Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

52 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе рассмотрены особенности проектирования комплексов, объединяющих различные учреждения культурно-бытового обслуживания, формирующие общественные центры в жилой застройке: градостроительные предпосылки, состав и расчет учреждений общественных центров, принципы их объединения, объемно-пространственная структура комплексов, организация их территории, а также методики проектирования и технико-экономической оценки проектов. Для архитекторов-проектировщиков.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения

2. Градостроительные предпосылки формирования общественных центров

3. Состав общественного центра и особенности расчета вместимости учреждений

4. Принципы объединения компонентов общественного центра

5. Объемно-пространственная структура общественных центров

6. Территория общественных центров

7. Методика проектирования общественных центров

8. Методика технико-экономической оценки проектов общественных центров

Приложение 1. Рекомендуемые нормативные документы

Приложение 2. Состав и расчетные показатели учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания, включаемых в состав общественных центров жилого и планировочного районов

Приложение 3. Рекомендуемые вместимости (мощности) учреждений и предприятий общественных центров жилых районов

Приложение 4. Примерный состав и вместимость основных групп помещений в общественных центрах новых жилых районов различной величины

Приложение 5. Состав и количество сооружений, зон спортивных сооружений общественных центров жилых районов

Приложение 6. Состав и количество сооружений спортивных центров планировочных районов

Приложение 7. Примерная номенклатура и устройства для организации открытых пространств общественных центров

Приложение 8. Технико-экономические показатели проекта общественного центра жилого района и эталона (форма для сопоставления)

Рекомендуемая литература

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦНИИЭП комплексов и зданий культуры, спорта и управления им. Б. С. Мезенцева Госгражданстроя


Руководство


по проектированию комплексов общественных центров районного значения в жилой застройке



Москва 1982


СОДЕРЖАНИЕ

Стр-

Предисловие................................................................. 3

1.    Общие положения.......... 4

2.    Градостроительные предпосылки формирования общественных центров............................ 3

3- Состав общественного центра и особенности расчета вместимости учреждения......................... 8

4.    Принципы объединения компонентов общественного центра................................................ 13

5.    Объемно-простраиствеиная структура общественных центров............................................... 22

6- Территория общественных центров......................................................„...... зо

7.    Методика проектирования общественных центров....................................................... 34

8.    Методика тех! нко-экоиомической оценки проектов общественных центров................... .     39

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Рекомендуемые нормативные документы............................... 42

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Состав и расчетные показатели учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания. включаемых в состав общественных центров жклого и планировочного районов...................... 42

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Рекомендуемые вместимости (мощности) учреждений и предприятий общественных цен-

ров жилых районов ...............................................................43

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Примерный состав и вместимость основных групп помещений в общественных центрах

новых жилых районов различной величины.................................................44

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Состав и количество сооружений, зон спортивных сороружеимй общественных центров

жилых раймов...................................................................45

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Состав и количество сооружений спортивных центров планировочных районов.........46

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Примерная номенклатура и устройства для организации открытых пространств общественных центров..................................... 47

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Техничко-экономические показатели проекта общественного центра жилого района и

эталона (форма для сопоставления).....................................................48

Рекомендуемая литература...........................................................

ЦНИИЭП комплексов и зданий культуры, спорта, управления им. Б.С. Меземцеяа Госграждаисгроя

РУКОВОДСТВО

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОМПЛЕКСОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ РАЙОННОГО ЗНАЧЕНИЯ В ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ.

Редакция инструктивно-нормативной литературы Зав. редакцией Г. А. Жигачека Редактор В.В. Ко лбина Мл. редактор И.А. Баринова Технический редактор Е.Н. Ненарокова Корректоры Г.Л. Кравченко. В.И. Галюуо

Н/*

Подписано в печать 29.03.82 Т-06378 Формат 84 * 108 1/16 Набор машинописный Печать офсетная Бумага офсетная 80 г/м2 Уел. печ. л. 5,04. Уел. кр.-отт. 5,78 Физ. печ. л. 3.0 Уч.-изд л. 5,29 Иэд N* X1I-9505 Тираж 5000 экз. Зак. )Р359 Цена 30 коп.

Строймэдат, 101442, Москва, Каляевская, 23а ПЭМ Госстроя СССР Москва, Можайское шоссе, 25

(приложение 2). Эти учреждения рекомендуется группировать по функциональному признаку, формируя культурный, спортивный и торговый комплексы (центры).

Дом пионеров и школьников, как правило, размещается в самостоятельной зоне, желательно близ зеленого массива.

Состав общественного центра жилого района, регламентированный СНиП, ориентирован в первую очередь на те группы населения, жизнедеятельность которых сосредоточена преимущественно в жилом районе (учащиеся, подростки, молодые семьи и лица старшего возраста).

3.2. Для соблюдения целостности и завершенности общественного центра жилого района в его состав должен быть включен определенный набор различных функций, которые в совокупности отвечают социальной роли центра жилого района и характеризуют его специфику. К ним относятся: функции,связанные с массовым, межличностным и межгрупповым общением, получением информации, проведением досуга, достаточно привлекательные и с широким выбором видов услуг;

утилитарные функции торгово-бытового йазна-ченим, относящиеся к повседневному (стандартному) обслуживанию и необходимые населению в непосредственной близости к жилому дому (в пределах 5-7 мин пешеходной доступности);

организационно-административные функции, связывающие деятельность общественного центра с планом комплексного социально-экономического развития района или города, а также функции по проведению социальной работы, ориентированной на разные демографические группы населения жилого района.

Такое функциональное представление позволяет в случае поэтапного ввода в строй рахтичных объектов контролировать с социально-культурной позиции деятельность центра и полноту его функций, а также допускать широкую варианлюстъ в составе учреждений (учитывая то, что разные учреждения обслуживания могут выполнять одинаковые функции, и наоборот).

