Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

84 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе изложены основы организации проектирования новых городов, раскрываются функции проектирования в системе управления градостроительным процессом, состав и задачи проектных работ по этапам развития нового города и организационные формы проектирования для новых городов разных типов. Для проектировщиков и научных работников, занимающихся проблемами новых и интенсивно развивающихся городов.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Общие положения

2. Функции проектирования

     2.1. Выбор территории

     2.2. Составление задания на проектирование

     2.3. Обследования

     2.4. Состав и стадия градостроительных проектных решений

     2.5. Согласование проектной документации

     2.6. Контроль за реализацией проектов

3. Задачи проектирования в обеспечении надежности и устойчивости генерального плана нового города

     3.1. Общая схема задач (состав и соподчиненность)

     3.2. Связь с вышележащими проектно-градостроительными уровнями - Генеральной и региональными схемами расселения, а также ТПК

     3.3. Проектирование нового города в групповой системе населенных мест

     3.4. Градостроительные резервы

     3.5. Градостроительный прогноз и моделирование развития структуры города

     3.6. Целевые задачи и ограничения для последующего проектирования, преемственность проектных решений

     3.7. Текущая и периодическая корректировка (обновление) проектов

4. Задачи проектных работ в начальный период развития нового города

     4.1. Основные этапы становления нового города

     4.2. Подготовительный этап

     4.3. Пусковой этап и первая очередь строительства

     4.4. Последующие этапы

5. Организация проектирования

     5.1. Координация участников

     5.2. Авторский коллектив и служба главного инженера проекта города

     5.3. Работа на площадке строительства

Список литературы

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЦНИИП градостроительства
ИзданСтройиздат1982 г.
УтвержденЦНИИП градостроительства Госгражданстроя
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦНИИП градостроительства Г осгражданстроя

Руководство

по проектированию новых городов

центральный научно-исследовательский и проектный институт по градостроительству (ЦНИИП ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА)

ГОСГРАЖДАНСТРОЯ

РУКОВОДСТВО по проектированию новых городов

МОСКВА СТРОИИЗДАТ 1982

единый народнохозяйственный комплекс, включающий объекты промышленного, коммунального, жилищного и культурно-бытового строительства на основе единых титульных списков строительства городов-новостроек. Наиболее оправдывающей себя формой закрепления этого принципа является подготовка и принятие специальных постановлений высших правительственных органов по промышленности и городу одновременно. Следует осуществлять единый подход, к финансированию строящихся объектов производственной и непроизводственной сферы с тем, чтобы обеспечивать взаимосвязанное проектирование и строительство всех элементов города: крупных промышленных комплексов, жилых районов, учреждений обслуживания, городских магистралей, инженерных сооружений, частей городского центра, городской промышленно-коммунальной зоны.

1.14. При строительстве новых городов в составе территориально-производственных комплексов (ТПК) и групповых систем населенных мест необходимы централизация материально-технического обеспечения формируемого комплекса, создание мощных предприятий строительной промышленности и строительно-монтажных организаций. Это позволяет в каждом из отдельно взятых новых городов комплекса сократить сроки подготовительных рабогг, а также ■более эффективно использовать трудовые ресурсы на разных этапах строительства города.

1.16.    Для каждого города-новостройки необходимо своевременно назначать в установленном порядке единого заказчика, генерального подрядчика и генерального проектировщика из числа организаций, ответственных за проектирование и строительство нового города.

Единый заказчик и генеральный подрядчик назначаются Советом Министров СССР по представлению Госплана. СССР, Госстроя СССР, заинтересованных министерств и ведомств; генеральный проектировщик— Госстроем СССР, Гослражданстроем или советами министров союзных республик.

1.16.    Функции единого заказчика «а начальном этапе строительства города должны возлагаться на министерства (ведомства), осуществляющие строительство промышленных предприятий, на базе которых возникают новые города или значительно развиваются существующие населенные пункты.

При строительстве нескольких промышленных предприятий разными министерствами и ведомствами функции единого заказчика по проектированию и строительству нового города должны быть возложены на министерство или ведомство, осуществляющие основные объемы строительства в данном городе3. Остальные министерства и ведомства передают заказчику капитальные вложения в порядке долевого участия, определяемого Госстроем СССР и Госпланом СССР.

