Руководство
по проектированию промышленнокоммунальных зон в городах
Москва 1982
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ (ЦНИИПРОМЗДАНИЙ) ГОССТРОЯ СССР
руководство
по проектированию промышленнокоммунальных зон в городах
МОСКВА СГРОЙИЗДАТ 1982
в
Условные обозначения
Предприятия, обслуживаемые |ЦЦ автомобильным и железнодо-*WMU рожным транспортом
□ Предприятия, обслуживаемые только автотранспортом
Автомобильнь1е дороги —— Железные дороги
Рис. 2. Формирование схем генеральных планов промышленно-коммунальных зон (продолжение)
в - г. Тобольск : 1 - промтоварная база; 2 5- распределительный холодильник; 3 - склад продтоваров; 4 - плодоовощная база; 5 - фабрика-заготовочная; 6 - хлебозавод; 7 - пивзавод; 8 - городской молочный завод; 9 - гараж автобусов; 10 - гараж грузовых машин; 11 - гараж легковых такси; 12 - станция техобслуживания; 13 - база дорожных и уборочных машин; 14 - база инженерных сетей; 15 - предприятие по ремонту жилищ; 16 - фабрика-химчистка; 17 - предприятие по ремонту мебели; 18 - фабрика-прачечная; 19 - химчистка спецодежды; 20 - предприятие по ремонту бытовых машин; 21 - предприятие по ремонту и пошиву обуви; 22 - типография; 23 - пожарное депо; 24 - автозаправочная станция; 25 - трансформаторная подстанция; 26 - котельная; 27 - общественный центр;
г - г.Старый Оскол: 1 - городской молочный завод; 2 - хлебозавод; 3 - пивзавод; 4 - комбинат хлебопродуктов; 5 - склад продовольственных товаров; 6 - склад промышленных товаров; 7 - плодоовощной комбинат; 8 - фабрика-оаготовочная полуфабрикатов и кулинарных изделий; 9 - распределительный холодильник; 10 - гараж специальных машин; 11 - гараж грузовых машин; 12 - производственная база дорожных и уборочных машин1; 13 - производственная база по обслуживанию городских коммунальных сетей и сооружений! 14 - фабрика-прачечная и фабрика-химчисткаг, 15 - специализированные предприятия по ремонту и пошиву обуви и изготовлению металлоизделий, 16 ~ производственная база по ремонту жилых домов» объектов культурно-бытового назначения» лифтов» 17 - завод по ремонту и изготовлению мебели» ремонту и строительству жилищ по индивидуальным заказам» 18 - административно-общественный центр; 19 - железнодорожные сооружения; 20 - котельная,* 21 - подстанция,* 22 - сооружения инженерных сетей
Условные обозначения Зоны размещения Основных производ-^ ственных зданий
Вспомогательных зданий Подсобных зданий
|
Общих объектов инженерного обеспечения
Общих объектов социально- бытового обслуживания |
Рис. з. Функциональное зонирование территории промышленнокоммунальных зон
щественного и индивидуального транспорта, благоустроенных и озелененных площадок для отдыха;
зданий и сооружений подсобных производств (с холодильными станциями, распределительными устройствами, складами мастерскими, зарядными электропогрузчиков, погрузочно-разгрузочными платформами и механизмами, жироловками, песколовками и др.), а также транспортными проездами и элементами благоустройства территории.
Зону зданий и сооружений подсобных производств рекомендуется размещать в глубине территории производственного комплекса (предприятия).
2.8. В сеть социально-бытового обслуживания промышленно-коммунальной зоны входят предприятия и учреждения общественного питания, здравоохранения, культурного обслуживании* обучения, торгового и бытового обслуживания, коммунального и санитарно-бытового обслуживания (прил. 2, табл.1).
