■ЦНИИЭП лечебно-курортных зданий Госграждан строя
Руководство по проектированию интерьера зданий курортнооздоровительных и туристских учреждений
Стройиздат 1979
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ТИПОВОГО И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ И САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ЗДАНИИ (ЦНИИЭП ЛЕЧЕБНО-КУРОРТНЫХ ЗДАНИЙ) ГОСГРАЖДАНСТРОЯ
Руководство по проектированию интерьера зданий курортно-оздоровительных и туристских учреждений
МОСКВА
СТРОЙИЗДАТ 1979
Светоцветовым контрастам, влияющим на восприятие интерьера, должно уделяться большое внимание.
Таким образом, естественное и искусственное освещение в интерьере помимо своей прямой функции — создания необходимого светового режима — участвует в формировании композиции всего внутреннего пространства.
1.8. Во всех случаях должна осуществляться единая композиция светоцветового решения здания, при этом индивидуальный характер интерьера определяется помещениями общественного назначения — вестибюлями, холлами, гостиными, а жилые комнаты — спальные ячейки — могут иметь стандартное решение, учитывающее только благоприятное воздействие цвета на проживающих и ориентацию помещения по сторонам света.
Влияние типизации зданий и отдельных элементов на архитектуру интерьера
1.9. Проблема стандартизации и унификации элементов при массовом производстве относится и к промышленности, производящей материалы и изделия внутренней отделки и оборудования здания. Поэтому в данной работе принцип применения унифицированных элементов положен в основу формирования интерьера.
1.10. Определение параметров элементов интерьера и их координация со строительными параметрами являются одним из основных направлений работы.
Это выражается в установлении размеров передвижной мебели, навесных элементов мебели и встроенных шкафов.
1.11. Типизация элементов при индустриальных методах строительства проявляется в архитектуре интерьера, подчеркивая их повторяемость и сборность. Это свойство типовых элементов может быть использовано для достижения единства при создании интерьеров различных зданий, входящих в состав рекреационного учреждения.
Например, серии плиточных облицовочных материалов в настоящее время предусматривают варианты их использования, т. е. имеют широкую цветовую гамму, предусматривают возможность создания многообразных вариантов рисунков для облицовываемых поверхностей. Используя разные возможности отделочных материалов, можно создать интерьер зданий, входящих в один комплекс, объединенный единым модулем облицовочных материалов, фактурой, но разнообразных, отличающихся по цвету и созданному рисунку поверхностей. В случаях застройки одновременно нескольких зданий, выполненных по одному типовому проекту, возникает необходимость внести в их архитектуру элемент разнообразия. Придать сооружению индивидуальный характер дает возможность также привязка типовых корпусов к участку, особенно с учетом имеющегося рельефа местности.
Влияние этой привязки на решение интерьера, особенно первых этажей (вестибюля, холла, гостиной), несет в себе возможность придания оригинальных черт архитектуре самого здания и его интерьеров.
Связь интерьера с окружающей природой и включение элементов живой природы во внутреннее пространство
М2. Одним из основных принципов архитектуры интерьера рекреационных учреждений является неразрывная связь с окружающей природой, Вид пейзажа, открывающийся из помещения, становится органической частью интерьера.
Такие общественные помещения, как холлы, гостиные, вестибюли, столовые залы, следует максимально раскрывать в природу.
М3. Существуют архитектурные приемы, позволяющие создавать гармоничное объединение внешнего и внутреннего пространства:
1) при наличии остекленной поверхности стены в вестибюле со стороны входа — пол вестибюля решается в одном материале с внешней площадкой при входе.
Стена вестибюля облицовывается тем же материалом, что и участок стены, являющийся продолжением ее и относящийся к фасаду здания. Потолок вестибюля выполняется из того же материала, что и участок перекрытия над входом в вестибюль.