33. Состав центра может быть дополнен учреждениями общегородского уровня обслуживания (в зависимости от конкретных условий размещения центра), что придает дополнительную привлекательность, индивидуальность и специфичность каждому комплексу в общей полицентрической структуре города. Конкретный состав общественного центра жилого района определяется в зависимости от принимаемой системы организации обслуживания и градостроительных условий (см. л. 2.7.).

3.4. В зависимости от месторасположения жилого района в планировочной структуре города рекомендуются следующие изменения состава общественного центра жилого района по сравнению с рекомендуемым СНиП:

при центральном расположении района (до 5 мин транспортной доступности от центра города) состав учреждений может быть уменьшен с учетом использования общегородских учреждений;

при периферийном расположении района (15-20 мин транспортной доступности) состав должен быть максимально полным;

при изолированном или удаленном (более 20 мин транспортной доступности) расположении района состав следует расширить путем дополнения его общегородскими учреждениями (в первую очередь торговли и культуры).

3.5.    При размещении общественного центра в зоне мест приложения труда или при наличии мест приложения труда на территории жилого района (или смежно с ним) создаются благоприятные предпосылки для формирования единого общественного центра, обслуживающего работающих на предприятиях и население жилого района, в том числе и для создания центра промышленно-селитебного района. При этом в первую очередь следует увеличивать предприятия общественного питания и группу учреждений культуры.

3.6.    Близ зоны отдыха в составе общественного центра развиваются виды обслуживания, связанные с отдыхом и развлечениями, физкультурно-спортивные сооружения, а также группа общественного питания.

3.7.    При размещении общественного центра на городской магистрали или при совмещении его с транспортным узлом расширяется преимущественно группа предприятий торгово-бытового обслуживания, при этом желательно включать в него объекты общегородского значения, а также небольшие предприятия попутного обслуживания.

3.8.    Состав общественного центра развивается также в связи с укрупнением планировочных элементов (рис. 3), обслуживанием одним центром нескольких жилых районов, при совмещении жилого района с планировочным или административным районами города. В этих случаях состав общественного центра следует дополнять объектами общегородского значения, а при наличии в границах общественного центра памятников архитектуры следует органично включать их в состав центра-

3.9.    На состав общественного центра оказывают влияние и местные природно-климатические особен-

9


г~1... 6

!

Г—

—Г—

=

н—

i

-

1—

у

tl

О U—-1—I—*    ГД—l

1    7    3    4    5    б    7    8    9    10    11 12

Ряс. 3. Соотношение строительных объемов зданий, формирующих жилые и ллвиирояо«1ые районы

в - в жилом районе на 50 тыс. жителей; б - в планировок ом районе на 200 тыс. жителей; I - административное здание; 2 - клуб; 3 - кинотеатр; 4 - библиотека; 5 -спортивные сооружения; 6 - общественное питание; 7 -продовольственные магазины; 8 - непродовольственные магазины; 9 - почта и сберкасса; 10 - предприятия бытового обслуживания; 11 - аптека; 12 - гостиница


ностм. Так, налримср, в северных районах развивается группа помещений культуры, спорта, складских помещений торгово-бытовых предприятий. В южных районах в состав общественного центра целесообразно включать открытые и сезонные кафе, чайханы, летние кинотеатры, рынки и тд.

3.10.    При определении состава общественного центра необходимо иметь в виду возможность его видоизменения и дальнейшего развития (см. раздел 7).

3.11.    Расчет вместимостей (мощности) учреждений обслуживания, включаемых в состав общественных центров жилых районов, следует проводить по приложению 2 на основе расчетных показателей главы СНиП и отраслевых нормативноинструктивных материалов. При расчете вместимости кроме жителей данного района следует учитывать работающих в учреждениях и на предприятиях, расположенных в районе или смежно с ним, а также "транзитное" население и прибывающих в район из других частей города; их количество определяется конкретными условиями. Следует также учитывать дифференцированные потребности различных социально-демографических групп посетителей центра. Источником для этих данных может служить комплексный план социально-экономического развития района (города).

3.12.    В сложившихся районах расчет вместимостей учреждений и предприятий центра должен основываться на анализе состояния существующих в проектируемом районе культурно-бытовых объектов; оценке уровня обслуживания населения по отдельным учреждениям относительно градостроительных нормативов; анализе состояния действующего фонда зданий учреждений и предприятий; данных по перспективному развитию отраслей.

3.13.    При расчете вместимостей учреждений районного и общегородского значения, входящих в состав общественного центра, следует учитывать существующую сеть учреждений обслуживания города в целом.

3.14.    Состав и вместимости учреждений, включаемых в общественный центр, следует рассчитывать отдельно по видам обслуживания, учитывая специфику каждого.

Характерные вместимости основных групп помещений рекомендуется принимать по приложению 3.

Примерные составы групп помещений для общественных центров жилых районов различной величины приведены в приложении 4.

3.1 S. Учреждения культуры жилых районов отличаются особенностями, обусловленными социальнодемографическим составом населения жилого района (см. п. 3.1).

Все учреждения культуры жилого района рекомендуется объединять в единый комплекс культурного центра, который в свою очередь должен проектироваться как один из важнейших компонентов общественного центра.

3.16. В состав культурного центра рекомендуется включать следующие группы помещений:

зрелищную группу, состоящую из зрительного универсального зала, кинозалов, малого клубного зала;

кружково-студийную группу, состоящую из различных помещений для занятий кружков (в том числе для детей);

библиотеку-филиал, лекционно-информационную группу с аудиторией, а также выставочный зал (музей);

группу отдыха и развлечений с залом (с плоским полом) для празднеств и тайцев, дискотекой, а также кафе (в том числе детское);

группу помещений социальной деятельности по месту жительства.

3.17.    В зрелищную группу, как правило, следует включать зрительные залы, предусмотренные нормативами для клубов и кинотеатров. Рекомендуется многозальный комплекс с залами различной величины и профиля. При этом надо иметь в виду, что залы жилого района в отличие от залов в общественном центре плакировочного района, как правило, не рассчитываются на гастроли профессиональных театральных коллективов.