2.9. В соответствии с планировочной структурой и спецификой эксплуатации предприятий, входящих в состав промышленно-коммунальной зоны, сеть социально-бытового обслуживания предусматривает ступенчатое построение (рис. 5):
I ступень - учреждения и устройства повседневного многократного пользования в рабочее время (предельная удаленность этих учреждений и устройств от рабочих мест, размещаемых в зданиях, не должна превышать 75 м, а от рабочих мест на площадке предприятия 150 м);
ЕГ ступень - учреждения и устройства повседневного пользования до начала и после окончания работы или во время обеденного перерыва (предельная удаленность этих учреждений от рабочих мест 2U0-300 м);
Ш ступень - учреждения периодического пользования в нерабочее время (предельная удаленность этих учреждений от рабочих мест 800-1000 м);
ГУ ступень - учреждения периодического и эпизодического пользования (предельная удаленность от рабочих мест 1500 -2000 м).
Примечания: 1. Учреждения Ш и ступени могут обслуживать жителей близлежащих селитебных районов. 2. Учреждения обслуживания, не имеющие непосредственный контакт с обслуживаемыми, - заготовочные предприятия общественного питания, отделения прачечной и химчистки, комбинатов бытового обслуживания - входят в состав соответствующих предприятий промышленно-коммунальной зоны, что рекомендуется учитывать при расчетах мощности предприятий.
13
шм |
йиы |
1-Л |
|
|
|
|
8 |
У |
9 |
0 |
S |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
|
и |
|
|
|
|
Е |
|
11 |
|
|
|
|
|
///// |
|
ж |
О^-Ы !-f |
-ц |
и |
& |
Е
_ |
1 |
V |
|
1- |
|
Рис. 4. Формирование производственных комплексов 1 -комплекс предприятий пищевой промышленности а - г. Геленджик: 1 - холодильник; 2 - фабрика-заготовочная; 3 - овощехранилище; 4 - хлебозавод; 5 - гормолзавод; 6 - пивзавод;
б - г. Тобольск: 1 - пивзавод; 2 - хлебозавод; 3 - молочный завод;
в - г. Ташкент: 1 - производство молока; 2 - холодильник; 3 - подсобные помещения; 4 - булочно-кондитерское производство; 5 - макаронное производство;
г - теоретическая модель N° 1; 1 - мясоперерабатывающий завод; 2 - молочный завод; 3 -хлебозавод; 4 - пивзавод,
II. Комплекс предприятий торговли: д - г. Усть-Илимск: 1 - база промышленных товаров; 2-база продовольственных товаров; 8 - плодоовощная база; е - г. Тобольск; 1 - плодоовощная база; 2 - склад продовольственных товаров; 3 - холодильник; 4 - база промышленных товаров; |
ж - г. Старый Оскол: 1 - к вас ил ьно-зас ол оч ны й цех; 2 - склад промышленных товаров; 3 -
склад продовольственных товаров; 4 - картофелехранилище; 5 - склад; 6 - холодильник; 7 -
склад промышленных товаров; 8 - склад продовольственных товаров.
Ш- Комплекс предприятий бытового обслуживания: и - г. Тобольск: 1 - типографи; 2 - предпри*-ятия по ремонту бытовых машин; 3 - предприятия по ремонту и пошиву обуви; 4 - фабрика химической чистки и крашения; 5 - фабрика-прачечная; 6 - фабрика-химчистка; 7 - предприятие по ремонту жилищ; 8 - предприятие по ремонту мебели;
к - теоретическая модель Jsfe 1: 1 - предприятие по ремонту жилищ и изготовлению мебели; 2 -предприятие по ремонту бытовых машин и приборов; 3 - фабрика химической чистки и крашения;
4 - фабрика прачечная.
IV. Комплекс автотранспортных предприятий:
л - г. Усть-Илимск: 1 - предприятие грузовых автомобилей; 2 - гараж машин коммунального хозяйства; 3 - гараж легковых такси; 4 - гараж автобусов; м - г. Тобольск: 1 - гараж грузовых машин; 2 - гараж автобусов; 3 - гараж легковых такси; 4 - станция технического обслуживания легковых автомобилей; н - теоретическая модель № 1: 1 - гараж индивидуальных владельцев, совмещенный со станцией технического обслуживания; 2 - гараж легковых такси; 3 -предприятие грузовых автомобилей; 4 - предприятие автобусов; 5 - предприятие машин коммунального хозяйства.
V. Комплекс предприятий коммунального хозяйства: п - теоретическая модель Ns 1:
1 - базы коммунального хозяйства; 2 - ремонтный завод; 3 - база газового хозяйства.
