Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

40 страниц

Купить Авиационные правила Часть 21 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают обязательный для выполнения предприятиями, организациями и другими юридическими и физическими лицами государств – участников Соглашения порядок сертификации и контроля за соответствием гражданских воздушных судов, компонентов, а также их производства действующим Авиационным правилам.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

Раздел А. Определения и общие положения

     Глава 1. Определения

     Глава 2. Общие положения

     2.1. Содержание Правил сертификации

     2.2. Действие Правил сертификации

     2.3. Применение и толкование Авиационных правил

     2.4. Отступления от требований к летной годности

     2.5. Сертификационнъiе работы

     2.6. Этапы сертификации образца авиационной техники

     2.7. Организации и эксперты, обеспечивающие сертификацию типа авиационной техники

     2.8. Независимая инспекция

     2.9. Органы по летной годности в организации Разработчика

     2.10. Эксплуатационная документация образца

     2.11. Условие допуска авиационной техники к сертификационным испытаниям

Раздел В. Сертификаты типа

     Применимость

     Глава 3. Заявка на получение Сертификата типа. Требования к летной годности и охране окружающей среды. Сертификационный базис

     3.1. Подача заявки на получение Сертификата типа

     3.2. Заявка на получение Сертификата типа

     3.3. Распространение Авиационных правил (норм летной годности) и поправок к ним. Критерии летной годности

     3.4. Специальные технические условия

     3.5. Требования к охране окружающей среды

     3.6. Требования к летной годности и охране окружающей среды, распространяемые на образец авиационной техники

     3.7. Изменения конструкции образца авиационной техники, требующие новой сертификации типа

     Глава 4. Сертификаты типа

     4.1. Выдача Сертификатов типа

     4.2. Типовая конструкция образца авиационной техники

     4.3. Сертификат типа воздушного судна транспортной, нормальной, многоцелевой, акробатической и компьютерной категории, свободного пилотируемого аэростата, авиационного маршевого и вспомогательного двигателей, воздушного винта

     4.4. Сертификат типа по шуму на местности воздушного судна

     4.5. Сертификат типа воздушного судна ограниченной категории

     4.6. Сертификат типа воздушного судна Вооруженных Сил, используемого в гражданской авиации

     4.7. Сертификат типа импортируемого образца авиационной техники

     4.8. Сертификация экспортируемой авиационной техники

     4.9 Содержание Сертификата типа

     4.10 Действие Сертификата типа

     Глава 5. Этап макета и сертификационные испытания воздушного судна

     5.1. Этап макета воздушного судна

     5.2. Сертификационные заводские испытания воздушного судна

     5.3. Сертификационные контрольные испытания воздушного судна

     5.4. Эксплуатационные испытания воздушного судна

     5.5. Сертификационные испытания очень легких самолетов

     5.6. Летчики-испытатели

     Глава 6. Права и обязанности Держателя Сертификата типа и Эксплуатанта

     6.1. Передача Сертификата типа

     6.2. Проверка Сертификата типа. Обязанности держателя Сертификата типа

     6.3. Обязанности Эксплуатанта

     Глава 7. Компоненты воздушного судна

     7.1. Классификация компонентов воздушного судна

     7.2. Сертификация компонентов воздушного судна

     Глава 8. Сертификационные испытания авиационных маршевых и вспомогательных двигателей и воздушных винтов

     8.1. Применимость

     8.2. Этап макета

     8.3. Сертификационные заводские испытания

     8.4. Сертификационные контрольные испытания АМД, ВВ и ВД

     Глава 9. Одобрение комплектующих изделий

     9.1. Общие положения

     9.2. Квалификация комплектующих изделий категории А

     9.3. Модификация типовой конструкции комплектующего изделия категории А

     9.4. Одобрение комплектующих изделий категории Б

Раздел С. Временный сертификат типа и специальный сертификат летной годности временной категории

     Применимость

     Глава 10. Подача заявки на получение Временного сертификата типа и специального сертификата летной годности временной категории

     10.1. Право на получение Временного сертификата типа и специального сертификата летной годности временной категории

     10.2. Заявка на получение Временного сертификата типа

     Глава 11. Выдача Временного сертификата типа и специального сертификата летной годности временной категории. Условия выполнения полетов. Обязанности Держателя Временного сертификата типа

     11.1. Выдача временных сертификатов

     11.2. Условия выполнения полетов временно сертифицированных воздушных судов

     11.3. Обязанности держателя Временного сертификата типа и специального сертификата летной годности временной категории

Раздел D. Модификация типовой конструкции образца авиационной техники

     Применимость

     Глава 12. Процедуры классификации модификаций типовой конструкции образца авиационной техники

     12.1. Классификация модификаций типовой конструкции

     12.2. Одобрение классификации модификаций типовой конструкции

Раздел Е. Выдача дополнения к сертификату типа

     Применимость

     Глава 13. Заявка на Дополнение к Сертификату типа образца авиационной техники

     13.1. Подача заявки на получение дополнения к Сертификату типа. Распространение Авиационных правил (норм летной годности) и поправок к ним

     Глава 14. Дополнительные сертификационные работы. Выдача Дополнения к Сертификату типа

     14.1 Дополнительные сертификационные работы

Раздел F. Производство только по сертификату типа

     21.121. Область применения

     21.123. Производство по Сертификату типа

     21.125. Система контроля производства. Подсистема по рассмотрению материалов контроля

     21.127. Испытания: воздушное судно

     21.128. Испытания: двигатели воздушного судна

     21.129. Испытания: воздушные винты

     21.130. Доказательство соответствия

Раздел G. Сертификаты на производство

     21.131. Область применения

     21.133. Право на получение

     21.135. Требования для выдачи

     21.137. Размещение производства

     21.139. Контроль качества

     21.143. Требования к документации по качеству. Головной изготовитель

     21.147. Изменения в системе обеспечения качества

     21.149. Производство нескольких типов изделий

     21.151. Перечень ограничений на производство

     21.153. Изменения к Сертификату на производство

     21.155. Возможность передачи

     21.157. Проверки и испытания

     21.159. Продолжительность действия

     21.161. Показ Сертификата

     21.163. Привилегии держателя Сертификата

     21.165. Обязанности держателя Сертификата

Раздел H. Сертификаты летной годности

     21.171. Применимость

     21.173. Общие положения

     21.175. Сертификаты летной годности: классификация (категории)

     21.177. Изменения и поправки

     21.179. Допустимость передачи

     21.181. Действие сертификатов летной годности

     21.182. Идентификация воздушного судна

     21.183. Выдача стандартных сертификатов летной годности

     21.187. Выдача сертификатов летной годности в нескольких категориях

     21.191. Экспериментальные сертификаты летной годности

     21.193. Экспериментальные сертификаты летной годности: общие положения

     21.197. Разрешения на специальные полеты

     21.199. Выдача разрешения на специальный полет

     21.200. Временные сертификаты летной годности

     21.202. Экспортные сертификаты летной годности

     21.204. Разрешения на первый вылет и доводочные полеты

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Организации:

ИзданАО Авиаиздат1999 г.
УтвержденАвиарегистр МАК
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

АВИАЦИОННЫЕ

ПРАВИЛА

Части 21, 39,145,183

1999

Часть 21. Процедуры сертификации авиационной техники

Часть 39. Директивы летной годности

Часть 145. Ремонтные организации

Часть 183. Представители Авиационного регистра

ды, распространенных на данный образец авиационной техники.

1.21.    Квалификационный базис — комплекс требований к летной годности, распространенных на данный тип комплектующего изделия.

1.22.    Типовая конструкция — конструкция образца авиационной техники (включая его летные характеристики и эксплуатационные ограничения), соответствие которой требованиям сертификационного базиса устанавливается по результатам сертификации образца.

1.23.    Доказательная документация (ДЦ) — документация, содержащая результаты проверок, испытаний и оценок летной годности образца авиационной техники и устанавливающая его соответствие требованиям сертификационного базиса.

1.24.    Эксплуатационная документация (ЭД) — документация, регламентирующая летную и техническую эксплуатацию образца, включая его техническое обслуживание, и содержащая эксплуатационные ограничения, процедуры и рекомендации.

1.25.    Технические условия на приемку и поставку образца (ТУ) — документ, содержащий информацию о типовой конструкции, параметры и характеристики серийно изготавливаемого экземпляра авиационной техники, которые подлежат контролю и оценке при приемке экземпляра в качестве готовой продукции и установлении его соответствия типовой конструкции, указанной в Сертификате типа образца.

1.26.    Сертификат летной годности — документ, удостоверяющий соответствие экземпляра воздушного судна типовой конструкции, указанной в Сертификате типа образца, и являющийся необходимым условием допуска к летной эксплуатации этого экземпляра ВС с установленными для него ограничениями.

1.27.    Свидетельство о годности изделия — документ, удостоверяющий соответствие типа комплектующего изделия требованиям квалификационного базиса.

1.28.    Модификация — любое главное, второстепенное, акустическое или эмиссионное изменение типовой конструкции образца авиационной техники, касающееся его летной годности или затрагивающее его характеристики, влияющие на окружающую среду.