В общественном центре жилого района наиболее крупный зрительный зал рекомендуется предусматривать универсальным (с эстрадой и киноаппаратной), который предназначен для показа кинофильмов, проведения торжественных мероприятий. концертов и собраний. В дополнение к нему желательно иметь залы для проведения обычных киносеансов, кинозал детских (и научно-популярных) фильмов, а также небольшой клубный зал студийного типа со сценой. В общественный центр планировочного района может быть включен театрально-концертный зал и другие залы, характер и состав которых определяется расчетом всей сети города. Многозальностъ создает условия для многообразного использования залов. Вместимость залов, их характер и сочетания зависят от количества обслуживаемого населения и конкретных условий строительства.

Учитывая универсальность залов, расчет их вместимости следует производить по суммарному показателю СНиП для клубов и кинотеатров жилого района из расчета 30 (20*10) мест на 1 тыс. жителей. Полученная общая вместимость распределяется по залам с учетом того, что универсальный зал используется и для кино и для клубных зрелищных мероприятий

3.18.    Особенность клубных помещений общественного центра жилого района в том, что они предназначаются не только для студийных занятий и приобретения профессиональных навыков, сколько для "поиска" и приобщения посетителей к различным простейшим формам клубной деятельности, развитию общения.

В клубе жилого района следует предусматривать соотношение количества мест в зрительных залах, используемых для клубных мероприятий (общая вместимость зрительных залов без кинозалов) к вместимости клубных помещений (группы кружковостудийная; лекционно-информационная, отдыха и развлечений), как 1:0,4 -1:0,7.    Вмести

мость групп кружково-студийной, лекционноинформационной, отдыха и развлечений в жилом районе принимается примерно равной.

3.19.    Состав и вместимости помещений куль-

10



турмого центра следует уточнять в зависимости от особенностей его функционирования в конкретных условиях (см. п. 2.7). В крупном урбанизированном городе с высоким культурным потенциалом наблюдается тенденция увеличения клубных мероприятий при относительном сокращении функций клубных залов. В небольших городах несколько сокращается студийно-кружковая работа и развивается функция досуга.

В новых периферийных районах преобладают функции зрелищ, отдыха и развлечений, лекционно-информационная, а также неспециализированные кружковые занятия. Состав в целом достаточно развит. В центральных районах города при наличии здесь большого количества общегородских объектов культурные функции центра жилого района значительно ослабевают, в первую очередь зрелищные. Культурный центр района приобретает локальный характер. Его состав сокращается. Вместе с тем в отдельных случаях здесь могут получить заметное развитие студийно-кружковые помещения, в том числе и узкоспециализированные. В районах промежуточной зоны, примыкающих к центру города, зрелищная и развлекательная группа относительно развиты при сокращении студийно-кружковой.

В жилых районах с местами приложения труда (в тех случаях, когда предприятие не настолько крупно, чтобы иметь самостоятельную группу обслуживающих помещений) целесообразно увеличивать вместимость зрительного универсального зала для его использования для конференций и собраний, а также некоторых клубных помещений - для различных общественных мероприятий предприятия. При расчете их вместимостей следует учитывать количество работающих.

В небольших районах (до 30 тыс. жителей), где невозможно организовать полноценный центр культуры, целесообразно предусматривать комплекс культуры: небольшой универсальный зал (с плоским полом) и относительно скромная группа клубных помещений (в основном для отдыха), а также группы социальной работы.

3.20. Особенность районных кинотеатров - в обслуживании разнообразного по возрастной структуре и интересам контингента кинозрителей. Поэтому для возможности выбора фильма в жилых районах рекомендуется трех- и двухзальные кинотеатры небольшой вместимости (см. приложение 3). Кинозал (на 100 или 200 мест) рекомендуется предусматривать специализированным для показа детских кинофильмов с тем, чтобы в вечернее время его можно было использовать для показа научно-популярных и художественных фильмов.

При размещении общественного центра на транспортном узле возможно устройство многозального многопрограммного кинотеатра со "скоростной” формой обслуживания.

В общественном центре суммарную площадь фойе при кинозалах (с универсальным залом) следует принимать из расчета 0,7 м2 на посетителя. В фойе кинозала должна быть выделена специальная зона для детей с местом для установки игровых автоматов и с отдельным санузлом. Фойе в много

зальном многопрограммном кинотеатре можно принимать из расчета 0,6 от общей вместимости всех залов.

3.21. В общественном центре жилого района следует проектировать библиотеку-филиал, которая в соответствии с централизованной системой организации массового библиотечного обслуживания населения работает во взаимодействии с городской библиотекой. В библиотеке следует предусматривать отделение для взрослых читателей и детское отделение.

3.22. Все физкультурно-спортивные сооружения, обслуживающие население той или иной структурной единицы города (жилой или планировочный район), следует объединять в физкультурно-спортивные комплексы. Комплексы физкультурноспортивных сооружений жилых районов - зона спортивных сооружений общественного центра жилого района -проектируются как часть системы фйэкулыурно спортивных центров города. Они предназначены для обслуживания населения этих районов, проведения систематических учебно тренировочных и физкультурнооздоровительных занятий и соревнований по видам спорта, не требующим специфических природных условий и изолированного размещения. Состав зоны физкультурноспортивных сооружений общественного центра жилого района - по приложению 5.

Состав спортивного центра плакировочного района - по приложению 6.

Спортивный центр планировочного района, занимающий значительную территорию и имеющий в своем составе относительно крупные сооружения, может размещаться самостоятельно. Вместе с тем его следует пространственно связывать с общественным центром планировочного района.