VI. Комплекс предприятий пишевой промышленности и торговли:
р - г. Нижнекамск: 1 - фабрика-заготовочная; 2 - картофелехранилище; 3 - овощехранилище; 4 -цех квашения, соления и расфасовки; 5 - тарный и ремонтно-механический цех; 6 - склад промышленных товаров; 7 - склад продовольственных товаров; 8 - распределительный холодильник; 9 - хлебозавод; 10 - молочный завод; с - теоретическая модель № 2: 1 - склад промышленных товаров; 2 - склад продовольственных товаров; 3 - плодоовощная база; 4 - хлебозавод; 5 - пивоваренный завод; 6 - молочный завод; 7 - мясоперерабатывающий завод
2.10. Благоустройство территории промышленно-коммунальной зоны рекомендуется проектировать в соответствии с архитектурно-пространственной композицией генерального плана, природно-ландшафтных (рельефа, наличия водных поверхностей, существующего озеленения), садатарно-гигиенических (защита от пыли) и эстетических условий.
2.11. Благоустройство территории производственных комплексов, отдельных предприятий и общих для промышленно-коммунальной зоны объектов в соответствии с их функциональным назначением предусматривает применение различных видов покрытия (асфальт, бетонные плиты, цветной шлак), озеленения (деревья, газоны, кустарники, цветники) и организацию территорий, предназначенных для отдыха (рис. 6).
2.12. Благоустройство транспортных и пешеходных коммуникаций включает твердое покрытие дорог, тротуаров, площадок, озеленение, преимущественно партерного типа с групповыми посадками деревьев, и малые архитектурные формы (объекты визуальной информации, наглядной агитации, утилитарного назначения и др.).
2.13. Размещение на территории промышленно-коммунальных зон зеленых насаждений (деревьев, газонов, кустарников, цветников) в сочетании с малыми архитектурными формами (объектами визуальной информации, наглядной агитации, утилитарного назначения) должно способствовать выявлению композиционных осей и основных путей движения трудящихся.
2.14. Зеленые насаждения, размещаемые на территории промышленно-коммунальных зон, не должны препятствовать ее аэрации. Не допускаются насаждения из деревьев и кустарников, опущенные семена которых (хлопья или волокнистые вещества) переносятся по воздуху, ввиду возможного загрязнения ими пищевых продуктов. На территории комплекса пищевых предприятий рекомендуется производить посадки деревьев и кустарников с шершавыми, клейкими или ворсистыми листьями (орех, вяз, шелковица, липа, лох, ясень белый). Площадь озеленения рекомендуется принимать из расчета 3 м^ на 1 работающего.
2.15. На территориях промышленно-коммунальных зон не допускается размещение участков для отвалов и отходов. Рекомендуется предусматривать единую систему бытового мусо-роудаления с территории промышленно-коммунальной зоны.
17
ь |
W |
* |
м |
ПТУ |
it |
ш |
№ |
КПП |
|
t |
|
УКК |
и |
ШРИ |
|
р |
& |
|
Условные обозначения
Корпуса вспомогательного назначения I типа Корпуса вспомогательного назначения Л типа НU Общественный центр
Производственный корпус |
Рис, 5. Сеть учреждений социально-бытового обслуживания трудящихся в промышленно-коммунальной зоне Теоретическая модель Ns 1:
1 - хлебозавод; 2 - пивоваренный завод; 3 - мясоперерабатывающий завод; 4 - городской молочный завод; 5 - склад промышленных товаров; 6 - склад продовольственных
товаров; 7 - предприятие по ремонту и изготовлению мебели -по индивидуальным заказам, ремонту жилищ; 8 - распределительный холодильник; 9 - предприятие по изготовлению мебели по индивидуальным заказам и ремонту жилищ; 10 - предприятия по ремонту бытовых машин и приборов; по ремонту и 18
Асфальт В88Я Бетонные плиты
о) Зоны отдыха (активного)
Рис. 6. Пример благоустройства и озеленения территории промышленно-коммунальной зоны
пошиву обуви; 11 - фабрика химической чистки и крашения одежды; 12 «фабрика-прачечная; 13 « база производственная ремонтно-строительного управления, база по ремонту и техническому обслуживанию лифтов, комбинат по изготовлению похоронных принадлежностей, база дорожного ремонтно-строительного управления, ремонтно-механический завод, эксплуатационная база газового хозяйства; 14 - цветочная оранжерея; 15 - комплексный завод по ликвидации твердых бытовых отходов; 16 - автобусный парк; 17 -предприятие дорожных и специальных машин; 18 - базовое предприятие грузовых автомобилей; 19 - таксомоторный парк; 20 - станция технического обслуживания; 21 - гараж-стоянка легковых автомобилей индивидуального пользования; 22 - автозаправочная станция; 23 - здание административно-технического назначения; 24 - здание подсобного назначения; 25 - общественный центр; 26 - территория для размещения зданий подсобного назначения
Рекомендовано к изданию решением секции архитектуры НТС ЦНИИ-Промзданий.