1.29.    Главное изменение — такое изменение типовой конструкции образца, которое существенно влияет на его летную годность.

1.30.    Второстепенное изменение — такое изменение типовой конструкции образца, которое несущественно влияет на его летную годность и не является главным изменением.

1.31.    Акустическое или эмиссионное изменение — такое изменение типовой конструкции образца, которое влияет на уровень шума на местности или эмиссию и требует дополнительной сертификации на соответствие требованиям к охране окружающей среды.

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.    Содержание Правил сертификации

2.1.1.    В настоящих Правилах излагаются:

(а)    процедуры, выполнение которых необходимо для выдачи документов, удостоверяющих летную годность авиационной техники;

(б)    процедуры, устанавливающие взаимоотношения организаций, участвующих в сертификации авиационной техники.

2.2. Действие Правил сертификации

2.2.1.    Настоящие Правила обязательны для юридических и физических лиц, создающих и эксплуатирующих гражданские воздушные суда и их компоненты.

2.2.2.    Настоящие Правила не отменяют действие документов, выданных в установленном порядке и удостоверяющих летную годность воздушных судов и их компонентов, которые были допущены к эксплуатации в гражданской авиации государств—учредителей до даты введения в действие настоящих Правил.

2.3.    Применение и толкование Авиационных правил

2.3.1.    Единообразное применение и однозначное толкование требований к образцу авиационной техники, включенных в его сертификационный базис, являются необходимым условием обеспечения его сертификации.

2.3.2.    Окончательное решение по разногласиям в толковании настоящих Правил, других Авиационных правил, принятых Советом по авиации и использованию воздушного пространства, и сертификационных базисов, утвержденных Авиарегистром, принимает Авиарегистр.

2.4.    Отступления от требований к летной годности

2.4.1.    Отступления от требований к летной годности образца, включенных в его сертификационный базис, могут признаваться Авиарегистром приемлемыми, если эти отступления компенсируются мерами, обеспечивающими уровень летной годности, эквивалентный уровню, установленному действующими Авиационными правилами (нормами летной годности).

2.5.    Сертификационные работы

2.5.1.    Соответствие образца авиационной техники и его компонентов требованиям сертификационного базиса устанавливается на основании результатов сертификационных работ: расчетов, моделирования, анализа опыта эксплуатации образца или его прототипов и сертификационных (лабораторных, стендовых, наземных и летных) испытаний образца.

2.5.2.    Сертификационные работы проводятся в соответствии с действующими методами определения соответствия или методами, разработанными организациями и предприятиями, проводящими сертификационные работы. Указанные методы подлежат одобрению Авиарегистром и включаются в программы сертификационных работ.

2.5.3.    Сертификационные работы проводятся под руководством и контролем Авиарегистра. Авиарегистр имеет право приостанавливать переход к следующему этапу сертификации, если не достигнуты цели предыдущего этапа.

8



2.5.4.    Окончательное решение о соответствии образца авиационной техники требованиям к летной годности и охране окружающей среды принимает Авиарегистр.

Авиарегистр может потребовать от участников сертификационных работ представления ему любых материалов, подтверждающих соответствие авиационной техники требованиям сертификационного (квалификационного) базиса и необходимых для принятия указанного решения.

2.5.5.    Если тип авиационной техники создается по государственному заказу (финансирование из средств государственного бюджета), то порядок взаимодействия Авиарегистра с органами государственного регулирования авиационной промышленности и гражданской авиации на этапе макета и в процессе сертификационных работ определяется совместным решением указанных органов и Авиарегистра.

2.5.6.    Заявитель является юридическим лицом, ответственным за проведение сертификационных работ на типе авиационной техники в порядке, установленном настоящими Правилами, а также за соответствие типа авиационной техники требованиям сертификационного базиса до окончания эксплуатации типа.

2.6.    Этапы сертификации образца авиационной техники

2.6.1.    Применительно к вновь создаваемым образцам авиационной техники предписывается следующая последовательность основных этапов сертификации:

(а)    подача заявки в Авиарегистр на получение Сертификата типа;

(б)    разработка сертификационного базиса образца и утверждение его Авиарегистром;

(в)    проведение этапа макета образца вместе с его компонентами;

(г)    сертификационные заводские испытания образца (СЗИ) — этап Заявителя;

(д)    сертификационные контрольные испытания образца (СКИ) — этап Авиарегистра;

(е)    анализ результатов сертификации, принятие решения и выдача Авиарегистром Сертификата типа на образец.

2.6.2.    В отдельных случаях (для категории очень легких ВС, аэростатов или для тех образцов авиационной техники, которые к моменту подачи заявки на получение Сертификата типа находятся в серийном производстве или эксплуатации, а также в других случаях) Авиарегистр своим решением может корректировать этапы и процедуры сертификации, сохраняя основные положения настоящих Правил, объемы проверок и испытаний этих образцов, необходимые для установления их соответствия требованиям к летной годности.

2.6.3.    Предписываемые Авиарегистром формы сертификатов, свидетельств о годности комплектующих изделий, таблиц соответствия, доказательных и других документов приводятся в циркуляре Авиарегистра.

2.7.    Организации и эксперты, обеспечивающие сертификацию типа авиационной техники

2.7.1. В целях экспертной оценки выполнения процедур сертификации, результатов работ на эта

пах разработки сертификационного базиса образца, квалификационных требований к комплектующему изделию, этапах макета и сертификационных работ, а также для оценки доказательной и эксплуатационной документации Авиарегистр может формировать рабочие группы, макетные комиссии, группы экспертов и другие рабочие органы.

В состав указанных рабочих органов Авиарегист-ра включаются специалисты Авиарегистра и могут включаться специалисты Сертификационных центров, научно-исследовательских, испытательных и других организаций по представлению руководителей этих организаций. Состав рабочих органов может, при необходимости, корректироваться Авиарегистром для каждого этапа сертификации.

2.7.2. Сертификационные центры и организации, принимающие участие в сертификационных работах, начиная с проведения этапа макета типа авиационной техники, с оформлением соответствующих материалов, доказательной документации и заключений по результатам указанных испытаний и проверок, определяются Авиарегистром с учетом предложений Заявителя.

2.8.    Независимая инспекция

2.8.1.    Независимая инспекция в организациях Разработчика и на предприятиях Изготовителя осуществляет контроль за соблюдением процедур сертификации, установленных настоящими Правилами, согласование результатов сертификационных работ, контроль качества производства авиационной техники и соответствия рабочей конструкторской документации стандартам, приемку экземпляров этой техники в качестве готовой продукции и выдачу на них сертификатов летной годности или других равнозначных им документов.

2.8.2.    Сотрудники Независимой инспекции имеют статус представителей Авиарегистра.

2.8.3.    Применительно к настоящим Правилам Независимой инспекцией в организации Разработчика и на предприятии Изготовителя является в подавляющем большинстве случаев военное представительство, компетенция которого установлена соответствующим органом государственного регулирования.

В отдельных случаях, принимая во внимание уровень сложности конструкции и особенности создаваемой авиационной техники, Авиарегистр может разрешить иметь в организации Разработчика или на предприятии Изготовителя Независимую инспекцию, в состав которой не входят военные представители.

2.9.    Органы по летной годности в организации Разработчика

2.9.1. Разработчик обязан иметь в своей организации службу сертификации (структурное подразделение), которая имеет Положение, утвержденное Разработчиком, подчиняется непосредственно руководителю организации, координирует деятельность других служб, реализующих требования к летной годности и охране окружающей среды в конструкции и характеристиках образца, а также контролирует результаты сертификационных работ и визирует

9



доказательную и другую документацию, направляемую в Авиарегистр.

2.9.2.    В целях повышения эффективности и сокращения сроков сертификации образца Разработчику рекомендуется иметь в своей организации сотрудников, уполномоченных Авиарегистром в соответствии с процедурами, установленными АП—183.

2.9.3.    В организации Разработчика должна действовать Независимая инспекция.

2.9.4.    Наличие в организации Разработчика образца авиационной техники службы сертификации и Независимой инспекции является необходимым условием получения этой организацией от Авиарегистра Сертификата Разработчика образца авиационной техники.

2.10. Эксплуатационная документация образца

2.10.1.    Каждый образец сертифицируется вместе с его эксплуатационной документацией.

2.10.2.    Эксплуатационная документация воздушного судна утверждается Разработчиком, согласовывается Независимой инспекцией в организации Разработчика и Сертификационным центром и вводится в действие авиационной администрацией. Авиарегистр одобряет ЭД в части, предусмотренной

Авиационными правилами (нормами летной годности).

2.11. Условие допуска авиационной техники к сертификационным испытаниям

2.11.1.    До начала проведения сертификационных (наземных, летных, стендовых, квалификационных) испытаний авиационной техники Разработчик авиационной техники и Независимая инспекция в организации Разработчика на каждый экземпляр авиационной техники, предназначенный для проведения конкретного вида испытаний, оформляют разработанные в установленном порядке документы (формуляр, паспорт или эквивалентный им документ), удостоверяющие соответствие данного экземпляра рабочей конструкторской документации (РКД).

Сертификационные испытания авиационной техники могут быть начаты только при наличии указанных документов.

