Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

48 страниц

349.00 ₽

Купить Р 112-72 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

"Рекомендации по технологии и организации механизированного строительства трубопроводов на труб диаметром 1420 мм в условиях гор (газопровод Долина-Ужгород-Госграница)" разработаны на основании обобщения опыта строительства трубопроводов меньших диаметров в горных условиях, опыта строительства трубопроводов диаметром 1420 мм в других природно-климатических условиях и технического проекта II нитки газопровода Долина-Ужгород-Госграница.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения по организации строительства и производству работ

2. Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы

3. Подготовительные работы

4. Сварочно-монтажные работы

5. Нанесение изоляционных покрытий

6. Укладочные работы

7. Строительство надземных переходов

8. Очистка и испытание газопровода

9. Техника безопасности

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

ВНИИСТ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕХАНИЗИРОВАННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ТРУБОПРОВОДОВ ИЗ ТРУБ ДИАМЕТРОМ 1420 мм В УСЛОВИЯХ ГОР

(ГАЗОПРОВОД ДОЛИНА-УЖГОРОД-ГОСГРАНИЦА)

Р 112-72

Отдел научно-технической информации

Москва 1972

Тда 622.692.47

"Рекомендации по технологии н организации меха-кизированного строительства трубопроводов is труб диаметром 1420 мм в условии гор (газопровод Долина-Укго-род-Госграиида)" разработанына основании обобщения опыта строительства трубопроводов меньших диаметров в горних условиях, опыта строительства трубопроводов диаметром 1420 мм в других природно-климатических

Sловлях и технического проекта п нитки газопровода лина-Ужгород-Госграница, разработанного ВНШИТранс-гавом.

Рекомендации могут быть использованы строительными организациями, производящими строительные работы в горних условиях, а также цроектннмж организациям! при составлении проекта организации строительства ж производства.

Б составлении Рекомендаций принимали участие сотрудники ВНИИСТа: канд.техн.наук Квнтпков В.П., инженеры Кцрненко М.П., Зотова Н.П., Климовекий Е.Н., Селиверстов В.Г., Тоут А.И., Свердлов В.А., Крнни-цкнК.И., Глазунов В.П., от ВНИКИТрансгаза инженер Высоцкий А.Н.

димые для перечисленных выше работ площади должны быть минимальными и в каждом отдельном случае обоснованы,

3.2.    Рубку леса на полосе строительства трубопровода необходимо производить, соблюдая общие действующие правила рубки и заготовки деловой древесины и правила лесоповала, принятые в районе строительства.

3.3.    Рубку леса под вторую нитку производят по проекту с учетом необходимой ширины полосы лесоповала по верху полувые-мок для обеспечения нормальной работы бульдозеров, корчевателей и рыхлителей.

3.4.    Корчевку пней в пределах полосы разрабатываемых по-лувыемок, сложенных из обычных грунтов, производят одновременно с повалом леса (при валке деревьев бульдозерами с корнем) или с земляными работами (при повале пилами).

В зоне будущих траншей на равнинных участках пни корчуют на полосе шириной 4-5 м. На такой же ширине корчуют пни при сооружении временных дорог, профилируемых бульдозерами или ав-тогрейдераыи, По остальной ширине полосы строительства на равнинных участках трассы пни рекомендуется резать заподлицо с землей, В зависимости от поперечного уклона полосы строительства для корчевки пней могут применяться тракторы, снабженные тросами, или специальные корчевальные машины и бульдозеры.

На косогорных участках со скальными грунтами, на которых предусмотрено сооружение полок, корчевка пней не производится.

3.5.    При строительстве временных дорог необходимо учитывать, что по ним будут транспортировать секции длиной до 24 м, поэтому, кроме того, надо учесть длины разъездов, радиусы кривых и величины предельных уклонов. Значения этих параметров могут быть приняты соответственно:

^раз =    м» R*Ji 50 “» W 9~10*‘

На отдельных участках с более крутыми уклонами необходимо предусмотреть использование дополнительной тяги с помощью тракторов и автотягачей.

3.6.    Временные искусственные сооружения для стока ливне

вых и поверхностных вод рекомендуется возводить из железобе -тонных и металлических труб, в отдельных случаях, если вдоль трассы встречаются скальные грунты и валуны, - в виде дренирующих насыпей.    тт

На залесенных участках с достаточным запасом деловой древесины искусственные сооружения целесообразно возводить из лесоматериалов.

3.7.    Все просадки, вымоины и трещины должны быть засыпаны грунтом на высоту не менее 0,3 м над бровкой траншеи или 0,8 м над верхом трубы с тем, чтобы предохранить трубопровод от повреждений разлетающимися при взрывах скальными обломками. На всех участках существующего трубопровода, расположенного вблизи строящегося трубопровода, где предусматривается работа строительных машин по зранспортировке и перекидке грунта, он должен быть защищен сверху железобетонными плитами.