Все эти общие для вестибюля и зоны входа перед зданием отделочные материалы просматриваются через остекление и создают зрительное единство внутреннего и внешнего пространства;
2) при значительном остеклении вестибюля, холла или гостиной, расположенных на первом этаже, таким приемом является единое решение мощения пола помещения и прилегающей внешней площадки в одном модуле и цвете;
3) зрительное объединение пола и поверхности внешней площадки может быть решено в виде аналогичных фактур этих поверхностей и их единого цвета (в данном случае имеются в виду ворсовые покрытия пола и газон внешней площадки), а также включением в интерьер элементов природы (внутреннего озеленения). В практике проектирования встречается ряд архитектурных приемов для осуществления такой взаимосвязи. Один из приемов — мощение внешней площадки и вестибюля натуральным камнем или террацевыми плитами одного размера. На рис. 3 показаны варианты таких мощений.
Часто мощение плитами примыкает к зданию только в местах выходов на внешнюю площадку, вся остальная часть — травяной газон. Мощение выполняется также в виде дорожек, ведущих к искусственному водоему или зоне отдыха.
В то же время в мощении пола вестибюля оставляется место вдоль окон и островного расположения для посадок цветов и других растений.
На открытых площадках можно выполнить мощение плитами с зазорами, заполненными грунтом с травой или бетонными швами. Для создания единого характера на внешней площадке применяется также натуральный рваный камень для оград, оснований для столов и скамеек.
Существуют приемы устройства развитых цоколей как со стороны вестибюля, так и со стороны внешней площадки (рис. 4). Цоколь, выходящий па внешнюю площадку, является как бы продолжением внутреннего, к цоколю примыкает травяной газон. Высокий цоколь с грунтом используется для посадки растений как внутри помещения, так и со стороны фасада. Некоторые участки
Рис, 3, Приемы мощения внешней площадки и вестибюля естественным камнем или террадевыми плитами
а —- плитами неправильной формы; б — квадратными плитами; в — прямоугольными плитами
12
|
Рис. 4. Прием устройства развитых цоколей как со стороны вестибюля, так и со стороны внешней площадки а — высокий цоколь с грунтом; б — низкий цоколь из лицевого кирпича |
цоколей могут использоваться для устройства скамей для сидения. Возможно устройство и низкого цоколя из лицевого кирпича, развитого в виде широкой площадки. В этом случае пол в помещении целесообразно выполнять также из лицевого кирпича. Цоколь, выходящий в помещение, может быть использован для установки цветочных горшков и декоративных элементов.
1.15. Большой эффект объединения внешнего и внутреннего пространства достигается при включении в композицию единого газона или водоема, входящих как в пространство интерьера, так и на открытую площадку. Граница остекления в этом случае находится непосредственно над этим устройством. Такой прием пригоден для зданий, находящихся в теплом климате, так как изоляция помещения от внешней среды невозможна (рис. 5).
1.16. Большие художественные возможности в создании разнообразных индивидуальных композиций на прилегающих к зданию открытых площадках имеет применение различных сочетаний камней (крупные камни и галька) с гладкими бетонными поверхностями (рис. 5). В такие композиции из камней разной величины могут включаться также растения.
13
|
Рис. 5, Прием единого газона или водоема, входящего в пространство интерьера и на открытую площадку
а— композиция с водоемом; б — композиция с сочетанием камней; в — композиция с газоном |
Влияние климатических условий на формированиеинтерьера
1.17. Климатические условия места строительства должны рассматриваться так же, как один из основных факторов в формировании интерьера Так, условия южных районов страны имеют требования, среди которых основные — защита помещений от прямых солнечных лучей и радиации, проветривание. На облик интерьера в данном случае оказывают влияние солнцезащитные
14
|
Рис. 6. Внутренний дворик спального корпуса в курортном городка Адлер. Автор проекта архит. В. А. Орзул, инж. В. Е. Волков, Я. И. Духовный, А. Е. Хелемская, В. А. Воробьев, А. Г. Лебедев |
устройства, которые должны использоваться также как архитектурные элементы.