Спортивный центр планировочного района следует объединять с зоной спортивных сооружений общественного центра близлежащего жилого района в единый комплекс. При объединении количество сооружений этого комплекса, определяемое по дифференцированным расчетным показателям на 100 жителей для населения, обслуживаемого спортивным центром планировочного района, суммируется с количеством сооружений, определенным расчетом для населения, обслуживаемого зоной спортивных сооружений общественного центра жилого района.

3.23. Предприятия стандартного торгово-бытового обслуживания объединяются в местные торговые центры, которые размещаются на селитебной территории города равномерно с радиусом обслуживания, равным 500 м. Один из местных центров (наиболее крупный)'следует включать в состав общественного центра жилого (планировочного) района. В состав местных центров входят: универсам, комплексное предприятие общественного питания (кафе, ресторан, закусочная), комплексный приемный пункт бытового обслуживания с мастерскими мелкого ремонта и парикмахерской, отделение связи, сберкасса и аптека. В местный торговый центр, включаемый в общественный центр районного значения, могут быть включены н отдельные специализированные предприятия городского зна-

II



чсння (магазины ’’Книги”, ’Цветы”, молодежные кафе и тл.).

В состав общественных центров планировочных районов (или групп жилых районов) рекомендует

ся включать предприятия избирательного (городского) обслуживания,образующие торговые центры. В состав торговых центров планировочного района входят: универмаг, комплексное предприятие об-

Табли ца1

а-рекомендуете* к оамяоВ агтуяшш с увелнвешмм вместимости.



ществеиного питания. Дом быта и ряд специализированных предприятий, а также отделение связи, сберкасса и аптека.

3.24.    В периферийных жилых образованиях (до SO тыс. жителей), расположенных на изолированных территориях, один из местных центров (выделенный как главный) может иметь в своем составе отдельные предприятия городского значения: универсам может быть заменен небольшим универмагом (в состав которого входит отдел продовольственных товаров); могут быть включены отдельные специализированные магазины (овощи-фрукты, культтовары, книги и лр.); может быть изменен состав комплексного предприятия общественного питания (введением специализированных ресторанов, кафе или закусочных); комплексный приемный пункт бытового обслуживания может быть заменен небольшим Домом быта.

В более крупных жилых образованиях следует формировать торговый центр планировочного района.

Если производственное предприятие или группа предприятий, находящиеся в зоне обслуживания торговым центром, достаточно крупные и имеют свою закрытую сеть общественного питания, то и мощность предприятий общественного питания определяется из расчета обслуживания только проживающего населения. Вместимость же магазина может быть значительно увеличена, а в отдельных случаях (при очень крупных потоках работающих) универсам может быть заменен универмагом, мощность комплексного приемного пункта бытового обслуживания может быть увеличена и изменен его состав. Дополнительно могут быть включены в торговый центр специализированные магазины, ателье, фотосалон и др.

Если же в зоне обслуживания торгового центра размещены небольшие производственные предприятия или учреждения, не имеющие своих столовых. то работающие в них люди должны быть учтены в расчете при определении мощности комплексного предприятия общественного питания. Оно будет значительно увеличено (и в первую очередь за счет расширения ресторана-столовой). Наличие небольшого производственного объекта в жилой зоне нс окажет заметного влияния на размер предприятий торговли и бытового обслуживания.

При большом количестве работающих в жилом образовании населением SO тыс. жителей и более может быть создан торговый центр, приближающийся по своему составу и вместимости предприятий к торговому центру планировочного района.

3.25.    При расположении жилого образования рядом с зеленой зоной мощность комплексного предприятия общественного питания может быть увеличена из расчета на обслуживание отдыхающих. Кроме того, может быть изменен и характер отдельных предприятий, некоторые из них должны иметь расширенное число сезонных мест. На территории торгового центра могут быть созданы и дополнительные предприятия сезонного действия, а также расширенная сеть предприятий попутного обслуживания (мелкорозничная торговля, расширенные пункты проката и др.).

4-ч*59

3.26.    Включение в жилое образование транспортного узла районного значения влияет на увеличение общего расчетного количества населения в зоне обслуживания и характер предприятий. В этом случае в торговый центр может быть дополнительно включен комплекс попутного обслуживания с предприятиями мелкорозничной торговли, экспресс-питания и "экспресс-бытового обслуживания”. При размещении в жилом образовании крупного транспортного узла, связанного с притоком населения из агломерации, торговый центр приобретает региональный характер и состав его предприятий определяется по расчету всей городской сети обслуживания с учетом тяготеющего населения.

При размещении торгового центра на городской магистрали в него могут быть включены самые разнообразные предприятия городского значения, состав которых определяется общим решением сети торгово-бытового обслуживания города.

3.27.    Примерные варианты составов комплексов в зависимости от градостроительных условий показаны в табл. 1.

4. ПРИНЦИПЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ЦЕНТРА

4.1.    Общественные центры районного значения --сложные архитектурные образования — следует создавать в виде целостных комплексов, связанных общим функциональным, архитектурно-планировочным, композиционным замыслом.

Общей предпосылкой целесообразности концентрации и объединения различных учреждений в общественных центрах является общность городской инфраструктуры, использование общих транспортных и инженерных коммуникаций, создание крупных архитектурно-градостроительных структур.

4.2.    При проектировании многофункциональ

ного комплекса общественного центра основополагающими должны быть следующие принципы объединения его компонентов: повышение общественной значимости комплекса и единство деятельностей, включаемых в общественный центр; обеспечение полноты и комплексности обслуживания посетителей; интенсификация использования помещений и территории центра; создание архитектурно-композиционной целостности комплекса и повышение его градостроительной значимости в жилом районе; повышение социально-экономической эффективности при совместной    эксплуатации

учреждений.

43. Объединение компонентов центра должно основываться иа единстве модульной системы, общности объемно-планировочных и конструктивных параметров. При проектировании комплексов и зданий общественного центра следует стремиться к группировке помещений с одинаковыми параметрами (высота этажа, пролеты) и обеспечить единство конструктивного решения центра.