3.8.    До начала подготовительных работ должна быть произведена предварительная разбивка трассы строящегося трубопровода (ось и границы полосы строительства). После рубки леса и корчевки пней следует восстановить нарушенные знаки и окончательно закрепить направление трассы, углы поворота и границы полосы отвода.

Разбивку границ подувыемок-полунасыпей, расположение шпуров и скважин, а также временных дорог и сооружений, во избе -жак/з повреждения разбивочных знаков, выполняют непосредственно перед началом работ по их строительству.

БУРО-ВЗРыВНЫЕ РАБОТЫ

3.9. Рыхление скальных грунтов взрывами на строительстве второй нитки трубопровода Долина-Ужгород-Госграниг? следует применять в тех случаях, когда процесс этот не мс;'Г быть выполнен тракторными рыхлителями.

До начала буро-взрывных работ должна быть проведена проверка трассы действующего газопровода на возможную загазованность и состояние засыпки существующего трубопровода.

3.10. Буро-взрывные работы на строительстве второй нитки газопровода Долина-Ужгород-Госграница необходимо проводить строго по проекту производства работ, составляемому для всех косогорных участков с учетом глубины полувыемок, крутизны склонов, категории грунтов, взаимного расположения по высоте и.в

12

плане существующего и строящегося трубопроводов и наличия других сооружений, а также установленных для того или другого участка способов разработки и перемещения взорванной породы.

3.1I. Проект производства буро-взрывных работ составляют специализированные производственные или проектные организации и согласовывают его с органами Госгортехнадзора, Газовой инспекцией, Технадзором. В проекте необходимо предусмотреть методы взрывных работ, способы бурения, применяемые машины, оборудование, инструменты, расположение шпуров и скважин в плаке и их глубины; необходимые взрывчатые вещества и вес зарядов; способ и порядок взрывания (коротко-замедленное, замедленное); средства взрывания и воспламенения; выход взорванной породы; меры по предохранению суцествующего трубопровода и расположенных вблизи него сооружении от повреждений силами сейсмического действия и разлетного действия породы ,

Непосредственно взрывные работы могут Сыть выполнены по специальному разрешению Управления эксплуатации действующего газопровода.

3.12.    Учитывая близость существующего трубопровода,при разработке полки для строящегося трубопровода необходимо применять взрывы на рыхление методом лпуровых зарядов (нормального дробления).

Применять взрывы на выброс и сброс, а также накладные заряды не допускается.

3.13.    До начала работ по устройству полок необходимо удалить все нависающие и могущие сползти обломки скал, деревья, пни и пр.

3.14.    Ъ период подготовки к строительству второй нитки трубопровода должно быть проведено тщательное обследование склонов косогоров, селевых русел и ооылеи с обеих сторон трассы трубопровода с целью выявления неустойчивых, опасных для трубопровода участков и принятия мер (совместно с проектной организацией) к предотвращению возможных повреждений и деформации как судеец о, так и строящегося трубопроводов.

3.*о, Умокьjchhc влия..ин ое^омичтиих холебанш. на существую^:. .p,v споовод при задакк ос расстоянии между ним и местом BJpKj'si пп м,..ог о ;ть достигнуто в первую эчород-» за счет yuni~-


— 8НП'1 ПЭ Щ,0') Ui'.

3.16. Зависимость ввиду весом заряда и расстоянием, при котором сейсмические колебания, вывиваемые взрывом, становятся безопасными для находящихся вблизи зданий и наземных сооружений, может о:ть определена ориентировочно по формуле:

Ч =    * 'Ч;    (I)

где 4-    -    расстояние    от    заряда до охраняемого сооружения;

Ке - коэффициент, величина которого зависит от свойств грунта в основании сооружения (значения коэффициента Ке приведены в табл.4);

1 - коэффициент, зависящий от величины показателя действия взрыва (значения коэффициента сС приведены в табл. 5);

Таблица 5 т-- '-


^ - вес заряда ВВ, кг.

Таблица 4

Грунты на уровне дна траншеи сущест- } вующего трубопровода \

Значения Нс

Скальные породы плотные

3

Скальные породы нарушенные

5

Гадечниковые и щебенистые

7

Песчаные

8

Глинистые

9

Насыпные и почвенные

15

Водонасыщенные (плывуны» торфяники)

20

Показатель действия взрыва    !    3    f    .ения    &

При комуфлете и при к = 0,5    1,2

При п,    =    I    1,0

При п    -    2    0,8

При П    =    3    0,7

14

При одновременном взрывании нескольких зарядов (в шпурах, скважинах) вблизи существующих сооружений в формуле (I) под весом заряда ВВ £ подразумевается общий вес всех единовременно взрываемых зарядов*

Вес заряда ВВ определяется по формуле:

9-(■&)>'•■    <2>

Примечание* При размещении заряда в воде

или водонасыщенных грунтах значения коэффициента Нг следует увеличивать в 1,5-2 раза.