2.11.2.    Изменения конструкции экземпляров авиационной техники, проходящих сертификационные испытания, должны сопровождаться соответствующими изменениями документов, предусмотренных пунктом 2.11.1.

10



РАЗДЕЛ В - СЕРТИФИКАТЫ ТИПА

ПРИМЕНИМОСТЬ

В этом разделе излагаются:

(а)    процедурные требования для выдачи Сертификатов типа воздушного судна, авиационного маршевого и вспомогательного двигателя и воздушного винта;

(б)    процедуры распространения на образец авиационной техники требований к летной годности и охране окружающей среды;

(в)    правила, которыми руководствуются Заявители на получение Сертификатов типа и Держатели Сертификатов типа.

ГЛАВА 3. ЗАЯВКА НА ПОЛУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТА ТИПА.

ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ БАЗИС

3.1.    Подача заявки на получение Сертификата типа

3.1.1.    Заявка на получение Сертификата типа подается в Авиарегистр Разработчиком образца авиационной техники (далее Заявитель).

3.2. Заявка на получение Сертификата типа

3.2.1.    Авиарегистр уведомляет Заявителя и Независимую инспекцию в его организации о принятии заявки и назначенном руководителе группы экспертов Авиарегистра.

3.2.2.    Заявки на получение Сертификатов типа воздушного судна, авиационного маршевого и вспомогательного двигателя и воздушного винта составляются по форме, предписываемой Авиарегистром.

3.2.3.    Заявка на получение Сертификата типа должна быть снабжена:

(а)    спецификацией образца, которая должна содержать краткое техническое описание, принципиальные схемы систем, основные характеристики, а также ожидаемые условия эксплуатации и ограничения, в диапазоне которых будет сертифицирован образец;

(б)    планом—проспектом сертификационного базиса образца, который должен содержать перечень разделов, глав и пунктов Авиационных правил (норм летной годности), распространяемых на этот образец, специальных технических условий, касающихся его летной годности, и требований к защите окружающей среды.

Заявка на получение Сертификата типа воздушного судна должна быть также снабжена видом воздушного судна в трех проекциях.

3.2.4.    Заявка на получение Сертификата типа воздушного судна транспортной категории действительна на срок не более 5 лет, а на получение Сертификата типа любого другого воздушного судна, авиационного маршевого и вспомогательного двигателей и воздушного винта — на срок не более 3 лет, если одновременно с подачей заявки Заявитель не обосновал, что требуется больший срок на проектирование, доводку и испытания создаваемого им об

разца, и этот срок был утвержден Авиарегистром, о чем уведомляется Заявитель.

Если Сертификат типа не был выдан или если Заявитель убеждается в том, что Сертификат типа не будет им получен в срок действия заявки, то Заявитель должен подать в Авиарегистр новую заявку на получение Сертификата типа с учетом пунктов 3.3.1. и 3.3.2.

3.3. Распространение Авиационных правил (норм летной годности) и поправок к ним. Критерии летной годности

3.3.1.    На образец авиационной техники, заявляемый на получение Сертификата типа, распространяются действующие Авиационные правила (нормы летной годности) с поправками, вступившими в силу на дату подачи в Авиарегистр заявки на получение Сертификата типа.

3.3.2.    Поправки к Авиационным правилам (нормам летной годности), вступившие в силу после даты подачи заявки на выдачу Сертификата типа, могут быть распространены на данный образец авиационной техники Заявителем, а также распространяются в обязательном порядке, если при принятии указанной поправки предусмотрено, что она имеет обратную силу.

Если Заявитель согласен с поправками, распространенными на заявленный им образец авиационной техники, которые вступили в силу после подачи им заявки на Сертификат типа, то он должен также согласиться с другими поправками , которые Авиа-регистр считает непосредственно связанными с распространенными ранее поправками к Авиационным правилам (нормам летной годности).

3.3.3.    На образец авиационной техники, для которого не изданы Авиационные правила (нормы летной годности), создаются критерии летной годности (КЛГ). Решение о необходимости создания КЛГ принимает Авиарегистр. Проект КЛГ разрабатывается Заявителем.

При создании КЛГ должны максимально использоваться требования действующих Авиационных правил (норм летной годности), которые могут быть применены к данному образцу авиационной техники.

Уровень летной годности, предусматриваемый КЛГ, должен быть эквивалентен уровню летной годности, установленному соответствующими действующими Авиационными правилами (нормами летной годности).

КЛГ рассматриваются на Исполнительном комитете Совета по нормам и правилам МАК (Исполкоме) и уверждаются Авиарегистром.

3.4. Специальные технические условия

3.4.1. Если Авиарегистр считает, что действующие на момент подачи заявки на Сертификат типа Авиационные правила (нормы летной годности) не содержат адекватных требований к летной годности заявляемого на сертификацию образца авиационной техники вследствие наличия новых или необычных особенностей в его конструкции, характеристи-

11



ках, области применения или условиях эксплуатации, то для данного образца разрабатываются специальные технические условия.

Специальные технические условия содержат как дополнительные в отношении Авиационных правил (норм летной годности) требования к летной годности образца, так и перечень требований действующих Авиационных правил, не относящихся к сертифицируемому образцу.

3.4.2. Специальные технические условия с обоснованием этих условий разрабатываются Заявителем.

Специальные технические условия включаются в сертификационный базис образца отдельным разделом.

3.5.    Требования к охране окружающей среды

3.5.1.    На воздушное судно и авиационный маршевый двигатель распространяются требования к охране окружающей среды, установленные Приложением 16 к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.), или требования Авиационных правил, разработанные на основе указанного Приложения.

3.5.2.    Требования к охране окружающей среды включаются в сертификационные базисы воздушного судна и авиационного маршевого двигателя в качестве самостоятельных разделов.

3.5.3.    Соответствие образца авиационной техники требованиям к охране окружающей среды удостоверяется Сертификатом типа воздушного судна по шуму на местности либо записью в Карте данных Сертификата типа.

3.6.    Требования к летной годности и охране окружающей среды, распространяемые на образец авиационной техники. Сертификационный базис

3.6.1.    Образец авиационной техники, заявленный на получение Сертификата типа, должен соответствовать распространяемым на него требованиям к летной годности и охране окружающей среды (3.3; 3.4; 3.5).

Указанные требования оформляются Заявителем в качестве сертификационного базиса образца.

3.6.2.    Заявитель представляет сертификационный базис образца авиационной техники в Авиарегистр для утверждения. Решение о необходимости рассмотрения сертификационного базиса на Исполкоме принимается Авиарегистром.

3.6.3.    Сертификационный базис окончательно утверждается Авиарегистром по результатам сертификации образца и включает также указание требований, по которым обеспечено эквивалентное соответствие (2.4)

3.7.    Изменения конструкции образца авиационной техники, требующие новой сертификации типа

3.7.1. В том случае, когда Держатель Сертификата типа предусматривает внесение в типовую конструкцию сертифицированного образца авиационной техники такого изменения, которое требует проведения по существу новой сертификации образца, та

кая сертификация проводится в порядке, установленном настоящими Правилами, и завершается выдачей Авиарегистром нового Сертификата типа на образец.

3.7.2.    Изменения конструкции образца авиационной техники, требующие по существу новой сертификации:

(а)    для воздушного судна — изменение количества двигателей или несущих винтов, использование двигателей с другим принципом создания тяги или несущих винтов с другим принципом работы, значительные изменения конфигурации ВС, мощности силовой установки, веса ВС или ограничений по скорости;

(б)    для авиационного двигателя — значительные изменения количества основных деталей, принципов их работы или значительное увеличение частоты вращения роторов двигателя;

(в)    для воздушного винта — изменение количества лопастей или принципов работы системы изменения шага винта.

3.7.3.    В процессе новой сертификации образца авиационной техники, которая проводится в связи с внесением в его конструкцию значительных изменений, в объем этой сертификации могут зачитываться результаты сертификационных работ, проведенных ранее на прототипе образца.

ГЛАВА 4. СЕРТИФИКАТЫ ТИПА

4.1.    Вьщача Сертификатов типа

4.1.1.    Авиарегистр выдает Заявителю Сертификат типа на образец авиационной техники при наличии и на основании Заявки (3.2), Представления Заявителя на получение Сертификата типа (5.3.11и8.4.8)и Актов сертификационных заводских и контрольных испытаний, одобренных Авиарегистром и устанавливающих соответствие типовой конструкции образца требованиям сертификационного базиса (3.6).

4.2. Типовая конструкция образца авиационной техники

4.2.1.    Типовая конструкция образца состоит из комплекта следующей документации, уточненной по результатам сертификационных работ и утвержденной в установленном порядке:

(а)    рабочей конструкторской документации (РКД), состоящей из чертежей и спецификаций (включая перечни этих чертежей и спецификаций) и технических условий на приемку и поставку образца;

(б)    эксплуатационной документации образца.

4.2.2.    Контрольный комплект утвержденной РКД и ЭД, определяющей типовую конструкцию образца, получившего Сертификат типа, хранится у Заявителя (Держателя Сертификата типа) или передается на хранение Изготовителю.