Применение традиционной организации внутреннего пространства зданий в южных районах — внутреннего двора с расположением по периметру помещений — встречается и в практике современного строительства рекреационных учреждений (рис. 6).
Синтез декоративных искусств в итерьере рекреационных учреждений
1.18. Обстановка отдыха должна давать новые впечатления и разнообразие при восприятии интерьера, поэтому большое значение приобретает применение элементов декоративного искусства. Такие помещения общественного назначения, как вестибюли, гостиные, холлы, бассейны, комнаты отдыха, фойе, зрительные залы, обеденные залы, требуют индивидуального архитектурного решения. Эти индивидуальные черты можно придать в первую очередь включением в интерьер декоративных элементов в виде изделий декоративно-прикладного искусства — гобеленов, керамики, чеканки, металлических решеток, Все эти элементы могут применяться только в тесной связи с общей композицией интерьера. Для этого декоративные элементы должны быть хорошо подобраны по размерам и цвету и являться неотъемлемой частью интерьера.
15
В существующей практике строительства широко используются указанные элементы, придающие индивидуальный характер интерьеру рекреационных учреждений (рис. 7, 8).
|
Рис. 7. Зона отдыха у камина в гостинице «Домбай». Кавказ. Автор проекта архит. В. К- Жижин, Е. В. Перченков, Г. С. Суворова, Г. Н. Костомаров, инж. Ю. А. Чернов, А. А. Эргардт. |
|
Рис. 8. Обеденный зал в курортном городке Адлер |
1.19. Существует практика создания интерьеров в характере архитектуры прошлых эпох, традиционном для местных условий. Такой прием особенно уместен для обеденных залов в сочетании с национальной кухней, что особенно целесообразно для учреждений туризма.
1.20. Одним из основных направлений индивидуализации этих интерьеров является учет социально-психологических требований с использованием разнообразных архитектурных приемов и декоративных средств. Приемы индивидуализации интерьеров обеденных залов санаториев, кафе общего типа при мотелях, гостиницах, приютах и т. п. значительно скромнее и лаконичнее, чем в специализированных кафе, барах. В подобных случаях активно используются ограждающие конструкции, цвет ограждающих конструкций, цвет и рисунок декоративных тканей на окнах или тентовых покрытиях, декоративные элементы, разделительные экраны, экраны-перегородки, декоративные решетки, зеленые насаждения, сгруппированные на ограждающих или разделительных экранах с целью организации или членения внутреннего пространства. Особая роль в индивидуализации интерьеров принадлежит архитектурно-конструктивному решению, предусматривающему выявление специфики сооружения через конструктивные и архитектурные элементы. Примером такого органичного решения может служить кафе под Таллином «Мерипигга», предназначенное для обслуживания туристов. Ведущей композиционной темой являются деревянные конструкции, которые дополняются и обогащаются окружающей природой. Связь обеспечивает сплошное остекление одной из стен и ленточное — другой, через которое просматривается замощенная плитами площадка для отдыха с очагом и скамьями. Наличие декоративных элементов в виде небольшой скульптуры из каменной массы в вестибюле, кованых крючков в гардеробе, барной стойки с табуретами, покрытыми шкурами, органично дополняют и обогащают, но не разрушают общее образное решение.
1.21. Значительно разнообразней используются пространственные решения, а также декоративные средства и приемы в интерьерах специализированных кафе, баров, ресторанов при туристских гостиницах, где каждый из элементов, формирующих интерьер, может являться композиционным акцентом. Широко используются народные мотивы в мебели при относительно нейтральном общем решении интерьера. Распространенным является создание акценто» с помощью декоративных вертикальных элементов — ажурных или скульптурных. Цветовые решения таких интерьеров разнообразны. Особенно это характерно для ресторанов и баров с увеселительными программами. Образное решение ночного бара в курортном комплексе «Либертас» (Дубровник) строится на цветовых соотношениях фиолетово-красно-ораижевых тонов. Единство цветовой гаммы всех элементов интерьера объединяет пространство, плоскости которого зрительно разрушены росписью крупных цветов на стенах и потолке. Прием разрушения и усложнения пространства рисунком и объединения его цветом помогает созданию специфической атмосферы.