Министерства и ведомства, выполняющие функции генерального заказчика, должны координировать ход проектирования и строительства нового города и быть ответственными за эксплуатацию всех зданий и сооружений, а также коммунального хозяйства новых городов до передачи их в ведение местных Советов народных депутатов. Для реализации этих функций единый заказчик 1 2

должен еще в подготовительный период строительства создать соответствующие подразделения в составе дирекции строящихся предприятий.

1.17.    Функции генерального подрядчика целесообразно возложить на строительные министерства, ответственные за комплексное производственное и непроизводственное строительство в новом городе. При этом наряду с генеральным подрядчиком для крупных новостроек целесообразно создать службу головного субподрядчика, которая бы объединила все специализированные подразделения и координировала, их действия. Надо шире распространять порядок расчетов за полностью законченные объекты, пусковые комплексы и очереди, подготовленные к выпуску продукции [2]. Это повысит ответственность всех организаций за своевременное и качественное выполнение строительно-монтажных работ.

1.18.    Генеральным проектировщиком нового города, исходя из степени сложности градостроительных задач, рекомендуется назначать центральные, республиканские или местные проектные институты градостроительного профиля, которые совместно с единым заказчиком и исполкомами местных (областных) Советов народных депутатов должны определять объем проектных работ, обеспечивающих комплексное строительство города, а также нести ответственность за своевременность и качество выполнения проектных работ по всему городу3. Генеральный проектировщик на договорных началах может привлекать субподрядные специализированные организации и координировать их деятельность по проектированию города.

1.19.    Активный период процесса создания нового города охватывает более или менее продолжительный отрезок времени — порядка 16—25 лет, причем развитие города на этом не прекращается, а продолжается и в дальнейшем со стабилизацией или новым ускорением темпов роста. В связи с этим проектирование нового города не исчерпывается одноразовыми или эпизодическими мероприятиями, а должно носить постоянный и непрерывный характер. Для успешного претворения градостроительных проектов нового города в жизнь необходимы двухсторонние, прямые и обратные связи между проектной организацией и другими организационными звеньями (структурами), участвующими в процессе создания нового города, в системе управления его развитием.

1.20.    Важнейшей задачей проектирования новых городов является повышение надежности и устойчивости (долгосрочности) генерального плана нового города на весь активный период создания. Решить эту задачу можно комплексно, сочетая проектно-методические и организационные пути совершенствования проектирования.

Необходимо, в частности:

улучшать связи проектных работ для нового города с вышележащими проектно-градостроительными уровнями, имея в виду использование материалов Генеральной и региональных схем расселения на территории СССР и союзных республик, районных планировок областей и АССР;

проектирование нового города вести одновременно в увязке с формированием групповых систем населенных мест и ТПК;

использовать в проектировании методы прогнозирования и системно-структурные методы, математические методы и ЭВМ;

улучшать дело с регулярным сбором и обработкой информации о ходе реализации проектных решений генпланов и ПДП с целью своевременной (текущей и периодической) корректировки и обновления проектной документации (по мерс возникновения ранее не учтенных обстоятельств планово-экономического, народнохозяйственного и социально-демографического порядка, но не реже чем один раз в 5—«10 лет);

организовывать проектные работы по разработке генерального плана города и последующих стадий в увязке с основными этапами становления нового города.

1.21.    Становление нового города складывается из нескольких основных периодов или этапов, для которых характерны различные количественные и качественные показатели развития градообразующей базы, объемов жилищно-гражданского строительства, специально-демографической структуры, архитектурно-пространственного построения градостроительного комплекса. Могут быть выделены три основных этапа;

'П подготовительный этап;

2)    этап форсированного строительства;

3)    этап стабилизации темпов роста города и объемов строительства.

1.22.    Задачей подготовительного этапа является комплексное обеспечение всех условий, необходимых для осуществления начала строительства города, в том числе обеспечение в нужном составе проектной документацией, проведение инженерно-технических мероприятий по подготовке площадки, опережающее строительство дорог, подъездных путей и коммуникаций. Опыт показывает, что если на практике значение этого этапа в развитии города недооценивается и строительство начинается без необходимой подготовительной работы, то это приводит (сразу же и тем более в последующем) к значительным трудностям и противоречиям, сильно осложняющим осуществление комплексного и планомерного развития города.