В контрольный комплект РКД и ЭД образца изменения не вносятся. К моменту выдачи Авиарегистром Сертификата типа Заявитель и Изготовитель должны иметь копии контрольного комплекта РКД и ЭД (текущие комплекты), которые корректируются по мере внесения изменений в типовую конструкцию образца.

12



Контроль за хранением контрольного и текущего комплектов РКД и ЭД осуществляется Независимой инспекцией в организациях Заявителя (Держателя Сертификата типа) и Изготовителя.

4.2.3.    Внесение изменений в типовую конструкцию образца осуществляется в соответствии с процедурами, установленными разделами D и Е настоящих Правил, и отражается в текущих комплектах РКД и ЭД.

Изменения в текущие комплекты РКД и ЭД вносятся Держателем Сертификата типа или по согласованию с ним Изготовителем.

Контроль за внесением изменений в текущий комплект РКД и ЭД осуществляют Независимые инспекции в организациях Держателя Сертификата типа и Изготовителя.

4.3.    Сертификат типа воздушного судна транспортной, нормальной, многоцелевой, акробатической и коммьютерной категорий, свободного пилотируемого аэростата, авиационного маршевого и вспомогательного двигателей, воздушного винта

4.3.1.    Заявитель имеет право на получение Сертификата типа воздушного судна транспортной, нормальной, многоцелевой, акробатической и коммьютерной категории, свободного пилотируемого аэростата, авиационного маршевого и вспомогательного двигателя, воздушного винта, если Заявитель:

(а)    выполнил процедуры, установленные настоящими Правилами; и

(б)    продемонстрировал типовую конструкцию образца авиационной техники и ее соответствие требованиям к летной годности и охране окружающей среды, распространенным на данный образец его сертификационным базисом;

(в)    доказал, что допущенные им отступления от требований к летной годности образца авиационной техники компенсируются мерами, обеспечивающими уровень летной годности, эквивалентный уровню, который установлен действующими Авиационными правилами (нормами летной годности), положенными в основу сертификационного базиса образца.

4.4.    Сертификат типа воздушного судна по шуму на местности

4.4.1.    Заявитель имеет право на получение Сертификата по шуму на местности воздушного судна, если он продемонстрировал соответствие воздушного судна требованиям сертификационного базиса, оговоренным в параграфе 3.5 настоящих Правил.

4.4.2.    Сертификационные проверки ВС по шуму на местности проводятся на воздушном судне типовой конструкции в части ее влияния на уровень шума на местности.

4.4.3.    Наличие Сертификата типа по шуму на местности является условием выдачи Сертификата типа воздушного судна.

4.5.    Сертификат типа воздушного судна ограниченной категории

4.5.1. Заявитель имеет право на получение Сертификата типа воздушного судна ограниченной кате

гории, если это судно предназначено для эксплуатации со специальными целями.

4.5.2.    Сертификат типа ВС ограниченной категории может быть выдан, если Заявитель продемонстрирует соответствие воздушного судна требованиям к летной годности, распространенным на данный тип воздушного судна и учитывающим особенности его конструкции и характеристик, связанные со спецификой его применения и особенностями условий эксплуатации.

Если воздушное судно было спроектировано и построено в соответствии с требованиями, предполагающими его использование в Вооруженных Силах государств—учредителей, и позднее было модифицировано для эксплуатации со специальными целями, то должны быть выполнены процедуры, предусмотренные пунктом 4.6.2 (а).

Воздушные суда ограниченной категории должны удовлетворять требованиям по шуму на местности и получить соответствующий Сертификат (4.4).

4.5.3.    Применительно к настоящим Правилам воздушные суда ограниченной категории используются для следующих специальных целей эксплуатации:

(а)    сельское хозяйство (опрыскивание, опыление, засев, контроль за домашними животными);

(б)    охрана лесов и диких животных;

(в)    наблюдение с воздуха (аэрофотосъемка местности, геологическая разведка, ледовая и рыбная разведка);

(г)    патрулирование (трубопроводы, линии электропередач, каналы);

(д)    борьба с пожарами (сбрасывание огнегасящих составов, десантов);

(е)    управление погодой (рассеивание облаков);

(ж)    воздушная реклама (дымовые надписи, буксировка знамен, сброс листовок);

(з)    любые иные специальные цели эксплуатации, определенные Авиарегистром.

4.6. Сертификат типа воздушного судна Вооруженных Сил, используемого в гражданской авиации

4.6.1.    Заявитель имеет право на получение Сертификата типа воздушного судна транспортной, нормальной, многоцелевой, акробатической и коммьютерной категории, ранее находившегося в эксплуатации в Вооруженных Силах.

4.6.2.    Сертификат типа может быть выдан, если:

(а)    воздушное судно было спроектировано и построено в государствах—учредителях, принято для эксплуатации в Вооруженных Силах и Заявитель продемонстрировал соответствие воздушного судна применимым к нему требованиям Авиационных правил (норм летной годности), действовавших на дату начала эксплуатации ВС в Вооруженных Силах. Заявитель может быть освобожден от прямого выполнения требований Авиационных правил (норм летной годности), если Авиарегистру будет продемонстрирован уровень летной годности, адекватный установленному Авиационными правилами (нормами летной годности).

(б)    воздушное судно является практически идентичным по конструкции гражданскому воздушному

13



судну, имеющему сертификат типа или эквивалентный ему документ, и Заявитель продемонстрировал соответствие воздушного судна требованиям к летной годности, принятым при первоначальной сертификации типа гражданского ВС.

4.6.3.    Авиационный маршевый и вспомогательный двигатели, воздушный винт и их оборудование одобряются к установке на воздушное судно Вооруженных Сил, предназначенное для использования в гражданской авиации, если Заявитель продемонстрирует на основании проверок и испытаний, проведенных в интересах Вооруженных Сил или гражданской авиации, а также опыта эксплуатации, что указанные образцы обеспечивают уровень летной годности, адекватный установленному Авиационными правилами (нормами летной годности).

4.6.4.    Авиарегистр может потребовать от Заявителя обеспечить соответствие образца авиационной техники, указанного в настоящем разделе, специальным техническим условиям и более поздним требованиям к летной годности, чем те, которые указаны в пунктах 4.6.2, 4.6.3, если без выполнения этих требований не достигается адекватный уровень летной годности.

4.7. Сертификат типа импортируемого образца авиационной техники

4.7.1.    На импортируемые в государства—учредители образцы авиационной техники в полной мере распространяются требования действующих Авиационных правил (норм летной годности) и требования к охране окружающей среды, а также поправки к ним, введенные в действие к моменту принятия Авиарегистром заявки на выдачу Сертификата типа от Разработчика (Заявителя) импортируемого образца.

4.7.2.    Необходимым условием допуска к эксплуатации в государстве—учредителе импортируемого образца авиационной техники является наличие на него Сертификата типа, выданного Авиарегистром и удостоверяющего соответствие образца требованиям, предусмотренным пунктом 4.7.1.

4.7.3.    В целях обеспечения сертификационных работ и выдачи Сертификата типа на импортируемый образец до начала его эксплуатации импортер (покупатель) обязан своевременно (с учетом сроков типовой сертификации ВС) уведомить Авиарегистр о намерении приобрести в собственность образец авиационной техники, изготовленный за пределами государств—учредителей, а также включить в договор (контракт) об импорте образца условие обязательной его сертификации Авиарегистром.

Примечание. Применительно к импорту воздушного судна в уведомление для Авиарегистра и в договор (контракт) об импорте ВС импортер должен включить маршевый и вспомогательный двигатели и воздушный винт, которые также подлежат сертификации Авиарегистром в качестве отдельных образцов авиационной техники.

4.7.4.    Заявка на выдачу Сертификата типа для импортируемого образца авиационной техники подается в Авиарегистр Разработчиком образца и сопровождается письмом компетентного органа государства Разработчика.

4.7.5.    Одновременно с подачей в Авиарегистр заявки на получение Сертификата типа Заявитель направляет в Авиарегистр на рассмотрение копию Сертификата типа, выданного компетентным органом государства Разработчика, и Карту данных, спецификацию образца, его сертификационный базис, эксплуатационную и другую документацию по требованию Авиарегистра. Указанная документация должна быть одобрена компетентным органом государства Разработчика.

Заявка на выдачу Сертификата типа и другие материалы и документы представляются в Авиарегистр на русском или английском языке.

4.7.6.    Авиарегистр и компетентный орган государства Разработчика определяют рабочие процедуры сертификации авиационной техники.

4.7.7.    Авиарегистр по результатам рассмотрения документации, предусмотренной пунктом 4.7.5, представляет Заявителю и компетентному органу государства Разработчика дополнительные технические условия, касающиеся летной годности образца.

4.7.8.    Заявитель обеспечивает доведение образца до соответствия дополнительным техническим условиям Авиарегистра, установление такого соответствия, оформление и утверждение необходимой доказательной документации по результатам сертификационных работ.

Документация Заявителя, подтверждающая выполнение дополнительных технических условий Авиарегистра, должна быть одобрена компетентным органом государства Разработчика.

4.7.9.    Авиарегистр назначает группу экспертов по сертификации импортируемого образца.