1.22. Существуют два направления при тематическом решении интерьера: подлинное воспроизведение образа среды или ассоциативное напоминание, когда раскрытие художественного образа происходит через предметы быта, костюмы и т. п., которые проти-
17
Вопоставляются современной отделке, материалам, конструкциям, оборудованию.
1.23. При размещении предприятий питания для обслуживания туристов в исторически сложившихся архитектурных комплексах наметились следующие тенденции, первая — сохранить общее стилевое и архитектурно-композиционное единство внутреннего пространства, подчинив ему элементы интерьера (мебель, светильники), необходимые для организации технологических процессов; вторая — подчеркнуть активную роль мебели, предметов быта или декоративных элементов, выполненных в тех или других традициях, обеспечивая создание характерной среды.
1.24. В последние годы получило распространение создание замкнутой специфической внутренней среды, не связанной с внешним пространством, а отделенной от него. Оно позволяет исключить из поля зрения посетителей малоинтересные или чуждые атмосфере отдыха моменты, такие, как хозяйственные постройки, неинтересный пейзаж и т. п. Для этого прибегают к условно-декоративным театрализованным приемам, когда художественная выразительность становится главной
Темой интерьера может явиться воспроизведение образа города, страны, эпохи, создание ощущения различных состояний природы, введение в определенный мир. Интересным примером является ресторан «Норд» в Таллине, где при общем стилевом единстве каждый из шести залов имеет свою тему (охота, рыбная ловля и т. д.). При тематическом решении интерьера возникают трудности в определении меры использования ушедших стилей и народных форм.
1.25. В местах отдыха существует немало примеров удачных решений предприятий питания в народных традициях или с использованием различных архитектурных образов (мельница, замок, горный аул). Естественно, что такие предприятия питания чаще создаются в сочетании с природными условиями, активно используя их. Образные решения иногда доводятся до гротеска (шашлычная «Вигвам» в Булдури), где удачное решение комплекса построено на тесной связи с окружающей природой. Несколько отдельно стоящих конусообразных сооружений (типа хижин) и открытых площадок (эстрады, танцевальной площадки) располагаются на разных уровнях в соответствии с рельефом и связаны между собой деревянными помостами и лесенками. Прием использования старинных сооружении для ресторанов, кафе, баров для туристов возможен и полезен. Однако ценность таких сооружений в их уникальности, поэтому каждый проектировщик должен находить характерные оттенки и акценты, свойственные определенному историческому периоду, историческому прошлому народа и т. п.
1.26. Распространен прием, когда в современную архитектуру привносятся элементы народного искусства, где архитектор напоминает людям о привязанностях и занятиях предков. Существуют и другие приемы, когда мебель, материалы и их отделка не полностью повторяют народные мотивы и приемы решений, а умеренно. Так, традиционное решение сидений и спинок стульев из шпагата в кафе «Мерипигга» под Таллином прекрасно сочетается с современным легким металлическим каркасом стульев и столов, а также с крышками столов, облицованными листовым пластиком. В последние годы не только реставрация, но л создание современного интерьера «под старину» приобрело массовый характер как
18
в общедоступных предприятиях питания, так и в предприятиях питания, связанных с учреждениями туризма. Стилизаторский подход в решении интерьеров этих предприятий достаточно распространен и в ряде зарубежных стран. Однако опасность заключается в формальном подходе к решению этой сложной задачи.