3.17.    Учитывая, что действующий газопровод находится под давлением, взрывание при расстоянии между ним и зарядом менее 6 и не должно допускаться.

Параметры буро-взрывных работ вблизи действующего трубопровода в зависимости от конкретных условий должны быть определены на основании предварительно проведенных экспериментальных работ и изложены в специальных рекомендациях*

3.18.    Значительное уменьшение влияния сейсмического толчка на существующий трубопровод может быть достигнуто путем устройства прорези-щели рядом с ним на глубину 0,3-0,5 м ниже нижней образующей трубы.

При глубине существующей траншеи 1,3-1,4 м для указанной цели будет достаточна прорезь глубиной 1,7-1,8 м. В трещиноватых скальных грунтах такая прорезь может быть образована рыхлителем Д9В, а также роторными или цепными экскаваторами. Несмотря на то что эта щель после прохода рыхлителя или экскаватора частично заполнится разрыхленным грунтом, смягчающее ее влияние на сейсмический толчок в значительной мере сохранится.

На участках, где существующий и строящийся трубопроводы находятся на одном уровне, применение этого способа и в особенности при рыхлении скальных грунтов взрывами в траншеях скажется весьма положительно.

3.19.    Основным методом снижения сейсмического влияния взрыва является замедленное и короткоганедленное взрывание*

При замедленном взрывании, когда время замедления свыяе 2 сек., сейсмическое действие взрыва рассчитывается для каждого заряда в отдельности. При короткозамадженнои взрывав** с замедлениями

15

не менее 20 м*/сек общий вес зарядов ке ограничивается при условии, что в группе одновременно взрываемых зарядов взрывается не более 2/3 сепсмосезоласного веса заряда при мгновенном взрывании.

3.20.    Объем взрызаемой на данном участке породы должен быть не мзнп^е сменно;; нормы выработки занятых на этом участке землеройных малин с тем, чтобы избежать их простоев.

Требующаяся длина взрываемого участка L может быть определена по формуле    Q

L Мр k б ’

где (I - сменная производительность землеройных малин нс данном участке, м3;

- коэффициент разрыхления горной породы;

£    - высота взрываемого слоя, м;

6    ~ ширина взрываемого слоя, м.

При ограниченных общем весе одновременно взрываемых зарядов и промежутках времени, отводимых для производства взрывов, для удовлетворения приведенного требования буро-взрывные работы должны опережать земляные самое малое на одну-две смены.

3.21.    При небольших объемах работ на равнинных участках

ж пологих косогорах (но круче 30°), а также при рыхлении грунтов в траншеях можно применять огневое взрывание. Оно не допускается на косогорах крутизной больше 30° и в местах, где езо-еэдененный отход взрывников на безопасное расстояние или в укрытие невозможен или затруднен.

При значительных объемах работ и проведении работ в сложных топографических условиях следует применять электрический замедленный и короткозамедленныи способы взрывай' ■ .

Оба эти способа исключают единовременность у рыванил зарядов и тем самым способствуют созданию большей эезопасности существующему трубопроводу и находящимся вблизи сооружениям. Применять электрический способ недопустимо на участках, где возможно появление блуждающих токов. В таких случаях взрывание производится с помощью детонирующего шкура при инициировании огневым способом.

Соблюдение требований л.3.15 о взрывании групп зарядов общим весом не солее 2/3 веса сексмобезопасного заряда обязательно во всех случаях.

3.22.    Рыхление скальных грунтов в полувыемках и траншеях, расположенных вблизи существующего трубопровода, ведут послойным шпуровым методом при глубине шпуров порядка 1,2-1,5 м и расстоянии между ними в ряду 0,8-1,0 м.В отдельных случаях глубина шпуров может бкгь и большей. Расстояния между рядами шпуров зависят от ширины выемок поверху. В выемках (траншеях) шириной поверху, близкой глубине траншеи, рыхление породы осуществляется зарядами, располагаемыми в один ряд по оси выемки-траншеи, в выемках шириной поверху до 1,5 глубины - двумя рядами зарядов и при большей ширине выемки поверху - тремя и более рядами зарядов. Расстояние между рядами обычно принимается равным л.н.с.