1.23.    В задачу второго этапа входит осуществление, как правило, в более или менее сжатые сроки объемов строительства, необходимых для ввода объектов пускового комплекса и первой очереди строящегося основного предприятия (группы предприятий) и одновременно соответствующих объемов жилищно-гражданского и коммунального строительства. На основании обобщения опыта практики можно считать, что второй этап в градостроительном аспекте должен быть приурочен к завершению первой очереди строительства нового города. Цри этом первая очередь нового города понимается как в основном завершенный градостроительный комплекс, т. е. должна включать взаимосвязанные производственную и селитебную зоны, места отдыха, социально-культурную и инженерную инфраструктуру, элементы общегородского центра, которые в совокупности обладали бы качествами архитектурно-планировочной целостности. Опыт показывает, что создать такого рода градостроительный комплекс можно только за 10—12 лет, так что продолжительность второго этапа должна составлять 2—2,5 пятилетки.

1.24.    Содержание третьего этапа составляет в части градообразующей базы завершение производственного комплекса по технологическому циклу и технико-экономическим показателям, в том

числе доведение основных предприятий до проектной мощности; в части градообразовательных процессов — осуществление жилищ-но^гражданокого и коммунального строительства в основном по показателям в объеме генерального плана развития нового города.

Приведенная в пп. 1.21—1.24 схема трехэтапной периодизации становления нового города является укрупненной, основанной на комплексном сочетании признаков. Следует отметить, что если за основу периодизации принять один какой-либо ведущий признак, то количество этапов может меняться. Например, по признакам становления социально-профессиональной и социально-демографической структуры населения выделяется пять этапов; по показателям объемов строительства — четыре этапа; планировочным показателям— до пяти-шести этапов в зависимости от сложности планировочной структуры и архитектурной композиции плана нового города и т. д. Но при этом в данной работе важно подчеркнуть обязательное выделение подготовительного этапа, особо ответственного для правильной организации проектирования.

1.25. Общие организационные формы проектирования новых городов целесообразно устанавливать, ориентируясь на положительно зарекомендовавший себя опыт новостроек, где в предельно сжатые сроки удалось реализовать пусковые промышленные комплексы и осуществить необходимое жилищно-гражданское строительство. На этих новостройках прогрессивной формой организации проект-но-строитёльного процесса было прежде всего назначение, успешное функционирование и взаимодействие единого заказчика, единого генерального проектировщика и генерального подрядчика.

Вместе с тем формы организации проектирования должны учитывать особенности каждого нового города, которые определяются его профилем, составом и характером градообразующей базы, величиной численности населения и темпами роста, другими местными условиями.

2. ФУНКЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

2.1. ВЫБОР ТЕРРИТОРИИ

2.1.1. Выбор территории для строительства новых городов необходимо рассматривать как часть единого процесса, который начинается с принятия плановых и проектных решений по размещению новых городов в масштабе всей страны, экономического района, республики и кончается непосредственным анализом площадки для целей функционального зонирования л планировки (рис. 2). В общем виде этот процесс осуществляется в следующем порядке:

в схемах развития и размещения производительных сил определяются титулы новых крупных объектов промышленного, транспортного, энергетического и других видов строительства и даются предварительные соображения по их размещению (географический район, географический пункт);

в схемах и проектах районной планировки на основе комплексной оценки территории в масштабе ТПК определяются площадки для размещения новых городов, устанавливается предварительное зонирование территории в пределах отведенных площадок для промышленного и жилищно-гражданского строительства нового города;

Рис. 2. Последовательность и виды планировочных работ по размещению нового города

У — региональная схема расселения; II — схема районной планировки; III — проект районной планировки (групповая система населенных мест); IV — ландшафтно-функциональный анализ территории (ТЭО генплана); V — генеральный план; а — ландшафтный анализ; Ь — места отдыха; в — функциональное зонирование

14

в составе ТЭО и генерального плана нового города уточняются границы выбранной территории для города и определяется функциональное использование для размещения производственной и селитебной зон, зон отдыха, коммунально-складских объектов и внешнего транспорта.

2.1.2.    Выбор площадок для промышленного и жилищно-гражданского строительства нового города необходимо производить одновременно. Эта акция осуществляется специальной комиссией с участием всех заинтересованных организаций, включая представителей соответствующих градостроительных органов и проектных организаций. Утверждение акта по выбору площадки для строительства нового города должно производиться министерством-за-казчиком., соответствующими территориальными органами управления (облисполкомом, советом министров автономной или союзной республики), а также градостроительными органами.