1.27. К декоративным элементам интерьера можно отнести также элементы зимнего сада. Наряду с приемами установки растений в цветочницах, которые имеют широкое распространение в практике эксплуатации учреждений, целесообразно устройство зеленых уголков с микроландшафтом. Такой вид озеленения имеет законченную композицию и выгодно отличается от приемов установки цветочных горшков в цветочницах. Такое размещение зеленых уголков в вестибюлях, гостиных, холлах может составить 10—20% площади помещения, без дополнительного увеличения (против существующих норм) площади этих помещений. Решения композиций элементов зимнего сада разнообразны, они отличаются органичным включением растении с природным окружением в интерьер, при этом предусматривается стационарное устройство основания. Типы растений, их декоративные качества позволяют создавать различные по характеру композиции. В композициях из растений можно создать характер определенного пейзажа, например средней полосы России, тропического и др. Размер таких площадок составляет 4—5X2—3 м. Композиции могут создаваться с использованием как только декоративных средств самих растений, так и с включением сухих стволов деревьев, камней и пр.
Ограждения посадок или устройства зеленых композиций должны архитектурно связываться с мощением пола. Как правило, материал ограждения и пола делают равнопрочным, имеющим единый модуль.
При выборе растений необходимо учитывать температуру помещений и свет. Приведенные в табл. 16 ассортимент и характеристика растений дают возможность правильно произвести подбор растений с учетом этих факторов.
Придание функциональным процессам закономерности архитектурной композиции
1.28. Архитектурная композиция в интерьере полностью зависит от функционального процесса помещения, она является выражением этого процесса. В этом отношении можно различать два принципиально различных подхода к решению интерьера в зависимости от величины помещений. Для достаточно больших помещений типа вестибюлей, холлов, гостиных композиция строится на целостности обособленных функциональных зон, а также выделении композиционных акцентов путем подчеркивания особо значимых элементов. Это объясняется особенностями восприятия, когда общее освоение пространства совмещается с фиксацией зрения на отдельных деталях.
Особенностью интерьера малого помещения, каким является, например, спальная комната, должно быть единство всех элементов интерьера с пространством.
1.29. Ограниченные параметры помещения и необходимость обеспечивать несколько различных функций диктует применение блокируемых типов мебели Установка мебели вплотную — ее блокировка — создает широкие единые фронты оборудования, единые
19
УДК 725.75.011.8
Рекомендовано к изданию решением научно-методической секции научно-технического совета ЦНИИЭП лечебно-курортных зданий.
Руководство по проектированию интерьера зданий курортно-оздоровительных и туристских учреждений/ Центр н.-и. и проектный ин-т типового и эксперим. проектирования лечебно-оздоровит. и санаторно-курортных зданий Госгражданстроя при Госстрое СССР. — М.: Стройиздат, 1979. — 272 с.
В руководстве приведены основные принципы формирования интерьера рекреационных учреждений и тенденции его развития. Интерьер основных групп помещений рассматривается с точки зрения архитектурно-планировочных особенностей, оборудования, приемов искусственного освещения, цветового решения, применяемых отделочных материалов.
Руководство предназначено для специалистов в области проектирования, строительства и эксплуатации курортно-оздоровительных и туристских учреждений.
Табл 32, ил. 139.
Инструкт.-нормат. II вып. — 65—78
© Стройиздат, 1979
для всего помещения агрегаты, в этом случае исчезает понятие отдельных предметов мебели, все изделия превращаются в элементы единой композиции.
Таким образом, при формировании интерьера все входящие в него элементы подчиняются общим архитектурным закономерностям.
2. ЖИЛЫЕ ЯЧЕЙКИ СПАЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Архитектурно-планировочные особенности спальных помещений
2.1. Спальные помещения являются типовым конструктивным и функциональным элементом зданий рекреационных учреждений.
Особенность интерьера спальных комнат — это многоэлемент-ность оснащения и многократная повторяемость в одном здании или комплексе.