Если разработку выемок и траншей производят послойно, то яри определении количества рядов в расчет принимают не общую глубину выемки, а глубину разрыхляемого слоя*

3.23.    Рыхление скальных грунтов в выемках, подошвы которых расположены выше существующего трубопровода не менее, чем на 3 м или на расстоянии в 200 и более метрах от него, можно производить скважинным методом при короткозамедленном или замедленном взрывании с обязательной проверкой весов зарядов на сейсмическую безопасность.

3.24.    Бурение шпуров и скважин в выемках и траншеях осуществляют общепринятыми способами, машинами и приспособлениями, отдавая при этом предпочтение наиболее транспортабельным и маневренным. В качестве ВВ для зарядов рекомендуется применять аммониты.

3.26. Предварительный расчет веса зарядов на участках, расположенных на безопасном расстоянии от существующего трубопровода, при взрывании на рыхление производят по формуле:

где И - вес заряда, кг;

М - удельный расход ВВ для зарядов на рыхление;

У - л.н.с. - линия наименьшего сопротивления, м. Окончательное определение веса зарядов и их размещение необходимо устанавливать для каждого объекта пробными взрывами.

17

При дальнейшем ведении взрывных работ нужно применять проверенные на опыте схемы расположения зарядов и их параметры.

Чтобы достигнуть хорошего качества рыхления породы при наименьшем развале, рекомендуется применять шпуровой метод и заряды небольшого диаметра, но более часто юс располагая.

3.26.    Взрывные работы в нижнем злое (уступе) выемок, граничащем с поверхностью полки, необходимо вести так, чтобы скальная порода при взрыве уступа была разрыхлена до проектных отметок полки и не гребовалось бы повторного взрывания при ее зачистке. Ь одинаковой мере это относится и к рыхлению нижнего слоя в траншеях.

3.27.    Взрываемые поверхности полувыемок и траншей, расположенный вблизи (до 200 м) железных и шоссейных дорог, линий электропередач, линий связи и других сооружений (для их предохранения от разлетающихся при взрывании скальных осколков^мокно прикрывать легкими плетнями, сетками, хворостом, щитами, выполненными из местных подручных материалов и в первую очередь из десопорубочных остатков. В отдельных случаях можно применять стальные листы (бронелисты) толщиной не менее 10 мм.

3.28.    При ведении взрывных работ вблизи трубопроводов, д.э.п., линий связи, путей сообщения и других сооружений необходимо заранее ставить в известность организации, эксплуатирующие эти линии и сооружения, о предстоящих взрывах с тем, чтобы представители этих организаций присутствовали при взрывных работах и в случае необходимости могли принять нужные меры.

3.29.    Взрывные работы при рыхлении грунтов в г олувыемках и в траншеях необходимо производить в светлое вр ’ ; дня. После взрывов до начала работы землеройных машин дол i > быть проверено состояние бортов выемки и убраны все заколы и угрожающие обвалом выступы разрыхленной породы.

3.30.    В полувыемках, намеченных к разработке поперечными проходами бульдозера или одноковшовым экскаватором-драглайном, бурение скважин и шпуров следует вести наклонно к дневной поверхности косогора с тем, чтобы сократить объем бурения. При разработке полувыемок горизонтальными уступами (на крутых косогорах) шпуры и скважины бурят вертикально.

18

ЗШЯНЫЕ РАБОТЫ

3*31. На строительстве второй нитки газопровода Долина-Ужгород-Госграница земляные работы будут проходить в следующих условиях:

в скальных и обычных грунтах;

на перечисленных участках с устройством полек (полувые-мок-насыпей) на одном ж различных уровнях с существующим трубопроводом и на разнинных участках на одном уровне с существующим трубопроводом;

на участках с продольным уклоном до 15° и на участках с продольным уклоном 1фуче 15°.

3.32.    В зависимости от категории и состояния грунтов разработку их можно вести без предварительного рыхления и с рыхлением малинами или взрывами*

Во всех случаях, когда рыхление грунтов по их физико-механическим свойствам и топографическим условиям (крутизна склонов, ширина дронта работ, крутизна продольных уклонов) может быть выполнено специальными или землеройными малинами, рыхление взрывами применять нельзя.

3.33.    Рыхление грунтов 1У-УП категорий может быть осуществлено специальными рыхлителями типа Д-652А, РМТ-2 и др. (отечественного производства) и типа Д9В (импортные). При крутизне склонов до 3-10° и на равнинных участках эти рыхлители должны работать продольными проходами с разворотом по концам отрабатываемых участков. На более крутых склонах при достаточной ширине полосы рыхления и отсутствии на ней резких перепадов по высоте они могут работать поперечными проходами. На таких участках рыхлитель будет иметь рабочий ход только в одну сторону -под уклон с возвратом на холостом ходу. В том и другом случае «разрыхленный грунт необходимо убирать бульдозером.