4.4. Важное требование, предъявляемое к зданиям и комплексам общественного центра, — обеспечение функциональной гибкости (рис. 4), вариантного использования отдельных групп помещений

13


a


____

Административных учреждений

бытового обспуживаиия


Номера гостиницы


Фойе, кулуары


почты со сберкассой

> <$>


03

б


14


Рмс. 4. Признаки обкднисиия учреждений

а - функимонхилые связи групп помещений по признаку их совместного использования посетителями; I -встречающиеся наиболее часто; 2    - осуществляемые ре

же; 3 - встречающиеся лишь изредка; б - ведомственная подчиненность учреждений; / - Министерство культуры; 2 - Комитет кинематографии; 3 - Горисполком; 4 -Комитет ДСО; 5 - Министерство торговли; 6 - производственные предприятия; 7. S - Министерство бытового обслуживания; 9 - Министерство связи; 10 - Министерство финансов; U - Министерство здравоохранения


ЦНИИЭП комплексов и зданий культуры спорта, управления им. Б. С. Мезенцева Г остр аж дан строя

руководство

по проектированию комплексов

общественных центров районного значения в жилой застройке

МОСКВА СТРОЙИЗДАТ 1982

УДК 725.835.01»

Рекомендовано к изданию НТС ЦНИИЭП комплексов и зданий культуры, спорта, управления им. Б.С.Мезеи-цева.

Руководство по проектированию комплексов общественных центров районного значения в жилой застройке /Центр, н.-и. и проект, кн-т типового и эксперим. проектирования комплексов и зданий культуры, спорта, управления им. Б.С.Мезеицева. - М.: Стройиздат. 1982.-52 с.

Рассмотрены особенности проектирования комплексов, объединяющих различные учреждения культурно-бытового обслуживания, формирующие общественные центры в жилой застройке: градостроительные предпосылки, состав и расчет учреждений общественных центров, принципы их объединения, объемно-пространственная структура комплексов, организация их территории, а также методики проектирования и технико-экономической оценки проектов.

Для архитекторов-просктировщиков.

Р    Инструкт.-норма!., 1 выл.- 100 -8!

© Стройиздат, 1982

ПРЕДИСЛОВИЕ

Программой социально-экономического развития нашего общества, выдвинутой Хху 1 съездом КПСС, предусмотрена задача улучшить жилищные и культурно- бытовые условия жизни населения ...* . Это определяет особые требования к повышению качества жилой среды, в том числе и к организации общественного обслуживания населения в районах массовой жилой застройки.

Одно из наиболее эффективных средств ее организации в городе - концентрированное размещение различных видов культурно-бытового обслуживания широкого общественного содержания (учреждений культуры, спорта и торгово-бытовых предприятий) и создание на этой основе общественных центров районного значения. Эти центры, формируемые в жилых и планировочных районах в масштабе города, можно считать объектами массового строительства; вместе с тем в каждом районе каждый центр индивидуален.

Строительство общественных центров, предусматриваемых в проектах детальной планировки жилых и планировочных районов, как правило, осуществляется отдельными небольшими зданиями узкого назначения и рассредоточено, без учета их функциональной и архитектурной целостности, с большими диапазонами во времени. Вместе с тем создание в жилых массиьах общественных центров направлено на повышение социального значения общественных зданий, обеспечение комплексного обслуживания населения и создание архитектурной среды общественно-культурной жизни района. При этом территория, здания и отдельные помещения используются более интенсивно; повышается комфортность, внедряются прогрессивные формы и технология обслуживания. Не менее существенно и то, что концентрация объектов обслуживания в общественном центре является предпосылкой для создания значительных в градостроительном отношении архитектурных ансамблей, определяющих облик нс только центра, но и всего жилого района.

В настоящее время отсутствуют нормативные и методические материалы, рассматривающие общественные центры районного значения как самостоятельный тип комплекса, который должен отвечать специфическим, градостроительным, функциональным, архитектурностроительным и другим требованиям. В действующих нормативах на проектирование общественных зданий отдельных видов обслуживания, как правило, отсутствуют специаль

ные указания, включающие особенности проектирования комплексов и кооперированных зданий. Все это определило необходимость разработки специальных рекомендаций по проектированию комплексов общественных центров районного значения.

В "Руководстве по проектированию комплексов общественных дентров районного значения" нашли отражение многие проектные проблемы, связанные с городскими общественными центрами районного значения и решаемые на разных уровнях, от организации системы обслуживания и проекта детальной планировки до решения интерьеров зданий и внешней среды общественного центра. Основное внимание уделено вопросам объединения и кооперирования различных >чрежденкй в едином комплексе, специфике его функциональной и объемно-пространственной структуры, выявлению средств повышения его социально-экономической эффективности. Поэтому настоящее Руководство предназначено как архитекторам-градостроителям, так и архитекторам, занимающимся проектированием зданий и сооружений. Рекомендации по организационным мероприятиям проектирования и функционирования общественных центров могут быть полезны соответствующим отделам районных и городских Исполкомов.

Руководство предназначено для проектирования общественных центров, строящихся в П и Ш климатических районах.

Руководство разработано в ЦНИИЭП комплексов и зданий культуры, спорта,управления нм. Б.СМезенцева при участии ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий следующим коллективом: арх. Г.Е.Беляева (социально-культурное значение общественных центров), арх. Ф.Ш. Вагаршак ян (разделы 3 и 4), канд. арх. И.П.Васильева (торгово-бытовое обслуживание), канд. арх. АА.Гаврнлина (разделы S и7, пп. 7.1-7.7), канд. арх. AM.Гарнец (разделы 1.3,4), арх. ОЛХравчекко (раздел 6, пп. 6.10-6.20), канд. арх. ВЛХулага (разделы 1,2,3,4,5), канд. арх.