4.7.10.    По результатам рассмотрения доказательной, конструкторской и эксплуатационной документации, предъявленной Заявителем, материалов наземных и летных испытаний типовой конструкции образца Авиарегистр принимает решение о выдаче Сертификата типа на импортируемый образец.

4.7.11.    Каждый экземпляр импортируемого в государство-учредитель образца авиационной техники должен иметь Экспортный сертификат летной годности или эквивалентный ему документ, выданный компетентным органом государства Разработчика.

4.7.12.    При наличии международного соглашения (договора) в области летной годности импортируемой авиационной техники процедуры сертификации этой техники могут быть упрощены в соответствии с указанным соглашением (договором) и Авиарегистр может выдать Сертификат одобрения типа на образец авиационной техники, изготовленный иностранным государством. Сертификат одобрения типа является документом, эквивалентным Сертификату типа.

4.8. Сертификация экспортируемой авиационной техники

4.8.1. Экспортер экземпляра авиационной техники должен подать в Авиарегистр заявку на получение Экспортного сертификата летной годности или Экспортного одобрения.

Экспортные сертификаты летной годности выдаются на воздушные суда, авиационные двигатели и

14



воздушные винты; Экспортные одобрения выдаются на компоненты II и III классов (7.1.1).

4.8.2.    Экспортер обеспечивает проведение переговоров по экспорту с участием Разработчика (Держателя Сертификата типа) Авиарегистра и компетентного органа государства—импортера.

Документы по результатам указанных переговоров должны содержать условия признания летной годности экспортируемого экземпляра (экземпляров) авиационной техники компетентным органом государства—импортера. Указанные условия представляются в Авиарегистр компетентным органом государства—импортера в виде специальных требований.

Примечание. Специальные требования государства-импортера — документ, устанавливающий дополнительные технические условия, административные и другие положения, выполнение которых считается государством—импортером достаточным для признания Экспортного сертификата летной годности или Экспортного одобрения.

4.8.3.    Авиарегистр и компетентный орган государства-импортера определяют рабочие процедуры сертификации экспортируемой авиационной техники.

4.8.4.    В том случае, если компетентный орган государства-импортера представит дополнительные технические условия, касающиеся летной годности экспортируемой авиационной техники, Разработчик (Держатель Сертификата типа) образца этой техники обеспечивает выполнение указанных условий, проведение сертификационных работ, а также оформление необходимой доказательной, конструкторской и эксплуатационной документации.

Участие Авиарегистра в дополнительной сертификации экспортируемой авиационной техники определяется рабочими процедурами, указанными в пункте 4.8.3.

4.8.5.    На каждый экспортируемый экземпляр воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта Авиарегистр выдает Экспортный сертификат летной годности.

Экспортное одобрение выдается Авиарегистром или уполномоченным им органом, если это предусмотрено рабочими процедурами, указанными в пункте 4.8.3.

4.8.6.    Экспортный сертификат летной годности удостоверяет, что экспортируемый экземпляр относится к сертифицированному типу авиационной техники и соответствует специальным требованиям государства—импортера.

4.8.7.    Экспортный сертификат летной годности, выданный на экземпляр воздушного судна, не дает права на летную эксплуатацию экспортируемого ВС на территории государства—импортера.

4.9. Содержание Сертификата типа

4.9.1.    Сертификат типа удостоверяет соответствие образца авиационной техники требованиям сертификационного базиса.

4.9.2.    Сертификат типа на образец авиационной техники содержит информацию о типовой конструкции образца и его сертификационном базисе, эксплуатационных ограничениях и других условиях, касающихся летной годности образца.

Указанная информация помещается в Карту данных Сертификата типа, которая является неотъемлемой частью Сертификата типа.

4.10. Действие Сертификата типа

4.10.1.    Срок действия Сертификата типа на образец авиационной техники не ограничивается, за исключением случаев, специально оговариваемых Авиарегистром.

4.10.2.    Решением Авиарегистра действие Сертификата типа может быть приостановлено в случае выявления присущих данному типу недостатков, связанных с его летной годностью и угрожающих безопасности полетов.

4.10.3.    Сертификат типа утрачивает силу в том случае, если в сертифицированную Авиарегистром типовую конструкцию образца или в одобренную Авиарегистром эксплуатационную документацию внесено изменение или дополнение с нарушением процедур, предусмотренных разделами D и Е настоящих Правил.

4.10.4.    В случае повсеместного снятия с эксплуатации образца авиационной техники решением Авиарегистра Сертификат типа на данный образец аннулируется.

В случае аннулирования Сертификата типа образца контрольный и текущие комплекты РКД и ЭД (4.2.2) хранятся у Держателя Сертификата типа и Изготовителя и должны быть доступны для контроля независимой инспекцией в этих организациях. Срок хранения указанных комплектов определяется Изготовителем по согласованию с органом государственного регулирования авиационной промышленности и Держателем Сертификата типа с учетом возможного возобновления серийного производства или эксплуатации образца.

ГЛАВА 5. ЭТАП МАКЕТА И СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА

5.1.    Этап макета воздушного судна

5.1.1.    Проведение работ на этапе макета воздушного судна вместе с его маршевым и вспомогательным двигателями, воздушным винтом и другими компонентами организует Заявитель.

5.1.2.    До начала этапа макета ВС Заявитель заблаговременно в письменной форме уведомляет Авиарегистр, Сертификационные центры и другие организации, которые будут участвовать в работах на этапе макета ВС, о готовности проведения этапа макета ВС. Уведомление должно быть согласовано с Независимой инспекцией в организации Заявителя. К уведомлению Заявитель прилагает:

(а)    сертификационный базис ВС, утвержденный в установленном настоящими Правилами порядке;

(б)    проект таблицы соответствия ВС требованиям сертификационного базиса, согласованный с Независимой инспекцией в организации Заявителя.

Примечание. Проект таблицы соответствия должен содержать дополнительную графу, в которой по каждому пункту сертификационного базиса Заявитель должен указать организации, принимающие участие в сертификационных работах по данному пункту базиса.

15



(в)    проект плана сертификационных работ по ВС, его компонентам, системам и комплектующим изделиям, который должен содержать сроки их поступления на испытания, виды проверок и испытаний, сроки завершения работ и сертификации;

(г)    проекты планов испытаний, проверок и сертификации основных функциональных систем ВС;

(д)    перечень комплектующих изделий, предназначенных для установки на ВС и его компоненты, с классификацией этих изделий по категориям А и Б в соответствии с главой 9 настоящих Правил.

5.1.3.    Работы на этапе макета проводятся макетной комиссией, состав которой утверждается Авиарегистром с учетом пунктов 2.5.5, 2.7.1 и 2.7.2 настоящих Правил.

5.1.4.    Макетная комиссия проводит работы на этапе макета ВС в соответствии с Положением по этапу макета ВС, которое разрабатывается Заявителем и определяет объемы макетирования ВС и его компонентов в натурном или макетном исполнении, перечень предъявляемой на этапе макета ВС документации, порядок и методы работ на этапе макета ВС, структуру протокола макетной комиссии. Положение по этапу макета утверждается Авиарегистром.

5.1.5.    По результатам работ макетная комиссия оформляет Протокол макетной комиссии, заключение которого должно содержать оценку:

(а)    полноты учета требований к летной годности, распространенных на создаваемый тип ВС, и необходимости разработки специальных технических условий для данного типа ВС (3.4);

(б)    степени реализации требований сертификационного базиса в конструкции и характеристиках проектируемого ВС;

(в)    проекта таблицы соответствия ВС требованиям сертификационного базиса в части достаточности предлагаемых видов проверок и испытаний;

(г)    перечня комплектующих изделий, подлежащих квалификации (категория А).

Примечание. Квалификация комплектующих изделий — сертификация этих изделий отдельно от ВС и его компонентов с целью получения Свидетельства о годности или Одобрительного письма Авиарегистра (глава 9);

(д)    планов сертификационных испытаний ВС и его систем.

Протокол макетной комиссии должен содержать мероприятия по устранению недостатков, связанных с летной годностью ВС и его компонентов, если такие недостатки выявлены на этапе макета.

5.1.6.    Протокол макетной комиссии утверждается Авиарегистром, согласовывается Заявителем и Независимой инспекцией в организации Заявителя. Заключение Протокола макетной комиссии подписывается членами макетной комиссии.

5.2. Сертификационные заводские испытания воздушного судна

5.2.1. Сертификационные заводские испытания (СЗИ) могут быть начаты, когда экземпляры ВС, их компоненты и системы, предназначенные для проведения испытаний, доведены до состояния, позволяющего определить их соответствие требованиям сертификационного базиса.

Заявитель и Независимая инспекция в организации Заявителя направляют в Авиарегистр уведомление о готовности воздушных судов, их компонентов и систем к проведению конкретных видов сертификационных заводских испытаний и наличии документов, предусмотренных пунктом 2.11.1.

5.2.2.    До начала сертификационных заводских испытаний Заявитель должен представить в Авиарегистр отчеты о метрологическом обеспечении сертификационных испытаний ВС, его компонентов и систем, согласованные с Независимой инспекцией в организации Заявителя.