3.34.    Чтобы достигнуть возможно большей глубины рыхления, до начала работ рыхлителей нужно удалить почвенный покров, т.е. должна быть выполнена вскрыша скальных грунтов на площади предстоящей разработки.

При неустойчивых покровах скалы - осыпи, признаки оползневых явлений-снимать почвенный сдой следует на ширину, согласе-

19

вываемую с проектной организацией. С участие* последней должны быть разработаны и другие мероприятия по борьбе с оползнями и сваями, если они не быаи предусмотрены проектом.

3*35. Чтобы уменьшить разлет осколков взрываемой скалы, на участках, где рыхление грунтов будут производить взрывным способом, почвенный покров не снимают и пни не корчуют. Вместе с разрыхленным грунтом их уберут землеройными маиинами под откос полунасыли - в отвал.

3*36. В местах сближения существующего и строящегося трубопроводов (при пересечениях и в других случаях), когда расстояние между ними меньше 6 м, рыхление грунта взрывами недопустимо. Разрабатывать скальные грунты на таких участках, как в выемках, так и в траншеях нужно пневмоинструментом (отбойными молотками, пнешоломами) и, где это возможно^ыхлитедями*

3.37.    При прокладке полки для второй нитки трубопровода по косогору вше существующей бульдозеры при перекидке грунта будут вынуждены пересекать последнюю, как при рабочем, так и при холостом проходах.

3.38.    Для плавного перехода бульдозеров и других машин по перекрывающим существующую траншею плитам и предотвращения сдвига последних с места по торцам плит должны быть устроены пологие въезды и съезды из местного грунта.

Плиты укладывают кранами на пневноколесном или тракторном ходу или трубоукладчиками до начала взрывных работ и снимают их после завершения работ по устройству полок на данном участке для укладки на других участках.

3.39.    Существующие полки в обычных грунтах для прокладки второй нитки трубопровода рекомендуется расширь; одним из следующих способов;

а)    при крутизне склонов, допускающих безопасную работу бульдозера, и ширине полувыемки поверху (общая ширина полосы расчищенной от леса и пней) не менее двойной его длины (10-12 м) работы выполняют бульдозером поперечными проходами;

б)    при крутизне склонов, не позволяющей по правилам техники безопасности поперечную работу бульдозеров,и недостаточной ширине полувыемок поверху работы выполняют бульдозером боковым зарезанием с перемещением грунта по пологой кривой;

в)    при большей крутизне работы выполняют по п.3.^4.

20

т

j


; Рекомендации но технологии и ор-; ганизации неханиаир оваиного ; строительства трубопроводов из ; труб диаметром Шо ш в условиях

j    гор


} Р IE-72


ВНИИСТ


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПС ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ

1Д* При строительстве магистральных трубопроводов диамет-ром 1420 мм в горных условиях следует руководствоваться следую-ыша нормативными документами;

СНиПом Ш-д.10-62."Магистральные трубопроводы, Правила организации строительства, производства работ и приемки в зжсн -луатацию";

СНиПом Ш-Д. 11-70, “Техника безопасности в строительстве1*;

СНиПом Ш-А>г Ш-А,6; 1-Ае2* Ш-А.З;

^Временными указаниями до технологии и организации механизированного строительства трубопроводов из труб диаметром 1420 мк" (Мс, ОНТК ЗНШСТа, 1970',;

"ременными указаниями по тзхнсдогии и организации механизированного строительства трубопроводов из труб диаметром 1420 мм в условиях iyc-гыкь и каменистых плато*1 (М., ОНИ ВНИИСТа, 1971);

"Указаниями по производству работ при сооружении магистральных стальных трубопроводов* (вылД-11);

“Инструкцией по технике безопасности при строительстве магистральных трубопроводов в горных условиях” (М., ОНТЙ ВНДОСТа, 197С); "

“Типовой инструкцией на производство огневых работ на действующих магистральных газопроводах, газосборных сетях газовых промыслов и станций подземного хранений газа, транспортирующих природный и попутный газы" (№., ВНШЭГазпром, 1971);

Внесены ЛТоЗ    Утверждены ВНИИСТом    j    Разработаны

i    10.У1.72 г,    j    впервые

3.40.    В ряде случаев разрабатывать грунт в полувыемках при небольшой ширине их или при промежуточной подаче грунта бульдозером можно одноковшовым экскаватором (обратной лопатой, драглайном) с перекидкой грунта через существующий трубопровод и последующим перемещением его в отвал. Для успешной работы по этой схеме экскаваторы должны иметь соответствующие радиусы разгрузки (12—15 м), грунты же должны быть хорошо разрыхлены.