Вj\.Mашинский (физкультурно-спортивные сооружения), арх. И.Т.Привалов (раздел 5 и 6, пп. 6.1-6.9), арх. ИЛ.Сердюков (раздел 7, п.п. 7.8.-?.20), канд. экой, наук В.З.Черняк (раздел 8).

Рисунки подготовлены авторами при участии Т.С. Любо ш.

Работа выполнена под научным руководством канд. арх. ВЛ. Кулаги.

•Материалы аау 1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981.


3



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящее Руководство разработано в целях обеспечения дальнейшего улучшения качества и комплексности застройки жилых массивов в городах, повышения эффективности культурно-бытового обслуживания населения путем создания в них комплексов общественных центров, а также упорядочения проектирования и строительства этих центров.

Руководство распространяется на проектирование комплексов общественных центров районного значения, строящихся в крупнейших, крупных, больших и средних городах О Ш климатических районов.

1.2.    Руководство предназначено для проектировщиков, разрабатывающих проекты детальной плакировки жилых и планировочных районов городов, проекты общественных центров этих районов и проекты зданий и комплексов, их формирующих.

Руководство может быть использовано при проектировании новых общественных центров, а также при реконструкции существующих.

1.3.    Общественный центр - специфический тип многофункционального архитектурного объекта, формируемый единым комплексом или группой архитектурно- и функционально взаимосвязанных зданий, организующий ядро общественно-культурной жизни в районе. Концентрация и интеграция придают общественному центру новые качества, отличающие его от отдельных узкоспециализированных зданий. Многофункциональность общественного центра отражает общую тенденцию непрерывного обогащения функций и их сочетаний, усложнения их взаимодействия, повышает социальное значение центра как места сосредоточения общественной жизни населения.

1.4.    В общественных центрах районного значения (жилых и планировочных районов) следует объединять массовые учреждения культурно-бытового обслуживания, обычно равномерно располагаемые в жилой застройке.

В общественном центре жилого района размещаются учреждения районного значения - клубы, библиотеки, кинотеатры,    физкультур но-спортивные

сооружения, которые рекомендуется объединять с местным торгово-бытовым обслуживанием, необходимым населению по месту жительства.

В общественном центре планировочного района целесообразно размещать комплекс культурно-бытовых учреждений общегородского значения, совмещая его с одним из центров жилого района и дополняя общегородскими объектами общественного и административного назначения.

1.5.    Общественный центр как сложный системный объект следует рассматривать в нескольких основных аспектах: градостроительном, социально-культурном и архитектурном.

В градостроительном аспекте общественный центр района — единый архитектурный объект, представляющий собой комплекс сооружений общественного обслуживания населения, который удобными транспортными коммуникациями включен в систему общественных центров, функциональных зон и планировочных элементов города, является коммуникативным узлом городской инфраструктуры. В соответствии с градостроительной концепцией и нормативными требованиями общественные центры районов включаются в поли центрическую взаимосвязанную систему общественных центров как ее структурные элементы, что позволяет реиытъ проблему взаимосвязи между системой обслуживания и центрами.

В социально-культурном аспекте общественный центр - место концентрации культурно-бытового обслуживания; это способствует сокращению непроизводительных затрат времени населения и более широкому выбору услуг, что является одной из основных характеристик социалистического городского образа жизни. В деятельности общественного центра реализуется принцип комплексного обслуживания населения. Внедрение этого принципа как на уровне организационно-административном, так и на уровне функционально-эксплуатационном повышает социальную активность населения и уровень общения. Этим же целям призвана служить и привлекательность общественного центра, достигаемая не только разнообразием и высоким качеством услуг, но и соответствующей организацией внешнего и внутреннего пространства центра, — его многофункциональностью, комфортностью среды, образностью н динамичностью ансамбля, тл. всеми теми параметрами и качествами, которые сообщают комплексу характер подлинно городской среды. Тем самым повышается качество социальной инфраструктуры городского района.

В архитектурном аспекте общественный центр — это комплекс функционально и пространственно взаимосвязанных зданий (или единое здание), образующий единый архитектурный ансамбль, фрагмент городской среды, информационно-насыщенной, образно н эстетически многослойной. Общественный центр - один из важнейших архитектурных объектов в жилой застройке, во многом определяющий облик жилого района и его индивидуальную архитектурно-художественную характеристику.

При проектировании рекомендуется у'мтыватъ свойства общественного центра во всех этих аспектах, которые в совокупности определяют его специфику, и стремиться средствами архитектуры к наиболее полному их выявлению.

1.6. Общие требования к проектированию общественного центра:


"открытость", что предполагает возможность включения общественного центра в более широкую систему города в целом, а также активное взаимодействие центра с окружающей средой;

способность к функциональному и объемно-пространственному развитию по мере дальнейшего совершенствования технологических процессов и функционирования;

дифференцированный подход к определению его состава в зависимости от конкретных потребностей; социально-демографических особенностей населения, градостроительных, природно-климатических, организационных и других местных условий.

1.7.    Проектировать общественный центр следует на основе норм проектирования "Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных мест", действующих нормативов на отдельные учреждения и предприятия, включаемые в комплекс (приложение 1), а также настоящего Руководства предусматривая максимальную унификацию конструктивных, планировочных и инженерных решений, а также высокую техническую оснащенность зданий и механизацию строительства и эксплуатации комплекса.

При проектировании общественного центра следует иметь в виду возможность его поэтапного строительства.

1.8.    Здания общественных центров, как правило, не должны превышать трех этажей. При особых градостроительных условиях и при включении в состав комплексов гостиниц и 'административных зданий этажность может быть увеличена и должна быть увязана с общим архитектурно-планировочным решением района.

1.9.    Инженерное оборудование зданий следует принимать в соответствии с требованиями главы СНиП на проектирование соответствующих учреждений. При этом следует стремиться к максимальному объединению и централизации инженерных коммуникаций и оборудования.