5.2.3.    Заявитель должен показать, что на всех экземплярах ВС, предназначенных для проведения сертификационных летных испытаний, экипажу обеспечивается возможность использования аварийно-спасательных средств и покидания воздушного судна с парашютами.

5.2.4.    Сертификационные заводские испытания ВС проводятся Заявителем. Авиарегистр, уполномоченный им Сертификационный центр и Независимая инспекция на предприятии Заявителя осуществляют на этапе СЗИ контроль за соответствием ВС требованиям сертфикационного базиса и соблюдением процедур сертификации, установленных настоящими Правилами.

Участие в СЗИ других организаций определяется в каждом конкретном случае Авиарегистром (2.7.2).

5.2.5.    До начала сертификационных заводских испытаний Заявитель и Авиарегистр утверждают план сертификационных испытаний ВС и его компонентов после согласования этого плана с Независимой инспекцией в организации Заявителя, Сертификационными центрами и организациями, участвующими в сертификационных испытаниях.

5.2.6.    Целью сертификационных заводских испытаний является:

(а)    доведение конструкции ВС, его характеристик и эксплуатационной документации до соответствия требованиям сертификационного базиса и установление такого соответствия в полном объеме указанных требований в ожидаемых условиях эксплуатации ВС, оговоренных Заявителем в спецификации ВС;

(б)    установление типовой конструкции особо ответственных функциональных систем ВС (планер, шасси, система управления и их прочностные характеристики, аэродинамические характеристики, тормозная и гидравлическая системы и другие системы и характеристики, непосредственно влияющие на летную годность ВС);

(в)    определение условий предъявления ВС на сертификационные контрольные испытания.

5.2.7.    Программа СЗИ, включая лабораторные, стендовые, наземные, летные и специальные испытания, разрабатывается и утверждается Заявителем по согласованию с Независимой инспекцией, Сертификационными центрами и организациями, участвующими в испытаниях. Программа СЗИ и программы специальных СЗИ подлежат одобрению Авиарегистром.

5.2.8.    В целях сокращения объема сертификационных контрольных наземных и летных испытаний ВС Заявитель проводит совместно с Сертификаци-

16



онным центром специальные СЗИ, которые нецелесообразно выполнять дважды, а также любые другие виды наземных и летных испытаний.

5.2.9.    Результаты сертификационных заводских испытаний ВС, проведенных Заявителем совместно с Сертификационным центром, принимаются в зачет сертификационных контрольных испытаний при соблюдении следующих условий:

(а)    акты по указанным совместным СЗИ должны быть утверждены Сертификационным центром и одобрены Авиарегистром;

(б)    в типовую конструкцию ВС или ту ее часть, которая подвергалась испытаниям и зафиксирована в акте специальных совместных СЗИ, до завершения сертификации ВС не вносятся изменения, влияющие на результаты испытаний и оценку типовой конструкции ВС или ее части.

5.2.10.    В процессе СЗИ Заявитель представляет на рассмотрение группе экспертов Авиарегистра и Сертификационному центру результаты испытаний по мере их готовности.

5.2.11.    Соответствие воздушного судна распространенным на него требованиям к летной годности (требованиям сертификационного базиса) в части прочности конструкции Заявитель устанавливает с участием определяемого Авиарегистром Сертификационного центра, который оформляет соответствующее заключение.

5.2.12.    По результатам СЗИ Заявитель совместно с Сертификационными центрами оформляет Акт сертификационных заводских испытаний, заключение которого должно отвечать целям, предусмотренным пунктом 5.2.6, и другую доказательную документацию, устанавливающую соответствие ВС требованиям сертификационного базиса.

5.2.13.    По окончании СЗИ Заявитель оформляет Предъявление ВС Авиарегистру на сертификационные контрольные испытания. К Предъявлению прилагается:

(а)    акт сертификационных заводских испытаний и другие доказательные документы, устанавливающие соответствие ВС требованиям сертификационного базиса;

(б)    заключение Сертификационного центра о соответствии ВС распространенным на него требованиям к летной годности (сертификационного базиса) в части прочности конструкции;

(в)    таблица соответствия ВС требованиям сертификационного базиса с перечнем доказательной документации, утвержденная Заявителем и согласованная с Независимой инспекцией в организации Заявителя;

(г)    оценка Сертификационного центра по выполнению программы сертификационных заводских испытаний и предложения по составу и объему проверок ВС для включения в программу сертификационных контрольных испытаний;

(д)    эксплуатационная документация, утвержденная Заявителем и согласованная с Сертификационным центром (учтенная копия);

(е)    уведомление Заявителя, согласованное с Независимой инспекцией в организации Заявителя, о том, что комплект рабочей конструкторской документа

ции (указывается номер комплекта) воздушного судна, прошедшего СЗИ, откорректирован по результатам СЗИ и отражает типовую конструкцию ВС.

Предъявление Заявителя должно быть согласовано с Независимой инспекцией в организации Заявителя.

5.2.14.    Предъявление Заявителя направляется в Авиарегистр при наличии Сертификатов типа на маршевый и вспомогательный двигатели, воздушный винт, а также Свидетельств о годности или Одобрительных писем для комплектующих изделий категории А и одобрений изделий для комплектующих изделий категории Б, предназначенных для установки на данный тип ВС, если Авиарегистр не предписывает других процедур, как это предусмотрено пунктом 2.6.2 настоящих Правил.

5.2.15.    По результатам сертификационных заводских испытаний ВС группа экспертов Авиарегистра оформляет заключение, которое должно содержать оценку:

(а)    выполнения процедур, установленных настоящими Правилами и относящихся к этапу СЗИ;

(б)    полноты и качества представленных Заявителем материалов проверок, испытаний и доказательных документов;

(в)    объема и номенклатуры проверок, необходимых для подтверждения соответствия ВС требованиям сертификационного базиса и подлежащих включению в программу сертификационных контрольных испытаний;

(г)    возможности и условий принятия Авиарегистром воздушного судна на сертификационные контрольные испытания. Заключение группы экспертов утверждается Авиарегистром и направляется Заявителю.

5.2.16.    Акт сертификационных заводских испытаний утверждается Заявителем по согласованию с Независимой инспекцией и Сертификационными центрами. Акт сертификационных заводских испытаний ВС подлежит одобрению Авиарегистром.

5.3. Сертификационные контрольные испытания воздушного судна

5.3.1.    Сертификационные контрольные испытания (СКИ) ВС являются сертификационным этапом Авиарегистра, проводятся под его руководством Сертификационным центром, определяемым Авиарегистром, и обеспечиваются Заявителем.

5.3.2.    До начала сертификационных контрольных испытаний ВС Заявителем должны быть выполнены требования, предусмотренные пунктами 5.2.2 и

5.2.3.

5.3.3.    Сертификационные контрольные испытания ВС проводятся в целях:

(а)    контрольной проверки и подтверждения соответствия ВС, его характеристик и эксплуатационной документации требованиям сертификационного базиса;

(б)    окончательного уточнения (при необходимости) и утверждения типовой конструкции ВС;

(в)    оценки надежной работы ВС, его двигателей, воздушных винтов, других компонентов и функциональных систем.

17



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

АВИАЦИОННЫЕ

ПРАВИЛА

Часть 21

ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

1999

5.3.4.    Часть сертификационных контрольных испытаний ВС, которая проводится с целью демонстрации надежной работы ВС, его двигателей и других функциональных систем (5.3.3(b)), выполняется на ВС, соответствующих типовой конструкции по всем функциональным системам и с полным комплектом двигателей и воздушных винтов, соответствующих Сертификату типа, выданному Авиарегистром.

Объем указанной части летных испытаний должен составлять не менее 300 летных часов для ВС с газотурбинными маршевыми двигателями, которые ранее не устанавливались на сертифицированные Авиарегистром ВС, или — не менее 150 летных часов в остальных случаях.

5.3.5.    Программа СКИ разрабатывается и утверждается Сертификационным центром, согласовывается Заявителем и одобряется Авиарегистром.

5.3.6.    В тех случаях, когда группа экспертов Авиарегистра констатирует в своем заключении (5.2.15):

(а)    положительную оценку по выполнению процедур сертификации, относящихся к этапу СЗИ, и отсутствие необходимости в дополнительных контрольных проверках для подтверждения соответствия типа ВС требованиям сертификационного базиса; и

(б)    установление типовой конструкции ВС в целом на этапе СЗИ; и

(в)    участие Сертификационного центра в проведении СЗИ в необходимом объеме, согласование им Акта сертификационных заводских испытаний и эксплуатационной документации ВС —

группа экспертов Авиарегистра в этом заключении может рекомендовать проведение сертификационных контрольных испытаний ВС в ограниченном объеме, необходимом для демонстрации соответствия ВС цели, предусмотренной пунктом 5.3.3(b). Решение по объему сертификационных контрольных испытаний принимает Авиарегистр.

5.3.7.    Заявитель обучает и вводит в строй летчиков—испытателей и обслуживающий персонал Сертификационного центра, обеспечивает проведение СКИ запасными частями, топливом, горюче-смазочными и расходными материалами.