3.41.    В тех случаях, когда проход бульдозера через существующий трубопровод по тем или другим причинам недопустим или требуются особые меры по его предохранению,работы по устройству полок можно выполнять по одной из следующих схем:

а)    грунт, перемещаемый бульдозером, складируют у внутренней бровки от оси трубопровода на существующей полке и отсюда убирают в полунасыпь (отвал) одноковшовым экскаватором;

б)    бульдозер перемещается по заданному пути, пересекая существующий трубопровод только в определенных точках - по переездам (настилам) из железобетонных плит или лесоматериалов.

Грунт при этом может подаваться непосредственно в отвал или складироваться на наружной бровке (от оси трубопровода) существующей полки, откуда затем перемещаться бульдозером в отвал,

3.42.    Устройство полок в обычных грунтах для второй нитки трубопровода при расположении ее по косогору выше существующего трубопровода сводится к разработке и перемещению грунта -

в зависимости от крутизны склонов поперечными илы продольными (лобовым зарезаяием) проходами бульдозера и перевалке грунта на существующую полку, откуда он перемещается дальше под откос полунасыпи. Там, где расстояние между осями строящегося и существующего трубопроводов, крутизна склонов и разница высот между полками позволяют оставить весь грунт или часть его на месте, в полунасыпь вторично перемещать его не следует.

3.43.    Полки (полувыемки) в скальных грунтах выше существующих устраивают по следующей схеме. Грунт с верхней полки при крутизне склонов косогоров, обеспечивающих скольжение его вниз под действием собственного веса яри разработке, опускается на существующую полку. На пологих склонах грунт сталкивают вниз с помощью бульдозера или перемещают вдоль сооружаемой полки к месту, где возможен спуск его на существующую пол-

21

"Указаниями по безопасному ведение работ при строительстве в охранной зоне и полосе отвода действующих магистральных газопроводов, конденсатопроводов и шлейфов газовых скважин"

(М., ОШ ЗНШСТа, 1970)*

1.2.    Трубопроводы в горных условиях необходимо г докладывать строго по проекту; отступления от проекта без согласования с проектной организацией недопустимы.

При приемке выполненных земляных работ особое внимание должно быть обращено на соответствие полки проектным размерам, горизонтальность ее поверхности, параметров траншей, ровности дна (отсутствие выступающих камней или каких-либо твердых включений, коряг и т.д. в дне и откосах траншеи).

1.3.    Работы на каждом строительном участке в горных условиях необходимо выполнять в такой последовательности:

а)    расчистка трассы от лесорастительности;

б)    устройство полок и подъездов;

в)    рытье траншей;

г)    развозка труб и секций по трассе;

д)    сварка труб и секций в плеть;

е)    укладка нижней части футеровки на дно траншеи;

ж)    изоляция трубопровода и укладка его в траншею;

з)    окончательная футеровка трубопровода;

и)    засыпка трубопровода;

к)    очистка полости и испытание трубопровода*

Боди футеровку труб или отдельных секций выполняют в базовых условиях, на трассе производят лишь заделку футеровки в местах соединения (сварку стыков). При прокладке трубопровода по свальным грунтам транспортировка труб и секций а участок трассы до разработки траншеи не допускается.

1.4.    Футеровочные маты рекомендуется заготавливать централизованным способом.

1.5* В горных условиях необходимо строго согласовывать темпы выполнения отдельных видов работ. Наиболее эффективной формой организации работ при этом является создание комплексных бригад в составе строительных, монтажных и транспортных звеньев.

1.6. Для оперативного руководства линейными подразделениями рекомендуется применять полевую радиорелейную связь.

4

1.7.    Сооружение небольших переходов через балки, ручьи, небольшие речки и пр. следует выполнять в одном потоке со строительством линейной части трубопровода таким образом, чтобы после прохода механизированной колонны на строительном участке не оставалось недоделок.

1.8.    Трубы, поступающие для строительства горных участков, транспортируют либо непосредственно на трассу, либо на сварочно-монтажные базы, где их собирают в секции, а затем доставляют на трассу,либо на перевалочные базы для дальнейшей транспортировки их на трассу тракторами или другим способом.

I.S. Сварочно-монтажные базы устраивают в наиболее удобных равнинных местах с таким расчетом, чтобы там можно было создать достаточный запас труб, секций и материалов, а также расположить поселок монтажников и строителей. Кроме того, базы должны быть расположены в таких местах, куда бы удобно было доставлять трубы с железнодорожных станций автомобильным транспортом.

Пункты перевалки должны быть оснащены необходимыми грузоподъемными механизмами и инвентарем.

Места размещения перевалочных пунктов определяют с расчетом обеспечения разворота и обгона машин, а также создания оперативного запаса труб или трубных секций.

1.10.    На сварочных базах для обеспечения горизонтальной и вертикальной вписываемостн плетевозов при перевозке длинномерных секций в Горной местности рекомендуется сваривать трубы в секции длиной 24 м.