2.1.3.    При выборе площадки следует учитывать перспективы развития нового города, для чего в обязательном порядке необходимо предусматривать соответствующие территориальные резервы исходя из прогнозной численности населения города за пределами расчетного срока (до 50 лет). При выборе площадок первоочередного и последующего строительства должны учитываться этапы и темпы развития экономической базы города, а. также комплекс факторов, обеспечивающих возможность достижения комплексности и целостности города в процессе его становления и развития.

2.1.4.    В связи с тем что 'большинство новых городов (до 70%) возникает на базе того или иного существующего населенного пункта, при выборе площадок особо важное значение приобретает характер территориально-пространственной связи новой и существующей застройки. В зависимости от величины формируемого города и градостроительной ситуации выбор площадки и характер преобразования планировочной структуры существующих населенных пунктов (городов, поселков городского типа) обусловлены следующими основными- случаями (рис. 3) :

развитие населенного пункта на той же площадке. При этом возможно включение существующей застройки как составной части в структуру вновь создаваемого города без существенных реконструктивных мероприятий, а также с той или иной степенью реконструкции. Сложившаяся часть становится периферийным районом развивающегося города;

размещение площадки нового строительства с отрывом от существующей. Чаще всего это возникает при размещении крупного комплекса обрабатывающей промышленности и жилого массива при ограниченных территориальных ресурсах в существующем населенном пункте. Возможность отдаления новой и сложившейся части должна регламентироваться средними и максимальными за>-тратами времени на трудовые передвижения большинства (80%) населения в пределах установленных нормативов для крупных городов при устройстве скоростных транспортных связей наземного типа!;

выбор площадки нового строительства при наличии нескольких (группы) поселков, возникающих при отдельных небольших предприятия*, объектах энергетики, леспромхозах и т. д. Задача состоит в необходимости территориально-пространственного объединения группы поселков и создания городской структуры на основе единой системы транспорта и общегородского центра.

15

УДК 711.417.4


Рекомендовано к изданию решением НТС ЦНИИП градостроительства.

Руководство по проектированию новых городов / Центр, н.-и. и проект, ин-т по градостр-ву Госграждан-строя. — М.: Стройиздат, 1982. — 87 с.

Изложены основы организации проектирования новых городов, раскрываются функции проектирования в системе управления градостроительным процессом, состав и задачи проектных работ по этапам развития нового города и организационные формы проектирования для новых городов разных типов.

Для проектировщиков и научных работников, занимающихся проблемами новых и интенсивно развивающихся городов.

Табл. 6, ил. 12.


4902030000—676

р-


047(01)—82


Инструкт.-нормат., II вып. — 177—82.


© Стройиздат, 1982


ВВЕДЕНИЕ

Проектирование новых городов охватывает большой комплекс мер по разработке и принятию проектных решений, определяющих: размещение нового города; перспективы развития; общую плакировочную организацию территории; планировку и застройку производственных зон, жилых районов и городского центра; создание инженерных систем, транспортных сетей и мест массового отдыха. Решение этих задач в содержательном плане регламентируется действующими правилами и нормами СНиП ЬО-75 и современными научно-методическими принципами градостроительстаа. Стадийность и состав (содержание) проектных работ определяется действующей инструкцией СН 346^66.

Вместе с тем достижение наиболее эффективной организации взаимодействия, стыкования и преемственности проектных решений во всем комплексе видов и стадий проектирования, а также вне-стадийных работ для нового города продолжает оставаться сложной проблемой. Всякий раз она по-разному разрешается в самых различных экономических, градостроительных и организационно-управленческих ситуациях процесса создания новых городов. Имеющийся опыт требует постоянного совершенствования, в связи с чем наиболее удачные и хорошо показавшие себя на практике организационные формы и структуры проектирования должны найти свое обобщение и в инструктивно-нормативной литературе.