2.2. При рассмотрении интерьера в данном случае учитывается вся совокупность требований к созданию комфортной среды и одинакового уровня комфорта для каждого проживающего.
В табл. 3 приводятся данные по параметрам помещений и засело, шо жилых ячеек различных рекреационных учерждений. Сопоставление этих данных позволяет провести унификацию элемен-
Таблица 3 |
Тип учреждения |
Количество спальных мест |
Жилая площадь комнаты без санузла, м* |
Примечание |
Санатории |
1 |
9 |
При комнатах — сани |
|
2 |
12 |
тарный узел, лоджии, балконы или террасы. Предусмотрена радиофикация, телефон по местным возможностям |
Дома отдыха (пансионаты) |
К1+1) |
9 |
В комнатах на 1 и 2 чел, предусматривается дополнительное место в летний период. При комнатах — лод |
|
2(2+1)
3(3+1) |
12
15 |
жии, балконы, террасы |
1
Базы отдыха |
1
1 (1 + 1)
2(2+1)
3(3+1) |
9
12(15)
18 |
|
|
20
ПРЕДИСЛОВИЕ
Конституция СССР гарантирует гражданам СССР право на отдых и право на охрану здоровья. В статье новой Конституции, посвященной этим правам, особо указывается на расширение сети оздоровительных учреждений и учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан.
Деятельность архитекторов, занимающихся проектированием и строительством рекреационных учреждений, непосредственно связана с выполнением задач, поставленных новой Конституцией СССР.
Повышение качества проектирования и строительства рекреационных учреждений в значительной мере зависит от формирования их интерьеров. Рассмотрение функционального зонирования в основных помещениях позволяет правильно подойти к обоснованию выбора архитектурно-планировочных параметров помещений при проектировании, такой прием обоснования параметров соответствует современной прогрессивной методике проектирования зданий.
В основу принципов формирования интерьера рекреационных учреждений должны быть положены современные тенденции архитектурной композиции, в том числе создание единого непрерывного пространства и гармонизация чередующихся помещений, влияние типизации зданий и отдельных элементов на архитектуру интерьера, связь интерьера с окружающей средой и включение элементов живой природы во внутреннее пространство, синтез искусств в интерьере.
На примере основных групп помещений даны особенности формирования интерьера для различных типов рекреационных "учреждений, интерьер основных помещений рассматривается комплексно, приемы организации функционального использования помещений раскрываются в вариантах применения различных видов оборудования.
Рекомендуемое оборудование рассматривается не только с точки зрения его утилитарного использования, но и архитектурно-художественных возможностей при создании композиций в интерьере.
Представленный в работе материал позволит создавать варианты эталонов помещений в зависимости от типа рекреационного учреждения, планировочных параметров помещений, возможности финансирования для создания интерьеров повышенного уровня комфортности.
Настоящая работа базируется на нормативных документах: СНиП П-70-74. Санатории; СНиП П-71-78. Учреждения отдыха: СНиП Ц-79-78. Гостиницы; а также на Нормалях основных планировочных элементов жилых и общественных зданий НП-6.2-72. Сана-
1* Зак. 532
тории. Помещения спальных корпусов; НП-6.5-73. Туристские учреждения; НП-1.2-71. Помещения жилых корпусов гостиниц.
Руководство разработано авторским коллективом: канд. ар-хит. В. И. Делле — Основные принципы формирования интерьера рекреационных учреждении; Вестибюли спальных корпусов санаториев, домов отдыха и пансионатов; Гостиные и холлы спальных корпусов санаториев, домов отдыха и пансионатов; канд. архит. В. И. Делле и архит. Т. В. Михеева — Спальные помещения; архит. Т. В. Михеева —Вестибюли и комнаты дневного пребывания пионерских лагерей; архитекторы М. А. Кликич и Е. С. Боровская — Обеденные залы; архит. А. А. Зайцев — помещения туристско-экскурсионного обслуживания; канд. архит. Г. И. Колчанова — Эталон интерьера спальной комнаты гостиницы; Санитарные узлы жилых ячеек; архит. О. С. Пшеничникова разработала архитектурные предложения по внешнему и внутреннему озеленению спальных корпусов; инж. Е. Д. Бровкин — Встроенные шкафы спальных ячеек.