1.10.    Противопожарные требования принимать согласно требованиям глав СНиП на проектирование соответствующих учреждений. Общее коммуникационное пространство внутри здания должно иметь высоту не более трех этажей и огнезащитные двери в него из всех помещений и коридоров.

1.11.    При проектировании комплекса рекомендуется применять конструкции одной серии и унифицировать отдельные элементы зданий: лестницы, лифты, тамбуры, санузлы, что является одной из задач при создании полноценных проектов.

2. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ

2.1.    Центры городских районов (жилых и планировочных) — элементы единой полицентрической системы города (рис. 1) и относятся к комплексным структурным центрам, так как обусловлены системой общественного обслуживания населения города и его планировочной структурой.

2.2.    Формирование общественных центров жилых и планировочных районов - один из важнейших

PMC. I. Общественные центры районного значения в системе городских ас яг ров

ОЦПР - общественные центры планировочных раЯонов; ОЦЖР - общественные центры жилых районов; ОЦМ -общественные центры микрорайонов

принципов организации системы обслуживания, в основе которой лежит функционально-территориальное ее построение. Общественные центры рекомендуется формировать в "узлах" совмещения сетей различных видов обслуживания, организуемых с учетом специфики функционирования каждого вида, и размещать по территориальному признаку во взаимосвязи с сетью городских транспортных коммуникаций и планировочной структурой города - деления его селитебной территории на микрорайоны, жилые и планировочные районы.

23. Важнейшим исходным положением рациональной системы обслуживания является принцип единства всей сети обслуживания города, при котором учитываются трудовые и культурно-бытовые связи различных групп населения. Это предполагает возможность совмещения в общественном центре различных уровней (ступеней) обслуживания, а также использование центра не только живущими в районе, но и работающими и другими жителями города.

2.4. При проектировании общественных центров следует учитывать основополагающий принцип организации обслуживания - разделение функций на производство и потребление. Центры районного значения, располагаемые в жилых массивах, предназначены для постоянного посещения их населением, являются общественными центрами. Поэтому в них концентрируются преимущественно функции потребления в отличие от крупных централизованных предприятий, где осуществляются функции производства. Например, фабрики-заготовочные общественного питания, склады-расфасовочные магазинов, хранилища книг и музейных экспонатов и тд., которые размещаются в специальных зданиях и зонах городского значения.

23. Центры жилых и планировочных районов, в отличие от уникальных объектов общегородского центра, повторяются на селитебной территории. В отличие от местных (микрорайонных) центров центры районного значения более тесно связаны транспортными коммуникациями между собой и с общегородским центром, что позволяет их рассматривать как элементы системы городских центров, а также

5


2-359


индивидуализировать состав и архитектуру каждого в зависимости от конкретных условий строительства.

2.6.    При размещении общественных центров в городе следует обеспечивать их взаимосвязь: с элементами планировочной структуры города и его функциональными зонами (места приложения труда, зоны отдыха и тд.), с застройкой данного района, с другими объектами культурно-бытового обслуживания, с центрами других районов и с центральным ядром горэда; с транспортно-пешеходными коммуникациями и остановками общественного транспорта; с системой зеленых насаждений и ландшафтно-природным окружением; с архитектурной средой (жилой застройкой и ансамблями других ближайших центров).

2.7.    При проектировании общественного центра следует учитывать следующие градостроительные особенности: величину города; размещение района в структуре города, в том числе удаленность от его центрального ядра и наличие общегородских транспортных связей; величину района и его планировочную структуру; организацию сетей культурно-бытового обслуживания; близость к проектируемому центру мест приложения труда, зоны отдыхад также других общественных центров и объектов общественного обслуживания; формируется район и его центр на свободной территории или в условиях реконструкции.

Примечание. При размещении общественного центра района на периферии города близ межгородской транспортной магистрали следует учитывать также значение проектируемого центра в меж-селенном обслуживании.

2.8.    Общественные центры жилых районов рекомендуется создавать преимущественно в крупных и крупнейших и больших городах, где их планировочная структура достаточно сложна. В малых городах жилые районы, как правило,отсутствуют. Исключение составляют малые города с рассредоточенной территорией, где могут быть жилые (планировочные) районы. В этом случае общественный центр жилого района Обычно проектируется как под-центр города.

2.9.    Общественный центр жилого (планировочного) района рекомендуется совмещать с центром административного района города.

Необходимо различать формирование общественных центров в зависимости от их размещения в той или иной зоне города: в периферийных районах, в центральной зоне города, в примыкающей к ней промежуточной зоне. Общественные центры жилых и планировочных районов строятся преимущественно в новых периферийных районах на свободных территориях, что имеет большое принципиальное

значение. С одной стороны, это способствует сближению условий проживания населения в новых и центральных (сложившихся) районах, при этом центр города ’’разгружается” от избытка людей и несвойственных центру функций. С другой стороны, это способствует концентрации социальных и культурных функций на периферии, созданию там урбанизированной городской среды с крупными градоформирующими сооружениями. В периферийных районах структура общественных центров наиболее типична и близка к рекомендациям СНиП.

2.10.    Общественные центры жилых и планировочных районов, располагаемые в центральной части города или имеющие с ней удобную транспортную связь (IS-20 мин), рекомендуется формировать с учетом существующих в зоне его влияния других общественных зданий и, как правило, включать объекты общегородского значения; эти центры рекомендуется размещать в жилой зоне центра.

2.11.    При проектировании общественных центров в промежуточной зоне, отличающейся сложным функциональным зонированием, следует учитывать, что в ней имеются места приложения труда; поэтому при выборе места расположения общественных центров, определения состава и вместимости учреждений следует иметь в виду, что они будут обслуживать не только жителей, но и работающих.

2.12.Обществе иные центры в центральном и промежуточном районах часто проектируются в реконструируемых жилых районах; в этих случаях необходимо знать объемы и темпы реконструкций, а также определять место расположения центра с учетом размещения сохраняемых общественных зданий и по возможности включать их в состав проектируемого общественного центра.