В данной работе на основе изучения проектных ситуаций и анализа реализации генеральных планов новых городов обобщаются общие вопросы и формы организации проектирования новых городов с учетом успешного осуществления функций проектирования как важного звена в системе управления градостроительным процессом; рассматриваются ©опросы организации проектирования по этапам развития нового города, а также отмечаются особенности проектных работ для новых городов различных типов. В работе использованы материалы ряда научных тем, подготовленных отделом планировки новых городов ЦНИИП градостроительства, одобренных Госгражданстроем я рекомендованных для внедрения в практику. В их числе «Анализ реализации генеральных планов новых городов», «Рекомендации по выбору территории для строительства новых городов», «Рекомендации по организация, последовательности проектирования и темпам строительства новых городов., включая подготовительный этап строительства» и др.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. № 695 «Об улучшении планирования к усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» установлено, что для территориально-производственных комплексов и городов составляются комплексные планы экономического и социального развития. Проектирование новых городов является частью этой важной работы, в связи с чем в данном Руководстве особо отмечены овяз» проектирования с планированием, взаимосвязь промышленного и градостроительного проектирования.

Руководство разработано группой специалистов отдела новых городов ЦНИИП градостроительства в составе:    д-р архит.

И. М. С мол яр, канд. архит. П. Н. Давиденко, архит. Е. А. Розанов при участии канд. архит. Л. Ф. Бучева, архит. Э. О. Товмасьяна. инж. В. Г Фалеева. 4

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Под новыми городами в данном Руководстве понимаются Города-новостройки, размещаемые на свободной территории или представляющие собой значительное развитие существующих городских поселений на базе строительства в них новых крупных народнохозяйственных объектов или группы объектов.

12. Образование новых городов является долгосрочной тенденцией в развитии производительных сил страны и преобразовании сложившейся структуры расселения и должно рассматриваться во взаимосвязи плановых и проектных решений в целях обеспечения рационального сочетания отраслевого и территориального развития народного хозяйства. Этот процесс обусловливается: прогнозами развития расселения во взаимосвязи с развитием территориально-производственных комплексов в различных районах страны на основе разработанных Генеральной схемы размещения производительных сил до 1990 г. и Генеральной схемы расселения на территории СССР;

необходимостью ускоренного развития в ближайшие 10—Л 5 лет сырьевых баз в Западной Сибири, Южной Якутии, Канско-Ачин-ском, Экибастузском, Оренбургском территориально-производственных комплексах, а также в районе Курской матиитной аномалии и в зоне влияния Байкало-Амурской магистрали;

ростом городского населения, усилением роли- городов в условиях изменения социальной структуры, образа жизни и характера труда;

дальнейшим повышением эффективности общественного производства и капитальных вложений при ускорении научно-технического прогресса и росте производительности труда в условиях более экономного и рационального использования трудовых, минерально-сырьевых и экономических ресурсов.

1.3. Экономической основой развития новых городов являются промышленность (добывающая, обрабатывающая), объекты энергетики, научно-исследовательские учреждения и т. д. В зависимости от условий возникновения и темпов развития можно выделить следующие основные типы новых городов (табл. 1) 5 6 7 8:

ускоренно развивающиеся города, возникающие на свободной территории, главным образом в районах нового промышленного освоения (Усть-Илимск, Нижневартовск, Тьгнда и др.);

существующие города, получившие новое ускоренное развитие в связи с размещением крупных промышленных комплексов (Тольятти, Набережные Челны, Старый Оскол, Волтодонск, Тобольск);

новые города, преобразуемые из группы поселков городского типа, в овязи с промышленным развитием района (Лесоси-бирск, Саяногорск);

новые города, возникающие в зоне влияния крупнейшего города на базе научных центров, точной промышленности, энергетики (Новосибирский Академгородок, Пущино, Зеленоград, Сосновый Бор, Дивногорск, Припять и др.);

ТАБЛИЦА I. ГРУППИРОВКА НОВЫХ ГОРОДОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТЕМПОВ

РАЗВИТИЯ

Тип

развития

Условии возникиовения новою города

1 ироднохозяй с тяш -ныЛ профиль

Темпы прироста численности населении в начальный период

Расчетная числен-■ость населения.

тыс. чел.

Примеры

городов

Перспективы

дальнейшего

разлития

1

2

3

4

S

6

7

Усхорснно-развиваю-щисся города-новостройки

Ускоренное развитие существующего города в связи с новы* крупным поокышленным строительством

Возникновение города на свободной территории в районах нового промышленного освоения

Преобразование из группы поселков ь связи с промышленным и энергетическим строительством

Возникновение в зоне влияния крупного города

Обрабатывающая промышленность, многофункциональная база

Добывающая промышленность, обрабатывающая, энергетика, транспорт

Энергетика,

обрабатывающая,

добывающая

Энергетика и другие отрасли

Очень

высокие—

30%

Высокие — 20—30%

Средние — 5-10%

То же

300-500

100-200

100—150

50-100

Тольятти,

Набережные

Челны

Усть-Илимск.