Руководство по проектированию промышленно-коммунальных зон в городах/ЦНИИПромзданий. — М.: Стройиздат, 1982. — 104 с.
Распространяется на проектирование промышленно-коммунальных зон городов, предназначенных для размещения предприятий по производству и хранению пищевых продуктов, хранению промышленных товаров, бытовому и коммунальному обслуживанию, а также предприятий пассажирского и грузового автотранспорта.
Отражена специфика размещения, функциональной организации территории, планировки и застройки предприятий, входящих в состав промышленно-коммунальных зон.
Для инженерно-технических работников проектных организаций и главных архитекторов городов.
Разработано ЦНИИПромзданий (д-р арх. Н.Н. Ким, Ланд. арх. А.А. Дубсон, арх. П.Д. Вискина, канд. арх. И.В: Полещук, при участии инженеров М.И. Беля-новской, Л.М. Лиманов с кой, арх. И.С. Никитиной). В работе также принимали участие ЦНИИЭП Градостроительства (д-р арх. Ю.П. Бочаров, арх. В .В. Гончар), Промтрансниипроект (инженеры М.М. Мерлинский, Т.А. Панькова), Союзводо-кан ал проект (инж. ЛЛ. Корохов) .
Табл., ил.
р i?2?Q2P000--- 210 Инструкт.-нормах., П вып. - 133 - 81
047 (01) - 82 g) Стройиздат, 1982
Условные обозначения
□ Секция проиэ- Секция вспомо- У////Л Секция подсоб-
водственного ШШ гательного ьуууул ного назначения
назначения назначения
ВВЕДЕНИЕ
Руководство по проектированию промышленно-коммунальных зон в городах составлено ЦНИИПромэдалий в развитие и дополнение СНиП П-60-75 'Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов', СН 345-66 'Инструкция по составлению проектов планировки и застройки городов', СН 387-78 'Инструкция по разработке схем генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов)' и СНиП П-М. 1-71 'Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования', 'Руководства по проектированию промышленно-селитебных районов', 'Руководства по проектированию промышленных узлов'.
Анализ действующих типовых и повторно применяемых проектов предприятий пищевой, мясо-молочной промышленности, торговли, бытового обслуживания населения, коммунального хозяйства города и автотранспорта показал, что они не могут явиться основой формирования промышленно-коммунальных зон (производственных комплексов), так как разработаны исходя из условий строительства и эксплуатации на самостоятельных участках в виде обособленных предприятий.
Создание промышленно-коммунальных зон позволяет комплексно решать архитектурно-планировочные и функциональные задачи, повышать качество архитектурно-строительных решений, способствует сокращению территории на 15-20%, количества отдельно стоящих зданий и сооружений в 1,5-2 раза, протяженности инженерных и транспортных коммуникаций на 15-20%, численности работающих основного и подсобно-вспомогательного персонала на 5-8%, объема капитальных вложений на 6-8%, эксплуатационных затрат на 5-7%, приведенных затрат на 7-8%.
Руководство разработано на основе материалов научных исследований ЦНИИПромздании, опыта проектирования территориальных институтов, практики экспериментального проектирования и строительства комплексов предприятий пищевой промышленности и торговли в Геленджике, Ташкенте, Нижнекамске и промышленно-коммунальных зон в гг. Усть-Илимске, Тобольске, Старом Осколе, разработанных UHИИПромзданий совместно с институтами градостроительного профиля и ведущими отраслевыми и специализированными институтами.