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЬЕРА РЕКРЕАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1, Интерьер рекреационных учреждений должен отвечать общей задаче организации внутреннего пространства как выражения функционального и архитектурно-композиционного содержания здания. При широкой номенклатуре рекреационных учреждений их интерьер имеет свои отличительные особенности, связанные, главным образом, с назначением зданий. Однако несмотря на это, многообразие учреждений организация их внутреннего пространства имеет общие принципы.
Функциональная целесообразность
1.2. При формировании интерьера должны быть созданы опти
мальные условия для функционирования помещения. Для этого необходимо установить требования по всем функциональным параметрам помещения для: создания свето-цветовой среды
(табл. 1); рационального оборудования (табл. 2), в том числе мебелью; отделочных материалов.
В связи с этим можно установить общность функционального режима для групп помещений зданий рекреационных учреждений: приемно-вестибюльной; спальных помещений; помещений лечебнодиагностического отделения (для санаториев); помещений культурно-массового назначения; помещений столовой; административных помещений; помещений группы туристского обслуживания (для учреждений туризма), хозяйственных помещений (котельная, прачечная, гараж, ремонтные мастерские и др.).
Таблица 1 |
Характер среды в интерьере |
Наименование помещений |
|
Помещения регламентированного цветового режима |
Условия, содействующие длительному пребыванию (покою) |
Спальные комнаты; гостиные; комната отдыха для больных при водолечебных кабинетах; ванные зала; грязелечебные зала; комнаты персонала; помещения официантов |
|
5 |
Продолжение табл. 1 |
|
|
Характер среды в интерьере |
Наименование помещений |
Оптимальные условия для зрительной работы |
Библиотека; читальный зал; кабинеты врачей; комнаты медсестер; кабинеты лечебные; методические кабинеты; канцелярия; бухгалтерия; кабинеты лабораторий; препараторские; лаборантские; помещения для регистратуры; почта; сберегательная касса; транспортное агентство; пункт приема вещей в химчистку, белья — в прачечную, обуви — в ремонт; парикмахерская; цеха обработки пищевых продуктов; ремонтные мастерские; санитарные узлы |
Среда активизирующая* повышающая общий тонус организма |
Зал лечебной физкультуры для групповых занятий; кабинет лечебной физкультуры для индивидуальных занятий; зрительный зал; фойе; комната для игры в настольный теннис; обеденные залы; комнаты общественных организаций |
Условия для кратковременного пребывания (при приемах контраста с прилегающими помещениями) Среда, способствующая гармоничной связи с внешней средой |
Помещения произвольного цветового режима, требующие учета архитектурно-художественного восприятия (лестничные клетки, коридоры, вестибюли, холлы и гостиные первых этажей; бассейны) |
Среда, не требующая особых условий для восприятия |
Помещения произвольного цветового режима, не требующие особых условий (подсобные помещения)
Таблица 2 |
Оборудование |
Помещения |
1. Оборудование средствами организации отдельных зон определенного функционального назначения:
а) зон отдыха |
Вестибюли, гостиные, холлы, комнаты отдыха для больных, ожидаль-ные для больных, фойе, веранды, террасы |
|
6 |
Кабинеты врачей, комнаты медсестер, лаборатории, процедурные, кабинеты лечебные
б) медицинского обслуживания (специальное медицинское оборудование)
2. Оборудование специальной мебелью
3. Специальное санитарно-гигиеническое оборудование
4. Специальное технологическое оборудование
Спальные комнаты, зрительный зал, библиотека, обеденные залы, помещения для регистратуры, почта и т. д. Парикмахерские, комнаты персонала, пункты приема вещей в химчистку, белья — в прачечную, обуви — в ремонт. Административные помещения
Уборные (с умывальниками в шлюзах), санитарные узлы при спальных комнатах
Производственно-технологические помещения, подсобные помещения
В табл. I и 2 приводится классификация групп помещений с требованиями по основным функциональным параметрам.