Нижневартовск,

Тында

Лесосибирск,

Саяногорсх

Дивногорск, Зеленоград. Сосновый Бор

Благоприятные, так как эти города являются центрами групповых систем населенных мест Благоприятные в зависимости от развития террито-рн ал ьно-произвол • ственного комплекса Недостаточно определенные сложные территориальные условия

Рост ограничен условиями развития агломерации

Эволюцией-

Преобразование из ПГТ

Местная и пищевая!

Низкие

до 50

Наиболее

Незначительные

но-раэвиваю-

по достижению уставов-

промышленность,

многочисленная

щисся города

ленной численности на-

добывающая.

груши

селения

транспорт

населенные пункты, получающие статус города по достижению установленной численности населения.

Последняя группа представляет в основном небольшие по численности населения города (до 50 тыс. чел.) с невысокими ежегодными темпами развития (менее 1%). Это в основном бывшие поселки городского типа, районные центры, не имеющие больших перспектив развития.

1.4. Наиболее актуальной для современной градостроительной практики является проблема развития первых четырех групп городов, которые можно охарактеризовать как города-новостройки с достаточно большими объемами и наиболее высокими темпами строительства (табл. 2). Их развитие связано с размещением круп-

ТАБЛИЦА 2. ПРИМЕРЫ ТЕМПОВ ПРИРОСТА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НОВЫХ ГОРОДОВ (ПО ДАННЫМ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1939,

1959, 1970 гг.)

в

в

£

Город

Население на 1/1 1978 г..тыс. чел.

Темпы прироста населения за годы, %

1939-

1959

1959—

1970

1 970— 1977

1

Набережные Челны

272,2

3,9

8,2

31,1

2

Нижневартовск

96,6

24,9

3

Усть-Илимск

60,6

14,2

4

Нижнекамск

128

13,7

5

Сургут

81,1

17,1

11,8

6

Тольятти

507,5

12

11.4

7

Волгодонск

74,4

5,2

9,8

8

Шевченко

111

9,5

9

Старый Оскол

102,9

6,2

6,8

8,5

10

Новололоцк

67,2

7,2

11

Навон

90,3

8,4

17,9

5,2

12

Сумгаит

180,5

15,3

8,4

5

13

Чайковский

65,8

12,6

4,2

14

Братск

208,6

12,4

3,9

15

Ангарск

235,6

3,8

2

16

Днепродзержинск

255,2

1,8

1,4

1,5

17

Новомосковск

147,5

2,3

2,1

1.3

18

Тобольск

69,2

0,8

2,9

1,2

2 Народное хозяйство СССР в 1977 г. М., «Статистика», 1978.

ных промышленных предприятий, объектов энергетики, а также научно-производственных комплексов.

1.5. Общая структура процесса создания нового города включает взаимосвязанные и скоординированные экономические, социальные, организационные и планировочно-технические мероприятия, в число которых входит:

принятие государственными органами постановлений по строительству народнохозяйственных объектов, являющихся базой для возникновения новых или значительного развития существующих городских поселений;

6

принятие плановыми органами решений по обеспечению новостроек комплексным финансированием, материально-техническими и людскими ресурсами;

осуществление Советами народных депутатов соответствующих отводов земель и других актов, определяющих статус нового населенного пункта и его административное подчинение;

проведение необходимого комплекса проектных работ с привлечением проектных институтов промышленного, градостроительного, транспортного, инженерно-технического профиля, других специализированных проектно-изыскательских организаций;

экспертиза, согласование и утверждение проектной документации;

реализация запроектированного комплекса работ в области капитального строительства и благоустройства с привлечением строительных организаций промышленного и жилищно-граждаиско-го профиля, других специализированных строительно-монтажных организаций;

организация всех видов оперативного контроля и управления градостроительным процессом;

проведение комплекса организационных, технических и социальных мероприятий по эксплуатации создаваемых фондов, развитию форм общественной и культурной жизни, налаживанию коммунально-бытового обслуживания населения.

