1-10(4-10)

труд, помощь по дому

он

дом

* Охват школьников только близлежащих школ или участие внешколь ных учреждений в работе общеобразовательных школ.

Примечание. В скобках указана наиболее активная возрастная группа учащихся.

Основные педагогические требования к ДПШ, С ЮТ и СЮН

1*2. На перспективный период значительно возрастает процент учащихся, занимающихся в школах продленного и полного дня.

Б связи с этим проведение внеучебного времени для 2/3 учащихся (до 65%) ориентировано на школу (микрорайон). В основном это учащиеся младшего и частично среднего возраста. Остальные учащиеся (в основном старшего и частично среднего возраста) имеют возможность проводить внеучебное время

8

во внешкольных учреждениях. Внешкольные учреждения должны обеспечить базу для проведения внеучебного времени примерно для 35% учащихся.

1.3. При организации сети внешкольных учреждений необходимо руководствоваться примерным распределением времени школьника в течение учебной недели (табл. 3).

Организация свободного времени учащихся в течение недели предусматривает деятельность в школе, во внешкольных учреждениях, дома и досуг на воздухе.

Примерное распределение времени школьника в течение учебной недели в часах (6 дней - 144 ч)*

Таблица 3

Вид деятельности

Количество

часов

П.П

1—3 кл.

(7-10

лет)

4 кл. (Ю-11 лет)

5—8 кл. (11-15 лет)

9—10 кл.

(15-17

лет)

1

Учебные занятия в школе Факультативные занятия, начиная с УП класса

24

24

30

2

30-32

3-4

2

Самостоятельные учебные занятия (подготовка домашних уроков)

6-12

12

15-

18

24

3

Внеучебная деятельность; а) занятия в предметных кружках

-

1

2

1

б) творческая деятельность (в технических и юннатских кружках, свободное творчество)

2

2-3

2-4'

2

в) художественное творчество и воспитание (занятия музыкой, рисунком, лепкой, хореографией и тп)

2

>

4-3

4-2

г) пребывание на открытом воздухе (прогулки, активный отдых, дорога в школу и внешкольное учреждение и обратно)

14

13

9-8

6

д) занятия спортом

3

4

4

3

е) спокойный отдых, чте-

8-7

8-7

7

9

В.И. Степанов, ЛЬ. Мирчевская. Организация сети школ, меж Школь* ных учеб но-производственных комбинатов и внешкольных учреждений. М,: Стройиэдат, 1983. 92 с

9