2.13.    Величину центра жилого района следует принимать с учетом величин жилых районов, рекомендуемых СНиП: для крупных и крупнейших городов40-80тыс. человек, для больших и средних -25~40тыс.человек. Предпочтительными являются более крупные общественные центры нс менее чем на 50-60 тыс. человек. При наличии небольших жилых районов следует укрупнять общественные центры, рассчитывая их на обслуживание населения двух-трех жилых районов. Это позволяет улучшить обслуживание населения (более крупные учреждения с большим выбором услуг), повысить его экономическую эффективность (сокращение территории и более интенсивное использование каждого компонента), создать большие возможности для формирования значительных архитектурных композиций.

2.14.    Общественные центры жилых и планировочных районов следует размещать на селитебной тер-


Рмс. 2. Модификации систем центров и организации обслуживания в планировочном районе

а - равномерная сеть небольших центров всех уровней; б-линейно расположенные небольшие центры жилых районов, совмещенные с местными центрами, и центр планировочного района; я - линейно расположенные и связанные транспортом укрупненные местные центры и центр планировочного района; г - равномерная сеть небольших местных центров и укрупненные центры жилых районов: / - центр планировочною района; 2 - центр жилого района; 2 - местный центр

L

ритории города относительно равномерно с зоной обслуживания, определяемой временем доступности, непревышающим 15-20 мин. В современных городах с развитым транспортным движением размещение общественного центра жилого и планировочного района рекомендуется определять временем транспортно-пешеходной доступности (суммарное время в пути: пешком до остановки общественного транспорта, на транспорте и пешком от остановки до общественного центра); размещение общественного центра планировочного района — транспортной доступностью.

Примечание. При слабо развитом движении городского    общественного

транспорта    общественный

центр жилого района следует размешать из расчета пешеходной доступности не более 1500 м,или 15-20 мин.

2.15. При конкретном проектировании следует руководствоваться схемой организации общественных центров, основанной на рекомендациях СНиП, модифицируя ее в зависимости от размещения района в городе, плотности жилой застройки, транспортных связей, объемов и темпов строительства и других местных условий. В пределах планировочного района можно выделить следующие основные варианты (рис. 2): общественные центры жилых районов, центр планировочного района и местные (микрорайонные) центры; общественные центры жилых районов, планировочно связанные между собой и совмещенные с местными центрами, и центр планировочного района; общественный центр планировочного района (или крупный центр жилого района) и местные центры, планировочно связанные между собой; общественные центры жилых районов, планировочно связанные между собой, и местные центры.

Первый вариант наиболее характерен для периферийных крупных жилых массивов с малой и средней плотностью жилой застройки и со слабыми транспортными связями,    а также для небольших

объемов и темпов строительства. При этом варианте создается равномерная сеть небольших центров обслуживания всех уровней, обеспечивающих комплексность при нормативной пешеходной доступности. Недостаток варианта — минимально допустимые вместимости учреждений и, следовательно. невысокий уровень комфорта, относительно высокие затраты на строительство и эксплуатацию.

Второй вариант характерен для районов с повышенной плотностью жилой застройки, с хорошей транспортной связью, высокими темпами и объемами строительства. При обеспечении нормируемых для местных центров радиусов обслуживания вместимости совмещенных с ними районных учреждений небольшие, а состав неоднороден (в каждом центре различен), что затрудняет обеспечение комплексного обслуживания и недостаточно экономично.

Третий вариант используется для периферийных районов крупнейших городов с высокой

плотностью жилой застройки, при высоких темпах и объемах строительства. Необходима хорошая внутренняя транспортная связь между центрами. При укрупнении местных центров и совмещении функции жилого и планировочного района в главном общественном центре обеспечивается высокий уровень комфорта, хорошие эксплуатационные и экономические качества. Пешеходная доступность местных центров превышает нормативную.

Четвертый вариант характерен для районов с малой и средней плотностями застройки, размещаемых в центральной и промежуточной зонах города, для относительно невысоких темпов и объемов строительства. Создается равномерная сеть относительно небольших местных и районных центров обслуживания с обеспечением нормативной пешеходной доступности. Учреждения планировочного района небольшие и рассредоточены, что снижает комфорт. Стоимость строительства и эксплуатации в пределах нормы.

2.16.    Рекомендуется размещать общественный центр на территории жилого района рядом с транспортной магистралью общегородского значения и приближать к нему остановки общественного транспорта. Как правило, центры, размещенные в транспортных узлах (у магистралей или над пересечением двух магистралей), имеют более развитой состав, большую зону притяжения; центр может удобно обслуживать транзитное и городское население; учреждения работают более интенсивно.

Обязательная связь общественного центра с транспортными магистралями определяет важнейшее требование - разделять    пешеходное    и    транс

портное движение, а также выделять пешеходную зону общественного центра. При организации пешеходных коммуникаций общественного центра, так же как и связей между центрами, рекомендуется использовать зеленые насаждения, образующие цепь "перетекающих*’ друг в друга зеленых массивов, объединяющих вместе с пешеходными путями отдельные здания и комплексы в единое целое.

2.17.    Входящие в состав центров физкультурноспортивные комплексы следует размещать в наиболее благоприятной природной среде района в пределах взаимосвязанных озелененных территорий, вблизи района в месте примыкания территории зеленых насаждений к транспортным коммуникациям. Во всех случаях следует предусматривать связь физкультурно-спортивного комплекса с другими элементами центра путем непосредственного примыкания или с помощью озелененных пешеходных коммуникаций.

Связь с системой зеленых насаждений района желательно обеспечивать и при размещении учреждений культуры.

3. СОСТАВ ОБЩЕСТВЕННОГО ЦЕНТРА И ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ВМЕСТИМОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ

3.1. Состав общественных центров районного значения следует определять исходя из перечня учреждений, рекомендуемых СНиП для размещения в зоне общественного центра жилого района