1.3. Применяемые отделочные материалы в интерьере должны соответствовать моральному сроку устаревания. Это относится, главным образом, к интерьерам спальных комнат. Помещения общественного назначения должны иметь отделку более длительного срока износа и соответствовать долговечности конструкций здания.
В соответствии с функциональным назначением помещения подбираются отделочные материалы, соответствующие физическому износу в процессе эксплуатации. Таким образом, для помещений различного функционального назначения можно определить требования, предъявляемые к материалам отделки. В эти требования должны входить не только механические свойства материалов, но и показатели безопасности применения, цветовой, акустический и термический комфорт*.
Для правильного подбора отделочных материалов со свойствами, соответствующими эксплуатационным и эстетическим требованиям помещений, необходимо в каждом отдельном случае детально определять эти требования.
* Все перечисленные показатели приводятся в работе Г. В. Силуановой. Отделочные материалы в интерьерах спальных корпусов индустриального изготовления. М., ЦНИИЭП лечебно-курортных зданий, 1976.
7
Создание единого непрерывного пространства и гармонизация чередующихся помещений
1.4. Организация внутреннего пространства здания полностью подчинена функциональным процессам, поэтому наиболее целесообразен подход выявления оптимальных функциональных зон и их взаимосвязи, вследствие чего могут быть определены планировочные параметры помещений или группы помещений.
1.5. Одним из ведущих принципов архитектуры является создание единого непрерывного пространства вместо ограниченных отдельных помещений. Изоляция пространства в этом случае осуществляется лишь в пределах необходимости. Практика отечественного строительства в настоящее время дает примеры именно такогв подхода к созданию внутреннего пространства.
На рис. 1 представлен интерьер вестибюля дома отдыха, имеющего развитую объемно-пространственную композицию, включающую лестницу, элементы ландшафта и примыкающие боле* низкие помещения. На рис. 2 показан интерьер столовой, объем зала имеет развитую пространственную композицию за счет создания антресоли, используемой для размещения оркестра.
|
Рис. 1. Интерьер вестибюля — зимнего сада дома отдыха «Валдай» Авторы проекта архит. Л. П. Инбер, Т. М. Афанасьева, инж. В. Е. Каплан, Т. В. Иалетова, Н. Г. Трушицина |
|
Рис. 2. Интерьер зала столовой гостиницы «Иткол». Авторы проекта архит. В. М. Моргулис, Е. В. Гаврилова, Г. Н. Костомаров, В. П. Гриценко, Е. В. Бабкова, инж. В. Е. Каплан, Л. М. Катина,
Ц. М. Нахутина |
1.6. Во всех случаях решений объемно-пространственной композиции необходимо иметь общий композиционный замысел для всего здания. В этом отношении большое значение приобретает ансамблевое светоцветовое решение смежных помещений, при этом должно предусматриваться композиционное единство интерьера по восприятию.
1.7. В связи с этим установлены оптимальные соотношения освещенности для смежных помещений спальных корпусов: холл или коридор — врачебные и процедурные кабинеты; холл-коридор — спальная ячейка. При stqm для улучшения восприятия интерьера следует несколько снижать освещенность коридоров и лифтовых холлов с тем, чтобы основные помещения по * контрасту с ними казались более освещенными. Так, освещенность врачебных кабинетов должна быть выше освещенности коридоров в 4 раза, процедурных кабинетов — в 3 раза, спальных комнат — в 1,3 раза.
9