5.3.8.    В случае выявления в процессе СКИ отдельных несоответствий ВС требованиям сертификационного базиса Авиарегистр обязывает Заявителя устранить эти несоответствия до завершения сертификационных контрольных испытаний ВС и продемонстрировать эффективность принятых им мер.

Если установлено, что при выявленных несоответствиях и недостатках ВС дальнейшее проведение СКИ связано с неоправданным риском, Авиарегистр принимает решение о приостановке испытаний и обязывает Заявителя предпринять соответствующие корректирующие действия. СКИ могут быть возобновлены после осуществления Заявителем корректирующих действий, доказательства их эффективности и принятия Авиарегистром решения о возобновлении СКИ.

5.3.9.    По окончании СКИ Сертификационный центр оформляет, согласовывает с Заявителем и утверждает Акт сертификационных контрольных испытаний, заключение которого должно отвечать целям, предусмотренным пунктом 5.3.3. Акт сертифи

кационных контрольных испытаний подлежит одобрению Авиарегистром.

5.3.10.    По результатам комплекса сертификационных работ, предусмотренных для сертификации ВС, Сертификационные центры, принимавшие участие в сертификации, оформляют Комплексное заключение о соответствии типа ВС требованиям сертификационного базиса. Комплексное заключение Сертификационных центров подлежит одобрению Авиарегистром.

5.3.11.    После одобрения Авиарегистром Акта сертификационных контрольных испытаний и Акта эксплуатационных испытаний (если они проводятся) Заявитель направляет в Авиарегистр Представление на получение Сертификата типа ВС. Представление Заявителя должно быть согласовано с Независимой инспекцией в организации Заявителя. К Представлению прилагаются:

(а)    таблица соответствия ВС требованиям сертификационного базиса, уточненная по результатам СКИ, утвержденная Заявителем и согласованная с Независимой инспекцией в организации Заявителя;

(б)    комплект эксплуатационной документации (учтенный), уточненный по результатам СКИ, согласованный с Сертификационным центром, утвержденный Заявителем и введенный в действие авиационной администрацией государства Разработчика.

Эксплуатационная документация одобряется Авиарегистром в части, предусмотренной Авиационными правилами (нормами летной годности);

(в)    уведомление Заявителя и Изготовителя, согласованное с Независимыми инспекциями в этих организациях, о том, что контрольный и текущие комплекты рабочей конструкторской документации воздушного судна (указываются номера комплектов) откорректированы по результатам сертификационных работ, отражают типовую конструкцию ВС, пригодны для серийного производства ВС данного типа, утверждены в установленном порядке и хранятся у Заявителя и Изготовителя (4.2.2).

Примечание. Технические условия на приемку и поставку

образца, являющиеся неотъемлемой частью РКД, представляются Заявителем в Авиарегистр для одобрения.

5.4. Эксплуатационные испытания воздушного судна

5.4.1.    Решение о необходимости проведения эксплуатационных испытаний (ЭИ) воздушного судна данного типа принимается органами Государственного регулирования гражданской авиации и авиационной промышленности совместно с Заявителем, если финансирование создания этого типа ВС осуществляется полностью или частично из Государственного бюджета (государственный заказ). В том случае, когда финансирование создания типа ВС осуществляется Заявителем без привлечения средств из государственного бюджета, решение о необходимости проведения ЭИ может принять Заявитель.

5.4.2.    Порядок проведения и обеспечения ЭИ, план и программа этих испытаний разрабатываются и утверждаются совместно Заявителем и Сертификационным центром и согласовываются с другими организациями и предприятиями, привлекаемыми к проведению эксплуатационных испытаний ВС.

18



ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ к Части 21 АП — Процедуры сертификации авиационной техники


п/п

Обозначение

изменения

Дата вступления в силу

1

Поправка № 21—1

1И1—21.125 1И1-21.125(a)(1) 1И1-21.125(a)(2) 1И1-21.125(b)(2) 1И1-21.125(b)(9) 1И1—21.125(Ь)(11) 1И1-21.128(a)(2) 1И1-21.130(c) 1И1-21.163(a) 1И1-21.163(b)

20.03.95


п/п

Обозначение

изменения

Дата вступления в силу


Примечание. Номер изменения состоит из цифр, указывающих общий порядковый номер изменения, буквы «И», цифр, указывающих порядковый номер изменения к параграфу (пункту), и номера параграфа (пункта), в который вносится изменение. Например: ЗИ2—21.137 — это третье изменение к АП-21, являющееся вторым изменением к параграфу 21.137.


ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ. Стр. 1


п/п

Обозначение

изменения

Дата вступления в силу


п/п

Обозначение

изменения

Дата вступления в силу


ЛИСТ УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ. Стр. 2


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................5

РАЗДЕЛ А - ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Определения..............................................................................7

Глава 2. Общие положения .........................................................................8

2.1.    Содержание Правил сертификации.......................................................8

2.2.    Действие Правил сертификации..........................................................8

2.3.    Применение и толкование Авиационных правил...........................................8

2.4.    Отступления от требований к летной годности.............................................8

2.5.    Сертификационные работы ..............................................................8

2.6.    Этапы сертификации образца авиационной техники........................................9

2.7.    Организации и эксперты, обеспечивающие сертификацию

типа авиационной техники...............................................................9

2.8.    Независимая инспекция.................................................................9

2.9.    Органы по летной годности в организации Разработчика....................................9

2.10.    Эксплуатационная документация образца................................................10

2.11.    Условие допуска авиационной техники к сертификационным

испытаниям ...........................................................................10

РАЗДЕЛ В - СЕРТИФИКАТЫ ТИПА

Применимость.....................................................................................11

Глава 3. Заявка на получение Сертификата типа. Требования к летной годности и охране

окружающей среды. Сертификационный базис ...............................................11

3.1.    Подача заявки на получение Сертификата типа...........................................11

3.2.    Заявка на получение Сертификата типа ..................................................11

3.3.    Распространение Авиационных правил (норм летной годности)

и поправок к ним. Критерии летной годности.............................................11

3.4.    Специальные технические условия.......................................................11

3.5.    Требования к охране окружающей среды.................................................12

3.6.    Требования к летной годности и охране окружающей среды, распространяемые на образец авиационной техники.

Сертификационный базис ..............................................................12

3.7.    Изменения конструкции образца авиационной техники,

требующие новой сертификации типа ...................................................12

Глава 4.    Сертификаты типа........................................................................12

4.1.    Выдача Сертификатов типа .............................................................12

4.2.    Типовая конструкция образца авиационной техники......................................12

4.3.    Сертификат типа воздушного судна транспортной, нормальной, многоцелевой, акробатической и коммьютерной категории, свободного пилотируемого аэростата, авиационного маршевого

и вспомогательного двигателей, воздушного винта ........................................13

4.4.    Сертификат типа по шуму на местности воздушного судна.................................13

4.5.    Сертификат типа воздушного судна ограниченной категории...............................13

4.6.    Сертификат типа воздушного судна Вооруженных Сил,

используемого в гражданской авиации...................................................13

4.7.    Сертификат типа импортируемого образца авиационной техники ..........................14

4.8.    Сертификация экспортируемой авиационной техники.....................................14

4.9.    Содержание Сертификата типа..........................................................15

4.10.    Действие Сертификата типа.............................................................15

Глава 5.    Этап макета и сертификационные испытания воздушного судна ................................15

5.1.    Этап макета воздушного судна...........................................................15

5.2.    Сертификационные заводские испытания воздушного судна...............................16

5.3.    Сертификационные контрольные испытания воздушного судна............................17

5.4.    Эксплуатационные испытания воздушного судна .........................................18

5.5.    Сертификационные испытания очень легких самолетов ...................................19

5.6.    Летчики—испытатели...................................................................19

1

Глава 6. Права и обязанности Держателя Сертификата типа и Эксплуатанта ............................19

6.1.    Передача Сертификата типа.............................................................19

6.2.    Проверка Сертификата типа. Обязанности Держателя Сертификата типа....................20

6.3.    Обязанности Эксплуатанта..............................................................20

Глава 7. Компоненты воздушного судна .............................................................20

7.1.    Классификация компонентов воздушного судна ..........................................20

7.2.    Сертификация компонентов воздушного судна ...........................................21

Глава 8. Сертификационные испытания авиационных маршевых

и вспомогательных двигателей и воздушных винтов ...........................................21

8.1.    Применимость.........................................................................21

8.2.    Этап макета............................................................................21

8.3.    Сертификационные заводские испытания................................................21

8.4.    Сертификационные контрольные испытания АМД, ВВ и ВД...............................22

Глава 9. Одобрение комплектующих изделий.........................................................23

9.1.    Общие положения......................................................................23

9.2.    Квалификация комплектующих изделий категории А......................................23

9.3.    Модификация типовой конструкции комплектующего

изделия категории А....................................................................24

9.4.    Одобрение комплектующих изделий категории Б .........................................24

РАЗДЕЛ С - ВРЕМЕННЫЙ СЕРТИФИКАТ ТИПА И СПЕЦИАЛЬНЫЙ СЕРТИФИКАТ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВРЕМЕННОЙ КАТЕГОРИИ

Применимость.....................................................................................25

Глава 10. Подача заявки на получение Временного сертификата типа

и специального сертификата летной годности временной категории .............................25

10.1.    Право на получение Временного сертификата типа

и специального сертификата летной годности временной категории ........................25

10.2.    Заявка на получение Временного сертификата типа .......................................25

Глава 11. Выдача Временного сертификата типа и специального сертификата летной годности временной категории. Условия выполнения полетов.