3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Промышленно-коммунальная зона - территория города, предназначенная для размещения производственных комплексов и отдельных предприятий, обеспечивающих потребности населения в продовольственных товарах, коммунальных и бытовых услугах, с общими для них объектами.
1.2. Производственный комплекс - группа близких по производственным характеристикам предприятий, размещаемых в блокируемых строительно-технологических секцию, с кооперированными подсобными производствами.
1.3. Строительно-технологическая секция - строительный объем с унифицированными (ширина, высота, сетка колонн) параметрами, проектируемый как часть здания, с законченным производственным циклом.
1.4. При формировании объемно-пространственной структуры промышленно-коммунальной зоны (производственного комплекса) необходимо обеспечивать композиционное единство и взаимосвязь с прилегающей городской застройкой.
1.5. Проектирование, строительство и эксплуатацию предприятий промышленно-коммунальной зоны рекомендуется осуществлять с учетом кооперации произ во дет в, системы социально-бытового обслуживания, транспортных коммуникаций, инженерного обеспечения, технического обслуживания, текущего ремонта и эксплуатации автотранспорта, технологического оборудования и инвентаря.
1.6. Номенклатура, мощности (емкости) предприятий, входящих в состав промышленно-коммунальных зон, и сроки их строительства определяются градостроительной организацией в соответствии с технико-экономическими основами (генеральным планом) развития города по согласованию с местными советскими органами, союзными и республиканскими отраслевыми министерствами и ведомствами и советом министров союзной республики, на территории которой намечается строительство нового города.
Примечание. Ориентировочная номенклатура и производственные мощности предприятий промышленно-коммунальных зон приведены в прил. 1, номенклатура и укрупненные расчетные показатели мощности учреждений социально-бытового обслуживания трудящихся - в прил. 2.
1.7. Архитектурно-строительные решения комплексов предприятий, входящих в состав промышленно-коммунальных зон, должны предусматривать возможность их строительства и ввода в действие очередями.
1.8. Определение экономической эффективности проектных решений промышленно-коммунальной зоны рекомендуется проводить путем сопоставления технико-экономических показателей вариантных проработок с показателями проектов-аналогов (прил. 3).
2. ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОМЫШЛЕННО-КОММУНАЛЬНЫХ ЗОН
2.1. Промышленно-коммунальные зоны включают в свой состав предприятия, не выделяющие производственные вредности (ТУ-У класс по санитарной характеристике), с большой численностью работающих, имеющие постоянные транспортные связи с городом. В связи с этим промышленно-коммунальные зоны рекомендуется размещать на городской территории, примыкающей к селитебной застройке. Это обеспечит:
сокращение расстояния грузовых перевозок от предприятий до потребителей;
сокращение времени, затрачиваемого на передвижение к месту работы, для большей части трудящихся;
объединение учреждений социально-бытового обслуживания трудящихся промышленно-коммунальной и жилой зон.
Примечание. Пример транспортных расчетов, выполняемых с целью определения оптимального градостроительного размещения промышленно-коммунальной зоны, приведен в прил. 4.
2.2. В состав территории промышленно-коммунальной зоны включаются (рис. 1):
а) территории производственных комплексов, формируемые из предприятий пищевых, торгово-складских, бытового обслуживания населения, коммунального хозяйства, автотранспортных;
б) территории отдельных предприятий, которые по функциональным признакам не входят в производственные комплексы;
в) территории общих для промышленно-коммунальной зоны объектов, а также сооружений транспорта (железнодорожные станции,подъездные пути, погрузочно-разгрузочные платформы и механизмы, подземные переходы, улицы, дороги и площади);
5
Комплекс предприятий торговли Комплекс предприятий пищевой промышленности
Комплекс предприятий бытового обслуживания Комплекс предприятий коммунального хозяйства
Комплекс
предприятий
транспорта
Территория общих объектов ПКЗ
Здания и сооружения инженерного обеспечения
■ Учреждения сощиально-бытового обслуживания трудящихся
Рис. 1. Формирование планировочной структуры промышленнокоммунальных зон 6
зданий и сооружений инженерного обеспечения (котельные, насосные станции, сети, очистные сооружения); зданий общественного центра (прил. 2, табл. 2); площадок, предназначенных для отдыха трудящихся.