З^убы на базах сваривают в секции для участков трассы крутизной до 20°.

На участки трассы крутизной более 20°, а такие с меньжей крутизной, но с большим количеством поворотов, рекомендуется доставлять отдельные трубы.

1.11.    Прокладку трубопроводов в зависимости от крутизны склона рекомендуется осуществлять по следующим схемам:

1.    При крутизне склона до 10-12° сварочно-монтажные работы производят по поточно-расчлененной схеме, изоляционно-укладочные работы - совмещенным способом.

2.    При крутизне склона 12-25°, а также на участках о большим количеством поворотов в плане и профиле сварочно-монтажные

5

работ осуществляют танин образом, что пристыковка следующей секция ш трубы допускается только после окончания сварки двух слоев стыка.

На наиболее сложных (две и более горизонтальных или вертикальных кривых на 100 м), а также стесненных участках трасом сварку труб рекомендуется осуществлять в траншее с устройством приямков или укладкой лехек под стыки.

На участках трассы без вертикальных и горизонтальных кривых трубы или секции сваривают на берме траниеи.

Изоляционно-укладочные работы производят совмещенный способом; в отдельных случаях на наиболее сложных участках допускается раздельный способ ведения изоляционно-укладочных работ.

Для страховки от еиолгаиия трубоукладчики последовательно идя попарно соединяют друг о другой тросами, а изоляционную и очистную ивиины - с трубоукладчиками.

На уклонах 18-25°, а также на всех уклонах при работе непосредственно после сырой погоды рекомендуется производить анкеровку трубоукладчиков»

3. Нри крутизне склонов 25-35° сварку и укладку трубопровода производит способен наращивания из заранее 8аи80лирован-янх и 8актированных труб.

1.12.    Механизмы на гусеничном ходу, предназначенные для работы в горных условиях, должны быть оборудованы гусеницами с высокими ребрами, предохраняющими от скольжения и обеспечивающими передвижение мамин по скальному грунту.

1.13.    При остановке машин и механизмов на косогорах их необходимо заякорить или под гусеницы или колеса подложить упоры. Для длительных остановок машин рекомендуется использовать горизонтальные безопасные площадки.

2. ТРАНСПОРТНЫЕ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ

2.1.Транспортные и погрузочно-разгрузочные раооты в равнинно-холмисто/. местности рекомендуется выполнять в соответствии с"Временными указаниями по технологии и организации механизированного строительства трубопроводов из труб 0 1^20 мы"

(U., ОНТИ ВНИИСТа, 19/0)» к "Указаниями по производству работ при сооружении магистральных трубопроводов”. BCR I-2I-70 (М., ОНТИ ВНШСТа, 1971).

2.2.    При перевозке труб и секций руководителям автотранспортных контор и автохозяйств, а также водителям трубовозов и пжетево80в необходимо руководствоваться "Правилами движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР", а также главой СНиПа 1-Д. 5-62.

2.3.    Перед началом транспортных работ необходимо обследовать все подъездные дороги и объезди с целью выявления вписы -вавыости плвтввозов с хрузон.

При необходимости нужно выроннитъ продольный профиль и раскиритъ дороги.

2.4.    Трубы и секции в горных условиях рекомендуется транспортировать по возможности в сухую погоду. Перевозить трубы и секции в гололедицу занроцается.

Если необходимо доставить трубы и секции в дождливое время, на подъемах более 10° устанавливают дежурство одного или двух тракторов для буксировки плетевоаов.

2.5.    В зависимости от состояния дороги, крутизны склона, протяженности транспортировки перевозить трубы и секции длиной 24 м рекомендуетож следуюлими механизмами:

а)    от железнодорожных станций до сварочных н перевалочных баз - автомобильными трубовозами;

б)    от сварочных баз до участков трассы е крутизной склона до 15° н от сварочных без до перевалочных - автомобильными плетевозамя;

в)    от перевалочных баз до участков трассы с крутизной склона 15-20° - плетевозааи с тракторной тягой;

На участки трассч с крутизной склона более 20° секции ре-комендуется транспортировать по объездным или специально сооруженным дня этой цехи подъездным дорогам.

В отдельных случаях з качестве дополнительной тяги рекомендуется использовать тракторы с тракторной лебедкой, которые перемещают плетевозы участками длиной 40-50 м с остановками для собственного перемещения по участку.

2.6.    Для предохранения поверхности труб и секций от яов-

7

рождения коники груботранспортных средств следует оборудовать деревянными подкладками. При необходимости перевозки изолированных труб и секций коники должны быть снабжены деревянными ложементами с опорной поверхностью цилиндрической формы ( по диаметру трубы)*

При перевозке изолированные трубы не должны иметь точек соприкосновения друг с другом, для чего между ними должны быть установлены мягкие прокладки*

В табл.1 приведен перечень механизмов, рекомендуемых для перевозки труб и секций в зависимости от |футианы склона.