1.6.    Создание городов-новостроек целесообразно рассматривать как единый непрерывный процесс, обусловленный временными этапами (стадиями) становления и развития нового города. Организационная схема, отражающая процех создания города-новостройки, в общем виде может быть представлена определенным образом взаимосвязанными стадиями планирования, проектирования, строительства и эксплуатации (рис. I). Эти стадии обеспечиваются соответствующими организационными структурами, совокупность деятельности которых составляет общую систему управления градостроительным процессом.

1.7.    Проектирование является самостоятельной структурой (звеном) в системе управления и важной стадией в процессе создания нового города. Вместе с тем оно выполняет определенные функции на предшествующих и последующих стадиях.

1.8.    В задачи и функции проектирования нового города должно входить:

на стадии планирования:

обязательное участие проектных институтов градостроительного профиля в выборе района расположения и площадки строительства нового города;

формулирование требований к планово-экономическим программам развития нового города;

сбор исходных данных и составление задания на проектирование нового города;

на стадии проектирования:

приведение лредпроектных изысканий, расчетных обоснований и наггурных обследований района и площадки строительства;

разработка проектной документации по стадиям проектирования;

участие в процедуре согласования, экспертизы и утверждения проектной документации;

на стадиях строительства и эксплуатации;

г

•30


Рис 1. Организации про-ектпо • строительного процесса по созданию города - новостройки

авторский надзор и текущий контроль (мониторинг) за ходом реализации градостроительных проектов;

корректировка, и обновление проектной документации в процессе реализации и строительства, а также последующего развития города.

1.9.    Стадия планирования развития городов-новостроек должна предусматривать составление перспективных и текущих планов их экономического и социального развития. Ведущая роль должна быть отведена пятилетнему плану как главной форме планирования экономического и социального развития страны [1].

Для городов-новостроек необходимо устанавливать стабильные планы на 5 лет, сбалансированные с финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами, а также с мощностями строительномонтажных организаций.

Наряду о пятилетиям периодом (основным плановым модулем) для целей градостроительного проектирования важное значение приобретает долгосрочное планирование «а 10 лет, что, по существу, охватывает начальный период развития крупного города-новостройки.

1.10.    Исходным пунктом для градостроительного -проектирования должна быть долгосрочная планово-экономическая гипотеза, определяющая рациональные темпы развития города-новостройки на расчетный срок (20 лет), первую очередь (110 лет) и промежуточные этапы; как правило, гипотеза разрабатывается в составе генерального плана развития .города. Необходимо повысить экономическую обоснованность в установлении объемов и сроков ■ввода пусковых мощностей промышленных предприятий в целях повышения эффективности и улучшения ритмичности развития города в начальный период, а также определения рациональной планировочной структуры первоочередного городского комплекса с учетом резервов и главных направлений развития города в целом, исключая появление незапланированных временных элементов городской структуры.

1.11.    Развитие основных производств следует предусматривать в сочетании с размещением предприятий отраслей местной, пищевой промышленности, а также с развитием сферы обслуживания с целью обеспечения полной занятости населения на каждом этапе развития нового города. Если на первых этапах развития новых городов удельный вес кадров трудящихся основных производств может достигать 70—90% общего количества кадров трудящихся, занятых в промышленности, то к концу расчетного срока (20 лет) этот предел целесообразно снижать до 60—40% за счет друтих отраслей промышленности. В каждом конкретном случае необходимо производить расчеты трудовой занятости населения по этапам развития нового города исходя из демографического состава населения.

1.12.    Этапы планирования должны быть особенно тесно связаны с этапами проектирования на первую очередь, а последние— с этапами и темпами строительства основного промышленного предприятия. Проект первоочередного городского комплекса (первая очередь строительства), включая этапы его реализации, должен быть четко увязан с государственным народнохозяйственным планированием в части объемов промышленного и жилищногражданского строительства и иметь директивный характер [4].

1.13.    Планирование новых городов, возникающих на базе крупных промышленных предприятий, необходимо осуществлять как

9

1

3 В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от

2

марта 197*8 г. № 173.

3

В настоящее время по заданию Госгражданстроя ЦНИИП градостроительства совместно с ЦНИИЭП жилища разрабатывают единые положения о генеральном проектировщике города.

11

4

5

По данным отдела новых городов ЦНИИП градостроительства, за

6

годы Советской власти в СССР образовано 1200 новых городов (по состоянию на 1.1.1981). В том числе за девятую и десятую

7

пятилетки в стране образовано 148 новых городов.

8