Обязанности Держателя Временного сертификата типа........................................25

11.1.    Выдача временных сертификатов........................................................25

11.2.    Условия выполнения полетов временно сертифицированных

воздушных судов.......................................................................26

11.3.    Обязанности Держателя Временного сертификата типа

и специального сертификата летной годности временной категории ........................26

РАЗДЕЛ D - МОДИФИКАЦИЯ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ОБРАЗЦА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Применимость.....................................................................................27

Глава 12. Процедуры классификации модификаций типовой конструкции

образца авиационной техники ..............................................................27

12.1.    Классификация модификаций типовой конструкции......................................27

12.2.    Одобрение классификации модификаций типовой конструкции............................27

РАЗДЕЛ Е - ВЫДАЧА ДОПОЛНЕНИЙ К СЕРТИФИКАТУ ТИПА

Применимость.....................................................................................28

Глава 13. Заявка на Дополнение к Сертификату типа образца авиационной техники........................28

13.1.    Подача заявки на получение Дополнения к Сертификату типа.

Распространение Авиационных правил (норм летной годности)

и поправок к ним.......................................................................28

Глава 14. Дополнительные сертификационные работы.

Выдача Дополнения к Сертификату типа ....................................................28

14.1.    Дополнительные сертификационные работы..............................................28

РАЗДЕЛ F - ПРОИЗВОДСТВО ТОЛЬКО ПО СЕРТИФИКАТУ ТИПА

21.121.    Область применения.................................................................30

21.123.    Производство по Сертификату типа ...................................................30

21.125. Система контроля производства.

Подсистема по рассмотрению материалов контроля.....................................30

21.127.    Испытания: воздушное судно.........................................................31

21.128.    Испытания: двигатели воздушного судна...............................................31

21.129.    Испытания: воздушные винты........................................................31

21.130.    Доказательство соответствия..........................................................31

РАЗДЕЛ G - СЕРТИФИКАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО

21.131.    Область применения.................................................................32

21.133.    Право на получение..................................................................32

21.135.    Требования для выдачи...............................................................32

21.137.    Размещение производства............................................................32

21.139.    Контроль качества...................................................................32

21.143. Требования к документации по качеству.

Головной изготовитель...............................................................32

21.147.    Изменения в системе обеспечения качества............................................32

21.149.    Производство нескольких типов изделий ..............................................32

21.151.    Перечень ограничений на производство ...............................................32

21.153.    Изменения к Сертификату на производство............................................32

21.155.    Возможность передачи...............................................................33

21.157.    Проверки и испытания...............................................................33

21.159.    Продолжительность действия.........................................................33

21.161.    Показ Сертификата..................................................................33

21.163.    Привилегии Держателя Сертификата..................................................33

21.165.    Обязанности Держателя Сертификата .................................................33

РАЗДЕЛ Н - СЕРТИФИКАТЫ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ

21.171.    Применимость ......................................................................34

21.173.    Общие положения ...................................................................34

21.175.    Сертификаты летной годности: классификация (категории) .............................34

21.177.    Изменения и поправки...............................................................34

21.179.    Допустимость передачи ..............................................................34

21.181.    Действие сертификатов летной годно сти...............................................34

21.182.    Идентификация воздушного судна ....................................................34

21.183.    Выдача стандартных сертификатов летной годности ....................................34

21.187.    Выдача сертификатов летной годности в нескольких категориях .........................35

21.191.    Экспериментальные сертификаты летной годности.....................................35

21.193. Экспериментальные сертификаты летной годности:

общие положения....................................................................35

21.197.    Разрешения на специальные полеты...................................................36

21.199.    Выдача разрешения на специальный полет.............................................36

21.200.    Временные сертификаты летной годности .............................................36

21.202.    Экспортные сертификаты летной годности.............................................36

21.204.    Разрешения на первый вылет и доводочные полеты.....................................36

3/4

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие Правила разработаны в соответствии с межгосударственным Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, утвержденным 30.12.91 (Минск), и направлены на повышение уровня безопасности полетов воздушных судов государств—участников Соглашения.

Правила устанавливают обязательный для выполнения предприятиями, организациями и другими юридическими и физическими лицами государств—участников Соглашения порядок сертификации и контроля за соответствием гражданских воздушных судов, компонентов, а также их производства действующим Авиационным правилам.

Настоящие Правила учитывают накопленный опыт сертификации авиационной техники, стандарты и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и международную практику в области летной годности воздушных судов.

5/6

РАЗДЕЛ А - ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1Л. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) — постоянно действующий исполнительный орган, учрежденный независимыми государствами (государствами—учредителями), уполномоченный ими осуществлять в пределах своей компетенции реализацию Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, а также обеспечивать работу Совета по авиации и использованию воздушного пространства, направленную на обеспечение безопасности полетов воздушных судов. Государствами—учредителями МАК являются: Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Российская Федерация, Туркменистан, Украина.

Межгосударственный авиационный комитет взаимодействует с авиационными администрациями государств—учредителей в области нормирования летной годности и процедур сертификации авиационной техники в соответствии с делегированными ему государствами—учредителями функциями и соглашениями между ними.

1.2.    Авиационный регистр МАК (Авиарегистр) — компетентный орган Межгосударственного авиационного комитета, осуществляющий деятельность в области летной годности и процедур сертификации воздушных судов, их компонентов, производства авиационной техники, охраны окружающей среды от воздействия авиации с выдачей соответствующих сертификатов, свидетельств и эквивалентных им документов, а также осуществляющий сертификацию организаций, разрабатывающих авиационную технику, аккредитацию организаций (центров), выполняющих сертификационные работы, и уполномоченных Авиарегистром представителей и экспертов (экспертов—аудиторов).

1.3.    Орган государственного ре1улирования гражданской авиации (авиационная администрация) — орган исполнительной власти государства—учредителя, уполномоченный осуществлять в пределах своей компетенции деятельность, направленную на обеспечение безопасности полетов воздушных судов.

1.4.    Авиационные правила — принятый государствами—учредителями свод процедур, правил, норм и стандартов, выполнение которых признается государствами—учредителями в качестве обязательного условия обеспечения безопасности полетов и охраны окружающей среды от воздействия авиации. Авиационные правила имеют статус единых для государств—учредителей и вводятся в действие в этих государствах в установленном ими порядке.

1.5.    Нормы летной годности (НЛГ) — часть Авиационных правил, которая содержит требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушных судов и их компонентов, направленные на обеспечение безопасности полетов.

1.6.    Авиационная техника — применительно к настоящим Правилам под авиационной техникой понимается воздушное судно (ВС) и его компоненты.

1.7.    Образец авиационной техники — применительно к настоящим Правилам образцом авиационной техники является тип воздушного судна, тип авиационного маршевого двигателя, тип воздушного винта и тип вспомогательного двигателя.

1.8.    Разработчик — организация, предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники.

1.9.    Сертификат Разработчика — документ, выдаваемый Авиарегистром организации, признанной Авиарегистром в качестве Разработчика образцов авиационной техники.

1.10.    Изготовитель — предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее производство авиационной техники.

1.11.    Независимая инспекция — инспекция, осуществляющая контрольные функции у Разработчика и Изготовителя, уполномоченная соответствующими органами государственного регулирования и Авиарегистром и принимающая в пределах своей компетенции решения, независимые от решений и мнений организаций и предприятий, которые она контролирует.

1.12.    Эксплуатант — предприятие или иное юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию воздушных судов и имеющее сертификат или свидетельство, которые выданы органом государственного регулирования гражданской авиации.

1.13.    Сертификационный центр — организация, выполняющая сертификационные работы и имеющая на то соответствующие полномочия Авиарегистра.

1.14.    Сертификация — установление соответствия авиационной техники и ее производства требованиям действующих авиационных правил.

1.15.    Сертификат типа — документ, выдаваемый Авиарегистром и удостоверяющий соответствие образца авиационной техники требованиям сертификационного базиса.

1.16.    Дополнение к Сертификату типа — документ, выдаваемый Авиарегистром и удостоверяющий соответствие сертифицированного образца авиационной техники с внесенным в его типовую конструкцию главным, акустическим или эмиссионным изменением распространенным на него требованиям к летной годности и охране окружающей среды.

1.17.    Заявка на вьщачу Сертификата типа — заявление любого юридического лица (Заявителя), поданное им в Авиарегистр для получения Сертификата типа на образец авиационной техники.

1.18.    Заявитель — лицо, подавшее в Авиарегистр заявку на получение Сертификата типа, Сертифика-та/Одобрения производства или другого сертификационного документа.

1.19.    Держатель Сертификата типа — Заявитель, получивший от Авиарегистра Сертификат типа на образец авиационной техники.

1.20.    Сертификационный базис — комплекс требований к летной годности и охране окружающей сре-

7