2.3. При формировании генеральных планов промышленнокоммунальных зон (производственных комплексов) следует обеспечивать:
создание четкой планировочной структуры на основе зонирования территории по функциональным признакам;
кооперирование производств, объектов складского хозяйства, транспорта, инженерных сетей и сооружений и т.п.;
организацию обслуживания трудящихся на основе создания сети социально-бытового обслужшания;
повышение архитектурно-художественных качеств застройки на основе единства архитектурных и конструктивных решений;
повышение экономической эффективности капитальных вложений.
2.4. Формирование планировочной структуры и взаимное размещение производственных комплексов рекомендуется выполнять с учетом общей транспортной схемы с минимальным количеством вводов железнодорожных линий (рис. 2). При этом вводы железнодорожных линий не должны нарушать планировочную структуру селитебной застройки и промышленнокоммунальной зоны.
2.5. Планировочная структура генерального плана промышленно-коммунальной зоны должна учитывать очередность строительства предприятий с возможностью освоения площадки и сохранения единства архитектурно-планировочного замысла на различных этапах строительства. При этом застройку первой очереди строительства целесообразно размещать со стороны селитебной территории города.
2*6* Планировочная организация промышленно-коммунальной зоны должна предусматривать размещение предприятий бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства - с подветренной стороны (ветров преобладающего направления) по отношению к предприятиям пищевой промышленности и селитебной территории на расстоянии не менее 100 м.
2.7. Территории производственных комплексов (рис, 3, 4) подразделяются на зоны, предназначенные для размещения: основных производственных зданий с транспортными проездами, площадками, элементами благоустройства;
вспомогательных зданий (административно-технического и социально-бытового обслуживания трудящихся), стоянок об-
7
Рис. 2. Формирование схем генеральных планов промышленно-коммунальных зон а - теоретическая модель №1:1- хлебозавод; 2 - пивоваренный завод; 3 - мясоперерабатывающий завод; 4 - городской молочный завод; 5 - склад промышленных товаров;
6 - склад продовольственных товаров; 7 - плодоовощная база; 8 - распре
делительный холодильник; 9 - предприятие по ремонту и изготовлению мебели по индивидуальным заказам, ремонту жилищ; Ш - предприятия по ремонту бытовых машин и приборов, ремонту и пошиву обуви; 11 - фабрика химической чистки и крашения одежды; 12 - фабрика-прачечная; 13 базы: производственная ремонтно-строительного управления, по ремонту и техническому обслуживанию лифтов, комбинат по изготовлению похоронных принадлежностей, база дорожного ремонтно-строительного управления, ремонтно-механический завод, эксплуатационная база газового хозяйства; 14 - цветочная оранжерея; 15 - комплексный завод по ликвидации твердых бытовых отходов; 16 - автобусный парк; 17 - предприятие дорожных и специальных машин; 18 - базовое предприятие грузовых автомобилей; 19 - таксомоторный парк; 20 - станция технического обслуживания; 21 -
гараж-стоянка легковых автомобилей индивидуального пользования; 22 - автозаправочная станция; 23 - здание административно-технического назначения; 24 - здание подсобного назначения; 25 общественный центр; 26 - территория для размещения зданий подсобного назначения; б - г.Усть-Илимск: 1 - база промышленных товаров; 2 - база продовольственных товаров; 3 плодоовощная база; 4 - фабрика-заготовочная; 5 - хлебозавод; 6 - пивоваренный завод; 7 - рыбоперерабатывающий завод; 8 - мясоперерабатывающий завод; 9 - гараж автобусов; 10 - гараж такси; 11 - гараж грузовых автомобилей; 12 - гараж специальных машин; 13 - база дорожных и уборочных машин; 14 - станция технического обслуживания легковых автомобилей; 15 - пожарное депо; 16 - предприятие по ремонту бытовых машин и приборов; 17 - предприятие по ремонту и пошиву обуви; 18 - предприятие по ремонту и изготовлению мебели; 19 - фабрика-прачечная; 20 -автозаправочная станция;