Крутизна

склона,

град.

■ч—

i

i

Рекомендуемые машины

Т..............................—.............——.......................................— .......—........................

; Количество перевозимых j труб и секций

]

i

j

и юс марки

•Длина и вес трубы и сек-j ции, Wт

i

j

тягач Г плетевоа

Г 12/8,4 [ 24/16,8


Таблица I

До 10°

КрАЗ-255Б

ПВ-202

г

I

Урал-375

ПВ-0

I

-

ЗИЛ-157

(ЗИЛ-131)

ПТВ-8

I

-

До 15°

КрАЗ-255Б

ПВ-2СЕ

2

I

дэт-гбо

Типа ПТ-30

3

I

т-юо

Типа 2-P-I5A

I

-

Т-180

Типа ПТ-30'

I

-

До 20°

д-s

Типа ПТ-30

2

I

ДЭТ-250

Типа ПТ-30

I

-

2.7. Прицепы для перевозки труб и секции должны иметь крестообразную сцепку, обеспечивающую дзижение роспусков по следу тягача.

Применяемые для сцепки стальные канаты должны иметь шестикратный запас прочности. Кроме основного, рекомендуется для сцч'пки иметь страховочный канат.

8

2.8.    Трубы и секции должны быть закреплены на кониках с помощью поперечной увязки и обязательно страховыми стальными канатами за торцы труб от продольного перемещения.

2.9.    Скорость движения машин при перевозке труб и секций в горной местности не должна превышать 15 тм/ч.

2.10.    При разгрузке и складировании труб и секций необходимо принимать меры, обеспечивающие их сохранность.

Запрещается сбрасывать трубы; перекатывать трубы и секции разрешается только по лагам; трубы нужно укладывать в штабеля высотой не более чем в 2 ряда, а секции - в I ряд.

При укладке труб и секций в штабеля должна быть исключена возможность раокатывания их, для чего на торцах 2-3 крайних труб нижнего ряда с каждой стороны штабеля устанавливают упоры и скобы.

2.11.    Выгружать трубы из вагонов следует отечественными кранами K-I6I или K-I62 или импортными автокранами грузоподъемностью 25 т.

Разгружают и складируют трубы на сварочных базах с помощью этих же кранов или трубоукладчиков Т-1530, Т-3560 или К-594, оборудованных торцевыми захватами марки 3T-I42I.

Во избежание порчи здоиок труб торцевые захваты должны быть снабжены медными губками.

Параметры универсальных строп, предназначенных для погрузки-разгрузки труб длиной 12 и с толщиной стенки 20,5 мм приведены в табл.2.

Таблица 2

Канат для снопов

длина ветви, и

j ПНГ, к | “ГхГ”

—1-

i тип

1

6,7

30,0

H-I80-I ГОСТ 7669-55

ТМ-РО 6x36 = 216

7,3

27,5

Н-18 0-1 ГОСТ 2688-55

ЛК-Р 6x19 = 114

9

2.12. Для погрузки и разгрузки секций на трубосварочной Сазе и трассе трубоукладчики должны быть снабжены кольцевым стропом, надеваемым на крюк "удавкой11.

Параметры кольцевых строп, предназначенных для работы с трубами и секциями, приведены в табл.З.

Таблица 3

Тип трубоукладчика

: Длина

кольца, м

-

i Канат 1

для стропов

i труба, j секция

Г .......

[ пакет из [двух труб

[диаметр, ; мм i

Т I

(Обозначе—| тип-;ние по ; jrOCIy ;

T3560S

5,Ь

7,8

35,5

11-180-1 ilK-PO ГОСТ 6x36 = 7668-55 = 316

2.13* Строповочные средства должны быть заводского изготовления. При местном производстве строповочных средств особое внимание следует обращать на тщательные заплетки концов канатов.

2.14. Погрузка и разгрузка секций с плетевоза на трассе осуществляется трубоукладчиком модели 594 или Т-3560.

3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

3.1. На строительстве второй нитки газопровод ^олина-Ум-город-Госграница особое внимание должно быть удел<г • тем под -готоштельным работам, выполняемым при сооружение магистральных трубопроводов, которые для своего осуществления требуют временного или постоянного отвода земель. К числу таких работ огно -сятся: рубка леса и корчевка пней, устройство ременных дорог, подготовка площадок под резервы и карьеры, строительство временных складов и монтажных площадок. Учитывая то большое значение, которое придается сохранению в районе строительства лесонасаждений, водоемов и пр. в их естественном состоянии, отво -

Ю